Научная статья на тему 'Формирование профессиональной мобильности будущих специалистов в аспекте современного образовательного процесса'

Формирование профессиональной мобильности будущих специалистов в аспекте современного образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / МОБИЛЬНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / OCCUPATIONAL MOBILITY / A MOBILE SPECIALIST / PROFESSIONAL INTERESTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асинсков В. В., Копытов А. Д.

Рассматривается проблема профессиональной мобильности будущих специалистов, а также вопрос формирования профессионального интереса как первого этапа формирования профессиональной мобильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Асинсков В. В., Копытов А. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL MOBILITY OF FUTURE SPECIALISTS IN THE ASPECT OF MODERN EDUCATIONAL PROCESS

The paper addresses the problem of occupational mobility of future professionals, as well as the issue of forming a professional interest as the first stage of formation of occupational mobility

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной мобильности будущих специалистов в аспекте современного образовательного процесса»

УДК 377.5

В. В. Асинсков, А. Д. Копытов

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В АСПЕКТЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Рассматривается проблема профессиональной мобильности будущих специалистов, а также вопрос формирования профессионального интереса как первого этапа формирования профессиональной мобильности.

Ключевые слова: профессиональная мобильность, мобильный специалист, профессиональные интересы.

Профессиональное образование в России в течение значительного времени находится в состоянии непрерывного совершенствования и модернизации. Критерием понятия «успешность» современного образования выступает способность гибкого реагирования на изменяющиеся условия, возможность подготовки специалиста, обладающего навыками гибкой перестройки содержания своей деятельности, выработки новых профессионально значимых знаний и умений в связи с возможными изменениями требований рынка труда. Мировая практика доказала справедливость политики «обучения длиною в жизнь», когда профессиональную занятость специалиста обеспечивает не только полученное профессиональное образование, но и его способность к саморазвитию и постоянному профессиональному росту.

Это подтверждается нормативно-правовыми и программными документами, в частности Программой стратегического развития России на 2001-2010 гг., Федеральной программой развития образования на 2006-2011 гг., документами ЮНЕСКО, государственными образовательными стандартами, определяющими требования к содержанию и уровню подготовки выпускников профессиональных учреждений различного уровня и др.

Так, в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года было отмечено, что основной целью профессионального образования выступает подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, профессионально мобильного, способного к эффективной работе по специальности на уровне, отвечающем мировым стандартам, готового к непрерывному профессиональному росту.

Система профессионального образования ХХ в. была ориентирована на подготовку специалиста, имеющего так называемое «готовое знание», которое обеспечивало его профессиональную востребованность в течение всего периода трудовой деятельности; основные требования к выпускнику -владение определенной суммой знаний, умений и

навыков. Сегодня к выпускнику учреждения профессионального образования предъявляется иное требование: в качестве целей подготовки выступают деятельность, способность к ее вариативности, личностные качества, определяющие не столько узкопрофессиональные характеристики специалиста, сколько уровень его культуры (общей и профессиональной), интеллектуальное развитие и профессиональное мышление. И это обусловлено прежде всего требованиями рынка труда. Как это охарактеризовали А. Беляев и В. Лившиц, «организации ХХ века не имеют жесткой иерархии. Они состоят из мобильных групп, образующих конгломераты временного характера. Эти структуры могут перестраиваться по мере необходимости - подобная тенденция называется «адхократией» (от лат. аd hoc - для данной цели)» [1, с. 21].

Впервые понятие «мобильность» для обозначения качеств личности, обеспечивающих быструю социальную и профессиональную адаптацию человека в обществе, ввел русский ученый П. А. Сорокин (1927) [2], в 1950-60-е гг. этот феномен активно изучался зарубежными учеными, в частности

Э. Ф. Джексоном, Г. Д. Крокетом, Б. Шефером и др.

Понятие «мобильность» носит междисциплинарный характер, при этом центральное значение ориентируется словом «подвижность», соответственно, мобильный человек - это человек подвижный, способный к быстрому передвижению, изменению, а профессионально мобильный - обладающий качествами развивающегося, подвижного в профессиональной деятельности специалиста. В «Психологическом словаре» [3] указанное понятие конкретизируется применительно к профессиональной деятельности и определяется как способность и готовность личности достаточно быстро и успешно овладевать новой техникой и технологией, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность новой профессиональной деятельности.

Междисциплинарность понятия профессиональной мобильности проявляется в органичной связи собственно педагогических, психологических и социологических аспектов. Так, через призму социологического подхода профессиональная мобильность рассматривается: 1) как смена пози-

ций, обусловленная внешними обстоятельствами, например изменениями на рынке труда, когда мобильность продиктована необходимостью адаптироваться к реальным жизненным ситуациям; 2) как внутреннее самосовершенствование личности, основанное на стабильных ценностях и потребности в самосовершенствовании. Во втором случае профессиональная мобильность рассматривается не только с точек зрения ее когнитивных и инструментальных составляющих, но и как внутренняя свобода и раскрепощенность личности, ее способность быстро реагировать на происходящие изменения в социуме, умение перестроиться (при необходимости) в профессиональной деятельности.

Мы солидарны с Л. П. Меркуловой, утверждающей, что «составной частью системы формирования профессиональной мобильности специалистов... является структурирование содержания обучения», а основными компонентами выступают профессиональные компетенции (инвариантные, мотивационно-ценностные, технологические, рефлексивные) и адаптивно важные личностные характеристики (мотивационно-волевые, коммуникативные, интеллектуальные, этические) [4].

Таким образом, профессиональная мобильность выступает как устойчивое интегральное качество личности, определяющее содержание, направленность и характер ее деятельности в процессе профессиональной самоактуализации и самореализации в условиях рынка труда; это готовность личности к трансформации деятельности, изменению мотивов как определяющих деятельность при встрече со значимой информацией, способной повлиять на такую трансформацию. При этом важны установки на использование прошлого опыта в новых ситуациях; готовность к пересмотру своего образа мира; устойчивая позитивная мотивация к образовательной деятельности; оптимальное сочетание мотивации достижения успеха и избегания неудач [5].

Сформировать и развить качества мобильного специалиста в образовательном процессе учреждения профессионального образования возможно только в том случае, если он сам отвечает требованиям мобильности и предоставляет будущему специалисту возможность проявлять собственную мобильность. Считаем, что мобильность в данной связи должна стать одним из ведущих принципов современного профессионального образования, основанного на классических принципах фундаментальности, научности, систематичности, профессионально-предметной направленности.

Активные дискуссии в научной и публицистической литературе о проблемах современного профессионального образования сопровождаются оп-

ределениями основных тенденций и направлений, характерных для современного этапа, а также наиболее адекватных механизмов для решения актуальных образовательных проблем.

Процесс создания профессиональной мобильности на первом этапе предполагает формирование профессиональных интересов. Формирование профессиональных интересов - сложный диалектический процесс. Определить его сущность и структуру целесообразно в контексте теории деятельности. Рассматривая проблему по такой схеме, в качестве цели и результата педагогической деятельности мы выдвигаем действенный профессиональный интерес, который выступает как соотношение мотивов, представляющих оптимальный переход внешних стимулов во внутренние. Основанием для решения этой проблемы считаем теорию целостного подхода. Большую ценность в этой связи имеют результаты исследований по проблеме целостного подхода к образовательно-воспитательному процессу, его оптимизации [6; 7]. Процесс формирования профессионального интереса выполняет свои функции успешно, если: 1) осуществляются не отдельные профориентационные воздействия, а их система, представляющая взаимодействие факторов и условий развития профессиональной мотивации; 2) структура педагогического процесса предполагает закономерный характер изменения профессиональных интересов старшеклассников.

Такое понимание процесса раскрывает его профессионально ориентированную и педагогическую сущность, адекватную общим целям всестороннего развития личности. Педагогически целесообразная деятельность, направленная на развитие исследуемого качества личности, позволяет отметить в ней особенности процесса формирования профессиональных интересов. Ведущая роль в нем принадлежит обучению, функцией которого является выработка системы знаний о естественно-научных и экономических основах научно-технического прогресса, развитии экономического мышления, комплекса политехнических знаний и умений.

В данной логике процесс формирования профессиональных интересов может выглядеть как: 1) решение тактических задач по предоставлению возможностей удовлетворения разнообразных потребностей и интересов учащихся; 2) решение стратегических задач, направленных на непрерывнооптимальное развитие профессиональных интересов старшеклассников до уровня, отвечающего потребностям личности и общества.

Реализация основной цели профессионально ориентированного процесса (формирование действенного профессионального интереса, который исключает наличие качеств и свойств, препятствующих развитию школьника в необходимом для об-

щества и личности направлении) предполагает следующую динамику задач:

- пробудить профессионально-деятельный мотив к сфере материального производства на основе расширения предметного содержания профессиональных интересов старшеклассников;

- расширить элементы связи с социальной практикой на основе развития и закрепления пот-ребностного отношения к конкретной профессиональной деятельности;

- стимулировать эмоциональную удовлетворенность профессиональной деятельностью на основе укрепления мотивов «успех», «признание»;

- актуализировать стремление к овладению творческими методами труда на основе повышения трудовой и познавательной активности.

Активизация внутренних процессов саморазвития личности зависит от того, насколько полно скоординированы и реализованы функции процесса формирования профессиональных интересов.

Такой подход позволяет рассматривать профориентацию как систему управления факторами формирования профессиональной мобильности, определяющую меру профессионально ориентированного воздействия, которая отражается в сознании школьника и обеспечивает переход на качественно новый уровень реализованности профессиональных интересов, давая гарантию непрерывного, оптимального совершенствования формируемого качества. В таблице предложена структура формирования профессиональных интересов как первый этап формирования профессиональной мобильности будущих специалистов.

Образование сегодня выступает в полифункци-ональном проявлении, характеризуя тем самым многогранность не только потенциальной профессиональной востребованности подготовленного специалиста, но и устройства общества в целом [8]. Сегодня знание получает новое общественное измерение, образование становится глобальным

Структура формирования профессиональных интересов как первый этап формирования профессиональной мобильности будущих специалистов

Критерии

эффективности

педагогического

процесса

а

£

аа £ к ио нр

и

р

тера

о §

Показатели эффективности педагогического процесса

I

Н К

кв о

л

е е

锧

Уровень

II

а

&

ть

III

и

При

ет

дс

Я О

рн

ве т

рт

о

п

р

о

е

лр

i^CQQJ

IV

фактором общественного развития, формирования политической стабильности. Непосредственно для образования его новая роль стала мощным стимулом дальнейшей интернационализации и интеграции. В данной связи мы полагаем, что и образовательная задача целенаправленного формирования у будущих специалистов профессиональной мобильности на основе сформированного устойчивого профессионального интереса является одной из актуальных и значимых для современного образования.

Список литературы

1. Беляев А., Лившиц В. Educational gap: технологическое образование в пороге XXI века. Томск: STT, 2003. С. 21.

2. Сорокин П. А. Социальная мобильность / пер. с англ. М. В. Соколовой. М.: Academia, LVS, 2005.

3. Немов Р. С. Психологический словарь. М.: Владос, 2007. 560 с.

4. Меркулова Л. П. Профессиональная мобильность специалистов технического профиля. М.: МГУП, 2005. 267 с.

5. Неделько Е. Г. Новые цели современного высшего образования: из опыта подготовки мобильных специалистов в провинции // Открытое образование: вестник МГОУ. № 2. 2007. М.: Изд-во МГОУ. С. 45-51.

6. Копытов А. Д., Турченко В. Н. Стратегия развития образования Сибири, Дальнего Востока и Севера: фундаментальные и прикладные основы образования XXI века. Проблемы внедрения: монография. Томск: Томский ЦНТИ, 2003. 260 с.

7. Копытов А. Д. Пути и средства формирования профессиональных интересов школьников // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 1999. Вып. 5.

С. 53-58.

8. Атрашенко А. Н. Некоторые концептуальные положения управления образовательной системой // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2009. Вып. 2. С. 35-37.

Асинсков В. В., начальник управления.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061.

Копытов А. Д., доктор педагогических наук, профессор, директор, член-корреспондент РАО.

Учреждение Российской академии образования «Институт развития образовательных систем».

Пр. Комсомольский, 75, г. Томск, Томская область, Россия, 634041.

E-mail.: tb100@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 01.12.2010.

V. V. Asinskov, A D. Kopytov

FORMATION OF PROFESSIONAL MOBILITY OF FUTURE SPECIALISTS IN THE ASPECT OF MODERN EDUCATIONAL PROCESS

The paper addresses the problem of occupational mobility of future professionals, as well as the issue of forming a professional interest as the first stage of formation of occupational mobility.

Key words: occupational mobility, a mobile specialist, professional interests.

Asinskov V. V.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Tomsk region, Russia, 634061.

Kopytov A. D.

Establishment of the Russian Academy of Education «Institute of Educational Systems».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Pr. Komsomolskiy, 75, Tomsk, Tomsk region, Russia, 634041.

E-mail.: tb100@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.