Научная статья
УДК 159.9.072 f
ББК 88.9
DOI 10.25588/CSPU.2023.173.1.011
В. И. Долгова1, К. А. Лаптев2
3
о № а ж к л а о
о §
о
§
1ORCID № 0000-0001-9059-5682 §
о
Профессор, доктор психологических наук, декан факультета психологии, 0
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
§
г. Челябинск, Российская Федерация. §
о
E-mail: [email protected] с
К
2ORCID № 0000-0002-0376-620X §
£
Аспирант кафедры теоретической и прикладной психологии, 0
§
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический ж
к
университет, г. Челябинск, Российская Федерация. §
з
E-mail: [email protected] а
а
ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ о
§
§ о
ПО ЗАЩИТЕ ИНТЕРЕСОВ РОДИНЫ У ОСУЖДЕННЫХ §
а
а о
а
-S § к v § Q л
0 к § ж
§ 1
жет быть важным инструментом подготовки осужденных к уча- Л 1
ж о
- о §
К ВЫПОЛНЕНИЮ ГРАЖДАНСКОГО ДОЛГА
В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ТЕРРОРА
Аннотация
Вв1д1жи1. Формирование психологической готовности мо-
стию в общественной и семейной жизни, к принятию ответствен- ^ ^
^ о
ности за себя и за других людей, к ответственности за последствия ^ Ж
своих собственных решений. Все мероприятия по воспитанию | V гражданского долга содержат в себе ряд действий, направленных
на достижение цели, которая заключается в успешной реадапта- ж
ции осужденных. Это наблюдение относится к знаниям, навыкам, й
о §
о У
© Долгова В. И., Лаптев К. А., 2023
а также к социальным компетенциям относительно интересов Родины. Цель исследования: выявить уровень психологической готовности к выполнению гражданского долга по защите интересов Родины у осужденных.
Материалы и методы. Исследование проводилось на базе ФКУ «ИК... ГУФСИН...» России (К = 50, мужчины возрастом 2040 лет). Теоретические методы: анализ, синтез, целеполагание, моделирование; эмпирические: анкета по выявлению отношения к выполнению гражданского долга по защите интересов Родины у осужденных (В. И. Долгова, К. А. Лаптев), многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (А. Г. Маклаков, С. В. Чер-мянин); методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (О. Ф. Потемкина); Т-критерий Вилкоксона.
Результаты. Выявлена преимущественно низкая адаптация к новым условиям или изменениям, наблюдается дисгармоничное проявление ориентаций. В ходе анкетирования выявлено, что у осуждённых нет полного понимания понятия «патриотизм», они не проявляют собственной гражданской позиции. Готовность к участию в мероприятиях по защите интересов Родины проявляет основная масса испытуемых. Одним из ключевых мотивов принятия такого решения они выделяют желание освободиться от
50 §
к наказания.
а
50
о
го
4
СЦ
Обсуждение. Сравнение полученных результатов с данными других исследователей позволило считать выборку соответствующей стандартам (в нее не вошли люди с деструктивными изменениями психики и физического здоровья, религиозные фанатики, лица, склонные к суициду. Сравнение теоретических
в различных регионах Российской Федерации и за рубежом пока-
подходов и изучение положительного опыта реализации патрио-
0
тического воспитания осужденных в условиях лишения свободы рм
и
р о в
ан
зало, что сегодня недостаточно уделено внимания важным техно- ие
п
логиям целевых психолого-педагогических программ взаимодей- и
л
ствия с осужденными. §
ич
Заключение. Проведенное исследование подтвердило с
ко
острую актуальность проведения целевого взаимодействия с г
о
осужденными, способного решить задачи формирования мотива-ционной готовности к защите интересов Родины; развития соци-
и
ально-психологической адаптированности в процессе выполне- *
в
сг
ния гражданского долга; в создании условий для формирования °
л
н
социально-психологической установки на защиту Родины; в ока- н
1
г
р
а
скую базу исследования;
- программы форм выполнению гражданского долга по защите интересов Родины у
о в
н
о с
зании содействия формированию знаний в области патриотизма и его ключевых компонентов.
Ключевые слова: психологическая готовность; гражданский долг; интересы Родины; адаптивность; осужденные; информационный террор.
Основные положения:
- модель формирования психологической готовности к вы-
сл е
полнению гражданского долга по защите интересов Родины у во ин осужденных объясняется взаимосвязанными целями, задачами, и е
нс
методами, результатами; о *
р о
- обобщение научных выводов по теме, не смотря на их не- » и
а н с
ког
г
о д
олг г
а п о
а ви
-к и
о
достаточность, позволяет составить теоретико-методологиче- н *
о ос
г
оу
- программы формирования психологической готовности к ерр ен
он
р ы
а х
осужденных должны влиять на основные характеристики названной готовности.
«о £ I
bá
а
«о
о
го
4
¡S3 И5
1 Введение (Introduction)
Происхождение понятия «патриот» происходит от греческого слова "pater", буквальное значение которого - человек, верный своим отцам. Это приводит к слову "patria" — месту, в котором жили отцы и поколения членов семьи, включая свой народ и землю. Суть определения с тех пор не изменилась, и в современных определениях понятие патриотизма во всем мире предстает как любовь человека к своей земле, отождествление себя с ней и особая забота о ее благополучии.
Личность гражданина-патриота формируется в процессе патриотического воспитания и характеризуется самостоятельностью мышления, важнейшими духовными и нравственными качествами, чувством гражданского долга, веротерпимостью, любовью к Родине, родным краям, языку, к проявлениям родных традиций и обычаев, к родным и близким, толерантным отношениям к другим народам и культурам, гордости за свое Отечество, за его историю и достижения, почитанием национальных святынь и символов, уважением к Конституции страны, правовым основам государства.
В России создана система государственного подхода к патриотическому воспитанию: определены приоритеты, содержание и основные механизм его развития, которую раскрывают Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. и другие федеральные нормативные правовые акты.
Наиболее важной целью при этом является создание таких
о
социально-психологических механизмов воспитательной дея- рм
и
р о в а н и е п с
ихо
ол
осужденных; ликвидациии рецидивизма; минимизации риска, ог
и
ч е с
ко Й
тельности (А. Ф. Федоров, 2022 [1]; В. И. Долгова, 2008 [2]), которые способствуют восполнению пробелов в образовании; подготовке к профессиональной карьере; повышению самооценки
связанного с социальной изоляцией после освобождения осужденных. Создаются системы патриотического воспитания и за рубежом. Воспитание патриотизма, то есть любви и верности общей родине, может быть образовательным решением для восстановле-
и
ния сплоченности, а также для построения социальной солидар- *
ности между группами, например, израильских граждан и внутри
нию, характерному для израильских-арабских студентов и поэтому в их среде нет солидарности, предлагает общий план нового израильского размышления о концепции инклюзивного гражданского патриотизма и воспитания патриотизма, который пытается изменить типичный патриотический язык с оппозици-
о в
н
о с
них (Е. Gusacov, 2018 [3]). Gusacov Е. показывая, что формальное Ц и неформальное воспитание патриотизма противоречит образова- *
р а д а н с
ког
г
о д
олг г
а п о
Е
онного языка на язык солидарности и инклюзивности. Создается у | впечатление, что дискуссия о необходимости патриотического лов ни
и е
воспитания актуальна не только для западных стран, в которых хи ре
нс
о в
р о
м
много национальностей и культур, но и особенно для государств, социальная сплоченность которых ослабевает, и есть опасения, Л и
8
Ж
что различные фракции в обществе не в состоянии работать вме- нн у
сте. Космополитическое патриотическое воспитание неадекватно нынешней общественной и политической атмосфере (Е. Gusacov, 2019 [4]). Это означает, что до сих пор нет замены уникальному
ог с ог су
е
патриотизму отдельно взятого государства. Более того, угроза нации может вызвать мощный подъем патриотизма. Такие чувства патриотической принадлежности, любви, гордости и заботы о стране, которые могут помочь сохранить сплоченность национальной группы, не только законопослушных граждан, но и осужденных, нужно формировать, в любых видах образовательных процессов.
Образование представляет собой два взаимосвязанных и взаимозависимых процесса — обучение и воспитание, которые должны быть поставлены в самый центр пенитенциарной системы. Каждого осужденного следует строго оценивать с точки зрения его достижений в образовании ф. В. Pestka, 2020 [5]). Образование способствует расширению прав и возможностей осужденных и предоставляет им реальные условия для эффективной социальной реабилитации. Это относится к способности следовать социальным правилам и стандартам, а также социальной полезности. Сегодня социальная полезность идентифицируются с патриотической сплоченностью, главным индикатором психологической готовности к выполнению гражданского долга по защите интересов Родины. По прямому запросу в Научной электронной библиотеке "eLIBRARY.RU" подобрано около 25 000 публикаций ^ только по ключевому слову «патриотизм осужденных». § Авторами (А. К. Быков, 2021 [6]; Ю. Андреева 2022 [7]) про-
^ веден анализ законодательства и научных предложений о направлениях и принципах патриотического воспитания осужденных;
а
«о
о
го
4
названы задачи и содержание нравственного, правового, физиче-
^ ского и других направлений; подчеркнута миссия патриотиче-125 ского воспитания как комплексного института законодательства;
сформулирована система основных принципов патриотического
о
воспитания осужденных в исправительных учреждениях. рм
Проведен анализ современной ситуации в развитии страны, определена роль патриотического воспитания в обеспечении безопасности государства, названы основные направления его реализации, определены основные проблемы организации в разных типах учреждений уголовно-исполнительной системы (Е. Е. Горина, 2022 [8]). Автор провел классификацию объектов воспитания и анализ особенностей проведения патриотического воспитания с каждой из групп. С учетом того, что на современном этапе Российская Федерация проводит в Украине специальную военную операцию, помимо классических — служащих и осуж-
рекомендации по совершенствованию патриотического воспитания в пенитенциарной системе. Тем более, что задачи названного воспитания включают повышение шансов на успешную социальную адаптацию, улучшение моральных устоев у осужденных, их самоуважение и эмоциональную устойчивость. Сказанное определило цель нашего исследования: выявить уровень психологиче-
3
о № а ж к л ж о
о §
о
г к
Л
№ о
о Й
о
№
ж о
о S
к *
денных — предложено выделить новый специфический объект ен
1
воспитания — военнопленных Вооруженных Сил Украины, даны
р а д а н с
ког
г
о д
олг г
а п о
а ви
у т ле
ской готовности к выполнению гражданского долга по защите ин- во ин
и е
тересов Родины у осужденных. хи ре
нс
о в
р о
м
2 Материалы и методы (Materials and methods)
В ходе исследования использованы теоретические и эмпи- а К
к
ж
рические методы: анализ литературы, обобщение, сравнение, Ж Л
§ о
о £
синтез, целеполагание, моделирование; анкета по выявлению от-
ед
ношения к выполнению гражданского долга по защите интересов р н
он р ы
Родины у осужденных, состоящая из 8-ми вопросов (В. И. Долгова, а х
в е
К. А. Лаптев); многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность», разработанный А. Г. Маклаковым, С. В. Чермя-ниным (С. В. Чермянин, А. Г. Маклаков, И. А. Рознова, 2018 [9]); методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О. Ф. Потемкиной (Е. С. Романова, О. Ф. Потемкина, 1992) [10]; методы матема-тико-статистического анализа данных: Т-критерий Вилкоксона (С. Б. Перевозкин, Ю. М. Перевозкина, 2017 [11]). Исследование проводилось на базе ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Челябинской области. В исследовании принимали участие осужденные в количестве 50 мужчин 20-40 лет.
Опросник В. И. Долговой, К. А. Лаптева представляет собой совокупность заданий для написания по каждому из них прозаических сочинений (эссе). Эти сочинения должны отличаться небольшим объемом, свободной композицией и выражать индивидуальное впечатление и самоощущение по конкретным вопросам. Раскрыть в исчерпывающей степени свою позицию не ставится, но она и не отвергается. Кроме того, испытуемые могут выбрать один или несколько ответов, более всего отражающих их отношение к заданному вопросу. Опрос проводится анонимно.
Опросник
1. Что такое, на Ваш взгляд, патриотизм? При необходимости, Вы можете выбрать несколько по-
^ зиций):
,а в о
| - любовь к своей семье, близким;
^ - стремление к безопасному глобальному
^ миру;
- любовь к Родине;
- любовь к народу;
- стремление к социальном справедливости;
- иное. р
ми
2. В чем проявляется истинный патриотизм? о
в
При необходимости, Вы можете выбрать несколько и
позиций): с
- в разговорах и беседах со знакомыми на пат- Ц
ог
риотические темы; ич
ес
- в голосовании на выборах за патриотические § партии; го
- в участии в деятельности патриотических организаций;
- в праздновании исторических событий и юби-
... При необходимости, Вы можете выбрать несколько позиций):
можно назвать патриотами? - большинство;
о в
н о с т и к
леев; о
л
- в конструктивной критике недостатков в |
и
стране; г
ра
- иное. Ж
да
3. Может ли быть патриотом человек, который §
ког
г
о д
олг
га
- критикует власть своей страны; п
- не знает текста гимна своей страны; а
-к
- не знает историю своей страны; у |
- не принимает участия в выборах; и н
X .л
- уезжает жить и работать за границу; * р
нс
- иное. о *
"I о
4. С Вашей точки зрения, какую часть Россиян а и
к н
б £ ну
н
оо
г
оу
- половину; р е
ор нн
- меньшинство; р ы
ах
- никого;
- затрудняюсь ответить;
- иное.
5. Как Вы относитесь к террористической информации об ослаблении России как мировой державы и падении ее престижа?
- мне очень больно видеть это;
- с тревогой и обеспокоенностью;
- отношусь к этому спокойно;
- стараюсь об этом меньше думать;
- мне это безразлично;
- иное.
6. Выражаю и отстаиваю свою гражданскую позицию:
- всегда;
- в торжественных случаях;
- среди патриотов;
- среди космополитов;
- никогда;
- иное.
7. Готовы ли Вы принять участие в ходе боевых действий на Украине?
- да;
- да, но не могу принять участие по состоянию
в
е т
§ здоровья (физической подготовке);
,а в о г лго
Ч -затрудняюсь ответить;
- да, но не могу принять участие, так как не позволяет религия/мировоззрение;
- нет;
сц
- иное.
- желание освободиться от отбывания наказания;
- желание искупить вину за совершенное(ые) преступление(ия);
- стремление получить признание в обществе;
- отсутствие перспектив после освобождения;
- иное.
оз
8. Что Вами руководило в процессе принятия решения об участии в Специальной военной операции (СВО) в 2022 году? | - патриотизм, чувство долга перед Родиной, || ответственность за будущее своей страны и семьи; пс
ихо
ол о
г и ч е с
ко й
о
№ ж
о о
S и
к
3 Результаты (Results)
Результаты исследования точек зрения на понимание понятия «патриотизм» по анкете В. И. Долговой, К. А Лаптева пред- а
a
ставлены на рисунке 1. Половина испытуемых ассоциирует поня- а
ж
о
ког г
о
тие «Родина» с любовью к семье, близким; почти каждый пятый (18 %) ассоциирует патриотизм с любовью к Родине; 16 % соот- о несли понятия «патриотизм» и «любовь к народу.» Незначительная часть опрошенных (всего 4 %) считают стремление к социальной справедливости основой патриотизма. На основе
лг г
а п о
а ви
у т е
ло и
полученных данных мы пришли к выводу, что понятие «патрио- в н
х е
тизм» у каждого второго из осужденных доминирующе соотно- и ре
нс
^ в
сится с любовью к своей семье и своим близким (рисунок 1). р
мо д
и н
Большинство испытуемых (50 % ответов) считают, что ис- Л
„ о * тинный патриотизм проявляется в разговорах и беседах со знако- н "о
гс о у
тд ер е
проявления патриотизма считается участие в деятельности патри- ор нн
р ы ах
мыми на патриотические темы. Не менее важными показателями проявления патриотизма считается участие в деятельности патриотических организаций и в праздновании исторических событий
в е т
I
,а в о
г
4
05
и юбилеев (по 40 % испытуемых выбрали эти критерии патриотизма). Наименьшее количество респондентов (всего 10 %) считают, что патриотизм проявляется через участие в голосовании на выборах за патриотические партии. На основе полученных данных мы пришли к выводу, что, по мнению испытуемых, ключевых признаком проявления истинного патриотизма является участие в разговорах и беседах со знакомыми на патриотические темы. Распределение точек зрения на проявление истинного патриотизма по анкете В. И. Долговой, К. А Лаптева представлено на рисунке 2.
Проанализируем результаты исследования подходов к характеристике человека-патриота по анкете В. И. Долговой, К. А. Лаптева (показатели представлений о личности патриота). Большинство считают, что патриотами являются те, кто знают гимн и историю своей страны (по 40 % респондентов отметили эти ответы — это 20 человек). В то же время наименьшей характеристикой патриота, по мнению испытуемых, считаются посещение выборов (всего 8 % — 4 человека) и граждане, переехавшие работать и жить в другу страну (всего 10 % — 5 человек) относят их к патриотам. Итак, опрошенные осужденные считают наиболее важными характеристиками человека-патриота знание текста гимна и истории своей страны (рисунок 3).
Рисунок 1 — Результаты исследования точек зрения на трактовку понятия «патриотизм»
Figure 1 — The results of the study of points of view on the interpretation of the concept of "Patriotism" according to the questionnaire of V. I. Dolgova, K. A. Laptev
60 50 40 30 20 10 0 ]
т
Беседы со знакомыми на патриотические темы Голосование на выборах за патриотические партии Участие в деятельности патриотических организаций Празднование исторических событий и юбилеев Конструктивная критика недостатков в стране
"Ряд1 50 10 40 40 20
Рисунок 2 — Результаты исследования точек зрения на проявление истинного патриотизма
Figure 2 — The results of the study of points of view on the manifestation of true patriotism according to the questionnaire of V. I. Dolgova, K. A. Laptev
Рисунок 3 — Результаты исследования подходов к характеристике человека-патриота
Figure 3 — The results of the study of approaches to the characterization of a patriot person according to the questionnaire of V. I. Dolgova, K. A. Laptev
Проанализируем мнение испытуемых по вопросу о доле граждан, которых можно отнести к патриотам патриотам по анкете В. И. Долговой, К. А. Лаптева (представления о доле патриотов среди граждан). Большая часть испытуемых затрудняется ответить на вопрос о том, какая часть россиян относится к патриотам (40 % от всей части — 20 человек). Меньшая часть — 10 % респондентов (5 человек) — никого не относят к этой категории и 12 % опрошенных (6 человек) считают, что большинство. На основе этих данных отметим, что среди осужденных у большей части испытуемых возникли сложности с определением доли граждан, являющихся патриотами (рисунок 4).
Распределение результатов изучения отношения осужденных к террористической информации об ослаблении России как мировой державы и к падению ее престижа показано на следующем рисунке. Большая часть опрошенных выразили равнодушие — всего 30 % (15 человек). Не менее объемной группой оказалась та, члены которой выбрали отстранение от мыслей об ослаблении страны на мировом уровне — 20 %. (10 человек). Наиболее заинтересованными в престиже страны оказались 32 % (16 респондентов), половина из которых достаточно остро переживают обсуждаемую проблему, и оставшаяся половина испытывают лишь тревогу ^ и беспокойство. Выявлено безразличие к судьбе родной страны § почти у половины осужденных нашей выборки (рисунок 5).
а
50 О
ГО
4
сц
Рисунок 4 — Результаты исследования подходов к определению доли граждан, относящихся к патриотам
Figure 4 — Results of a study of approaches to determining the proportion of citizens who are patriots according
to the questionnaire of V.I. Dolgova, K.A. Laptev
Рисунок 5 — Результаты исследования отношения к террористической информации об ослаблении России как мировой державы и к падению ее престижа по анкете В. И. Долговой, К.А. Лаптева
Figure 5 — The results of the study of attitudes towards terrorist information about the weakening of Russia as a world power and the fall of its prestige according to the questionnaire of V.I. Dolgova, K.A. Laptev
Приступим к анализу результатов исследования выраже-
о
ния собственной гражданской позиции (отстаивание своей граж- |
о
№ а
ж 5
л ж о
о §
о
г 5
Л
№ о
о Й
данской позиции) по анкете В. И. Долговой, К. А. Лаптева. Большая часть испытуемых — 40 % от общего количества (20 человек) - заявили об отсутствии проявления собственной гражданской позиции. Среди тех, кто все же проявляет свое мнение как гражданин своей страны, основная масса отметила торжественные ситуации — 38 % опрошенных (19 человек). Проявление гражданской позиции в любых обстоятельствах и постоянно характерно 10 % респондентов (5 человек). При нахождении в определенной группе лиц у некоторых испытуемых в наибольшей степени проявляется гражданская позиция. Так, в окружении патриотов свое о мнение выражают 20 % (10 человек), а среди космополитов меньше всего испытуемых отражают свою позицию — всего 2 % (1 человек). Скорее всего, это можно объяснить особенностями контингента учреждений исполнения наказания. Итак, по результатам изучения особенностей отстаивания собственной гражданской позиции большая доля осужденных не проявляет своего мнения в части вопросов, связанных с гражданственностью и патриотизмом (рисунок 6).
а а ж
о §
г о
а §
§
а
ж о
а
Н
№ 5 ^ 3
о 5
№ ж
5 3
л 1
5 О
0 №
1 о
| §
а5 -5 Ж
о г
ж V ж
оо §
о V
1
1ж
ож
1 г
а х
Рисунок 6 — Результаты исследования особенностей отстаивания своей гражданской позиции
Figure 6 — The results of the study of the features of upholding one's citizenship according to the questionnaire of V.I. Dolgova, K.A. Laptev
Обращаем особое внимание на анализ результатов иссле-
дования психологической готовности принять участие в ходе Спе- 1|
5
1
о № а ж 5 е ж
с
5хо
ол о
г 5
ч е с
ко Й
циальной военной операции 2022 года (СВО-2022) (по анкете В. И. Долговой, К. А Лаптева). Отметим возникновение затруднений при ответе на вопрос у 32 % опрошенных (16 человек). В свою очередь, мнения испытуемых в большинстве своем позволяют судить о наличии желания участвовать в ходе СВО-2022 со стороны осужденных: однозначно ответили «да» 20 % респондентов (10 человек), проявили желание, но столкнулись с значительными трудностями 14 человек (28 %); 16 % (8 человек) в качестве препятствия для участия в СВО-2022 обозначили плохое состояние
стию в военных действиях. Немалое количество осужденных отказываются от участия в боевых действиях (20 % опрошенных, 10 человек). Итак, основная масса участников опроса проявляет готовность к участию в СВ0-2022, но в то же время есть сомневающиеся и отказывающиеся (рисунок 7).
Распределение результатов изучения мотивов принятия решения об участии в СВО-2022 по анкете В. И. Долговой, К. А.
о
№
ж о с
3 5
к
здоровья, остальные 12 % (6 человек) ссылались на особые рели- °
л
ж
гиозные или мировоззренческие взгляды, противоречащие уча- ж
I
г
1
а
а
а
ж с
ког г
о §
олг г
а ж о
а №5
V 3 ле
Лаптева представлено на рисунке 8. Наиболее распространенным №о 5ж
5 №
среди осужденных выделяется мотив, связанный с желанием х5 1е
жс
0 №
1 о
|
освободиться от отбывания наказания быстрее — половина опро шенных. Вторым значимым мотивом у каждого пятого испытуе- Л 55
к
ж
мого является отсутствие перспектив при освобождении (20 %, 10 Ж Л
человек). Наименьшей долей респондентов названо желание искупить вину за сов века) (рисунок 8).
ог с
§ V
купить вину за совершенные преступления — всего 8 % (4 чело- 1 ж
ож
1 г
ах
Пстологычесше жаут 261
Рисунок 7 — Результаты исследования готовности к участию в ходе СВО-2022 года
Figure 7 — Results of a study of readiness to participate in the course of the Special Military Operation in 2022 (according to the questionnaire of V. I. Dolgova, K. A. Laptev)
60 50 40 30 20 10 0
н H■ 1 Ш
Патриотизм, чувство долга перед Родиной, ответственность за будущее своей страны и семьи Желание освободиться от отбывания наказания Желание искупить вину за совершенное (ые) преступление (ия) Стремление получить признание в обществе Отсутствие перспектив после освобождения
"Ряд1 12 50 8 10 20
Рисунок 8 — Результаты исследования мотивов принятия решения об участии в СВО-2022
Figure 8 — The results of the study of the motives for making a decision to participate in the SVO-2022 according to the questionnaire of V. I. Dolgova, K. A. Laptev
Обсудим далее результаты, полученные по методике диагностики социально-психологических установок личности в мо-тивационно-потребностной сфере О. Ф. Потемкиной. На основе полученных результатов по каждой из ориентаций выявлено количество испытуемых, у которых они выражены наиболее ярко (набрали более 5 баллов). Представим результаты исследования по каждому из блоков установок. Наиболее выражены у осужденных качества, связанные с ориентацией на эгоизм (62 %), на деньги (54 %), на результат (38 %) (рисунок 9).
По результатам проведенного исследования мы сгруппировали испытуемых по трем группам:
1) высокомотивированные и гармонично ориентированные по сильно выраженным 6-8 ориентациям;
2) низкомотивированные по чрезвычайно слабо выраженным 3-5 ориентациям;
3) дисгармонично ориентированные по двум сильно выраженным установкам.
Представим результаты группировки испытуемых. Обобщая результаты, полученные по методике «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-по-требностной сфере» О. Ф. Потемкиной, видим, что в нашей
№ группе испытуемых у большей ее части дисгармоничные ориен-
е№
§ тации (54 % от общего количества, 27 человек) (рисунок 10).
а"
№ о
г
4
сц
Рисунок 9 — Результаты исследования по методике «Диагностика личности в мотивационно-потребностной сфере» Figure 9 — The results of the study according to the method "Diagnostics of the socio-psychological attitudes of the individual in the motivational-need sphere" by O. F. Potemkina
Рисунок 10 — Результаты, полученные по методике «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» (О. Ф. Потемкина)
Figure 10 — The results obtained by the method "Diagnostics of the socio-psychological attitudes of the individual in the motivational-need sphere" (O. F. Potemkina)
Рассмотрим результаты исследования по методике многоуровневый личностный опросник «Адаптивность», разработанный А. Г. Маклаковым, С. В. Чермяниным. Исследование проводилось по трем направлениям: нервно-психическая устойчивость, коммуникативные способности, моральная нормативность (Таблица 1).
Таблица 1 — Результаты исследования по трем направлениям по методике многоуровневый личностный опросник «Адаптивность», разработанный А. Г. Маклаковым Table 1 — The results of the study in three areas according to the methodology of the multi-level personality questionnaire "Adaptiveness", developed by A. G. Maklakov
Направление исследования Уровень личностного адаптивного потенциала, %
Ниже среднего Средний Выше среднего
Нервно-психическая устойчивость 52 38 10
Коммуникативная способность 62 30 8
Моральная нормативность 68 28 4
Результатом обобщения данных по всем трем направлениям (нервно-психической устойчивости, коммуникативной способности, моральной нормативности) проявился в определении уровня личностного адаптивного потенциала (рисунок 11).
в
1
1
0
№ а
ж
1
л ж о
о g
0
г
1
Л
№ о
о
Kl
о
№
ж о
0
s
1
«
ж
g
ж
№ ж
1
S
г
а
g
а ж
о §
г о
д § § а ж о
а 1
№ V 8 G №
0 1
№ ж
1 s б 3
№ о
о
№
S ж
а
а
-к
s о
ж ж о §
д
д
s ж
S
Л о
о
б V
s д №
3 3ж
ож
3 s
а х
ч
i -20 Высокая и нормальная адаптация Удовлетворительная адаптация Низкая адаптация
"Ряд1 6 36 58
Уровень адаптации
Рисунок 11 — Результаты, полученные по методике многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» (А. Г. Маклаков, С. В. Чермянин)
Figure 11 — Results obtained by the methodology of the multi-level personality questionnaire "Adaptiveness" (A. G. Maklakov, S. V. Chermyanin)
У большей части испытуемых отмечена низкая адаптация »ш условиям (58 %). У этих испытуемых могут наблюдаться нервно-психические срывы. Они конфликтны, обладают низкой
о
к новым условиям (58 %). У этих испытуемых могут наблюдаться ^
о
№ а
нервно-психической устойчивостью, могут проявлять асоциаль- |
а
о
о §
о
г 5
Л
№ о
о Й
ные поступки. Не менее важной группой признаны осужденные, характеризующиеся удовлетворительной адаптацией (36 % участников эксперимента), успех их адаптации зависит от внешних условий среды.
Полученные результаты не соответствуют современным вызовам, в связи с чем была разработана программа, целью которой являлось содействие формированию психологической готов-
из сг
ности к выполнению гражданского долга по защите интересов Ро- 0
Программа реализуется с учетом трех направлений:
1) формирование мотивационной готовности;
2) развитие социально-психологической адаптированно-
3) формирование социально-психологических установок у осужденных.
дины у осужденных. Программа включает в себя три блока: § установочный, когнитивно-деятельностный и рефлексивный. 3
а ^
а а
о §
§ о §
сти; а
а о
а
е
№ 5
§ 3
В структуре занятий проводились ритуалы приветствия, о а
5 №
основная часть, ритуалы прощания. Занятия проводились во вто- з №
ао
о № 3 о
о
рой половине дня. Одно занятие длилось 30 мин, периодичностью 1-2 раза в неделю. Цикл включал в себя 10 занятий. Л §
а
а
После внедрения программы была использована методика а 3
«Диагностика социально-психологических установок личности в
о§ о
§ V
мотивационно-потребностной сфере» О. Ф. Потемкиной сравни- 3 а
оа
3 г
тельный анализ выявил значительное улучшение по ориентациям й х
на процесс (на 22 %), на результат (на 20 %), на труд (на 20 %), на деньги (на 24 %).
По многоуровневому личностному опроснику адаптивности А. Г. Маклакова получилось, что в исследуемой группе увеличилось количество испытуемых с уровнем выше среднего - на 6 % (на 3 человека). В то же время заметно снизилось количество исследуемых с уровнем ниже среднего - на 22 % (на 11 человек).
Для анализа эффективности использования разработанной программы определили значимые различия между показателями на констатирующем и контрольном этапе, был использован критерий Т-Вилкоксона. Для этого определили нулевую (Но) и альтернативную (Н1) гипотезу.
Нулевой гипотезой (Но) является положение о том, что показатели исследования до эксперимента превышают результаты, полученные после его проведения. В качестве альтернативной гипотезы (Н1) принято следующее положение: показатели исследования после эксперимента превышают результаты, полученные до его проведения.
Анализируя результаты исследования по первой методике, мы выявили нетипичные значения, к которым относятся в данном случае «нулевые значения». Сумма рангов этих «редких» направлений составляет эмпирическое значение критерия Т-Вилкок-сона. Представим в таблице 2 полученные эмпирические значения по результатам расчетов математической статистики.
Таблица 2 — Эмпирические значения, полученные в ходе
«о £ I
а
50 О
§ математической обработки результатов исследования ^ Table 2 — Empirical values obtained in the course ^ Of mathematical processing of research results
Направление исследования Полученное эмпирическое значение, балл
1 Ориентация на процесс 130,5
2 Ориентация на результат 226,5
3 Ориентация на альтруизм 196,5
4 Ориентация на эгоизм 220,5
5 Ориентация на труд 265,0
6 Ориентация на свободу 178,0
7 Ориентация на власть 392,0
8 Ориентация на деньги 355,0
Из таблицы критических значений критерия Т-Вилкоксона для выборки 50 человек Ткр для р < 0,01 составляем 397, в то время как Ткр для р < 0,05 равно значению 466. Сравнивая эмпирические значения с критическими, отметим, что рузультаты исследования меньше Ткр для р < 0,01. Данный факт позволяет судить о том, что показатели, полученные по всем ориентациям, находятся в зоне значимости.
В связи с этим принимается альтернативная гипотеза, в соответствии с которой после внедрения программы в группе показатели стали значительно выше в сравнении с результатами констатирующего этапа.
Анализируя результаты математической обработки данных по второй методике, мы выявили нетипичные значения, к которым относятся в данном случае «нулевые значения». Сумма рангов этих «редких» направлений составляет эмпирическое значение критерия Т-Вилкоксона. Представим полученные эмпирические значения по результатам расчетов математической статистики (Таблица 3).
в
15
и
3 о № а а и е
а
с
ихо
л §
и ч е с
ко Й
о
№
а о с и к
а
ол а
е а и § 3 а
а а с ко§ § о ол§ § а а о
а
е
№и
у 3 е
ло и
№а
§ 3
3 3
аи ес
о №
3 ^
а
-к
и
о а
ао§ с
о§ су
у
е 3
3а
оа
3 г
ах
Таблица 3 - Эмпирические значения, полученные в ходе математической обработки результатов исследования Table 3 — Empirical values obtained in the course of mathematical processing of research results
Направление исследования Полученное эмпирическое значение, балл
1 Нервно-психическая устойчивость 072,0
2 Коммуникативные особенности 264,0
3 Моральная нормативность 317,0
4 Личностная адаптивность 374,5
Из таблицы критических значений критерия Т-Вилкоксона для выборки 50 человек Ткр для р < 0,01 составляем 397, в то время как Ткр для р < 0,05 равно значению 466. Сравнивая эмпирические значения с критическими, отметим, что результаты исследования меньше Ткр для р < 0,01. Данный факт позволяет судить о том, что показатели, полученные по всем ориентациям, находятся в зоне значимости. В связи с этим принимается альтернативная гипотеза, в соответствии с которой после внедрения программы в группе показатели стали значительно выше в сравнении с результатами констатирующего этапа.
На основе полученных данных мы пришли к выводу, что понятие «патриотизм» у каждого второго из осужденных доминирующе соотносится с любовью к своей семье и своим близким; ключевым признаком проявления истинного патриотизма является участие в разговорах и беседах на патриотические темы; наиболее важными характеристиками человека-патриота осужденные считают знание текста гимна и истории своей страны; у
большей части испытуемых возникли сложности с определением
о
доли граждан, являющихся патриотами; выявлено безразличие к ^
и3
судьбе родной страны почти у половины осужденных нашей вы- №
аа
борки; большая доля осужденных не проявляет своего мнения в №
а
части вопросов, связанных с гражданственностью и патриотиз- и
хол о
§ и ч е с
ко й
мом. Основная масса проявляет готовность к участию в специальной военной операции, но в то же время есть сомневающиеся и отказывающиеся; наиболее распространенным среди осужденных выделяется мотив, связанный с желанием освободиться от отбывания наказания быстрее - половина опрошенных. Вторым
и
значимым мотивом у каждого пятого испытуемого является от- к
№
СГ
сутствие перспектив при освобождении. Наименьшей долей ре- °
л
а
спондентов названо желание искупить вину за совершенные пре- а
I
ступления. 3
а
4 Обсуждение (Discussion)
Центральное значение в формировании патриотизма имеет реабилитация и успешная реинтеграция заключенных в общество. При выполнении своих уставных обязанностей сотрудники службы выполняют две основные функции: реабилитацию и наблюдение за заключенными. В работе авторов (Z. Hamin, R. A.
о № Ж О О
Ö ж
о §
§
о д
§ §
ö ж о
Ö
Е
№ К
V S g л
Hassan, 2012, Малайзия [12]) показано, что двойная роль сотруд- о ж
^ К 1 ников службы создает юридические и оперативные дилеммы при л 1
0 № о
выполнении их уставных обязанностей, что приводит к наруше нию баланса между надзором и реабилитационными функциями Л и
ж
ж
сотрудников. Ж
0 g
г
О У
В этой статье мы не представили результаты изучения взаимосвязи между импульсивностью, агрессией, антисоциальным расстройством личности и ответами на наш опросник. Однако, в
ходе составления выборки это учли, разделяя точку зрения группы испанских ученых (S. Z. Martin, C. Zabala, J. Del-Monte, P. Graziani, E. Aizpurua, T. J. Barry, J. Ricarte, 2019 [13]) о том, что антисоциальное расстройство личности рецидивная психопатия влияет на множество жизненных сфер и связана с преступным и проблемным поведением. Для заключенных с антисоциальным расстройством личности импульсивная агрессия связана с рецидивизмом (количество раз в тюрьме). Их уровень психопатии связан с преднамеренной агрессией и двигательной импульсивностью. При этом импульсивная агрессия связана с рецидивом только у заключенных с антисоциальным расстройством личности, более того, импульсивность и агрессия играют центральную роль в рецидивизме у этих лиц.
При составлении выборки мы учитывали и состояние здоровья осужденных, что напрямую связано, по данным авторов из Пакистана (F. Fayyaz, A. Akram, F. Saleem, 2020 [14]), с оценкой качества их жизни. Большинство (56,8 %) наших респондентов были из центральной тюрьмы, и в когорте преобладали участники в возрасте 21-30 лет (28,3 %). Наиболее частым состоянием здоровья заключенных во время отбывания наказания были расстройства желудка (15,4 %). Испытуемые нашей выборки, как и большинство участников этой выборки, также не сообщали о проблемах
в е
тп с передвижением, самообслуживанием, обычной деятельностью,
,а в о
г
4
¡S3 и;
боли или дискомфорте, но указывали на сильную и крайнюю тревогу или депрессию (48,3 %). Несмотря на то, что возраст, местонахождение, текущие годы в тюрьме, настоящее заболевание во время заключения, тюремное и семейное положение были в значительной степени связаны с HRQOL (критериями качества
жизни, связанного со здоровьем), на ответы по опроснику это
о
не отражалось. ^
3 о № а а и е а с
ихо
ол
сильная положительная корреляция между количеством случаев, §
и
ч е с
ко й
Не вошли в нашу выборку осужденные, склонные к суициду. При этом были учтены результаты других исследований (В. Fetahu, 2021, Косово [15]), которые показывают, что существует
мотивированных условиями содержания в исправительных учреждениях, и решением суда, представлены данные о сезоне и времени, в которое чаще встречаются случаи самоубийств, согласно опыту сотрудников исправительных учреждений. Учитывали мы при составлении выборки и эмпирические данные крупномас-
сг
штабных кросс культурных исследований, проведенных в Сербии ао
ецировать недовольство и повторяющиеся вспышки разрушительных столкновений. Не вошло наше исследование в противоречие с другими работами о необходимости целевого взаимодействия по формированию психологической готовности к выполнению гражданского долга по защите интересов Родины. Так, близки нашим идеи (Э. В. Зауторовой, 2018 [17]) относи-
сь. Stankov, 2018 [16]). Два составляющих процесса насилия - ре- | лигиозность и злобность — тесно связаны. И эта связь может про- 3
3 а ^ а а с ко§ § о ол§ § а а о
а
е №и
у 3
ле
тельно значения патриотического воспитания осужденных и пу- ° а тей его организации в местах лишения свободы, оказалось полез- и №
ас
о №
3 о
о
ным проведенное автором обобщение положительного опыта реализации патриотического воспитания осужденных в условиях Л и
к
ж
лишения свободы в различных регионах Российской Федерации. а 3
о§ с
Считаем, что в этом опыте недостаточно уделено внимания 3 ^
ее
таким важным технологиям, как психолого-педагогическое взаи- 3 а
оа
, 3 г
модействие по формированию эмоциональной устойчивости
осужденных. Такие программы для другой социальной выборки опубликованы в более ранних наших работах (В. И. Долгова, Г. Ю. Гольева, 2010 [18]).
На современном этапе технологии программы формирования у осужденных исследуемой психологической готовности должны решать задачи изучения отношения к специальной военной операции и развития положительных представлений о её целях; обучения оценке собственных возможностей и работе с негативными поведенческими реакциями; формирования нового опыта взаимодействия и разрешения конфликтов; самодиагностики страхов, эмоциональных переживаний и опасений; эмоциональной поддержки, группового взаимодействия, сплоченности; отработки боевых навыков и готовности выполнять боевые команды.
Чувство патриотизма, объединяющее людей, одухотворяет их и сплачивает, но до сих пор не использованы в России все ее исторические возможности для формирования патриотов. И не только в России. Так, исследователи из Республики Казахстан Uzakbayeva, S. Zhalgasova, А. Beisembayeva, G. Kosherbayeva, 2014 [19]) говорят о том, что педагогический потенциал казахской литературы и казахского героического эпоса, в частности, как средства патриотического воспитания, еще не использован и не
50
50
§ обновлен требованиями нашего времени.
а
50 О
ГО
4
сц
В нашей практике, в частности, решению этих задах способствовал просмотр документальных фильмов Леонида Мле-чина: «Пивной путч Адольфа Гитлера», «Нобелевская медаль министра Геббельса», «Женщина с ледяными глазами. Магда Геббельс», «Генерал Власов и атаман Краснов», «Вторая мировая
о № Ж О О
война — случайная война», «Третий рейх: последние дни», «Сте-
о
пан Бандера: рассекреченная жизнь», «Вожди Третьего рейха», |
«Советская разведка в годы войны». о
§
Осужденные лишены возможности посещать музеи, по- |
ж
этому экскурсии по городам-героям, музеям совершаем вирту- §
g
ально с помощью компьютера: «Москва - столица нашей Ро- о
ж
дины», «Город-герой Ленинград», «Кремль и Красная площадь», |
о
«Музей имени П. В. Алабина», «Сталинград», «Севастополь», о,
о
«Монументы и памятники» и др.
Наконец, патриотизм осужденных способствует их актив-
„ §
ному участию в специальной военной операции с точки зрения *
0 £
социальной памяти. Учитывая, что наследие (позитивное соци- °
§
альное мнение о себе), по крайней мере, в том виде, в каком этот §
1
термин чаще всего используется, состоит в основном из предпо- ^
£
лагаемой посмертной репутации, стремление «оставить» наследие может быть артефактом или продолжением этой естественной, повседневной человеческой тенденции искать, устанавливать и наслаждаться тесными связями с другими и быть полезным, значимым, почитаемым. Обзор и анализ унаследованных мотиваций и поведения показал (W. Jesse, J. M. Bering, J. Halberstadt, 2022 [20]), что каждый человек испытывает желание, чтобы его о §
g
а
Ж
О §
г О
д § §
а ж
О
а
№ Ж
№ Ж
Ж S
помнили. з р
Ж О
О №
Р О
о
5 Заключение (Conclusion)
Исследование показало, что проблема патриотизма с ран- а Ж
ж
ж
него времени имеет огромное значение для развития личности как а 3
о ос
§
оу
гражданина. Без формирования чувства патриотизма невозможно чувство личной и общественной значимости. Потенциальные возможности чувства патриотизма расширяются и углубляются
s д
та л а Ж
ОЖ
а s
а х
вместе с развитием общества. В то же время определенное развитие общества зависит от патриотизма людей, его составляющих. Существуют многочисленные доказательства справедливости этого тезиса, и мы их в статье привели, использовав не только теоретический анализ работ отечественных и зарубежных авторов, но и полученные в ходе эмпирического исследования результаты.
Моделированию процессов формирования психологической готовности к выполнению гражданского долга по защите интересов Родины у осужденных, определению и согласованию целей, задач, методов и результатов предшествовало в нашем исследовании обобщение научных выводов и составление теоретико-методологической базы исследования. Формированию основных характеристик исследуемой готовности способствуют целевые психолого-педагогические программы, авторский подход к разработке и реализации подобной программы мы представили.
Библиографический список
1. Федоров А. Ф. Формирование патриотического движения среди осужденных // Научные труды ФКУ НИИ ФСИН России : научно-практическое ежеквартальное издание. Москва : Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации», 2022. С. 62-65.
2. Долгова В. И. Социально-психологические механизмы воспита-« тельной деятельности вуза // Проблемы социальной психологии личности. | 2008. № 7. С. 18-25.
3. Gusacov E. (2018), "Education for patriotism and the Arab-Is-
^ raeli sector. International", Journal of Educational Development, vol. 60, pp. 138-148. DOI 10.1016/j.ijedudev.2017.11.005.
a «0 o
CO
^ 4. Gusacov E. (2019), "Am I or can I be a citizen of the world? Ex-
is^ amining the possibility of cosmopolitan-patriotic education in Israel", Ethics
^ and Education, vol. 14(2), pp. 213-226. DOI 10.1080/17449642.2019.1587683.
образование и наука. 2021. № 2. С. 24-30.
7. Андреева Ю. В. Направления и принципы патриотического воспи-
5. Pestka D.B. (2020), "Meaning and meaninglessness of education
О
for convicts. Selected aspects of education for convicts in Poland and in р Europe, Social Sciences & Humanities Open, vol. 2 (1). DOI р 10.1016/j.ssaho.2020.100053. Ц
ни
6. Быков А. К. Развитие государственной политики в области патрио- л
пс
тического воспитания молодежи в современных условиях // Педагогическое g
ол о
г и ч е
ск
тания осужденных в исправительных учреждениях // Вестник Восточно-Си- о бирской Открытой Академии. 2022. № 47. С. 15-19. о
8. Горина Е. Е. Проблемы и перспективы развития патриотического н
ос
воспитания в уголовно-исполнительной системе на современном этапе // Сои
циальные отношения. 2022. № 3 (42). С. 69-76. л
»
9. Чермянин С. В., Маклаков А. Г., Рознова И. А. Психологические и о
поведенческие особенности лиц юношеского возраста с проявлениями реак- |
ни
ций обид // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. | Пушкина. 2018. № 4. С. 36-47. Ц
10. Романова Е. С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психоло- д
н
гической диагностике. Москва : Дидакт, 1991. - 256 с. ISBN 5-86776-017-0. к
ог
11. Перевозкин С. Б, Перевозкина Ю. М. Методы математической ста- о
до
тистики в научно-исследовательской работе психолога. Новосибирск : Ново- лг
а
сибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», о 2017. - 162 c. ISBN 978-5-7014-0797-6. а
о
12. Hamin Z., Hassan R.A. (2012), "The Roles and Challenges of Parole Officers in Reintegrating Prisoners into the Community under the
£
№ S
V S G л
1 S № ж
S S
Parole System", Procedia-Social and Behavioral Sciences, vol. 36, pp. x ^
S 1 11 x
324-332, DOI 10.1016/j.sbspro. 2012.03.036.
13. Martin S., Zabala C., Del-Monte J., Graziani P., Aizpurua E., g ? Barry T.J. & Ricarte J. (2019), "Examining the relationships between im-
ö S
s ж 1 S
pulsivity, aggression, and recidivism for prisoners with antisocial person- g 0 ality disorder", Aggression and Violent Behavior, vol. 49. DOI 10.1016/j.avb.2019.07.009.
14. Fayyaz F., Akram A. & Saleem F. (2020), "PNS192 Predictors
-Й
i* o
Q
of health related quality of life among prisoners of quetta city, Pakistan", Value in Health, vol. 23(1). DOI 10.1016/j.jval.2020.04.1187.
15. Fetahu B. (2021), "Perceptions of correctional officers about suicidal behavior among prisoners in Dubrava prison", Annates Médico -psychologiques, revue psychiatrique, vol. 179 (5), pp. 432-437, DOI 10.1016/j.amp.2020.11.017.
16. Stankov L. (2018), "Psychological processes common to social conservatism and terrorism", Personality and Individual Differences, vol. 120, pp. 75-80. DOI 10.1016/j.paid.2017.08.029.
17. Зауторова Э. В. Роль патриотического воспитания осужденных в местах лишения свободы // Теоретические и практические проблемы развития уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации и за рубежом. -Рязань : Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2018. С. 325-335.
18. Долгова В. И., Гольева Г. Ю. Эмоциональная устойчивость как ключевая компетенция. Челябинск : АТОКСО, 2010. - 183 с. ISBN 5-82270146-7.
19. Uzakbayeva S., Zhalgasova S., Beisembayeva A. & Kosherba-yeva G. (2014), "The Patriotism Education Content at the Present Stage", Procedia — Social and Behavioral Sciences, vol. 141, pp. 675-679. DOI 10.1016/j.sbspro.2014.05.118.
20. Waggoner J., Bering J.M. & Halberstadt J. (2022), "The desire to be remembered: A review and analysis of legacy motivations and behaviors", New Ideas in Psychology, vol. 69. DOI 10.1016/j.newideapsych.2022.101005.
V. I. Dolgova1, K. A. Laptev2
1ORCID No. 0000-0001-9059-5682 Professor, Doctor of Psychological Sciences,
Dean of the Faculty of Psychology, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
2ORCID No. 0000-0002-0376-620X Postgraduate at the Department of Theoretical and Applied Psychology, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected] ^
0
1 a
s
o'
s ^
I?
0 o
h
o
0 S
a
S
a
Abstract S
S
?
1
FORMATION OF PSYCHOLOGICAL READINESS FOR THE FULFILLMENT OF CIVIC DUTY TO PROTECT THE INTERESTS OF THE MOTHERLAND AMONG CONVICTS IN THE CONDITIONS OF INFORMATION TERROR
C6 l S
Introduction. The formation of psychological readiness can be an important tool for preparing convicts to participate in public and family life, to take responsibility for themselves and for other people, and for the consequences of their own decisions. All activities for the education of civic duty contain a ^ number of actions aimed at achieving the goal, which is the suc-
cessful readaptation of convicts. This observation refers to
knowledge, skills, as well as social competencies regarding the interests of the Motherland. The purpose of the study: to identify the level of psychological readiness for the fulfillment of civic duty to protect the interests of the Motherland among convicts.
Materials and methods. The study was conducted on the
O
• £
rectional Colony ... of the Main Directorate of the Federal Ser- ^
3 $
vice for the Execution of Punishments ...") of Russia (N = 50, men aged 20-40 years). Theoretical methods: analysis, synthesis, goal setting, modeling; empirical: a questionnaire to identify
the attitude to the fulfillment of civic duty to protect the interests of the Motherland among convicts (V.I. Dolgova, K.A. Laptev), a multi-level personality questionnaire "Adaptiveness" (A.G. Maklakov, S.V. Chermyanin); methodology for diagnosing socio-psychological attitudes of a person in the motivational-need sphere (O. F. Potemkina); T-test of Wilcoxon.
Results. Predominantly low adaptation to new conditions or changes was revealed, disharmonious manifestation of orientations is observed. During the survey, we found that the convicts do not have a complete understanding of the concept of "patriotism", they do not show their own civic position. The readiness to participate in activities to protect the interests of the Motherland is shown by the bulk of the subjects. One of the key motives for making such a decision, they highlight the desire to be free from punishment.
Discussion. Comparison of the obtained results with the data of other researchers made it possible to consider the sample as corresponding to the standard (it did not include people with destructive changes in the psyche and physical health, religious fanatics, persons prone to suicide. Comparison of theoretical approaches and the study of the positive experience of implementing the patriotic education of convicts in prison in various regions of the Russian Federation and abroad has shown that today not enough attention is paid to important technologies of targeted psychological and pedagogical programs of interaction with convicts.
Conclusion. The conducted research confirmed the acute relevance of conducting targeted interaction with convicts, capable
of solving the problems of forming motivational readiness to protect the interests of the Motherland; development of socio-psychological adaptation in the process of fulfilling civic duty; in creating conditions for the formation of a socio-psychological
£
mindset for the defense of the Motherland; in assisting in the g
»
formation of knowledge in the field of patriotism and its key components. ^
Keywords: Psychological readiness; Civic duty; Interests of the Motherland; Adaptability; Convicts; Information terror. Highlights:
The model of the formation of psychological readiness to n
s
fulfill the civic duty to protect the interests of the Motherland s^
r
among convicts is explained by interrelated goals, objectives, e methods, and results.
Generalization of scientific conclusions on the topic, despite their insufficiency, makes it possible to draw up a theoret- ^ ical and methodological basis for the study.
c h o
o S
a
-
S
a
C6 l 'S
Programs for the formation of psychological readiness to ^
fulfill the civic duty to protect the interests of the Motherland among convicts should influence the main characteristics of the said readiness.
O
o
§ S
s SS
c fa
s fa
s" h
ss s .
s s
o S
o r
References 1 |
S
S 'J o >2.
1. Fedorov A.F. (2022), Formirovaniye patrioticheskogo § t
so ro
dvizheniya sredi osuzhdennykh [Formation of a patriotic movement among ^ convicts], Nauchnyye trudy FKU NII FSIN (Federal'noye kazennoye o h uchrezhdeniye "Nauchno-issledovatel'skiy institut Federal'noy sluzhby
o
ispolneniya nakazaniy") Rossii (Nauchno-prakticheskoye ye- s
C6 i a
n
a
zhekvartal'noye izdaniye) [Scientific works of FSI RI FPS (Federal State ° §
r g
-Si a
J*
o
Q
Institution "Research Institute of the Federal Penitentiary Service") of the Russian Federation" (Scientific and practical quarterly publication)], Iz-datel'stvo Federal'nogo kazennogo uchrezhdeniya "Nauchno-issle-dovatel'skiy institut Federal'noy sluzhby ispolneniya nakazaniy" Ros-siyskoy Federatsii, Moscow, pp. 62-65. (In Russian).
2. Dolgova V.I. (2008), Sotsial'no-psikhologicheskiye mekhanizmy vospitatel'noy deyatel'nosti vuza [Socio-psychological mechanisms of educational activity of the university], Problemy sotsial'noypsikhologii lich-nosti, 7, pp. 18-25. (In Russian).
3. Gusacov E. (2018), "Education for patriotism and the Arab-Israeli sector. International", Journal of Educational Development, vol. 60, pp. 138-148. DOI 10.1016/j.ijedudev.2017.11.005.
4. Gusacov E. (2019), "Am I or can I be a citizen of the world? Examining the possibility of cosmopolitan-patriotic education in Israel", Ethics and Education, vol. 14(2), pp. 213 -226. DOI 10.1080/17449642.2019.1587683.
5. Pestka D.B. (2020), "Meaning and meaninglessness of education for convicts. Selected aspects of education for convicts in Poland and in Europe, Social Sciences & Humanities Open, vol. 2 (1). DOI 10.1016/j.ssaho.2020.100053.
6. Bykov A.K. (2021), Razvitiye gosudarstvennoy politiki v oblasti patrioticheskogo vospitaniya molodezhi v sovremennykh usloviyakh [Development of state policy in the field of patriotic education of youth in modern conditions], Pedagogicheskoye obrazovaniye i nauka, 2, 24-30. (In Russian).
7. Andreeva Yu.V. (2022), Napravleniya i printsipy patrioticheskogo vospitaniya osuzhdennykh v ispravitel'nykh uchrezhdeniyakh [Directions and principles of patriotic education of convicts in correctional institutions], Vestnik Vostochno-Sibirskoy Otkrytoy Akademii, 47, 15-19. (In Russian).
8. Gorina E. E. (2022), Problemy i perspektivy razvitiya patriotich-eskogo vospitaniya v ugolovno-ispolnitel'noy sisteme na sovremennom etape [Problems and prospects for the development of patriotic education
in the penitentiary system at the present stage], Sotsial'nyye otnosheniya, 3 (42), 69-76. (In Russian).
9. Chermyanin S.V., Maklakov A.G. & Roznova I.A. (2018), Psikhologicheskiye i povedencheskiye osobennosti lits yunosheskogo voz-rasta s proyavleniyami reaktsiy obid [Psychological and behavioral characteristics of adolescents with manifestations of resentment reactions]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina, 4, 36-47. (In Russian).
10. Romanova E.S. & Potemkina O.F. (1992), Graficheskiye metody
nostics], Didakt, Moscow, 256 p. ISBN 5-86776-017-0. (In Russian).
11. Perevozkin S.B. & Perevozkina Yu.M. (2017), Metody ma-tematicheskoy statistiki v nauchno-issledovatel'skoy rabote psikhologa [Methods of mathematical statistics in the research work of a psychologist], Novosibirskiy gosudarstvennyy universitet ekonomiki i upravleniya
S
2
O n
ych
v psikhologicheskoy diagnostike [Graphic methods in psychological diag- l
o
g
CS
a
S
a
s n
es s
2
h
e
"NINKH", Novosibirsk, 162 p. ISBN 978-5-7014-0797-6. (In Russian). u
lf
12. Hamin Z., Hassan R.A. (2012), "The Roles and Challenges of l
m
Parole Officers in Reintegrating Prisoners into the Community under the en
t
Parole System", Procedia-Social and Behavioral Sciences, vol. 36, pp. ^ 324-332, DOI 10.1016/j.sbspro. 2012.03.036.
13. Martin S., Zabala C., Del-Monte J., Graziani P., Aizpurua E., ^
Barry T.J. & Ricarte J. (2019), "Examining the relationships between im- p. °
n r
pulsivity, aggression, and recidivism for prisoners with antisocial person- i 3
ct ec
ality disorder", Aggression and Violent Behavior, vol. 49. DOI i ~
n
e n .
en
c te
or ns di t
10.1016/j.avb.2019.07.009.
14. Fayyaz F., Akram A. & Saleem F. (2020), "PNS192 Predictors of health related quality of life among prisoners of quetta city, Pakistan ", o Value in Health, vol. 23(1). DOI 10.1016/j.jval.2020.04.1187. S h
O S
15. Fetahu B. (2021), "Perceptions of correctional officers about g o suicidal behavior among prisoners in Dubrava prison", Annales Médico-psychologiques, revue psychiatrique, vol. 179 (5), pp. 432-437, DOI o d 10.1016/j.amp.2020.11.017. °
16. Stankov L. (2018), "Psychological processes common to social
a-
e
r
a.
a
2 S
2 o on
2 g
-Й о
Q
conservatism and terrorism", Personality and Individual Differences, vol. 120, pp. 75-80. DOI 10.1016/j.paid.2017.08.029.
17. Zautorova E.V. (2018), Rol'patrioticheskogo vospitaniya osu-zhdennykh v mestakh lisheniya svobody [The role of patriotic education of convicts in places of deprivation of liberty], Teoreticheskiye i praktich-eskiye problemy razvitiya ugolovno-ispolnitel'noy sistemy v Rossiyskoy Federatsii i za rubezhom [Theoretical and practical problems of the development of the penitentiary system in the Russian Federation and abroad], Akademiya prava i upravleniya Federal'noy sluzhby ispolneniya nakazaniy Ryazan', pp. 325-335. (In Russian).
18. Dolgova V.I. & Golyeva G.Yu. (2010), Emotsional'naya ustoychivost' kak klyuchevaya kompetentsiya [Emotional Resilience as a Key Competence], "ATOKSO", Chelyabinsk, 183 p. ISBN 5-8227-0146-7. (In Russian).
19. Uzakbayeva S., Zhalgasova S., Beisembayeva A. & Kosherba-yeva G. (2014), "The Patriotism Education Content at the Present Stage", Procedia — Social and Behavioral Sciences, vol. 141, pp. 675-679. DOI 10.1016/j.sbspro.2014.05.118.
20. Waggoner J., Bering J.M. & Halberstadt J. (2022), "The desire to be remembered: A review and analysis of legacy motivations and behaviors", New Ideas in Psychology, vol. 69. DOI 10.1016/j.newideapsych.2022.101005.
Статья поступила в редакцию 03.02.2023; одобрена после рецензирования 06.02.2023; принята к публикации 09.02.2023.
The article was submitted 03.02.2023; approved after reviewing 06.02.2023; accepted for publication 09.02.2023.