Научная статья на тему 'Формирование профиля профессиональных компетенций будущего программного инженера'

Формирование профиля профессиональных компетенций будущего программного инженера Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
310
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Ишакова Елена Николаевна, Медведева Марина Васильевна

В статье предложена модель формирования профиля профессиональных компетенций будущих программных инженеров на основе функционального подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Ишакова Елена Николаевна, Медведева Марина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профиля профессиональных компетенций будущего программного инженера»

Формирование профиля профессиональных компетенций будущего программного инженера

Е.Н. Ишакова, Оренбургский государственный университет, доцент кафедры «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем», [email protected]; М.В. Медведева, Оренбургский государственный университет, ассистент кафедры «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем», [email protected]

В статье предложена модель формирования профиля профессиональных компетенций будущих программных инженеров на основе функционального подхода.

Актуальность

Представители программной индустрии недовольны существующим уровнем подготовленности будущих разработчиков программного обеспечения (ПО) к реальной работе. Индустрии нужны не столько гениальные программисты, сколько специалисты, понимающие весь жизненный цикл создания и сопровождения качественного программного продукта и умеющие реализовать различные этапы программного проекта, работая в коллективе. Устранить существующее несоответствие высоких достижений и практических возможностей студентов, изучающих в наших университетах программирование, может совершенствование профилей профессиональных компетенций будущих программных инженеров.

Функциональное моделирование

При формировании профиля профессиональных компетенций будущего программного инженера мы предлагаем использовать функциональное моделирование. Этот подход позволяет легко представлять одновременно различные системные характеристики, такие как: управление, обратная связь и исполнителей.

В качестве начального уровня диаграммы мы выбрали общую функцию моделируемого процесса - формирование профиля профессиональных компетенций будущего программного инженера. На первом уровне выделяются в качестве входа - заказ от индустрии и общества на квалифицированные кадры и потребности личности в хорошем образовании, а в качестве выхода - требуемые характеристики профиля профессиональных компетенций бакалавров и магистров направления «Программная инженерия».

Для примера на рисунке 1 представлена схема декомпозиции начального функционального блока на составные элементы при переходе на второй уровень модели.

Рис. 1. Функциональная модель формирования профиля профессиональных компетенций будущего программного инженера

Матрица компетенций

Разработка компетенций бакалавров и магистров в области программной инженерии активно ведется как международным, так и российским инженерным и образовательным сообществом (С.М. Авдошин, А.М. Вендров, В.В. Липаев, Н.К. Нуриев, А.А. Терехов, С. Андриоле, П. Фриман, Б. Мейер).

Базовым этапом в формировании профиля профессиональных компетенций является построение матрицы профессиональных компетенций - таблицы, в которой для выделенного набора компонент описаны дескрипторы их уровней развития. При построении матрицы профессиональных компетенций мы исходили из опыта Европейской системы квалификаций и Международного Инженерного Альянса [2, 3].

В основу матрицы положены пять групп компетенций специалиста в сфере программной инженерии, выделенных С.М. Авдошиным [1]. В каждой группе мы определили базовые компоненты и снабдили их дескрипторами уровней. Первые три уровня отнесли к сфере бакалавриата, а четвертый - к магистратуре.

Уровни компетенций бакалавров и магистров в области программной инженерии целесообразно выделять по следующим атрибутам: глубина требуемого знания, известность вопроса, уровень задачи, диапазон конфликтующих технических требований, степень вовлечения заинтересованных сторон, уровень конфликтующих требований, последствия деятельности.

Полученная матрица профессиональных компетенций бакалавров и магистров в области программной инженерии представлена в таблице 1. Набор конкретных значений матрицы формирует индивидуальный профиль профессиональных компетенций будущего программного инженера. Дескрипторы уровней развития компетенций определены следующим образом.

Группа А - компетенции в предметной области разрабатываемого продукта, которые предусматривают изучение принципов разработки и анализа требований к ПО. Уровни развития компетенций группы А:

1. Способность модифицировать уже существующее типовое ПО.

2. Способность разрабатывать типовое ПО, технические требования которого могут конфликтовать, учитывая удобство ПО для пользования, его экологичность и безопасность.

3. Способность разрабатывать новое и нетипичное ПО. Повышается возможная степень конфликтов интересов заинтересованных сторон. Последствия внедрения ПО, его эксплуатации и утилизации рассматриваются в правовом и экономическом контексте.

4. Способность разрабатывать новое и нетипичное ПО с учетом социокультурного контекста в уникальных и сложных ситуациях, когда заинтересованных сторон много, причем они не всегда могут самостоятельно сформулировать собственные требования.

Группа В - компетенции в области управления проектом создания программного продукта, что подразумевает овладение общими знаниями по проектному менеджменту и изучение специфики проектов разработки. Уровни развития компетенций группы В:

1. Способность управлять проектом, являющимся небольшой модификацией существующего или комбинированием нескольких типовых проектов.

2. Способность управлять новым проектом по результатам анализа существующих вариантов, как правило, ранее незнакомых.

3. Способность управлять новым проектом, учитывая требования экологии, эргономики и безопасности жизнедеятельности, работая с неформализованной экспертной информацией с разрешением возникающих противоречий.

4. Способность управлять новым проектом, требующим креативного, а не формального технологического подхода с высокой степенью

научно-технической и культурной составляющих, решающего социокультурные задачи, направленные на повышение уровня жизни, качества общества и окружающей среды.

Табл. 1. Матрица профессиональных компетенций будущего про-

граммного инженера

Группы компетенций / Уровни развития 1 2 3 4

Группа А - компетенции в предметной области разрабатываемого продукта

А1 - Моделирование и анализ ПО А11 А12 А13 А14

А2 - Проектирование ПО А21 А22 А23 А24

А3 - Эволюция программного обеспечения А31 А32 А33 А34

А4 - Качество программного обеспечения А41 А42 А43 А44

Группа В - компетенции в области управления проектом

В1 - Знание концепций менеджмента В11 В12 В13 В14

В2 - Планирование проектов В21 В22 В23 В24

В3 - Отслеживание выполнения проектов В31 В32 В33 В34

В4 - Управление конфигурацией ПО В41 В42 В43 В44

Группа С - компетенции в области программных п роцессов

С1- Инфраструктура процесса разработки ПО Си С12 С13 С14

С2 - Моделирование и спецификация процессов разработки ПО С21 С22 С23 С24

С3 - Анализ и контроль качества процессов разработки ПО С31 С32 С33 С34

С4 - Внедрение процессов разработки ПО С41 С42 С43 С44

Группа Б - компетенции в области персонала

Д1 - Формальная и неформальная коммуникация Ди Д12 Д13 Д14

Д2 - Кадровое обеспечение проекта Да Д22 Д23 Д24

Д3 - Управление совещаниями и разрешение конфликтов Д31 Д32 Д33 Д34

Д4 - Формирование и мотивация команды Д41 Д42 Д43 Д44

Группа Е - область компетенции «четырех "П"»

Е1- Технологии и средства разработки ПО Е11 Е12 Е13 Е14

Е2 - Формальные методы разработки ПО Е21 Е22 Е23 Е24

Е3 - Инженерные основы ПО Е31 Е32 Е33 Е34

Е4 - Верификация и аттестация ПО Е41 Е42 Е43 Е44

Группа С - компетенции в области программных процессов. Компании, которые занимаются промышленной разработкой программного обеспечения, обычно ведут несколько проектов одновременно, а руководители команд разработки должны уметь организовать проектный

офис для планирования и управления разделяемыми между различными проектами ресурсами: персонал, бюджет, лицензии на ПО. Уровни развития компетенций группы С:

1. Способность организовывать стандартные программные процессы с незначительными техническими конфликтами при минимуме заинтересованных сторон, без разрешения конфликтов.

2. Способность организовывать известные классы программных процессов с достаточным количеством конфликтующих требований и заинтересованных сторон. Последствия процессов не долгосрочны, касаются экологии, эргономики, безопасности жизнедеятельности.

3. Способность организовывать редкие или уникальные программные процессы, требующие построения новых моделей и креативного подхода с учетом множественных конфликтующих технических требований и интересов сторон, которые не могут самостоятельно их сформулировать. Последствия процессов лежат в правовом и экономическом контекстах и могут быть долгосрочными.

4. К характеристикам 3 уровня добавляется способность выделять все заинтересованные стороны программного процесса с учетом долгосрочных и широкомасштабных последствий в сложных социокультурных контекстах.

Группа Б - компетенции в области персонала, участвующего в разработке. Данная область предполагает освоение предметов, связанных с задачей образования команд: психология управления командой, конфликтология, лидерство и другие вопросы формирования эффективной команды, создающей качественный программный продукт индустриальными методами. Уровни развития компетенций группы Б:

1. Способность самоуправления в команде с ориентацией на цели и задачи, а не на нормы и правила.

2. Способность руководить технологически организованными работами и получать качественный результат, обеспечивая работы технологическими формами. Требования к лидерству несущественны.

3. Способность управлять технологически организованными работами в ситуациях развития, когда динамично изменяются решаемые задачи, партнеры, заказчики и т.д. Владение основами управления и развития персонала, включая его квалиметрию, умение работать с профстандартами. Требования к лидерству имеют профессиональный характер.

4. Способность к стратегическому управлению и принятию решений в режиме текущего функционирования. Способность вести кадровое обеспечение в режиме развития, т.е. подбирать персонал на новые места, параллельно описывая требования к ним, а также организовы-

вать программы переподготовки с возможной существенной сменой специализации. Наличие ярко выраженных лидерских качеств. Группа Е - область компетенции «четырех "П"»: продукт, проект, процессы, персонал. Здесь требуется знание лучших практик, методов и инструментальных средств разработки программного обеспечения. Уровни развития компетенций группы Е:

1. Способность определять степень пригодности набора инструментов и технологий для решения задачи.

2. Способность анализа новых инструментов и технологий в области программной инженерии и составления персонального «арсенала» таких инструментов.

3. Способность анализировать новинки в области программной инженерии на их применимость для решения своих задач и формулировать требования на более эффективные инструменты и технологии.

4. Способность разрабатывать не только инженерные решения в области программного обеспечения, но и технологии и инструментарий для их создания.

Заключение

В заключении отметим основные достоинства предложенной функциональной модели формирования профиля профессиональных компетенций будущих программных инженеров: возможность объективно и четко формулировать цели и задачи профессиональной подготовки; построение индивидуальных траекторий обучения на основе персональных профилей студентов; повышение уровня готовности выпускников к будущей профессиональной деятельности; объединение усилий науки, бизнеса и образования в подготовке востребованных и конкурентоспособных программных инженеров.

Литература

1. Авдошин, С.М. От инженерии программного обеспечения до управления софтверной компанией [Текст] // Ученый совет. - 2007. - № 10. - С. 44-46.

2. Competence of Professional Engineers / EUR ING. A FEANI contribution. [Electronic resource]. - Access mode: http://www.feani.org/Documents/Feani%20Comp%E9tence%202005%20as%20o f%20April%202005.pdf.

3. Graduate Attributes and Professional Competencies Paper. Ver 2 - 18 June 2009. International Engineering Alliance. [Electronic resource]. -Access mode: http://www.washingtonaccord.org/IEA-Grad-Attr-Prof-Competencies-v2.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.