Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕСТИЖНОГО ИНТЕРЕСА К ЮВЕЛИРНОМУ ИСКУССТВУ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕСТИЖНОГО ИНТЕРЕСА К ЮВЕЛИРНОМУ ИСКУССТВУ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
70
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРЕСТИЖ / СТАТУС / ПРЕСТИЖНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / СИМВОЛЫ ПРЕСТИЖА / ДЕМОНСТРАТИВНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ / JEWELLERY / SOCIAL PRESTIGE / STATUS / PRESTIGE SELF-IDENTITY / PRESTIGE SYMBOLS / CONSPICUOUS CONSUMPTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гонсалес Полина Освальдовна

Целью исследования является формирование и анализ престижного интереса к ювелирному искусству в современной России. В статье рассмотрены такие культурологические понятия, как престижный интерес, демонстративное потребление, социальный статус, социальный престиж, престижная самоидентификация, символы престижа. Даётся определение феномену престижа как показателя социального статуса и индикатора протекания социальных процессов в обществе. Также оценивается проблема престижного интереса к ювелирному искусству, как одна из составляющих культурного интереса для современных россиян. Кроме того, прослеживается процесс реализации культурного интереса к ювелирному искусству в условиях современной России. Даётся авторская трактовка структуры культурного интереса к ювелирному искусству. Стиль и образ жизни показаны как непосредственные показатели престижа, являющиеся маркерами социальной и экономической успешности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE PRESTIGE INTEREST IN JEWELRY ART IN MODERN RUSSIA

The purpose of research is to form and analyse the prestige interest in jewellery in modern Russia. The article deals with such cultural concepts as prestige interest, conspicuous consumption, social status, social prestige, prestige self-identity and prestige symbols. A definition is given to the phenomenon of prestige as an indicator of social status and social processes in society. A problem of prestige interest in jewellery as a part of cultural interest for modern Russians is also assessed. In addition, the process of implementation of cultural interest in jewellery in modern Russia is analysed. The research features the author’s interpretation of the structure of cultural interest in jewellery. Being a marker of social and economic success, lifestyle is shown as a direct measurement criterion of prestige.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕСТИЖНОГО ИНТЕРЕСА К ЮВЕЛИРНОМУ ИСКУССТВУ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»



ОРМИРОВАНИЕ ПРЕСТИЖНОГО ИНТЕРЕСА К ЮВЕЛИРНОМУ ИСКУССТВУ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ УДК 008:739.2

https://doi.org/10.24412/1997-0803-2021-4102-59-66 П. О. Гонсалес

Московский государственный институт культуры, Химки, Московская область, Российская Федерация, e-mail: polinagonsales@yandex.ru

Аннотация: Целью исследования является формирование и анализ престижного интереса к ювелирному искусству в современной России. В статье рассмотрены такие культурологические понятия, как престижный интерес, демонстративное потребление, социальный статус, социальный престиж, престижная самоидентификация, символы престижа. Даётся определение феномену престижа как показателя социального статуса и индикатора протекания социальных процессов в обществе. Также оценивается проблема престижного интереса к ювелирному искусству, как одна из составляющих культурного интереса для современных россиян. Кроме того, прослеживается процесс реализации культурного интереса к ювелирному искусству в условиях современной России. Даётся авторская трактовка структуры культурного интереса к ювелирному искусству. Стиль и образ жизни показаны как непосредственные показатели престижа, являющиеся маркерами социальной и экономической успешности.

Ключевые слова: ювелирное искусство, социальный престиж, статус, престижная самоидентификация, символы престижа, демонстративное потребление.

Для цитирования: Гонсалес П. О. Формирование престижного интереса к ювелирному искусству в современной России // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 4 (102). С. 59-66. https://doi.Org/:10.24412/1997-0803-2021-4102-59-66

FORMATION OF THE PRESTIGE INTEREST IN JEWELRY ART IN MODERN RUSSIA

Polina O. Gonsales

Moscow State Institute of Culture, Khimki City, Moscow Region, Russian Federation, e-mail: polinagonsales@yandex.ru

Abstract: The purpose of research is to form and analyse the prestige interest in jewellery in modern Russia. The article deals with such cultural concepts as prestige interest, conspicuous consumption, social status, social prestige, prestige self-identity and prestige symbols. A definition is given to the phenomenon of prestige as an indicator of social status and social processes in society. A problem of prestige interest in jewellery as a part of cultural interest for modern Russians is also assessed. In addition, the process of implementation of cultural interest in jewellery in modern Russia is analysed. The research features the author's interpretation of the structure of cultural interest in jewellery. Being a marker of social and economic success, lifestyle is shown as a direct measurement criterion of prestige.

Keywords: jewellery, social prestige, status, prestige self-identity, prestige symbols, conspicuous consumption.

ГОНСАЛЕС ПОЛИНА ОСВАЛЬДОВНА - соискатель кафедры культурологии Московского

государственного института культуры GONSALES POLINA OSVALDOVNA - PhD student at the Department of Culturology, the Moscow State Institute of Culture

© Гонсалес П. О., 2021

For citation: Gonsales P. O. Formation of the prestige interest in jewelry art in modern Russia. The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2021, no. 4 (102), pp. 59-66. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1997-0803-2021-4102-59-66

Ювелирное искусство, как отрасль декоративно-прикладного искусства, занимает значительное место в культурном пространстве России, отражая её национальные, культурно-исторические традиции, участвующие в развитии самосознания личности и формировании престижности её интересов в общественной и культурной среде. Актуальность исследования ювелирного искусства обусловлена недостаточной разработанностью темы формирования и оценки состояния престижного интереса к ювелирному искусству в современной России. Задачами можно назвать выявление значения престижного интереса к ювелирному искусству как одного из составляющих культурного интереса в России, формирование критерия значимости в рамках ориентировочной оценки развития ювелирного искусства для современных россиян, анализ значимости престижного интереса к ювелирному искусству как маркера социальной и экономической успешности. Рассмотрение данных вопросов позволит дать оценку состоянию проблемы значения ювелирного искусства в шкале материальных и духовных ценностей человека.

Теоретическая значимость обсуждаемой проблемы заключена в расширении представлений в вопросе престижного интереса и возможностях для его решения в контексте ювелирного искусства, а также разработка нового направления этого исследования в данном разделе декоративно-прикладного искусства.

Практическая значимость данного материала может состоять в обеспечении качественного содержания отраслевых искус-

ствоведческих и маркетинговых журналов, а также в сфере профессионального и художественного образования в качестве учебно-методического материала для профессиональной подготовки будущих специалистов по данным специальностям.

В данной статье стоит задача дать оценку проблеме престижного интереса к ювелирному искусству как одной из составляющих культурного интереса для современных россиян. Объяснение феномена престижа как показателя социального статуса состоит в существовании явления социальной стратификации как одной из сфер духовной и материальной культуры общества.

Интерес был предметом исследования не только философов и культурологов, но и социологов, психологов, правоведов и т.д. Считается, что интерес является одним из главных стимулов человеческой деятельности, так как определяет его ценностные ориентиры. Культурология не оставила в стороне проблему культурного интереса, под которым подразумеваются культурные и интеллектуальные запросы человека, обусловленные его человеческими ценностями. То есть культурный интерес человека - это совокупность влияющих на него социальных институтов, таких как общество, образование, религия, семья, род деятельности, средства массмедиа и т.д.

Ювелирное искусство является частью общей культуры и имеет глубокую историческую значимость. В современной России культурный интерес к ювелирному искусству имеет социально-культурное значение, отражающее общий культурный уровень общества. Культурный интерес

к ювелирному искусству можно структурировать на эстетический, статусно-престижный, экономический, культурно-исторический, национальный и конфессиональный интересы.

Одним из элементов культурного интереса к ювелирному искусству является его престижная составляющая. В результате социализации, помимо культурного интереса, у человека существует ряд базовых потребностей, таких как потребности в социальных связях, в общении и внимании к себе, самоуважении, признании обществом, самовыражении и т.д. По мнению А. Маслоу, существует два типа потребностей - самоуважения (уверенность в себе, независимость, успешность) и потребность в уважении другими (престиж, репутация, статус, признание) [12, с. 89].

Русский философ начала XX века Н. А. Бердяев утверждал, что советская коммунистическая идеология транслировала такие национальные черты, как желание социальной справедливости и равенства, и тема престижа была несовместима с советской моралью и идеологией в связи с негативной оценкой интереса к вещам престижного статуса [1, с. 100]. 1917-1920-е годы - это период критического отношения к показному богатству как дореволюционному элементу мещанской красоты, символу старого мира. Идеология нового времени не предполагала дифференцирование людей по уровню материального достатка. В 30-х годах XX века, в послевоенный период относительного благополучия и стабильности наблюдались предпосылки возрождения интереса к потреблению материальных благ, в том числе ювелирного искусства. Во второй половине XX века советская система испытывала влияние западной культуры потребления, что впоследствии, к 1970-1980-м

годам, привело к кризису социалистических ценностей в обществе и переходу к ценностям нового материализма постперестроечной России [7, с. 129]. К концу XX века ювелирное искусство прочно заняло своё место в системе культурных и материальных ценностей общества переходного периода.

В настоящее время в России проблема престижа актуальна, требует всестороннего исследования, систематизации и поиска новых методов исследования.

Явление престижа определяется как социальное, философское и психологическое явление, обусловленное существующей в данном обществе системой ценностей: экономических, культурных, духовных и т.д., и сформированное под влиянием культуры, традиций и менталитета в обществе.

Исходя из анализа современных представлений о структуре статусных потребностей россиян в социологических исследованиях, можно утверждать о наличии у них желания иметь престижное образование, высокий уровень достатка и оплату труда, соответствующую их ожиданиям, востребованную и интересную специальность, обладать возможностями для карьерного роста, иметь профессиональный статус, получить ценные навыки работы в профессиональной сфере и т.д. [15, с. 20]. Что касается изменений престижных интересов личности, можно утверждать, что молодёжь имеет несколько более высокие запросы в этой области, чем остальные россияне [15, с. 20].

В процессе перехода общества от удовлетворения физических потребностей к социокультурным, у людей возникла необходимость в демонстрации и повышении своего социального статуса и престижа, а также в общественном одобрении. С точки зрения психологии стремление к престижу

является врождённым свойством структуры человеческой личности, присущим всем без исключения людям и формируемым в процессе социализации. Ценность престижа заключается в удовлетворении потребности в самоутверждении, признании, уважении и реализации своего потенциала. Другой функцией престижа можно считать психоэмоциональную защиту путём повышения самооценки и формирования статусного барьера [14, с. 20]. Таким образом, социальную престижность можно рассматривать как с внешней стороны (социальный статус), так и с внутренней (духовно-нравственные, эстетические, профессиональные качества личности).

Существует несколько подходов к изучению проблемы престижа: психодинамический подход, отражающий проблему компенсации чувства неполноценности; гуманистический подход, раскрывающий явление престижа как потребность в одобрении, признании, уважении; а также мо-тивационный подход, изучающий связь престижа и мотивации деятельности человека [11, с. 26]. На сегодняшний день под понятием престижа подразумевается культурный регулятивный механизм, с помощью которого общество влияет на поведение и межличностные отношения людей [2, с. 156].

Известно, что одним из главных мерил, определяющим статус человека в обществе, является его благосостояние, которое в корне меняет его образ жизни, так же как и материальное благополучие. Высокий социальный статус человека увеличивает его положительную оценку обществом, и она ценится человеком больше, чем материальная составляющая его жизни и значительно влияет на формирование его поведенческих установок.

Стиль и образ жизни, сформированные видением престижа, являются маркерами социальной и экономической успешности разных групп населения. Символы престижа - это оценочные индикаторы, критерий, знак отличия и граница между социальными группами. Под этим символами-маркерами безошибочно узнаются и идентифицируются представители одной социальной группы по принципу «свой - чужой». Процесс дифференциации «свой - чужой» наделяет круг «чужих» неприемлемыми для «своих» качествами, тогда как поведение «своих» не вызывает противоречий. Классовая дифференциация проводится по ряду признаков, таких как уровень образования, профессия, материальные и духовные ценности, но первичными в оценке становятся внешние признаки престижа - брендовая одежда, дорогие аксессуары и ювелирные украшения. С помощью дихотомии формируется система восприятия «мы - они», в представлении современных россиян «чужим» считается представитель иной социальной группы. Так создаются социальные границы и дистанции между людьми, находящимися на разных ступенях социальной лестницы, и закрепляется система социальных неравенств. Чтобы соответствовать желаемой социальной группе, нужно не только поддерживать определённый стиль жизни, но и активно его демонстрировать. Закреплённые социальной группой опознавательные знаки дают возможность консолидации в рамках одного социального слоя. Стиль и образ жизни также являются индикаторами престижа, но проявляются в паттернах поведения, выборе форм досуга и трудовой деятельности, возможностях самореализации и уровне экономических возможностей. Уровень массового сознания и общей куль-

туры формирует культуру потребления этого общества.

Стремление к обладанию атрибутами высокого социального статуса является показателем желания пользоваться социально-экономическими привилегиями через приобретение символов престижа. Психологические особенности человека заставляют его стремиться к элементам успешной жизни хотя бы иллюзорно, с помощью приобретения и обладания символами престижа. Для предметов престижа важна не столько практическая и эстетическая ценность, сколько демонстрация статуса его владельца.

Одним из проявлений престижа является мода, выполняющая функции символьного опознания, а также своего рода иллюстрации статуса человека в обществе и социальной группе. Частая сменяемость и высокая стоимость модной продукции делает невозможным её приобретение группами населения с низким уровнем достатка. Немецкий философ и социолог Г. Зиммель сформулировал теорию моды, где ключевой идеей была психологическая тенденция к подражанию. По мнению Зиммеля, мода носит классовый характер, является способом социальной адаптации и проявления солидарности внутри своего круга, а также сегрегации от тех, кто ему не соответствует. Социальный аспект моды - связывать и разъединять, посредством моды элита демонстрирует недосягаемую планку потребления, а все остальные стремятся ей соответствовать [9, с. 269].

Социальная стратификация, которая делится на экономический, профессиональный и политический типы, дифференцирует общество на классы и социальные группы, которые можно идентифицировать по уровню жизни, уровню доходов и потребле-

ния, качеству образования, роду деятельности, а также ряду материальных и духовных ценностей. Каждая социальная группа имеет свою индивидуальную систему групповых интересов [8, с. 5]. Внешние элементы престижа являются наглядными показателями социальной стратификации, которая и дифференцирует общество на социальные группы. Одним из критериев статуса общественной группы является политический, экономический, социальный и социокультурный престиж. Главной функцией элементов престижа можно назвать самопрезентацию и общественную демонстрацию своей социальной значимости. Престиж нуждается в демонстрации при помощи опознавательных знаковых средств через символы престижа. Таким образом, престиж является мерилом социальной значимости личности или социальной группы, а также методом стратифицирования и ранжирования в обществе в соответствии с их социальным статусом.

Термин «демонстративное (показное) потребление» был введён Т. Вебленом в 1899 году в книге «Теория праздного класса». По его мнению, престижное потребление несёт не столько утилитарные функции, сколько символическое значение, являясь показателем самого престижа. Веблен использовал данный термин применительно для высших слоёв общества, сейчас же демонстративное потребление характерно для всех без исключений. Демонстративное потребление имеет компенсаторный характер и несёт функции психологической и социальной адаптации [6, с. 7]. Потребление товаров роскоши является эмоционально ярко выраженным процессом, так как созерцание, приобретение и обладание объектами престижа приносит эстетическое удовольствие.

Современное российское общество, по мнению политиков и социологов, является очень неравномерным из-за сильного социального расслоения на сверхбогатых и малообеспеченных граждан, его отличает низкий объём дохода на душу населения, неравномерная социальная структура, неразвитость среднего класса и преобладание малообеспеченных слоёв населения [13, с. 25]. Несмотря на экономические кризисы, Россия после 2000-го года также вступила в фазу «общества потребления».

Ювелирные изделия являются исторически закреплённым символом достатка, престижа и высокого социального статуса, а также индикатором престижа. На ношение ювелирных изделий существует устойчивый социальный спрос, который обусловлен их символичностью. Несмотря на различия в доходах у всех категорий населения современной России, интерес к ювелирному искусству всегда был неизменно высок, так как каждая категория населения приобретает ювелирные изделия своего ценового сегмента. По данным журнала Jewellery, расслоение доходов россиян приводит к увеличению спроса на более доступный массовый сегмент ювелирной продукции [4, с. 4]. В современных российских условиях дизайн украшения отходит на второй план, косвенно это свидетельствует о глобальном экономическом кризисе - так как именно в кризис люди отдают предпочтение не столько эстетике, сколько вкладываются в реальную стоимость изделия [5, с. 2].

Таким образом, престиж можно назвать одним из важных индикаторов протекания социальных процессов в обществе. Ценность и значимость престижа заключены в его роли социального стра-тификатора и маркера социального благополучия личности. Так как процесс по-

требления носит социальный характер, он также выполняет коммуникационную и идентификационную функции. Из этого следует, что атрибуты престижа несут социальную ценность для своего обладателя, предоставляя ему возможность обрести чувство защищённости, удовлетворения, благополучия, превосходства, что позволяет занимать более значимые позиции в системе социальной иерархии. Потребительское поведение личности является результатом социального взаимодействия с обществом для удовлетворения жизненных потребностей, тогда как демонстрационное потребление - это удовлетворение престижного интереса. Престиж, как социальная ценность, может выступать в качестве обмена, например, на более внимательное отношение, на социальное одобрение, на укрепление своего статуса, на деньги и власть.

В результате исследования был сделан вывод, что престижный интерес к ювелирному искусству является социальной потребностью и частью культурного интереса. Культурные интересы отдельного человека формируются под влиянием культуры его социальной группы, образа жизни, материальных и духовных ценностей, личностных приоритетов и т.д. Ведущую роль в формировании престижного интереса играет общественное одобрение и признание. В современном российском обществе характер социального сознания определяет структуру престижных интересов и критерии престижности, в том числе в области ювелирной индустрии.

Престижный интерес является процессом, в результате которого у человека формируется интерес к предметам роскоши. Существует прямая зависимость между формированием и развитием престижно-

го интереса и социально-экономической ситуацией, складывающейся в стране.

Несомненно, ювелирная продукция является одним из атрибутов престижа, интерес к ней, несмотря на экономический спад, стабильно высок. Экономическая ситуация в стране обуславливает уровень доходов и расходов граждан, степень их притязаний и потребностей, что также указывает на их покупательную способность. Ювелирную продукцию рассматривают с экономической стороны - как элемент вложения и сохранения капитала. Каждая социальная

группа имеет свой сегмент ювелирной продукции: от изделий массового производства до изделий премиум-класса. За последние 20 лет значительно увеличилось количество заводов и мастерских по изготовлению ювелирной продукции, стали работать новые салоны и аукционы по продаже, возникли сайты и интернет-магазины, печатаются книги-каталоги и отраслевые журналы. Все эти факты дают основание считать, что интерес к ювелирному искусству для современных россиян продолжает оставаться актуальным.

Список литературы

1. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. Москва : Наука, 1990. 224 с.

2. Вебер М. Основные понятия стратификации // СоцИс. 1994. № 5. С. 147-156.

3. Веблен Т. Теория праздного класса : перевод с английского / вступ. ст. с. 5-56 С. Г. Сорокиной.

Москва : Прогресс, 1984. 367 с.

4. Веселая Е. Jewellery / Ювелирные украшения 2013. Москва, 2013. 368 с.

5. Веселая Е. Jewellery / Ювелирные украшения 2015. Москва : ООО Премьера Паблишинг, 2015. 288 с.

6. Воробьёв Г. А., Кумыков А. М., Пусько В. С., Агапова Е. А. Идеология и практика демонстративного

потребления в России в условиях архаизации массового сознания // Гуманитарий Юга России. 2019. Том 8 (38). № 4. С. 90-101.

7. Гурова О. Ю. Идеология потребления в советском обществе // Социологический журнал. 2005. № 4.

С. 117-131.

8. Заславская Т. И. Социальная структура современного российского общества // Общественные

науки и современность. 1997. № 2. С. 5-23.

9. Зиммель Г. Избранное. Том 2. Созерцание жизни. Москва : Юристъ, 1996. 607 с.

10. Кердан А. Б. Сущность феномена социальной престижности // Вестник Оренбургского

государственного университета. 2006. № 10-1 (60). C. 176-184.

11. Комлева В. В. Престиж как явление духовной жизни общества // Вестник Тамбовского

университета. Серия: Гуманитарные науки. 2000. № 4 (20). С. 26-32.

12. Маслоу А. Мотивация и личность / перевод с английского А. Татлыбаевой. Москва ; Санкт-

Петербург : Евразия, 1999. 478 с.

13. Печкуров И. В. Демонстративное потребительское поведение в современном российском обществе:

социально-философский анализ // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2019. № 2. С. 23-30. DOI: 10.23683/0321-3056-2019-2-23-29

14. Степанов О. В. Престиж личности в условиях трансформации российского общества : авто-

реферат диссертации на соискание учёной степени доктора социологических наук : 22.00.04 -Социальная структура, социальные институты и процессы / Степанов Олег Васильевич. Ростов-на-Дону, 2004. 39 с.

15. Тихонова Н. Е. Факторы жизненного успеха и социального статуса в сознании россиян // Вестник

Института социологии. 2018. № 4. Том 9. С. 11-43. DOI: 10.19181/vis.2018.27.4.536

References

1. Berdyaev N. A. The origins and meaning of Russian communism. Moscow, Akademizdatcenter "Nauka" RAS, 1990. 224 p. (In Russ.)

2. Weber M. Basic concepts of stratification. Sociological Studies. 1994, no. 5, pp. 147-156. (In Russ.)

3. Veblen T. Leisure Class Theory. Moscow, Progress Publishers, 1984. 367 p. (In Russ.)

4. Veselaya E. Jewellery 2013. Moscow, 2013. 368 p. (In Russ.)

5. Veselaya E. Jewellery 2015. Moscow, 2015. 288 p. (In Russ.)

6. Vorobyev G. A., Kumykov A. M., Pusko V. S., Agapova E. A. Ideology and practice of demonstrative

consumption in russia in the conditions of archaization of mass consciousness. Humanities of the South of Russia. 2019, vol. 8 (38), no. 4, pp. 90-101. (In Russ.)

7. Gurova O. Yu. Consumption ideology in the Soviet society. Sotsiologicheskiy Zhurnal. 2005, no. 4, pp. 117-

131. (In Russ.)

8. Zaslavskaya T. I. Social structure of modern Russian society. Social Sciences and Contemporary World.

1997, no. 2, pp. 5-23. (In Russ.)

9. Simmel G. Favorites. Volume 2. Contemplation of life. Moscow, The Publishing Group "Jurist", 1996. 607 p.

(In Russ.)

10. Kerdan A. B. Prestige as a phenomenon of society's spiritual life. Vestnik of the Orenburg State University.

2006, no. 10-1 (60), pp. 176-184. (In Russ.)

11. Komleva V. V. Prestige as a phenomenon of the spiritual life of society. Tambov University Review.

Series: Humanities. 2000, no. 4 (20), pp. 26-32. (In Russ.)

12. Maslow A. Motivation and personality. Moscow, St. Petersburg, Publishing House "Eurasia", 1999. 478 p.

(In Russ.)

13. Pechkurov I. V. Demonstrative consumer behavior in the modern Russian society: social-philosophical

analysis. University News. North-Caucasian Region. Social Sciences Series. 2019, no. 2, pp. 23-30. DOI: 10.23683/0321-3056-2019-2-23-29 (In Russ.)

14. Stepanov O. V. Prestige of personality in the conditions of transformation of Russian society. Synopsis

dr. sociolog. sci. diss. Rostov on Don, 2004. 39 p. (In Russ.)

15. Tikhonova N. E. Factors of success in life and social status in the minds of Russians. Bulletin

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

of the Institute of Sociology. 2018, no. 4, vol. 9, pp. 11-43. DOI: 10.19181/vis.2018.27.4.536 (In Russ.)

*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.