Е. А. Муляр, Е. С. Пристав, А. С. Скороход
Формирование профессионально важных качеств у студентов посредством комплекса тренинговых занятий
в ходе учебного процесса
В настоящее время во всем мире и в нашей стране растет число психических и психосоматических заболеваний, сокращается профессиональное долголетие специалистов, в том числе клинических психологов.
Учитывая значительные экономические затраты, связанные с подготовкой специалистов, формирование и развитие профессионально важных качеств (ПВК) клинических психологов должно происходить уже в вузе, с помощью адекватного психологопедагогического сопровождения, что является актуальной научнопрактической задачей.
Поэтому целью нашего исследования было: на основании выявленных психологических особенностей клинических психологов разработать систему организованного психолого-педагогического тренинга, способствующего успешному развитию их личностных профессионально важных качеств.
На основании проведенных нами профессиографических исследований у клинических психологов, работающих в лечебных учреждениях, и клинических психологов подразделений по оказанию экстренной психологической помощи МЧС России были выявлены основные ПВК, определяющие успешность их профессиональной деятельности: нервно-эмоциональная устойчивость и психическая саморегуляция; коммуникативные качества; морально-нормативные качества, включающие ценностные ориентации и мотивационные установки.
С целью формирования указанных ПВК у студентов, обучающихся по специальности «Клиническая психология», была разработана обучающая программа, которая осуществлялась в процессе учебной деятельности студентов.
Необходимость формирования ПВК у студентов объясняется тем, что начиная уже с 3 курса они проходят производственную практику в лечебных учреждениях психосоматического и психиатрического профиля и контакт с пациентами этих стационаров зачастую вызывает у студентов формирование нервно-психического напряжения, тревожных и тревожно-фобических реакций, поэтому проблема психологической безопасности участников образовательного процесса является весьма актуальной.
378
Следовательно, начиная с младших курсов, а также, непосредственно в ходе подготовки студентов к первой производственной практике необходимо осуществлять их обучение основным психологическим техникам, направленным на формирование навыков психосоматической саморегуляции функционального состояния, а также необходимых коммуникативных качеств для успешности прохождения практик и для повышения эффективности профессиональной деятельности, сохранения здоровья и профессионального долголетия.
Для формирования навыков психосоматической регуляции студентов был использован блок тренинговых занятий, включающих методы:
1. Активной мышечной релаксации (АМР). Это процесс выполнения ряда упражнений, снижающих непроизвольное напряжение поперечно-полосатой мускулатуры, что приводит к снижению тревожности, нервно-психической напряженности и уменьшает патогенное действие эмоционального стресса.
2. Пассивной мышечной релаксации: сосредоточение внимания на сенсорных сигналах, поступающих из конкретных групп поперечно-полосатых мышц и последующее их расслабление.
3. Рефлексии (осознание и вербализация своего состояния, своих ощущений и эмоций).
Тренинговая программа направлена на формирование навыков психосоматической регуляции (ПСР) у студентов, обучающихся по специальности «Клиническая психология», включает: инструктивноознакомительное занятие; занятие, направленное на закрепление навыков; занятия по самостоятельному формированию навыков саморегуляции; зачётное занятие.
Всего в 2011-2014 гг. было обследовано 275 студентов 15 курсов, обучающихся по специальности «Клиническая психология».
В результате проведенных тренинговых занятий студенты овладели необходимыми навыками по саморегуляции эмоционального и психосоматического состояния, что пригодилось им как в ходе практик, и поможет в дальнейшей профессиональной деятельности. Умение использовать такие навыки помогает регулировать свое состояние, что способствуют успешной профессиональной деятельности клинических психологов.
Для оценки функционального состояния студентов в ходе тренингов использовались:
1. Методы объективной оценки функционального состояния: измерение ЧСС (частоты сердечных сокращений); измерение АД (артериального давления); расчет индекса Робинсона.
2. Методы субъективной оценки функционального состояния: методика Спилбергера - Ханина (уровень тревожности); методика АСС (анкета самооценки состояния) - субъективное самочувствие, включая наличие жалоб.
379
Для изучения функционального состояния сердечно-сосудистой системы (ССС) у студентов до и после выполнения практических заданий измерялось артериальное давление, частота сердечных сокращений, по показателем которых вычислялся вторичный физиологический индекс Робинсона (как произведение данных среднего АД и ЧСС), свидетельствующий об уровне обменноэнергетических процессов в организме человека.
Обработка полученных данных проводилась с помощью стандартных математико-статистических процедур с использованием EXCEL (частотный, сравнительный и корреляционный анализы).
Результаты проведенных нами исследований свидетельствовали, что показатели функционального состояния студентов до и после прохождения тренинговых занятий, направленных на освоение навыков психосоматической регуляции имеют тенденции и отличия.
Сравнительный анализа данных психофизиологического состояния у студентов младших (1-3-х) и старших (4-5-х) курсов отразил наличие достоверных различий (р<0,01) в группах обследованных практически по всем объективным и субъективным показателям, что свидетельствует о наличии у студентов 1-3-х курсов более выраженных психастенических реакций, чем у студентов 4-5-х курсов. У студентов 3-х курсов показатели психофизиологического дискомфорта выше, чем у студентов других курсов.
Анализ данных, полученных с помощью методов объективного и субъективного контроля и сравнительного анализа студентов 1-5-х курсов (до и после выполнения упражнений тренинга), выявил повышенные показатели субъективного дискомфорта, а также дисбаланс функционального состояния у студентов 3-го курса. Кроме того, после выполнения упражнений тренинга у студентов 4-5-х курсов навыки восстановления своего психофизиологического состояния оказались лучше сформированны, чем у студентов 1-3-х курсов.
Было выявлено, что формирование профессионально важных качеств специалиста - клинического психолога - проходит свои этапы, наиболее значимым из которых, является этап производственной, научно-исследовательской и квалификационной практики во время обучения в вузе. Система организованного психологопедагогического тренинга способствует успешному развитию личностных профессионально важных качеств.
Таким образом, разработанная программа психологопедагогического тренинга формирования и развития личностных профессионально важных качеств у студентов, обучающихся по специальности: клиническая психология, способствует успешной профессиональной адаптации. Полученные навыки помогают будущим специалистам сохранять здоровье и профессиональное долголетие, а также эффективно выполнять служебные задачи клинического психолога, что способствует успешной профессиональной адаптации.
380