Кореняко В.А., Бородаев В.Б. Металлические изделия эпохи бронзы с поселения Фирсово-I // Ползуновские чтения 1993 года. Змеиногорск, 1993. С. 77-84.
Смирнова В.Х., Тишкин А.А. Археологические коллекции Змеиногорско-го музея // Сохранение и изучение культурного наследия Алтая. Барнаул, 2000. Вып. XI. С. 302-303.
Тишкин А.А. Исследование одного разрушенного кургана раннескифско-го времени в Змеиногорском районе // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Барнаул, 1996. Вып. VII. С. 119-123.
Тишкин А.А., Казаков А.А., Бородаев В.Б. Третьяковский район. Памятники археологии // Памятники истории и культуры юго-западных районов Алтайского края. Барнаул, 1996. С. 194-210.
Е.в. Шелепова
Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия
формирование представления об археологии большого АлтАя во второй ПоловинЕ XIX в.
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ «Изучение историко-культурного наследия Западной Монголии в XIX - начале XX в.» (№°12-31-01222а2)
Интенсивному развитию российского востоковедения во 2-й половине XIX в. способствовали благоприятные изменения в политических отношениях с Цинской империей, что позволило приступить к научному исследованию до сих пор неизвестных территорий, к которым относилась Монголия [Шелепова, 2012]. С 1865 г. в изданиях ИРГО публикуется целая серия заметок и сообщений о путешествиях, преимущественно с торговой целью, и разведывании путей в пределы Западной Монголии и Китая (статьи А. Принтца, Я.П. Шишмарева, М.И. Венюкова, И.В. Падерина, К. Павлинова и др.). Но задачи организованных Императорской Академией наук, Императорским Русским географическим обществом (ИРГО) экспедиций этим не ограничивались. Осуществлялся сбор разнообразных свидетельств о государствах и народах Центральной Азии, их культурном взаимодействии в древности и средневековье.
В ходе комплексных обследований появилось и стало наполняться конкретным содержанием такое понятие, как «Большой Алтай». Сейчас под ним преимущественно понимается регион на границе четырех крупнейших государств - России (Алтайский край и Республика Алтай), Казахстана (Восточный Казахстан), Китая (Синьцзян-Уйгурский автономный район) и ряда аймаков Западной Монголии (прежде всего Баян-Ульгийский и Ховдский).
Археологические открытия способствовали рассмотрению Большого Алтая не только как уникальной природно-географической области, но и в единстве протекавших там в древности и средневековье
культурно-исторических процессов. Основой для создания современных хронологических схем изучения Алтая и Западной Монголии как части Большого Алтая стали исследования второй половины XIX в. Открытия тюркских рунических памятников в центральной части страны поставили вопрос об обнаружении аналогичных объектов на других территориях. Впервые обозначивший проблему выделения тюркской культуры, В.В. Радлов способствовал организации исследований к западу от Орхона. Сам он еще в 1870 г. побывал в районе г. Ховда и отмечал, что формы каменных надгробных сооружений из Западной Монголии (особенно херексуров) не похожи на алтайские, енисейские, хакасские варианты [Радлов, 1989, с. 414-415]. Но отнести херексуры к какому-то конкретному периоду истории ученый затруднялся, так как еще никто подобные курганы не раскапывал [Радлов, 1989, с. 420].
Вопросы исторической географии рассматривал Н.М. Ядринцев. За период 1878-1880 гг. он обследовал значительную часть Алтая - долины Катуни, Берели, Чулышмана, Улагана, Башкауса, Аргута, район Телецкого озера [Ядринцев, 1890]. А с 1889 г. сосредоточился на изучении тюркских памятников долины Орхона. Во время поездок на Алтай и в Монголию он наблюдал распространение погребальных сооружений и каменных изваяний [Ядринцев, 1883, с. 198-199]. Проанализировав данные китайских письменных источников, Н.М. Ядринцев [1883, с. 200, 203] сделал вывод, что истоки культуры племен, населявших Южную Сибирь в древности, следует искать в Монголии. Он писал, что каменные изваяния известны по всей сибири, но их происхождение связано с Монголией, с племенами, сохранившими «...обычай ставить на могилах фигуры» [Ядринцев, 1883, с. 200]. Население, изготовившее изваяния, якобы обладало высоким уровнем развития культуры.
Отдельное внимание Н.М. Ядринцев [1901] уделил херексурам, которые в основном встречаются в горных местах: в Забайкалье, по Селенге, Орхону, толе, а также Южному хангаю и Монгольскому Алтаю. Правда, об их распространении на территории Большого Алтая (а в понимании Н.М. Ядринцева это область к западу от предгорий Хангая) практически ничего неизвестно за исключением сведений, собранных Г.Н. Потаниным [Ядринцев, 1892, с. 36]. Поэтому археологические обследования этой зоны имеют хорошую перспективу.
На основе собранной информации Н.М. Ядринцев [1890, с. 260261] пытался установить историко-географическую локализацию таких племен, как тюрки, уйгуры, монголы. Следуя теории к. Риттера, он отмечал, что природное окружение определило специфику кочевой культуры [Ядринцев, 2000, с. 263].
Об определяющем влиянии природно-географических факторов говорил Г.Н. Потанин. На Алтае и в Западной Монголии он первым обнаружил значительное количество ритуальных комплексов эпохи
бронзы, раннескифского времени и периода раннего средневековья. Благодаря исследованиям ученого стала известна уникальная культура херексуров и «оленных» камней [Шелепова, 2013а]. На основе западно-монгольских материалов Г.Н. Потаниным [1881, фиг. 1-24] разработана типология херексуров, предложена классификация вертикально установленных камней [Потанин, 1881, с. 64]. Ученый обратил внимание на важную особенность: «оленные» камни связаны не только с курганами, но могут находиться на специальных площадках (сейчас они называются «жертвенниками»), а иногда их можно встретить отдельно.
К середине 1890-х гг. знания об археологии Большого Алтая существенно обогатились. Отдельную страницу в оформлении представления о культурно-историческом единстве западной части Монголии и Алтая занимают исследования Д.А. Клеменца [Шелепова, 2013б]. В 1885-1889 гг. он объехал районы, пограничные с Монголией [Voyages de Dmitri Klementz, 1899, с. 308]. В 1891 г. участвовал в работе экспедиции В.В. Радлова, организованной Императорской Академией наук. Ее основная цель заключалась в дообследовании орхонских древностей, открытых Н.М. Ядринцевым. Но перед Д.А. Клеменцем стояли и другие научные задачи: установить историко-культурные связи орхонских и минусинских памятников, а также выявить тюркские объекты к западу от Орхона. После самостоятельных экспедиций в Монголию в 18941898 гг. д.А. Клеменц уже вполне определенно говорил об этнокультурной и природно-географической близости Западной Монголии и Алтая, Восточной Монголии и Забайкалья [Клеменц, 1896, с. 41]. Большой Алтай и прилегающие области он рассматривал как исконную территорию проживания тюркских племен, тем самым предвосхитив появление современных концепций [Тишкин, 2007, с. 192-194].
Кроме того, во время поездки 1894 г. Д.А. Клеменц обследовал западные склоны Хангая, Гобийского Алтая, долины Орхона и его притоков, что позволило ему писать о географическом и историческом районировании Монголии, распространении херексуров и других археологических памятников. Д.А. Клеменц [1895, с. 271] считал, что оставившее херексуры население в небольшом количестве проживало в Гобийском Алтае, но центр культуры находился в Хангае. Она существовала долго, о чем свидетельствует фиксируемое разнообразие в оформлении курганов. Если Г.Н. Потанин ранее писал, что херексуры встречаются только к северу от Гоби, то Д.А. Клеменц уточнил его предположения. Оказалось, что наиболее сложные формы подобных курганов распространены как раз в западной части Большого Алтая и Хангае с его предгорьями, чего нельзя сказать об Урянхайской земле и Минусинском округе, территории Забайкалья [Клеменц, 1916, с. 186].
При обнаружении в долине Хойту-Тамира тюркских оградок с рядами камней ученый написал, что «...как известно, подобные могилы многократно находили на Алтае гг. Ядринцев и Потанин» [Архив восто-
коведов СПбФ ИВР РАН. Ф. 28. Оп. 1. Д. 88. Л. 35]. И далее справедливо подчеркивал, что эти «могилы» в Минусинском округе не встречаются.
Таким образом, к началу XX в. в российском востоковедении оформилось общее представление о природно-географическом и историческом своеобразии Центральной Азии. О Русском и Монгольском Алтае как единой территории писали В.В. Сапожников, П.К. Козлов, Й.Г. Гранё и др.
согласно современным представлениям в период поздней бронзы и раннескифское время Большой Алтай имел свою этнокультурную историю, тесно связанную с развитием археологических культур в Горном Алтае, Восточном Казахстане, Туве и Северо-Западном Китае (Синьцзян). Совокупность полученных с середины XIX в. данных раскрывает направленность, характер и интенсивность таких взаимодействий.
Библиографический список
Клеменц Д.А. Краткий отчет о путешествии Д. Клеменца по Монголии за 1894 г. // Известия Императорской Академии наук. СПб., 1895. Т. III. С. 261-274.
Клеменц Д.А. Письма с дороги // Восточное обозрение. Иркутск, 1896. №6. С. 41.
Клеменц Д.А. Письмо в Императорскую Академию наук // Известия ВСИРГО. Иркутск, 1916. Т. XLV. С. 184-187.
Потанин Г.Н. Очерки Северо-Западной Монголии (Результаты путешествия, исполненного в 1876-1877 гг. по поручению Императорского Русского географического общества): в 3-х вып. СПб., 1881. Вып. II. 280 с.
Радлов В.В. Из Сибири (страницы дневника). М., 1989. 718 с.
Тишкин А.А. Создание периодизационных и культурно-хронологических схем: исторический опыт и современная концепция изучения древних и средневековых народов Алтая. Барнаул, 2007. 356 с.
Шелепова Е.В. Изучение памятников истории и культуры Западной Монголии в XIX - начале XX в. // Известия АлтГУ 2012. №4-2(76). С. 215-221.
Шелепова Е.В. Историко-культурные исследования Д.А. Клеменца в Монголии // Известия АлтГУ. Сер.: История. Политология. 2013б. №4(1). С. 88-96.
Шелепова Е.В. История изучения «оленных» камней Западной Монголии в XIX - начале XX в. // Вестник ТГУ История. 2013а. №2 (22). C. 142-145.
Ядринцев Н.М. Отчет и дневник о путешествии по Орхону и в Южный Хангай в 1891 г. СПб., 1901. 54 с.
Ядринцев Н.М. Сочинения. Т. 2: Сибирские инородцы, их быт и современное положение. Тюмень, 2000. 333 с.
Ядринцев Н.М. Описание сибирских курганов и древностей // Древности: Труды Императорского московского археологического общества. М., 1883. Т. 9, вып. II и III. С. 181-205.
Ядринцев Н.М. Путешествие на верховья Орхона, к развалинам Каракорума // Известия ИРГО. СПб., 1890. Т. XXVI. Вып. 4. С. 257-271.
Ядринцев Н.М. Предварительный отчет об исследованиях по р. Толе, Орхону и в Южном Хангае члена экспедиции Н.М. Ядринцева // Сборник трудов Орхонской экспедиции. СПб., 1892. Вып. I. С. 27-40.
Voyages de Dmitri Klementz en Mongolie Occidentale // Bull de la Societe de Geografie. Paris, 1899.