Научная статья на тему 'Формирование, развитие и оценка ИКТ-компетентности обучающихся средствами электронного образовательного комплекса «Живой урок»'

Формирование, развитие и оценка ИКТ-компетентности обучающихся средствами электронного образовательного комплекса «Живой урок» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
339
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКСА / ИКТ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / УУД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дорофеева Ирина Сергеевна, Ёлкина Татьяна Владимировна, Гальковская Ирина Владимировна

В статье описан опыт реализации электронный образовательный комплекс «Живой урок» в МАОУ СОШ № 93 г Екатеринбурга. Представлены направления использования возможностей комплекса для решения педагогических задач, связанных с предстоящим введением ФГОС ООО в штатный режим: возможности индивидуализации обучения; формирование и развитие ИКТ компетентности обучающихся; мониторинг формирования и развития метапредметных результатов, а именно, универсальных учебных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дорофеева Ирина Сергеевна, Ёлкина Татьяна Владимировна, Гальковская Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование, развитие и оценка ИКТ-компетентности обучающихся средствами электронного образовательного комплекса «Живой урок»»

Эксперимент и инновации в школе № 6/2015

Тенденции современного образования

И.С. Дорофеева, Т.В. Ёлкина, И.В. Гальковская

Формирование, развитие и оценка ИКТ-компетентности обучающихся средствами электронного образовательного комплекса

«Живой урок»

Аннотация

В статье описан опыт реализации электронный образовательный комплекс «Живой урок» в МАОУ СОШ № 93 г Екатеринбурга.

Представлены направления использования возможностей комплекса для решения педагогических задач, связанных с предстоящим введением ФГОС ООО в штатный режим: возможности индивидуализации обучения; формирование и развитие ИКТ — компетентности обучающихся; мониторинг формирования и развития метапредметных результатов, а именно, универсальных учебных действий.

Ключевые слова

электронный образовательный комплекса, ИКТ компетентность, метапредметные результаты, УУД

Ориентация на инновационные подходы в образовании заложена в законе «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 года. Статья 47 пункт 3 закона предоставляет педагогам право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ, на участие в разработке образовательных программ и их компонентов, в разработках и во внедрении инноваций.

Использование электронных учебников уверенно входит в учебный процесс образовательных организаций. Статья 16 закона регламентирует применение электронного обучения, статья 18 пункт 1 допускает использование электронных образовательных ресурсов в образовательной деятельности.

Введение ФГОС ООО в штатный режим поставит перед педагогическими коллективами следующие проблемы:

- реализации предусмотренной ФГОС ООО междисциплинарных учебных программ: «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной

деятельности» и «Основы смыслового чтения и работа с текстом»,

- формирования и развития ИКТ-компетентности обучающихся (самостоятельного приобретения и переноса знаний, сотрудничества и коммуникации, решения проблем и самоорганизации, рефлексии и ценностно-смысловых ориентаций), а также собственно навыков использования ИКТ;

- оценки ИКТ-компетентности обучающихся;

- мониторинга формирования и развития мета-предметных результатов.

Преимущества электронных учебников и облачных технологий оценены многими педагогами [1,3,4,5]. Однако далеко не всегда учителя полностью используют возможности электронных комплексов.

Главные затруднения можно объединить в 4 группы по характеру породивших их противоречий:

- противоречие между традиционным представлением о центральном месте педагога в учебном процессе и требованиями ФГОС ООО к формированию регулятивных универсальных учебных дей-

Формирование, развитие и оценка ИКТ-компетентности обучающихся средствами электронного образовательного комплекса «Живой урок»

ствий обучающихся, которые позволяют им самостоятельно организовывать процесс учения;

- противоречие между ориентацией педагогов в первую очередь на формирование предметных компетенций и требованиями ФГОС ООО к формированию метапредметных результатов, как условия успешности обучения в целом;

- противоречие между высоким уровнем пользовательской ИКТ-компетентности обучающихся и недостаточным уровнем у педагогов;

- противоречие между требованиями ФГОС ООО вести обучение на диагностической основе и значительными интеллектуальными и временными затратами при ведении мониторинга освоения УУД.

Наша школа в рамках работы ФЭП АПК и ППРО Минобрнауки РФ работает с электронным образовательным комплексом «Живой урок» с 2012 года [9]. Пройдя этап апробации, мы можем предложить интересные направления использования возможностей комплекса для решения этих противоречий. Наработанный опыт показывает, что, одной стороны, использование ЭОК «Живой урок» позволит изменить место педагога в учебном процессе, переориентировать его на тьютерские и экспертные задачи, а с другой стороны, даст возможность обучающимся проявлять большую самостоятельность в организации процесса учения за счет развития собственной ИКТ-компетентности, тем самым мотивируя на успешность обучения в целом [2,3,4,5].

Возможности ЭОК «Живой урок» позволяют:

- реализовать междисциплинарные учебные программы, предусмотренные ФГОС ООО;

- организовать различные формы целенаправленной познавательной деятельности, формирующие и развивающие УУД, ИКТ-компетентность обучающихся;

- организовать мониторинг формирования УУД обучающихся, экономно используя силы и время педагога;

- повысить ИКТ-компетентность педагога.

В свете введения стандартов нового поколения ЭОК «Живой урок» открывает перед учителем огромное количество возможностей для подготовки насыщенного и многогранного урока. Включение в образовательные процесс различных мультимедийных средств и использование современных технологий, позволяют мотивировать обучающихся, сформировать и развить их учебную и общепользовательскую ИКТ-компетентность [2,3,4,5].

Работа с ЭОК «Живой урок» формирует и развивает у обучающихся:

о умение работать с огромным потоком информации (даже если ребенок готовился к прохождению урока, он не всегда укладывается в 40 минут, что позволяет ему развивать умение самостоятельного планирования и осуществления учебной деятельности, ее организации);

о умение работать с несколькими источниками одновременно (две части электронного учебника ридер

и планшет — позволяют работать одновременно как минимум с двумя источниками, а то и более); о умение вычленять ключевые элементы, что становится необходимым условиям для обработки учеником большого объема материала, то есть развивать навыки осмысленного чтения; о умение сравнивать абсолютно разные по форме и

структуре источники; о умение грамотно воспринимать все виды информации, ведь урок содержит текст, видео, картинки, схемы, таблицы, карты. Кроме этого, каждый урок содержит такую форму работы, как тестирование, что готовит обучающихся к выпускным экзаменам.

Для педагога очень важно, что формирование этих умений обеспечено методическим аппаратом ЭОК «Живой урок». Теперь его главными задачами становиться отслеживание индивидуального продвижения обучающегося, консультационная, кор-рекционная работа, организация мониторинга формирования и развития УУД, ИКТ-компетентности обучающихся.

ЭОК «Живой урок» позволяет реализовать индивидуализацию обучения:

Обучающийся может проходить урок в своем темпе в зависимости от индивидуальных особенностей характера, темперамента, состояние здоровья. Возможно дистанционное обучение, так как облачная технология. Учитель может назначить обучающимся разные маршруты. Некоторые уроки построены таким образом, что по уровню сложности они равны, а информация, помощью которой можно прийти к общему выводу, представлена разная. Есть уроки, где маршруты рассчитаны на разный уровень способностей. Для тех, кто быстро и качественно проходит маршрут урока и может обрабатывать больший объем информации, учитель выбирает 2 маршрут. Для тех, кому нужно больше времени 1 маршрут. Очень важен этап обсуждения перед итоговым тестированием. Обучающиеся могут самостоятельно определить степень освоения содержания урока, а у учителя появляется возможность коррекции ошибок и консультирования обучающихся. Интересно соотношение стандартизированных и творческих заданий. Маршрутные тесты стандартизированы, в них отражены основные дидактические единицы содержания образования соответствующего уровня. В части «С» итогового теста ученик имеет возможность показать свою эрудицию, дать нестандартные ответы, в которых выражена его собственная точка зрения. Благодаря этому учитель может определить базовый или повышенный уровень освоения обучающимся материала темы, выявить, имеет она личностный смысл для ребенка.

В нашей школе использование ЭОК «Живой урок» позволило создать модель мониторинга УУД и ИКТ-компетентности обучающихся.

Педагоги обратили внимание, что тесты промежуточного и итогового контроля усвоения учебной информации, которые оцениваются в основном электронной системой и в меньшей мере учителем, всё же не дают объективной картины уровня образованности обучающихся. Хотя разработчики были движимы благородной целью: они хотели избежать субъективности оценки и свести роль учителя-эксперта к минимуму (т. е к функции корректирующей итоговую отметку). Однако ни о какой абсолютной объективности оценки здесь говорить нельзя. «Тройку» может получить любой обучающийся, даже самый слабый, методом «тыка» или с помощью одноклассников. Из всего выше сказанного мы приходим к выводу, что роль учителя на уроке с использованием ЭОК «Живой урок» ни в коей мере не умаляется, но в корне меняется. Учитель должен выступать не только как организатор урока, тьютор, но и как наблюдатель, исследователь и эксперт. В ходе апробации мы сумели ответить на 3 главных вопроса:

^ Что отслеживать? Процесс формирования и уровень

сформированности УУД обучающегося. ^ Зачем? Чтобы была возможность грамотно осуществлять коррекционную деятельность. ^ Возможно ли это осуществить на уроках с использованием ЭОК «Живой урок»? Мы считаем, что возможно, так как он позволяет отследить траекторию развития отдельного ребёнка, создает банк данных необходимых эксперту. В этом учебном году нами создана Программа мониторинга формирования УУД при реализации

учебных программ с использованием ЭОК «Живой урок». Мониторинг разработан педагогами, работающими с данным ЭОК.

Созданный инструментарий мониторинга отвечает требованиям к методам, инструментарию и организации оценивания уровня развития универсальных учебных действий. Его характеризует:

• адекватность методов (процедур, содержания конкретных заданий и уровня их сложности) возрастным и социокультурным особенностям оцениваемых групп обучащихся;

• системность, непрерывность, репрезентативность мониторинговых исследований;

• надежность, валидность мониторинга;

• профессиональная компетентность и специальная подготовленность лиц, осуществляющих исследование, обработку и интерпретацию результатов;

Методы сбора информации:

• тестирование;

• наблюдение;

• беседа.

Предмет мониторинга:

1. Универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные);

2. ИКТ- компетентность.

Диагностический инструментарий прост и понятен. ИКТ-компетентность обучающихся оценивается с пользовательской точки зрения, как средства, поэтому оценка её идёт в комплексе с оценкой регулятивных действий и познавательных (табл.).

Таблица

Регулятивные УУД и ИКТ-компетентность

УУД Критерии оценивания Уровень освоения (баллы)

Регулятивные и ИКТ-компетентность Обучающийся умеет самостоятельно контролировать своё время, планирует пути достижения цели, принимает решение в проблемной ситуации, адекватно самостоятельно оценивает правильность выполнения действия и вносит необходимые коррективы в исполнение. Обучающийся умеет обращаться с устройствами ИКТ, умело использует различные функции ИКТ с учебной целью, которые помогают ему сэкономить время высокий (2 балла) +(2 балла)

Обучающийся не всегда - умеет самостоятельно контролировать своё время, планирует пути достижения цели; - принимает решение в проблемной ситуации; -адекватно самостоятельно оценивает правильность выполнения действия и вносит необходимые коррективы в исполнение. Обучающийся умеет обращаться с устройствами ИКТ, но не всегда умело использует различные функции ИКТ с учебной целью, которые помогают ему сэкономить время достаточный (1 балл) +(1 балл)

Обучающийся не умеет - самостоятельно контролировать своё время, - планировать пути достижения цели, - принимать решение в проблемной ситуации, - адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение. Обучающийся умеет обращаться с устройствами ИКТ, но неумело использует различные функции ИКТ с учебной целью, которые помогают ему сэкономить время Недостаточный (0 баллов) +(0,5 балла)

Формирование, развитие и оценка ИКТ-компетентности обучающихся средствами электронного образовательного комплекса «Живой урок»

Познавательные УУД и ИКТ-компетентность

#

УУД Критерии оценивания Уровень освоения (баллы)

Познавательные. ИКТ-компетент ность Обучающийся умеет - самостоятельно осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных ресурсов(представленных в ЭОК, интернет-ресурсов и различной литературы в бумажном варианте); - осуществлять обработку информации (выделять главную, необходимую информацию, устанавливать причинно-следственные связи, логические операции, анализ и обобщение понятий, работать с таблицами, схемами, графиками и т.п. ); - структурировать, трансформировать текст; - объяснять явления, процессы, связи и отношения; - использовать различные виды чтения; Обучающийся при обобщении даёт свою собственную оценку явлению, процессу, понятию... Обучающийся при обобщении уместно использует информацию, найденную в ресурсах. высокий (2балла) + (2 балла) +(1 балл)

Обучающийся умеет с помощью кого-либо - осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных ресурсов(представленных в ЭОК, интернет-ресурсов и различной литературы в бумажном варианте); - осуществлять обработку информации (выделять главную, необходимую информацию, устанавливать причинно-следственные связи, логические операции, анализ и обобщение понятий, работать с таблицами, схемами, графиками и т.п. ); - использовать различные виды чтения; Обучающийся не всегда может - структурировать, трансформировать текст; - объяснять явления, процессы, связи и отношения; Обучающийся при обобщении не совсем уместно использует информацию, найденную в ресурсах(много лишнего или недостаточно главного) достаточный (1 балл) +(1 балл)

Обучающийся не умеет или не хочет - самостоятельно осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных ресурсов(представленных в ЭОК, интернет-ресурсов и различной литературы в бумажном варианте); - осуществлять обработку информации (выделять главную, необходимую информацию, устанавливать причинно-следственные связи, логические операции, анализ и обобщение понятий, работать с таблицами, схемами, графиками и т.п. ); - структурировать, трансформировать текст; - объяснять явления, процессы, связи и отношения; - использовать различные виды чтения; Обучающийся при обобщении совсем неуместно использует информацию, найденную в ресурсах или (и) обучающийся сознательно не делает обобщения (нет части С) недостаточный (0 баллов)

Ф

Коммуникативные УУД

УУД Критерии оценивания Уровень освоения (баллы)

коммуникативные Обучающийся активно - участвует в обсуждении, дискуссии, в диалоге со сверстниками и учителем; - работает в группе, оказывает необходимую взаимопомощь; владеет устной и письменной речью, адекватно и грамотно использует речевые средства Высокий (2балла)

Обучающийся не всегда активно - участвует в обсуждении, дискуссии, в диалоге со сверстниками и учителем; - работает в группе, оказывает необходимую взаимопомощь; владеет устной речью, но не всегда адекватно и грамотно использует речевые средства для создания письменных ответов Достаточный (1 балл)

Обучающийся никогда - не участвует в обсуждении, дискуссии, в диалоге со сверстниками и учителем; - не работает в группе, не оказывает необходимую взаимопомощь; или (и) не владеет письменной речью, не может адекватно и грамотно использовать речевые средства Недостаточный (0 баллов)

Литература

1. Антонова А.В., Виштак Н.М. Информационные технологии как базовый компонент инноваций в образовании // Преподаватель XXI век. 2010. Т. 1. № 3. с. 22-25.

2. Глухарева О.Г. Формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы на уроках информатики и икт посредством проектного обучения. // Инновационные проекты и программы в образовании 2013. № 3.С.56-63.

3. Клековкин Г.А. Проблемы обучения в условиях открытого информационного пространства // Образование и наука. 2014. № 7. с. 4-24

4. Панова Е.С. Формирование ИКТ-компетентности педагогов современной школы. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2013. № 3.С. 27-36.

5. Прохорова О.Н., Васильев Д.И. Варламов А.С., Штыр-лин Д.А. Использование современных ИКТ при реализа-

6.

ции образовательных программ в условиях сетевого взаимодействия. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2015. № 5. С.36-41.

Соловов А. Электронное обучение — новая технология или новая парадигма? // Дистанционное и виртуальное обучение. 2007. № 3. с. 58-61..

Стариченко Б.Е., Семенова И.Н., Слепухин А.В. О соотношении понятий электронного обучения в высшей школе // Образование и наука. 2014. № 9; с. 51-68. Сухоруков Д.В., Сорокина Л.А. Средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и повышающие их умственную работоспособность //Образование и наука. 2014. № 2, с. 139-151.

Федоров В.А., Давыдова Н.Н. Моделирование развития образовательных учреждений на основе сетевого подхода // Педагогика. 2013. № 6, с. 49-54.. 10. Мониторинг ЭОР [Электронный ресурс].— Режим доступа: http://eor-np.ru/node/55. Дата обращения: 23.03.2014 г..

8.

9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.