Научная статья на тему 'Формирование психической работоспособности у курсантов'

Формирование психической работоспособности у курсантов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
479
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ К ТРУДУ / MENTAL EFFICIENCY / FACULTY TRAINING INVESTIGATORS / PROFESSIONAL THINKING / THINKING JOINT ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Акентьев Павел Васильевич

Статья содержит информацию о проводимых автором исследованиях по оптимизации уровня психической работоспособности у курсантов факультета подготовки следователей на занятиях по психологии. Психическая работоспособность рассматривается им как потенциальная возможность человека выполнять умственную трудовую деятельность в течение заданного времени и с заданной эффективностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Акентьев Павел Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming of the Optimum Level of Students Psychical Capacity

The article contains information about the researches conducted by the author on optimizing of the level of psychical capacity of the faculty students in preparation of investigators employing psychological means. A psychical capacity is examined by him as a potential possibility of amanto execute mental work over a specified time and with a given performance.

Текст научной работы на тему «Формирование психической работоспособности у курсантов»

Психологические

аспекты

профессиональной

подготовки

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ У КУРСАНТОВ

П. В. Акентьев

Статья содержит информацию о проводимых автором исследованиях по оптимизации уровня психической работоспособности у курсантов факультета подготовки следователей на занятиях по психологии. Психическая работоспособность рассматривается им как потенциальная возможность человека выполнять умственную трудовую деятельность в течение заданного времени и с заданной эффективностью.

Ключевые слова: психическая работоспособность, профессиональное мышление, подготовленность к труду.

На практических занятиях по психологии одной из центральных проблем обучения курсантов факультета подготовки следователей является формирование у них оптимального уровня психической работоспособности и ее компонента - профессионального мышления - как важной составляющей усвоения изучаемого материала. Их будущая профессия - один из наиболее сложных видов социальной деятельности человека. Специфика ее во многом определяется тем, что в орбиту предварительного расследования включены лица, имеющие различные интересы (в том числе и не совпадающие с интересами следователей) по установлению истины, всесторонности, полноте и объективности исследования всех обстоятельств уголовного дела.

В этой связи изучение вопросов сохранения оптимального уровня психической работоспособности является одной из наиболее интересных и наименее исследованных проблем.

Стало очевидным, что многие частные проблемы психологической работоспособности нельзя решить без знаний в области психофизиологии, психологии, педагогики и медицины. Специфические особенности этой деятельности заключаются в том, что при этом своеобразно реализуются общие закономерности мышления. Мышление следователя в силу поставленных перед ним задач должно носить причинно-следственный характер, а использование методов прикладной психологии в следственной деятельности остро поставило вопрос о его психологизации. Следователю приходится выполнять свою деятельность при крайне немногочисленных исходных данных, при самой ненадежной, ориентировочной информации, оперировать большими массивами цифр и т. д.

В каждом случае при расследовании преступлений следователь должен продумывать свои действия и действия фигурантов по расследуемым делам на много ходов вперед. Поскольку имеющиеся данные допускают самые различные варианты, то приходится учитывать огромное количество возможностей, промежуточных операций и действий. Ему надо уметь видеть перспективу расследуемого дела, вплоть до судебного разбирательства.

Кроме выполнения профессиональных задач, он также участвует в жизни современного общества, неотъемлемой частью которого является решение житейских, семейных и иных проблем.

Исследование нами психической работоспособности курсантов факультета подготовки следователей базировалось на теоретических основах отечественной материалистической психологии, в разработку которой значительный вклад внесли Б. М. Теплов, С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. И. Леонтьев, А. Р. Лурия, Б. Ф. Ломов, А. А. Смирнов, К. К. Платонов, К. К. Иоселиани, Л. П. Гримак, зарубежные специалисты М. Gagne, О. Matousek и др.

Прежде всего здесь можно выделить биологические резервы организма, в основе которых лежат биохимические реактивные возможности и резервы психики, являющиеся более поздней функциональной надстройкой, предназначенной для осуществления тонких адаптационных реакций (1; 5).

Далее следуют энергетические резервы, которые определяются характеристиками генотипа. Геном биологической системы, функционирующей в земных условиях, если он не отягощен теми или иными мутациями, является обладателем нормы реакции, позволяющей создать фенотип (совокупность признаков и свойств организма), характеризующийся энергетическими и тем самым - адаптивными возможностями в достаточно широких границах условий существования.

С точки зрения способов использования различают два вида генетически обусловленной энергии:

- внутреннюю энергию живой развивающейся системы, которая стимулируется преимущественно статическими нагрузками на скелетную мускулатуру и обусловливает увеличение живой массы организма;

- свободную энергию развивающегося организма, которая обеспечивает преимущественно динамические нагрузки на скелетную мускулатуру, проявляясь в общей работоспособности.

Энергетические резервы организма близки к структурным резервам, под которыми подразумеваются из-

менения, возникающие в процессе систематических функциональных нагрузок (они обусловлены прочностью костей и связочного аппарата, строением мышечных волокон и т. п.). В свою очередь, они оказывают существенное влияние на функциональные, в том числе динамические, возможности организма.

Вторым видом биологических резервов являются физиологические (функциональные ) резервы, включающие в том числе и биохимические. Функциональные резервы связаны с интенсивностью и длительностью работы органов и систем организма и их нейрогумо-ральной регуляцией, что находит свое отражение в общей и психической работоспособности индивидуума. Под биохимическими резервами понимаются скорость протекания и объем биохимических процессов, определяющие экономичность и интенсивность энергетического и пластического объемов.

Физиологические резервы во многом обусловливают работоспособность организма. При этом следует иметь в виду, что между работоспособностью и возможным уровнем мобилизируемых функциональных резервов, обеспечивающих адаптационный процесс, существует прямая зависимость. Понятия «психическая работоспособность» и «резервы» связаны с понятием здоровья, которое Всемирной организацией здравоохранения определяется как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов, которые в полной мере не могут охарактеризовать здоровье человека.

В практической деятельности принято различать несколько видов здоровья. Человека можно признать абсолютно здоровым, здоровым и практически здоровым. При этом точность заключения зависит от квалификации специалиста, уровня инструментальных и лабораторных исследований, а также состояния науки в этой области.

Абсолютно здоров тот, у кого все органы и системы функционируют в равновесии с окружающей средой, и у него нет никаких болезненных отклонений. В специальных исследованиях установлено, что абсолютно здоровых людей очень мало. «Здоровье» - понятие относительное. Объективными его показателями являются данные осмотров, результаты клинических, физиологических и биохимических исследований. При их оценке исходят из столь же относительных половых и возрастных нормативов.

Практически здоровым можно назвать человека, в котором определенные патологические сдвиги не влияют на трудоспособность в конкретной профессии. Диапазон этого состояния настолько широк и разнообразен, что иногда трудно разобраться (в диапазоне от труда инвалидов до труда космонавтов). О состоянии человека «здоров» говорят, когда подразумевают нечто среднее между «абсолютно здоров» и «практически здоров».

Наряду с объективным существует понятие субъективного здоровья. Субъективные ощущения, как правило, хорошо отражают состояние организма. Наряду с показателями, определяющими состояние статического здоровья (условия мышечного покоя), приобретает значение понятие «динамическое здоровье». Для того что-

бы получить представление о динамическом здоровье, необходимо исследовать не только состояние органов и систем, но и работоспособность человека, в том числе психическую. В большинстве случаев состояние статического и динамического здоровья совпадают, работоспособность у здорового человека выше, а у больного ниже. Однако определенная физическая тренированность позволяет добиться хороших результатов и человеку, имеющему то или иное хроническое заболевание. Здоровым сегодня может быть признан только тот, кто обладает хорошим «динамическим здоровьем» и способен выполнять определенные динамические нагрузки. В нашем случае исследуемый контингент можно было признать практически здоровым, и задача состояла в формировании оптимального уровня психической работоспособности.

В специальной литературе по психологии нет единого толкования понятия «работоспособность», которое граничит с понятиями продуктивности и трудоспособности. Работоспособность определяют уравнением: работоспособность = способность, умноженная на мотивацию. Считается, что работоспособности не будет, если отсутствует один из этих факторов. Способность сравнивают с инструментом, который не начинает действовать, пока к нему не будет приложена двигающая сила.

Другие ученые утверждают, что работоспособность всегда зависит от уровня мотивации и поставленной цели. Это понятие включает степень активности, готовность к выполнению работы, утомляемость и некоторые другие факторы (7). Продуктивность труда обусловливается объективными предпосылками, техническими и организационными условиями, а также человеческим фактором. Он включает индивидуальные факторы работоспособности и подготовленности к труду. Индивидуальные факторы работоспособности представляют собой физиологические и психические возможности, которые могут быть врожденными и приобретенными: телосложение, физические данные, способности, одаренность, мастерство и натренированность, практический опыт, уровень образования и т. п. Эти факторы можно принять за постоянную величину, если их рассматривать за определенный отрезок времени. Подготовленность к труду слагается из физиологической и психической подготовленности. Первая зависит от периодичности биоритмов, точнее, от биологически заданного ритма в течение 24-часового цикла.

Психическая подготовленность к труду зависит от профессиональной и трудовой мотивации вообще. В настоящее время учеными для сохранения психической работоспособности рекомендуются наиболее приемлемые подходы (Н. Л. Гранат, А. Р. Ратинов, 1976; Д. П. Котов, Г. Г. Шиханцов, 1976; Л. П. Гримак, 1989, 1997; Н. А. Агаджанян, А. Ю. Катков, 1990; В. А. Пономаренко, 1997; В. В. Кузовенков, 1996 и др.).

Проведенные специалистами исследования показывают, что психическая работоспособность всегда определяется уровнем мотивации и поставленной целью. Это понятие включает степень активности, готовность к выполнению работы, утомляемость и некоторые другие факторы.

Психическая работоспособность - это потенциальная возможность человека выполнять умственную трудовую деятельность в течение заданного времени и с заданной эффективностью. Это свойство человека определяется состоянием физиологических и психологических функций и характеризует его способность выполнять определенную деятельность с требуемым качеством и в течение необходимого интервала времени.

В начале 1980-х гг. в Психофизиологической лаборатории ОВВК УВД Примкрайисполкома (г. Владивосток) автором были начаты исследования по изучению вопросов сохранения оптимального уровня психической работоспособности и поддержания профессионального долголетия сотрудников правоохранительных органов, в том числе следователей. В дальнейшем эти исследования были продолжены в ГУВД г. Москвы, ВНИИ МВД России и МосУ МВД России.

Данные исследования в рассматриваемом случае проводились применительно к задачам преподавания психологии у курсантов-следователей, где видное место занимала подготовка в использовании методов прикладной психологии для своей будущей деятельности (7).

В ходе обучения курсантов происходит становление и развитие образа их будущей профессии, видения ее места в обществе, а преподаватель выступает в роли посредника, приобщающего курсантов к окружающему миру через психологию.

По нашему мнению, наиболее адекватной формой конструирования образа профессии следователя является организация различных форм совместной мыслительной деятельности. Преподаватель, включаясь в общение с курсантами, осуществляет с ними совместную мыслительную деятельность, поиск и открытие нового, неизвестного, противоречивого. Именно совместная мыслительная деятельность курсантов и преподавателя, курсантов друг с другом способствует впитыванию информации в формирующийся образ профессии следователя у обучаемых (2; 8).

Концепция функциональной природы совместной мыслительной деятельности базируется на представлениях Л. С. Выготского о социальном и функциональном строении высших психических функций. В этой связи эффективными формами совместной мыслительной деятельности являются организация и проведение практических занятий (3). По нашему мнению, эта работа на занятиях по психологии должна проходить в четыре этапа.

На первом этапе в самом начале курса курсанты получают тетрадь, в которую заносят данные для практикума по психологии для самостоятельной работы.

На втором этапе курсанты по каждой теме при подготовке к практическим занятиям получают письменные домашние задания и готовятся к проведению ролевых игр.

На третьем этапе на занятиях проводятся ролевые игры, предусматривающие элементы будущей деятельности. Например, ролевые игры «Допрос с использова-

нием метода когнитивного интервью», «Судебные прения», «Шантаж следователя» и др.

На четвертом этапе курсанты принимают участие в учениях, где отрабатывается их взаимодействие с курсантами других факультетов по представленному сценарию учения (например, учение «Вулкан-5»).

Все это позволяет увидеть и объективно оценить, с одной стороны, уровень их подготовки по специальным дисциплинам, с другой - психической работоспособности (9).

Проведенные нами исследования показывают, что существует прямая зависимость между уровнем подготовки по профилирующим дисциплинам и уровнем психической работоспособности.

Данные исследования показывают, что при получении информации о будущей профессии в условиях совместной мыслительной деятельности с преподавателем курсанты впитывают только интересующую их информацию, отвечающую их целям и потребностям.

Было обнаружено, что курсанты определяют еще и валентность мерностей (имеет знание смысл, или оно бессмысленно, ценно оно или нет и т. д.). Валентность означает, что существует континуум, в пределах которого располагаются как смыслы, так и ценности. Это соответствует ранее проведенным исследованиям (А. К. Белоусова, О. М. Красноряднева, 1997; В. Е. Клоч-ко, 1998).

Таким образом, проблема формирования уровня психической работоспособности, оптимального для будущей профессии следователя, является многоплановой, носит комплексный характер, в том числе и через формирование профессионального мышления у курсантов-следователей в процессе занятий по психологии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агаджанян Н. А., Катков А. Ю. Резервы нашего организма. - М., 1990.

2. Белоусова А. К. Общение в совместной мыслительной деятельности: теоретический анализ проблемы // Личность в деятельности и общении / под ред. В. А. Лабунской, А. К. Белоусовой. - Ростов н/Д, 1997.

3. Выготский Д. С. Конкретная психология человека // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. - 1986. - № 1.

4. Гранат Н. Л., Ратинов А. Р. Решение следственных задач // Вопросы психологии. - 1976. - № 3.

5. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. - М., 1989.

6. Красноряднева О. М. Методологические основания исследования мышления в реальной (профессиональной) деятельности // Сибирский психологический журнал (Томск). -1997. - № 5.

7. Кузовенков В. В. Умственная работоспособность студентов во взаимосвязи с уровнем физической подготовки и режимом двигательной активности: учебное пособие. - М., 1996.

8. Котов Д. П., Шиханцов Г. Г. Психология следователя. - Воронеж, 1976.

9. Пономаренко В. А. Психофизиологические резервы профессионального здоровья человека // Вестник Российской академии медицинских наук. - 1997. - № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.