Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ В КУРСЕ ИЗУЧЕНИЯ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И РИТОРИКИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ В КУРСЕ ИЗУЧЕНИЯ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И РИТОРИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бавбекова А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ В КУРСЕ ИЗУЧЕНИЯ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И РИТОРИКИ»

УДК 371.01

Бавбекова А.С. старший преподаватель кафедра филологии ДГУ

филиал в г. Кизляре

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ В КУРСЕ ИЗУЧЕНИЯ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ

РУССКОГО ЯЗЫКА И РИТОРИКИ

Методика преподавания русского языка - одна из основных учебных дисциплин, формирующих профессиональные умения и навыки будущего учителя-словесника. В курсе ее изучения студенты усваивают принципы, методы, приемы обучения русскому языку, закономерности усвоения его учащимися, знакомятся с современными средствами обучения, учатся профессиональному общению. Общеизвестна взаимосвязь методики с педагогикой, психологией и особенно с лингвистическими дисциплинами, что является вполне закономерным: методика преподавания не может быть оторвана от самого предмета преподавания - языка, разноаспектно изучаемого лингвистическими дисциплинами.

В настоящее время, в связи с усилившейся коммуникативной направленностью в преподавании языковых дисциплин не только в вузе, но и в школе, возросло внимание к проблемам культуры речи, риторики. Этот факт обусловил появление нового учебного предмета - «Риторики» - на филологическом факультете педагогического вуза и включение в школьный курс русского языка раздела «Культура речи». Таким образом, формирование профессионально значимых умений и навыков студентов - филологов осуществляется на основе тесных межпредметных связей методики преподавания русского языка и риторики. В «Словаре-справочнике по методике преподавания русского языка» М.Я. Львова понятие «межпредметные связи» объясняется так: «Это не только согласованность программ, но и взаимопроникновение наук».

Рассмотрение данного вопроса необходимо начать с выявления принципиального отличия учебного предмета «Русский язык» от других предметов школьного курса, а именно: язык является в школе одновременно и объектом изучения и средством обучения. Данная особенность русского языка как учебного предмета вполне закономерна на наш взгляд, определяет характер межпредметных связей методики преподавания русского языка и риторики и позволяет выделить два основные аспекта их реализации:

1. Сведения по культуре речи, риторики включены в школьные программы и учебники по русскому языку (т.е. являются объектом изучения) следовательно, в курсе методики необходимо формировать профессиональные умения и навыки студентов, основанные на знании принципов, методов и приемов изучения данного языкового материала на уроках русского языка.

2. Знания по риторике являются одновременно и средством обучения, так как опора на эти знания позволит будущему учителю оптимизировать учебный процесс в школе.

Рассмотрим данные положения более подробно. Итак, изучение риторики предполагает знакомство студентов с основами знаний о речи, качествах речи, нормами современного русского литературного языка. Поэтому на лекциях и практических занятиях по данной дисциплине студенты исследуют основные аспекты культуры речи (нормативный, коммуникативный, этический); в процессе выполнения разнообразных упражнений и заданий усваивают такие качества речи, как точность, понятность, чистота, богатство, выразительность и уместность речи.

К практическому занятию студенты изучают необходимую методическую литературу, конспектируют «Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку», составляют таблицу «Классификация ошибок и их графическое обозначение». Обсуждение подготовленных материалов составляет основное содержание занятия.

На лабораторном занятии студенты выполняют упражнения на нахождение, исправление ошибок (задание это усложняется при проверке изложений и сочинений учащихся); составляют конспект урока по теме «Работа над ошибками в изложении (сочинении)».

В курсе риторики студенты учатся владеть своим голосом, овладевают навыками публичного выступления, знакомятся со способами управления вниманием аудитории. Это является важными факторами эффективности педагогического общения. В то же время слово в устах преподавателя становится средством воспитания культуры речи школьников. Учитель русского языка не просто обучает детей культуре речи, он должен быть сам образцом владения правильной русской литературной речью.

Таким образом, работая на занятиях по риторике над правильностью, выразительностью речи студентов, мы тем самым развиваем у них важные профессиональные умения и навыки. Именно на занятиях по риторике формируется коммуникативная компетентность будущих учителей-словесников, которая предполагает:

-Овладение знаниями о правилах и нормах общения, о требованиях к речевому поведению в различных речевых ситуациях;

-Осознание особенностей профессионального общения в сфере обучения;

-Овладение умением решать коммуникативные задачи в конкретной ситуации общения;

-Овладение опытом анализа и создания профессионально значимых типов высказываний;

-Развитие творчески активной речевой личности.

Профессиональная подготовка будущих учителей-словесников предполагает, чтобы студенты научились организовывать не только речевую деятельность учащихся на уроке, но и свою собственную. Поэтому на

практических и лабораторных занятиях по методике преподавания русского языка, проигрывая уроки или их фрагменты, студенты анализируют особенности педагогического говорения, слушания, чтения. Знания, полученные студентами о речевых жанрах, не только жизненно необходимы (мы активно используем их в своей повседневной речевой практике), но и профессионально значимы. Будущий учитель-словесник должен владеть методикой развития речи на уроках русского языка, включающей в себя совершенствование у учащихся навыков создания жанров как устной речи (беседа, диалог, рассказ, ораторское выступление и др.), так и письменной речи (статья, реферат, расписка, заявление, очерк и др.)

В целом, перечень профессиональных умений и навыков, которыми должен обладать учитель-словесник, гораздо больше рассмотренных в данной статье. Мы ограничились описанием только тех, формирование которых основано на изучении в тесной взаимосвязи методики преподавания русского языка и риторики.

Использованные источники:

1. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М.: Наука, 1987

2. Львов М.Р. Основы теории речи: Учеб. пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002

3. Чуприкова Н.И. Психология обучения. - М., 1995

УДК 316.6

Багаутдинов Э.К. магистрант ФГБОУВО Башкирский ГАУ Россия, г. Уфа

ОСОБЕННОСТИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ С ИНОСТРАННЫМИ

ПАРТНЕРАМИ

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности делового общения с иностранными партнерами. Особый акцент делается на знание делового этикета.

Ключевые слова: деловое общение, этикет, иностранные партнеры.

Каждый народ имеет свои обычаи, традиции, культуру, политическое и государственное устройство. Все это сказывается на особенностях деловых отношений и принятых правилах поведения. Так, открытые двери рабочих помещений у североамериканцев воспринимаются как норма, а у немцев - как высшая степень беспорядка. Американцы и японцы привыкли работать в больших помещениях, где все на виду, а немцы, наоборот, при закрытых дверях. Громкий разговор американца или итальянца может восприниматься англичанином как проявление невоспитанности [1; 2]. Максимальное приближение друг к другу собеседников-латиноамериканцев вызывает стремление отодвинуться у англичан и т. д.

В процессе подготовки и ведения деловых переговоров национальные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.