Научная статья на тему 'Формирование профессиональной культуры будущих экономистов в процессе получения высшего образования'

Формирование профессиональной культуры будущих экономистов в процессе получения высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / БУДУЩИЙ ЭКОНОМИСТ / СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / FUTURE ECONOMIST'S / FORMATION / PROFESSIONAL CULTURE / FORMING PERSONALITY / PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гущина Галина Анатольевна

В статье раскрывается актуальность проблемы формирования профессиональной культуры будущего экономиста в вузе, дано понятие профессиональной культуры и его обоснование в социально-педагогическом контексте, показаны основные подходы, имеющие особое значение при формировании профессиональной культуры студента в процессе получения высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Professional Culture of the Future Economists in the Course of Getting Higher Education

The article reveals the actuality of the problem of forming a future economist's personality in the higher educational establishment. It gives the notion of the professional culture and its base in the social pedagogic context. It shows the basic approaches and standards determining connections with the whole complex of personal abilities which are especially significant at formation of students' professional culture.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной культуры будущих экономистов в процессе получения высшего образования»

Формирование профессиональной культуры будущих экономистов в процессе получения высшего образования

Г. А. Гущина

В статье раскрывается актуальность проблемы формирования профессиональной культуры будущего экономиста в вузе, дано понятие профессиональной культуры и его обоснование в социально-педагогическом контексте, показаны основные подходы, имеющие особое значение при формировании профессиональной культуры студента в процессе получения высшего образования.

Ключевые слова: формирование, профессиональная культура, будущий экономист, становление личности, профессиональное образование.

Formation of Professional Culture of the Future Economists in the Course of Getting Higher Education

G А. Gushchina

The article reveals the actuality of the problem of forming a future economist's personality in the higher educational establishment. It gives the notion of the professional culture and its base in the social pedagogic context. It shows the basic approaches and standards determining connections with the whole complex of personal abilities which are especially significant at formation of students' professional culture.

Key words: formation, professional culture, future economist's, forming personality, professional education.

Российское общество в настоящее время находится на начальном этапе своего развития, мировая экономика переживает серьезный кризис, поэтому необходимо учитывать возрастание значимости системы профессионального образования как социального института по воспроизводству профессионалов особого типа, способных эффективно работать в новых экономических условиях.

В новой экономической ситуации от экономиста требуется умение выстраивать стратегию своей работы, стратегию организации, проектировать и мoделирoвать своею деятельность, побуждать к рабoте других, вoплoщать намеченше в жизнь, умение в любых ситуациях принимать решения и брать oтветственнoсть на себя, то есть выполнять определенные ролевые функции. В соответствии с этими требованиями профессионал-экономист должен обладать адекватной профессиональной культурой, потребность в которой все более остро ощущает современное общество.

Формирование профессиональной культуры, ведущей к реальным социальным отношениям, предполагает, что экономист будет по-настоящему обладать знанием «социального организма», а значит, понимать социально-экономические, общественные, политические отношения, уметь ориентироваться в профессиональных и общественных процессах и отношениях. Он будет способен вносить дельные пред-

ложения по улучшению существующей системы, решать стоящие перед ним профессиональные задачи, а не перекладывать их на других. Если он не займет такую активную позицию в профессиональном сообществе, то вынужден будет склоняться к пассивному проживанию в нем. Выражение и использование своих внутренних знаний и способностей в интересах других, при сохранении гармонии между потребностями своего «Я» и требованиями профессионального сообщества, есть одна из целей формирования профессиональной культуры. Для этого индивиду требуется терпение и усердие в освоении выбранной профессии и становлении себя как зрелой цельной личности с развитым духовным миром.

Анализируя проблемы профессионального образования, мы пришли к выводу, что оно уже не может в полной мере, на основе старых принципов педагогики и философии, обеспечить качество подготовки будущих экономистов, поскольку традиции, сложившиеся в системе высшего образования, говорят об отсутствии эффективного механизма профессиональной подготовки будущих экономистов, с акцентом на формирование профессиональной культуры.

Сам феномен «профессиональная культура экономиста» в педагогической науке, на наш взгляд, недостаточно разработан, так как существуют расхождения в его понимании, отсутствует научное видение процесса формирования про-

Формирование профессиональной культуры будущих экономистов в процессе получения высшего образования

фессиональной культуры будущего экономиста в вузе. Требует уточнения и коррекции понятийный аппарат профессиональной культуры экономиста, не определены ее сущность и структура, содержание, формы, методы и особенности формирования в учреждениях высшего профессионального образования, в частности, недостаточно обоснованы возможности, пути и условия формирования профессиональной культуры будущих экономистов, потенциал учреждений высшего профессионального образования.

В отечественной системе образования научно-педагогической предпосылкой приобщения молодежи к профессиональной культуре служит сложившаяся традиция экономического воспитания и образования, а также формирования экономической культуры учащихся. Уже в начальный период развития отечественной педагогической науки многие видные педагоги (А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий и др.) отмечали значимость экономического воспитания в процессе коллективного труда, приближенного к производительному труду взрослых.

Важное место в разработке данного феномена занимают работы по экономической этике, посвященные различным аспектам экономического развития, соотношению морали и экономической культуры (О. Кабачек, П. Козловский, М. Корягина, С. Логиновский, Н. Макашева, Е. Михайлова, М. Олсон, А. Рих, А. Сен, И. Ус-тиян). Экономическая подготовка учащихся рассматривалась также в процессе общественно полезного производительного труда в работах З. А. Валиева, М. Н. Ермоленко, Т. Г. Калугина, Р. И. Желбанова, А. С. Нисимчук, С. А. Репина, О. Б. Сокольской, В. Г. Соловьева, Д. П. Фридмана, С. Е. Шишова.

Теоретические аспекты экономической культуры проясняют работы по психологии, рассматривающие мотивы экономического поведения (В. Автономов, Т. Долгопятова, Н. Железнякова,

A. Земцов, В. Костюченко, Ю. Красновский, Э. Лаврик, С. Малахов, Л. Малков, В. Тамбовцев,

B. Фальцман, К. Эрроу). Несмотря на то, что большинство ученых и практиков едины во мнении, что изменились объективные требования к выпускникам образовательных учреждений - к их знаниям, умениям, компетентности, социально значимым личностным качествам как субъектов экономической деятельности, профессиональная подготовка до сих пор не заняла

достойного, соответствующего социальному запросу, места в работе высших учебных заведений.

Сегодня общество и государство должны вновь повернуться лицом к проблемам формирования профессиональной культуры учащихся, причем решать их необходимо с учетом достижений и уроков прошлого, глубоких социально-экономических перемен,

произошедших в России, и новых требований, обусловленных отходом от старых идеологических догм и постулатов, развитием процессов глобализации при сохранении поликультурности мира.

Для определения понятия «профессиональная культура экономиста» необходимо рассмотреть несколько походов к его пониманию. С точки зрения А. Крёбера и К. Клакхона, «культура состоит из внутренне содержащихся и внешне проявляемых норм, определяющих поведение ... она возникает в результате деятельности людей, включая ее воплощение в материальных средствах. Культура также предполагает наличие особой субъективной реальности, самым простым примером которой является особое мироощущение, или менталитет» [4].

Экономическая же культура представляет собой систему формальных и неформальных правил и норм поведения, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения работников, стиля руководства и т. п. в организациях различных уровней. Экономическая культура отражает, прежде всего, установившиеся в обществе определенный тип, уклад и модель хозяйственной жизни.

Современный тип профессиональной культуры характеризуется достаточно быстрыми изменениями, происходящими в процессе беспрерывной модернизации экономики. Источником формирования культурных навыков может служить институализированная система воспитания и обучения. «Процесс образования предоставляет возможность личности знакомиться с различными общественными нормами (принудительного или целесообразного характера)» [1. С. 47], что делает их приемлемыми для личности благодаря мотивации, а также формирует их восприятие в контексте долженствования (как себе, так и обществу). Без этого не обойтись ни в производственной, ни в бытовой, ни в общественно-политической сферах. Обучение же в любых его формах (даже опыт жизни в семье) позволяет

передать нормы позитивной человеческой активности для дальнейшего реального продуктивного социально значимого участия в жизни общества [1].

Обращение к высшему образованию как основному фактору формирования

профессиональной культуры, становлению самостоятельной и творческой личности специалиста, отвечающего современным требованиям развития общества, актуализирует проблему усиления воспитательного потенциала вуза и объективно предполагает реализацию важнейших, на наш взгляд, стратегических подходов: гуманистического, деятельностного и

рефлексивного.

Успешная реализация выделенных подходов возможна при условии их включения в образовательный процесс вуза, в процесс формирования профессиональной культуры будущих экономистов в виде педагогических целей, задач, содержания, форм, методов, педагогических технологий,

Опираясь на общую теорию деятельности и теорию психического развития личности [2], мы полагаем возможным рассматривать

формирование профессиональной культуры в качестве одной из ведущих в деятельности студента. Это утверждение основывается на понимании смысла профессионального образования, которое, на наш взгляд, должно обеспечить формирование личности, с опорой на ее субъектность, способной к саморазвитию, самореализации и самоуправлению в процессе обучения и дальнейшего профессионального становления. Исходя из этого, можно предположить, что социальная реальность человека имеет два измерения - предметно-вещественное и идеально-образное. То есть человек обращается не только с материально-вещественными предметами, но и с идеальными формами (умственная деятельность самого различного рода). Это обусловливает разделение культурной действительности на идеальную и предметно-вещественную, причем первая приобретает самостоятельное развитие в культуре и становится важнейшим регулятором взаимоотношений между людьми. Наличие идеально планирующей особенности деятельности позволяет говорить о моделях, образцах желаемого поведения и действиях, которые усваивает индивид в каждой культуре [3].

В соответствии с вышесказанным можно сделать предположение, что профессиональная культура экономиста - это определенная,

сложившаяся совокупность принципов, приемов, методов осуществления профессиональной деятельности ее субъектами в соответствии с профессионально-этическими нормами принудительного и целесообразного характера, действующими при осуществлении экономической деятельности.

Особым образом организованная деятельность - действия человека, опосредованные характером взаимодействий, целесообразностью, обеспечиваемой при помощи идеально-планирующей функции мышления, которое, являясь достоянием не отдельного индивида, а данной социальной группы, и может функционировать лишь в культурном окружении. Особенностью культурного способа деятельности является вынесение во вне продуктов культурного взаимодействия, то есть овеществление идеальных образов. Человек действует не только с предметно-вещественными образованиями, но и с идеальными сущностями [4].

В соответствии с этим, рассматривая формирование профессиональной культуры будущего экономиста как процесс, можно выделить два аспекта:

— внутриличностный, рефлексивный - инте-риоризацию;

- внешний, деятельностный - экстериориза-цию.

Иными словами, речь идет о необходимости внедрения в систему профессионального образования рефлексивно-деятельностного подхода к формированию профессиональной культуры, что позволяет студенту стать полноценным социальным субъектом образовательного процесса.

Рефлексивно-деятельностный подход к формированию профессиональной культуры будущего экономиста направлен на развитие внутреннего мира человека, его внутренней активности и психологических качеств, которые позволят ему стать жизнеспособным и реализовать себя как самостоятельного социального субъекта своей собственной жизни. Кроме того, этот подход обеспечивает психологическую устойчивость человека, развитие его индивидуальности за счет повыше -ния уровня активной позиции по отношению к собственному бытию и саморазвитию.

Другой аспект - экстериоризация - связан с проявлением активности субъекта во внешней социальной среде. Она будет складываться из проявления жизненных сил человека, прежде всего, в эффективном усвоении системы норм поведения в данной профессиональной среде.

Формирование профессиональной культуры будущих экономистов в процессе получения высшего образования

Сам социальный субъект (индивид или социум), его субъектные качества формируются в процессе деятельности, включая познавательную и предметно-практическую. При этом в числе приоритетных субъектных характеристик социального субъекта выступают не только активная деятельность по преобразованию окружающей среды, но и рефлексивная способность. На личностном уровне рефлексивная способность обеспечивает устойчивость в социальной среде, конкурентоспособность во всех сферах профессиональной жизнедеятельности, формирование самого себя в соответствии с определенными профессиональными целями, саморазвитие и самореализацию.

В процессе профессионального становления молодому человеку необходимо осваивать социальные роли через активное участие в различных видах социальной жизни; развивать свои задатки, формируя способности к соответствующим видам профессиональной деятельности. В связи с этим представляется актуальной разработка модели реализации рефлексивно-деятельностного подхода к формированию профессиональной культуры будущих экономистов, что позволит применить принципиально новые педагогические средства, открывающие богатейшие возможности для внедрения достижений экономики и научно-технического прогресса в процесс формирования профессиональной культуры.

Модель реализации рефлексивно-деятельностного подхода к формированию профессиональной культуры - это многомерное про-

странство, в котором действует учащийся как субъект профессиональной деятельности и которое отражает всю совокупность методов работы и условий этой деятельности. Модель включает

а) профессионально-культурную среду (поля профессиональной деятельности);

б) соответствующие сферы профессиональной деятельности, где формируются и реализуются основные составляющие образа жизни различных субъектов (нормы, ценности, мотивы и цели деятельности, человеческий потенциал и др.).

Таким образом, реализация рефлексивно-деятельностного подхода к формированию профессиональной культуры в системе высшего профессионального образования позволит поднять на более высокий уровень качество подготовки специалистов, ответственных за свое обучение и личностное саморазвитие.

Библиографический список

1. Богданов, А. А. Вопросы социализма: Работы разных лет [Текст] / А. А. Богданов. - М.: Политическая литература, 1990. - 479 с.

2. Кон, И. С. В поисках себя: личность и самосознание [Текст] / И. С. Кон. - 2 изд. доп. - М.: Политиздат, 1984. - 335 с.

3. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. - 232 с.

4. Орлова, Э. А. Введение в социальную и культурную антропологию [Текст] : учебное пособие для вузов / Э. А. Орлова. - М., 1994. - 245 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.