ТРИ «М»: МЕТОД - МЕТОДИКА - МЕТОДОЛОГИЯ
М. А. Боровская
Ценности и смыслы. 2023. № 5 (87). С. 56-70 Values and Meanings. 2023. No.5 (87). P. 56-70 (In Rus) УДК 37
https://doi.org/10.24412/2071-6427-2023-5-56-70
Формирование профессиональных компетенций для устойчивого развития: новые технологии и образовательные инновации
Боровская Марина Александровна
Член-корреспондент РАО, доктор экономических наук, профессор, президент Южного федерального университета, г. Москва, Россия E-mail: bma@sfedu.ru https://orcid.org/ 0000-0002-8089-183X
Аннотация. Перед современным обществом, стремящимся к устойчивому развитию, стоит необходимость реагировать на вызовы и трудности, сочетая целесообразность и социальную ответственность, что требует пересмотра канонов профессиональной деятельности и экономического роста как индивида, так и общества. Проблематика данного исследования заключается в обосновании информационно-технологического подхода в социально-экономической среде через преобразование содержания и смыслов, приобретающих направленность на цели устойчивого развития. Анализ концепции и модели совершенствования профессиональных компетенций на основе указанного подхода позволяет учесть современную экономическую и политическую ситуации и экологические приоритеты. Также важным содержательным моментом является интеграция информационных технологий и экологических подходов, формирующих базис для эффективного применения знаний и умений в реальных ситуациях. Цель статьи — представить современные инструменты профессионального роста, способствующие формированию необходимых компетенций для стабильного прогресса общества. Исследование открывает путь к переосмыслению образовательных подходов и созданию базы для будущего активного участия специалистов в достижении целей устойчивого развития.
© Боровская М.А., 2023
56
Ключевые слова: цели устойчивого развития, профессиональные компетенции, информационно-технологический подход, методология трансформации образовательной политики.
Для цитирования: БоровскаяМ. А. Формирование профессиональных компетенций для устойчивого развития: новые технологии и образовательные инновации // Ценности и смыслы. 2023. № 5 (87). С.56-70.
DEVELOPING PROFESSIONAL COMPETENCIES FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT: NEW TECHNOLOGIES AND EDUCATIONAL INNOVATIONS
Marina A. Borovskaya
Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Doctor of Economics, Professor, President of the Southern Federal University, Yekaterinburg, Russia E-mail: bma@sfedu.ru https://orcid.org/ 0000-0002-8089-183X
Abstract. Modern society, striving for sustainable development, faces the need to respond to challenges and difficulties, combining expediency and social responsibility, which requires a revision of the canons of professional activity and economic growth of both the individual and society. The problem of this article is to substantiate an information technology approach in the socio-economic environment through the transformation of content and meanings, in this case adapted to the goals of sustainable development. The analysis of the concept and model of professional competence improvement makes it possible to take into account the current economic and political situation and environmental priorities. Also an important substantive point is the integration of information technologies and environmental approaches that form the basis for the effective application of knowledge and skills in real situations. The purpose of the article is to present modern tools of professional growth that contribute to the formation of the necessary competencies for the stable progress of society. The study opens the way to rethinking educational approaches and creating a basis for the future active participation of specialists in achieving sustainable development goals.
Keywords: Sustainable Development Goals, professional competencies, modern professional, information technology approach, digital footprint, digital twin.
For citation: Marina A. Borovskaya M. A. Developing Professional Competencies for Sustainable Development: New Technologies and Educational Innovations // Values and Meanings. 2023. No.5 (87). P. 56-70. (In Rus).
Введение. Современное общество находится на перекрестке важных трансформаций, отвечая на новые вызовы и задачи. Одним из ключевых аспектов этой эпохи является стремление к устойчивому развитию, признание необходимости бережного отношения к окружающей среде, социальной ответственности и экономической стабильности. В этом контексте Цели устойчивого развития (ЦУР), предложенные Организацией
Объединенных Наций, становятся ориентиром для глобального совершенствования. Однако достижение этих целей требует не только политического и экономического воздействия, но и изменений в образовательной системе, чтобы подготовить новое поколение к вызовам будущего, а также в профессиональной деятельности специалистов разных отраслей.
Создание методологии формирования и совершенствования образовательной политики, ориентированной на ЦУР, представляет собой сложную проблему, требующую глубокого исследования и инновационных решений. Проблематика данной статьи заключается в обосновании не только необходимости, но и подхода к формированию научно-педагогической деятельности и создания инновационного инструментария для усовершенствования компетенций профессионалов. Все это должно способствовать подготовке потенциальных специалистов с учётом уникальных требований и ценностей, связанных с ЦУР.
Для достижения этой цели необходимо переосмысление образовательных и профессиональных методов, появление новых тематик в рамках обучения студентов и специалистов навыкам, незаменимых для успешной реализации ЦУР. Обоснование постановки актуальных задач устойчивого развития при организации инновационной образовательной среды на основе предлагаемого информационно-технологического подхода является основным положением данной статьи. Однако обоснование и внедрение новой методологии — лишь начало на пути к образованию, способному эффективно формировать специалистов для целей устойчивого развития. Перспективы дальнейшей интеграции полученных образовательных методов и подходов в комплексную систему формирования когерентной среды будущего остаются обширными. Важным аспектом будет объединение усилий образовательных учреждений, государственных органов управления и общественных организаций для создания и поддержания среды, способствующей стабильному росту. В этом плане важным инструментом становится социальное программирование, позволяющее формировать осознанный и ответственный подход к устойчивому развитию среди молодого поколения.
Цели устойчивого развития (Sustainable Development Goals, SDGs) являются набором глобальных задач, принятых членами Организации Объединённых Наций (ООН) в 2015 году. Они представляют собой план действий на период с 2015 по 2030 год и направлены на создание более безопасного и справедливого мира для человека, общества и планеты в целом.
Цели устойчивого развития признаны как важный международный рамочный документ, который помогает странам и организациям направить свои усилия и ресурсы на решение срочных проблем, стоящих перед человечеством для благополучия планеты. Они рассматриваются во взаимосвязи друг с другом и призваны способствовать сбалансированному развитию во всех сферах; призывают создать мир, свободный от бедности и голода, где население планеты обладает равными возможностями, получает надлежащее образование, живёт в безопасном окружении, имеет доступ к чистой воде, устойчивому энергоснабжению и достойной работе, а также осуществляет жизнедеятельность в стабильном окружающем мире, в котором обеспечивается контроль за изменением климата и сохраняется биологическое разнообразие.
Важно отметить, что достижение целей устойчивого развития требует совместных усилий от органов власти, гражданского общества, бизнес-структур, в целом от акторов промышленности и, конечно, при активном участии системы образования.
Цели устойчивого развития — это важный шаг в направлении создания более сбалансированного, социально-экономически и экологически устойчивого общества, где человек и природа создают гармонию рационального и разумного потребления, а мир сохраняет свою природную красоту и рациональное природопользование для будущих поколений [7].
17 целей устойчивого развития, охватывающих широкий спектр социальных, экономических и экологических вопросов, создают сложную экосистему для задач совершенствования содержания профессионального образования и надпрофессиональных навыков, они представлены ниже в таблице 1 [6].
Таблица 1
Цель Расшифровка цели
1. Ликвидация нищеты Искоренение крайней бедности и создание условий для реализации доступности базовых услуг, включая образование, здравоохранение и пищу
2. Ликвидация голода Достижение физического и экономического доступа к достаточной в количественном отношении безопасной пище, улучшение всех отраслей возделывания культурных растений и разведения животных для получения продукции, а также содействие непрерывному доступу к природным ресурсам
3. Хорошее здоровье и благополучие Обеспечение здоровья как физического, так и психического, улучшение качества здравоохранения и доступность медицинских услуг
4. Доступное и образцовое образование
Гарантирование непрерывных и доступных для всех высококачественных образования и обучения
5. Гендерное равенство
Достижение женской эмансипации и укрепление прав всех представителей женского пола
6. Чистая вода и санитария
Обеспечение возможности стабильного управления ресурсами чистой воды и доступа к условиям, соответствующим санитарным нормам
7. Недорогостоящая и «чистая» энергия
Создание условий для повсеместного доступа к надёжной энергии
8. Высокооплачиваемая работа и экономический подъём
Создание условий для генерации престижных рабочих мест, справедливого экономического развития и продуктивности труда
9. Индустриализация и инновации, инфраструктура
Насаждение инклюзивной промышленности, поддержка инноваций и развития инфраструктуры
10. Сокращение неравенства
Постепенный экономический подъём, общественное включение и равенство между индивидом и государством
11. Устойчивые населённые пункты
Достижение безопасности, постоянства и устранение неблагоприятных условий жизни в разных населённых пунктах_
12. Ответственное потребление и производство
Создание условий стабильного потребления и производства и помощь стабильному использованию природных ресурсов
13. Предотвращение климатических изменений
Практические действия по борьбе с климатическими изменениями и их последствиями
14. Сохранение морских экосистем
Разумная эксплуатация морей и океанов, а также морских ресурсов_
15. Сохранение экосистем суши
Поддержка, улучшение и разумное использование экосистем на суше, борьба с опустыниванием и сохранение биологического разнообразия
16. Мир, правосудие и эффективные институты
Укрепление мирных и инклюзивных обществ с доступными юстициями и оперативными институтам
17. Партнёрство в интересах устойчивого развития
Мобилизация средств и повышение эффективности сотрудничества между государством, обществом в целом и индивидом
Обсуждение и результаты. Как видно, цели устойчивого развития охватывают колоссальное количество сфер жизни и помогают скорректировать траекторию создания здорового общества, счастливого населения, а также способствуют гармоничному и экологичному развитию человечества во всех направлениях. Кроме того, они полезны не только
для общества в целом, но и для индивида, в частности потенциального профессионала. Поэтому добавим, что цели устойчивого развития подчёркивают важность следующих принципов, которые и должны быть заложены в концепцию совершенствования профессиональных компетенций специалистов, способных достигать целей устойчивого развития:
— ответственного поведения и наличия этических норм во всех сферах жизни, в которой современный профессионал должен внедрить их в свою повседневную деятельность, стремясь к социальной ответственности, этичному поведению и учёту воздействия своих действий на среду и общество;
— эффективной реализации ресурсов и снижения пагубного воздействия на среду, развития навыков управления ресурсами, включая энергию, водные и другие ресурсы, чтобы принимать во внимание энергоэффективность, устойчивость и возможные варианты переработки для уменьшения отрицательных экологических последствий своей работы;
— разработки и применения инноваций и новых технологий для устранения трудностей на пути достижения целей устойчивого развития, владения навыками цифровой грамотности и постоянного совершенствования компетентности в области использования новых технологий с целью принести позитивные изменения в социальной, экономической и экологической сферах;
— готовности работать в международной среде, умения сотрудничать с коллегами из разных стран, представителей разных культур, умения совместно искать инновационные решения для достижения целей устойчивого развития;
— формирования лидерских компетенций и самообразования в области устойчивого развития для продуктивного руководства и создания у всех членов команды мотивации действий, способствующих достижению этих целей;
— создания равных возможностей для всех, а также активного участия в социальных проектах и инициативах, направленных на улучшение качества жизнедеятельности и устранение неравенства;
— целостного подхода к решению проблем, взаимосвязей между различными экономическими, экологическими и социальными системами в целях принятия обоснованных решений и действий в интересах устойчивого развития;
— создания условий для постоянного обучения и развития личности с целью приспособления к изменяющейся среде и новым вызовам;
— активного взаимодействия и партнёрства между различными секторами общества, включая правительство, бизнес, академическое сообщество и гражданское общество, выстраивание сотрудничества и партнёрства с различными заинтересованными сторонами;
— перехода к более надёжным бизнес-моделям, которые учитывают экологические и социальные аспекты, другими словами, современный профессионал должен интегрировать устойчивость в свою бизнес-стратегию и модель управления, учитывая экологическую и социальную ответственность и т.д.
Таким образом, цели устойчивого развития — каркас для урегулирования объёмной совокупности вопросов и задач, которые современный профессионал должен рассмотреть и учесть в процессе работы в любой отрасли или сфере деятельности, а также изменить подход к работе и активно взаимодействовать с окружающей средой и обществом. Для решения очерченного круга вопросов и задач во всей их совокупности применим информационно-технологический подход, методология которого разрабатывается и включает в том числе обозначенные выше принципы.
Важным условием применения методологии информационно-технологического подхода является учёт и оценка таких аспектов, как цифровой портрет, цифровой образ и цифровое портфолио будущего специалиста или профессионала в определенной сфере.
Важно учесть, что при таком подходе оценка достижения целей устойчивого развития может основываться на создании портрета современного профессионала, включая «цифровой» портрет, который вбирает учёт специалистом экологических, социальных и экономических аспектов при принятии решений, развития навыков, создания эффективных практик и мн. др. Также важно при рассмотрении портрета будущего профессионала выделить две группы компетенций: профессиональные и личностные (см.таблица 2).
Таблица 2
Личностные Профессиональные
• Эмпатия и эмоциональный интеллект • Мышление: критическое, проблемно-ориентированное, системное • Творческие способности • Грамотность XXI века: понимание глобальных проблем,навыки управления своим здоровьем, понимание принципов работы общества, умение заботиться об окружающей среде, финансовая грамотность, цифровая грамотность, грамотность в области права и др. • Гибкость и адаптивность • Способность учиться в течение жизни и умение проектировать будущее • Ответственное отношение к работе • Ценностно-ориентированное отношение к государству, обществу, семье, труду • Управление концентрацией и вниманием • Сотрудничество, партнерство • Работа в междисциплинарных средах, а также знание возникающего «всеобщего языка понятий» • GR-технологии (Government Relations) • Навыки в управлении и развитии • Навыки в сфере ИКТ и медиа, включая основы программирования и информационную безопасность • Преемственность и наставничество • Командообразование • Тайм-менеджмент
Необходимо ещё раз подчеркнуть, что портрет будущего профессионала включает использование цифровых технологий в работе. На данный момент трудно развивать свои компетенции и получать новый опыт, не применяя технологий, поэтому многие специалисты, работающие в разных сферах, активно используют Интернет, ведут аккаунты в социальных сетях, создают и используют контент. Вследствие этого они часто оставляют цифровой след, то есть следы или цифровую информацию, связанную с их деятельностью в Интернете. Это могут быть профильные страницы, блоги, форумы, комментарии к публикациям и другие онлайн-активности. Цифровой след как раз может использоваться для оценки и изучения навыков, компетенций, опыта и репутации кандидата (см. таблицу 3) [2].
Таблица 3
Прогнозная среда на основе анализа цифрового следа
Личностные черты Big Five: экстраверсия, открытость опыту, добросовестность, нейротизм, дружелюбие
Мотивы и ценности Эмоциональное состояния, тревога, депрессия
Поведение Экономическое и социальное поведение, пунктуальность в исполнении взятых обязательств, социальная активность
Дать оценку качествам личности можно с помощью и других явлений в сети Интернет. Например, для работодателя может оказаться важным цифровой образ. Это способ, которым профессионал представляет себя в цифровом пространстве. Он включает в себя профессиональные профили, достижения, сетевые контакты, а также оценки и рекомендации от коллег или клиентов. Цифровой образ позволяет работодателям или потенциальным заказчикам получить представление о профессионале и его качествах без физического взаимодействия. Этот образ может быть сформирован через участие в онлайн-профессиональных сообществах, блогинг, публикации статей, участие в дискуссиях и другие активности в сети.
Цифровое портфолио — тоже часть цифрового образа. Оно представляет собой собрание цифровых материалов, демонстрирующих навыки, достижения и работы профессионала. В отличие от традиционной бумажной формы цифровое портфолио может содержать веб-сайты, визуальные презентации, проекты, видео или другие мультимедийные элементы. Оно позволяет профессионалу продемонстрировать свои навыки и опыт в интерактивной и доступной форме, облегчая для работодателей, клиентов или других заинтересованных лиц доступ к качественной информации о его компетенциях.
Связь между портретом будущего профессионала и цифровым следом, цифровым образом и цифровым портфолио заключается в использовании технологий и онлайн-платформ для создания и поддержания профессионального имиджа и общения. Цифровой след и цифровой образ становятся обязательными компонентами портрета профессионала в цифровую эпоху, предоставляя возможность оценивать его экспертизу, репутацию и взаимодействие со своими коллегами и клиентами. Цифровое портфолио, в свою очередь, предоставляет конкретные примеры работ и проектов профессионала, которые могут быть оценены и изучены онлайн [3].
В целом, свободный доступ к информации и развитие цифровых технологий способствуют более прозрачной презентации профессиональных навыков и опыта. Они также помогают профессионалу выделиться среди конкурентов и продемонстрировать свою уникальность и способность адаптироваться к изменениям и инновациям.
Однако важно отметить, что цифровая составляющая портрета будущего профессионала также влечёт за собой новые вызовы и ри-
ски. И это также должен учитывать информационно-технологический подход. Социальная и экономическая безопасность с использованием цифрового следа требует создания новых инструментов защиты персональных данных человека, организации и государства. Поэтому важно быть внимательным к содержанию формированию цифрового следа, учитывая процесс его появления и использования, где цифровой образ и цифровой профиль пользователя объединяются в единый ресурс, формируя личный и профессиональный образ пользователя.
Кроме того, социальная безопасность в цифровом мире требует развития инструментов защиты. Поэтому профессионал должен принимать меры для защиты своей цифровой информации, включая использование надёжных паролей, шифрования данных и обновление программного обеспечения. При развитии сферы информационной безопасности необходимо также учитывать, что цифровые решения могут быть уязвимы для кибератак, несанкционированного доступа, нарушая тем самым профессиональное и личное пространство в цифровом мире. Этим инструментам цифровой грамотности необходимо обучать будущих специалистов.
Цифровые технологии не стоят на месте, они представляют собой сложную постоянно изменяющуюся систему, поэтому даже совершенно новые явления этой сферы могут стремительно претерпевать метаморфозы. Так, например, исследователи прогнозируют в скором времени слияние цифрового образа и цифрового следа, вследствие чего появится такое явление как цифровой двойник. Цифровой двойник (digital twin) — это виртуальная реплика реального объекта, системы или процесса, которая использует данные в реальном времени, собранные с помощью различных датчиков и сенсоров. Цифровой двойник представляет собой цифровую модель, которая отражает физические и функциональные характеристики объекта или системы и позволяет анализировать, мо-ниторить и предсказывать их поведение.
В цифровой экосистеме цифровой двойник может быть создан для различных объектов, таких как здания, промышленные процессы, машины или даже человек. Он позволяет получать информацию о состоянии и поведении объекта в режиме реального времени, а также проводить симуляции и эксперименты для оптимизации работы или предсказания будущих событий.
Цифровой двойник может иметь различные уровни детализации — от
общей модели до подробных данных об объекте. Он объединяет данные из различных источников, включая датчики, сенсоры, ^^устройства и другие системы, чтобы предоставить полную и точную картину объекта или системы.
Преимущества использования цифровых двойников в цифровой экосистеме включают возможность:
1. Проводить мониторинг и управлять объектом или системой в режиме реального времени.
2. Предсказывать потенциальные проблемы или неисправности.
3. Оптимизировать работу и производительность объекта или системы.
4. Проводить виртуальное тестирование и эксперименты с минимальными рисками и затратами.
5. Планировать и оптимизировать обслуживание и обновление объектов или систем.
6. Улучшать взаимодействие с клиентами и предоставлять персонализированные услуги.
Цифровые двойники становятся всё более распространёнными в различных отраслях, включая производство, энергетику, здравоохранение, транспорт и городскую инфраструктуру. Они играют важную роль в обеспечении эффективности, безопасности и инноваций в цифровой экосистеме [5].
Этот вопрос требует глубокой проработки как элемент деятельности в рамках использования информационно-технологического подхода. Приведенные выше возможности такого электронного ресурса требуют более глубокого методологического осмысления.
Таким образом, на данный момент сеть Интернет предоставляет много способов, которые могут помочь профессиональной личности развить свои навыки, обрести новые умения, расширить кругозор, обзавестись знакомствами, найти партнёров и клиентов, а также заявить о себе, продемонстрировать компетенции ещё до начала сотрудничества. Каждый день появляются новые инструменты для формирования базиса знаний и умений. Одной из форм по развитию компетенций, необходимых современному профессионалу с учётом целей устойчивого развития, является включение в образовательный процесс акселерационных программ, ставящих своей целью масштабное вовлечение студенческой молодёжи Юга России в технологическое предпринимательство [1, 4].
Представляем некоторые из них в качестве примеров одной из форм инновационного технологического развития в обсуждаемой области (см. таблицу 4).
Таблица 4
Сетевой акселератор технологического предпринимательства «экспонента PRO» РынокНТИ Технет EduNet Технологическое направление: Нано-, БиоИнформационные Когнитивные технологии.
Сетевой акселератор технологического предпринимательства «Южное созвездие БАС» РынокНТИ Аэронет Технологическое направление: технологии создания высокоскоростных транспортных средств и интеллектуальных систем управления новыми видами транспорта
В рамках реализации акселерационных программ студент получает возможности для усиления и проработки своего стартапа с помощью:
— экспертной поддержки стартапа проектов опытными менторами и экспертами (индивидуальные встречи);
— поддержки индустриальных партнеров в работе над стартапом;
— сопровождения проектов победителей до коммерциализации (помощь в поиске инвестора, заказчика);
— опыта управления командой проекта;
— сертификата о прохождении программы и сертификата победителя;
— 12-месячного сопровождения по программе постакселерационной поддержки стартап-команд;
— комплексной поддержки победителей по продвижению своих стартапов;
— развития лидерских качеств;
— возможности продвижения проектов на всероссийских и международных конкурсах;
— опыта проектной деятельности;
— формирования компетенции в организации работы с правами на объекты интеллектуальной собственности.
Заключение. Можно сказать, что взаимосвязь между целями устойчивого развития и формированием контуров системы подготовки специалистов с учётом цифровой трансформации общества на основе разрабатываемого информационно-технологического подхода в целом демонстрирует возможности достижения целей устойчивого развития
через систему образования, путем подготовки будущих специалистов и повышения квалификации действующих профессиональных кадров. Социальное программирование когерентной среды через формирование навыков цифровой грамотности, повышение уровня ответственности профессионала за создание позитивного воздействия на окружающую среду и общество, а также формирования связи квалифицированной трудовой деятельности с цифровым следом, цифровым образом и цифровым портфолио способствуют созданию более сбалансированного и социально-экономически устойчивого мира. Использование цифровых технологий и платформ позволяет людям эффективно представлять свои навыки, опыт и работы, а также создавать впечатляющий и привлекательный профессиональный имидж. Однако необходимо быть внимательным и активно управлять своим цифровым следом, обеспечивая безопасность и защиту своей цифровой информации.
В методологии формирования и развития образовательной политики с учётом целей устойчивого развития требуется актуализация вопросов научного и теоретико-методологического обобщения подходов к развитию содержания ФГОС и образовательных программ высшего образования с учётом задач достижения социальных эффектов и реализации программ воспитания в многоуровневой системе социального партнёрства и служения. К примеру, внедрение с 1 сентября 2023 года в рамках образовательных программ высшего образования в 100 пилотных университетах России модуля «Обучение служением» предусматривает развитие педагогических подходов, реализуемых в разных форматах (проектных, практических и др.), развития содержания и решения обучающимися социально значимых задач в рамках различных основных образовательных программ. Многообразие научно-теоретических подходов к компонентам, модулям, формирующим универсальные компетенции и надпрофесиональные навыки выпускников по разным направлениям подготовки и специальностям в условиях меняющейся модели высшего образования обозначает необходимость развития наук об образовании в части направлений исследований, развития образовательных экосистем и методологии исследований.
Литература
1. Боровская М. А. Финансовые инструменты в экономических механизмах стратегического развития науки и образования: экосистемный подход // М. А. Боровская, А. Ю. Никитиева, М. Р. Бечвая, О. А. Черниченко БОТ: 10.26794/2587-5671-2022-26-
2-6-24 УДК 330(045) JEL P41 Том 26, № 2, 2022 г. Avanesian G. A., Borovskaya M. A., Ryzhova V. S., Kirik V. A., Egorova V. A., Bermous A. G. Causal Analysis Using Propensity Score Matching]. Voprosy obrazovaniya / Educational Studies Moscow, no 1, pp. 13-53. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-1-13-53 (2022).
2. Боровская М. А., Афанасьев А. А., Масыч М. А. Разработка социальных программ как основа устойчивого развития: подходы к оценке проектов // Устойчивое развитие; приоритеты в области образования (опыт регионов России) под ред.
B. М. Захарова, А. В. Семёнова, И. А. Соколова. М.: Московский университет им.
C. Ю. Витте/ Центр устойчивого развития здоровья среды ИБР РАН, 2022. С. 50-58.
3. БоровскаяМ. А., МасычМ. А., Федосова Т. В. Резервы роста производительности труда в условиях цифровой трансформации // Пространство экономики. 2020. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rezervy-rosta-proizvoditelnosti-truda -v-usloviyah-tsifrovoy-transformatsii.
4. Тенденции развития академического мира как научно-образовательной экосистемы // Terra Economicus. 2021. Т. 19. № 4. С. 110-126. DOI: 10.18522/2073-6606-2021-19-4-110-126.
5. Форсайт-технологии социального программирования экосистем: монография / Южный федеральный университет; науч. ред.: М. А. Боровская, В. В. Вольчик, Г. Б. Клейнер, Н. Н. Лябах, Л. Г. Матвеева, М. А. Масыч, А. Ю. Никитаева. Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2023. 464 с. ISBN978-5-9275-4392-2.
6. Цели в области устойчивого развития [Электронный ресурс] // Организация объединённых наций: [сайт]. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/ sustainable-development-goals/ (дата обращения: 15.06.2023).
7. Экосистемы в пространстве новой экономики: монография / науч. ред.: М. А. Боровская, Г. Б. Клейнер, Н. Н. Лябах, М. А. Масыч, Л. Г. Матвеева, И. К. Шевченко; Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2020. 720 с. ISBN978-5-9275-3706-8.
References
• Borovskaya M. A. Finansovye instrumenty v ekonomicheskih mekhanizmah strategichesk-ogo razvitiya nauki i obrazovaniya: ekosistemnyj podhod // M. A. Borovskaya, A. Yu. Nikitieva, M. R. Bechvaya, O. A. Chernichenko DOI: 10.26794/2587-5671-2022-26-2-6-24 UDK 330(045) JEL P41 Tom 26, № 2, 2022g.— 6 Avanesian G. A., Borovskaya M. A., Ryzhova V S., Kirik V. A., Egorova V A., Bermous A. G. Causal Analysis Using Propensity Score Matching]. Voprosy obrazovaniya / Educational Studies Moscow, no 1, pp. 13-53. https://doi. org/10.17323/1814-9545-2022-1-13-53 (2022). [In Rus].
• Borovskaya M. A., Afanas'ev A.A., Masych M. A. Razrabotka social'nyh programm kak os-nova ustojchivogo razvitiya: podhody k ocenke proektov // Ustojchivoe razvitie; prioritety v oblasti obrazovaniya (opyt regionov Rossii) pod red. V M. Zaharova, A. V Semyonova, I. A. Sokolova. M.: Moskovskij universitet im. S. Yu. Vitte/ Centr ustojchivogo razvitiya zdorov'ya sredy IBR RAN, 2022. S. 50-58. [In Rus].
• Borovskaya M. A., Masych M. A., Fedosova T. V. Rezervy rosta proizvoditel'nosti truda v usloviyah cifrovoj transformacii // Prostranstvo ekonomiki. 2020. № 4. URL: https://cyberlen-inka.ru/article/n/rezervy-rosta-proizvoditelnosti-truda-v-usloviyah-tsifrovoy-transformatsii. [In Rus].
• Tendencii razvitiya akademicheskogo mira kak nauchno-obrazovatel'noj ekosistemy// Terra Economicus. 2021. T. 19. № 4. S. 110-126. DOI: 10.18522/2073-6606-2021-19-4-110-126. [In Rus].
• Forsajt-tekhnologii social'nogo programmirovaniya ekosistem: monografiya / Yuzhnyj federal'nyj universitet; nauch. red.: M. A. Borovskaya, V V. Vol'chik, G. B. Klejner, N. N. Lyabah, L. G. Matveeva, M. A. Masych, A. Yu. Nikitaeva.Rostov-na-Donu; Taganrog: Izdatel'stvo Yuzhnogo federal'nogo universiteta, 2023. 464 s. ISBN978-5-9275-4392-2. [In Rus].
• Celi v oblasti ustojchivogo razvitiya / [Elektronnyj resurs] // Organizaciya ob"edinyonnyh nacij: [sajt]. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/ (data obrashcheniya: 15.06.2023). [In Rus].
• Ekosistemy v prostranstve novoj ekonomiki: monografiya / nauch. red.: M. A. Borovskaya, G. B. Klejner, N. N. Lyabah, M. A. Masych, L. G. Matveeva, I. K. Shevchenko; Yuzhnyj federal'nyj universitet. Rostov-na-Donu; Taganrog: Izdatel'stvo Yuzhnogo federal'nogo uni-versiteta, 2020. 720 s. ISBN978-5-9275-3706-8. [In Rus].
Статья поступила в редакцию 25.08.2023; одобрена после рецензирования 12.09.2023; принята к публикации 17.09.2023.
The article was submitted 25.08.2023; approved after reviewing 12.09.2023; accepted for publication 17.09.2023.