УДК 374.1 ББК 74.4
Л.С. Науменко
формирование профессионально-технологической ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К РАБОТЕ С персональным БЛОГОМ
В статье представлена проблема формирования профессионально-технологической готовности педагога к работе с персональным блогом и показаны возможности данного процесса. В частности разработана модель, основное назначение которой - представить логику процесса формирования исследуемой готовности, и педагогические условия, способствующие усилению эффективности работы модели. Главное достоинство представленного процесса - подробность указания новообразований в личности педагога.
Ключевые слова: профессионально-технологическая готовность, персональный блог, новообразования в личности педагога, модель формирования профессионально-технологической готовности, педагогические условия формирования профессионально-технологической готовности.
L.S. Naumenko
THE FORMATION OF THE TEACHER'S TECHNOLOGICAL READINESS TO wORK wITH His PERSONAL BLOG
The problem of formation of the professional-technological readiness of the teacher to work with his personal blog is discussed and the opportunities of this process are shown. Also the sample presented demonstrates the logical way of how to get that readiness but the conditions given make that process more effective. The main advantage of the process is that it describes the teacher's personal changes in his/her identity.
Key words: professional-technological readiness, personal blog, teacher's personal changes, sample of formation of the technological readiness in teacher's profession, pedagogical conditions of formation of the technological readiness in teacher's profession.
Развитие информационных технологий, появление новых технических устройств, совершенное владение ими детьми изменяет систему образования, выдвигая новые требования к квалификации педагога. Быстро реагировать на происходящие изменения, демонстрировать своим обучающимся умение учиться позволит непрерывное образование педагога, овладение им современными образовательными технологиями, методиками обучения, воспитания, взаимодействия и формирование у него профессионально-технологической готовности.
Так, профессионально-технологическую готовность педагога мы понимаем как вид его профессиональной готовности, характеризующейся совокупностью
профессиональных знаний, умений, направленности личности и личностных качеств, необходимых для создания и реализации технологий, способствующих технологизации педагогической деятельности.
Формирование такой особой (профессионально-технологической) готовности педагога обеспечивает персональный блог (от англ. "Ь^" - интернет-журнал событий/онлайн-дневник/веб-сайт, основное содержимое которого - регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа), который создается и реализуется им (педагогом) в деятельности самостоятельно.
Явление блогов является достаточно новым в целом и в практике российско-
го
<и с:
s
н о о
X
ш о н о
с 2 p
о Го
Q.I
С о
о
.
ф
Ё ё го с ш о
i °
о а. 0 *
Рис. 1. Структурно-функциональная модель формирования профессионально-технологической готовности педагога к работе с персональным блогом
го образования в частности (их появление следует отнести к 2009 году), но уже нашедшим положительный отклик у педагогов, оценивших возможности блога как средства регулярного обновления информации для решения практических задач [4], развития компетенций учащихся [5] и др. Однако, несмотря на существенные положительные стороны использования блога в образовательной практике и наличие материалов обучающего характера по его созданию в Интернете, ведение персональных блогов вызывает значительные затруднения у педагогов. На наш взгляд, это связано с отсутствием сформированной профессионально-технологической готовности педагога к работе с ним.
Ситуация может быть выправлена участием школьного методического объединения и его членов в освоении технологической составляющей персонального блога, повышении квалификации педагогов и формировании у них профессионально-технологической готовности к работе с персональным бло-гом. Во-первых, это отвечает предъявляемым требованиям к существованию таких организаций; во-вторых, соответствует общероссийской тенденции доучивать и переучивать своих работников на базе собственных образовательных подразделений; в третьих, отвечает мировой тенденции повышения роли внутрифирменной подготовки сотрудников.
Таким образом, формирование профессионально-технологической готовности педагога к работе с персональным блогом может осуществляться в стенах образовательной организации усилиями методического объединения и его членов средствами реализации модели по формированию данного вида готовности.
Представим модель (рис. 1) формирования профессионально-технологической готовности педагога к работе с персональным блогом.
Для эффективного функционирования модели формирования профессионально-технологической готовности личности педагога к работе с персональным блогом, необходимо обеспечить
наличие некоторых условий. В определении понятия «педагогические условия» мы придерживаемся точки зрения Е.В. Яковлева [6] о том, что педагогические условия - это совокупность мер педагогического процесса, направленных на повышение его эффективности.
Принимая во внимание позиции исследователей (С.Н. Исакова [1], М.П. Крюков [2], З.З. Оразалина [3] и др.) относительно выделения педагогических условий, а также учитывая методологические подходы (системный и технологический) к разработке и построению модели формирования профессионально-технологической готовности педагога, мы выделили следующие педагогические условия: 1) создание образовательной среды средствами персонального блога во взаимодействии с активными пользователям; 2) организация дистанционной поддержки педагогов в процессе работы с персональным блогом; 3) активизация процесса творческой самореализации и распространение продуктивного опыта использования персонального блога.
Раскроем содержание каждого педагогического условия.
Первое условие - создание образовательной среды средствами персонального блога во взаимодействии с активными пользователями - понимается нами как организация педагогом условий и возможностей обучения и воспитания активных пользователей средствами персонального блога педагога и при их непосредственном участии. Благодаря возможности осуществления обратной связи на блоге педагога в основу создания и функционирования такой среды положено дистанционное коммуникативное взаимодействие педагога и активных пользователей персонального блога. Так, педагог становится организатором образовательной среды, которая создается подбором (материалы, которые отвечают целям образования, содержанию, решаемым учителем задачам, особенностям пользователей блога и др.) и размещением соответствующих материалов (т.е. самостоятельная реализация технологий), в том числе и дополнительных, на страницах блога. В свою
го ч ф с
I-
о о
X
ш о
I-
о
с 2
I *
о Го 0.1 С о
о
.
ф
го с ш о
О О. 0 *
0
X
ф
>
го
1
С)
очередь пользователи блога осваивают материалы самостоятельно, по необходимости задают вопросы педагогу и другим участникам образовательного процесса через форму для осуществления обратной связи, чаты, размещенные на блоге педагога, и др. с целью получения помощи, консультации и дополнительных материалов для осуществления деятельности и тем самым становятся реальными субъектами своего развития. В некотором смысле создание среды происходит совместно и является продуктом общего конструирования.
Второе условие - организация дистанционной поддержки педагогов в процессе работы с персональным блогом - понимается нами как оказание содействия педагогам средствами обеспечения их информационными, образовательными, развивающими, мотивационными материалами, размещенными на страницах персонального блога методиста и обеспечивающими самостоятельное овладение педагогами технологиями работы с собственным блогом.
Несмотря на предоставление максимальной самостоятельной активности учителям, методист лично корректирует их работу через непосредственное личное (беседы, встречи, семинары, мастер-классы, консультации и др.) и дистанционное (электронная почта, Skype, веби-нары, чаты, онлайн-встречи, собрания и др.) взаимодействие. Взаимодействуя с коллегами на занятиях ('Гасе-шГасе') и после них (дистанционно), предоставляя материалы, методист, с одной стороны, отмечает позитивное влияние организуемой им дистанционной поддержки, ее эффективной востребованности, с другой - отслеживает происходящие изменения в личностях коллег через их блоги. При этом учителя работают в большей степени самостоятельно по овладению технологиями, но имеют возможность разрешать трудности и получать ответы на вопросы синхронно (т.е. в режиме реального времени, например, чат) или асинхронно (т.е. в отсроченном по времени режиме, например, электронная рассылка, переписка по электронной почте).
Третье условие - активизация процесса творческой самореализации педагогов и распространение продуктивного опыта использования персонального блога - предполагает побуждение педагогов к осуществлению деятельности, предполагающей реализацию возможностей педагогов и распространение их опыта в вопросах использования персонального блога. Для реализации условия необходимо предоставить педагогам возможности для творческой самореализации и распространения ими продуктивного опыта. Под указанными возможностями самореализации мы подразумеваем мероприятия (они будут приведены ниже), целью которых являются перенос знаний и умений учителей в новую ситуацию, выявление новых проблем в знакомой ситуации, анализ педагогических явлений и фактов, выделение их составляющих, выявление рациональных основ решений и рекомендаций и др. Организация вышеназванного может быть выражена следующими формами: участием учителей в методических советах, проблемных семинарах и практикумах, организованных как методистом для учителей, так и самими учителями для своих коллег. Кроме этого, это могут быть: школа передового опыта учителей, дебаты, круглые столы, мастер-классы, конкурсы, проведение открытых и показательных уроков и др. учителями для учителей.
Выделенная совокупность мероприятий может быть дополнена написанием педагогами статей, обобщением опыта деятельности, выступлениями на конференциях и др., основной целью которых является активизация рефлексивных умений собственной деятельности, изучение опыта деятельности коллег, оценка личных достижений и достижений других педагогов, распространение опыта, обучение и просвещение коллег, оказание помощи для них в вопросах образования в целом и методики преподавания конкретного предмета с использованием персонального блога в частности.
Реализация указанной модели и условий в ходе проведения опытно-экспериментальной работы (образовательные организации принимавшие уча-
стие в эксперименте №№ 52, 95, 97, 115 г. Челябинска; общее количество задействованных педагогов - 85 человек: КГ -18 человек, ЭГ1 - 17 человек, ЭГ2 - 22 человека, ЭГ3 - 28 человек соответственно) показала: наиболее существенные позитивные изменения распределения педагогов по уровням сформированно-сти произошли в ЭГ3, где реализовыва-лась модель и весь комплекс педагогических условий. Динамика положительных изменений имеет стабильный и накопительный характер.
Таким образом, процесс формирования профессионально-технологической готовности педагога к работе с персональным блогом является результативным при реализации разработанной
нами модели и комплекса педагогических условий, ведет к приращению когнитивного, операционального, личностного компонентов и компонента направленности личности в структуре профессионально-технологической готовности педагога, а значит, может быть внедрен в практику образовательных организаций в качестве основного направления повышения квалификации педагогического коллектива, а также в качестве работы школьного методического объединения; районными и городскими учебно-методическими центрами, институтами переподготовки педагогических кадров и повышения их квалификации в рамках работы с персональными блогами.
Библиографический список
1. Исакова, С.Н. Формирование готовности студентов педагогического колледжа к использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности [Текст]: дис. ... канд. пед. наук. - Н. Новгород, 2005. - 258 с.
2. Крюков, М.П. Формирование технологических компетенций будущих специалистов-техников на основе задачного обучения [Текст]: дис. ... канд. пед. наук. - Астрахань, 2011. - 183 с.
3. Оразалина, З.З. Формирование технологической готовности преподавателя вуза к использованию виртуальной образовательной среды при кредитной технологии обучения (на примере республики Казахстан) [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / З.З. Оразалина. - Барнаул, 2015. - 248 с.
(О
4. Скрипкина, Ю.В. Новые подходы к развитию коммуникативных компетентностей учащихся: д образовательный потенциал социальных сетей и блогов [Электронный ресурс] / Ю.В. Скрипкина ® // Интернет-журнал «Эйдос». - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2011/1023-09.htm с [Дата обращения: 29.09.2015].
5. Сысоев, П.В. Современные интернет-ресурсы в обучении иностранному языку [Текст] / П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев // Иностранные языки в школе.- 2008. - № 6. - С. 2-9.
6. Яковлев, Е.В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов [Текст] / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. - Челябинск: Изд-во РБИУ, 2010. - 316 с.
References
1. Isakova S.N. Formation of technological competence of the students in pedagogical college to the use of the info-communicative technologies in profession. Dis. ...cand. of sciences (Education). N. Novgorod, 2005. P. 258. [in Russian].
2. Krukov M.P. Formation of technological competence of the future technical specialists on the base of the tests education. Dis. .cand. of sciences (Education). Astrakhan, 2011. P. 183. [in Russian].
3. Orazalina Z.Z. Formation of the technological readiness of the university teacher to the use of the virtual educational surroundings (on the example of the Republic of Kazakhstan). Dis. .cand. of sciences (Education). Barnaul, 2015. P. 248.
4. Skripkina U.V. New approaches to the development of the students' competences though blogging. Web journal «Eidos». Available at: http://www.eidos.ru/journal/2011/1023-09.htm.[in Russian].
5. Sysoev, P.V., Evstineev. M.N. Modern web resources in the foreign language learning. Inostrannie yaziki v sckole. 2008. № 6. P. 2-9. [in Russian].
6. Yakovlev E.V., Yakovleva N.O. Pedagogical research: content and presentation of the results. Chelyabinsk: Isd-vo RBIU, 2010. P. 316. [in Russian].
о
О Ф т
S 1_
о с; о
X
X ф
I-
с 2 p
о ГО Q.I
С о
о
.
ф
X £
го с ш о
Zi
(и
si
о а. 0 *
Сведения об авторе: Науменко Людмила Сергеевна,
учитель английского языка
высшей квалификационной категории,
МБОУ СОШ № 115,
г. Челябинск, Российская Федерация.
&mail: [email protected]
Information about the author:
Naumenko Liudmila Sergeevna,
Teacher of English,
School № 115,
Chelyabinsk,
Russia.
E-mail: [email protected]
УДК 54(07) ББК 74.262.4
С.И. Орлова
СТРУКТУРА И ОБЪЁМ ОСТАТОЧНЫХ ЗНАНИЙ ШКОЛЬНОГО КУРСА ХИМИИ
В современном мире понимание элементарных основ химии необходимо для плодотворной работы практически во всех сферах профессионального труда. Поэтому необходимо, чтобы каждый человек активно владел минимумом химических знаний, которые он должен получить в школьном курсе химии.
В статье предпринята попытка определить основные характеристики остаточных знаний (объём, полнота, прочность) и уровень остаточных знаний у студентов гуманитарных специальностей.
Ключевые слова: остаточные знания по химии, школьное химическое образование, тесты, объём и структура знаний.
S.I. Orlova
THE STRUCTURE AND SCOPE OF RESIDUAL KNOWLEDGE OF CHEMISTRY SCHOOL COURSE
Understanding fundamentals in chemistry is necessary for productive work in almost all spheres of professional practice in modern world. Therefore, everyone should possess minimal knowledge of chemistry since secondary school chemistry course.
An attempt to identify the main characteristics of remaining knowledge (amount, weight, strength) and the level of remaining knowledge of the students of humanitarian specialties is made.
Key words: remaining knowledge of chemistry, school of chemical education, tests, the amount and structure of knowledge.
В ряду естественных наук химии отведено особое место. Она обладает огромным потенциалом обучения и развития. Без знания и понимания элементарных химических основ невозможно представить себе современную картину мира. Кроме того, большинство явлений, окружающих человека в повседневной жизни, имеют химическую природу. Поэтому, для обеспечения сознательно-
го и разумного решения возникающих проблем, даже бытового характера, необходимо, чтобы каждый человек владел минимумом химических знаний.
Загрязнение среды обитания, аварии, связанные с производством и транспортом химической продукции, агрессивная антихимическая пропаганда в СМИ, вопиющая научная безграмотность журналистов — вот основные видимые невоо-