Vasily Yakovlevich Shklyaruk,
Doctor of Sociology,
professor of the department of physical education and sports, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics
Yuriy ¡gorevich Vasekin,
PhD in Pedagogy,
associate professor of the department of physical education and sports, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics
Marina Petrovna Konovalova,
PhD in Pedagogy,
head of the department of physical education and sports, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics
УДК 61
Василий Яковлевич Шклярук,
доктор социологических наук, профессор кафедры физического воспитания и спорта, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова
Юрий Игоревич Васекин,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова
Марина Петровна Коновалова,
кандидат педагогических наук, зав. кафедрой физического воспитания и спорта, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВЬЕ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
В рамках современных исследований ученые обращаются к анализу проблемы формирования само-сохранительного поведения. Сегодня социальное самочувствие, значимость здоровья и его сохранения рассматриваются как важная составляющая аксиологического спектра жизнедеятельности человека. Ядро дюркгеймовской концепции - теория морали, важнейшая функция которой в рассмотрении процесса здоровьесберегающих практик через призму воспитания человека. Цель воспитания связывается с формированием человека с определенными приоритетами в поведении. Здоровье человека представляет собой социальную ценность. Его социальное поведение формируется исходя из целевых управленческих практик государства, внутренних мотивов личности.
Ключевые слова: здоровье, среда обитания, личность, образ жизни.
PROMOTING AWARENESS OF HEALTH AND LIFE EXPECTANCY
The article shows that in recent years many researches turn to the analysis of the problem of self-preserving behavior. Today, social well-being, importance of health and its preservation are regarded as an important component of the axiological spectrum of human life. The core of the Durkheim concept is the theory of morality, the most important function of which is to consider the process of health-saving practices through the prism of human upbringing. The goal of upbringing is to mold a person with certain behavioral priorities. Human health is a social value. Social behavior is shaped by state targeted practices and internal motives of the individual.
Keywords: health, habitat, personality, way of life.
Решение проблемы самосохранения населения невозможно без создания условий сохранения здоровья и увеличения продолжительности жизни в сложной неравновесной материальной и социальной среде обитания.
Проблема увеличения долголетия человека интересовала ученых, философов, врачей с древних времен. Размышляя о здоровье, о нормах и патологиях, ученые древности заметили, что здоровье зависит от образа жизни, среды обитания и поведения [17, с. 104-115]. Таким образом, проблема здоровья представляет собой результат длительного и сложного развития человека, окружающей среды и медицины. Изучение прошлого показывает, какое влияние на развитие представлений о здоровье и болезни оказывали различные фило-
софские направления и естествознания в целом. Многовековой опыт развития медицины предостерегает общество от необоснованных поспешных обобщений, от преувеличения значимости частных, не проверенных в течение определенного времени открытий.
В древние времена исследование процессов потери здоровья осуществлялось в рамках следующих концепций: реалистические (стихийно-материалистические), онтологические, анемические и божественные (демонические). Реалистические представления связывали заболевания, травмы, смерть с реальными факторами. В рамках онтологических представлений болезнь считалась внешним и враждебным человеку конкретным материальным живым существом, которое проникает, внедряется в
НБЫ1994-5094 ♦-
201 -♦
тело человека извне и тем самым вызывает болезненное состояние. Суть анемических воззрений на заболевания состояла в представлении о духах, заселяющихся в тело больного и связанных с этим способами исцеления. Идея божественного (демонического) происхождения болезней рассматривала их как следствие гнева богов, результат воздействия злых духов. Следовательно, излечение от болезней зависело лишь от сверхъестественных сил; отсюда распространение амулетов, заклинаний и заговоров, предохраняющих от злых сил [8; 14].
Размышляли о здоровье и болезни уже в Древней Индии представители школы веданты. Веданты означает «окончание Вед», а Веды (конец II - начало I тыс. до н.э.) - собрание гимнов на религиозные темы. Основателем школы веданты считается древнеиндийский мыслитель Бадараяна, составитель «Брама-сутры». Он и представители других философских школ заметили, что здоровье зависит от образа жизни, поведения. В Древней Индии здоровье считалось результатом нормального состояния трех начал организма: воздушного, слизи и желчи. Три органических начала связывались с системами организма: рлунг (нервная), мкрихс и бадкан (гуморальная).
В Древнем Китае уподобляли организм миру в миниатюре, а все процессы в нем - взаимоотношению пяти первоэлементов: огня, земли, воды, дерева и металла. В организме, как и во внешнем мире, предполагалась борьба двух полярных сил: Инь (женское) и Ян (мужское). Здоровье и болезнь определялись их соотношением. Возникла чжень-цзю-терапия - иглоукалывание и прижигание активных точек, которое облегчает передвижение особой жизненной энергии в организме и тем самым устраняет причину заболевания.
В Ассиро-Вавилонской медицине считали, что здоровье и болезнь зависят от злых и добрых духов, богов и дьяволов и могут меняться в своем течении под влиянием небесных светил. В Древнем Египте существовали представления о четырех основных элементах мира: воде, земле, огне и воздухе. В связи с этим возникли зачатки гуморального учения о четырех основных соках, носителей этих элементов, составляющих человеческий организм и определяющих его здоровье и болезнь. Было создано учение о пневме - особом содержащемся в воздухе невидимом и невесомом веществе, при вдохе поступающем в легкие, оттуда проникающем в сердце и далее по артериям расходящемся по всему телу.
Мыслители Древней Греции и Древнего Рима, откуда началось развитие современной западноевропейской культуры, оставили нам в наследство большое количество жизненных правил и полезных истин, которые и сегодня не потеряли своего значения. Согласно воззрениям философа древности Демокрита (460 г. до н.э.), каждый человек сможет прожить счастливую жизнь, если будет жить соответственно своей природе, соблюдая при помощи мудрости чувство меры, стремясь к справедливости и принимая на себя ответственность за свои поступки. Некоторые высказывания его актуальны и
для нашего современника. Социально значимое постигается в результате изучения среды обитания человека. «Цель жизни - хорошее расположение духа (эвтимия), при котором душа живет безмятежно и спокойно, не возмущаясь никаким страхом, ни боязнью демонов, ни какой-нибудь страстью. В чем действительно нуждается наше тело, то для всех легко, без особого труда и усилий достижимо» [18, с. 386-387]. Философ обращает внимание на то, что среда обитания человека определяет возможности сохранения и сбережения им здоровья. Исследование среды обитания требует труда, напряжения и направлено на продление жизни человека.
Сократ (470 г. до н.э.) вошел в историю как автор и создатель диалектического метода исследования истины, при котором изучаемый предмет рассматривается одновременно с двух сторон - положительной и отрицательной. Сократ обращает внимание на влияние на здоровье человека не только среды его обитания, но и его внутреннего мира, взаимодействия с другими людьми. «Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего не может» [9, с. 142-150].
Использовав материализм Демокрита и диалектику Гераклита при анализе медицинских явлений, Гиппократ (428-374 гг. до н.э.) создал учение о влиянии окружающей среды и условий жизни на здоровье. Основными причинами Гиппократ считал времена года, температуру воздуха, климат, свойства почвы, эпидемии; индивидуальными причинами - образ жизни, диету, возраст человека, его наследственность и наклонности. Он смотрел на болезнь как на изменяющееся явление, выделил три стадии заболевания: сырость (начало), сварение (середина), извержение (конец) [5, с. 84].
Платон (460-377 гг. до н.э.) развил учение о пневме, божественной душе. Пневма проникает в тело человека, причем в мозгу сообщает ему способности мыслить и чувствовать, в сердце согревает и в течении питает. Нарушение прохождения пневмы является источником многих болезней. Платон считал, что для соразмерности, красоты и здоровья требуется не только образование в области наук и искусства, но и занятие всю жизнь физическими упражнениями, гимнастикой [6, с. 12].
Древнегреческий мыслитель Аристотель (384322 гг. до н.э.) болезнь и здоровье называл результатами переходящих свойств человеческого поведения. Здоровье - один из количественных показателей развития человечества. Оно может быть «разделено на составные части, каждая из которых, будет ли их две или несколько, является чем-то одним, данным налицо» [3]. Здоровье населения города, отдельных индивидов зависит от окружающей среды, географического положения, жизнедеятельности, возможности качественного снабжения водой.
В трудах Эпикура (340 г. до н.э.) находим настоящий гимн философской мудрости, помогающей человеку сносить все тяготы жизни и прожить ее таким образом, чтобы она всегда ощущалась как дорогой подарок судьбы [19, с. 21-28].
Таким образом, в рамках социально-философских исследований заложены принципы анализа процессов сохранения здоровья. Формирование здоровьесохранительных практик исследователи рассматривают в рамках среды обитания человека, форм и видов отношений человека с другими людьми. Среди многочисленных философских школ Древней Греции и Древнего Рима можно выделить два основных подхода к рассмотрению процессов сохранения здоровья человека - оптимистический и пессимистический. Первый связывает с философами, которые утверждали, что среда обитания человека создает условия формирования здоровьес-берегающих практик. Второй связывает сохранение здоровья человека с поведением самого индивида, его взаимодействия с другими людьми. Индивид волен выбирать тот стиль жизни, который ему по душе. Здесь многое зависит от внутренних ресурсов самого человека, его поведения и образа жизни.
Развивает идеи оптимистической и пессимистической философии великий мыслитель Томас Мор (1478-1555). Он предложил рассматривать в рамках здоровьесберегающего поведения формирование общественного здоровья. Т. Мор считал, что прекрасное общественное здоровье является прямым следствием идеально организованного общества и замечательных условий жизни. Он рассматривал здоровье как результат поведения и действий человека, групп людей, общества в целом [1, с. 9].
Данный подход активно развивается в рамках современных исследований. Авторы обращаются к анализу проблемы формирования самосохрани-тельного поведения. Их цель - исследовать высшие смыслообразующие принципы как условия необходимого и общезначимого различия истинного [10, с. 169]. На первых порах речь шла только о формировании духовных, нравственных ценностях, однако сегодня социальное самочувствие, значимость здоровья и его сохранения уже ни у кого не вызывает сомнения и рассматривается как важная составляющая аксеологического спектра жизнедеятельности человека.
В последнее время специалисты в области социальной психологии отмечают у практически здоровых людей случаи информационных социальных срывов. В данном случае исследователи вынуждены говорить о явлении так называемого информационного социального стресса, когда способный и трудолюбивый человек без отдыха поглощает разного рода информацию, не переключается на другие виды деятельности, требующие внимания, и получает социальный невроз, расстройства социального взаимодействия. Основателем социальной психологии, ориентированной на исследование процессов формирования самосохранительного поведения через развитие практик физического и духовного развития человека, является Вильгельм Райх (1897-1957). Он первым стал развивать идеи радикальной социальной критики процессов само-сохранительного действия [16, с. 17]. Вильгельм Райх был первым, кто указал на зависимость духовного от состояния физического развития лич-
ности. Всякое наше переживание - гнев, печаль, радость, страх - находит свое выражение в характерных мышечных движениях, считал он. Отрицательные эмоции могут образовывать так называемый мышечный панцирь, цель которого - сдержать проявление отрицательного переживания и не дать ему распространиться. Снятие в процессе терапевтической работы всех мышечных панцирей восстанавливает у пациента способность к глубоким эмоциональным переживаниям.
Идеи В. Райха в области социальной психологии были впоследствии развиты многими учеными, среди которых А. Лоуэн, И. Рольф, М. Александер, М. Фельденкрайз. Работы этих, как и многих других практических психологов, являются прекрасным доказательством известного положения, что здоровое тело творит здоровый дух.
Э. Дюркгейм обращает внимание на то, что коллективное представление о социальном здоровье и есть результат процесса здоровьесберегаю-щих практик. Коллективное представление - результат «обширной, почти необъятной кооперации, которая развивается не только в пространстве, но и во времени. Для их создания множество различных умов сравнивали между собой, сближали и соединяли свои идеи и свои чувства, и длинные ряды поколений... накапливали свой опыт и свои знания» [7, с. 218]. Ядро дюркгеймовской концепции - теория морали, важнейшая функция которой состоит в рассмотрении процесса здоро-вьесберегающих практик через призму воспитания человека.
М. Вебер впервые комплексно проанализировал различные формы человеческого поведения, уточнил способы его формирования. Анлизируя человеческое поведение с присущими ему связями и регулярностью, он называл общественными действия, которые осмыслены, ориентированы на определенные ожидания, целерациональны относительно определенных ожиданий, содержат ориентацию на общественно значимые результаты [5, с. 491-506]. Несложно заметить, что действия и поведенческие стратегии индивида, влияющие на сохранность здоровья, исходя из данной методологии, необходимо относить к социальным. Социально ожидаемое поведение индивида может быть ориентировано на несколько систем установлений, противоречащих друг другу, в их комбинациях возможны варианты «неправильного» или «правильного» социально значимого поведения [4]. Данный подход позволяет сделать вывод о том, что формирование определенного стиля поведения внешне проявляется на уровне общих характеристик человека, его статуса, принадлежности к той или иной группе, вовлеченности в реализацию тех или иных стратегий, коллективных действий, достижения тех или иных социальных целей.
Можно сделать промежуточный вывод о том, что формирование самосохранения и самосохрани-тельного поведения представляет собой сложный комплекс процессов, активно взаимодействующих друг с другом, при этом необходимо учитывать
ISSN 1994-5094 ♦-
203 -♦
также влияние внешней среды. Здоровье человека представляет социальную ценность. А его социальное поведение формируется исходя из целевых управленческих практик государства, внутренних мотивов личности. При этом поведенческий человеческий потенциал рассматривается как результат и цель социального, социально-экономического, экономического, политического, демографического, культурного развития общества [20, с. 68].
Культура человека представляет собой всю совокупность небиологических, т.е. приобретенных [11, с. 170], а не врожденных аспектов жизни человека, которая отличает его от животных. По сути, формирование самосохранительного поведения является важным фактором развития общественной культуры, обеспечивающим экономический рост, системность обновления, устойчивость жизнедеятельности социума.
П.Ф. Лесгафт сформулировал общие принципы процесса формирования самосохранительного поведения. Он доказал, что эффективно развиваются процессы самосохранительного поведения в условиях наличия возможности в полном соответствии между умственной и физической деятельностью человека. П.Ф. Лесгафт указывает на необходимость создания условий для здоровой жизнедеятельности личности как первое и наиболее важное условие формирования самосохранительного поведения. Диспропорции поведенческих практик представляются как результат сочетания высоконравственной умственной личности со слабым, неразвитым биологическим телом. «Мысль и понимание могут быть, но не будет надлежащей энергии для последовательной проверки идей и настойчивого проведения и применения их на практике» [13, с. 57].
По сути, П.Ф. Лесгафт доказал, что существуют два важнейших фактора формирования самосо-хранительного поведения. Первый - среда обитания и жизнедеятельность человека. Второй - взаимосвязь и активизация интегрированного умственного и физического развития. «Между умственным и физическим развитием человека существует тесная связь. Умственный рост и развитие требуют соответствующего развития физического» [13, с. 59]. П.Ф. Лесгафт создал научный фундамент физической культуры как средства и фактора формирования самосохранительного поведения.
Можно согласиться с мнением ученых, согласно которому здоровье можно считать даром природы, но от человека и от общества зависит его сохранение на протяжении всего жизненного цикла. Непонимание значимости здоровья для полноценной человеческой жизни - это не только признак низкой общей культуры, но и самый настоящий социальный инфантилизм, поэтому его ограничение также служит цели самосохранения.
Всемирная организация здравоохранения представляет формирование самосохранительного поведения как результат трансформации всей жизнедеятельности человека. При создании нормальных условий жизни обеспечиваются процессы социаль-
ной саморегуляции, что приводит к формированию здоровьесберегающего поведения. Последнее нацелено на согласованное взаимодействие биологических органов человека и сбалансированность между трудовыми функциями личности и внешней социальной средой. Важный вывод экспертов Всемирной организации здравоохранения заключается в том, что система здравоохранения в современных условиях сопровождает, регулирует и стимулирует практики здоровьесберегающего поведения населения. Уточняются факторы, отрицательно воздействующие на процессы здоровьесберегающего поведения населения: несбалансированное питание, неприемлемая физическая нагрузка, курение, алкоголизм, наркомания, прием психоактивных веществ, травматизм, несоответствующие условия быта, жилья, экологии.
Несложно заметить, что положительные и отрицательные факторы проявляются как итог отсутствия полноценной культуры поведения человека, плохой сопротивляемости организма к воздействию вредных условий окружающей среды. Основной способ предотвращения негативных воздействий множества факторов - это здоровый образ жизни и поддержание условий среды обитания, уменьшающих вероятность заболевания человека, увеличивающих возможность продления творческого долголетия. Однако, как свидетельствуют результаты опроса, не все категории населения одинаково понимают это. Необходимо заметить, что самая большая трудность - это создание мотивации к здоровому образу жизни, формирование самосохранительного поведения личности. Обратимся к рекомендациям знаменитого ученого Н.М. Амосова, основная мысль которых заключается в том, что потеря здоровья - это результат не природы, не общества, а только самого стиля поведения человека. Человек болеет от вредных привычек, лени, жадности, неразумного действия и мыслей. «Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. Человек, к счастью, столь совершенен, что вернуть здоровье может почти всегда. Только необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней. Для здоровья одинаково необходимы четыре условия: физическая нагрузка, ограничение в питании, закаливание, время и умение отдыхать. И еще пятое - счастливая жизнь!» [2, с. 2].
Мы считаем, что теоретико-методологический подход к проблеме формирования самосохрани-тельного поведения наиболее близок к теории ва-леологии. Это объясняется тем, что в данной теории реализован наиболее комплексный подход к совершенствованию человека.
Здоровье как ценность, по мнению В. П. Петлен-ко [15], воспринимается личностью как комплекс поведенческих практик. Поэтому формирование самосохранительного поведения им представляется как процесс формирования потребностей в сохранении и диагностике здоровья. Важен вывод о том, что в новых условиях процесс формирования
самосохранительного поведения необходимо рассматривать в контексте становления и развития здоровьесохранительных ценностей человека. Процесс формирования самосохранительного поведения определяет становление ценностной ориентации, направленной на сохранение здоровья, которая затем преобразуется в человеческую деятельность и сохраняется в сознании.
Личность может воспринимать необходимость здоровья, но не осознавать его социальной значимости. В данном случае возможно формирование установки на укрепление здоровья. При этом данные установки очень устойчивы и в условиях изменения системы жизнедеятельности могут сохраняться в поведении человека.
1. АлексеевМ.П. Славянские источники «Утопии» Т. Мора. М., 1955.
2. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М., 1987.
3. Аристотель. Метафизика. Сочинения. Т. 1. М., 1975.
4. Вебер М. Избранные произведения / сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990.
5. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии // Западноевропейская социология XIX - начала XX в. / под ред. В.И. Добренькова. М., 1996.
6. Грот Н.Я. Очерк философии Платона. М., 1869.
7. Дюркгейм Э. Социология и теория познания. Хрестоматия по истории психологии. М., 1980.
8. Заблудский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левин М.М. История медицины. М., 1961.
9. Иванов В.Г. История этики Древнего Мира. Л., 1980.
10. Канке В.А. Философия. М., 2001.
11. Касьянов В.В. Социология. Ростов н/Д, 2001.
12. Козлов А.М., Косарев И.И. Гиппократ и морально-этические проблемы медицины. М.: I ММИ, 1983.
13. Лесгафт П.Ф. Собрание сочинений. М., 1951.Т. 1. Ч. 1.
14. Мультановский М.П. История медицины. М., 1967.
15. Петленко В.П. Валеология человека. Здоровье -любовь - красота: в 5 т. СПб. -Минск, 1997.
16. Райх В. Анализ характера. Лондон, 1935.
17. Рамонов А.В. Анализ статуса здоровья населения России с использованием интегральных показателей // Социологические исследования. 2012. № 3.
18. Таранов П.С. Философия изнутри. М., 1996. Т. 1.
19. Шахнович М.М. Христианизация эпикуреизма в эпоху Возрождения и раннего Нового времени // Христианская культура на пороге третьего тысячелетия: материалы науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 12-14 июня 2000 г.). СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000.
20. Шклярук В.Я. Формирование самосохранительного поведения в условиях перехода России к расширенному воспроизводству населения. Саратов: ССЭИ РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2015.