УДК 378.015.3 Павловская Надежда Г ригорьевна
магистр педагогических наук, старший преподаватель Северо-Казахстанского университета
ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ, ДЕТЕРМИНИРУЮЩИХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ОБРАЗОВАНИЯ
Pavlovskaya Nadezhda Grigoryevna
Master of Education Science, Senior Lecturer, North Kazakhstan University
FORMATION OF PSYCHIC TRAITS DETERMINING COMPETITIVE STRENGTH OF FUTURE BACHELORS IN EDUCATION SCIENCE
Резюме:
Высокий уровень конкуренции на рынке труда, особенно среди молодых специалистов, только что окончивших высшие учебные заведения, обусловливает необходимость формирования конкурентоопределяющих психологических качеств у студента еще в период учебно-воспитательного процесса вуза. Сформированность конкурентоспособности профессионального педагога означает способность выстоять и победить в конкурентной борьбе на рынке труда.
К психологическим качествам, детерминирующим конкурентоспособность будущих бакалавров образования (педагогов) с точки зрения работодателей, следует отнести мотивационную направленность на другого человека (в данном случае -на развитие личности учащегося), развитие личности обучающегося, мотивацию достижения успеха, эмоциональную саморегуляцию, целеустремленность, стрессоустойчивость, готовность к саморазвитию, коммуникативную толерантность.
В результате проведения эксперимента было установлено, что формирование необходимых психологических качеств конкурентоспособного педагога возможно благодаря применению следующих приемов: проведению психолого-педагоги-ческих семинаров, самостоятельной работе обучающегося (СРО), тренинговым занятиям, нацеленным на развитие означенных качеств.
Ключевые слова:
рынок труда, работодатели, конкурентоспособность, психологические характеристики, психологические детерминанты конкурентоспособности.
Summary:
The keen competition in the labor market, especially among higher school graduates, necessitates the formation of competetive psychic qualities of students as early as during study at the university. The competitive strength of a professional teacher means the ability to meet the challenges and compete successfully in the labor market.
From the perspective of employers the psychic traits determining the competitiveness of future bachelors of education science (teachers) should include motivational focus on another person (in this case - on the development of a student), motivation for success, emotional self-control, commitment, stress immunity, readiness for self-development, communicative tolerance.
The experiment results show that development of the necessary psychic qualities of a competitive teacher is possible by the use of the following means: psychological and educational seminars, independent work of students, trainings aimed at the development of the aforesaid qualities.
Keywords:
labor market, employers, competitiveness, psychic traits, psychic determinants of competitiveness.
В современном образовательном обществе необходимо обязательное присутствие личности учителя, способного решать нестандартные задачи и находить выходы из нестандартных ситуаций, саморазвиваться и успешно презентовать себя на рынке труда. В связи с этим представляется важным рассмотрение проблемы конкурентоспособности специалистов в сфере образования с точки зрения личностной и психологической обусловленности. Л.М. Митина, Ю.А. Коре-ляков, Г.В. Шавырина под конкурентоспособностью учителя понимают «способность максимального расширения собственных возможностей с целью реализации себя личностно, профессионально, социально, нравственно» [1, а 34].
Конкурентоспособного специалиста в области образования С.Н. Широбоков определяет как специалиста, способного достигать поставленных целей в разных, быстро меняющихся образовательных ситуациях [2].
Казахстанские исследователи Ш.М. Каланова, В.К. Бишимбаев характеризуют главные и второстепенные педагогические качества как индивидуальность педагога и утверждают, что каждый хороший (конкурентоспособный) учитель представляет собой уникальную и своеобразную личность [3].
Понятие конкурентоспособности выпускника вуза в последние годы активно разрабатывается в педагогике и психологии. Ученые делают акцент на том, что назревает необходимость в
- SB -
подготовке конкурентоспособных выпускников, то есть формирование конкурентоспособной личности должно происходить еще в учебно-воспитательном процессе вуза. Е.А. Тенилов отмечает, что под сформированностью конкурентоспособности исследователи подразумевают способность выстоять и победить в конкурентной борьбе на рынке труда [4].
Уровень развития конкурентоспособности личности студента, с точки зрения Д.С. Котиковой, зависит от ее психологических характеристик (рефлексивности, самоотношения, самоактуализации, мотивации достижения и т. д.); связан с их возрастом, половыми и гендерными особенностями [5].
Конкурентоспособность личности студента Т.А. Жданко определяет как интегративную характеристику, предполагающую более высокие профессиональный статус, рейтинговую позицию востребованности работодателями на рынке труда [6].
В целях выявления конкурентоопределяющих качеств выпускников педагогических специальностей нами была разработана анкета и проведено анкетирование работодателей [7]. Экспертной группой в исследовании выступали будущие работодатели выпускников педагогических специальностей - директора школ и их заместители [8].
По результатам анкетирования были определены психологические качества, детерминирующие конкурентоспособность будущих бакалавров образования с точки зрения работодателей: мотивационная направленность на другого человека (на развитие личности учащегося), мотивация достижения успеха, эмоциональная саморегуляция (уравновешенность, выдержка), целеустремленность, готовность к саморазвитию, стрессоустойчивость, коммуникативная толерантность. Работодатели выставили этим качествам максимальное количество баллов, то есть именно таким специалистам будет отдан приоритет при приеме на работу и, безусловно, выпускники с высокоразвитыми названными качествами будут обладать явными преимуществами при трудоустройстве.
Следовательно, в процессе вузовской подготовки необходимо формировать обозначенные психологические качества. Для решения данной проблемы осуществлялось экспериментальное взаимодействие со студентами педагогических специальностей «Иностранный язык: два иностранных языка» и «Русский язык и литература» в период 6-8 семестров обучения.
На этапе констатирующего эксперимента был проведен диагностический срез, направленный на выявление уровня сформированности обозначенных качеств. По результатам диагностики были сформированы экспериментальная и контрольная группы таким образом, чтобы уровень проявления всех исследуемых качеств был примерно равнозначным. Деление на экспериментальную и контрольную группы осуществлялось по критериям: процент выраженности и среднее значение каждого психологического качества.
Чтобы выяснить достоверность различия или сходства между двумя независимыми выборками и оценить статистическую значимость разности выборочных средних арифметических двух распределений данных в нашем исследовании, мы используем статистический критерий Стьюдента.
В ходе проведенного математического анализа данных было доказано, что различия в экспериментальной и контрольной группах статистически незначимы по исследуемым факторам, то есть сформированные нами группы равнозначны по уровням проявления коммуникативной толерантности, мотивации достижения успеха, целеустремленности, готовности к саморазвитию, стрессоустойчивости.
На следующем этапе исследования с испытуемыми экспериментальной группы был организован формирующий эксперимент по развитию у студентов профессионально значимых конкурентоопределяющих психологических качеств, выделенных работодателями. На основании анализа теоретического материала, результатов исследования была разработана теоретическая модель формирования у выпускников педагогических специальностей психологических качеств конкурентоспособной личности. Данная программа направлена на развитие и положительное изменение коммуникативной толерантности, совершенствование мотивационной и эмоциональноволевой сфер студентов в образовательном процессе. В практическом плане психолого-педаго-гическое обеспечение формирования конкурентоспособности представляет собой совокупность целевых развивающих программ через психолого-педагогические семинары, СРО, тренинговые занятия, направленные на формирование психологических качеств.
На контрольном этапе экспериментального исследования было проведено ретестирование студентов экспериментальной и контрольной групп с целью сравнения результатов с первым диагностическим срезом и установлением эффективности программы формирования психологических качеств. По данным, представленным в таблице 1, видна явная разница в показателях представителей экспериментальной и контрольной групп.
Таблица 1 - Результаты исследования психологических качеств в экспериментальной и контрольной группах на контрольном этапе эксперимента (п = 30, п = 30)_______
Исследуемые качества Экспериментальная группа Контрольная группа
Процент выраженности (%) Среднее значение Процент выраженности (%) Среднее значение
Коммуникативная толерантность 33,3 45,0 41,1, 55,5
Мотивация к успеху 55,3 16,6 57,7 17,3
Стремление к саморазвитию 81,2 60,9 73,6 55,2
Настойчивость в достижении цели 77,0 13,9 67,7 12,0
Стрессоустойчивость 24,1 2,2 52,0 4,3
Для оценки статистической значимости разности выборочных средних арифметических двух распределений данных на контрольном этапе опять используем статистический ^критерий Стьюдента. В ходе проведенного нами математического анализа данных ^ > 1э1) альтернативная гипотеза была отклонена, но была принята новая: после проведения эксперимента различия по уровню общей коммуникативной толерантности, целеустремленности, мотивации к успеху, готовности к саморазвитию, стрессоустойчивости в экспериментальной и контрольной группах статистически значимы.
Результаты анализа изменений сформированности психологических качеств выпускников педагогических специальностей в экспериментальной группе после формирующего этапа эксперимента представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Результаты исследования в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах (П1 = 30)_________
Исследуемые качества Констатирующий этап Контрольный этап
Процент выраженности (%) Среднее значение Процент выраженности (%) Среднее значение
Коммуникативная толерантность 42,0 56,7 33,3 45,0
Мотивация к успеху 58,1 17,4 55,3 16,6
Стремление к саморазвитию 74,3 55,7 81,2 60,9
Настойчивость в достижении цели 63,7 11,5 77,0 13,9
Стрессоустойчивость 44,8 4,0 24,1 2,2
По результатам исследования можно сделать следующие выводы: в экспериментальной группе заметно снижение процентного показателя уровня коммуникативной толерантности (уровня нетерпимости к окружающим) с 42,0 до 33,3 %. По показателям мотивации к успеху произошло снижение с 58,1 % перед формирующим экспериментом до 55,3 % после него (наблюдаем наиболее благоприятное распределение испытуемых по сформированности уровня мотивации к успеху: все студенты имеют средний и умеренно высокий уровни мотивации). Показатель «стремление к саморазвитию» на констатирующем этапе был равен 74,3 %, после формирующего этапа показатель достиг 81,2 %. Показатель настойчивости в достижении цели также возрос с 63,7 до 77,0 %. Существенно понизился уровень стрессоустойчивости - с 44,8 до 24,1 %.
Для оценки сдвига признака внутри экспериментальной группы при переходе от констатирующего к контрольному этапу эксперимента мы использовали непараметрический Т-критерий Вил-коксона. В ходе проведенного нами математического анализа данных (Тэмп. < Ткр.) альтернативная гипотеза была отклонена, но была принята новая: различия в экспериментальной группе до и после формирующего воздействия достоверны, что мы можем наблюдать по данным таблицы 3.
Таблица 3 - Эмпирические значения Т-критерия Вилкоксона и распределение результатов исследования в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах (П1 = 30)___________________
Критерии Этап эксперимента Низкий уровень Средний уровень Высокий (слишком высокий) Тэмп. Принятая гипотеза
Коммуникативная толерантность Констатирующий 0 17 13(0) 30 Н1 (р < 0,05)
Контрольный 0 5 25(0)
Мотивация достижения успеха Констатирующий 1 10 12(7) 72,5 Н1 (р < 0,05)
Контрольный 0 14 16(0)
Г отовность к саморазвитию Констатирующий 2 20 8 0 Н1 (р < 0,05)
Контрольный 0 10 20
Целеустремленность Констатирующий 4 15 11 24,5 Н1 (р < 0,05)
Контрольный 1 10 19
Стрессоустойчивость Констатирующий 0 10 20 0 Н1 (р < 0,05)
Контрольный 0 0 30
Аналогично был произведен расчет данных распределения результатов исследования психологических качеств у испытуемых в контрольной группе на констатирующем и контрольном этапах. По результатам контрольного среза было выявлено, что в контрольной группе существенных изменений нет. В ходе проведенного нами математического анализа данных (Тэмп. > Ткр.) принимается гипотеза: различия в контрольной группе не выявлены.
Согласно результатам эксперимента делаем следующие выводы:
1. В экспериментальной группе наблюдается положительная динамика изменения психологических характеристик конкурентоспособности будущих учителей (коммуникативной толерантности, мотивации достижения успеха, целеустремленности, готовности к саморазвитию, стрессоустойчивости).
2. Подготовку конкурентоспособных выпускников педагогических специальностей через формирование выделенных работодателями психологических качеств целесообразно осуществлять в процессе целенаправленной организованной деятельности.
3. Условия формирования конкурентоопределяющих психологических качеств у студен-тов-выпускников представляют собой комплексную систему психолого-педагогических мероприятий в образовательном процессе вуза.
Ссылки:
1. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение : учеб. пособие для студентов высших пед. заведений / Л.М. Митина, Ю.А. Кореляков, Г.В. Шавырина и др. ; под ред. Л.М. Митиной. М., 2005. 336 с.
2. Широбоков С.Н. Оценка качества подготовки конкурентоспособных специалистов: кросс-культурный аспект : учеб. пособие / под ред. В.Г. Пузикова. Омск, 2006. 194 с.
3. Каланова Ш.М., Бишимбаев В.К. Тотальный менеджмент качества в высшем образовании. Астана, 2006. 356 с.
4. Тенилов Е.А. Формирование конкурентоспособности будущего специалиста-педагога в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2010. № 1. С. 63-66.
5. Котикова Д.С. Формирование конкурентоспособности личности студента в образовательном процессе вуза : авто-
реф. дис. ... канд. психол. наук. Н. Новгород, 2010. 30 с.
6. Жданко Т.А. Образовательно-профессиональное пространство вуза как педагогическое условие формирования конкурентоспособности личности студента : автореф. дис. ... канд. пед. наук. 2011. 142 с.
7. Павловская Н.Г. Исследование требований работодателей к психологическим характеристикам выпускников педагогических специальностей // Наука в исследованиях молодых. Новосибирск, 2012. С. 24-26.
8. Павловская Н.Г. Психологические аспекты конкурентоспособности выпускников педагогических специальностей с точки зрения работодателей // Вестник : науч. журн. Серия: Психология. Алматы, 2014. № 1 (38). 286 с.