Научная статья на тему 'Формирование профессиональной культуры менеджера туризма'

Формирование профессиональной культуры менеджера туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
359
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / МЕНЕДЖЕР ТУРИЗМА / МЕТОД ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ / ЭКСКУРСОВОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сулейманова Зумруд Запировна, Исаева Загидат Набигуллаевна

Статья посвящена формированию профессиональной культуры менеджера туризма, где в качестве механизма рассматривается метод профессиональных проб, реализация которого успешно осуществляется в рамках дисциплины «Экскурсоведение», для чего обосновывается содержание, включающее в себя информационно-содержательный, методический и коммуникативный блоки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сулейманова Зумруд Запировна, Исаева Загидат Набигуллаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной культуры менеджера туризма»

УДК 378.02

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МЕНЕДЖЕРА ТУРИЗМА

©2012 Сулейманова 3.3., Исаева З.Н.

Дагестанский государственный педагогический университет

Статья посвящена формированию профессиональной культуры менеджера туризма, где в качестве механизма рассматривается метод профессиональных проб, реализация которого успешно осуществляется в рамках дисциплины «Экскурсоведение», для чего обосновывается содержание, включающее в себя информационно-содержательный, методический и коммуникативный блоки.

The article deals with the problem of developing the tourism managers’ professional culture. As a mechanism of its forming the authors consider the professional trial method, the implementation of which is carried out within the framework of “Tour guiding study” discipline. Therefore the author justifies the structure, including informational and informative, methodical and communicative blocks.

Ключевые слова: туризм, профессиональная культура, менеджер туризма, метод профессиональных проб, экскурсовод.

Keywords: tourism, professional culture, tourism manager, professional trial method, tour guide.

Туризм в XXI веке стал глобальным экономическим социальным и политическим явлением. Высокая доходность отрасли, по эффективности инвестиционных вложений, сравнима лишь с ситуацией в нефтегазодобывающей промышленности. Являясь отраслью экономики непроизводственной сферы, туризм призван удовлетворять потребности клиентов в материальных и нематериальных услугах, т. е. обеспечить человека полноценным и рациональным отдыхом. На сегодняшний день, представляя собой совокупность гостиниц, транспортных средств, объектов общественного питания, средств развлечения, а также других организаций осуществляющих туристическую деятельность и предоставляющих услуги гидов-переводчиков, индустрия туризма по доходам уступает лишь нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению.

Поэтому неслучайно в Дагестане, как самой южной части России, интерес к этой деятельности возрастает с каждым годом, поскольку здесь имеются перспективные возможности для привлечения инвестиций, которые дадут быструю окупаемость.

Располагаясь на стыке Европы и Азии, Дагестан имеет прямой выход к международным морским путям. С древнейших времен здесь пролегали крупные торговые пути, в том числе легендарный торгово-караванный маршрут «Великий шелковый путь», соединяющие восток с западом. На сегодняшний день по территории республики пролегают железнодорожные, автомобильные, воздушные, морские и трубопроводные важнейшие маршруты федерального значения.

Природно-климатические условия и историко-этническое наследие Дагестана дают уникальные возможности для развития здесь всех видов туризма: пляжного и водного, горнолыжного и экстремального, этнического и исторического, экологического и лечебно-оздоровительного.

Рекреационных ресурсы составляют разнообразие прекрасных ландшафтов, климат, минеральные источники и месторождения лечебных грязей, обширная песчаная пляжная полоса на побережье Каспия, теплое море, ионизированный воздух, памятники истории, архитектуры и природы, а также неповторимая самобытная культура и

искусство народов. Нередко в одном месте сочетаются горный и морской пейзажи, термальные источники и памятники архитектуры и искусства.

Богат Дагестан и геотермальными источниками, что позволяет оказывать санаторно-курортные услуги. Многие из них по своей мощности и целебным свойствам не уступают или даже превосходят источники всемирно известных курортов.

Вот уже несколько лет республиканские власти прикладывают огромные усилия для того, чтобы превратить Дагестан в современный туристический регион. Кроме того удалось акцентировать внимание на необходимость дальнейшего развития единственного на юге России альтернативного варианта приморского туризма на дагестанском побережье Каспийского моря, не уступающего Черноморскому побережью по многим показателям.

Уже сегодня можно говорить о влиянии туристской составляющей на экономику республики. Удельный вес туризма в сфере услуг в настоящий момент составляет 11,1%. Правительством республики туризм определен как стратегическая бюджетообразующая отрасль экономики, в связи с чем, предпринимаются меры по рациональному использованию имеющегося ресурсного потенциала и созданию условий для возрождения туризма на качественно новом уровне.

Все это обусловливает необходимость обращения к проблеме подготовки туристических кадров в Республике Дагестан. Поскольку объектом профессионального воздействия менеджера туризма является человеческая личность, то основой его профессиональной деятельности выступает осознание самоценности человека -специалиста - носителя профессиональной деятельности, в которой и отражается уровень профессиональной культуры включающей в себя мировоззрение, мастерство и поведение, в совокупности обеспечивающих готовность к профессиональной деятельности в сфере туризма.

Полифункциональной характер деятельности обязывает менеджера туризма взаимодействовать с людьми, имеющими различные индивидуальные черты характера, тип темперамента, интересы, что вызывает необходимость владения различными методами, подходами и технологиями профессиональной работы. Кроме того, объективная реальность окружающего мира стремится воспроизвести себя в личности будущего специалиста, его установках, мотивах и интересах, ценностных ориентациях и убеждениях, предопределяющих успех в его дальнейшей практической деятельности и поведении, следовательно, основная концепция современного профессионального образования должна состоять в подготовке специалиста, «...осознающего свою роль в культурном возрождении, в целостном гуманистическом мировосприятии» [0].

Культурологический аспект в подготовке туристских кадров предполагает комплекс ценностно-смысловых, нормативных, регулятивных и знаково-коммуникативных средств и механизмов, рассматриваемых в функциональном ракурсе как система социальных норм человеческой жизненной практики. Под социальными нормами в туристской сфере (в отличие от технологических) понимаются разрешительные или запретительные установки на те или иные способы осуществления различной туристско-краеведческой деятельности или взаимодействия между людьми такие как: мораль и нравственность обыденного поведения; законодательно закрепленные императивы и запреты, разрешения и ограничения на те, или иные поведенческие акты; паттерны сознания и поведения, воспроизводящие устойчивые социальные и культурные стереотипы почти в автоматическом режиме (например, бытовая вежливость); образцы поступков и решений, которые воспроизводятся не буквально, но с общей ориентацией на исходные эталоны (например, религиозные и художественные); различные обрядовые и ритуальные, этикетные и церемониальные формы поведения; система ценностных установок и ориентации, присущих тому или иному туристскому сообществу и вне которых упорядоченная социальная жизнь в любом сообществе практически невозможна.

Источником формирования норм в туристской сфере служит исторический социальный опыт коллективных форм жизнедеятельности людей, накапливаемый всяким сообществом и передаваемый из поколения в поколение в виде перечисленных выше норм, установок сознания и поведения.

Анализ психолого-педагогической литературы и практика подготовки будущих менеджеров туризма, показывают, что формирование готовности к профессиональной

деятельности, а также компонентов профессиональной культуры эффективно при использовании деятельностного подхода в практике обучения. Механизм использования деятельностного подхода в педагогическом процессе прослеживается через метод профессиональных проб, где студент частично, а иногда и полностью погружается в профессиональную деятельность, получая при этом личное представление об элементах деятельности выбранной профессии.

Обратимся к анализу вузовской подготовки Республики Дагестан. Проблемами подготовки туристских кадров в Дагестане занимаются: филиал ФГБОУ ВПО

«Российский государственный университет туризма и сервиса», на отделение социально-культурного сервиза и туризма географического факультета ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», а также на социально-гумани-тарном факультете, ФГПОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет». Четырехгодичная программа обучения - бакалаврият - в филиале ФГБОУ ВПО «РГУТиС реализуется на специализациях: сервис (100100); гостиничный сервис (101101); туризм (101400). В ходе изучения форм и методов обучения студентов по специальностям, представленным нами выше, был изучен опыт различных кафедр, учебные планы, рабочие и учебные программы дисциплин, педагогический процесс, реализуемый в этих структурных подразделениях с позиции не используемых форм, методов, а также годовые отчеты о работе кафедр, их методическое обеспечение. Анализ показал, что чаще всего используются лекционные, семинарские занятия и лабораторные работы, то есть традиционные формы организации педагогического процесса. При этом метод профессиональных проб в практике изучения и формирования профессиональной культуры менеджера туризма используется частично или же не используется вообще.

Профессиональные пробы могут быть организованы в рамках дисциплины «Экскурсоведение», именно в рамках этой дисциплины студенту предоставляется возможность самостоятельно выступить в качестве экскурсовода, в результате чего освоение профессиональной деятельности происходит осознанно и самостоятельно.

Дисциплина «Экскурсоведение» нацелена на обучение студентов основам организации пешеходных маршрутов и экскурсий по достопримечательностям Дагестана. Задачами дисциплины выступают: формирование знаний об истории Дагестана, Махачкалы и других крупных городах республики (изучение: традиций, обычай приданий, архивных данных, интересных и малоизвестных фактов); формирование знаний о функционировании экскурсионной группы: понятие

групповой сплоченности, факторы, влияющие на уровень групповой сплоченности, социальная сплоченность и солидарность, причины снижения групповой сплоченности экскурсии; формирование умений и навыков, необходимых для работы с группой в условиях природной среды на маршрутах различной категории сложности с учетом возрастных, физических и других особенностей участников, для выживания в экстремальных условиях.

Обучение студентов включает в себя три блока информационно-содержательный, методический и коммуникативный. В результате изучения

информационно-содержательного блока у студента формируются представления об объектах и достопримечательностях республики, в частности об их познавательной ценности, (связь объекта с конкретным историческим событием, жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры); о видах экскурсий о функционировании экскурсионной группы включающей в себя: понятие групповой сплоченности,

факторы, влияющие на уровень групповой сплоченности, социальная сплоченность и солидарность, причины снижения групповой сплоченности участников экскурсии.

Методический блок включает в себя методику подготовки и методику проведения экскурсии. На различных этапах студентам предлагаются задания, например: детально описать объект экскурсии, связав с историческими событиями местности, сформулировать около пяти тем предстоящей экскурсии, представить возможные способы мотивации участников экскурсии, подготовить рассказ с использованием пословиц, легенд, стихов, поговорок и т. д. На заключающем этапе студенты разрабатывают структуру экскурсионного проекта и предварительно прогоняют экскурсию. По мнению Б. В. Емельянова, вся многогранная работа по подготовке и проведению экскурсий должна

быть построена в соответствии с требованиями экскурсионной методики к отбору экскурсионных объектов, именно они имеют решающее значение в успехе разработки новой экскурсионной темы, так как составляют тот познавательный материал, который является зрительной основой в раскрытии темы, главным аргументом в доказательствах экскурсовода Экскурсионная методика состоит из нескольких самостоятельных, связанных друг с другом частей: методики разработки новой для данного бюро темы; методики разработки экскурсоводом новой для него темы, но уже разработанной в данном бюро; методики подготовки экскурсовода к проведению очередной экскурсии; методики проведения экскурсии; методики послеэкскурсионной работы [0].

Коммуникативный блок дисциплины направлен на формирование умений:

- управления своим психофизическим состоянием и настроением;

- использования себя в качестве инструмента воздействия на личность участника экскурсии (мимика, жесты и т. д.);

- вступать во взаимодействие с разными категориями людей, управление общением;

- выбирать правильный стиль и тон в общении, управлять вниманием участников и темпом деятельности группы.

Следует отметить, что одним из действий, повышающих эффективность взаимодействия экскурсовода с группой, является управление общением предполагающее овладение студентами умениями распределять внимание поддерживать его устойчивость; выбирать по отношению к группе наиболее подходящий способ поведения и обращения; анализировать действия участников группы, видеть за ними мотивы, которыми они руководствуются, определять их поведение в различных ситуациях; создавать опыт эмоциональных переживаний участников группы, обеспечивать атмосферу благополучия в группе; управлять инициативой в общении, используя для этого богатый арсенал средств, повышающих эффективность коммуникации.

Результаты деятельности студентов фиксируются в виде отчета (методической разработки «Моя экскурсия»), в который включаются: структура маршрута экскурсии, включающая в себя: перечень достопримечательностей, расчет времени на остановках; рассказ (описание) экскурсионных объектов с применением наглядных пособий. Совокупность всех рабочих материалов, а также методическая разработка «Моя экскурсия» составляют выполненный проект, который оценивается специальной экзаменационной комиссией в ходе его защиты студентами.

В заключение хотелось бы отметить, что содержание статьи не исчерпывают всех аспектов рассматриваемой проблемы, поскольку формирование профессиональной культуры менеджера туризма это длительный и многогранный процесс, требующий детального изложения. В результате овладения дисциплиной «Экскурсоведение» у студентов, формируются системные знания в области истории культуры и искусства, материальной и духовной культуры личности, так как дисциплина включает в себя симбиоз несколько социально-гуманитарных дисциплин: социологию, культурологию, экономику, историю, психологию и др. Сформированность знаний и умений и являются важной составляющей профессиональной культуры студента - будущего менеджера туризма по сервису и туризму.

Примечания

1. Емельянов Б. В. Экскурсоведение. В 3-х частях. М.: Турист, 1992. 2. Никулин Е. А., Каргаполов Е. А. Концепция профессиональной подготовки гидов-проводников экологических маршрутов с активными формами передвижения туристов // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2009. № 11(57). С. 56-61. 3. Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986. 180 с. 4. Столярчук Е. А. Формирование профессионально важных качеств в процессе подготовки менеджеров по туризму // Проблемы современной экономики. 2007. № 1(21). 5. Чупанов А. X. Система формирования профессиональной культуры будущего менеджера туризма. Автореф. дисс.... д-ра пед. наук. Махачкала, 2006.

Психолого-педагогические науки • • •

Статья поступила в редакцию 19.10.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.