Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРИНЦИПА ФАЛЬСИФИКАЦИИ У К. ПОППЕРА'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРИНЦИПА ФАЛЬСИФИКАЦИИ У К. ПОППЕРА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
769
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФАЛЬСИФИКАЦИЯ / СКЕПТИЦИЗМ / МАРКСИЗМ / ПСИХОАНАЛИЗ / РАЦИОНАЛИЗМ / ВЕРИФИКАЦИЯ / FALSIFICATION / SKEPTICISM / MARXISM / PSYCHOANALYSIS / RATIONALISM / VERIFICATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дагаев Рашид Рамазанович, Балиев Ислам Виситович

В статье предпринята попытка показать происхождение главной идеи философии К. Поппера - принципа фальсификации. Продемонстрировано, как попперовский критерий научности формируется в дискуссиях с марксизмом и психоанализом, также эксплицирована роль открытий Эйнштейна в формировании австрийского философа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE PRINCIPLE OF FALSE IN K. POPPER

The article attempts to show the origin of the main idea of the philosophy of K. Popper - the principle of falsification. It is shown how the Popper criterion of scientificness is formed in discussions with Marxism and psychoanalysis, and the role of Einstein's discoveries in the formation of the Austrian philosopher is also explicated.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРИНЦИПА ФАЛЬСИФИКАЦИИ У К. ПОППЕРА»

FORMA TION OF THE PR!NOPL E OF FA LSE fN K. POPPER DagaevRashid Ramazanovich, Senior Lecturer Ba He v Islam Visitovich, Assistant of Department

Department of Theory and Technology of Social Work, Chechen State University, Grozny, Chechen Republic

The article attempts to show the origin of the main idea of the philosophy of K. Popper - the principle of falsification. It is shown how the Popper criterion of scientificness is formed in discussions with Marxism and psychoanalysis, and the role of Einstein's discoveries in the formation of the Austrian philosopher is also explicated.

Keywords; falsification; skepticism; Marxism; psychoanalysis; rationalism; verification.

DOI 10.24923/2222-243X.2020-35.30

УДК 1

ВАК РФ 09,00,03

ФДагаевР.Р., 2020 £> Бал не в И. В., 2020

ФОРМИРОВАНИЕ ПРИНЦИПА ФАЛЬСИФИКАЦИИ УК ПОППЕРА

В статье предпринята попытка показать происхождение главной идеи философии К. Поппера - принципа фальсификации. Продемонстрировано, как попперовский критерий научности формируе гея в дискуссиях с марксизмом и психоанализом, также эксплицирована роль открытий Эйнштейна в фор мировании австрийского философа.

Ключевые слова: фальсификация; скептицизм; марксизм; психоанализ;рацио нализм; верификация.

ДАГАЕВ Рашид Рамазановшч, старший преподава тель

БАЛИЕВ Ислам Виситович, ассистент

кафедра Теории и техноло гии социальной работы, Чеченский государственный университет, Грозный, Чеченская Республика

Задача проследить возникновение интеллектуальной идеи иногда осложняется дефицитом биографического материала. В случае с Поппером эта проблема встает перед исследователем даже несмотря на то, что глава школы "критического рационализма" оставил после себя, кроме крупного корпуса сочинений, еще и свою интеллектуальную автобиографию. То, что в первую очередь запоминается при чтении "Неоконченного поиска", это очень незначительное внимание, которое Поппер уделяет своему интеллектуальному становлению. При этом автобиография богата пересказыванием того, что и так уже очень хорошо известно по основным работам философа. Вопросы социального характера завладели мышлением Поппера намного раньше, чем вопросы эпистемологии. Это, безусловно, объясняется еще и тем, что отец Поппера Симон Зиглиц Карл Поппер был юристом и проблемы социального характера для него представляли особый интерес По этому поводу мы можем привести воспоминания самого Полпера-младшего, которыми он делится в своей автобиографии: "Вид ужасающей? нищеты в Вене был одним из главных вопросов, которые волновали меня, когда я был еще маленьким ребенком, - настолько, что он никогда не выходил у меня из головы" П,с. 10]. Атмосфера, в которой Поппер воспитывался, по его же признанию, была книжной. Сочинения Платона, Бэкона, Декарта, Спинозы, Локка, Канта, Шопенгауэра и других известных мыслителей всегда были под рукой. Выли в этой библиотеке и труды Фрейда и Маркса, с которыми Поппер хорошо познакомился и через критику теорий которых в том числе он сформулирует в дальнейшем свой критерий фальсифицируемости.

Задолго до того, как венский философ стал известен во всем мире, сократические сомнения относительно знаний человека уже владели им. Пытливый ум юного Поппера озадачивался такими вопросами, как проблема бесконечности или, например, вопрос об универсалиях. В своих размышлениях молодой Поппер всегда обнаруживал склонность ставить знак вопроса там, где для других уже давно стояла точка. В возрасте около 15 лет перед философом стала проблема "истинного смысла слов", которую позже Поппер обозначит как проблему "эссенциализма" и с чем бескомпромиссно

будет бороться. Важнейшим результатом анти-эссенциализма (который в зачаточном виде уже содержался в юношеском возрасте) Поп-пера явилась его стойкая убежденность в том, что не существует такой вещи, как "точное понятие" [1, с. 31 ]. 8 дальнейшем это скажется на всей философии Полпера, которого до конца жизни будут раздражать споры о значениях слов и который одним из первых выступит с сомнениями относительно возможности создания точного научного языка, свободного от "метафизических бессмысленностей" - к чему, как известно, наиболее рьяно стремились представители Венского кружка, основные оппоненты Поппера в первой половине XX века.

Поскольку мы хотим показать, как идея фальсификации формировалась в философии Карла Поппера, нам придется выявить те несколько тропинок, по которым Поппер прокладывал свой путь в философию. И здесь нам необходимо снова вспомнить о том, о чем уже было сказано. Поппер действительно очень сильно переживал те социально-политические пертурбации, которые пришлись на его юность и зрелый период жизни. Не берясь за подробную реконструкцию исторической ситуации тех лет, отметим, что Поппер в 12 лет становится свидетелем Первой мировой войны, а в дальнейшем - повсеместной нищеты и насилия. Обостренное чувство справедливости не давало покоя будущему философу. И неслучайно, что важную роль в философском становлении Поппера сыграл марксизм, которым короткое время австрийский мыслитель был увлечен, "Около двух или трех месяцев я считал себя коммунистом", - напишет Поппер в своей автобиографии. Однако уже с ранних лет склонный к критическому осмыслению любой идеи, молодой человек быстро разочаровался в марксизме, И здесь мы обнаруживаем принципиально важный момент, который открывает новое пространство мысли для философа. Не углубляясь дальше в биографический контекст, дадим слово самому Попперу, который так описал случившееся с ним: "Я принял опасную веру некритично и догматично. Реакция на это сделала меня сначала скептиком; затем она привела меня, хотя и на очень короткое время, к отрицанию всего рационализма" [1, с. 37]. И, несмотря на то, что вера в рационализм будет одной из главных составляющих мировоззрения Поппера на всю оставшуюся жизнь, его скептицизм, явленный как неотъемлемая часть интеллектуальной честности, будет становиться все более требовательным. Именно

встреча с марксизмом, будет признаваться сам Поппер, сделает его фаллибилистом и откроет различия между догматическим и критическим мышлением.

Начинающий формировать ту философскую призму, через которую можно было бы разоблачать даже самые изощренно замаскированные догматические теории, владеющие умами миллионов людей, Поппер нуждался в последнем интеллектуальном импульсе на пути к собственной оригинальной философской концепции. И таким импульсом стал Альберт Эйнштейн - человек, влияние которого на Поппера трудно переоценить, бэтой связи ключевым для Карла Поппера стал 1919 год. Семнадцатилетний Поппер, уже полный сомнений относительно марксизмав том же году знакомится с "индивидуальной психологией" Альфреда Адлера и психоанализом Зигмунда Фрейда. И именно в 1919 году Поппер познакомился ст Альбертом Эйнштейном. Спустя более полувека, основоположник "критического рационализма" напишет по этому поводу: ",..я узнал об Эйнштейне, и это оказало господствующее влияние на мое мышление - в долгосрочной перспективе, возможно, самое важное влияние из всех" [1, с. 40),

Стоит напомнить, что 1919 год - важная дата в истории современной науки. В этом году британскими экспедициями были проверены предсказания, сделанные в рамках общей теории относительности Альбертом Эйнштейном. Английский астрофизик Артур Эддингтон, возглавлявший экспедицию в Западную Африку, сообщил о наблюдении отклонения света вблизи Солнца в момент полного затмения, что качественно и количественно подтвердило предсказания общей теории относительности. Вместе с этим окончательно было расшатано нерушимое здание ньютоновской физики, которая в рамках возникшей новой космологии уступила место более лучшему "приближению к истине"1.

О CU о OJ

-О X

я

т со

си Z

S

149

1 Рассказывая о своем разочаровании в марксиз Ме, Поппер указывает время между 1919-1920 гг. См: Поппер К. Неоконченный? поиск: Интеллектуальная автобиография. Стр. 38.

2 Понятие "приближение к истине" в данном случае езято е каеычки потому, что для Поппера на протяжении всей его ж из ми оно будет и с (тать принципиально важную роль. Само понятие истины & "Logik der Forschung" {1934 год) Поп пером старательно избегается, и будет им введено в более поздних работах под влиянием Тарского, интерн ре

гируя семантическую теорию истины которого

Поппер выдвинет теорию правдоподобности научных теорий.

Поппер обнаружил именно тот способ мысли, который полностью гармонировал с его интеллектуальной совестью. Отличительной чертой эйнштейновской физики было то, что ученый делал смелые предсказания в рамках сформулированной им теории, и эти предсказания можно было экспериментально проверить. Однако не менее важным было еще и то, что Эйнштейн, понимавший, что его общая теория относительности служитлишь в качестве более адекватного приближения к истине, чем теория Ньютона, тем не менее, не был ослеплен успешными подтверждениями своих предсказаний. Автор ОТО рассматривал собственную теорию лишь как промежуточное звено на пути кеще более общей теории \ Дадим слово самому Эйнштейну: "Для любой физической теории нет более подходящей судьбы, чем указать путь к более общей теории, в которой она останется в качестве предельного случая" [4, с, 77]. Эйнштейн был готов отказаться от своей теории, если ее предсказания не оправдаются. Именно в этом Поппер находил преимущество эйнштейновского духа науки "в отличие от догматического подхода Маркса, Фрейда, Адлера и их последователей: Эйнштейн искал решающие эксперименты, согласие которых с его предсказаниями ни в коей мере не утверждало бы справедливость его теории, в то время как несогласие, как он сам первым бы подчеркнул, показало бы, что его теория неприемлема" [1, с. 46].

Итак, мы можем обозначить время, когда скептицизм Поппера и его склонность к критическому осмыслению любой теории или идеи, с которыми он знакомился, получили самую мощную интеллектуальную санкцию. Именно в 1919 году Поппер приходит к выводу, что научный подход представляет из себя критический подход, для которого важно не накопительство огромного количества верификаций, а поиск решающих проверок, "которые могли бы опровергнуть проверяемую теорию, но никогда не утвердить ее истинность" [ 1, с. 46].

Таким образом, уже в 1919 году 17-летний Поппер ясно видел: "чем больше научные законы запрещают, тем больше они нам говорят" |2, с. 38], А чтобы выяснить, что именно научная теория "запрещает", согласно Попперу, ученый должен предоставить факты, столкновение с которыми приведет к фальсификации теории. Только наличие непустого класса потенциальных фальсификаторов делает теорию научной.

Однако принцип фальсификации пока только намечен как способствующий выявлению подлинно научных теорий. 8 дальнейшем Поппер продолжит разрабатывать идеи, которые в явной форме обозначились в 1919 году. Как справедливо отмечает один из главных исследователей творчества Поппера В.Н. Садовский и как подтверждает это автор "Логики научного исследования", эти идеи на протяжении всей жизни Карла Поппера получали самые различные трактовки в философском сообществе, которые порой бывали диаметрально противоположными тому, что в них утверждал автор. И это неудивительно, если учитывать, что в начале XX века идеи Поппера были в значительной степени противоположными тем философским концепциям, которые имели огромную популярность и господствовали, Достаточно назвать такие имена, как Бертран Рассел и Людвиг Витгенштейн с их логико-методологическими воззрениями, и в особенности деятельность М. Шлика, Р. Карна-па, Г. Рейхенбаха и других, которая оформилась в концепцию логического позитивизма, или неопозитивизма. В судьбе последней, как известно, Поппер, по его собственному убеждению, сыграет роль "палача". И хотя нельзя полностью согласиться с тем, что именно Поппер убил логический позитивизм 4, тем не менее, в следующем параграфе мы увидим, насколько важную роль он сыграл в выявлении принципиальных трудностей, содержащихся в доктринах неопозитивистов, которые последним так и не удалось преодолеть.

Еще в конце 1918 года Поппер, решив бросить школу, поступает в Венский университет,

7 В современной научной-популярной литературе {см., например, "Мечты об окончательной теории" С. Вайнберга) часто говорят о "теории все го" (не путать с философским пониманием подобной теории), описывающей все известные фундаментальные взаимодействия. Основной проблемой на пути к созданию такой теории считается то, что квантовая механика и общая теория относительности (ОТО) имеют разные области применения.

4 3 своей автобиографии Поппер отводит этому пункту отдельный параграф, озаглавленный вопросом "Кто убил логический позитивизм?" и ответственность за случившееся берет на себя. Необходимо отметить, что Поппер гораздо раньше писал о своей роли в упадке неопозитивизма, но поскольку в этой работе мы решили приблизиться к мысли философа исторически, то большая часть реконструкции ведется через "Неоконченный поиск" Поппера.

в начале вольнослушателем, так какой не имел аттестата {"Matura") вплоть до 1922 года, после чего он был зачислен в университет студентом. Педагогический институт предоставлял студентам возможность посещать лекции в Венском университете, и молодой Поппер воспользовался этой возможностью, В частности, будущий философ прослушал лекции математиков Вильгельма Виртингера, Филиппа Фурт-венглера, Эдуарда Хелли, Курта Рудмейстера и, прежде всего, Ганса Гана через знакомство с которым Поппер научился видеть историю мысли как последовательность проблем и поиска их решений [5, с. 8]. В это время Поппер самостоятельно изучает философию, В 1928 году он защищает диссертацию и начинает преподавать математику и физику в гимназии. Отмечая важность этого периода своей жизни, Поппер в автобиографии пишет: "Только после моего экзамена на докторскую степень я сложил два и два, и все мои ранние идеи встали на свое место. Я понял, почему ошибочная теория научного знания, которая царила со времен Бэкона, - что естественные науки являются индуктивными науками и что индукция является процессомустановления или оправдания теории? путем повторяющихся наблюдении? или экспериментов - имела такие глубокие корни. Причина состояла в том, что ученые должны были отделить свою деятельность от псевдонауки, а также от теологии и метафизики, и в качестве критерия такой демаркации они взяли метод индукции Бэкона. (С другой? стороны, они заботились об оправдании своих теории? путем ссылки на источник знания, сравнимый? в авторитетности с источниками религии.) Но у меня на протяжении многих лет уже был в руках лучший критерии? демаркации - проверяемость или фаль-сифицируемость" [1, с. 86]. Этот пассаж из "Неоконченного поиска" очередной раз показывает, что идея фальсификации пришла к Попперуеще задолго до публикации им основных работ по методологии науки.

После "Логики научного открытия" Поппер нескоро еще напишет крупную работу по логике и методологии науки. Лишь в 1963 году

5 Математик и логик Ганс Ган, вместе с физиком Ф. Франком, социологом и экономистом О. Нейритом и профессором прикладной математики Р. Фон Мизесом составляли ядро будущего Венского кружка. Именно Ганс Ган организовал приезд Морица Шлика в Вену в 1922 году, См. вступительную статью О. А. Назаровой к "Венскому кружку" Виктора Крафта.

выйдет книга под названием "Предположения и опровержения", в которой уже заметно перемена интересов Поппера отметодологичес-ких и логических проблем теории научного знания или эпистемологии к общей теории познания, философии сознания и эволюционной эпистемологии. Еще через девять лет выйдет "Объективное знание" - работа, в которой, кроме проблем индукции, фальсификациониз-ма, критического рационализма, правдоподобности научных теорий и др., излагаются полученные к моменту её написания результаты важнейших разработок {теории трёх миров, роли понятия "истина" в философии науки, проблем эволюционной эпистемологии и т. д.}. Надо отметить удивительную творческую активность Поппера, которую он сохранит до конца своей жизни. Кроме написания своих философских и социальных работ, Поппер также был активно вовлечен в дискуссии с раз-: личными мыслителями своего времени. В 1979 году была наконец опубликована ранняя работа Поппера, написанная им еще в 1920-е годы, - "Две основные проблемы теории познания" Упомянуть эту работу важно потому, что, по сути, она является первой основательной разработкой попперовской теории логики научного исследования. Как справедливо отмечает Садовский, именно идеи этой книги явились философскими предтечами попперов-ского антифундаментализма, демаркациониз-ма и антииндуктивизма. Еще через несколько лет, в 1982-1983 годах, под руководством У. Бар-тли III было опубликовано трехтомное дополнение к "Логике научного исследования", которое сегодня известно как "The Postscript to the Logic of Scientific Discovery"

В дальнейшем ключевые идеи философии науки Карла Поппера получили свое систематическое развитие в концепциях его учеников - Имре Лакатоса, Джозефа Агасси и других представителей "критического рационализма". Набросок, сделанный нами сейчас, еще не позволяет увидеть, как взгляды Поппера по многим вопросам, касающимся научных проблем, за долгий срок его творческой активности эволюционировали. По красноречивому выражению Н. И. Кузнецовой, "Поппер нарисовал яркую и драматическую картину научной жизни, в которой происходит непрерывная борьба теорий" [3, с. 51], и задача последовательно и всеохватно реконструировать эту картину представляется крайне трудной. Однако это не входит в цели данного исследования. При этом важно понимать, что критерий фальсифицируемости, происхожде-

О CU о OJ

-О X

я

m со

си Z

m ск

s

151

ние которого мы попытались эксплицировать, во всех ключевых работах Поппера сохранит свою значимость как демаркационная линия между наукой и псевдонаукой, а также станет темой обсуждения в работах многих известных философов науки минувшего столетия.

Примечания:

1. Поппер К. Неоконченный поиск: Интеллектуальная автобиография / пер, с англ. Андрея Карта шова, - М.: Праксис, 2014, - 290 с.

2. Поппер К. Логика научного исследования / К. Поппер; пер. с англ. В.Н. брюшинкина, А.Л, Никифорова, П.И. Быстрова, Д.Г.Лахути; под общ. ред.

B.Н.Садовского. - М.: Республика, 3004. - 447 с. -(Мыслители XX века).

3. Кузнецова Н. И. Наука в ее истории (методологические проблемы) : Монография. - М. : Наука, 1982. - С. 235.

4. Эйнштейн А.О специальной и общей теории от носительности (общедоступное изложение): пер. с 12то издания / под редакцией проф. С.Я. Ливши ца. Государственное издательство. М., 1922.-

C.80.

5. Gattei S. Karl Popper's Philosophy of Science. Rationality Without Foundations. Rout ledge Studies in the Philosophy of Science 5 (Books) // Rou Hedge; 1 edition (November 5, 2010). 154 p.

APPLICATION OF A SYNERGETIC APPROACH TO THE ANALYSIS OF SOCIAL INSTITUTIONS ON THE EXAMPLE OF FAMILY AND MARRIAGE RELATIONS

ignatyeva Natalya Nikolaevna, Senior Lecture/, Department of Foreign languages

Bukhabva Natalia Aleksandrovna, PhD of Sociological sciences, Associate Professor, Department of Humanities Nizhny Novgorod State Engineering and Economic University, Knyaginino

The article considers the possibilities of applying synergetics as a methodological basis for the study of family and marriage relations. Based on the analysis ofscientific works of modern domestic and foreign researchers, conclusions are made about the effectiveness ofsynergetic analysis of social structures and processes in order to identify their state at the time of research (the degree of the system stability, the variety offactors of its development - attractors, its proximity to qualitative changes - the point of bifurcation). The synergetic methodology also makes it possible to predict the invariants of the social subsystems development. According to the authors, family and marriage relations, within the synergetic approach, are a system with a high degree of self-organization, which, however, depends on a large variety of attractors that are not directly related to it. In modem society, the family is an institution that is undergoing qualitative changes along with its other elements, which makes it possible and necessary to analyze and forecast the prospects for its development.

Keywords; at tractor; bifurcation; variability; disequilibrium; self-organization; family and marriage relations; system; synergetics.

D0I 10.24923/2222-243X.2020-35.31

ПРИМЕНЕНИЕ СИНЕРГЕТИ ЧЕСКОГО ПОДХОДА К АНАЛИЗУ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ НА ПРИМЕРЕ СЕМЕЙНО-БРА ЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Рассмотрены возможности применения синергетики в качестве методологи ческой основы исследования семейно-брачных отношений. На основе анализа научных работ современных отечественных и зарубежных исследователей сделаны выводы об эффективности синергегического анализа социальных структур и процессов с целью выявления их состояния в момент исследования (степень стабильности в системе, разнообразие факторов ее развития ■ а ттракторов, близость к качественным изменениям ■• точке бифуркации), Синергетическая методология также позволяет осуществлять прогнозирование инвариантов развития социальных подсистем. По мнению авторов, семейно-брачные отношения, согласно синергетическому подходу, являют собой систему с высокой степенью самоорганизации, зависящую, тем не менее, от большого разнообразия аттракторов, напрямую не связанных с ней, В современном обществе семья представляет собой социальный институт, претерпевающий качественные изменения, наряду с другими элементами социальной системы, что дела ет возможным и необходимым анализ и прогнозирование перспектив ее развития.

Ключевые слова; аттрактор; бифуркация; изменчивость; неравновесность; самоорганизация; семейно-брачные отношения; система; синергетика.

В российской социально-философской традиции все большую распространенность приобретает синергетическая парадигма ана-

УДК 1

ВАК РФ 09,00,11

© Игна тьева Н.Н., 2020 & Бухалова Н.А., 2020

ИГНА ТЬЕВА Наталья Николаевна, старший преподаватель, кафедра Иностранных языков

БУХАЛОВА Наталы Александровна, кандидат социологических наук, доцент кафедры

Гуманитарных наук Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.