Все вышесказанное приводит нас к выводу о том, что воспитание патриотических качеств школьников с использованием цифрового образовательного контента не только возможно, но и крайне прогрессивно. Дети хотят учиться на доступных и интересных примерах, использовать современные технологии, в которых они эффективно применяют проектные и исследовательские формы работы, анализируют и играют в цифровом виртуальном мире, выстраивают собственное пространство культурной самореализации личности, где крайне важным компонентом являются патриотические качества учащихся, умело раскрываемые подготовленным к цифровым воспитательным процессам учителем
Таким образом, формирование цифровой культуры школьников способствует совершенствованию их патриотических качеств и проявляется в овладении опытом решения предметных и межпредметных учебных и воспитательных задач, способностей к самостоятельной творческой учебно-познавательной деятельности в цифровой среде, готовности включиться в неформальную, формальную и формализованную цифровую учебную коммуникацию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mkunmic.beluo.ru/ - Дата обращения 02. 02. 2019.
2. Гурьев, А.И., Петров, А.В. Межпредметные связи. Теоретический и прикладной аспекты: монография / А.И. Гурьев, А.В. Петров / Под ред. А.В. Петрова. - Горно-Алтайск: ПАНИ, 2002. - 256 с.
3. Данилюк, А.Я. Теория интеграции образования / А.Я. Данилюк. - Ростов-на-Дону: Издво РГПУ, 2000. - 440 с.
4. Игнатова, Н.Ю. Образование в цифровую эпоху: монография / Н.Ю. Игнатова. - Нижний Тагил: УрФУ, 2017. - 128с.
5. Крылова, Н.Б. Культурология образования / Н.Б. Крылова. - М.: Народное образование, 2000. - 272 с.
6. Пэлфри, Дж. Дети цифровой эры / Дж. Пэлфри, У. Гассер / пер.с англ. Н.В. Яцюк. - М.: Эксмо, 2011. - 368 с.
7. Стратегия развития воспитания в российской федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/ - Дата обращения 02. 02. 2019.
8. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1/Сост. С.Ф. Егоров - М.: Педагогика, 1990. - С. 218.
9. Фельдштейн, Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Психологический журнал. - 2010. - № 2. - С. 4-5.
П.В. Хало
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОДУКТИВНЫХ СОСТОЯНИЙ СОЗНАНИЯ В РАМКАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ФОРСАЙТ-ПРОЕКТОВ
Аннотация. В статье проводится анализ возможности формирования продуктивных состояний сознания упомянутых в отечественных форсайт-проектах. Приводится понятийно-терминологический анализ для продуктивных состояний сознания, возможностей методологического и технического обеспечения их инициации, их физиологический смысл с точки зрения функционирования организма и применения их для оптимизации педагогических процессов.
Ключевые слова: форсайт-проект, образование, продуктивные состояния сознания, майнд-фитнес, измененные состояния сознания.
P.V. Halo
FORMATION OF PRODUCTIVE CONDITIONS OF CONSCIOUSNESS WITHIN THE FRAMEWORK OF DOMESTIC FORESIGHT PROJECTS
Abstract. The article analyzes the possibility of formation of productive States of consciousness mentioned in domestic foresight projects. The conceptual and terminological analysis for productive States of consciousness, the possibilities of methodological and technical support of their initiation, their physiological meaning in terms of the functioning of the body and their application to optimize pedagogical processes.
Key words: foresight project, education, productive states of consciousness, mind fitness, altered states of consciousness.
В настоящее время весьма большую актуальность приобрела задача осуществления качественного скачка в области образования. Данный запрос прежде всего обусловлен экономической необходимостью подготовки выпускников к трудовой деятельности, происходящей в условиях перехода к производству товаров или услуг VI технологического уклада, имеющего высокотехнологичный междисциплинарный характер [15]. Осложняющим фактором становится тенденция увеличения в ВУЗах доли студентов, сочетающих учебу с трудовой деятельностью. Кроме того, жизнедеятельность в условиях современного общества, перенасыщенного информационными потоками, приводит к избыточному задействованию поисково -ориентировочных рефлексов, что продуцирует риски возникновения отклонений в психике, в частности оказывающие негативное влияние на нейрофизиологические механизмы управления когнитивными функциями [2, 4]. Одним из следствий подобного воздействия является «эпидемия» СДВГ (синдром дефицит внимания
и гиперактивности), поразившая современный социум [2, 4, 12]. Таким образом, очевидна необходимость разработки мероприятий по повышению стрессоустойчивости и когнитивного потенциала личности, особенно в детском и юношеском возрасте. В России был принят ряд форсайт-проектов, связанных с изменением подходов к образованию: дорожная карта «0бразование-2030», «Форсайт Компетенций 2030», «Атлас новых профессий» и т.д. [1, 10, 11, 13, 21]. Задачами данных проектов является расширение секторов экономической деятельности РФ, связанных с развитием NBICS-конвергенционных технологий [18]. В частности, в атласе новых профессий, приводятся такие специальности как игропедагог (разработчик образовательных программ на основе игровых методик); тренер по майнд-фитнесу (разработчик индивидуальных программ развития когнитивных навыков); разработчик инструментов обучения произвольного вхождения в продуктивные состояния сознания и др. Целью данной статьи является анализ проблем, связанных с формированием продуктивных состояний сознания, упомянутых в отечественных форсайт-проектах.
Под продуктивными, в данных документах понимаются состояния сознания отличные от обычных, в которых проявляются способности к повышенной концентрации внимания, решению сложных творческих и аналитических задач и пр. В частности, в качестве примера подобных состояний упоминаются состояния «потока» (также их еще называют - потоковые, творческие, эвристические, ресурсные состояний сознания), когда индивид полностью включается в созидательный процесс, не испытывая тревоги за результат деятельности [1].
Термин «состояние потока» (лат. influunt, англ. flow) впервые ввел в научный обиход М. Чиксентми-хали, для описания определенных типов психофизиологических состояний (ПФС), в которых наблюдалось повышение показателей когнитивных способностей: запоминания информации, воспоминания прошлого опыта, способности к анализу и пр. М. Чиксентмихали также выявил условия, способствующие инициации состояния «потока» [19]. Это наличие ситуационных вызовов и определенная структурированность деятельности. Ситуационные вызовы подразумевают исследование неизвестного, решение проблем в условиях неопределенности, состязание и возникновение чувства опасности, проявление близости и стирание границ Эго. Структурированность деятельности - это наличие понятных правил и норм поведения, непротиворечивые цели, эффективная обратная связь с результатами действия. Необходимым условием состояний «потока» является также сохранение баланса между требованиями к результатам деятельности и индивидуальными способностями субъекта ,т.е. создание таких условий, которые позволяют субъекту как можно более полно реализовать свои способности при решении поставленных задач (см. рисунок 1). Кроме того, М. Чиксентмихали предложил принципы командной организации людей, находящихся в данном ПФС. Эти принципы включают:
• Организация рабочего пространства таким образом, чтобы можно было работать ,стоя или перемещаясь.
• Дизайн пространства: способствующий чувству раскрепощенности.
• Визуализация эффективности производственных процессов.
• Разнообразный состав участников (M. Csikzentmihalyi, 1975, 1990) [19].
Сходные по структуре ПФС также известны в спортивной деятельности и получили название спортивного «куража», однако, как правило, они специально не инициируются. Некоторые психотехники дзен-буддизма используются для инициации состояний боевой готовности в ряде восточных единоборств (каратэ, кендо и др.) [14].
<
УРОВЕНЬ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Рис. 1. Диаграмма М. Чиксентмихали, описывающая условия инициации состояния потока.
169
Продуктивные ПФС можно также описать как разновидность функциональных состояний, формирующихся для исполнения той или иной функции [6], в данном случае выполнения конкретной трудовой или образовательной задачи. С точки зрения теории функциональных систем П.К. Анохина, функциональное состояние является отражением уровня функционирования систем организма в определенный период времени, для обеспечения целостного, мотивированного, целенаправленного поведения и восстановление нарушенного гомеостаза. Таким образом, функциональные состояния можно классифицировать в зависимости:
1. от отношения - состояния личностные и ситуативные. Примером личностных функциональных состояний, может являться аффективное состояние у преподавателя, вызванное той или иной педагогической ситуацией; ситуативными являются те, которые нельзя отнести только к личностным состояниям;
2. от степени переживания - состояния глубокие и поверхностные;
3. от оказываемого влияния на выполняемую деятельность - позитивные и негативные;
4. от длительности - продолжительные (несколько дней) и кратковременные (несколько минут);
5. от уровня осознанности - осознанные и неосознаваемые;
6. от устойчивости - установившиеся и переходные;
7. от уровня динамичности - быстрые и медленные;
8. от источника инициации - психофизиологические (вызванные психофизиологическими причинами, например, утомление) и психические (вызванные психическими причинами - состояние нерешительности) [6, 8].
Основным звеном в образовании функционального состояния организма является доминирующее в данный момент состояние ЦНС, определяющееся взаимодействием неспецифической генерализированной активности ретикулярной формации и специфической активности, имеющей ряд локальных источников: уровень двигательной активности, внимания и восприятия, вербального мышления, мотиваций и эмоций. Функциональные состояния имеют два качественно различных аспекта: субъективный - отражающий переживания субъекта и его мотивированность, и объективный, связанный с физиологическими процессами. Формирование функциональных состояний во многом обусловлено отношением человека к самому себе, окружающей действительности и собственной деятельности, т.е. суггестивной парадигмой. Особенности в характере, в различном отношении к происходящему вокруг является причиной того, что в схожих условиях жизнедеятельности люди могут находиться в различных функциональных состояниях [14]. Эти различия можно классифицировать по следующим факторам:
1. типам темперамента;
2. общей эмоциональной направленности;
3. уровня развития волевых качеств;
4. владения психотехниками управления собственным ПФС;
5. интеллектуальным развитием;
6. предшествующим опытом [9].
Вместе с тем любые ПФС, какими бы способами они не инициировались, сопровождаются внутренним механизмом реагирования на внешние воздействия, которые Г. Селье назвал естественными фармакологическими реакциями организма. Фармакологическая модель, описывающая взаимосвязь между испытываемыми человеком переживаниями и внутренней фармакологией (уровнем выделения нейромедиаторов собственным организмом) была предложена Х. Лёвхеймом (2012) (см. рисунок 2) [22].
ЯРОСТЬ
Рис. 2. Эмоциональный Куб Х. Лёвхейма (2012)
Из рисунка видно, что для достижения продуктивных состояний сознания, для которых из приведенных выше условий необходимо поддержание высокого уровня интереса к решению поставленных задач, необходим определенный баланс в работе нейромедиаторных систем. Например, при низком уровне выделения дофамина человек при постанове трудовой задачи может испытывать отвращение, стыд, тоску или удивление, что никак не может способствовать возникновению продуктивных ПФС. Учитывая, что метаболические процессы очень индивидуальны и к тому же зависят от множества как внешних (например, условий жизнедеятельности) так и внутренних (например, пищевой рацион) факторов при разработки методик вхождения в продуктивные ПФС необходимо будет учитывать: гормональный профиль, генетический профиль, хронотип, половые и возрастные особенности и т. д. [20].
По данным исследований В.В. Козлова выполнение трудовых задач, в состояниях сознания близких по ряду паттернов к состояниям «потока», приводило к значительному снижению физиологической цены рабочей деятельности, по сравнению с людьми находящимися в обычных состояниях сознания. В частности, происходило снижение частоты пульса, ритма дыхания, смещение спектра мозговой активности в низкочастотный диапазон и пр. При этом, как отмечает В.В. Козлов, дыхание приобретало элементы связности: более чем в 2 раза снижалась вариативность дыхательного ритма, и на 65-90% повышалась продолжительность выдоха, что характерно для людей практикующих дыхательные психотехники. Вопреки данным литературы о медленноволновой активности как показатель патологического режима работы мозга (Л.Р. Зенков, М.А. Ронкин, 1991) в этих состояниях сознания напротив наблюдалась выраженная низкочастотная активность при высоком качестве рабочей деятельности и снижение ее физиологической цены, которая возрастала к 1530 минуте исследования параллельно с нарастанием дефицита СО2 и степени гипокапнии (В.В. Козлов, 2005). В целом ЭЭГ-паттерн деятельности в состоянии «потока» имел весьма высокое сходство с легкими медитативными состояниями (T.A. Hirai, 1981; M. Murphy, S. Donovan, 1988).
Вместе с тем, многие традиционные психотехники достижения расширенных состояний сознания не всегда оказываются эффективными. Это объясняется тем, что большая часть людей, использующих эти техники, не имеют системного представления как о психофизиологических механизмах их инициации, так и о конечном результате. Для начала следует подготовить сознание к техникам его расширения, используя психотехники, направленные на повышение чувствительности к внутренним психофизиологическим процессам, отделение своего «Я» от внешней суеты и эмоциональной нестабильности. В этой связи, большую популярность начинают приобретать технологии нейрофитнесса, основанные на системах с биологической обратной связью на основе ЭЭГ-активности, для обучения релаксации, концентрации и осознанности, что позволяет приобретать такие способности как умение расслабляться, сосредотачиваться, распределять внимание. Например, для среднестатистического индивида низкий ß-ритм (15 Гц) интенсифицирует обычное состояние сознания, 9-ритм (7,5 Гц) способствует вхождению в состояние «сверхобучения» или «подпорогового программирования», а а-ритм (10,5 Гц) индуцирует состояние глубокого расслабления [17]. По ряду исследований в этом состоянии в мозгу синтезируется большое количество нейропептидов, повышающих иммунитет.
В исследованиях ряда авторов (Л.С. Белогородский, М.Е. Сандомирский, 1997; М.Е. Сандомирский, Л.С. Белогородский, Д.А. Еникеев, 1997) предполагается связь между различными функциональными состояниями и онтогенетическим более ранним формам организации нервной деятельности [8]. При этом формирование межполушарной асимметрии основано на принципе эпигенеза, где новые формы организации ЦНС не уничтожают предыдущие, а накладываются на них. Изменения ЭЭГ в ряде ПФС у взрослых людей приближает деятельность мозга к функциональному состоянию, характерному для более ранних этапов развития, когда функциональные перестройки происходят более легко [17]. При этом изменения в функционировании мозга проявляются в активности ряда подкорковых структур - в частности, гиппокампа, связанного с обработкой информации о маловероятных событиях и консолидацией энграмм (J. Smith, J.T. Marsh, W.S. Brown, 1975; A.T. Wellford, 1973; P. Shulz, CH. Kaspar, 1994). По мнению многих авторов (Л.С. Белогородский, М.Е. Сандомирский, 1997; Д.В. Русланов, К. Прусик, С.С. Ермаков, 2011) в ряде ПФС, возможна интеграция конфликтующих друг с другом нейронных ансамблей, например словесно-речевого и сенсорно-перцептивного способов кодирования информации в единую систему (О.Г. Чораян, И.О. Чораян, 2013), что косвенным образом подтверждает постулаты К. Уилбера об интегративной функции расширенных состояний сознания (К. Уилбер, 2004).
Однако, стоит отметить, что хотя состояние «потока» и коррелирует в ряде экспериментов с высокими показателями эффективности трудовой деятельности, однако, при этом наблюдается существенный сдвиг ценностно-мотивационной шкалы самого работника [3, 5]. Действительно, если для работника, находящегося в состоянии «потока» не столько важен результат, сколько сам процесс, то сложно говорить о выполнении задания в предопределенный срок, точном соответствии выполненного задания с текущими требованиями и пр., а следовательно сложно говорить о продуктивности. Можно предположить, что продуктивными ПФС могут соответствовать не столько состоянию «потока», сколько состояниям близким к нему, т.е. таким, когда ценностно-мотивационная шкала работника не претерпевает существенных изменений. Степень этой близости должна определяться характером трудовой деятельности по шкале: монотонная деятельность - творческая деятельность.
Выводы:
1. В современном обществе сформировался запрос на качественный скачок в области образования.
2. В настоящее время западная система образования постепенно отходит от конкретно-ориентированной модели и переходит к модели образования социальной перестройки с целью формирования общества устойчивого развития.
3. Термин «продуктивные состояния сознания» не известен в психологии, в Атласе новых профессий он описывается как состояния сознания, характеризующиеся повышенной концентрацией внимания и способностью к решению более сложных творческих и аналитических задач. При этом приводится пример как продуктивного состояния сознания - состояние потока, когда работник полностью включен в трудовой процесс и не чувствует тревоги по поводу вероятного успеха или провала [1].
4. В состоянии «потока» наблюдается существенный сдвиг ценностно-мотивационной шкалы самого работника, поэтому сложно говорить о выполнении задания в предопределенный срок и точном соответствии выполненного задания с текущими требованиями, а следовательно сложно говорить о продуктивности.
5. Продуктивные ПФС могут соответствовать не столько состоянию «потока», сколько состояниям близким к нему, т.е. таким, когда ценностно-мотивационная шкала работника не претерпевает существенных изменений. Степень этой близости должна определяться характером трудовой деятельности по шкале: монотонная деятельность - творческая деятельность.
6. Наличие навыка осуществления контроля над своим состоянием сознания, увеличивает конкурентоспособность индивида в современном обществе, и постепенно приобретает все большую ценность. Что как следствие повышает коммерческую востребованность mind-технологий в современном мире.
7. В целом исследования в области технологий майнд-фитнеса являются на сегодняшний день весьма востребованными, и входят в число приоритетных исследований обозначенных министерством науки и высшего образования РФ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Атлас новых профессий / URL: http://atlas100.ru/upload/pdf_files/atlas.pdf (дата обращения: 22.04.2019)
2. Божич, В.И. и др. Обоснование методологических подходов к разработке нейроподобных электронных тьюторов компетентностно-го электронного обучения / В.И. Божич, П.В. Хало, М.Б. Савченко /Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2018. № 2. С. 3-9.
3. Друри, Н. Трансперсональная психология. // М.: Институт общегуманитарных исследований; - 2001. - 290 с.
4. Клингберг, Т. Перегруженный мозг. Информационный поток и пределы рабочей памяти / Т. Клингберг;. - М.: Ломоносовъ, - 2010. -208 с.
5. Козлов, В.В. Психотехнологии измененных состояний сознания / М.: Издательство Института Психотерапии, - 2005. - 537 с.
6. Малкина-Пых, И.Г. Экстремальные ситуации. / М.:Эксмо, - 2005. - 960 с.
7. Русланов, Д.В., Прусик, К., Ермаков, С.С. Дыхательные практики: новое понимание и подходы. / Физическое воспитание студентов. - 2011. - №1. - C. 106 - 110.
8. Сандомирский, М.Е., Белогородский, Л.С. Измененные состояния сознания и физиологическая возрастная регрессия. Психотерапия: от теории к практике. // Матер. Второй Всерос.учебно-практич. конф. по психотерапии 16-21 июня 1997 г.- М.: Изд-во Института психотерапии, -1997. - С. 100 - 104.
9. Уилбер, К. Интегральная психология: Сознание, Дух, Психология, Терапия. / М: ООО «Издательство ACT» - 2004. - 412 с.
10. Форсайт компетенций - 2030. / URL: http://asi.ru/projects/96 (дата обращения: 22.04.2019)
11. Форсайт образования - 2030. / URL: http://asi.ru/molprof/foresight/12254 (дата обращения: 22.04.2019)
12. Фортунатова, В.А., Платонова, Ю.А. Тривилизация образования как модель социальной динамики в современных информационных условиях / Электронный научный журнал: Философские проблемы информационных технологий и киберпространства № 1, 2015 URL: http://cvberspace.palu.ru (дата обращения: 22.04.2019)
13. Хало, П.В. Анализ перспективности отечественного форсайт-проекта образования и возможности его методологического и технического обеспечения / Вестник Таганрогского государственного педагогического института. - 2018. - № 2. - С. 109 - 117.
14. Хало, П.В. Эмоциональные компоненты в формировании расширенных состояний сознания / Вестник Таганрогского государственного педагогического института. - 2009. - № 2. - С. 350 - 353.
15. Хало, П.В., Малов, А.А. Проблемы менеджмента высшего образования в эпоху постмодерна и пути их решения / В сборнике: Перспективы развития науки и образования Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. В 3-х частях. - 2017. - С. 103-110.
16. Хало, П.В., Марченко, Б.И., Хвалебо, Г.В. Анализ возможности использования дыхательных психотехник для оптимизации функционального состояния спортсмена / Валеология. - 2017. - № 4. - С. 47 - 54
17. Хало, П.В., Марченко, Б.И., Хвалебо, Г.В. Применение нелинейно-динамического ЭЭГ-анализа для оценки и коррекции формирования предстартовых состояний / Валеология. - 2016. - № 2. - С. 71 - 80.
18. Хало, П.В., Фокин, В.Г., Каранда, Л.И. Проблемы и перспективы применения NBICS-конвергенционных технологий в физической культуре и спорте / Научные труды ХХ1 международной научно-практическая конгресс-конференции «Инновационные преобразования в сфере физической культуры, спорта и туризма», 24-29 сентября 2018 года, п. Новомихайловский, Ростовский-на-Дону: из-дательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ) - 2018. - С. 194 - 199
19. Чиксентмихайи, М. Эволюция личности / М. Чиксентмихайи / М.: Альпина нон-фикшн, - 2013. - 420 с.
20. Мамардашвили, М.К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. - 1990. - № 10.- С. 3-18.
21. ЮНЕСКО: Дорожная карта осуществления глобальной программы действий по образованию в интересах устойчивого развития / URL: http://creativecommons.org/licenses/by-nc-sa/3.0/igo (дата обращения: 22.04.2019)
22. Levheim H. A new three-dimensional model for emotions and monoamine neurotransmitters // Med Hypotheses. 2012. V. 8. P. 341-348. Измененные состояния сознания и культура: Хрестоматия. / Сост. О.В. Гордеева - СПб.:Питер, - 2009. - 336 с.
23. Shulz, H. Neuroendocrine and psychologocal effects of restricted environmental stimulation technique in a flotationtank / P. Shulz, С. H. Kaspar // Biol. Psychol. - 1994. - № 5. - P. 47 - 82.
24. Smith, J. Far-Field-recorded frequecy-following responses: Evidence for the locus of brainstem sources / J. Smith, J.T. Marsh, W.S. Brown // Electroencephalography and Clinical Neurophysiology.- 1975.- № 39.- P. 465 - 472.
25. Wellford, A.T. Stress and performance / A.T. Wellford // Ergonomics. - 1973. - Vol.16. - P. 567 - 571.