ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК: 378.016:34 ББК: Ч 481.2. Ч.481.3
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ*
Т. В. Мифтахутдинова, преподаватель кафедры профессиональной педагогики, истории и философии ФГБОУ ВПО «Уральской государственной академии ветеринарной медицины»,
e-mail: [email protected]
Аннотация
Автор статьи раскрывает особенности профессиональной подготовки специалистов. В статье обосновано применение игровых технологий в подготовке специалистов к профессиональному межкультурному общению. Рассмотрена специфика применения учебно-деловых игр.
Ключевые слова: модернизация профессионального образования, профессиональная межкультурная компетенция, формы, технологии образовательного процесса, игровые технологии.
Современное состояние российского рынка труда характеризуется динамичным изменением когнитивного образа профессии. Раньше идеальный образ профессионала во многом был связан с образом конкретных людей, их профессиональной биографией и их профессиональными ценностями.
Сейчас можно наблюдать тенденции замены «идеального образа профессионала» на «идеальный образ жизни». Неопределенность ценностных представлений о самой профессии смещает ориентиры на выбор предпочитаемого образа жизни с помощью профессии, а не его существенной частью. В связи с чем, представляется необходимым изменение системы подготовки специалистов, способствующей осмыслению своего профессионального бытия, уточнению и выбору своей позиции по отношению к профессиональному самоопределению.
На наш взгляд высшее образование должно информативно задавать содержание профессиональной деятельности и системную организацию образовательного процесса.
Цель работы: выявить наиболее эффективные формы использования игровых технологий при подготовке специалистов.
Предмет исследования: формы использования игровых технологий в образовательном процессе.
Методы исследования: наблюдение, анализ литературных источников.
Научный руководитель: Н.В. Лежнева, д.п.н.; материал рекомендован к публикации: Ю.И. Богомолова, к.п.н.
Прежде чем преступить к описанию игровых технологий формировании профессиональной межкультурной компетенции уточним:
- Опираясь на работы Н.Н. Васильевой [2], Т.В. Парфёновой [7] мы под профессиональной межкультурной компетенцией понимаем основанную на знаниях, умениях и опыте межкультурного общения способность человека продуктивно решать профессиональные задачи и осуществлять профессиональную деятельность, связанную с межкультурной коммуникацией.
- В структуру профессиональной межкультурной компетенции мы включаем следующие компоненты: мотивационный, когнитивный и операционный.
В состав мотивационного компонента входят мотивация межкультурного общения, познавательная, профессиональная мотивации, мотивация достижения цели.
Когнитивный компонент включает теоретические, инструментальные знания в области межкультурной компетенции; логическое, творческое, критическое мышление.
В содержание операционного компонента входят умение целеполагания, планирования, моделирования, программирования деятельности, связанной с межкультурным общением; гибкость, рефлексивность.
Все перечисленные компоненты тесно связаны между собой и взаимообусловлены.
Анализ содержания и структуры профессиональной межкультурной компетенции позволяет утверждать, что для её формирования необходимо создать условия, способствующие поиску и решению проблемных ситуаций. Этому может способствовать, по мнению многих авторов [4, 5, 6, 7, 8], использование игровых технологий. Например,
- А.П. Садохин в своём исследовании утверждает, что игровые технологии позволяют развернуть проблему в динамике, дать возможность участникам прожить необходимое количество времени в конкретных ситуациях. Именно с помощью этой технологии партнеры по коммуникации обретают необходимые знания, навыки и опыт взаимодействия, развивают уверенность в себе, способность к гибким взаимоотношениям.
- Т.В. Парфёнова говорит о значимости игровой деятельности, которая ставит студента в субъектную позицию и требует от него новой модели поведения: вхождения в мир другой культуры, необходимости принятия этой культуры, выполнения определенной социальной роли и нахождения своего места в этом мире.
- С.Л. Новосёлова подчёркивает о возможности использования в образовательном процессе игровых технологий, которые позволяют осуществить активное общение преподавателя со студентами.
В настоящее время существует множество разновидностей игр. Анализ психологопедагогической литературы [1,4] позволил выделить следующие виды игр: ролевые игры,
тематические дискуссии, лекции-беседы, групповые консультации, дидактические игры, учебно-деловые игры.
Применительно к нашему исследованию целесообразно использовать потенциал учебно-деловых игр, так как это позволит нам активизировать учебный процесс, смоделировать будущую профессиональную деятельность.
Под учебно-деловыми играми вслед за Ежовой Л.В. [3] мы понимаем творческую деятельность её участников, которым нужно отыскать и сформулировать суть проблемы и способы её решения, о которых заранее ничего не известно.
Анализ литературы [3,8] позволил нам предложить следующую классификацию учебно-деловых игр:
1. По степени формализации процедуры - так называемые «жесткие» и «свободные» игры. В рамках «жесткие» предполагается строгая последовательность действий участников игры. Содержание их деятельности полностью регламентировано и ограничено во времени. При проведении «свободных» игр регламентируют лишь основные направления деятельности играющих.
2. По наличию или отсутствию конфликта в сценарии деловые игры были разделены на три вида: бесконфликтные деловые игры; с конфликтными ситуациями с нестрогим соперничеством; с конфликтными ситуациями со строгим соперничеством.
3. По степени участия студентов в подготовке игр, деловые игры подразделяются на: блиц-игры без предварительной самоподготовки («Я - исследователь, «Путешествие по Европе») и деловые игры с предварительной самоподготовкой студентов (не чаще 2-3 раза за семестр) («живая» демонстрация с помощью кинофильма, видеозаписи. Эти ситуации осуществляется в игровой форме, имитирующей фрагмент профессиональной деятельности). В ходе игры студенты за определённое время осуществляют поиск необходимой информации.
4. По длительности процедуры деловые игры делились на: блиц-игры с
длительностью в несколько минут и полные деловые игры, занимающие, как правило, одно или два занятия.
Например, на первом курсе обучения игровая деятельность конструируется и проводится как совместная деятельность преподавателя со студентами в ходе постановки профессиональных целей и их достижения путём подготовки и принятия соответствующих индивидуальных и совместных решений. Поэтому на первом курсе целесообразно проводить блиц-игры, деловые игры без предварительной самоподготовки, бесконфликтные деловые игры, и «жёсткие» игры.
В этом плане хорошо зарекомендовала себя игра «Межкультурные маяки», цель которой научить студентов видеть и понимать ситуацию с точки зрения другой культуры; осознать причины непонимания, возникающего с представителями других культур; создать атмосферу креативности и творческой работы, требующей интеллектуальной мобилизации, включенности и заинтересованности как в процессе самостоятельной, так и групповой работы. В результате освоения данного задания, студенты получают важные знания об иной культуре, о способах делового взаимодействия с представителями различных культур. Предложенная игровая ситуация описывает наиболее часто встречающийся случай взаимодействия членов двух культур, когда представитель группы «гостей» находит эту ситуацию конфликтной, проблемной в результате ее ошибочной, неточной, неадекватной интерпретации.
По мере освоения студентами игровых форм деятельности, вводились «свободные» игры, регламентирующие основные направления деятельности играющих, предпочтение отдавалось учебно-деловым играм с нестрогим соперничеством. Уровень проблемности характеризовался вовлечением студентов в соразмышление, в активный поиск путей и средств решения поставленных межкультурных коммуникативных задач.
Значимы были и игры, направленные на развитие сотрудничества. Например, на втором курсе можно использовать такое задание как «Пословицы и сказки народов мира». Цель игры - идентификация с разными культурами. В ходе игры участники делятся на микрогруппы и представляют в виде действия пословицу или сказку одного из народов мира. Остальные участники должны угадать, какие качества национального характера были представлены в действиях.
На старших курсах большое внимание уделялось развитию рефлексии, которое достигалось через совместный анализ решения задач с постепенной передачей функций управления самим студентам.
На рефлексию жизненных целей была направлена деловая игра «Доброжелательное взаимодействие», в ходе игры создаётся эмпатийный фон общения. Обмен равнозначной информацией. Фиксация реальных жизненных и деловых интересов собеседника, с которыми он готов общаться.
Таким образом, как показывает практика, наиболее эффективными технологиями при формировании профессиональной межкультурной компетенции являются такие технологии, которые не преподносят готовых рецептов и рекомендаций для реальной жизни, а требуют анализа этих фактов в виде диагностики и рефлексии конкретных ситуаций межкультурного общения, генерирования всех имеющихся знаний и навыков для преодоления культурных
барьеров. По этой причине в системе обучения получили распространение преимущественно деловые игры, позволяющие полностью погрузиться в активное контролируемое общение.
Список литературы
1. Быков, А. К. Методы активного социально-психологического обучения: учебное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2GG5. - 16G с.
2. Васильева Н.Н. Межкультурная компетенция. Стратегии и техники её
достижения // Межкультурная коммуникация: глобальные и региональные аспекты: материалы межд. науч.-практ. конференции (ll-l2 мая 2GGG г.). - Ростов-на-
Дону: РГПУ, 2GGG. - С.55-5В.
3. Ежова, Л. В. Постановка и решение управленческих задач на промышленных предприятиях методом деловых игр. - М.: Академия, 2GG7. - lB7 с.
4. Коваленко, В. Г. Дидактические игры на уроке: книга для учителя. - М.: Просвещение. - 2GG9. - 9б с.
5. Кульневич, С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: практическое пособие для учителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений -Ростов-на-Дону: «Учитель», 2Gll. - 57В с.
6. Новоселова, С. Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. -М.: Просвещение, 2GG7. - lB4 с.
7. Парфенова, Т. В. Формирование межкультурной компетентности у студентов вузов в процессе учебно-игровой деятельности: на материале изучения французского языка / Диссертация кандидата педагогических наук: D.GG.GB. - Саратов, 2GG6. - 2GG с.
В. Садохин, А. П. Тренинг как метод обучения межкультурной компетентности / Медиакультура новой России / Под ред. Н.Б. Кирилловой и др. - Москва: Академический проект, 2GG7. - С. ЗВ5-З9В.