Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАТЕМАТИКЕ КАК О МЕТОДЕ ПОЗНАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ: «ДРОБИ» В 5-6 КЛАССАХ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАТЕМАТИКЕ КАК О МЕТОДЕ ПОЗНАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ: «ДРОБИ» В 5-6 КЛАССАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
дроби / успеваемость / образование / fractions / academic performance / education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якимова И.В., Головина А.В.

В работе изучены основные причины неуспеваемости обучающихся 5-6 классов при изучении темы: «Дроби» и некоторые пути преодоления на основе собственного опыта работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Якимова И.В., Головина А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF IDEAS ABOUT MATHEMATICS AS METHOD OF COGNITION OF REALITY IN STUDY OF TOPIC: «FRACTIONS» IN GRADES 5-6

The paper examines the main reasons for the failure of students in grades 5-6 to study the topic: "Fractions" and some ways to overcome them based on your own work experience.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАТЕМАТИКЕ КАК О МЕТОДЕ ПОЗНАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ: «ДРОБИ» В 5-6 КЛАССАХ»

УДК 37 Якимова И.В., Головина А.В.

Якимова И.В.

учитель математики высшей квалификационной категории

Троицкая средняя образовательная школа (с. Троицкое, ГО Богданович, Свердловская обл., Россия)

Головина А.В.

учитель первой квалификационной категории Троицкая средняя образовательная школа (с. Троицкое, ГО Богданович, Свердловская обл., Россия)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАТЕМАТИКЕ КАК О МЕТОДЕ ПОЗНАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ: «ДРОБИ» В 5 - 6 КЛАССАХ

Аннотация: в работе изучены основные причины неуспеваемости обучающихся 5-6 классов при изучении темы: «Дроби» и некоторые пути преодоления на основе собственного опыта работы.

Ключевые слова: дроби, успеваемость, образование.

Человек подобен дроби: в знаменателе - то, что он о себе думает, в числителе то, что он есть на самом деле. © Л.Н. Толстой.

Согласно федеральному государственному стандарту образования предметные результаты должны отражать формирование представлений о математике как о методе познания действительности. Часто, при изучении темы обыкновенные дроби, обучающиеся сталкиваются с трудностями в понимании такого способа записи части величины.

В содержании рабочей программы по математике изучению темы: «Дроби» отводится довольно большое количество часов в 5 и 6 классах.

С трудностями в освоении данной темы сталкивается каждый третий обучающийся. В методике обучения математике накоплен большой опыт, разработаны различные методы профилактики и коррекции ошибок, но школьники продолжают выполнять задания с ошибками. Разработка методики преодоления и предупреждения ошибок у обучающихся 5-6 классов в большой степени зависит от выявления причин их возникновения. Психологи и опытные педагоги сходятся в мнениях, что основной причиной затруднений при обучении математике является несформированность мотивации, навыков построения внутреннего плана, недостаточный уровень контроля и самоконтроля.

Конкретные приемы преодоления затруднений учащихся 5-6 классов в обучении математике могут быть разными. Р. А. Жданова в своей работе отмечает, что неуспеваемость по математике связана с излишней конкретностью мышления, неумение отвлекаться от предметов и абстрагироваться. Такие обучающиеся не представляют мысленно условие задачи, но понимают гораздо быстрее, если продемонстрировать наглядно с помощью предмета. Кислякова М.А. считает, что неуспеваемость по математике рассматривается как профессиональная проблема учителя математики. Она описывает различные подходы к выделению факторов, влияющих на снижение успеваемости по математике. Анализируя научно-педагогические исследования по проблеме неуспеваемости, можно выделить психологические, педагогические и методические причины снижения успеваемости по математике.

Для учебного предмета «математика» по проблеме обучающегося, слабоуспевающего по предмету, можно выделить три основных причины этого явления:

1) обучающийся испытывает затруднения в изучении предмета в силу своих индивидуальных особенностей и возможностей (проблемы памяти, особенности восприятия и мышления и т. п.),

2) обучающийся испытывает негативные эмоции при изучении данного предмета, что может быть связано с отсутствием мотивации к учению вообще, нежеланием преодолевать трудности, отсутствием интереса именного к этому предмету через непонимание целей и смысла его изучения,

3) учащийся чувствует себя некомфортно на уроке математики, так как имеет значительные пробелы в знаниях, не позволяющие ему изучать предмет полноценно.

Если с первой причиной справится учителю без помощи психолого медико педагогической комиссии не получится, то вторую и третью причину можно попробовать устранить самостоятельно или с помощью более опытных коллег.

Чтобы помочь обучающимся понять цели и значение математики в реальном мире можно предложить некоторые задачи практической направленности:

1. В сезон урожая цена на огурцы со 120 р. уменьшилась на половину, а к зиме возросла на %. Какой стала цена огурцов зимой?

2. Для ремонта в ванной комнате купили 560 плиток. Сколько надо купить пачек клея, если одной пачкой можно приклеить 60 плиток?

3. Жители поселка должны быть эвакуированы во время паводка, если вода поднимется на 2 м. В первый день паводка вода поднялась на 2/5 метра, во второй - на % метра и в третий - на 7/10 метра. На следующий день уровень воды может подняться ещё на полметра. Надо ли объявлять эвакуацию?

4. Стоимость одного СМС-сообщения равна 1,9 р., а минуты разговора - 1,6 р. Сколько надо заплатить за 27 СМС-сообщений и 43 минуты разговора?

5. В летнем лагере 189 детей и 27 воспитателей. В одном автобусе можно перевозить не более 28 пассажиров. Какое наименьшее количество таких автобусов понадобится, чтобы за 1 раз перевезти всех из лагеря в город?

Предлагая детям задачи практического содержания можно избавиться от негативных эмоций и мотивировать их на более осознанное усвоение темы.

Очень полезным будет дать детям задания на составление задач с использованием дробных величин.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Математика: 5-й класс: базовый уровень: учебник: в 2 частях / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков [и др.]. - 3-е изд., перераб. - Москва: Просвещение, 2023;

2. ЕГЭ. Математика. Базовый уровень: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / под ред. И.В. Ященко. - Москва: Издательство «Национальное образование», 2023;

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo;

4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [Электронный ресурс] https://fgos.ru/fgos/fgos-soo;

5. Нейропсихологические факторы неуспеваемости по математике / М.А. Кислякова [Электронный ресурс] https://pnu.edu.ru/ejournal/pub/issues/35/

Yakimova I. V., Golovina A. V.

Yakimova I.V.

Troitskaya Secondary Educational School (Troitskoye village, Sverdlovsk region, Russia)

Golovina A.V.

Troitskaya Secondary Educational School (Troitskoye village, Sverdlovsk region, Russia)

FORMATION OF IDEAS ABOUT MATHEMATICS AS METHOD OF COGNITION OF REALITY IN STUDY OF TOPIC: «FRACTIONS» IN GRADES 5-6

Abstract: the paper examines the main reasons for the failure of students in grades 5-6 to study the topic: "Fractions" and some ways to overcome them based on your own work experience.

Keywords: fractions, academic performance, education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.