Научная статья на тему 'Формирование профессиональной готовности будущего учителя изобразительного искусства: противоречия, задачи, возможности'

Формирование профессиональной готовности будущего учителя изобразительного искусства: противоречия, задачи, возможности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
300
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИСКУССТВО В ШКОЛЕ / БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МУЗЕЙ / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кравченко А. П.

В статье дается анализ проблемы формирования профессиональной готовности будущего учителя изобразительного искусства. Автором приводятся противоречия, которые объективно мешают организации процесса подготовки учителя изоискусства к культурно-просветительскому виду профессиональной деятельности, и предлагается эффективное средство для формирования исследуемого феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кравченко А. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной готовности будущего учителя изобразительного искусства: противоречия, задачи, возможности»

УДК 378.14.014.13

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА: ПРОТИВОРЕЧИЯ, ЗАДАЧИ, ВОЗМОЖНОСТИ

© 2017 А. П. Кравченко

аспирант кафедры художественного образования и истории искусств e-mail: al.pal.121@yandex.ru

Курский государственный университет

В статье дается анализ проблемы формирования профессиональной готовности будущего учителя изобразительного искусства. Автором приводятся противоречия, которые объективно мешают организации процесса подготовки учителя изоискусства к культурно-просветительскому виду профессиональной деятельности, и предлагается эффективное средство для формирования исследуемого феномена.

Ключевые слова: педагогическое образование, художественное образование, искусство в школе, бакалавриат, магистратура, культурно-просветительская деятельность, музей, музейная педагогика, сетевое взаимодействие.

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» основной стратегической целью политики Российской Федерации в области образования становится «повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина» [Концепция... 2008].

Качество образования на всех его этапах определяется в основном профессиональной компетентностью педагога, именно поэтому формирование компетентного специалиста в области образования становится одной из ключевых проблем отечественного образовательного пространства.

Несмотря на существующие противоречия в современной отечественной системе образования, она имеет достаточно мощный потенциал для формирования личности педагога-профессионала.

В том же документе одной из важнейших задач обозначено обеспечение компетентностного подхода в формировании личности учителя, что характеризуется взаимосвязью полученных в процессе обучения академических знаний и практических умений. Однако при решении этой задачи мы сталкиваемся с целым рядом проблем. Перечислим наиболее значимые из них.

Во-первых, у будущих педагогов возрастает потребность в соответствии содержания образования требованиям, которые будут предъявляться к нему уже непосредственно в процессе его профессиональной деятельности. К сожалению, далеко не всегда это условие удовлетворяется в процессе обучения в вузе. Это объясняется отчасти тем, что отсутствует конкретный образовательный вектор, - ФГОС по направлению подготовки Педагогическое образование (бакалавриат и магистратура) все больше становится похожим на усредненный свод правил, где профессиональные компетенции учителей-предметников нивелируются размытыми трактовками.

Во-вторых, фундаментальная теоретическая база, которую получает выпускник вуза, к сожалению, не всегда подкрепляется в достаточной степени развитыми для профессиональной образовательной деятельности практическими умениями и

навыками (на что, к примеру, в большей степени ориентируются СПО в процессе подготовки педагога) [Шабанова О.П., Шабанова М.Н. 2015]. Возможность практиковаться в своей профессиональной деятельности у студента вуза весьма ограничена - педагогическая (производственная) практика не позволяет полноценно погрузиться в профессию и применить на практике все свои компетенции, включиться во все виды профессиональной деятельности, предусмотренные стандартом. У студента-магистра спектр практик заметно шире (научно-исследовательская, художественно-творческая, научно-педагогическая, НИРС), однако даже они не могут задействовать студента во всех видах деятельности в полной мере.

В связи с указанными проблемами вуз сегодня должен искать возможности для включения студентов, будущих педагогов, непосредственно в те виды профессиональной деятельности, которые требует стандарт как регламентирующий документ и школа как работодатель. Учитель уже с первого дня работы должен максимально включиться в образовательный процесс, обогатить его собственными умениями, быть мотивированным на образовательную деятельность и т. д.

Эти проблемы в полной мере касаются подготовки будущего учителя изобразительного искусства. К сожалению, времени, которое отводится образовательными программами на освоение предметной области «Искусство» в школе, не хватает не только для раскрытия всего потенциала изобразительного искусства в формировании личности ученика, но и для изучения основ изобразительной грамоты, истории художественной культуры, отдельных эпох, художников и т.д. Поэтому педагог из соображений своего профессионального долга должен все свои усилия направлять на то, чтобы предложить материал детям максимально полно, предоставить детям возможность не только экспериментировать с различными материалами и техниками, но и самостоятельно исследовать изобразительное искусство - его теорию и историю. Таким образом, учитель изоискусства должен оптимизировать образовательный процесс с целью повышения его эффективности.

Когда мы говорим о молодом учителе изобразительного искусства, мы должны понимать, что содержание вузовского образования не всегда раскрывает перед ним всю сферу его профессиональных компетенций; как следствие, педагог не готов к некоторым видам профессиональной деятельности, что создает достаточно серьезные трудности в работе. В качестве примера такого вида профессиональной деятельности, не имеющего полноценного выхода в рамках вузовских практик, мы приводим культурно-просветительскую деятельность, которая является одной из важнейших для учителя предметной области «Искусство» в школе.

Вопреки сложившемуся стереотипу, культурно-просветительская деятельность не ограничивается работой с классом; она распространяется также на родителей, учительский коллектив и т.д. [Приказ 2016]. Процесс же подготовки будущего учителя изобразительного искусства к культурно-просветительской работе в вузе ограничивается лишь учениками. В то же время школа старается инициировать диалог с родителями для того, чтобы они четко осознавали свою роль в процессе обучения и воспитания своих детей, поэтому культурно-просветительская деятельность педагога, направленная на родителей, - это еще один путь привлечь их к взаимодействию со школой, обозначить и решать вместе достаточно сложные проблемы формирования личности ребенка.

Культурно-просветительская деятельность в работе с другими педагогами-предметниками и учителями начальных классов также может быть достаточно продуктивной: во-первых, это позволяет организовать плавный переход в образовании и воспитании учеников с одной образовательной ступени на другую, и, во-вторых,

Кравченко А. П. Формирование профессиональной готовности будущего учителя изобразительного искусства: противоречия, задачи, возможности

позволяет создать необходимые межпредметные связи, которые, в свою очередь, обеспечивают всестороннее развитие личности обучающихся.

Проблемы включения студентов в различные виды деятельности связаны отчасти с тем, что компетенций и непосредственно самих видов деятельности, которыми должен обладать учитель, с каждым новым витком реформ становится все больше; вуз вынужден подстраиваться под новые требования, что не всегда идет на пользу процессу подготовки педагога. К примеру, сравнивая стандарты подготовки бакалавров Педагогического образования ФГОС ВПО от 22 декабря 2009 №788 и ФГОС ВО от 4 декабря 2015 №1426, мы отмечаем, что в обновленной версии образовательного стандарта, помимо педагогической и культурно-просветительской деятельности, добавляется проектная и исследовательская, которые ранее относились только к подготовке магистра педагогического образования.

Потребности современного общества, которое устало быть обществом потребления и требует знаний, умственного труда, применения своих способностей, развития природных задатков, эффективно решаются средствами художественно-эстетического образования. Тот потенциал, который вуз закладывает в будущих учителей изобразительного искусства, должен быть направлен на культурно-просветительскую работу с различными социальными группами. Учитель изобразительного искусства может быть тем проводником, который раскроет перед детьми, их родителями, коллегами силу и значимость искусства, его тайны и символы, научит понимать и принимать его во всем его многообразии.

Несмотря на значительное количество трудов в психолого-педагогической литературе, посвященной вопросам формирования готовности будущего педагога к профессиональной деятельности (Ш.А. Амонашвили, Ю.К. Бабанский, А.Д. Гонеев,

A.Г. Пашков, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский и др.), профессиональной компетентности (А.В. Нестеров, В.А. Сластенин, Дж. Равен, А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, Г.К. Селевко, О.А. Козырева, А.В. Хуторской, Н.Н. Лобанова, и др.), личности учителя изобразительного искусства и его профессиональной готовности к деятельности (Н.К. Шабанов, О.П. Шабанова, М.Н. Шабанова, С.П. Ломов,

B.М. Соколинский, Н.Н. Ростовцев, Н.Б. Смирнова, А.Р. Хайруллин, Н.Л. Чеглякова, П.В. Пайдуков, А.Г. Поровский, Ю.Ф. Катъханова, В.С. Кузин, Д.Д. Аветисян, М.М. Голованова, О.Н. Гущина, А.А. Мелик-Пашаев, В.К. Лебедко, Е.В. Шорохов,

B.И. Козлов, Е.Л. Толстых, Т.М. Харламова, Е.А. Ермолинская, В.П. Богоянова, Г.Ю. Ермоленко и др.), мы все равно находим значительный пробел в вопросе формирования готовности будущего учителя к культурно-просветительской деятельности.

Проблема подготовки педагога к культурно-просветительской деятельности находит свое отражение в трудах Г.И. Рзаевой, Л.А. Шаманиной, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, Ю.П. Пустельникова, З.У. Колокольниковой, О.Б. Лобановой, Е.Н. Яковлевой, О.В. Милициной, Л.А. Шаманиной, С.А. Морозовой, Е.В. Литовкин,

C. А. Пиналова, В.В. Туева, В.И. Поповой и др.

Несмотря на достаточно обширную теоретическую базу исследуемого феномена, мы не находим среди указанных работ той методической системы, которая могла бы полноценно включить будущих учителей изобразительного искусства (и бакалавров, и магистров) в культурно-просветительскую деятельность. Для этой цели мы предлагаем включить в систему подготовки будущего педагога работу с художественным музеем и музейной коллекцией и, как следствие, освоение основ музейной педагогики.

Включение музея в образовательное пространство рассматривается в работах Б.А. Столярова, А.Г. Бойко, Ю.Н. Протопопова, Е.В. Ивановой, Ю.Б. Лопаткиной, Н.Ф. Ломовой, Г.В. Вишиной, Ю.Р. Вроблявичюс, И.А. Колесникова, Л.А. Колосовой,

Е.П. Кондаковой, Л.И. Ордуханян, Я.В. Макарчук, С.Л. Троянской, Г.В. Вишиной, Н.М. Мичеевой, Е.Л. Налетовой, О.В. Субботиной и т.д.

Все указанные авторы отмечают образовательный потенциал музея, который может быть раскрыт именно в процессе подготовки будущего учителя - ретранслятора культурных и исторических ценностей.

Музей - это не только учреждение, которое хранит и экспонирует памятники материальной и духовной культуры человека. Это огромная система, которая с момента своего появления направлена на образование и просвещение населения, на формирование духовно-нравственной и эстетической культуры личности. Воспользовавшись опытом музея, учреждения, имеющего внутренние принципы организации и систематизации коллекции, ее экспонирования и предоставления информации об экспонатах, мы можем помочь учителю понять суть и задать вектор собственной культурно-просветительской деятельности. При этом речь идет не о формировании личности музейного педагога - для этого существуют определенные образовательные организации, отдельные факультеты и направления подготовки; в процессе обучения будущего учителя изобразительного искусства работа с музейной коллекции может расширить спектр его возможностей в собственной профессиональной деятельности.

Немаловажно, что актуальное на сегодняшний день сетевое взаимодействие различных образовательных организаций, которое находит отражение в инновационных проектах в нашем регионе [Шабанова О.П., Шабанова М.Н. 2016], может также активно включать в себя и учреждения культуры, которые могут стать одним из связующих звеньев в данной структуре.

На базе музея мы можем формировать готовность будущего педагога к культурно-просветительской деятельности, основываясь на разделении компетенций между бакалавром и магистром педагогического образования. Это становится особенно важным, поскольку до сих пор существуют определенные трудности с распределением полномочий между выпускниками бакалавриата и магистратуры.

Таким образом, проблема формирования профессиональной готовности педагога сама по себе не нова, однако тот аспект, который мы анализируем (готовность к культурно-просветительской деятельности), не является достаточно изученным, поэтому требует более пристального внимания.

Потенциал музея и музейной педагогики в процессе формирования профессиональной готовности будущего учителя к культурно-просветительской работе может быть эффективно использован в образовательном процессе только при разрешения целого ряда противоречий.

Первое противоречие - между потенциалом музея и музейной педагогики в области формирования профессиональной готовности будущего учителя изобразительного искусства и недостаточной разработанностью его исследовательской базы.

Второе противоречие заключается в возросших требованиях к готовности будущего учителя изобразительного искусства к различным видам профессиональной деятельности, в особенности - к культурно-просветительской деятельности, и отсутствии методической системы формирования готовности к ним будущего педагога.

Третье противоречие мы видим между возросшей потребностью будущего учителя к практической профессиональной деятельности в процессе обучения в вузе и содержанием образования, которое не в состоянии удовлетворить потребность во включение студента в различные виды профессиональной деятельности.

Мы считаем, что эффективность процесса формирования профессиональной готовности будущего учителя изобразительного искусства к культурно-

Кравченко А. П. Формирование профессиональной готовности будущего учителя изобразительного искусства: противоречия, задачи, возможности

просветительской деятельности можно значительно повысить, если использовать потенциал музея и музейной педагогики и соблюсти ряд условий, а именно:

• доказать эффективность музея и музейной педагогики в формировании профессиональной готовности будущего учителя изобразительного искусства к культурно-просветительской деятельности;

• разработать компоненты, критерии и уровни, позволяющие оценить профессиональную готовность будущего учителя изобразительного искусства к культурно-просветительской деятельности, и систему диагностики готовности будущего учителя изобразительного искусства к культурно-просветительской деятельности;

• подготовить и экспериментально проверить методическую систему, в которой музей и музейная педагогика будут выступать эффективными средствами формирования профессиональной готовности будущего учителя изобразительного искусства к культурно-просветительской деятельности на уровне бакалавриата и магистратуры;

• в процессе подготовки педагога создать условия, которые будут обеспечивать максимальную эффективность избранного средства формирования профессиональной готовности к культурно-просветительской деятельности.

Изучение и анализ музея и музейной педагогики как эффективного средства формирования профессиональной готовности будущего учителя изобразительного искусства к культурно-просветительской деятельности позволит систематизировать и обобщить опыт подготовки учителей предметной области «Искусство» и выявить вектор художественного образования на современном этапе его развития.

Интеграция учреждений культуры в процесс подготовки учителя к профессиональной деятельности - это серьезный шаг в развитии системы образования в нашей стране.

Библиографический список

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года от 17 ноября 2008 г. № 1662-р

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.02.2016 № 91 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень

бакалавриата)» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.03.2016 № 41305)

Шабанова О.П., Шабанова М.Н. Интеграционный механизм образования и науки в художественно-педагогической школе // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2016. №2 (38) [Сайт]. URL: http://scientific-notes.ru/pdf/043-025.pdf (дата обращения: 10.11.2016).

Шабанова О.П., Шабанова М.Н. Практико-ориентированная подготовка педагога как стратегия российского образования // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. №1 (33) [Сайт]. URL: http://scientific-notes.ru/pdf/038-019.pdf (дата обращения: 10.11.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.