Научная статья на тему 'Формирование представления об археологии Большого Алтая во второй половине XIX в'

Формирование представления об археологии Большого Алтая во второй половине XIX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
48
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование представления об археологии Большого Алтая во второй половине XIX в»

Кореняко В.А., Бородаев В.Б. Металлические изделия эпохи бронзы с поселения Фирсово-I // Ползуновские чтения 1993 года. Змеиногорск, 1993. С. 77-84.

Смирнова В.Х., Тишкин А.А. Археологические коллекции Змеиногорско-го музея // Сохранение и изучение культурного наследия Алтая. Барнаул, 2000. Вып. XI. С. 302-303.

Тишкин А.А. Исследование одного разрушенного кургана раннескифско-го времени в Змеиногорском районе // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Барнаул, 1996. Вып. VII. С. 119-123.

Тишкин А.А., Казаков А.А., Бородаев В.Б. Третьяковский район. Памятники археологии // Памятники истории и культуры юго-западных районов Алтайского края. Барнаул, 1996. С. 194-210.

Е.в. Шелепова

Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия

формирование представления об археологии большого АлтАя во второй ПоловинЕ XIX в.

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ «Изучение историко-культурного наследия Западной Монголии в XIX - начале XX в.» (№°12-31-01222а2)

Интенсивному развитию российского востоковедения во 2-й половине XIX в. способствовали благоприятные изменения в политических отношениях с Цинской империей, что позволило приступить к научному исследованию до сих пор неизвестных территорий, к которым относилась Монголия [Шелепова, 2012]. С 1865 г. в изданиях ИРГО публикуется целая серия заметок и сообщений о путешествиях, преимущественно с торговой целью, и разведывании путей в пределы Западной Монголии и Китая (статьи А. Принтца, Я.П. Шишмарева, М.И. Венюкова, И.В. Падерина, К. Павлинова и др.). Но задачи организованных Императорской Академией наук, Императорским Русским географическим обществом (ИРГО) экспедиций этим не ограничивались. Осуществлялся сбор разнообразных свидетельств о государствах и народах Центральной Азии, их культурном взаимодействии в древности и средневековье.

В ходе комплексных обследований появилось и стало наполняться конкретным содержанием такое понятие, как «Большой Алтай». Сейчас под ним преимущественно понимается регион на границе четырех крупнейших государств - России (Алтайский край и Республика Алтай), Казахстана (Восточный Казахстан), Китая (Синьцзян-Уйгурский автономный район) и ряда аймаков Западной Монголии (прежде всего Баян-Ульгийский и Ховдский).

Археологические открытия способствовали рассмотрению Большого Алтая не только как уникальной природно-географической области, но и в единстве протекавших там в древности и средневековье

культурно-исторических процессов. Основой для создания современных хронологических схем изучения Алтая и Западной Монголии как части Большого Алтая стали исследования второй половины XIX в. Открытия тюркских рунических памятников в центральной части страны поставили вопрос об обнаружении аналогичных объектов на других территориях. Впервые обозначивший проблему выделения тюркской культуры, В.В. Радлов способствовал организации исследований к западу от Орхона. Сам он еще в 1870 г. побывал в районе г. Ховда и отмечал, что формы каменных надгробных сооружений из Западной Монголии (особенно херексуров) не похожи на алтайские, енисейские, хакасские варианты [Радлов, 1989, с. 414-415]. Но отнести херексуры к какому-то конкретному периоду истории ученый затруднялся, так как еще никто подобные курганы не раскапывал [Радлов, 1989, с. 420].

Вопросы исторической географии рассматривал Н.М. Ядринцев. За период 1878-1880 гг. он обследовал значительную часть Алтая - долины Катуни, Берели, Чулышмана, Улагана, Башкауса, Аргута, район Телецкого озера [Ядринцев, 1890]. А с 1889 г. сосредоточился на изучении тюркских памятников долины Орхона. Во время поездок на Алтай и в Монголию он наблюдал распространение погребальных сооружений и каменных изваяний [Ядринцев, 1883, с. 198-199]. Проанализировав данные китайских письменных источников, Н.М. Ядринцев [1883, с. 200, 203] сделал вывод, что истоки культуры племен, населявших Южную Сибирь в древности, следует искать в Монголии. Он писал, что каменные изваяния известны по всей сибири, но их происхождение связано с Монголией, с племенами, сохранившими «...обычай ставить на могилах фигуры» [Ядринцев, 1883, с. 200]. Население, изготовившее изваяния, якобы обладало высоким уровнем развития культуры.

Отдельное внимание Н.М. Ядринцев [1901] уделил херексурам, которые в основном встречаются в горных местах: в Забайкалье, по Селенге, Орхону, толе, а также Южному хангаю и Монгольскому Алтаю. Правда, об их распространении на территории Большого Алтая (а в понимании Н.М. Ядринцева это область к западу от предгорий Хангая) практически ничего неизвестно за исключением сведений, собранных Г.Н. Потаниным [Ядринцев, 1892, с. 36]. Поэтому археологические обследования этой зоны имеют хорошую перспективу.

На основе собранной информации Н.М. Ядринцев [1890, с. 260261] пытался установить историко-географическую локализацию таких племен, как тюрки, уйгуры, монголы. Следуя теории к. Риттера, он отмечал, что природное окружение определило специфику кочевой культуры [Ядринцев, 2000, с. 263].

Об определяющем влиянии природно-географических факторов говорил Г.Н. Потанин. На Алтае и в Западной Монголии он первым обнаружил значительное количество ритуальных комплексов эпохи

бронзы, раннескифского времени и периода раннего средневековья. Благодаря исследованиям ученого стала известна уникальная культура херексуров и «оленных» камней [Шелепова, 2013а]. На основе западно-монгольских материалов Г.Н. Потаниным [1881, фиг. 1-24] разработана типология херексуров, предложена классификация вертикально установленных камней [Потанин, 1881, с. 64]. Ученый обратил внимание на важную особенность: «оленные» камни связаны не только с курганами, но могут находиться на специальных площадках (сейчас они называются «жертвенниками»), а иногда их можно встретить отдельно.

К середине 1890-х гг. знания об археологии Большого Алтая существенно обогатились. Отдельную страницу в оформлении представления о культурно-историческом единстве западной части Монголии и Алтая занимают исследования Д.А. Клеменца [Шелепова, 2013б]. В 1885-1889 гг. он объехал районы, пограничные с Монголией [Voyages de Dmitri Klementz, 1899, с. 308]. В 1891 г. участвовал в работе экспедиции В.В. Радлова, организованной Императорской Академией наук. Ее основная цель заключалась в дообследовании орхонских древностей, открытых Н.М. Ядринцевым. Но перед Д.А. Клеменцем стояли и другие научные задачи: установить историко-культурные связи орхонских и минусинских памятников, а также выявить тюркские объекты к западу от Орхона. После самостоятельных экспедиций в Монголию в 18941898 гг. д.А. Клеменц уже вполне определенно говорил об этнокультурной и природно-географической близости Западной Монголии и Алтая, Восточной Монголии и Забайкалья [Клеменц, 1896, с. 41]. Большой Алтай и прилегающие области он рассматривал как исконную территорию проживания тюркских племен, тем самым предвосхитив появление современных концепций [Тишкин, 2007, с. 192-194].

Кроме того, во время поездки 1894 г. Д.А. Клеменц обследовал западные склоны Хангая, Гобийского Алтая, долины Орхона и его притоков, что позволило ему писать о географическом и историческом районировании Монголии, распространении херексуров и других археологических памятников. Д.А. Клеменц [1895, с. 271] считал, что оставившее херексуры население в небольшом количестве проживало в Гобийском Алтае, но центр культуры находился в Хангае. Она существовала долго, о чем свидетельствует фиксируемое разнообразие в оформлении курганов. Если Г.Н. Потанин ранее писал, что херексуры встречаются только к северу от Гоби, то Д.А. Клеменц уточнил его предположения. Оказалось, что наиболее сложные формы подобных курганов распространены как раз в западной части Большого Алтая и Хангае с его предгорьями, чего нельзя сказать об Урянхайской земле и Минусинском округе, территории Забайкалья [Клеменц, 1916, с. 186].

При обнаружении в долине Хойту-Тамира тюркских оградок с рядами камней ученый написал, что «...как известно, подобные могилы многократно находили на Алтае гг. Ядринцев и Потанин» [Архив восто-

коведов СПбФ ИВР РАН. Ф. 28. Оп. 1. Д. 88. Л. 35]. И далее справедливо подчеркивал, что эти «могилы» в Минусинском округе не встречаются.

Таким образом, к началу XX в. в российском востоковедении оформилось общее представление о природно-географическом и историческом своеобразии Центральной Азии. О Русском и Монгольском Алтае как единой территории писали В.В. Сапожников, П.К. Козлов, Й.Г. Гранё и др.

согласно современным представлениям в период поздней бронзы и раннескифское время Большой Алтай имел свою этнокультурную историю, тесно связанную с развитием археологических культур в Горном Алтае, Восточном Казахстане, Туве и Северо-Западном Китае (Синьцзян). Совокупность полученных с середины XIX в. данных раскрывает направленность, характер и интенсивность таких взаимодействий.

Библиографический список

Клеменц Д.А. Краткий отчет о путешествии Д. Клеменца по Монголии за 1894 г. // Известия Императорской Академии наук. СПб., 1895. Т. III. С. 261-274.

Клеменц Д.А. Письма с дороги // Восточное обозрение. Иркутск, 1896. №6. С. 41.

Клеменц Д.А. Письмо в Императорскую Академию наук // Известия ВСИРГО. Иркутск, 1916. Т. XLV. С. 184-187.

Потанин Г.Н. Очерки Северо-Западной Монголии (Результаты путешествия, исполненного в 1876-1877 гг. по поручению Императорского Русского географического общества): в 3-х вып. СПб., 1881. Вып. II. 280 с.

Радлов В.В. Из Сибири (страницы дневника). М., 1989. 718 с.

Тишкин А.А. Создание периодизационных и культурно-хронологических схем: исторический опыт и современная концепция изучения древних и средневековых народов Алтая. Барнаул, 2007. 356 с.

Шелепова Е.В. Изучение памятников истории и культуры Западной Монголии в XIX - начале XX в. // Известия АлтГУ 2012. №4-2(76). С. 215-221.

Шелепова Е.В. Историко-культурные исследования Д.А. Клеменца в Монголии // Известия АлтГУ. Сер.: История. Политология. 2013б. №4(1). С. 88-96.

Шелепова Е.В. История изучения «оленных» камней Западной Монголии в XIX - начале XX в. // Вестник ТГУ История. 2013а. №2 (22). C. 142-145.

Ядринцев Н.М. Отчет и дневник о путешествии по Орхону и в Южный Хангай в 1891 г. СПб., 1901. 54 с.

Ядринцев Н.М. Сочинения. Т. 2: Сибирские инородцы, их быт и современное положение. Тюмень, 2000. 333 с.

Ядринцев Н.М. Описание сибирских курганов и древностей // Древности: Труды Императорского московского археологического общества. М., 1883. Т. 9, вып. II и III. С. 181-205.

Ядринцев Н.М. Путешествие на верховья Орхона, к развалинам Каракорума // Известия ИРГО. СПб., 1890. Т. XXVI. Вып. 4. С. 257-271.

Ядринцев Н.М. Предварительный отчет об исследованиях по р. Толе, Орхону и в Южном Хангае члена экспедиции Н.М. Ядринцева // Сборник трудов Орхонской экспедиции. СПб., 1892. Вып. I. С. 27-40.

Voyages de Dmitri Klementz en Mongolie Occidentale // Bull de la Societe de Geografie. Paris, 1899.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.