УДК 338.33
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
ПРЕДПРИЯТИЙ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА В СОВРЕМЕННЫХ
УСЛОВИЯХ
FORMATION OF THE PRODUCTION PROGRAM OF THE ENTERPRISES OF THE FOREST COMPLEX IN MODERN CONDITIONS
Воронина Е.А., Воронин В.А. (Сибирский государственный аэрокосмический
университет, г.Красноярск, РФ) Voronina E.A., Voronin V.A. (Siberian state aerospace university)
Рассмотрены основные аспекты формирования производственной программы лесопромышленного предприятия.
The article considers main aspects of formation of the program of timber industry enterprises.
Ключевые слова: производственная программа, анализ, спрос, конкуренция, инвестиции
Key words: production program, analysis, demand, competition, investment
Социально-экономическое развитие любого хозяйствующего субъекта неразрывно связано с расширением и рациональным использованием имеющихся ресурсов. Производственно-хозяйственная деятельность предприятий лесного комплекса подвержена сильному влиянию рынка. Конкуренция заставляет предприятия повышать технический уровень и качество своей продукции.
Производственная программа в современных условиях - это план производства продукции, предусматривающий постоянное совершенствование ассортимента продукции и повышение её качества. Она разрабатывается на основе анализа производственных мощностей и материально-технического уровня производства, маркетинговых исследований, анализа выполнения договоров поставки продукции потребителям.
Для лесопромышленных предприятий важной задачей при разработке производственной программы является возможность увеличения объёмов производства продукции, на которую имеется повышенный спрос, за счет лучшего использования лесосечного фонда, древесного сырья и систематического, структурного изменения (обновления) ассортимента продукции.
Повышение эффективности работы предприятий лесопромышленного комплекса во многом зависит от уровня переработки древесины в местах её заготовки, использования всей массы заготавливаемой древесины, включая малоценную, лиственную, дровяную и древесные отходы.
Одним из основных условий прогрессивного развития предприятия является опережающее введение мощностей по производству продукции с высокой добавленной стоимостью.
Темпы роста объема производства продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия.
Теоретическая модель определения стоимости продукции (ценообразования) базируется на том, что основное назначение цены - обеспечить бесперебойную выручку от реализации товаров и услуг.
Объектом исследования являлось одно из лесопромышленных предприятий Красноярского края, имеющих схожие рыночные позиции и экономические условия функционирования.
В комплекс оказываемых услуг предприятия входит предпродажная подготовка дерева, распиловка по заказу клиента, полная комплектация согласно спецификации заказчика и доставка продукции автомобильным или железнодорожным транспортом.
Основной рынок сбыта продукции - Китай, незначительная ее часть поставляется на внутренний рынок.
Предприятие имеет несколько лесозаготовительных участков, нижний склад, деревообрабатывающий цех, а также собственную ремонтную базу.
В лесопилении также используется древесина, привезенная из Уральского региона и Средней полосы России. Все сырье имеет фитосанитарные сертификаты и подвергается жесткому входному контролю. Технологические этапы производства непрерывно совершенствуются, качество выпускаемой продукции подвергается постоянному контролю.
В объеме продажи продукции в анализируемом периоде 58% приходилось на лесоматериалы круглые. Объемы и стоимость продукции деревообработки снизились по видам от 10% до 30% при одновременном ухудшении ее качества.
Одной из причин низкого качества пиломатериалов является использование физически и морально устаревшего оборудования. Поэтому основная стратегия развития предприятия - в кратчайшие сроки провести техническое перевооружение производства и расширить ассортимент продукции, используемой в малоэтажном строительстве и отделке: профилированный брус, ев-ровагонка, доска пола шпунтованная, блок-хаус и др.
Реализация проекта позволит увеличить выпуск продукции деревообра-
-5
ботки на 4 тыс. м и значительно повысить ее качество.
Анализ рыночной конъюнктуры и продажных цен основных конкурентов позволили спрогнозировать цены и выручку от продаж, которая может составить более 105 млн. руб., что выше базового уровня на 48%.
Для повышения качества пилопродукции предусмотрено использование антипиреновых и противогрибковых пропиток, клеевых систем и пр., что повысит потребность в оборотных средствах.
Сумма инвестиций, необходимых для «старта» проекта составит порядка 9 млн. руб., в том числе примерно 500 тыс. руб. - на пополнение оборотных средств. Необходимые здания, сооружения и коммуникации для реализации проекта на предприятии имеются.
В таблице 1 представлены основные показатели по проекту технического перевооружения производства с целью увеличения выпуска (расширения ассортимента) и повышения качества продукции деревообработки
Таблица 1 - Экономическая эффективность проекта
Наименование показателя Величина показателя Изменение Темп роста, %
факт проект
Выручка от продажи продукции деревообработки, млн. руб. 70,7 105,0 34,3 148,5
Производительность труда, тыс. руб./чел. 1178,3 1875,0 696,7 159,1
Затраты на производство и реализацию продукции, млн. руб. 51,5 62,2 10,7 120,8
Фондоотдача, руб./руб. 2,0 2,7 0,7 135,0
Прибыль от продажи продукции, млн. руб. 19,2 42,8 23,6 222,9
Затраты на 1 рубль продукции, руб. 0,73 0,59 -0,14 80,8
Рентабельность продукции, % 37,3 68,8 31,5 184,5
Фондорентабельность, % 54,9 111,2 56,3 202,6
Срок окупаемости, мес. - 3 мес. - -
Список использованных источников
1. Жердева, А.В. Лесопромышленный комплекс Сибири: проблемы и инновации. Повышение эффективности лесопромышленного комплекса Сибирского региона / А.В. Жердева // Российское предпринимательство. - 2010. - №8. С.93-97.
2. Захаренкова, И.А. Комплексные проблемы разработки стратегии инновационного развития деревообрабатывающих предприятий России / И.А. Захаренкова // Лесной экономический вестник. - 2008. - № 1(55). С. 35-43.
3. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г.В. Савицкая. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 536с.