Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ КЛАССИЧЕСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (на материале иностранного языка)'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ КЛАССИЧЕСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (на материале иностранного языка) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
838
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательное пространство / профессиональная культура / система / механизм / педагогические условия / этапы / учебная программа. / educational zone / professional culture / systems / mechanism / pedagogical conditions / stages / educational program

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н А. Егорова

В статье раскрыты сущностные характеристики образовательного пространства классического вуза как средства формирования профессиональной культуры будущего специалиста. Профессиональная культура отражает достигнутый в трудовой деятельности уровень мастерства и означает способность к принятию решений и их оценки. Основу механизма формирования способности будущего специалиста к принятию решений в процессе изучения иностранного языка составляет использование аутентичного кинотекста и креолизованного текста. Экспериментально подтверждена эффективность проектирования образовательного пространства в целях формирования профессиональной культуры будущего специалиста в контексте иноязычного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE POTENTIAL SPECIALIST’S PROFESSIONAL CULTURE IN THE EDUCATIONAL ZONE OF THE CLASSICAL ESTABLISHMENT OF HIGHER EDUCATION (on the material of foreign languages)

The article discloses essential characteristics of the classical university educational zone as a means of forming professional culture of potential specialists. Professional culture is regarded as the advance in the labor market and the level of skills that manifest the ability to make decisions and assess them. The basis for the mechanism of forming potential specialist’s ability to make decisions while studying a foreign language lies in the use of an authentic and cinematic creolized text. We have confirmed experimentally the effectiveness of educational zone design that forms professional culture of potential specialists in the context of foreign language education.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ КЛАССИЧЕСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (на материале иностранного языка)»

ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ

65

УДК 372.016:811*40

Н. А. Егорова

Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры профессиональной иноязычной подготовки,

БарГУ, г. Барановичи, Республика Беларусь

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ КЛАССИЧЕСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(на материале иностранного языка)

В статье раскрыты сущностные характеристики образовательного пространства классического вуза как средства формирования профессиональной культуры будущего специалиста. Профессиональная культура отражает достигнутый в трудовой деятельности уровень мастерства и означает способность к принятию решений и их оценки. Основу механизма формирования способности будущего специалиста к принятию решений в процессе изучения иностранного языка составляет использование аутентичного кинотекста и креолизованного текста. Экспериментально подтверждена эффективность проектирования образовательного пространства в целях формирования профессиональной культуры будущего специалиста в контексте иноязычного образования.

Ключевые слова: образовательное пространство, профессиональная культура, система, механизм, педагогические условия, этапы, учебная программа.

Введение

Образовательное пространство как сфера общественной деятельности, где осуществляется целенаправленное социокультурное воспроизводство человека, обеспечивает формирование профессиональной культуры и развитие личности будущего специалиста. В качестве организационной структуры, обеспечивающей решение этих задач в рамках определенной территории, выступает образовательная система, построенная на принципах единой образовательной политики и деятельности. Образовательная политика и деятельность, образовательная система тесно взаимосвязаны с понятием «культура», что обусловлено тем фактом, что уровнем развития профессиональной культуры специалиста определяются любые успехи как в сфере конкретной деятельности, так и в развитии общества в целом. Повышение профессионализма специалиста, а именно формирование и развитие его профессиональной культуры, признается важнейшим приоритетом государственной образовательной политики.

Следует подчеркнуть, что период обучения в вузе - один из самых ответственных в становлении личности профессионала. Это время, когда формируются основные ценностные установки, жизненная позиция, отношение к окружающей действительности в целом и к своей профессии, в частности. Поэтому необходимо, чтобы именно в этот период профессиональное образование по своему содержанию стало практическим человековедением, своего рода педагогической антропологией. Ценности и нормы культуры, искусство, нравственность, все достижения духовной сферы жизни должны быть обращены к человеческой личности, проникать во все структуры целостного педагогического процесса, обеспечивать его ориентацию на гуманитарно-личностное развитие будущих специалистов. Результатом работы вуза должна стать полная подготовка студентов к профессиональной деятельности в условиях изменившегося социального заказа, владеющих средствами познания себя и окружающего мира, способных к полноценной профессиональной и личностной самореализации. Все это составляет профессиональную культуру специалиста.

Понятие «профессиональная культура» получило широкое распространение в отечественной науке в 80-х гг. ХХ столетия, что было связано с разработкой культурологического подхода, с позиций которого рассматривались многие процессы и явления. Термин «профес -сиональная культура» означает, что культура рассматривается в отношении специфического

© Егорова Н. А., 2015

66

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

качества деятельности специалиста и раскрывает предметное содержание культуры, определяемое спецификой профессии, профессиональной деятельности и профессионального сообщества.

Профессиональная культура как интегративное понятие отражает достигнутый в трудовой деятельности уровень мастерства и означает творчески-созидательное отношение к труду, способность к принятию решений и их оценке одновременно с двух позиций - конкретнотехнологической и социокультурной. Профессиональная культура формируется на основе конструктивного объединения профессиональной и социальной компетентности [1].

Профессиональная культура как совокупность норм, правил и моделей поведения людей относительно замкнутая система, связанная со спецификой деятельности людей в современных условиях труда. Б. С. Ерасов в «Социальной культурологии» отмечает, что в профессиональной культуре, как в любой другой отрасли культуры, действуют два начала - консервативное, обращённое к прошлому и поддерживающее с ним преемственную связь, и творческое, обращённое к будущему и созидающее новые ценности.

Профессиональная культура будущего специалиста включает совокупность специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с профессиональной деятельностью. Она формируется под влиянием внутренних и внешних факторов. К внешним факторам относятся: государственная политика, специфика социально-профессиональных отношений, аспекты социальной стратификации общества. Внутренние факторы включают социокультурное пространство профессии, создающее определенные ограничения или возможности; специфику отношений со смежными узконаправленными специальностями; аспекты информационно-коммуникативной деятельности профессионалов; индивидуальный профессиональный опыт [2]. На формирование профессиональной культуры специалиста также влияют как особенности самой профессии, так и объективные факторы: общемировые тенденции в образовании, состояние системы образования и качество образовательных услуг, культура образовательного учреждения, престижность профессии в обществе; субъективные факторы: общая культура, мотивация личности к получению образования, предрасположенность к трудовой деятельности [3]—[5].

Цель данной работы — раскрыть сущностные характеристики образовательного пространства классического вуза как средства формирования профессиональной культуры будущего специалиста в процессе изучения иностранного языка.

Результаты исследования и их обсуждение

Формирование профессиональной культуры будущего специалиста в процессе изучения иностранного языка носит инновационный характер, вызванный необходимостью изменения содержания и организации профессиональной подготовки и направленный на совершенствование структуры образовательных систем и их функций в классическом вузе. Инновационная деятельность предполагает проектирование образовательных систем на любом иерархическом уровне. Проектирование деятельности по формированию профессиональной культуры будущего специалиста означает определение методологических оснований, раскрытие механизма, этапов и способов управления развитием образовательного пространства.

Процесс образования — это процесс последовательного изменения отношений между субъектами образовательного пространства. Поэтому предметом проектной деятельности являются отношения, их изменение, развитие, эволюция. В качестве методологического основания проектной деятельности по формированию профессиональной культуры будущего специалиста нами выбрана эволюционно-синергетическая парадигма. Синергетика дает универсальные модели развития сложных систем, какими и являются образовательные системы. Изменение структуры образовательного пространства, а значит, изменение структуры отношений между его субъектами носит характер эволюции и, в соответствии с синергетикой, является процессом нелинейным. Универсальные модели синергетики позволяют понимать, что происходит в реальных системах, определить этап, на котором находится система в данный момент времени.

С расширением социальных функций будущего специалиста, связанных с необходимостью взаимодействовать в микро - и макросоциуме, как система могут рассматриваться студенты. А. И. Жук [4] отмечает, что данная система достигает своей максимальной эффективности, если обеспечивается согласование деятельности ее участников. Рассмотрение группы студентов как системы также видится правомерным ввиду концептуальных оснований профессиональной культуры и культуры в целом: культура проявляется в способности функционировать в профессиональном сообществе. Так, успешность решения профессиональных

ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ

67

проблем, задач и ситуаций определяется рефлексивно-позиционным контуром отдельного студента и группы (способностью давать фактам и явлениям объективную оценку и на основе ее предъявлять конкретные способы реализации своей ценности в системе отношений между субъектами профессиональной деятельности).

Нами были выделены характеристики, выступающие критериями рефлексивно -позиционного контура группы в целом и позволяющие рассматривать ее как систему. Они включают: 1) принятие и понимание целей, задач деятельности; 2) соподчинение и связи между студентами, специализирующимися на определенном предмете деятельности и несущими ответственность за реализацию определенного перечня задач; 3) согласованность действий; 4) самостоятельность, автономность каждого участника; 5) наличие «банка идей»; 6) общность ценностных установок, взаимное полагание собственных ресурсов и совместное пользование «общественными ресурсами»; 7) наличие результата, продукта совместной деятельности [5].

Основу механизма формирования профессиональной культуры будущего специалиста в процессе изучения иностранного языка составляет использование аутентичного кинотекста и креолизованного текста, выполняющих познавательную, воспитательную, эмоциональную, эстетическую, терапевтическую, компенсаторную, рекреативную, катарсическую функции; модель, которая содержит принципы (научности, гуманизации, междисциплинарности, интегративности, контекстного обучения, обратной связи, визуализации и др.), этапы (пропедевтический и основной: вводно-ознакомительный, содержательно-погружающий,

проблемно-деятельностный, оценочно-результативный, вариативно-творческий), методы (проблемного обучения и визуальный) и средства (профессиональные ситуации и система упражнений), педагогические условия (общие и частные).

Аутентичный кинотекст представляет собой фрагмент иноязычного кинофильма или неспециального учебного фильма, содержащего различные типы и виды ситуации, обеспечивающего вхождение будущего специалиста в конструируемую квазипрофессиональную реальность. Креолизованный текст есть сложное текстовое образование, единство вербальных и иконических (изобразительных) элементов которого образует визуальное, структурно-смысловое и функциональное целое, направленное на комплексное прагматическое воздействие на адресата в целях формирования у него профессиональной культуры. Креолизованные тексты включают газетно-публицистические и научно-технические тексты, тексты-инструкции, иллюстрированные художественные тексты, тексты-рекламы, -афиши, -комиксы, -плакаты, -листовки и др. Применительно к письменной коммуникации к креолизованным текстам относятся тексты, доминанту поля паралингвистических средств которых образуют иконические средства, а именно изображения и логические иконические знаки.

Проектирование развития образовательного пространства на основе синергетики требует раскрытия педагогических условий формирования профессиональной культуры будущего специалиста в процессе изучения иностранного языка как необходимых предпосылок для формирования механизмов развития системы. Нами были выделены общие и частные педагогические условия как фактор повышения эффективности формирования готовности будущих специалистов к решению профессиональных ситуаций.

Основу общих условий составляют: 1) готовность преподавателя к организации процесса формирования профессиональной культуры будущего специалиста в процессе изучения иностранного языка; 2) учебно-методическая организация и диагностическое сопровождение процесса формирования способности студентов эффективно решать профессиональные ситуации.

Готовность преподавателя к формированию профессиональной культуры включает «знаниевый» и «способностный» компоненты.

В основе «знаниевого» компонента лежат представления о профессиональной культуре как факторе развития личности студента, системе, включающей совокупность взаимосвязанных компонентов, процессе, результате формирования профессиональной культуры, его составляющих и условиях организации; освоение преподавателем основных психологопедагогических положений теории, методологии и методики формирования профессиональной культуры будущего специалиста в процессе изучения иностранного языка.

«Способностный» компонент выступает как результат освоения способов деятельности, направленной на формирование профессиональной культуры будущего специалиста в процессе изучения иностранного языка. Данный компонент включает: а) способы отношений к процессу формирования профессиональной культуры (осознание необходимости, значимости

68

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

профессиональной культуры; положительное отношение к формированию данного процесса, проявляющееся в личностных качествах учителя: энтузиазм, творчество, инициативность, терпеливость, гуманизм и др., установка на необходимость формирования профессиональной культуры); б) способы организации и реорганизации деятельности (владение методами, приемами организации процесса формирования профессиональной культуры будущего специалиста; способность преподавателя к самоанализу и самооценке собственной деятельности; умение быть фасилитатором, т. е. стимулировать творческое решение студентами профессиональных ситуаций, позволять студенту становиться субъектом учебной деятельности и иметь возможность позиционировать). Целостность «знаниевого» и «способностного» компонентов образует устойчивое интегративное качество - готовность преподавателя к формированию профессиональной культуры будущего специалиста посредством аутентичного кинотекста и креолизованного текста, - которое определяет его потенциальные возможности в организации процесса формирования способности решать профессиональные ситуации в образовательном пространстве вуза.

Проектная деятельность по формированию профессиональной культуры будущего специалиста включает этапы развития системы в соответствии с универсальными моделями развития сложных систем.

Первый этап (диагностическое обеспечение процесса формирования профессиональной культуры будущего специалиста) предусматривает: 1) изучение опыта работы преподавателей по формированию различных видов культуры в образовательном процессе вуза; 2) создание модели формирования профессиональной культуры будущего специалиста посредством аутентичного кинотекста и креолизованного текста; 3) разработку методики использования аутентичного кинотекста и креолизованного текста; 4) разработку критериев и показателей сформированности профессиональной культуры будущего специалиста в процессе изучения иностранного языка; 5) создание учебно-методического комплекса для организации учебного процесса, направленного на формирование способности студентов решать профессиональные ситуации; 6) диагностику исходного уровня сформированности профессиональной культуры студентов.

Задачей второго этапа (формирующего), который состоит из пропедевтического и основного, является формирование у студентов умения творчески решать профессиональные ситуации.

На пропедевтическом этапе обеспечивается актуализация формирования профессиональной культуры будущего специалиста, что предусматривает разработку содержания данного процесса и формирование у студентов положительной мотивации к профессиональной деятельности. Пропедевтический этап осуществляется на 1 -ом и 2-ом годах обучения будущих специалистов в вузе в аудиторной (дисциплины «Введение в специальность», «Философия», «Иностранный язык» и др.) и во внеаудиторной деятельности (воспитательные мероприятия, информационные часы). На пропедевтическом этапе студенты получают представления о генезисе проблемы формирования профессиональной культуры в истории, современном опыте формирования разных видов культуры в процессе подготовки специалистов, существующих подходах рассмотрения профессиональной культуры.

Задачей основного этапа является формирование опыта решения профессиональных задач, ситуаций на основе системности и последовательности обучения студентов процессуальной стороне решения проблем. Нами были разработаны учебные программы по дисциплинам «Иностранный язык», «Профессиональная культура», «Методическая грамотность», которые как структурные и функциональные единицы образовательного пространства призваны обеспечить решение поставленной задачи. Содержание программ представляет собой изучение студентами на 3-4 годах обучения в вузе дидактических модулей, обеспечивающих интеграцию различных видов профессиональных знаний.

Основной этап включает подэтапы: вводно-ознакомительный, содержательно-

погружающий, проблемно-деятельностный, оценочно-результативный, вариативно-творческий.

Цель вводно-ознакомительного этапа заключается в подготовке студентов к восприятию профессиональной ситуации. Реализация содержательно-погружающего подэтапа способствует совершенствованию теоретической готовности студентов; обеспечению условий для максимального понимания содержания аутентичного кинотекста или креолизованного текста, формированию лексических и речевых умений; организации целенаправленного восприятия текста; ознакомлению с ситуацией, проверке общего понимания профессиональной ситуации. Организация проблемно-деятельностного подэтапа направлена на формирование умений

ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ

69

студентов решать профессиональную ситуацию. Рассматриваемый подэтап включает управляемое решение проблем частного и конкретного характера, самостоятельное решение проблемы общего характера, импровизацию (решение модифицированной ситуации в групповом формате -«профессиональном сообществе»). Целью оценочно-результативного подэтапа является формирование у будущих специалистов умений самоанализа, оценки и самооценки, самопознания, контроля и самоконтроля действий по решению профессиональной ситуации в целом. Организация вариативно-творческого подэтапа связана с необходимостью активизации знаний, умений студентов, приобретенных на занятии, в письменных видах деятельности; развития умения излагать мысли по проблеме на иностранном языке [6].

Активное взаимодействие субъектов образовательного пространства на основном этапе приводит к формированию «среды совместной деятельности», ее «отчуждению» от них, превращению ее в субъект образовательного пространства [7]. При этом происходит формирование и оформление ее собственных целей как системообразующего фактора. Признаками реализации принципов синергетики в развитии структуры образовательного пространства являются сильно выраженная его структурная и функциональная вариативность и наличие активного взаимодействия между субъектами образовательного пространства. Такое развитие приводит к появлению в системе нового качества.

Количественная и качественная оценка нового качества, а именно способности решать профессиональные ситуации, происходит на третьем этапе. Третий этап (контрольный) предусматривает мониторинг эффективности модели формирования профессиональной культуры будущих специалистов в процессе изучения иностранного языка.

Результаты начальной и итоговой диагностики способности решать профессиональную ситуацию позволили выявить, что студенты экспериментальной группы имеют положительные значимые различия в уровне сформированности всех компонентов профессиональной культуры (таблица) по сравнению с обучающимися контрольной группы, показатели сформированности компонентов профессиональной культуры которых ниже, а также имеют незначимую отрицательную и положительную динамику.

Таблица - Динамика уровня сформированности компонентов профессиональной культуры студентов экспериментальной группы (критерий Вилкоксона)

Компоненты профессиональной культуры Z P Тип динамики

Мотивационно -целевой 11,877 0,000 B

Содержательно -информационный 11,665 0,000 B

Операционально -деятельностный 7,779 0,000 B

Управленческо-волевой 0,613 0,000 B

Оценочно-рефлексивный 11,053 0,000 B

Примечание: B - положительная динамика

Показатель среднего значения позиционно-рефлексивного контура экспериментальной группы позволил обнаружить значимую положительную динамику в уровне исполнения импровизации и составил 4,12. Студенты проявили согласованность действий, соподчинение; минимальное количество предъявленных позиций равно 9, максимальное - 21 (банк группы, состоящей из 10 человек).

Выводы

Успешное формирование профессиональной культуры будущего специалиста в образовательном пространстве классического вуза возможно при условии обоснования и раскрытия методологических оснований, разработки и реализации механизма развития системы. В контексте иноязычной подготовки в качестве системы выступают студенты. Основу механизма формирования профессиональной культуры будущего специалиста составляет модель, которая включает этапы (пропедевтический и основной), методы (проблемного обучения и визуальный) и средства (аутентичный кинотекст и креолизованный текст, профессиональные ситуации и система упражнений), педагогические условия (общие и частные). Содержание деятельности по обучению будущих специалистов эффективно решать профессиональные ситуации детерминируется

70

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

учебными программами по дисциплинам «Иностранный язык», «Профессиональная культура», «Методическая грамотность», выступающими универсальными единицами образовательного пространства, способствующими эффективному формированию профессиональной культуры будущего специалиста в процессе изучения иностранного языка.

СПИСОК ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Егорова, Н. А. Культура и основы профессиональной культуры = Culture and the Basics of Professional Culture: курс лекций по дисциплине «Профессиональная культура» / Н. А. Егорова. -Барановичи : РИО БарГУ, 2011. - 107 с.

2. Ашвин, С. Влияние советского гендерного порядка на современное поведение в сфере занятости / C. Ашвин // Социологические исследования. - 2000. - № 11. - С. 68.

3. Виноградов, В. Подготовка специалиста как человека культуры / В. Виноградов, А. Синюк // Высшее образование в России. - 2000. - № 2. - С. 41.

4. Жук, А. И. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов: учеб.-метод. пособие / А. И. Жук, Н. Н. Кошель. - 2-е изд. - Минск : Аверсэв, 2004. - 336 с.

5. Егорова, Н. А. Профессиональная культура учителя иностранного языка: решение

педагогических ситуаций : сб. материалов для аудиторной и самостоятельной работы студентов вузов по дисциплине «Методическая грамотность» / Н. А. Егорова. - Барановичи : РИО БарГУ, 2009. - 206 с.

6. Linsey, R. Cultural Proficiency: A Manual for School Leaders / R. Linsey, N. Robbins, R. Terrel. -Thousand Oaks, cA : Corwin Press, 1999. - 238 p.

7. Егорова, Н. А. Формирование методической грамотности будущего преподавателя иностранного языка посредством аутентичного кинотекста : монография / Н. А. Егорова. - Барановичи : БарГУ, 2012. - 352 с.

Поступила в редакцию 27.01.15 E-mail: [email protected]

N. A. Egorova

FORMATION OF THE POTENTIAL SPECIALIST’S PROFESSIONAL CULTURE IN THE EDUCATIONAL ZONE OF THE CLASSICAL ESTABLISHMENT OF HIGHER EDUCATION

(on the material of foreign languages)

The article discloses essential characteristics of the classical university educational zone as a means of forming professional culture of potential specialists. Professional culture is regarded as the advance in the labor market and the level of skills that manifest the ability to make decisions and assess them. The basis for the mechanism of forming potential specialist’s ability to make decisions while studying a foreign language lies in the use of an authentic and cinematic creolized text. We have confirmed experimentally the effectiveness of educational zone design that forms professional culture of potential specialists in the context of foreign language education.

Key words: educational zone, professional culture, systems, mechanism, pedagogical conditions, stages, educational program.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.