в ней отражается сущность и роль данного феномена. Психологическая культура, являясь внутренним качеством человека, обеспечивает адекватность, успешность, эффективность и безопасность взаимодействия людей в педагогическом пространстве, и таким образом, выступает универсальным и высшим регулятором различных форм педагогического взаимодействия. В качестве условий формирования психологической культуры будущих педагогов можно выделить следующие:
1. Организация совместной личностно-значимой деятельности учащихся, которая является эффективным средством преобразования, самопознания, перестройки мотивов и смысловых установок личности, позволяет почувствовать себя компетентными. Вариантами организации процесса совместной деятельности студентов и педагога являются выполнение учебно-фор-мирующих, творческих заданий на занятиях и реализация проектно-исследовательской технологии.
2. Опора на индивидуальный житейский психологический опыт студентов, под которым мы, в след за В.В. Ветровой и С.В. Борисовой понимаем представленные в сознании и выраженные вербально воспоминания о собственной жизни.
3. Гуманизация социального бытия субъектов образовательного пространства - построение взаимодействия с учетом гуманистических принципов.
4. Организация диалогического общения преподавателя и студентов, в частности проблемных дискуссий, «мозгового штурма». Педагогу необходимо создать в группе атмосферу взаимо-принятия, уважения точек зрения всех участников дискуссии.
5. Проблематизация отношения студента к другим людям, помогающая будущему педагогу обнаружить и преодолеть собственные стереотипы, предрассудки, заблуждения, которые ранее могли не осознаваться.
6. Продвижение преподавателя по пути собственного личностного роста, повышению своей психологической культуры.
7. Создание в учебной деятельности ситуаций межличностного взаимодействия учащихся в условиях совместного твор-
Библиографический список
чества. Становление творческой уникальности отражает качественно новый уровень психологической культуры. Культурот-ворчество есть высшее проявление психологической культуры, касающееся всех ее составляющих.
В целом названные показатели, функции и условия формирования психологической культуры подчинены решению задачи «вооружить» будущих педагогов определенным арсеналом психологических средств для самостоятельного решения как жизненных, так и педагогических трудностей, противостояния деструктивным влияниям среды. Общий план работы по развитию и формированию психологической культуры участников образовательной среды может включать тренинги, мини-семинары, групповые дискуссии, деловые игры, индивидуальное и групповое консультирование студентов и педагогов [1]. Следует отметить, большую ценность авторских программ тренингов и курсов, формирующих элементы психологической культуры (программы
О.В. Хухлаевой, A.M. Прихожан, М.А. Одинцовой, Г.А. Цукерман, Б.Д. Мастерова, H.A. Сакович, А. Лопатиной, М. Скребцовой, Т. Зинкевич-Евстигнеевой, Т. Грабенко, Д. Фролова и др.). Эти программы ориентированы на решение конкретных практических задач - развитие самосознания, положительной Я-концепции, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сферы, способности самопознания, самопринятия и уверенности в себе, навыков толерантного общения, поведения в конфликте, ценностных представлений и отношений и др. [2].
Резюмируя содержание данной статьи, отметим, что формирование психологической культуры студентов - будущих педагогов есть целенаправленная работа в специально организованных условиях, направленная на самопознание, развитие умения понимать других людей и прогнозирование их поведения, эффективную самоорганизацию деятельности и процесса межличностного взаимодействия, построение своего поведения, на основе психологического знания, усиление позитивных тенденций личности и развитие ее творческого потенциала.
1. Попова, М.В. Проблемы формирования психологической культурой детей и подростков в системе дополнительного образования // Формирование психологической культуры личности в системе дополнительного образования детей [Э/р]. - Р/д: http://window.edu.ru/ library/pdf2txt/089/28089/11311/page10
2. Практическая психология образования: учеб. пособие / под. ред. И.В. Дубровиной. - СПб., 2006.
Bibliography
1. Popova, M.V. Problemih formirovaniya psikhologicheskoyj kuljturoyj deteyj i podrostkov v sisteme dopolniteljnogo obrazovaniya // Formirovanie psikhologicheskoyj kuljturih lichnosti v sisteme dopolniteljnogo obrazovaniya deteyj [Eh/r]. - R/d: http://window.edu.ru/library/pdf2txt/089/ 28089/11311/page10
2. Prakticheskaya psikhologiya obrazovaniya: ucheb. posobie / pod. red. I.V. Dubrovinoyj. - SPb., 2006.
Статья поступила в редакцию 15.05.13
УДК 371
Martusenko S.N. FORMATION OF A PROFESSIONAL CULTURE OF THE POLICE IN CONDITIONS OF INITIAL TRAINING. The article revealed features of professional culture of staff of internal affairs bodies are highlighted and described its components.
Key words: culture, professional culture, professional qualities, the components of a professional culture, professional training.
С.Н. Мартусенко, начальник Центра профессиональной подготовки ГУ МВД России по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В УСЛОВИЯХ НАЧАЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
В статье раскрыты особенности профессиональной культуры сотрудника органов внутренних дел, выделены и охарактеризованы ее компоненты.
Ключевые слова: культура, профессиональная культура, профессионально важные качества, компоненты профессиональной культуры сотрудника ОВД.
Образование и культура могут быть рассмотрены как гене- исторические формы должны быть и центрами культуры, «мас-тически единые стороны процесса становления и развития че- терскими культуротворчества». Многие исследователи ловеческой социальности. Образовательные центры, любые их (Ю.Н. Афанасьев, Л.П. Буева, С.И. Гессен и др.) в своих рабо-
тах обращают внимание на два понятия - «человек культуры» и «культурный человек». В первом случае имеется в виду достаточно высокая степень освоенности индивидом достижений культуры, во втором - умение организовывать свою жизнь согласно преобладающих в данный исторический период времени императивам [1, с. 128].
Как отмечают В. Виноградова и А. Синюк [2, с. 40-41], «если говорить о культуре как совокупном опыте человеческой деятельности, накопленном за всю историю существования человеческой деятельности, то становятся очевидными сверхог-раниченные возможности отдельного человека в ее комплексном освоении». В контексте сказанного можно предположить, что каждый человек должен освоить как можно большую часть культуры, причем такую ее часть, которая наиболее соответствует его индивидуальным особенностям.
В публикациях современных авторов (С.И. Архангельский, Е.В. Бондаревская, Э.А. Гришин, И.Ф. Исаев, А.К. Колесова и др.) в качестве проекции общей культуры личности рассматривается профессиональная культура, проявляющаяся в системе профессиональных качеств и специфике деятельности.
Что касается особенностей профессиональной культуры, то мы придерживаемся следующей дефиниции: это сложное системное образование, представляющее собой упорядоченную совокупность общечеловеческих идей, профессионально-ценностных ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистической технологии деятельности. В приведенном определении профессиональная культура представлена как требование социума к культурному уровню людей, занятых той или иной профессиональной деятельностью. Поскольку профессиональная культура имеет личностную принадлежность, то она может изучаться с позиции трех подходов: 1) как совокупность ценностей-регуляторов деятельности (аксиологический подход); 2) как цель, способ, инструмент профессиональной деятельности, уровень самореализации в ней, ее результат и критерий оценки (деятельностный подход); 3) как концентрированное выражение личности профессионала (личностный подход).
Опираясь на вышеприведенное определение профессиональной культуры и сложившиеся к настоящему времени основные подходы к ее изучению, мы выделили следующие структурные компоненты профессиональной культуры, подлежащие формированию на начальном этапе профессиональной подготовки сотрудника органов внутренних дел: аксиологический, операционный и личностный.
Аксиологический компонент представляет собой совокупность относительно устойчивых ценностей в сфере предстоящей деятельности, овладевая которыми личность объективирует их, делая личностно значимыми. Субъективное восприятие и присвоение ценностей определяется уровнем развития мышления, опытом деятельности, соответствующей направленностью личности, актуальным состоянием ее возможностей и способностей.
На этапе первоначальной профессиональной подготовки сотрудник органов внутренних дел должен овладевать системой ценностей, которая включает в себя ценности-цели, ценности-знания, ценности-отношения, ценности-качества. Ценности-цели позволяют личности осознать значение и смысл ее включения в систематическую профессиональную деятельность сотрудника органов внутренних дел, достижения ею стратегии и тактики профессиональных планов и намерений. Ценности-знания играют важную роль в функционировании личности в качестве сотрудника органов внутренних дел при выполнении различных профессиональных обязанностей, а также социокультурной деятельности. Ценности-отношения характеризуют сотрудника органов внутренних дел как активного субъекта с определенным мотивационно-личностным отношением к самому себе, профессиональной деятельности, социальной среде, где осуществляется эта деятельность, и где степень самовыражения определяется признанием общества результатов его деятельности социально значимыми. Ценности-качества обеспечивают личности сотрудника органов внутренних дел полноценное самовыражение и самореализацию при выполнении профессиональных обязанностей. Перечисленные группы ценностей составляют основу профессиональной культуры сотрудника органов внутренних дел. Между ними существует объективная связь.
Операционный компонент профессиональной культуры предполагает решение сотрудником органов внутренних дел
разного рода профессиональных задач, определяемых должностными инструкциями, выдвигаемых им самим, или вышестоящим начальством. В систематизированном виде данный компонент может быть представлен следующей совокупностью задач: 1) аналитико-рефлексивные - включают задачи анализа и рефлексии целостности профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел, ее элементов, отношений, возникающих в процессе ее осуществления, возникающих трудностей, умений выделять главное звено, оперативно и адекватно оценивать свое профессиональное «Я»; 2) конструктивно-прогностические - данная группа задач предполагает наличие умений осуществлять процесс конструирования последовательности профессиональных действий, предвидеть искомые результаты; 3) организационно-деятельностные - эти задачи связаны с умениями использовать целесообразные методы, средства и формы профессиональной деятельности для достижения необходимого результата; 4) оценочно-информационные - базируются на специальных знаниях реализации умений психодиагностики и самодиагностики, проявлении коммуникативных и организационных склонностей; 5) коррекционно-регулирующие - определяют использование умений для внесения коррективов и регулирования своей деятельности на основе анализа имеющейся информации и способов самостимулирования.
Личностный компонент профессиональной культуры сотрудника органов внутренних дел обусловлен тем, что он осознает себя личностью, способной выделить свое «Я» из окружающей действительности, обладающей развитым самосознанием.
Формирование профессиональной культуры сотрудника органов внутренних дел должно начинаться с начальной профессиональной подготовки, которая, на наш взгляд, должна обеспечивать: профессиональную направленность личности; морально-психологическую подготовленность; профессионально-деловую подготовленность; физическую подготовленность. Профессиональная направленность является ведущим свойством личности любого специалиста, в том числе сотрудника органов внутренних дел. В данном случае она характеризуется положительным его отношением к избранной весьма сложной и ответственной профессии, одобрением ее целей и задач, испытываемой потребностью посвятить себя их достижению, оценкой ее как важнейшей, отвечающей главным личным устремлениям и призванию в жизни, индивидуальным способностям, возможностям самореализации и самоутверждения, взвешенным отношением к ее трудностям.
Профессиональную направленность сотрудника органов внутренних дел ограничивают следующие факторы: социальнопрофессиональные взгляды, убеждения, профессиональные ценности, профессиональные потребности, профессиональные мотивы и т.п.
Морально-психологическая подготовленность сотрудника органов внутренних дел обусловлена тем, что решение профессиональных задач всегда сопряжено с системой моральных отношений. В идеале морально-психологическая подготовленность сотрудника органов внутренних дел должна отражать моральные убеждения, привычки нравственного поведения на работе, морально-психологические установки, особо значимые качества - ответственность, справедливость, преданность профессиональному долгу, смелость и др. Профессионально-деловая подготовленность как компонент профессиональной культуры сотрудника органов внутренних дел включает в себя профессионально важные качества личности как основу ее профессиональной пригодности. Профессионально важные качества зависят от специфики профессиональной деятельности. К примеру, к профессионально важным качествам сотрудника органов внутренних дел относятся социальная ответственность, высокий уровень трудовой дисциплины, оперативное мышление, способность принимать самостоятельные решения в нестандартных ситуациях, сознательность, развитая воля и др.
Профессионально важные качества образуют в своей совокупности структуру профессиональной пригодности. Применительно к сотруднику органов внутренних дел эту структуру можно представить следующим образом: абсолютные ПВК -свойства, необходимые для выполнения деятельности как таковой на минимально допустимом или нормативно заданном, среднем уровне; относительные ПВК - определяют возможность достижения субъектом высоких (наднормативных) количественных и качественных показателей деятельности; мотивационная готовность к реализации деятельности сотрудника органов внутренних дел.
Физическая подготовленность сотрудников органов внутренних дел является неотъемлемой частью общей и профессиональной культуры личности. Она обеспечивает профилированную физическую готовность, является одним из средств формирования всесторонне развитой личности, фактором укрепления здоровья, оптимизации физического и психофизиологического состояния в процессе профессиональной деятельности. Свои развивающие и формирующие функции физическая культура наиболее полно реализуется в системе физического воспита-
Библиографический список
ния как целенаправленного педагогического процесса. На практике физическая культура формируется в формах так называемой профессионально-прикладной физической подготовки и военно-прикладной физической подготовки. Условия службы сотрудников органов внутренних дел таковы, что они предполагают хорошую физическую и специальную подготовку. Такая подготовка обеспечивает сотрудникам органов внутренних дел преодолевать физическое напряжение, особенно при выполнении специфических профессиональных задач.
1. Леонтьева, В.Н. Личностное бытие как культуротворческая свобода // Наука i сощальш проблеми суспшьства: Вюник Харркшського державного ушверситету. - 1998. - № 414.
2. Виноградова, В. Подготовка специалиста как человека культуры / В. Виноградова, А. Синюк // Высшее образование в России. - 2000. - № 2.
Bibliography
1. Leontjeva, V.N. Lichnostnoe bihtie kak kuljturotvorcheskaya svoboda // Nauka i sothaljsh problemi suspshjstva: Visnik Kharrkshsjkogo derzhavnogo universitetu. - 1998. - № 414.
2. Vinogradova, V. Podgotovka specialista kak cheloveka kuljturih / V. Vinogradova, A. Sinyuk // Vihsshee obrazovanie v Rossii. - 2000. - № 2.
Статья поступила в редакцию 29.05.13
УДК 377
Masalimova А.Р MENTORS' CORPORATIVE TRAINING: BASIC APPROACHES. Approaches analyses basing Corporative Education of enterprises specialists is presented in the article. Adults education's peculiarities described from different vew point are distinguished. The necessity on integration, activity and project approaches' basing in the process of mentors corporative education in modern enterprises conditions is also proved.
Key words: mentors corporative training, approaches, tutoring, interfirm education, tutoring activity.
А.Р. Масалимова, канд. пед. наук, доц., с.н.с. лаборатории компаративных исследований профессионального образования ФГНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования» российской академии образования, г. Казань, Е-mail: [email protected]
КОРПОРАТИВНАЯ ПОДГОТОВКА НАСТАВНИКОВ: ПРИОРИТЕТНЫЕ ПОДХОДЫ
В статье представлен анализ подходов, лежащих в основе корпоративного обучения специалистов предприятий. Выделены особенности обучения взрослых с позиций тех или иных подходов. Обоснована необходимость опоры на интегративный, деятельностный и проектный подходы в процессе корпоративного обучения наставников в условиях современных предприятий.
Ключевые слова: корпоративная подготовка наставников, подходы, наставничество, внутрифирменное обучение, наставническая деятельность.
Обновляющиеся требования отрасли, меняющиеся производственные реалии, модернизация технологических процессов, внедрение и использование новейших научно-технических достижений, являются актуальными как для системы корпоративного образования, так и для системы профессионального образования, в связи с чем возникает острая необходимость интеграции производственных, образовательных и научных сфер для взаимного восполнения недостающих элементов данных сегментов, позволяющих поддерживать конкурентоспособность друг друга.
В качестве важнейшего механизма, обеспечивающего конкурентоспособность современного производства и нивелирующего недостатки профессионального образования, выступает институт наставничества, призванный поддерживать стратегическое развитие инновационного производства за счёт преемственности профессиональной и корпоративной подготовки молодых специалистов технического профиля, способствующей полному раскрытию их личностного и профессионального потенциала.
В условиях современного производства расширяется зона обслуживания и совмещения профессий, возросшая квалификация специалиста технического профиля в свою очередь влияет на изменение характера труда. В его профессиональной деятельности появляется необходимость общности знаний, умений и компетенций, что обусловливает и соответствующий уровень теоретической и практической подготовки специалистов. По некоторым оценкам, среднегодовой прирост новых знаний составляет 4-6 процентов. Это означает, что около 50 процентов профессиональных знаний специалист должен получить после окон-
чания профессионального учебного заведения. Для обновления же профессиональных знаний для специалистов с высшим образованием необходимо 28 процентов общего объема времени, которым работник располагает в течение всего трудоспособного периода, в связи с чем, возрастает роль системы корпоративной подготовки специалистов технического профиля к осуществлению наставнической деятельности на предприятии, так как наставникам предстоит взять на себя роль своеобразных «передатчиков» накопленного предприятием интеллектуального потенциала молодым сотрудникам.
В ходе исследования мы убедились в том, что области применения системы наставничества только расширяются, и в настоящее время данная система применяется в следующих сферах:
1. Сферы, в которых научно-технический прогресс значительно опережает процесс обновления профессиональных знаний и навыков (1Т, производство), то есть отраслей, где несоответствие квалификации персонала потребностям компании отрицательно сказывается на результатах деятельности всей организации и ведет к значительным финансовым потерям.
2. Сферы, в которых практический опыт и высокое мастерство играют исключительную роль в осуществлении профессиональных обязанностей.
3. Профессиональная деятельность, для которой характерна высокая степень риска.
4. Предприятия, где в плановом порядке периодически обновляются технологические процедуры и оборудование (производственные предприятия).