УДК 378.016
ББК 74.584(2)738.1 А.В. Багдуева
Формирование профессиональной готовности будущих специалистов с использованием мультимедиа-инноваций
В статье подчеркнута актуальность изучения и использования мультимедиа-инноваций в процессе формирования профессиональной готовности будущих специалистов. Рассмотрены критерии определения уровня профессиональной готовности будущих специалистов, формируемой у студентов вследствие использования мультимедийных технологий в процессе обучения.
Ключевые слова: мультимедиа-инновации, информационные технологии, информатизация образования, профессиональная готовность специалистов
A. V. Bagdueva
Forming of professional readiness of future specialists with use of multimedian innovations
In the article the urgency of studying and use of multimedian innovations in the process of forming of professional readiness of the future experts is underlined. Criteria of definition of the level of professional readiness of future specialists formed owing to the use of multimedia technologies in the course of training are considered.
Key words: multimedian innovations, information technology, education information, professional readiness of experts.
Финансовый мировой кризис 2008-2009 гг. стал вызовом для всего человечества и сработал как «решето» в профессиональной деятельности людей, произведя радикальную социокультурную трансформацию.
«В условиях цивилизационного сдвига, когда возникает пограничная ситуация, когда бытие стучит в быт, единственным выходом может стать прорыв из повседневности в вечность - в мир высших ценностей и смыслов» [1, 4]. Актуальность данного высказывания позволяет говорить и об изменениях в высшем образовании, которое объективно задается потребностями развивающегося социума в условиях кризиса. В образовательном пространстве, которое является компонентом пространства социального, особо остро выявилась проблема самоидентификации и профессиональной компетентности специалиста, требуя от него формирования «нового» качества и профессиональной готовности. Сознание личности в этом контексте позволяет произвести переоценку ценностного мира человека, а также системы образования и воспитания.
Понимание непрерывности образования, приобретение специализированной профессиональной образованности сводится к интегрированию профессионального знания и предполагает новые информационные и технологические подходы. Возрастающие информационно-коммуникационные технологии выступают как «всезахватывающая» доминанта во всех цивилизационных процессах. Главным направлением деятельности всех субъектов образовательного пространства, в эпоху инноваций и технологических перестроек, является не узкая специализация, а профессионализм специалистов. Современное информационное общество заинтересовано в подготовке компетентных, профессионально мобильных специалистов, способных в короткое время овладевать новыми знаниями, умениями и навыками, быстро адаптировать свою профессиональную деятельность в соответствии с изменением содержания труда. Формирование этих качеств требует личностно- и компьютерноориентированных подходов. В настоящее время ведутся активные поиски способов интенсификации и модернизации системы формирования профессиональной готовности специалистов с использованием различных инноваций и информационных технологий.
Проблема формирования профессиональной готовности будущего специалиста многоаспектна и связана с необходимостью разрешения основных противоречий:
- между необходимостью совершенствования подготовки специалиста в условиях информатизации образования и недостаточной разработанностью методического обеспечения этой подготовки;
- между сложившейся системой профессиональной подготовки будущего специалиста в системе высшего образования и возросшими требованиями к уровню его подготовленности, а также недостаточным использованием возможностей информационных технологий для выполнения этих требований;
- между необходимостью обеспечения конкурентоспособности будущих специалистов и низким уровнем их компьютерной компетентности.
Современные информационные технологии обеспечения разных видов образовательной деятельности основаны на комплексном использовании различных типов информационных процессов в рамках единого технического комплекса на базе компьютерной техники. Возросшая производительность персональных компьютеров позволила достаточно широко применять технологии мультиме-
А.В. Багдуева. Формирование профессиональной готовности будущих специалистов с использованием
мультимедиа-инноваций
диа, системы виртуальной реальности. Современное обучение уже невозможно представить без технологии мультимедиа, которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяет рамки применения компьютера в учебном процессе.
Неудивительно, что именно на развитие мультимедийных технологий делают ставку в своем развитии крупнейшие российские вузы, независимо от сферы деятельности, будь то технологический вуз, сельскохозяйственный вуз или педагогический вуз. Между тем даже самые современные средства обучения, будучи призванными максимально упростить и оптимизировать многие процессы, сами требуют поддержки со стороны человека. Речь идет о подготовке квалифицированных будущих специалистах в области мультимедиа.
Мультимедиа является исключительно полезной и плодотворной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости и интеграции различных типов учебной информации, а также возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся и способствовать повышению их мотивации.
Предоставление интерактивности является одним из наиболее значимых преимуществ цифровых мультимедиа по сравнению с другими средствами представления информации. Интерактивность подразумевает процесс подачи информации в ответ на запросы пользователя. Интерактивность позволяет, в определенных пределах, управлять информацией: ученики могут индивидуально менять настройки, изучать результаты, а также отвечать на запросы программы о конкретных предпочтениях пользователя.
Применение средств мультимедиа в обучении позволяет:
- решить задачи гуманизации образования;
- повысить эффективность учебного процесса;
- развить личностные качества обучаемых (обученность, обучаемость, способность к самообразованию, самовоспитанию, самообучению, саморазвитию, творческие способности, умение применять полученные знания на практике, познавательный интерес, отношение к труду);
- развить коммуникативные и социальные способности обучаемых;
- существенно расширить возможности индивидуализации и дифференциации открытого и дистанционного обучения за счет предоставления каждому обучаемому персонального педагога, роль которого выполняет компьютер;
- определить обучаемого в качестве активного субъекта познания, признать его самоценность;
- учесть субъективный опыт обучаемого, его индивидуальные особенности;
- осуществить самостоятельную учебную деятельность, в ходе которой обучаемый самообуча-ется и саморазвивается;
- привить обучаемому навыки работы с современными технологиями, что способствует его адаптации к быстро изменяющимся социальным условиям для успешной реализации своих профессиональных задач.
Сущность профессиональной готовности в современных условиях информатизации образования заключается в овладении методами решения квазипрофессиональных задач с помощью мультимедийных технологий и интеллектуальных обучающих систем. Мы разработали критерии определения уровня профессиональной готовности будущих специалистов, формируемой у студентов вследствие использования мультимедийных технологий в процессе обучения, которые находят свое отражение в совокупности сформированных знаний, умений и навыков. Значимость любой деятельности определяется ее результатами, для оценки которой необходимо выявить показатели. Показатель - это то, по чему можно судить о развитии и ходе чего-нибудь. В нашем исследовании показателями уровня профессиональной готовности специалиста выступили:
Таблица 1
Критерии Показатели
Знание, умение использовать гипертекстовые, мультимедийные технологии и интеллектуальные обучающие системы для решения профессиональных типовых и нетиповых задач профессиональные знания; умение обрабатывать информацию; конструктивное, алгоритмическое мышление.
Т очность и быстрота принятия решений в конкретной квазипрофессиональной ситуации с использованием гипертекстовых, мультимедийных технологий и интеллектуальных обучающих систем точность принятия решений; быстрота принятия решений; рациональное принятие решений.
Готовность к оперативной смене направленности и мотивации профессиональной деятельности в зависимости от изменений квазипрофессиональной ситуации мотивация к использованию гипертекстовых, мультимедийных технологий и интеллектуальных обучающих систем;
гибкость готовности к использованию гипертекстовых, мультимедийных технологий и интеллектуальных обучающих систем;
мобильность в использовании информационных технологий.
Технология формирования профессиональной готовности будущих специалистов в процессе внедрения мультимедийной технологии открывает совершенно иные возможности в системе обучения, показывает необходимость перемены в сознании специалиста, изменения мировоззренческих взглядов, интеграцию общеобразовательных и профессиональных составляющих.
Литература
1. Балханов В. А. Социальный характер личности начала XXI века и математическое образование // Философские и педагогические проблемы математического образования: материалы межрегион. науч. конф. (25-28 июня 2003 г., г. Улан-Удэ). Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2003. С. 3-12.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. М.: Академия,
1999.
Literature
1. Balkhanov V.A. Social character of personality of the beginning of XXI century and mathematical education // Filosophical and pedagogical problems of mathematical education: materials of inter-regional scientific conference (25-28 June 2003, Ulan-Ude). Ulan-Ude: BGU publishing department , 2003. P. 3-12.
2. New pedagogical and an informational technologies in system of education / ed. by E.S. Polat. М., 1999.
Багдуева Ангелина Васильевна, канд. пед. наук, доцент, Бурятский государственный университет.
Bagdueva Angelina Vasilievna, cand. of pedagogical sci., Buryat State University.
670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, e-mail: lina [email protected]
УДК 37.015.3
ББК 74.200.44 Я.А. Барлукова
Система педагогической поддержки становления любовно-творческой личности школьника
В статье рассматривается система педагогической поддержки становления любовно-творческой личности школьника как педагогическая деятельность, направленная на привлечение личностного потенциала учащегося к преодолению препятствий на пути к «идеальному Я».
Ключевые слова: педагогическая поддержка, любовно-творческий тип личности, агрессивно-
потребительский тип личности.
Ya. A. Barlukova
System of pedagogical support of forming of love-creative personality of pupil
The article deals with the system of pedagogical support of forming of love-creative personality of pupil as pedagogical activity directed to attraction of personal potential of schoolchildren to overcoming of difficulties on the way to «ideal I».
Key words: pedagogical support, love-creative type of personality, aggressive-consumer type of personality.
Содержанием педагогической поддержки развития любовно-творческой личности является привлечение личностного потенциала учащегося в преодолении препятствий на пути к «идеальному Я», в освоении опыта быть любовно-творческой личностью. Эти препятствия разделяются на субъективные и объективные.
I. Педагогическая поддержка преодоления субъективных препятствий.
1. Развитие любовно-творческой ориентации.
Отсутствие ориентации объясняется недостаточностью первичной информации. Эту информацию необходимо преподносить не по схеме «передал - принял - воспроизвел», а как текст для поиска смысла, который заложен в учебном материале и который открывает для себя ученик.
В курсе «Человек и природа: коэволюция и гармония» мы ориентируем материал и его представление на развитие любовно-творческого отношения к природе. Несомненно, у учащихся наблюдается недостаточность знаний.
Для проявления эмоционального отношения к природе, потребностей в реализации эмоциональноэстетического потенциала, осознанного принятия ценностей природы применяется антитезное изложение учебного материала, демонстрация позитивных и негативных последствий изучаемых явлений.