Условные обозначения:
1 - изучающее чтение,
2 - ознакомительное чтение, N - количество студентов,
% - процентное соотношение.
По результатам обучения студентов к личностно-ориентированному чтению обнаружен, с одной стороны, стабильный рост информационной культуры личности студента и самостоятельности личности. С другой стороны, в итоге опытной работы в наших экспериментальных группах обнаружен существенный прирост понимания иноязычного текста практически вдвое: у студентов второго курса контрольной группы уровень понимания составил 37% и 56%, а у студентов второго курса экспериментальной группы - 56% и 81%, соответственно; у студентов первого курса контрольной группы уровень понимания составил 36% и 43%, у студентов первого курса экспериментальной группы - 43% и 64 %, соответственно. В целом, итоги опытной работы доказали целесообразность внедрения личностно-ориентированного подхода к обучению иноязычному профессиональному чтению в учебный процесс вуза средствами реализации курса «Mathematics Readings in English» и средствами поэтапного формирования информационной культуры личности и самостоятельности в рамках выполнения аудиторных и самостоятельных заданий.
Литература
1. Клычникова, З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке [Текст] / З.И. Клычникова.- М., 1983. - 180 с.
2. Лелюшкина, К.С. Теория и практика обучения иноязычному личностно-ориентированному общению [Текст] / К.С. Лелюшкина. - Томск: Изд-во Томского государственного пед. ун-та, 2005. - 131 с.
3. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка [Текст] / Е.С. Полат// ИЯШ. - 2000. - №2. - С. 3-10; №3. - С. 3-9.
Соловьева Ю.А.
Формирование проектной культуры студентов: возможности технологии действием и проектной технологии
В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям рыночной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития, что получило свое отражение в Федеральной целевой программе развития образования в России на 2006-2010 годы.
Главное конкурентное преимущество любой развитой страны связано с развитием ее человеческого потенциала, что во многом определяется уровнем и качеством образования. Именно в этой сфере на современном этапе находится ключ к обеспечению устойчивого экономического роста страны в ближайшей и долгосрочной перспективе.
Вклад образования в достижение социально-экономических целей развития России осуществляется, прежде всего, через реализацию следующих направлений:
- создание условий для повышения конкурентоспособности личности;
- развитие инновационной сферы;
- изменение структуры экономики в пользу наукоемких отраслей;
- формирование трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал страны;
- обеспечение социальной и профессиональной мобильности;
- формирование кадровой элиты общества, основанное на свободном развитии личности.
Экономика будущего - это инновационная экономика знаний, инвестиционных проектов и наукоемких технологий. Для преодоления разрыва между содержанием образования, образовательными технологиями, уровнем кадрового потенциала системы образования и потребностями новой экономики необходимо создать механизмы, ориентированные не только на внутренние социально-экономические потребности страны, но и на обеспечение конкурентоспособности России на мировом рынке труда.
Необходимость обновления технологий приводит к необходимости разработки соответствующего современным требованиям содержания образования и соответствующих технологий обучения. В условиях стремительного развития и расширения доступности открытых информационных сетей трансляция «готовых» теоретических знаний перестает быть главной задачей учебного процесса, снижается функциональная значимость и привлекательность традиционных методов обучения.
Успешность повышения качества образования во многом зависит от того, как быстро и насколько эффективно будет сокращаться разрыв между содержанием, технологиями обучения и требованиями, предъявляемыми к подготовке выпускников работодателями.
Следовательно, учреждения высшего профессионального образования должны вырабатывать стратегию подготовки будущих специалистов, обладающих профессиональным мышлением, готовых к профессиональной деятельности в условиях рыночной конкуренции.
В этих условиях в соответствии с рекомендациями ЮНЕСКО предпочтение следует отдавать дисциплинам, которые направлены на развитие интеллектуальных способностей студентов, таких качеств как инициативность, предприимчивость и адаптивность, позволяют им разумно подходить к техническим, экономическим и культурным изменениям.
Это предполагает преемственность между вузовским образованием и предстоящей профессиональной деятельностью выпускников, в связи с чем возникает необходимость моделирования в учебной деятельности ситуаций будущего профессионального труда; перехода от преимущественно информационного обучения к активному обучению с включением элементов проблемности, проектных технологий, научного поиска, придания образовательному процессу интенсивного и развивающего характера. Говоря словами А.А. Вербицкого, необходимы переход от "школы памяти" к "школе мышления"; тенденция все большего превращения обучающегося из объекта педагогических воздействий в активный субъект учебно-познавательной деятельности [2].
Из выше изложенного следует, что стратегия современного высшего профессионального образования в России должна быть направлена на создание условий для развития и саморазвития личности специалиста. Данная стратегия может выражаться, в первую очередь, в реализации принципов личностно-развивающего и
профессионально-ориентированного обучения. Образовательный процесс в современной высшей школе необходимо организовывать так, чтобы будущие специалисты в ходе обучения в вузе учились приобретать знания, получали опыт познавательно-творческой самостоятельности, обретали у себя психологическую, теоретическую и практическую готовность к предстоящей профессиональной деятельности.
Одним из критериев успешности подготовки будущих специалистов может быть становление проектной культуры личности в процессе образования как важной части общей и профессиональной культуры.
Проектная культура как педагогический феномен всегда привлекала внимание философов, историков, теоретиков культуры, методологов образования. Она становится все более актуальной в педагогической науке и практике.
Проблема формирования проектной культуры является актуальной для системы образования, поскольку она обладает следующими принципами:
- информативности;
- практикоориентированности;
- культуросообразности.
А также способствует становлению социальной и профессиональной компетентностей субъектов образовательного процесса.
В таком контексте проектную культуру, на наш взгляд, можно представить как социально-прогрессивную творческую деятельность субъектов образовательного процесса во всех доступных им сферах бытия и сознания, направленную на преобразование окружающей их действительности, на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности, на всемерное выявление и развитие сущностных сил, участвующих в проектировании субъектов [3].
Механизм формирования проектной культуры включает несколько областей деятельности:
- научно-исследовательскую;
- проектировочную;
- воспитательную;
- образовательную;
- управленческую.
При этом необходимо учитывать, что проектная культура студентов должна формироваться путем создания целостной образовательной среды, где преподаватели и студенты являются коллективом единомышленников.
Становление проектной культуры опирается на основные концептуальные положения стратегии модернизации образования, где важными целями образования стали:
- развитие у обучающихся самостоятельности и способности к самоорганизации;
- формирование высокого уровня правовой культуры;
- развитие способности к созидательной деятельности, сотрудничеству;
- толерантность, терпимость к чужому мнению;
- умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Для воспитания человека, обладающего интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями, мы обращаемся к технологиям и методам личностно-ориентированного обучения, одним из которых является метод проектов. Это дидактическая категория, обозначающая систему приемов и способов овладения определенными теоретическими и практическими знаниями, той или иной
деятельностью.
Проектная деятельность отличается от учебно-исследовательской и представляет собой способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом, оформленным определенным образом. Кроме того, являясь результатом коллективных усилий, она предполагает рефлексию совместной работы, анализ полноты, глубины информационного обеспечения, творческого вклада каждого.
На наш взгляд необходима замена пассивного типа обучения на обучение в составе рабочих групп, занимающихся реальными бизнес-проектами или социальными инициативами, причем проекты могут быть общими для всех или индивидуальными.
Основная цель такого обучения - формирование в ходе проектной деятельности у студентов умений и навыков:
- осуществлять поиск нужной информации;
- разрабатывать конкретные планы действий;
- проводить совместную проверку и обсуждение достигнутых результатов;
- осуществлять взаимообмен знаниями и опытом.
Идея "обучения действием" известна со второй половины XIX века под названием «метода проектов». Основателем данного подхода был американский философ и теоретик образования Джон Дьюи (1859 - 1952), подчеркивающий схоластический характер образования. В современной педагогике применение "метода проектов" неоднократно подвергалось критике, как не дающего ученикам систематического образования, но в тоже время являлось основой различных технологий проблемного обучения. Появление метода обучения действием ассоциируется с идей Рега Реванса, который предложил обучение сотрудников коммерческих предприятий в процессе работы по принципу: Ь = Р + Q, т.е. обучение (Ь) происходит в результате комбинации имеющегося знания (Р) и способности задавать проницательные вопросы [1].
Традиционный метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность студентов - индивидуальную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
А метод обучения действием имеет следующую функциональную значимость:
- студенты работают не над искусственными ситуациями, а над реальными задачами;
- преподаватель не транслятор информации, а организатор процесса обсуждения и решения проблем, он создает условия для стимулирования познавательной деятельности;
- студенты работают с различными базами информации для выбора и принятия различных решений в контексте реальных ситуаций;
- студенты учатся мыслить критически и принимают ответственность за выбор решения.
Умение использовать метод проектов в учебной деятельности - один из показателей высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающие, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
Функционирование метода учебных фирм основано на предположении, что различия между теоретическими изучаемыми задачами и задачами, решаемыми в практической профессиональной деятельности, не столь велики и даже немного проще в силу многократной повторяемости в ежедневной работе профессионала.
Ориентируясь на современные цели высшего образования, учитывая специфику профессиональной подготовки будущих специалистов, можем определить цель метода обучения действием как подготовку выпускников, владеющих современными профессиональными знаниями и технологиями и способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру.
Следовательно, при формировании проектной культуры метод обучения действием позволяет решить следующие задачи:
1) сформировать навыки самостоятельного получения знаний, т.е. умение оперативно осуществлять поиск информации, производить её структурирование, составление оптимального алгоритма обработки;
2) способствовать развитию творческого профессионального потенциала обучаемых (будущих специалистов);
3) создать условия для формирования у обучающихся адекватной самооценки;
4) способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде;
5) способствовать мотивации студентов к самореализации, профессиональному становлению.
Необходимо отметить, что для реализации метода обучения действием необходима смена традиционной роли преподавателя в образовательном процессе: преподавателя-руководителя, преподавателя-тренера на преподавателя-тьютера.
Литература
1. Алехина, О.Е., Павлуцкий, А.В. «Обучение действием»: новый подход к корпоративному обучению и развитию персонала (серия из 2-х статей) [Текст] / О.Е. Алехина, А.В. Павлуцкий // Управление персоналом. - 2000.
2. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход [Текст] / А. А. Вербицкий. - М.: Высшая школа, 1991.
3. Генисаретский, О.И. Проектная культура и концептуализм [Электронный ресурс].
4. Ильясов, И.К. Социально-трудовое проектирование как технология обучения менеджменту [Электронный ресурс].
Социальная психология и педагогика Некрасова Е.А.
Особенности социальной пассивности населения России в контексте
местного самоуправления
Когда в научной литературе обсуждаются трудности развития российского местного самоуправления, то в центре полемики, как правило, находятся вопросы распределения власти, собственности и денег между центром, регионами, местными сообществами. Не отрицая важности этого ракурса функционирования местного самоуправления, мы хотели бы обратиться к иному аспекту проблемы -социокультурному, что предполагает нелинейное рассмотрение интересующих нас социальных взаимодействий. В данном случае - взаимодействий между населением