УДК 372.874
Психолого-педагогические науки
Лыжина Юлия Аркадьевна, студентка 2 курса направления подготовки «Педагогическое образование» профиль «Изобразительное искусство» Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет» Овсянникова Оксана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент,
заведующий кафедрой искусств Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет»
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛАХ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
И ТЕХНОЛОГИИ
Аннотация: В данной статье затрагивается проблема формирования представлений о народных художественных промыслах у учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства и технологии. В работе выделены и обоснованы методы, наиболее подходящие для решения данной проблемы. В статье представлены примеры заданий для реализации методов повтора, тестирования, метода наглядности, практического применения знаний. Используя рассмотренные методы на уроках, педагог может эффективно в доступной для обучающихся форме сформировать у детей представления об основных народных художественных промыслах.
Ключевые слова: народные художественные промыслы, метод повтора, метод тестирования, метод наглядности, метод практического применения знаний.
Annotation: This article addresses the problem of the formation of ideas about folk art crafts in primary school students in the lessons of fine art and technology. The work identifies and substantiates the methods that are most suitable for solving this problem. The article presents examples of tasks for the implementation of methods of repetition, testing, visualization method, practical application of knowledge. Using the methods discussed in the lessons, the teacher can effectively form children's ideas about the main folk art crafts in an accessible form for students.
Keywords: folk arts and crafts, the method of repetition, the method of testing, the method of visibility, the method of practical application of knowledge.
Постановка проблемы.
Каждому образованному человеку следует иметь базовое представление об истории своей страны. В первую очередь, этот вопрос волнует педагогов, ведущих работу с детьми начальной школы. Любовь к своей стране и родному краю следует прививать с малых лет. Общеобразовательные школы стараются давать детям знания об истории русской культуры посредством знакомства учащихся с народными художественными промыслами. Об этом писали Т.Я. Шпикалова, С. Б. Рождественская, С.П. Ломов, Н. В. Долгоаршинных, С.Е. Игнатьев и д. [2; 4; 5].
Обратимся к рассмотрению основных терминов и понятий. Установим сущность понятия «художественные промыслы». В толковом словаре русского языка Ожегова С. И. и Шведовой Н. Ю. понятие «промысел» трактуется как «мелкое ремесленное производство, обычно как подсобное занятие при основном, сельскохозяйственном». Художественный промысел - «изготовление народных художественных изделий» [3].
Согласно Большому толковому словарю по культурологи Б.И. Кононенко, народно-художественные промыслы - это «одна из форм народного художественного творчества, производство фольклорных художественных изделий» [1]. Промыслом можно назвать изготовление и украшение предметов быта различными высокохудожественными способами. Понятия «народные ремесла», «декоративно-прикладное творчество» народа также тесно связаны с народными промыслами.
В педагогических трудах подчеркивается необходимость проведения уроков изобразительного искусства и технологии на такие темы, как «Русские народные промыслы», «Представления о красоте русского народа (внешней и духовной), отраженные в искусстве» [2]. Такого рода темы встречаются в рабочих программах и методических материалах Т.Я. Шпикаловой, Б.М. Неменского. Изучение подобных тем довольно актуально в наше время. Такие занятия играют определенную роль в возрождении духовности русского человека, его национального характера.
Занимаясь на уроках изобразительного искусства и технологии традиционными промыслами, ребенок повышает навыки рисования, вырезания, лепки, композиционные навыки. У ребенка развивается мелкая моторика, образное и пространственное мышление, формируется эстетическое восприятие. Кроме того, занятие художественными промыслами способствует развитию усидчивости, улучшению памяти и внимания, так как многие виды народных промыслов предполагают кропотливую работу. Такие занятия могут способствовать общему повышению успеваемости в школе.
Народное творчество отличается яркостью красок, контрастностью рисунков, использованием в орнаментах геометрических мотивов, фигур животных и растений. Все это является привлекательным и понятным для детей, поэтому и доступным для изучения.
В современных школах если и происходит приобщение детей к народной художественной культуре, то не в полной мере. Об этом пишет С.Б. Рождественская в статье «Народные художественные традиции и
формирование личности». Она акцентирует внимание на том, что приобщение детей к народному искусству и творчеству протекает в основном в школе, дошкольных, внешкольных учреждениях, завершаясь в средних и высших учебных заведениях. Также С. Б. Рождественская пишет об утраченном престиже народного мастера, произведений народного искусства [4].
Таким образом, учащиеся начальной школы должны овладеть основными видами народного художественного творчества на уровне восприятия и повтора художественных изделий, индивидуальной творческой работы. Тогда можно говорить о сформированности у младших школьников представлений о народных художественных промыслах.
Для осуществления данной идеи будет эффективным использование следующих методов обучения:
- беседа;
- повтор;
- тестирование;
- анализ процесса и результатов деятельности детей;
- наглядность;
- практическое применение знаний.
Рассмотрим на конкретных примерах некоторые методы.
Повтор подразумевает воспроизведение отличительных элементов изделий (орнаментов, характерных для определенной школы народного мастерства). Это способствует закреплению теоретического материала, полученного в ходе беседы. Например, учащимся может быть предложено рассмотреть характерные для гжельской росписи элементы, повторить понравившиеся из них.
Тестирование позволяет выявить правильность усвоения материала. Как правило, тест - это распространенное средство проверки теоретических знаний. Это одна из форм педагогического контроля. Такой метод можно применять и для проверки знаний о русских художественных промыслах. Пример теста: Сопоставить элементы хохломской росписи и их названия:
2)
3)
4)
)) )) * * *
) ) ) )
А) Осочки
Б) Травинки
В) Капельки
Г) Усики
Д) Кустики
Е) Завитки
Детей стоит знакомить с народными художественными промыслами, при возможности демонстрируя реальные изделия, созданные мастерами прошлого или современные репродукции, изготовленные с соблюдением традиционной технологии. Дети наиболее эффективно воспринимают и усваивают материал, непосредственно знакомясь с предметом обучения. В этом заключается метод наглядности в обучении. Такой метод при обучении детей младшего школьного возраста(7-10 лет) особенно необходим, ведь в этом возрасте дети запоминают материал, опираясь на чувственный опыт: зрение, слух, осязание. В этой связи будет полезным организовать экскурсию в музей народного быта, народных промыслов.
Практическое применение знаний подразумевает непосредственную творческую деятельность учащихся. Для более глубокого познания художественных промыслов школьникам нужно не только слушать педагога, стараться механически скопировать узор или игрушку, но и создавать индивидуальные работы, используя собственное воображение. Задание может звучать так:
Составить композицию из элементов городецкой росписи:
Такая работа может быть выполнена и коллективно. Элементы росписи можно распечатать, вырезать и предложить ребятам вместе составить одну или несколько композиций. Тогда можно говорить и о развитии коммуникативных навыков у детей.
Выводы. На основе анализа методических материалов, рабочей программы и другой литературы мы постаралась разобраться в сущности понятия «народные художественные промыслы» и выделить наиболее эффективные методы, с помощью которых можно сформировать представление о народных художественных промыслах у учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства и технологии. С помощью описанных в работе методов обучения можно помочь детям овладеть основными видами народного художественного творчества на уровне восприятия, повтора художественных изделий индивидуальной творческой работы.
Список литературы:
1. Большой толковый словарь по культурологии [Текст]: словарь / Б.И. Кононенко. - Москва: Вече: АСТ, 2003. - 511 с.
2. Изобразительное искусство: 1-4 классы : рабочая программа / С.П. Ломов, Н.В. Долгоаршинных, С. Е. Игнатьев и др. - М. : Дрофа, 2017. - 41 с. [Электронный ресурс]. URL: https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/dd3/dd3 c2779464439539568b0bcb924ab68.pdf (дата обращения: 4.06.2020).
3. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: ООО «ИТИ Технологии», 2008. - 944 стр.
4. Рождественская С. Б.Народные художественные традиции и формирование личности. В сборнике: Русские народные традиции и современность. М.: Наука, 1995. [Электронный ресурс]ЦЕЬ: https://www.booksite.ru/fulltext/1/001/001/085/rojdest.htm (дата обращения: 4.06.2020).
5. Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство в 1 классе: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981. - 191 с.