Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ / БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАДАЧА / НАСТАВНИЧЕСТВО / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КАРТА КОМПЕТЕНЦИИ / МОДЕЛЬ КОНТРОЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Синебрюхова Вера Леонидовна

В статье раскрыт один из подходов к формированию у студентов-бакалавров, обучающихся по федеральному государственному образовательному стандарту с двумя профилями подготовки, профессиональных умений посредством организации наставничества в условиях общеобразовательной организации (уровень начального общего образования). Целью данной статьи является представление опыта разработки модели формирования профессиональных умений у будущих учителей начальных классов, основанной на методологических положениях о сущности и компонентном составе компетенций и концептуальной модели формирования профессиональных умений у студентов д. псх. н., профессором, действительным членом РАО В.С. Лазаревым. Содержание модели представлено на материале учебной дисциплины «Особенности методической работы в образовательном учреждении», которая осваивается будущими учителями начальных классов в рамках основной профессиональной образовательной программы направленности Дошкольное образование и Начальное образование. Рассмотренная в статье деятельность была разработана и апробирована на базе бюджетного учреждения высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский государственный педагогический университет» на факультете психологии и педагогики профессорско-педагогическим коллективом кафедры теории и методики дошкольного и начального образования. Представленная в статье модель и очерченное содержание может быть актуально преподавателям педагогических учебных заведений при организации наставнической деятельности в образовательных учреждениях (школах), направленной на формирование у будущих учителей начальных классов профессиональных умений с учетом осваиваемых компетенций; при разработке содержания учебных дисциплин, разработке контрольно-оценочных средств и практико-ориентированных заданий профессиональной направленности с учетом специфики методической работы педагогов начального общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Синебрюхова Вера Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS’ SKILLS THROUGH THE MENTORING ORGANIZATION

The article reveals one of the approaches to the formation of professional skills at bachelor students studying according to Federal State Educational Standard with two profiles through the mentoring organization in the conditions of educational organization (primary general education level). The purpose of the article is to present experience in the model development for the formation of professional future primary school teachers’ skills. The model is based on the methodological provisions on the essence and component composition of competencies and the conceptual model for the formation of professional skills at students of Ph.D., professor, full member of Russian Academy of Education V.S. Lazarev. The model content is presented on the material of the academic discipline «Features of methodological work in an educational institution» which is studied by future primary school teachers in the framework of the main professional educational program: Preschool education and Primary education. The scientific work considered in the article was developed and tested on the basis of the budgetary institution of higher education of Khanty-Mansiisk autonomous district - Yugra «Surgut State Pedagogical University» at Department of Psychology and Pedagogy by the professor and pedagogical staff of Department of Theory and Methodology of Preschool and Primary Education. The model and outlined content presented in the article may have great appeal to teachers of pedagogical educational institutions in the organization of mentoring activities in educational institutions (schools) aimed at the formation of professional future primary school teachers’ skills, taking into account the mastered competencies; in the development of the academic disciplines content, the development of control and assessment means and practical-oriented tasks of professional orientation taking into account the specifics of the methodological work of primary general education teachers.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2022, №6, Том 10 / 2022, No 6, Vol 10 https://mir-nauki.com/issue -6-2022. html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/42PDMN622.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Синебрюхова, В. Л. Формирование профессиональных умений у будущих учителей начальных классов посредством организации наставничества / В. Л. Синебрюхова // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — Т. 10. — № 6. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/42PDMN622.pdf

For citation:

Sinebryuhova V.L. Formation of professional future primary school teachers' skills through the mentoring organization. World of Science. Pedagogy and psychology. 2022; 10(6): 42PDMN622. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/42PDMN622.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

Синебрюхова Вера Леонидовна

БУ ВО ХМАО — Югры «Сургутский государственный педагогический университет», Сургут, Россия Доцент кафедры «Теории и методики дошкольного и начального образования»

Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: sinver13@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1860-8164 РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=435827

Формирование профессиональных умений у будущих учителей начальных классов посредством организации наставничества

Аннотация. В статье раскрыт один из подходов к формированию у студентов-бакалавров, обучающихся по федеральному государственному образовательному стандарту с двумя профилями подготовки, профессиональных умений посредством организации наставничества в условиях общеобразовательной организации (уровень начального общего образования). Целью данной статьи является представление опыта разработки модели формирования профессиональных умений у будущих учителей начальных классов, основанной на методологических положениях о сущности и компонентном составе компетенций и концептуальной модели формирования профессиональных умений у студентов д. псх. н., профессором, действительным членом РАО В.С. Лазаревым. Содержание модели представлено на материале учебной дисциплины «Особенности методической работы в образовательном учреждении», которая осваивается будущими учителями начальных классов в рамках основной профессиональной образовательной программы направленности Дошкольное образование и Начальное образование. Рассмотренная в статье деятельность была разработана и апробирована на базе бюджетного учреждения высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Сургутский государственный педагогический университет» на факультете психологии и педагогики профессорско-педагогическим коллективом кафедры теории и методики дошкольного и начального образования. Представленная в статье модель и очерченное содержание может быть актуально преподавателям педагогических учебных заведений при организации наставнической деятельности в образовательных учреждениях (школах), направленной на формирование у будущих учителей начальных классов профессиональных умений с учетом осваиваемых компетенций; при разработке содержания учебных дисциплин, разработке контрольно-оценочных средств и практико-ориентированных заданий профессиональной направленности с учетом специфики методической работы педагогов начального общего образования.

Ключевые слова: профессиональные умения; будущие учителя начальных классов; профессиональная компетенция; профессиональная задача; наставничество; функциональная карта компетенции; модель контроля

В Указе Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» одной из национальных целей развития Российской Федерации определены «возможности для самореализации и развития талантов»1, что нашло отражение в Национальном проекте «Образование», направленного на достижение национальной цели — обеспечение возможности самореализации и развития талантов. В рамках данного проекта одним из приоритетных направлений модернизации системы российского образования является «развитие кадрового потенциала, непрерывный рост профессионального мастерства педагогических работников2. Все это послужило основанием для создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, предусматривающей одним из ключевых направлений развитие наставничества педагогических кадров, являющееся эффективным инструментом профессионального роста педагогических работников общего, среднего профессионального и дополнительного образования.

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. № 3273-р (ред. от 20 августа 2021 г.) «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста» были представлена целевая модель по разработке и внедрению системы наставничества педагогических работников в образовательных организациях3.

Отметим, что проблема подготовки квалифицированных педагогических кадров и их непрерывное образование на разных этапах становления и развития по-прежнему остается приоритетной задачей системы образования в Российской Федерации, а одним из средств обеспечения такой подготовки выступает наставничество.

В основу процесса формирования профессиональных умений у будущих учителей начальных классов положены методологические положения о сущности и компонентном составе компетенций, а также концептуальная модель формирования профессиональных умений у студентов, разработанные д. психол. н., профессором, действительным членом РАО, профессор кафедры психологии бюджетного учреждения высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Сургутский государственный педагогический университет» В.С. Лазаревым [1-3], а также результаты теоретических и эмпирических исследований авторов Н.В. Абрамовских, О.В. Алексеевой, А.А. Араслановой,

1 Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". — URL: https://base.garant.ru/74404210/. — (дата обращения 25.11.2022).

2 Национальный проект «Образование» // URL: https://edu.gov.ru/national-project/. — (дата обращения 25.11.2022).

3 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. № 3273-р (ред. от 20 августа 2021 г.) // Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях // URL: https://www.sev-iro.ru/files/18.01.2022-metodicheskie-rekomendatsii-po-ra/rabotke-i-vnedrenivu-sistemv-tselevov-modeli-nastavnichestva-pedagogicheskikh-rabotnikov-v-oo.pdf. — (дата обращения 25.11.2022).

Страница 2 из 15

Введение (актуальность)

42PDMN622

Э.П. Бакшеевой, И.А. Верченко, К.Ю. Гриневой, Н.В. Коноплиной, Н.А. Ротовой, В.В. Толмачевой и др. [4-10].

Методы исследования: в качестве методов исследования были выбраны анализ научных и методических источников, наблюдение за деятельностью наставников и студентов, анализ документов и продуктов деятельности студентов и педагогов в рамках педагогической практики, анкетирование, моделирование, проектирование.

Анализ результатов анкетирования студентов показал, что под наставничеством большинство из них понимают способ передача знаний, умений, навыков от более опытного и знающего педагога студенту, оказание ему необходимой поддержки в профессии (84 %), что свидетельствует об очень узком, одностороннем понимании наставнической деятельности. При определении функций педагогов-наставников передачу знаний и опыта выбрали 64 % респондентов, формирование профессиональных компетенций 16 %. Определяя качества педагога-наставника большинство из студентов (76 %) остановились на таких, как профессионализм, преданность профессии, любовь к детям, стремление передать свой опыт начинающим педагогам. Выбор методов осуществления наставничества был весьма разнообразен, однако наибольшее число получили такие, как мастер-класс (92 %), консультирование (76 %), дискуссия (72 %), открытые мероприятия (100 %). Вопрос, определяющий результаты наставнической деятельности педагога, обозначил неоднозначность мнений будущих учителей начальных классов: 72 % выбрали социализацию, личностное и (или) профессиональное развитие наставляемого; 52 % остановились на успешности и реализации студенческого потенциала; 36 % — увидели результат в повышении уровня самостоятельности; лишь 16 % видят в качестве результата устранение или минимизацию факторов, препятствующих развитию подопечного.

В результате анализа теоретических и эмпирических данных пришли к заключению, что формат наставничества в процессе формирования у будущих учителей начальных классов профессиональных умений может быть расширен за счет привлечения других функций и видов деятельности педагогов-наставников и студентов педагогического вуза.

Одно из ведущих методологических положений авторского подхода В.С. Лазарева к формированию у студентов педагогических вузов профессиональных умений предусматривает решение профессиональных задач ориентировочного и исполнительского видов. При этом процесс решения профессиональных задач характеризуется как целостная функциональная система, включающая такие компоненты, как знаниевый (когнитивный), ориентировочный, операциональный и опытный. При этом каждому компоненту определена сущностная характеристика, которая выстраивается в единую логику — теоретические знания, необходимые для решения профессиональной задачи заданного вида; ориентировочная основа действия (постановка, планирование решения данного типа задач и оценка результатов ее решения), определяющая способ решения профессиональной задачи; умение или их комплекс, определяющий методы выполнения профессиональных действий для решения определенного типа задач; освоение опыта решения профессиональных задач, обеспечивающих интеграцию всех компонентов данной цепи. Весь процесс осуществляется целенаправленно и покомпонентно, где будущий учитель начальных классов выступает субъектом деятельности.

Согласно методологическому подходу В.С. Лазарева, сформировать компетенцию значит «сформировать соответствующую функциональную систему психики как целостное, интегративное образование, которое позволит решать определенные типы задач» [1-3].

Результаты исследования

Отметим, что процесс формирования у будущих учителей начальных классов профессиональных умений носит целенаправленный, планомерный и деятельностный характер. Вследствие анализа нормативных документов федерального уровня был выделен еще один из приоритетных аспектов достижения национальной цели — обеспечение возможности самореализации и развития талантов — наставничество.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что понимание наставничества неоднозначно, авторы Е.А. Дудина, В.И. Загвязинский, И.В. Круглова, O.E. Лебедева, Т.Ю. Райфшнайдер, Н.Ю. Синягина, Т.В. Шалупина, И.А. Эсаулова и др. [11-14] характеризуют его следующим образом:

• наставничество рассматривается в качестве социального института, обеспечивающего передачу социально значимого профессионального и личностного опыта, системы смыслов и ценностей новым поколениям педагогических работников;

• наставничество выступает в качестве составной части методической работы образовательной организации по совершенствованию педагогического мастерства работников, включающую работу с молодыми специалистами; деятельность по адаптации педагогических кадров в новой организации; работу с педагогическими кадрами при вхождении в новую должность; организацию работы с кадрами по итогам аттестации;

• наставничество характеризуется как форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество3;

• наставничества представляется в качестве процесса направленной помощи, поддержки и сопровождения становления, выбора жизненного пути, развития и самосовершенствования человека посредством взаимодействия с более старшим, опытным, мудрым, обладающим уникальным знанием субъектом (наставником) является почти универсальным и присуще большинству мировых культур [11, с. 27]

• наставничество — это особый вид педагогической деятельности, в основе которой лежат субъект-субъектные отношения более старшего, обладающего знанием, опытом и мудростью наставника и подопечного, для удовлетворения индивидуальных потребностей (познавательных, психологических, эмоциональных, социальных, духовных, образовательных, профессиональных и др.) которого необходимы мотивирующая обучающая среда, индивидуальная поддержка и сопровождение [13, с. 30];

• наставничество — это один из способов образования личности, передача знаний, умений, навыков от более опытного и знающего, предоставление взрослеющему человеку помощи и совета, оказание необходимой поддержки в социализации, в поиске индивидуальных жизненных целей и способов их достижения4.

Видим, что несмотря на то, что наставничество многолико и многоаспектно, главным составляющим выступает его направленность на изменение личности наставляемого на основе

4 Наставничество в системе образования России. Практическое пособие для кураторов в образовательных организациях / Под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер. — М.: Рыбаков Фонд, 2016. — 153 с. — URL: https://viro.edu.ru/attachments/article/9572/05_nastavnichestvo.pdf (дата обращения 25.11.2022).

социально значимого профессионального и личностного опыта, на основе смыслов и ценностей.

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. № 3273-р (ред. от 20 августа 2021 г.) «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста» были представлена целевая модель по разработке и внедрению системы наставничества педагогических работников в образовательных организациях определены формы наставничества, одной из которых предложена «работодатель — студент педагогического вуза». В данных материалах дается рамочное описание условий реализации данной формы в случае, когда обучающиеся в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования, реализующих образовательные программы по направлению подготовки «Образование и педагогические науки», проходят педагогическую практику в образовательной организации или трудоустраиваются в ней. Разработчики считают, что наставнические действия по отношению к студенту в данном случае будет неформально выполнять педагогический коллектив образовательной организации, вовлеченный в технологии наставничества и разделяющий ее ценности3.

Именно рамочный характер представленной формы наставничества дает возможность определить более широкий потенциал для подготовки будущего учителя начальных классов.

Представим компетентностную модель формирования профессиональных умений у будущих учителей начальных классов посредством организации наставничества педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения на примере одной из учебных дисциплин, включенной в учебный план направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, направленность Дошкольное образование и Начальное образования (уровень бакалавриата) в рамках основной профессиональной образовательной программы высшего образования, реализуемой в Сургутском государственном педагогическом университете ХМАО — Югры, «Особенности методической работы в образовательном учреждении».

В федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки 44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) представлен перечень профессиональных задач, которые выпускник-бакалавр должен освоить, владея при этом общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями, зафиксированными в данном документе.

В данном документе отмечается, что в рамках освоения программы бакалавриата выпускники могут готовиться к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:

• педагогический;

• проектный;

• методический;

• организационно-управленческий;

• культурно-просветительский;

• сопровождения5.

5 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2020 г., 8 февраля 2021 г. — URL: https ://fgosvo. ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203+ +/Bak/440305_B_3_15062021.pdf. — (дата обращения 25.11.2022).

Одним из типов задач профессиональной деятельности в рамках документа является методический, что позволяет включить в учебный план направленности Дошкольное образование и Начальное образование учебную дисциплину, обеспечивающую готовность выпускников к решению профессиональных задач методического характера.

Учебная дисциплина «Особенности методической работы в образовательном учреждении» относится к части, формируемой участниками образовательных отношений, учебного плана по указанному направлению подготовки. Целью данной учебной дисциплины является формирование у будущих учителей начальных классов готовности к реализации методической деятельности педагога в условиях общеобразовательной организации. Основными задачами выступают: выявление сущности методической работы в образовательных учреждениях различного типа; раскрытие содержания и форм методической работы педагогов; определение критериев оценки и анализ методической работы в ОУ.

1 этап — организационно-проектировочный

Данный этап предусматривает разработку функциональной карты учебной дисциплины (табл. 1).

• Определение компетенции, формируемой у будущих учителей начальных классов в рамках данной учебной дисциплины, и разработка функциональной карты.

Способен осуществлять обучение по образовательной программе на основе использования современных подходов и образовательных технологий (ПК-1).

Таблица 1

Функциональная карта компетенции ПК-1

Когнитивный (знаниевый) Ориентировочный Операциональный Опыт

Знание основных положений методической работы нормативно — правовых актов в области образования Владение способом изучения основных положений методической работы нормативно — правовых актов в области образования Умение выявлять основные положения методической работы нормативно — правовых актов в области образования Иметь опыт изучения основных положений методической работы нормативно — правовых актов в области образования

Знание способов использования нормативных правовых актов при анализе образовательного процесса в ОО в области Методической работы Владение способом использования нормативных правовых актов при анализе образовательного процесса в ОО в области Методической работы Умение использовать нормативные правовые акты при анализе образовательного процесса в ОО в области Методической работы Иметь опыт использовать нормативные правовые акты при анализе образовательного процесса в ОО в области Методической работы

Знание способов использования нормативных правовых актов при планировании форм Методической работы в школе Владение способом планирования форм Методической работы, исходя из нормативно — правовых актов в области образования Умение планировать формы Методической работы, исходя из нормативно — правовых актов в области образования Иметь опыт планирования форм Методической работы, исходя из нормативно — правовых актов в области образования

Содержание разработано автором на основе данных6 [15]

6 Рабочая программа. Б.1.В.01.02.08 Основы методической работы в образовательных учреждениях [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, направленность Начальное образование / БУ ВО «Сургут, гос, пед, ун-т»; Автор-сост. В.Л. Синебрюхова. — Электрон. дан. — Сургут: СурГПУ, 2022. — Режим доступа: http://els.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. — Загл. с экрана. — (дата обращения 25.11.2022).

• Заключение соглашения (договора) между вузом и общеобразовательным учреждением о сотрудничестве, в том числе в вопросах подготовки студентов к профессиональной деятельности. В документе должно быть прописано одно из направлений сотрудничества: «организация и проведение практических занятий на базе общеобразовательной организации». К соглашению обязательно прилагается план работы на определенный период (по согласованию сторон), в котором подробно расписывается содержание и формы взаимодействия, четко определяется перечень мероприятий, в которых принимают участие студенты, при этом обязательно учитываются требования в рамках учебной дисциплины, в нашем случае «Особенности методической работы в образовательном учреждении».

• Определение содержания и видов деятельности педагогов-наставников, студентов, преподавателя.

• Закрепление ответственных за каждое мероприятие от участников обеих сторон образовательного процесса.

Такое планирование позволяет предусмотреть целенаправленную, планомерную и содержательную работу по достижению результатов. Выбор наставников в данном случае будет обоснован их интересами, опытом, мастерством и т. д.

2 этап — деятельностный

На данном этапе предусматривается совместная деятельность преподавателя вуза, читающего учебную дисциплину, и педагогического коллектива, где педагогический коллектив выступает в роли наставника и помогает студенту выявить актуальные проблемы начального общего образования, освоить предусмотренные программой знания и умения, приобрести опыт участия в профессиональной методической деятельности учителя начальных классов с учетом поставленных целей, задач и изучаемого содержания.

На данном этапе важно совместно с администрацией и педагогами-наставниками определиться не только с содержанием учебных занятий, но с методами его освоения (осуществление наставничества). К ним могут быть отнесены: профессиональные дискуссии, инструктирование и консультирование студентов, мастер-классы, проектирование образовательных мероприятий и форм методической работы студентами; анализ и оценка продуктов образовательной деятельности педагога-наставника и студента, наблюдение за деятельностью педагога-наставника; демонстрация опыта проведения образовательных мероприятий; рефлексия и анализ (самоанализ) методической работы педагога (студента).

В рамках методической деятельности могут быть организованы такие мероприятия и формы проведения (тематика определяется участниками образовательного процесса).

• Актуальные направления цифровой трансформации образования: перспективы и новые возможности развития образования на 2022-2023 учебный год (педагогический совет).

• Воспитание гражданского патриотизма у детей младшего школьного возраста с учетом возможностей образовательной среды школы (круглый стол).

• Самоанализ урока как условие повышения качества образовательной деятельности начинающего педагога (семинар-практикум).

• Реализация ФГОС начального общего образования третьего поколения: проблемы и пути решения (дискуссионная площадка).

• Профессиональное развитие педагога как фактор повышения качества образования в условиях внедрения ФГОС НОО и ФГОС ООО (открытые мероприятия педагогов-наставников в рамках реализации темы саморазвития).

• Организация и проведение недели Науки с обучающимися МБОУ при участии студентов старших курсов (участие в разработке положения; участие в экспертизе проектов и т. д.) и др.

Тематика может быть самой разнообразной в зависимости от запросов вуза, содержания учебной дисциплины, планирования методической работы образовательным учреждением и т. д. Все вопросы по содержанию деятельности и формам проведения обсуждаются на совместных встречах администрации школы и преподавателя, утверждаются и заносятся в план сотрудничества. В отличие от первого этапа в данном случае обсуждается подробно каждое мероприятие с указанием степени участия студентов, выбором видов их деятельности и форм представления результата.

3 этап — контрольно-оценочный

На этапе контроля и оценки результатов сформированности у будущих учителей начальных классов выделенных компонентов компетенции целесообразно организовать внешнюю (педагогом-наставником) и внутреннюю проверку (преподавателем вуза читающем данную учебную дисциплину). Такая форма взаимодействия позволит обеспечить максимально объективные результаты освоения компетенции покомпонентно и спланировать дальнейшую работу. Для создания четкой и планомерной деятельности педагога-наставника и преподавателя на данном этапе в качестве инструктивно-методических материалов предлагается концептуальная модель контроля по учебной дисциплине (табл. 2.1; 2.2; 2.3).

Таблица 2.1

Модель контроля по дисциплине

Профессиональная задача Действия (этапы) Знания Умения Вид контроля /оценочное средство Методы

Принятие решений в профессиональной деятельности на основе нормативных и правовых актов. Действие по поиску актуальных нормативных актов в области образования (методическая работа). Действие по выбору нормативно правовых документов в соответствии с профессиональной задачей. Законодательство в области образования (методическая работа) (правовые нормативные акты, регламентирующих сферу образования. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», «О внесении изменений в приложение 1 к постановлению правительства Ханты-Мансийского Автономного Округа— Югры от 5 октября 2018 года № 338-п «О государственной программе ханты-мансийского автономного округа — Югры «Развитие образования» и т. д.). Определять и анализировать нормативно- правовые документы, регулирующие методическую работу в ОО. Модуль 1 / Текущий контроль / Практическая работа 2. Методы анализа, оценки профессиональной деятельности в соответствии с нормативными правовыми документами в сфере образования (методическая работа).

Содержание разработано автором на основе данных6 [9; 15]

Предложенная модель составлена с учетом ранее обозначенных теоретических положений и представляет собой последовательность действий: выбор компетенции, определение профессиональной задачи, разработка этапов, формулирование знаний и умений, установление вида контроля, оценочного средства и методов проверки результатов. По каждой из выделенных профессиональных задач предлагается перечень заданий для студента-бакалавра, которые он осуществляет при непосредственном участии педагога-наставника и преподавателя вуза. Отметим, что выполнение практико-ориентированных заданий позволит студенту не только продемонстрировать способность решать профессиональную задачу ориентировочного или исполнительского вида, но и приобрести опыт осуществления деятельности в рамках профессии.

Перечень примерных практико-ориентированных заданий для проверки сформированности знаний и умений у будущих учителей начальных классов с учетом профессиональной задачи и компетенции.

1. Представьте обобщенную характеристику понятия «методическая работа».

2. Составьте перечень нормативно-правовых актов федерального или регионального уровня, регулирующих методическую работу в образовательном учреждении. Проанализируйте один из нормативно-правовых актов по методической работе, с учетом следующих критериев: цель, функции, структура, основное содержание одного из компонентов.

3. Составьте перечень локальных актов, регулирующих методическую работу в конкретном образовательном учреждении. Определите критерии для анализа локального (свободный выбор) акта, регулирующего методическую работу в образовательном учреждении. Изучите один из них (свободный выбор) и дайте оценку согласно выделенным вами критериям.

Результатом освоения указанного содержание является демонстрация студентом умения принимать решения в профессиональной деятельности на основе нормативных и правовых актов.

В качестве критериев оценивания предлагаются: наличие в таблице перечня нормативных или локальных документов; указание основных требований к методической работе педагога; полнота и структурированность учебной информации; самостоятельность в выявлении и интерпретации информации по теме; стиль и оформление работы.

Таблица 2.2

Модель контроля по дисциплине (продолжение)

Профессиональная задача Действия (этапы) Знания Умения Вид контроля / оценочное средство Методы

Определение направлений, форм методической деятельности в ОО. Действие по определению (выбору) направлений, форм методической деятельности в ОО с учетом нормативно правовых документов. Знание направлений и форм методической работы в школе с учетом требований нормативных документов к качеству обучения и воспитания обучающихся. Умение выявлять направления и формы методической работы в школе с учетом требований нормативных документов к качеству обучения и воспитания обучающихся. Модуль 1 / Текущий контроль / Практическая работа 6. Методы анализа и оценки условий организации методической работы в школе.

Содержание разработано автором на основе данных6 [9; 15]

Перечень примерных практико-ориентированных заданий для проверки сформированности знаний и умений у будущих учителей начальных классов с учетом профессиональной задачи и компетенции:

1. Разработайте экспертный лист, включающий критерии оценки актуальности и оптимальности форм методической работы в школе с учетом требований ФГОС НОО и с учетом требований примерной ООП НОО к качеству обучения и воспитания обучающихся.

2. Перечислите основные направления методической работы в школе. Охарактеризуйте одно из направлений методической работы. Разработайте перечень форм методической работы (индивидуальной и коллективной), использование которых оптимально для выбранного направления деятельности педагогов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• 1 вариант — информационно-аналитическая деятельность.

• 2 вариант — мотивационно-целевая деятельность.

• 3 вариант — планово-прогностическая деятельность.

• 4 вариант — организационно-методическая деятельность.

• 5 вариант — контрольно-диагностическая функция.

• 6 вариант — коррекционно-консультативная деятельность.

Результатом освоения выделенного содержания является демонстрация студентом умения определять результат методической деятельности на основе современных нормативных и локальных документов; умения осуществлять оценку условий достижения цели (формы и современные технологии) методической деятельности педагогов, педагогического коллектива в целом.

В качестве критериев оценки предлагаются: умение определять содержание компонентов для формулировки определения; знание существенных характеристик выбранных форм методической работы; демонстрация опыта разработки элементов содержания методической работы педагогов с учетом формы.

Таблица 2.3

Модель контроля по дисциплине (продолжение)

Профессиональная задача Действия (этапы) Знания Умения Вид контроля / оценочное средство Методы

Постановка цели обучения по образовательным программам НОО на основе использования современных подходов и образовательных технологий. 1. Действие по определению результата образовательной деятельности на основе современных нормативных документов. 2. Действие по оценке условий достижения цели (условия, современные технологии и т. д.). 1. Знание современных требований к образовательным результатам, отраженные в нормативной документации. Модуль 2 / Текущий контроль/ Практическая работа 8. SMART метод — конкретность; измеримость в конкретных показателях; Досягаемость результата; реальность или значимость задач, содержания и условий.

Отбор содержания, методов и средств обучения по образовательным программам НОО на основе использования современных подходов и образовательных технологий. 1. Действие по оценке условий образовательной деятельности в соответствии с поставленной целью: возрастные особенности, требования нормативных документов, возможности (ограничения) содержания. методов и средств. 1. Знание современных условий реализации учебного процесса. 2. Знание современных образовательных технологий в предметной области. Модуль 2 / Текущий контроль / Практическая работа 8. Методы анализа и оценки условий организации учебного процесса (содержание, методы и средства).

Профессиональная задача Действия (этапы) Знания Умения Вид контроля / оценочное средство Методы

3. Знание содержания предметной области в соответствии с требованиями ФГОС и современными достижениями соответствующей отрасли знаний. 4. Знание сущностных характеристик современных методов и средств обучения по образовательным программам НОО (включая условия применения, требования к использованию). 5. Критерии качества процесса выбора методов и средств.

Содержание разработано автором на основе данных6 [9; 15]

Перечень примерных практико-ориентированных заданий для проверки сформированности знаний и умений у будущих учителей начальных классов с учетом профессиональной задачи и компетенции.

1. Охарактеризуйте цели проведения открытого урока педагогами. Выделите требования к открытому уроку педагогов. Оформите результаты своей работы, используя технику коллажирования.

2. Посмотрите открытый урок педагога-наставника и оцените его эффективность в соответствии с поставленной целью, возрастными особенностями обучающихся, требованиями нормативных документов, возможностями (ограничения) методов и средств и т. д. Дайте оценку условий достижения цели (содержание, современные технологии, формы организации деятельности обучающихся и т. д.).

Результатом в данном виде занятия является умение определять результат образовательной деятельности педагога на основе современных нормативных документов, оценка условий достижения поставленной цели (условия, содержание, методы и приемы, средства обучения и т. д.).

Критериями оценки выступают: владение современной терминологией, оценка эффективности и результативности образовательной деятельности педагога-наставника.

Весь процесс контроля и оценивания результатов освоения содержания учебной дисциплины осуществляется педагогом-наставником и преподавателем при непосредственном участии всех студентов учебной группы. Ценным может стать самоанализ студента и анализ реализуемой деятельности сокурсниками.

Обсуждение

В психолого-педагогической и методической литературе предложены исследования по формированию профессиональных умений у будущих учителей начальных классов посредством наставничества в рамках модели «работодатель — студент педагогического вуза»,

когда «студенты высшего профессионального образования проходят педагогическую практику в образовательной организации или трудоустраиваются в ней».

Разработанная модель формирования профессиональных умений у студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность Дошкольное образование и Начальное образование посредством организации наставничества, апробирована на базе Сургутского государственного педагогического университета в учебном процессе при подготовке будущих учителей начальных классов. Отметим, что предложенная модель формирования профессиональных умений у будущих учителей начальных классов не предусматривает проведение учебных занятий по учебной дисциплине на базе общеобразовательной организации в полном объеме, речь идет о комбинированном варианте «вуз-школа»: по согласованию с педагогическим коллективом в лице администрации определяются темы учебных занятий (формы проведения, время, степень участия студентов и др.), которые целесообразно организовать на базе школы при непосредственном участии студентов-бакалавров, педагогов-наставников и педагогического коллектива в целом.

Включение студентов в педагогическую деятельность, построенную на основах раскрытой в статье модели, позволит повысить уровень сформированности у них профессиональных умений посредством наставничества педагогов и педагогического коллектива.

В заключении можно сделать выводы о том, что наставничество является одной из актуальных форм обеспечения профессионального развития будущих учителей начальных классов, приобщению их к профессиональной деятельности, развитие у них самостоятельности и компетентности.

Перспективы дальнейших исследований по данной теме:

Изучение опыта преподавателей педагогических учебных заведений по внедрению моделей формирования у студентов-бакалавров профессиональных умений посредством наставничества.

Разработка форм и способов формирования у будущих учителей начальных классов профессиональных умений в контексте «школа-вуз».

ЛИТЕРАТУРА

1. Лазарев, В.С. Концептуальная модель формирования профессиональных умений у студентов // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. — 2011. — № 2. — с. 5-13. — URL: https://cyberleninka.m/article/n/kontseptualnaya-model-formirovaniya-professionalnyh-umeniy-u-studentov (дата обращения 25.11.2022).

2. Лазарев, В.С. Принципы и процедуры определения требований к результатам инновационного образования на основе компетентностного подхода. Часть 2 [Текст] / В.С. Лазарев, Т.П. Афанасьева, И.А. Елисеева [и др.] // Отчёт о выполнении работ по проекту «Аналитическое исследование российского и зарубежного опыта реализации инновационных подходов в образовании». — М.: РАО, 2006. — 63 с.

3. Лазарев, В.С. О деятельностном подходе к проектированию целей образования / В.С. Лазарев // Известия Российской Академии Образования. — 2000. — № 2. — 2011. — С. 15-24. URL:

https://portalus.ru/modules/shkola/rus readme.php?subaction=showfull&id=1191497 902&archive=&start from=&ucat=& (дата обращения 25.11.2022).

4. Абрамовских Н.В. Реализация системно-деятельностного подхода в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — № S10. — С. 6-13. — URL: http: //e-koncept.ru/2017/470122.htm. — (дата обращения 25.11.2022).

5. Абрамовских, Н.В. Содержательные аспекты профессиональной подготовки будущих педагогов / Н.В. Абрамовских // Мир науки, культуры, образования. — 2013. — № 5(42). — С. 169-171. — URL:

http://amnko.ru/index.php/russian/journals/. (дата обращения 25.11.2022).

6. Бакшеева, Э.П. Педагогические основы организации инновационного образования в условиях высшей школы / Э.П. Бакшеева // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. — № 1(28). — 2014. — С. 2340. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-osnovy-organizatsii-innovatsionnogo-obrazovaniya-v-usloviyah-vysshey-shkoly (дата обращения 25.11.2022).

7. Верченко, И.А., Гринева, К.Ю. Опыт проектирования учебной дисциплины «Психология» в деятельностной парадигме по направлению подготовки «Педагогическое образование» в соответствии с профессиональным стандартом педагога / И.А. Верченко, К.Ю. Гринева // Перспективы науки. — 2015. — № 11.

— С. 9-12. — URL: https://moofrnk.com/assets/files/journals/science-prospects/74/science-prospect-11(74)-main.pdf. (дата обращения 13.12.2022).

8. Коноплина, Н.В., Лазарев, В.С. Развитие педагогического вуза: методология, теория, опыт: монография; 2-е изд. / Н.В. Коноплина, В.С. Лазарев. — Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2010. — 288 с. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n7deyatelnostnyy-podhod-kak-osnova-sistemy-podgotovki-buduschih-pedagogov-k-resheniyu-issledovatelskih-zadach (дата обращения 25.11.2022).

9. Теоретико-методические подходы к формированию фонда оценочных средств при обучении студентов в вузе [Электронный ресурс]: коллективная монография.

— Электрон. текст. дан. (3,5 Мб). — Киров: Изд-во МЦИТО, 2018. — 185 с. — URL: http://www.spsl.nsc.ru/Fulltext/CAT/CAT CD/2019 01/%D0%A2%D0%B5% D0%BE%D 1%80%D0%B5%D 1%82%D0%B8%D0%BA%D0%BE-%D0%BC%D0%B5%D 1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D 1%87%D0%B5%D 1 %81%D0%BA%D0%B8%D0%B5 %D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%85%D0%B E%D0%B4%D1%8B %D0%BE%D0%B 1%D0%BB.pdf. (дата обращения 25.11.2022).

10. Толмачева В.В. Закономерности и принципы процесса формирования социально-экологической готовности педагогов к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт».

— 2016. — № S2. — С. 31-35. — URL: http://e-koncept.ru/2016/76025.htm. (дата обращения 25.11.2022).

11. Дудина, Е.А. Наставничество как особый вид педагогической деятельности: сущностные характеристики // Е.А. Дудина // Вестник Новосибирского

государственного педагогического университете. — 2017. — Том 7, № 5. — С. 26-27. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nastavnichestvo-kak-osobyy-vid-pedagogicheskoy-deyatelnosti-suschnostnye-harakteristiki-i-struktura (дата обращения 25.11.2022).

12. Круглова, И.В. Наставничество в повышении профессиональной компетентности молодого учителя // Педагогическое образование и наука. — 2007. — № 1. — С. 25-27. — URL:

http://irbis.gnpbu.ru/Aref 2007/Kruglova I V 2007.pdf. (дата обращения 25.11.2022).

13. Прочухаева, М.М. Шалупина, Т.В. Психолого-педагогические основы организации системы наставничества в инклюзивной школе // Проблемы современного педагогического образования, 2019, № 65.3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-osnovy-organizatsii-sistemy-nastavnichestva-v-inklyuzivnoy-shkole/viewer. (дата обращения 25.11.2022).

14. Эсаулова, И.А. Новые модели наставничества в практике обучения и развития персонала / И.А. Эсаулова // Стратегии бизнеса. — 2017. — № 6. — С. 8-13. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-modeli-nastavnichestva-v-praktike-obucheniya-i-razvitiya-personala-zarubezhnyh-kompaniy. (дата обращения 13.12.2022).

15. Синебрюхова В.Л. Особенности проектирования учебной дисциплины «Методика обучения технологии» с учетом компетентностного подхода к обучению будущих учителей начальных классов // Интернет-журнал «Мир науки». — 2016, — Том 4, № 6 URL: http://mir-nauki .com/PDF/37PDMN616.pdf (доступ свободный). — (дата обращения 25.11.2022).

Sinebryuhova Vera Leonidovna

Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russia E-mail: sinver13@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1860-8164 RSCI: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=435827

Formation of professional future primary school teachers' skills through the mentoring organization

Abstract. The article reveals one of the approaches to the formation of professional skills at bachelor students studying according to Federal State Educational Standard with two profiles through the mentoring organization in the conditions of educational organization (primary general education level). The purpose of the article is to present experience in the model development for the formation of professional future primary school teachers' skills. The model is based on the methodological provisions on the essence and component composition of competencies and the conceptual model for the formation of professional skills at students of Ph.D., professor, full member of Russian Academy of Education V.S. Lazarev. The model content is presented on the material of the academic discipline «Features of methodological work in an educational institution» which is studied by future primary school teachers in the framework of the main professional educational program: Preschool education and Primary education. The scientific work considered in the article was developed and tested on the basis of the budgetary institution of higher education of Khanty-Mansiisk autonomous district — Yugra «Surgut State Pedagogical University» at Department of Psychology and Pedagogy by the professor and pedagogical staff of Department of Theory and Methodology of Preschool and Primary Education. The model and outlined content presented in the article may have great appeal to teachers of pedagogical educational institutions in the organization of mentoring activities in educational institutions (schools) aimed at the formation of professional future primary school teachers' skills, taking into account the mastered competencies; in the development of the academic disciplines content, the development of control and assessment means and practical-oriented tasks of professional orientation taking into account the specifics of the methodological work of primary general education teachers.

Keywords: professional skills; future primary school teachers; professional competence; professional task; mentoring; functional competence map; control model

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.