Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций будущих дефектологов в процессе педагогической практики'

Формирование профессиональных компетенций будущих дефектологов в процессе педагогической практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
468
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — И. Н. Гусева, Е. Н. Денисова, М. В. Кудрявцева, Е. Ю. Фетисова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций будущих дефектологов в процессе педагогической практики»

И. Н. Гусева, Е. Н. Денисова, М. В. Кудрявцева, Е. Ю. Фетисова

Формирование профессиональных компетенций будущих дефектологов в процессе педагогической практики

Новые тенденции развития современного специального образования - включение в образовательный процесс лиц со всё более сложными нарушениями развития, внедрение новых подходов, форм и технологий коррекционно-педагогической помощи, оказание специальных образовательных услуг широкому кругу нуждающихся в них - предъявляют высокие требования к профессионализму педагогов, работающих с детьми, имеющими особые образовательные потребности. В этом контексте возрастает научный интерес к становлению и развитию адекватных социальному заказу профессиональных компетенций будущих дефектологов.

В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование раздел основной образовательной программы (ООП) бакалавриата «Учебная и производственная практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

При реализации ООП предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная (педагогическая). Особым этапом в становлении профессиональных компетенций будущего учителя является педагогическая практика.

В словаре В.И. Даля приводятся следующие определения понятий «практика», «практик»:

Практика - опыт, самое дело, опыт на деле, дело на опыте, в приложении; исполнение или попытка к тому, испытание.

Практик - человек дела, прилагающий познания свои к делу.

Педагогическая практика студентов выступает оптимальным фактором для их личностно-профессионального саморазвития, поскольку она требует максимальной интеллектуальной деятельности, духовно-нравственной компетентности, самомобилизации обучающихся, конкретизации психолого-педагогических знаний, формирует умения и навыки педагогической деятельности, углубляет мотивацию профессионального выбора.

В исследовании И.Е. Емельяновой подчеркивается, что педагогическая практика в школе является оптимальным фактором формирования профессионально-ценностных ориентаций будущих учителей, обеспечивающим включенность студентов в профессио-

110

нальное сообщество и стимулирующим их ориентацию на педагогические ценности в контексте профессиональной социализации.

Е.Г. Саливон отмечает, что личностно-профессиональное становление будущего учителя как сложный динамический процесс его практической работы над собой, нацеленный на развитие интегральных базисных характеристик собственной личности, определяющих его профессиональную подготовленность, актуализируется и осуществляется наиболее эффективно в ходе педагогической практики, поскольку она требует от будущего специалиста предельной мобилизации знаний, опыта, внутренних сил и тем самым способствует росту последних посредством активизации личностнопрофессионального саморазвития.

Педагогическая практика в образовательных организациях, реализующих адаптированные основные программы (АООП) для детей с интеллектуальными нарушениями, является необходимым звеном в системе профессионально-педагогической подготовки студентов дефектологического факультета Курского государственного университета. Она дополняет и обогащает их теоретическую подготовку, создает возможности для углубления и закрепления знаний и умений обучающихся и обеспечивает их применение при решении конкретных практических задач в работе с детьми с нарушениями интеллекта.

Целью практики является формирование готовности и способности обучающихся к коррекционно-педагогической, диагностикоконсультативной, исследовательской, культурно-просветительской деятельности в младших и старших классах для детей с интеллектуальными нарушениями.

Педагогическая практика будущих дефектологов носит комплексный характер. Она организуется в рамках целостного учебновоспитательного процесса, направленного на практическое освоение студентами различных видов педагогической деятельности: проведение уроков различных типов, выполнение обязанностей классного руководителя, осуществление внеурочной работы с учащимися.

Педагогическая практика позволяет реализовать теоретические знания по изученным общепедагогическим дисциплинам и дисциплинам специализации: анатомии и физиологии, педагогике и психологии, специальной педагогике и специальной психологии, психолого-педагогической диагностике, методикам обучения различным предметам обучающихся с умственной отсталостью в младших и старших классах и др.

Будущие олигофренопедагоги оценивают состояние учебновоспитательного процесса в образовательной организации, реализующей АООП для школьников с интеллектуальными нарушениями,

111

планируют и осуществляют его в данном учреждении, выполняют некоторые виды исследовательской работы: проводят психологопедагогический анализ уроков, исследуют межличностные отношения обучающихся, накапливают эмпирический материал для выпускной квалификационной работы.

На практике будущим дефектологам предоставляется прекрасная возможность проявить себя в роли учителя: они должны не только провести уроки, но и организовать психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с умственной отсталостью, создать условия для развития личности школьников.

В ходе практики формируются основные профессиональные умения и навыки, необходимые для организации учебновоспитательной работы с обучающимися, имеющими интеллектуальные нарушения.

Основные положения, задачи и результаты педагогической практики находят своё отражение в практической деятельности - уроках, воспитательных мероприятиях, выступлениях на педсовете школы, докладах на студенческих научно-практических конференциях.

Приведем примеры высказываний обучающихся о педагогической практике: «Значение практики в системе профессиональной подготовки олигофренопедагога очень велико. В ходе прохождения практики студент-практикант познает основные методы и приемы работы с детьми с умственной отсталостью». «Педагогическая практика необходима для студента-практиканта, так как с её помощью формируются не только первые профессиональные навыки, но и осознание себя в этой профессии». «В ходе практики студент приобретает определенные умения и навыки, которые помогут ему в дальнейшей профессиональной деятельности». «Прохождение практики дает четкое понимание того, что не бывает идеальных клинических случаев интеллектуальной недостаточности, а значит, существуют различные подходы к её коррекции». «Я считаю, что практика играет важную роль в профессиональной подготовке будущих дефектологов, так как практические умения и навыки можно приобрести непосредственно в работе с детьми, сталкиваясь и решая проблемные задачи».

Таким образом, педагогическая практика может быть рассмотрена как ресурс формирования профессиональных компетенций будущих олигофренопедагогов. Она создаёт объективные предпосылки для формирования умений решать педагогические задачи на новом качественном уровне за счёт включения студентов в реальную педагогическую среду.

112

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.