Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕННОСТНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ / БАЗОВЫЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЙ ОПРОСНИК Ш. Х. ШВАРЦА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лозован Любовь Ярославовна, Елькина Ольга Юрьевна

Предметом данной статьи являются ценностные ориентации студентов, обучающихся по направлениям педагогического образования. Цель - исследование ценностных ориентаций будущих педагогов с разным профилем подготовки. Использован комплекс методов исследования, включающий теоретический анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы; диагностическую методику «Ценностный опросник» Ш. Х. Шварца; анализ первичных статистик. Научная новизна связана с новыми данными об особенностях ценностной сферы студентов педагогических профилей подготовки и интериоризации базовых ценностей в их личностные смыслы. Представлены результаты экспериментального исследования, которые выявили различие в фокусах направленности ценностных ориентаций у студентов исследуемых профилей: Начальное образование и организация детского движения, Начальное образование. Установленное различие объясняется спецификой направленности их профессиональной деятельности (содержанием основной профессиональной образовательной программы). Студенты, осваивающие профиль Начальное образование и организация детского движения, приобретают дополнительный набор профессионально-значимых личностных качеств, связанных с деятельностью специалиста в сфере воспитания. Материалы статьи могут быть использованы при проектировании образовательно-воспитательного процесса педагогических профилей подготовки, дополнительных профессиональных программ, ориентированных на освоение компетенций специалиста в сфере воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лозован Любовь Ярославовна, Елькина Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL AND VALUE ORIENTATIONS IN PRE-SERVICE TEACHERS

The present research featured the development of value orientations in students of various pedagogical departments. It involved a theoretical analysis of domestic and foreign publications on psychology and pedagogy. The experiment relied on Sh. H. Schwartz’s diagnostic Value Questionnaire, which revealed a difference in the focus of value orientations in two groups of students. The first group majored in Primary Education and Extracurricular Activities, while the second specialized in Primary Education. The established difference could be explained by the specifics of the professional activities: the students of the first group acquired an additional set of professional qualities. The research results can help to plan various pedagogical training programs.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ»

ВЕСТНИК

Кемеровского государственного университета

гуманитарные и общественные науки

2021. Т. 5. № 4

Педагогика

https://doi.org/10.21603/2542-1840-2021-5-4-295-301

оригинальная статья

Формирование профессиональной направленности и ценностных ориентаций будущих педагогов

Любовь Ярославовна Лозован Ольга Юрьевна Елькина

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Кемеровского Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Кемеровского

государственного университета, Россия, г. Новокузнецк; Ьйрз://ога^ государственного университета, Россия, г. Новокузнецк; Ьйрз://ога^

о^/0000-0002-6026-5153 о^/0000-0002-4248-1581; olgelkina@yandex.ru

Поступила в редакцию 30.10.2021. Принята после рецензирования 22.11.2021. Принята в печать 22.11.2021.

Аннотация: Предметом данной статьи являются ценностные ориентации студентов, обучающихся по направлениям педагогического образования. Цель - исследование ценностных ориентаций будущих педагогов с разным профилем подготовки. Использован комплекс методов исследования, включающий теоретический анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы; диагностическую методику «Ценностный опросник» Ш. Х. Шварца; анализ первичных статистик. Научная новизна связана с новыми данными об особенностях ценностной сферы студентов педагогических профилей подготовки и интериоризации базовых ценностей в их личностные смыслы. Представлены результаты экспериментального исследования, которые выявили различие в фокусах направленности ценностных ориентаций у студентов исследуемых профилей: Начальное образование и организация детского движения, Начальное образование. Установленное различие объясняется спецификой направленности их профессиональной деятельности (содержанием основной профессиональной образовательной программы). Студенты, осваивающие профиль Начальное образование и организация детского движения, приобретают дополнительный набор профессионально-значимых личностных качеств, связанных с деятельностью специалиста в сфере воспитания. Материалы статьи могут быть использованы при проектировании образовательно-воспитательного процесса педагогических профилей подготовки, дополнительных профессиональных программ, ориентированных на освоение компетенций специалиста в сфере воспитания. Ключевые слова: высшее образование, педагогическое образование, ценностная сфера личности, базовые индивидуальные ценности, ценностный опросник Ш. Х. Шварца

Цитирование: Лозован Л. Я., Елькина О. Ю. Формирование профессиональной направленности и ценностных ориентаций будущих педагогов // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2021. Т. 5. № 4. С. 295-301. https://doi.org/10.21603/2542-1840-2021-5-4-295-301

Введение

Приоритетной задачей современной высшей школы является подготовка специалистов, высококомпетентных в избранной сфере деятельности. Особенно это требование актуально для будущих специалистов, занятых в сфере образования, несущих личную ответственность за воспитание и образование молодого поколения страны. Однако результативность подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности не должна сводиться лишь к формированию необходимого набора компетенций. Их профессиональное становление во многом зависит от развития таких личностных качеств, как креативность, гуманность, инициативность, самостоятельность и способность находить нестандартные пути решения педагогических проблем.

В связи с этим существенная роль в профессиональной подготовке будущих педагогов должна принадлежать ценностным ориентациям, являющимся отражением их личностного отношения к субъектам педагогического взаимодействия и к себе как профессионалу. Важно уделить внимание процессу содержательного наполнения ценностных ориентаций будущих педагогов как основы

их подготовки к обучению, развитию и воспитанию школьников. Ориентация на профессиональные ценности педагога является центральным условием его саморазвития в профессии, самоопределения и самореализации.

Актуальность исследования ценностных ориентаций будущих педагогов можно объяснить и принадлежностью профессии к сфере человек - человек (по классификации Е. А. Климова [1]), на отличительную особенностью которой указывал основоположник русской педагогики К. Д. Ушинский, подчеркивая в своих работах значимость влияния личности педагога на личностное развитие воспитанников [2].

В теоретических и прикладных исследованиях проблема ценностных ориентаций студенчества представлена в философском, социологическом, педагогическом и психологическом аспектах. Это обусловлено тем, что для формирования ценностной сферы личности данный возраст является благоприятным. К осмыслению проблемы ценностных ориентаций студенчества подводят исследования отечественных ученых [3-7]. Как справедливо указывают А. В. Серый и др.: «Образовательная и социальная среда вуза во многих

© 2021. Автор(ы). Статья распространяется на условиях международной лицензии СС BY 4.0

295

https://doi.0rg/10.21603/2542-i840-2021-5-4-295-301

случаях становится основным институтом развития системы ценностей в юношеском возрасте и в период ранней взрослости. Именно вузовская либеральная и творческая среда создает необходимые условия для личностного роста и формирования высшего, автономного уровня системы ценностей» [8, с. 43].

В анализе зарубежных исследований выделяем, прежде всего, научную позицию М. Рокича, который разработал теорию ценностных ориентаций личности, определяя ценности как разновидность устойчивого убеждения в том, что некая цель или способ существования предпочтительнее иной. Он считал, что ценности взаимосвязаны и представляют собой системы, человеческие ценности прослеживаются в культуре, общественных институтах, в каждой отдельной личности, а влияние ценностных ориентаций наблюдается практически во всех социальных сферах [9].

Отталкиваясь от теории М. Рокича, Ш. Х. Шварц как автор теории об универсальности базовых человеческих ценностей основывался на положении о том, что в основе различий между ценностями лежит тип мотивационных целей, которые они выражают. По мнению Ш. Х. Шварца, базовые ценности - желаемые кросс-ситуативные цели, различающиеся по важности и служащие руководящими принципами в жизни человека [10, р. 21]. Исходя из этого, ученый сгруппировал отдельные ценности в типы ценностей в соответствии с общностью их целей; выделил базовые человеческие ценности, свойственные с высокой степенью вероятности всем культурам и отражающие универсальные потребности человеческого существования. Он утверждал, что действия, совершаемые в соответствии с каждым типом ценностей, имеют практические, социальные и психологические последствия, в том числе и конфликтные [10-12].

По мнению М. С. Яницкого, формирование отдельных уровней динамической системы ценностных ориентаций личности на соответствующих стадиях ее индивидуального развития осуществляется последовательно реализующимися процессами социализации, индивидуализации и адаптации. «Преобладание действия того или иного механизма формирования ценностной системы определяется сложным комплексом внутренних психологических факторов, особенности и степень выраженности которых соответствуют достигнутому уровню индивидуального развития» [13, с. 23].

Исследователями, изучавшими студентов, установлены факторы, определяющие структуру ценностных ориентаций личности: биологический и психологический пол, возраст, локус контроля, конкретный тип акцентуаций характера; выявлены психологические закономерности развития системы ценностных ориентаций личности; экспериментально обоснована структурно-динамическая модель системы ценностных ориентаций, описаны принципы ее оптимизации в процессе целенаправленного психологического воздействия и обучения в образовательной организации высшего образования [3-7; 14; 15].

ВЕСТНИК

Кемеровского государственного университета

гуманитарные и общественные науки

2021. Т. 5. № 4

В отечественной психологии понятие ценностные ориентации понимается через понятия отношения, отражения, установки [16-18]. На основе проанализированных научных источников мы рассматриваем ценности как убеждения; желаемые человеком цели и образ поведения, способствующие достижению этих целей, а ценностные ориентации - как интериоризированные личностью ценности социальных групп.

Применительно к профессиональной деятельности чаще употребляется термин профессионально-ценностные ориентации, который Н. А. Вдовина определяет как «систему значимых устойчивых установок, убеждений, предпочтений, на основе которых выстраиваются избирательные отношения к субъектам образовательного процесса и профессиональной деятельности» [19, с. 76]. В определении сущности понятия профессионально-ценностные ориентации будущего педагога опираемся на работы О. В. Кудашкиной, которая трактует данное понятие как «систему особо значимых духовно-нравственных, личностных, социальных и профессиональных установок, которые закладываются, закрепляются на этапе высшего образования в процессе учебной деятельности и оказывают существенное влияние на формирование личности выпускника» [20, с. 143].

В исследовании предстояло получить ответ на вопросы: Различаются ли ценностные ориентации будущих педагогов с разным профилем подготовки? Каким образом содержание основной профессиональной образовательной программы влияет на формирование ценностных ориентаций?

Методы и материалы

В нашем исследовании изучалась специфика ценностной сферы личности студентов педагогических профилей подготовки Начальное образование и организация детского движения (5-летний бакалавриат; 69 респондентов 5 курс) и Начальное образование (4-летний бакалавриат; 140 респондентов; 4 курс), обучающихся на факультете психологии и педагогики Кузбасского гуманитарно-педагогического института ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет» (КГПИ ФГБОУ ВО «КемГУ»).

Для изучения ценностных ориентаций будущих педагогов был применен комплекс методов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, диагностическая методика «Ценностный опросник» Ш. Х. Шварца; анализ первичных статистик. Первая группа вопросов направлена на исследование нормативных идеалов и ориентации на ценности на уровне убеждений, а также структуры ценностных ориентаций, оказывающих наибольшее влияние на личность, а вторая группа вопросов позволяет изучить ценности на уровне поведения, т. е. индивидуальные ценностные приоритеты, наиболее часто проявляющиеся в социальном поведении личности [9-11].

Студентам было предложено выделить и оценить степень важности как руководящего принципа жизни лично для них каждой из пятидесяти семи ценностей, представленных

ВЕСТНИК

Кемеровского государственного университета

гуманитарные и общественные науки

2021. Т. 5. № 4

в списке ценностного опросника Ш. Х. Шварца. При работе с материалом портретного ценностного опросника Ш. Х. Шварца студентам предлагалось оценить, насколько каждое из предложенных описаний людей похоже или не похоже на них и на их идеал.

Результаты

Выявлены некоторые отличия в отношении к ценностям между группами студентов исследуемых профилей подготовки. Различия выявлены как в ранжировании типов ценностей, так и в их направленности на личные или социальные результаты. Табл. 1 наглядно демонстрирует, каким образом распределены ценности в исследуемых группах студентов. При этом ранг от 1 до 3 свидетельствует о высокой значимости данной ценности для испытуемых, от 7 до 10 - о низкой значимости соответствующей ценности.

Табл. 1. Степень значимости ценностей для бакалавров выпускных курсов педагогических профилей Tab. 1. Significance of values for senior students of pedagogical departments

Профиль

Ранг Начальное образование и организация детского движения, n=69 Начальное образование, n=140

Ценность Балл Ценность Балл

1 Благожелательно сть 8 Благожелательно сть 7,4

2 Универсализм 5,8 Самостоятельность 6,5

3 Стимуляция 5,6 Стимуляция 5,7

4 Конформизм 5,2 Достижения 5,5

5 Традиции 4,5 Власть 4,8

6 Безопасность 3,9 Универсализм 4,1

7 Достижения 3,8 Безопасность 3,9

8 Самостоятельность 3,2 Традиции 3,4

9 Власть 3,1 Конформизм 3,1

10 Гедонизм 2,8 Гедонизм 2,9

Очевидно, что бакалавры обеих исследуемых групп в ранг наивысшей ценности выделили благожелательность, при этом низко оценив гедонизм, в то время как распределение между рангами других ценностей значительно расходится. Мы связываем такое единство в отношении к лидирующей и низко значимой ценностям со спецификой будущей профессиональной деятельности студентов, т. к. в специфике профессиональной деятельности учителя начальных классов уже заложена мотивированность на проявление заботы и доброжелательности, наличие чувства долга, связанные с высокой степенью ответственности за развивающуюся личность ребенка. Способствует формированию у студентов данных профилей ценностного отношения к результатам своей деятельности и проявлению благожелательности

https://doi.0rg/10.21603/2542-i840-2021-5-4-295-301

в отношении личности ребенка и вся система профессиональной подготовки этих студентов.

Нами проанализировано соотношение группы ценностных ориентаций, касающихся самозащиты и избегания тревог, и группы ценностных ориентаций, связанных с ростом, развитием, свободой от тревог. В обеих группах испытуемых зафиксировано примерно равное их соотношение. 45,9 % студентов профиля Начальное образование и организация детского движения ориентированы на ценности первой из обозначенных выше групп, 54,1 % - на ценности второй группы соответственно. Для студентов профиля Начальное образование данное соотношение представлено как 43,1 % (ориентация на ценности первой группы) и 56,9 % (на ценности второй группы). В обеих из исследуемых групп преобладает ориентация на ценности, касающиеся роста и развития, свободы от тревог, хотя в группе студентов профиля Начальное образование такое преобладание больше на 5,6 %.

В обеих группах респондентов выявлены отличающиеся ориентиры на ценности высшего порядка (табл. 2). Для студентов профиля Начальное образование приоритетными являются ценности группы Открытость изменениям, включающие самостоятельность, стимуляцию и частично гедонизм. На втором месте по значимости для них выступают ценности группы Самоутверждение, среди которых лидируют достижения и власть. Студенты профиля Начальное образование и организация детского движения наиболее приоритетными для себя ценностями считают благожелательность и универсализм, характеризующие группу ценностей высшего порядка Преодоление, и ценности группы Сохранение (конформизм, безопасность, традиции).

Табл. 2. Распределение ценностей высшего порядка в группах бакалавров выпускных курсов педагогических профилей, % респондентов

Tab. 2. Distribution of high values in senior students of pedagogical departments, % respondents

Ценности высшего порядка Профиль

Начальное образование и организация детского движения Начальное образование

Самопреодоление 28,8 22,6

Сохранение 28,3 14,0

Открытость изменениям 25,3 34,3

Самоутверждение 17,6 29,1

Полученные результаты позволили определить фокус направленности ценностей на личные или социальные результаты. По этому параметру также выявлены отличия. Студенты профиля Начальное образование более ориентированы на ценности личностной направленности, в то время как у студентов профиля Начальное образование и организация

https://d0i.0rg/10.21603/2542-1840-2021-5-4-295-301

детского движения на первом месте оказались ценности социального фокуса направленности.

В соответствии с характеристикой ценностей Ш. Х. Шварца для студентов профиля Начальное образование и организация детского движения приоритетными являются потребность в аффилиации и направленность на позитивное взаимодействие с целью создания благополучия для всей группы; потребность в социальной гармонии и подавлении своих социально неприемлемых наклонностей; проявление понимания, благодарности, терпимости; стремление к гармонии и справедливости; уважение и поддержание обычаев и традиций, символов солидарности группы, уважения уникальности ее картины мира; направленность на достижение стабильности, безопасности и гармонии окружающего общества и общностей данного общества.

Студенты профиля Начальное образование оказались ориентированы на другие ценности: потребность в автономности и независимости, в том числе в мышлении, выборе деятельности и в творчестве; стремление к активности, новизне и глубоким переживаниям; стремление к социальному уважению, одобрению и личному успеху, приобретаемым в процессе проявления компетентности в соответствии с требованиями социальных стандартов; стремление к достижению престижа, статуса; потребность доминантой позиции в рамках определенной социальной системы.

Полученное различие в фокусах направленности ценностей у студентов исследуемых профилей мы объясняем спецификой направленности их профессиональной деятельности, а следовательно, и содержанием основной профессиональной образовательной программы, нацеленной на подготовку к этой деятельности. Кроме подготовки к педагогической деятельности в начальном общем образовании, студенты, осваивающие второй профиль Организация детского движения, приобретают дополнительный набор профессионально-значимых личностных качеств, в первую очередь связанных как с организацией процесса образования, так и с деятельностью специалиста в сфере воспитания, ориентированной на организацию и развитие детского коллектива, проектирование социально-значимой деятельности, раскрытие личностного потенциала каждого воспитанника и приобщение его к общественно значимой деятельности.

Согласно учебному плану по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность / профиль Начальное образование и организация детского движения, предусмотрена предметная и методическая подготовка по второму профилю.

Модуль предметной подготовки (43 з. е.) представлен дисциплинами: Педагогика детского общественного объединения; Педагогическое сопровождение социально-профессионального самоопределения школьников; Организация самоуправления в детском сообществе; Педагогика и психология лидерства в детском

ВЕСТНИК

Кемеровского государственного университета

гуманитарные и общественные науки

2021. Т. 5. № 4

общественном объединении; Конфликтология в деятельности педагога-организатора.

Модуль методической подготовки (13 з. е.) предусматривает освоение технологий воспитания в ходе изучения дисциплин: Методика организации коллективных мероприятий в детском общественном объединении; Технологии сотрудничества в детском общественном объединении; Технология проектной деятельности педагога-организатора; дисциплин по выбору (7 з. е.): Сценическое искусство в деятельности педагога-организатора / Хореографическая подготовка педагога-организатора.

В ходе предметной и методической подготовки по профилю активно применяются интерактивные образовательные технологии: кейс-стади, технологии мастерских, проектная технология, технология коллективных творческих дел и др. Кроме того, практические занятия по профильным дисциплинам, ориентированным на подготовку будущих педагогов к решению задач организации педагогического взаимодействия с воспитанниками, чаще всего содержали три этапа: эвристический, деятельностный, отношенческий. На эвристическом этапе студенты знакомились с проблемой, которую предстояло решить, предлагали возможные пути ее решения. На деятельностном этапе уже предлагался конкретный вариант решения проблемы с обоснованием результативности данного решения. На отношенческом этапе студенты пытались оценить предложенные варианты решения с точки зрения их ценностной значимости для всех участников решаемой педагогической задачи.

Такие образовательные технологии и особенности организации занятий несут в себе ядро аксиологического и лич-ностно-ориентированного подходов, помогают будущему педагогу в определении собственной личностной позиции в жизни: выбор значимых для себя ценностей, выявление круга интересующих научных и жизненных проблем, освоение способов их решения, развитие способности делать осознанный и ответственный выбор в жизненных ситуациях.

Основная профессиональная образовательная программа по второму профилю подготовки спроектирована на основании требований профессионального стандарта 01.005 Специалист в области воспитания и направлена на реализацию обобщенной трудовой функции Организация деятельности детских общественных объединений в образовательной организации, включающей трудовые функции: Оказание обучающимся педагогической поддержки в создании общественных объединений; Педагогическое сопровождение деятельности детских общественных объединений; Развитие самоуправления обучающихся на основе социального партнерства социальных институтов1.

Образовательной организацией (КГПИ ФГБОУ ВО «КемГУ»), реализующей данную программу, совместно с представителями работодателей определены профессиональные компетенции (ПК), позволяющие освоить

1 Специалист в области воспитания // Профессиональные стандарты. Режим доступа: https://1-co.ru/9a2f9 (дата обращения: 10.10.2021).

ВЕСТНИК

Кемеровского государственного университета

гуманитарные и общественные науки

2021. Т. 5. № 4

Педагогика

https://doi.0rg/10.21603/2542-i840-2021-5-4-295-301

названные трудовые функции (табл. 3). Практическая подготовка в ходе производственных практик (педагогическая, педагогическая вожатская, проектно-технологическая, профильная) позволяет закрепить теоретические знания и сформировать опыт деятельности в области воспитания.

Заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общий для двух групп испытуемых профиль подготовки Начальное образование, а также специфика деятельности работающего с детьми младшего школьного возраста учителя предопределяют направленность ценностных ориентаций, связанную с необходимостью и потребностью создавать благоприятные условия развития личности на начальной ступени общего образования, проявлять благожелательное и заботливое отношение к ребенку.

Особенностью содержания основной профессиональной образовательной программы второго профиля (Организация детского движения), повлиявшего на приоритетность социального фокуса направленности базовых

индивидуальных ценностей, является ориентация на развитие профессиональных компетенций педагога, умеющего организовать воспитательную деятельность с детьми разного возраста (8-18 лет), владеющего технологиями развития самоуправления и выявления лидерских качеств, способами вовлечения в коллективную творческую и проектную деятельность обучающихся.

Установлено, что содержание подготовки студентов педагогических профилей, их активность во внеучебной деятельности (научной, творческой, спортивной, волонтерской и др.), отражающей направленность образовательной программы, в достаточной мере влияют на становление ценностной сферы личности будущего педагога.

Конфликт интересов: Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи. Критерии авторства: Авторы в равной степени участвовали в подготовке и написании статьи.

Табл. 3. Профессиональные компетенции выпускников направления 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) профиля Начальное образование и организация детского движения и индикаторы их достижения, установленные КГПИ ФГБОУ ВО «КемГУ» Tab. 3. Professional skills of students of Primary Education and Extracurricular Activities and indicators of their achievement

Объект или область знания Категория ПК Код и наименование ПК Основание (ОТФ / ТФ ПС)

Задача профессиональной деятельности - организация деятельности детских общественных объединений в образовательной организации

Педагогика детских общественных объединений, педагогическое сопровождение самоуправления в образовательной организации Организация деятельности детских общественных объединений, педагогическое сопровождение самоуправления в образовательной организации ПК-3 - готов к организации деятельности детских общественных объединений, педагогическому сопровождению самоуправления в образовательной организации Организация деятельности детских общественных объединений в образовательной организации

Задача профессиональной деятельности - организационно-педагогическое обеспечение воспитательного процесса

Организационно-методическое обеспечение программ воспитания и социализации; применение технологий организации деятельности детских общественных объединений Осуществление организационно-методического обеспечения программ воспитания и социализации, применение технологий организации деятельности детских общественных объединений ПК-4 - способен осуществлять организационно-методическое обеспечение программ воспитания и социализации, применять технологии организации деятельности детских общественных объединений Организационно-педагогическое обеспечение воспитательного процесса

Литература

1. Психология труда / под ред. Е. А. Климова, О. Г. Носковой. М.: Юрайт, 2020. 249 с.

2. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии. М.: Фаир-Пресс, 2004. 574 с.

3. Краснорядцева О. М. Ценностная детерминация профессионального поведения педагогов // Сибирский психологический журнал. 1998. № 7. С. 25-29.

4. Мачурова Н. Н. Жизненные ценности в понимании студентов: дис. ... канд. психол. наук. СПб, 2000. 213 с.

5. Мерзлякова С. В. Психологические особенности ценностных ориентаций современных студентов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Астрахань, 2006. 24 с.

Pedagogics

https://doi.0rg/10.21603/2542-i840-2021-5-4-295-301

BULLETIN

Kemerovo State University

Humanities and social sciences

2021, 5(4)

6. Овчарова Р. В. Взаимосвязь базовых ценностей и типов эмоциональной направленности личности студентов университета // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 7-2. С. 138-142. https://doi.org/10.23670/ IRJ.2021.109.7.061

7. Руднева Е. Л. Формирование жизненных и профессиональных ценностных ориентаций студенческой молодежи: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Кемерово, 2002. 45 с.

8. Серый А. В., Яницкий М. С., Харченко Е. В. Ценностно-смысловые аспекты психологической работы со студенческой молодежью, находящейся в кризисной ситуации // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2014. № 2. С. 40-48. http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1402.04

9. Rokeach M. The nature of human values. N. Y.: Free Press, 1973. 438 p.

10. Schwartz S. H. Are there universal aspects in the structure and contents of human values? // Journal of Social Issues. 1994. Vol. 50. № 4. Р. 19-45. https://doi.org/10.1111/j.1540-4560.1994.tb01196.x

11. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб: Речь, 2004. 72 с.

12. Bardi А., Schwartz S. H. Values and behavior: strength and structure of relations // Personality and Social Psychology Bulletin. 2003. Vol. 29. № 10. Р. 1207-1220. https://doi.org/10.1177/0146167203254602

13. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. 204 с.

14. Николаева И. А. Новый метод исследования личностных ценностей. Часть I. Изучение содержания личностных ценностей // Сибирский психологический журнал. 2010. Т. 38. С. 70-76.

15. Николаева И. А. Новый метод исследования личностных ценностей. Часть 2. Структурные феномены ценностных отношений // Сибирский психологический журнал. 2011. Т. 39. С. 112-120.

16. Здравомыслов А. Г., Ядов В. А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР / ред.-сост. Г. В. Осипов. М.: Мысль, 1966. Т. 2. С. 189-208.

17. Узнадзе Д. Н. Обобщенный характер установки // Узнадзе Д. Н. Психология установки. СПб.: Питер, 2001. С. 49-64.

18. Узнадзе Д. Н. Установка у человека. Проблема объективации // Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. Л. В. Куликов. СПб.: Питер, 2009. С. 58-61.

19. Вдовина Н. А. Профессионально-ценностное развитие будущего педагога // Гуманитарные науки и образование. 2010. № 4. С. 75-77.

20. Кудашкина О. В. Исследование профессионально-ценностных ориентаций будущих педагогов на этапе высшего образования // Современные исследования социальных проблем. 2018. Т. 9. № 7. С. 140-151. https://doi. org/10.12731/2218-7405-2018-7-140-151

original article

Formation of Professional and Value Orientations in Pre-Service Teachers

Lyubov Ya. Lozovan Olga Yu. Elkina

Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute of Kemerovo State University, Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute of Kemerovo State University, Russia, Novokuznetsk; https://orcid.org/0000-0002-6026-5153 Russia, Novokuznetsk; https://orcid.org/0000-0002-4248-1581;

olgelkina@yandex.ru

Received 30 Oct 2021. Accepted after peer review 22 Nov 2021. Accepted for publication 22 Nov 2021.

Abstract: The present research featured the development of value orientations in students ofvarious pedagogical departments. It involved a theoretical analysis of domestic and foreign publications on psychology and pedagogy. The experiment relied on Sh. H. Schwartz's diagnostic Value Questionnaire, which revealed a difference in the focus of value orientations in two groups of students. The first group majored in Primary Education and Extracurricular Activities, while the second specialized in Primary Education. The established difference could be explained by the specifics of the professional activities: the students of the first group acquired an additional set of professional qualities. The research results can help to plan various pedagogical training programs.

Keywords: higher education, pedagogical education, value sphere of personality, basic individual values, Sh. H. Schwartz value questionnaire

Citation: Lozovan L. Ya., Elkina O. Yu. Formation of Professional and Value Orientations in Pre-Service Teachers. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Gumanitarnye i obshchestvennye nauki, 2021, 5(4): 295-301. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2542-1840-2021-5-4-295-301

300

© 2021. The Author(s). This article is distributed under the terms of the CC BY 4.0 International License

BULLETIN

Kemerovo State University Humanities and social sciences

2021, 5(4)

Pedagogics

https://doi.0rg/10.21603/2542-i840-2021-5-4-295-301

Conflict of interests: The authors declared no potential conflict of interests regarding the research, authorship, and / or publication of this article.

Contribution: All the authors contributed equally to the study and bear equal responsibility for information published in this article.

References

1. Psychology of labor, eds. Klimov E. A., Noskova O. G. Moscow: Iurait, 2020, 249. (In Russ.)

2. Ushinsky K. D. Man as a subject of education: experience in pedagogical anthropology. Moscow: Fair-Press, 2004, 574. (In Russ.)

3. Krasnoryadtseva O. M. Value determination of professional behavior of teachers. Sibirskiy Psikhologicheskiy Zhurnal, 1998, (7): 25-29. (In Russ.)

4. Machurova N. N. Life values in the understanding of students. Cand. Psychol. Sci. Diss. St. Petersburg, 2000, 213. (In Russ.)

5. Merzlyakova S. V. Psychological features of the value orientations of modern students. Cand. Psychol. Sci. Diss. Abstr. Astrakhan, 2006, 24. (In Russ.)

6. Ovcharova R. V. The relationship between the basic values and types of emotional orientation of the personality of university students. Mezhdunarodnyy nauchnoissledovatelskiy zhurnal, 2021, (7-2): 138-142. (In Russ.) https://doi.org/10.23670/ IRJ.2021.109.7.061

7. Rudneva E. L. Formation of life and professional value orientations of student youth. Dr. Ped. Sci. Diss. Abstr. Kemerovo,

2002, 45. (In Russ.)

8. Seryy A. V., Yanitskiy M. S., Kharchenko E. V. Valuable and semantic aspects of psychological work with the student's youth which is in the crisis situation. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2014, (2): 40-48. (In Russ.) http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1402.04

9. Rokeach M. The nature of human values. N. Y.: Free Press, 1973, 438.

10. Schwartz S. H. Are there universal aspects in the structure and contents of human values? Journal of Social Issues, 1994, 50(4): 19-45. https://doi.org/10.1111/j.1540-4560.1994.tb01196.x

11. Karandashev V. N. Schwartz methodology for the study of personality values: concept and methodological guidance. St. Petersburg: Rech, 2004, 72. (In Russ.)

12. Bardi A., Schwartz S. H. Values and behavior: strength and structure of relations. Personality and Social Psychology Bulletin,

2003, 29(10): 1207-1220. https://doi.org/10.1177/0146167203254602

13. Yanitskiy M. S. Value orientations of a person as a dynamic system. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 2000, 204. (In Russ.)

14. Nikolaeva I. A. New method for the persons values investigation. Sibirskiy Psikhologicheskiy Zhurnal, 2010, 38: 70-76. (In Russ.)

15. Nikolaeva I. A. New method for the person's values investigation. Pert 2. Structural phenomens of value relations. Sibirskiy Psikhologicheskiy Zhurnal, 2011, 39: 112-120. (In Russ.)

16. Zdravomyslov A. G., Yadov V. A. Attitude to work and value orientations of personality. Sociology in the USSR, ed. and comp. Osipov G. V. Moscow: Mysl, 1966, vol. 2, 189-208. (In Russ.)

17. Uznadze D. N. Generalized nature of the installation. Uznadze D. N. Psychology of installation. St. Petersburg: Piter, 2001, 49-64. (In Russ.)

18. Uznadze D. N. Human mindset. The problem of objectification. Psychology of personality in the works of Russian psychologists, comp. Kulikov L. V. St. Petersburg: Piter, 2009, 58-61. (In Russ.)

19. Vdovina N. A. Professional and value development of the future teacher. The Humanities and Education, 2010, (4): 75-77. (In Russ.)

20. Kudashkina O. V. Research of professional and valuable orientations of future teachers at the stage of the higher education. Russian Journal of Education and Psychology, 2018, 9(7):140-151. (In Russ.) https://doi.org/10.12731/2218-7405-2018-7-140-151

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.