Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций по диагностике критических врожденных пороков сердца в ординатуре по неонатологии'

Формирование профессиональных компетенций по диагностике критических врожденных пороков сердца в ординатуре по неонатологии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
42
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Жаркова И. Ю., Ушакова С. А., Петрушина А. Д., Халидуллина О. Ю., Дедюкина Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций по диагностике критических врожденных пороков сердца в ординатуре по неонатологии»

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДИАТРИИ И ДЕТСКОЙ ХИРУРГИИ

ментация 652 детей, госпитализированных в многопрофильный стационар, проведено анкетирование родителей детей, имевших сочетанную патологию.

Результаты. Сопутствующие хронические заболевания имели 71,9% из обследованных детей. Средний индекс коморбидности составил 3,25 (заболеваний на 1 ребёнка). На момент госпитализации 27,9% пациентов имели симптомы, свидетельствующие об обострении сопутствующего заболевания и нуждались в диагностических и лечебных мероприятиях по этому поводу. В 17,2% случаев дети получали лекарственные средства, ранее назначенные по поводу сопутствующей патологии, и в большинстве случаев нуждались в коррекции терапии. В 74,4% случаев диагностические и лечебные рекомендации, направленные на сопутствующую патологию, полностью или большей частью планировалось реализовать только после выписки из отделения. 8,9% от всех обследованных детей нуждались в последующей госпитализации по поводу сопутствующего заболевания. Анкетирование родителей показало высокую их заинтересованность в получении дополнительной помощи по поводу сопутствующей патологии во время госпитализации.

Заключение. Дети во время госпитализации должны получить медицинскую помощь в полном объёме в отношении, как основного, так и сопутствующих заболеваний, независимо от специфики стационара и отделения. Данный принцип должен быть обеспечен ресурсами и штатами. В многопрофильном стационаре целесообразно создавать условия и вовлекать врачей-специалистов и педиатров к оказанию консультативной помощи детям с сочетанной патологией.

AНАЛИЗ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ Г. НОВОСИБИРСКА ПО ДАННЫМ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ОСМОТРОВ

Елкина Т.Н., Лиханова М.Г., Воропай Л.А., Логинова С.А.

Новосибирский государственный медицинский университет, г. Новосибирск

Введение. Ежегодные Государственные доклады о состоянии здоровья населения Российской Федерации констатируют ухудшение состояния здоровья детского и подросткового контингента. Такая ситуация потребовала изменения частоты и качества проведения текущих профилактических осмотров учащихся. В настоящее время нормативным документом, определяющим организацию профилактических осмотров в образовательных учреждениях, является Приказ Министерства здравоохранения РФ № 1346н «О порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров».

Цель исследования — изучить соотношение групп здоровья и структуру патологии школьников г. Новосибирска

Материалы и методы. Анализ карт профилактических осмотров на педиатрических участках 4-х детских поликлиник г. Новосибирска.

Результаты и их обсуждение. В ходе исследования были проанализированы карты профилактических осмотров 283 детей. Группы формировались по возрастному принципу и соответствовали декретированным срокам проведения углубленных профилактических медицинских осмотров. Группа детей 6—7 лет составила 33%, 10-11 лет — 29%, 16-17 лет — 38%. На диспансерном учете состояло 22% детей.

Анализ распределения по группам здоровья показал: I группа составила 22,3%, II — 49,1%, III — 27,6%, IV — 1,1%. Рассматривая полученные данные в возрастном аспекте, было выявлено — показатели в возрастных группах детей 6-7 лет и 10-11 лет были сопоставимы (I группа — 26,5 и 25,8%, II — 49,5 и 45,1%, III — 24 и 26,8% соответственно). Отличными были изучаемые показатели в группе детей 16-17 лет. Среди детей данной группы соотношение групп здоровья выглядело следующим образом: I группа -11,6%, II группа — 53,2%, III группа — 33,7%. Во всех возрастных группах в структуре патологии наибольший удельный вес имеют: заболевания костно-мы-шечной системы — 28,57%, органа зрения — 17,14% и ЛОР-органов — 12%. Заболевания органов дыхания (10,12%), нервной (9,61%), мочевыводящей (8,83%), эндокринной (7,01%), сердечно-сосудистой (3,37%) систем, желудочно-кишечного тракта (2,87%) были представлены в данном соотношении.

Выводы. Таким образом, распределение по группам здоровья показало сопоставимые результаты у детей 6-7 и 10-11 лет. Тогда как в группе 16-17-летних в 2 раза в сравнении с младшими школьниками уменьшается число здоровых детей и увеличивается количество учащихся II и III группы здоровья — более трети имеют хроническую патологию и 53,2% — различные функциональные отклонения. Преобладающими в структуре заболеваний детского возраста являются заболевания костно-мышечной системы, органа зрения и ЛОР-органов.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО ДИАГНОСТИКЕ КРИТИЧЕСКИХ ВРОЖДЕННЫХ ПОРОКОВ СЕРДЦА В ОРДИНАТУРЕ ПО НЕОНАТОЛОГИИ

Жаркова И.Ю., Ушакова С.А., Петрушина А.Д., Халидуллина О.Ю., Дедюкина Е.С. ГБОУ ВПО Тюменский государственный медицинский университет, г. Тюмень

Введение. Своевременность выявления критических врожденных пороков сердца (ВПС) у новорожденных зависит от информированности врачей нео-натологов по данной проблеме и от сформированных навыков ранней диагностики ВПС. Ввиду того, что ВПС традиционно значимы в структуре младен-

РОССИЙСКИЙ ВЕСТНИК ПЕРИНАТОЛОГИИ И ПЕДИАТРИИ, 4, 2016 ROSSIYSKIY VESTNIK PERINATOLOGE IPEDIATRII, 4, 2016

Раздел 1. Организация медицинской помощи детям

ческой смертности, и дальнейшее снижение этого показателя актуально для регионального здравоохранения, нами разработан соответствующий учебный модуль, используемый в подготовке ординаторов по специальности неонатология.

Цель исследования. Представить опыт проведения практических семинаров по формированию новых профессиональных компетенций в рамках модуля «Диагностика критических ВПС у новорожденных» образовательной программы ординатуры по специальности «неонатология».

Материалы и методы. Анализ обучения ординаторов по специальности «неонатология» алгоритму диагностики критических ВПС, реализуемого на кафедре педиатрии ФПК и ППС. Результаты корректной интерпретации обследования позволяют неонатологу принять обоснованное решение о необходимости консультации кардиохирурга и/или детского кардиолога, дальнейшей верификации диагноза ВПС и проведения терапии, стабилизирующей состояние ребенка.

Результаты. На практическом занятии ординаторам представляется протокол проведения алгоритма диагностики критических ВПС с выполнением двух-зонной пульсоксиметрии у новорожденных. Преподаватель демонстрирует ординаторам весь комплекс действий врача, четко проговаривая каждый шаг алгоритма. Обучающиеся поочередно проводят весь комплекс диагностики. Действия каждого ординатора обсуждаются в группе. Сначала отмечаются положительные моменты, потом — недоработки. Преподаватель подробно разбирает с каждым ординатором все ошибки. Повторное выполнение алгоритма обучающимися выполняется с учетом разобранных ранее недочетов. Для мотивации будущих врачей к проведению алгоритма разбираются допускаемые ошибки, выявляемые при рецензировании первичной медицинской документации, приводятся положительные результаты внедрения скрининга на выявление критических ВПС в ведущих лечебных учреждениях региона.

Заключение. Внедрение в образовательный процесс подготовки в ординатуре по специальности «неонатология» новых профессиональных компетенций по диагностике критических ВПС у новорожденных с применением двухзонной пульсоксиметрии расширяет спектр важнейших скрининговых технологий в практике будущих неонатологов и направлено на реализацию мер по дальнейшему снижению младенческой смертности от врожденных аномалий системы кровообращения.

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ КЛИНИЧЕСКОЙ ФАРМАКОЛОГИИ СТУДЕНТАМ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Кирилочев О.О., Дорфман И.П., Умерова А.Р., Орлова Е.А.

Кафедра клинической фармакологии ГБОУ ВПО Астраханский ГМУ Минздрава РФ, г. Астрахань

Ввиду востребованности знаний по клинической фармакологии как для практикующих врачей всех специальностей, так и для подготовки будущих специалистов клинических фармакологов, преподаванию этой дисциплины должно быть уделено значительное внимание.

Недостаточность качества преподавания клинической фармакологии может привести к негативным последствиям, таким как нерациональному использованию лекарственных препаратов, а самое главное — разобщению знаний по фармакологии с клиническим мышлением будущих врачей.

Особенно это касается студентов педиатрического факультета, ввиду хотя бы того, что одним из неразрывно связанных с дисциплиной «клиническая фармакология» понятий является понятие безопасности применения лекарственных средств.

Методология преподавательского процесса и проведения практического занятия со студентами педиатрического факультета требует некоторых особенностей, направленных на повышение заинтересованности студентов.

Практическое занятие по общей клинической фармакологии может быть дополнено деловой игрой с распределением ролей среди студентов от «педиатра» и до «главного врача». Это может поспособствовать лучшему усвоению принципов фармакоэконо-мики, пониманию ABC-VEN анализа.

Например, практическое занятие по «антибио-тикотерапии» может быть дополнено деловой игрой разбора клинического случая для правильного назначения антибактериального средства.

Клинические задачи должны привить студентам-педиатрам постоянную настороженность в отношении возраста детей, которым назначаются те или иные антибиотики, так как далеко не все фармакологические группы широко применяются в детском возрасте, что, впрочем, касается не только анти-биотикотерапии.

Неразрывную связь фармакологических аспектов с «клиникой» можно подкрепить включением в практические занятия всевозможных разборов виртуальных и реальных клинических ситуаций, ролевых игр, решением клинических задач.

Данные преподавательские методики применимы ко всем темам клинической фармакологии. Приближение студента к реальности (в рамках практического занятия) способствует лучшему усвоению материала.

В завершении необходимо подчеркнуть, что внедрение всевозможных методик для повышения уровня знаний у студентов педиатрического факультета будет напрасным без повышения квалификации преподавателей и их профессионального роста.

РОССИЙСКИЙ ВЕСТНИК ПЕРИНАТОЛОГИИ И ПЕДИАТРИИ, 4, 2016 ROSSIYSKIY VESTNIK PERINATOLOGE IPEDIATRII, 4, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.