Научная статья на тему 'Формирование предпринимательского климата в регионе: Проблемы адаптивности и перспективы эффективности'

Формирование предпринимательского климата в регионе: Проблемы адаптивности и перспективы эффективности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
357
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ КЛИМАТ / ВUSINESS CLIMATE / РЕГИОН / АДАПТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / REGION / ADAPTIVE MANAGEMENT / SMALL BUSINESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Верменникова Л. В., Жуков Б. М.

В статье на основе сложившейся формально-статистической характеристики предпринимательского климата в регионе анализируется и дается субъективная оценка его состояния субъектами рынка (малыми и средними предприятиями) в контексте адаптивности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF THE ENTREPRENEURIAL CLIMATE IN THE REGION: PROBLEMS OF ADAPTABILITY AND PROSPECTS EFFICIENCY

The article is based on the established formal statistical characteristics of the entrepreneurial climate in the region is analyzed and given a subjective assessment of market entities (SMEs) in the context of adaptability.

Текст научной работы на тему «Формирование предпринимательского климата в регионе: Проблемы адаптивности и перспективы эффективности»

Проблемы экономики и менеджмента

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

Л.В. Верменникова

канд. экон. наук, доцент, кафедра менеджмента организации и мировой экономики, АНО ВПО «Кубанский институт международного предпринимательства и менеджмента»

г. Краснодар

Б.М. Жуков

д-р экон. наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента и мировой экономики, АНО ВПО «Кубанский институт международного предпринимательства и менеджмента»

г. Краснодар

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО КЛИМАТА В РЕГИОНЕ: ПРОБЛЕМЫ АДАПТИВНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Аннотация. В статье на основе сложившейся формально-статистической характеристики предпринимательского климата в регионе анализируется и дается субъективная оценка его состояния субъектами рынка (малыми и средними предприятиями) в контексте адаптивности.

Ключевые слова: предпринимательский климат, регион, адаптивное управление, малые предприятия.

L.V. Vermennikova, Kuban Institute of International Business and Management, Krasnodar

B.M. Zhukov, Kuban Institute of International Business and Management, Krasnodar

THE FORMATION OF THE ENTREPRENEURIAL CLIMATE IN THE REGION: PROBLEMS OF ADAPTABILITY AND PROSPECTS EFFICIENCY

Abstract. The article is based on the established formal statistical characteristics of the entrepreneurial climate in the region is analyzed and given a subjective assessment of market entities (SMEs) in the context of adaptability.

Keywords: вusiness climate, region, adaptive management, small businesses.

Краснодарский край - один из наиболее экономически развитых регионов России. По данным пресс-службы администрации Краснодарского края, Кубань опережает многие регионы России по таким показателям, как объемы производства промышленной продукции, оборот розничной и оптовой торговли, общественного питания, объемы оказанных платных услуг населению и выполненных строительных работ, ввод жилья. Краевые власти достаточно много внимания уделяют развитию предпринимательства в регионе и привлечению инвестиций. В этом отношении активно развивается региональное нормотворчество. На сегодняшний день в крае действует целый ряд законов и нормативных актов, регулирующих инвестиционную деятельность, например, закон «О государственном стимулировании инвестиционной деятельности в Красно-

№ 10 (38) - 2014

15

Проблемы экономики и менеджмента

дарском крае», «О предоставлении государственных гарантий Краснодарского края и размещении средств краевого бюджета для финансирования инвестиционных проектов», «Об инвестиционном налоговом кредите», «О государственной поддержке лизинговой деятельности в Краснодарском крае», постановления: «О преодолении административных барьеров и упрощении согласительных процедур при осуществлении предпринимательской и инвестиционной деятельности», «Об утверждении Порядка государственной поддержки субъектов хозяйственной деятельности, внедряющих системы качества на основе требований международных стандартов, посредством частичного возмещения затрат на их разработку и внедрение» и др. И хотя в 2013 году уровень привлеченных иностранных инвестиций в экономику края, по данным федеральной службы государственной статистики, снизился на 4,8% по сравнению с 2012 годом, в последние 6 лет (с 2008 по 2013 годы) в экономику Краснодарского края было инвестировано свыше 3,7 триллионов рублей.

Однако существуют и другие статистические данные, имеющие отрицательную динамику. Так, например, количество малых предприятий на 100 тысяч жителей в Краснодарском крае уменьшилось с 147,2 единиц до 126,5. Именно поэтому вызывает интерес не формально-статистическая характеристика предпринимательского климата в регионе, а субъективная оценка его состояния субъектами рынка, а именно малыми и средними предприятиями. Именно данный посыл лег в основу проведенного исследования. Кроме того, анализ предпринимательского климата проводился в контексте адаптивности, который должен был показать, насколько предпринимателям легко удается адаптироваться к имеющимся условиям, какие факторы препятствуют развитию бизнеса и какие механизмы могут помочь выживаемости малого и среднего бизнеса в долгосрочной перспективе.

Перед тем как перейти к сути проведенного исследования и освещению основных полученных результатов, необходимо уточнить понятийный аппарат. В отношении Краснодарского края в нормативно-правовых актах, рейтингах, а также различного рода публикациях используется термин «инвестиционный климат». Кроме того, инвестиционный климат иногда отождествляется с предпринимательским. Однако в данном исследовании считаем целесообразным разделить эти два понятия. Автор понимает под инвестиционным климатом региона оценку экономических, политических и других факторов с точки зрения иностранных предпринимателей, желающих разместить свой капитал в форме прямых инвестиций. Предпринимательский климат, с точки зрения автора, представляет собой текущие условия функционирования уже существующего бизнеса, которые, в свою очередь, формируются под воздействием основных субъектов рынка. Таким образом, в контексте адаптивности именно предпринимательский климат является предметом исследования, так как при рассмотрении условий ведения бизнеса в данном аспекте имеет значение изменение условий функционирования внешней среды относительно одной и той же организации и ее способность приспосабливаться к этим изменениям. В случае, если речь идет об инвестициях, то субъект может осуществлять инвестиции единоразово, и в этом случае изменения инвестиционного климата в

16

№ 10 (38) - 2014

Проблемы экономики и менеджмента

регионе он оценить не сможет. Именно поэтому в исследовании речь пойдет о предпринимательском климате.

Целью исследования явился анализ состояния предпринимательского климата в Краснодарском крае в контексте адаптивности. Для достижения поставленной цели было проведен опрос предпринимателей Краснодарского края в форме анкетирования. Опрос проводился среди предпринимателей г. Краснодара, г. Усть-Лабинска, г. Новороссийска, осуществляющих свою деятельность на рынке больше года. В результате проведенного исследования было опрошено около 100 предпринимателей. В данную группу входили индивидуальные предприниматели, руководители малого и среднего бизнеса.

Структура респондентов по отраслям представлена на диаграмме (рис. 1).

19%

22%

5%

16%

7%

□ Сельское хозяйство

■ Строительство

□ Торговля

□ Общественное питание

■ Производство

□ Транспорт/логистика

31%

Рисунок 1 - Структура респондентов по отраслям

Структура выборки в целом отражает отраслевые характеристики генеральной совокупности. Среди наиболее значимых в крае отраслей не представлена лишь рекреационно-оздоровительная отрасль, которая, по нашему мнению, является отличительной и многоаспектной, и ее изучению посвящен целый ряд более ранних исследований автора. В данном случае, говоря об адаптивности, необходимо учитывать особенность рекреационно-оздоровительной услуги, конкурентоспособность которой зависит, в большей степени, не столько от предпринимательского климата, сколько от степени вовлеченности клиента в процесс обеспечения конкурентоспособности. Данный аспект предполагает системное двустороннее взаимодействие с клиентом на этапах вовлечения, обслуживания, а также на стадии, когда потребление услуги завершено. Для большинства остальных анализируемых отраслей такое взаимодействие невозможно. Именно поэтому рекреационно-оздоровительная отрасль выделена в отдельный блок и не была включена в объект произведенного исследования, результаты которого освещены в данной статье.

Итак, перейдем к рассмотрению результатов опроса. Предпринимателям был задан ряд вопросов, предлагающий оценить уровень предпринимательского климата в Краснодарском крае прямо и косвенно.

На вопрос «Удовлетворяют ли Вас условия ведения бизнеса в Краснодарском

№ 10 (38) - 2014

17

Проблемы экономики и менеджмента

крае?» были получены следующие ответы: 34% респондентов удовлетворены условиями, в которых они ведут бизнес; 32% скорее удовлетворены, чем нет; 26% оценили состояние больше как неудовлетворительное и только 8% ответили на данный вопрос отрицательно.

Для того чтобы понять, как именно выглядит предпринимательский климат в крае с точки зрения представителей малого и среднего бизнеса, был задан дополнительный вопрос «Как Вы оцениваете условия существования предпринимательской деятельности (бизнеса) в Вашем городе / районе?». И, несмотря на то, что предыдущий вопрос выявил, что 66% предпринимателей удовлетворены условиями ведения бизнеса, при ответе на второй вопрос только 15% респондентов отметили, что созданы все условия для бизнеса и предприниматели чувствуют себя комфортно (рис. 2).

62%

□ Созданы все условия для развития бизнеса, предприниматели чувствуют себя комфортно

■ Условия для развития бизнеса средние, но права предпринимателей не нарушаются

□ Условия для развития бизнеса неблагоприятные, права предпринимателей нарушаются постоянно

Рисунок 2 - Результаты ответа на вопрос «Как Вы оцениваете условия существования предпринимательской деятельности (бизнеса) в Вашем городе»

30

25

20

15

10

5

0

1

□ Несовершенное законодательство и правовые нарушения со стороны полиции и прокуратуры, особенно в части необоснованного применения экономических статей УК РФ.

■ Административные барьеры

□ Низкий уровень финансовой грамотности предпринимателей

□ Низкая квалификация работников государственных структур

■ Несовершенство нормативно-правовой базы

□ Усложненная процедура доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам кредитных организаций

■ Неразвитость инфраструктуры

Рисунок 3 - Основные факторы, препятствующие развитию малого и среднего предпринимательства в регионе (%)

Преобладающее же большинство (62%) оценивают условия ведения бизнеса как средние, выделяя при этом лишь отсутствие нарушений прав предпринимателей, 23%

18

№ 10 (38) - 2014

Проблемы экономики и менеджмента

респондентов отмечают факты постоянного нарушения прав предпринимателей, а условия для развития бизнеса считают в крае неблагоприятными. Таким образом, анализируя ответы на два данных вопроса в совокупности, можно сделать вывод, что предприниматели удовлетворяются средними условиями ведения бизнеса, среди которых основным требованием становится отсутствие нарушений их прав.

Данный факт свидетельствует о высоком уровне адаптивности к внешней среде. Таким образом, предприниматели Краснодарского края сумели сформировать в своих организациях системы адаптивного управления, позволяющие им приспосабливаться к неблагоприятным факторам внешней среды в регионе. Для уточнения списка негативных факторов, мешающих предпринимателям вести бизнес в Краснодарском крае, в анкете был задан вопрос с просьбой перечислить основные факторы, препятствующие развитию малого и среднего предпринимательства в регионе. Результаты представлены на рисунке 3.

Наибольшее количество голосов респондентов набрали такие факторы как неразвитость инфраструктуры (28%) и административные барьеры (21%). Также среди аспектов, мешающих развитию бизнеса, были названы несовершенство законодательства и факты его некорректного применения, сложность получения финансовых ресурсов и низкая квалификация госслужащих. Однако отдельного внимания заслуживает фактор, относящийся к внутренней среде. К таким относится низкий уровень финансовой грамотности предпринимателей. Несмотря на то, что данная проблема была отмечена лишь 5% респондентов, данный факт свидетельствует о поиске внутренних ресурсов для приспособления к изменяющимся условиям функционирования бизнеса, что также можно оценить положительно в контексте адаптивности, так как очень важно видеть не только внешние угрозы бизнеса, то и внутренние резервы. «Узкие места» в работе предприятий формируют новое экономическое мышление, основой которого становится рациональное использование ресурсов и устранение потерь в процессах, что позволяет повысить качество внутренних бизнес-процессов, стать более гибкими, а, следовательно, быстрее и наиболее эффективно приспосабливаться к изменениям внешней среды. Акцент лишь на внешних факторах и их негативная оценка с позиции влияния на бизнес, формирует пассивную позицию предпринимателя, который ждет, что для него должны быть созданы благоприятные условия для ведения бизнеса, либо устранены препятствия. Такая позиция не позволяет осуществлять проактивное поведение, а значит, эффективно приспосабливаться. Именно в свете вышеобозначенных доводов наличие в списке основных факторов, препятствующих развитию малого и среднего предпринимательства в регионе, по мнению самих предпринимателей, факторов внутренней среды мы оцениваем положительно. Поскольку административные барьеры были названы предпринимателями одним из факторов, наиболее негативно влияющим на развитие их бизнесов, мы попытались уточнить, какие именно барьеры им мешают.

Для этого респондентам было предложено указать те административные процедуры, прохождение которых вызывает у них наибольшую сложность. Результаты графически представлены на рисунке 4. Наиболее сложной, по мнению респондентов, является процедура получения лицензий, оформления и согласования проектной документации на строительство/реконструкцию зданий и оформление документов для по-

№ 10 (38) - 2014

19

Проблемы экономики и менеджмента

лучения земельного участка. Особую роль в формировании предпринимательского климата играет муниципальная власть, для которой малый бизнес и индивидуальные предприниматели обеспечивают доходную часть бюджета, занятость местного населения, повышают качество жизни в муниципальном образовании. В этой связи одной из задач муниципальной власти является устранение административных барьеров, препятствующих развитию малого предпринимательства. Поэтому мы решили выяснить, как представители бизнеса оценивают позицию администрации муниципального образования по отношению к ним?

Рисунок 4 - Административные процедуры, прохождение которых вызывает наибольшую сложность у предпринимателей Краснодарского края

Картина, в общем, выглядела достаточно полярно: 33% оценили позицию местной власти как открытую и столько же как закрытую, 14% отметили, что местная власть нейтрально относится к предпринимателям и 20% затруднились ответить на данный вопрос (рис. 5).

□ Открытая позиция: власть доступна для общения, предложений и совместных действий

■ Нейтральная позиция: администрация предоставляет бизнесу свободу действий и не мешает его развитию

□ Закрытая позиция: местная администрация не доступна для предложений со стороны бизнеса, инициативы не принимаются

□ Затрудняюсь ответить

Рисунок 5 - Результаты оценки представителями бизнеса позицию администрации муниципального образования по отношению к ним

20

№ 10 (38) - 2014

Проблемы экономики и менеджмента

Полученные данные вызывают необходимость анализа результатов в разрезе отдельных муниципальных образований. На рисунке 6 видно, что наибольшее количество респондентов считает, что местная власть открыта по отношению к бизнесу и доступна для диалога в муниципальном образовании город Краснодар.

♦ Усть-Лабинск —■— Краснодар _____Новороссийск

Открытая позиция: Нейтральная позиция:

власть доступна для администрация

общения, предложений предоставляет бизнесу и совместных действий свободу действий и не мешает его развитию

Закрытая позиция: Затрудняюсь ответить

местная администрация не доступна для предложений со стороны бизнеса, инициативы не принимаются

Рисунок 6 - Результаты оценки представителями бизнеса позиции администрации муниципального образования по отношению к ним (в разрезе муниципальных образований)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Второе место занимает муниципальное образование город Усть-Лабинск, где также наибольшее количество опрошенных оценивают позицию местной власти как открытую. Негативные взаимоотношения власти и бизнеса сложились в городе Новороссийске, в котором большая часть предпринимателей считает, что местная власть недоступна для предложений предпринимателей, их мнение игнорирует или, более того, для них создаются, по их словам, наиболее неблагоприятные условия ведения бизнеса в крае. Целью последнего вопроса ставилось получить информацию о мерах по развитию бизнеса, которые, по мнению респондентов, улучшили предпринимательский климат в регионе. Меры, предложенные предпринимателями, можно условно разделить на две группы. Первая связана с предоставлением различного рода льгот и упрощением процедур (устранением административных барьеров). К ним относятся: снижение уровня административных барьеров, снижение налоговой нагрузки, упрощение процедуры получения муниципальных заказов, льготы по аренде производственных и офисных помещений, льготы по аренде земли. Вторая группа мер поддержки связана с созданием механизмов двусторонней эффективной коммуникации между властью и бизнесом. К числу таких мер относятся нормативноправовая поддержка малого и среднего предпринимательства, юридическое консультирование и налоговое консультирование, проведение открытых мероприятий с участием предпринимателей и руководителей ведомств и структур, от которых зависит деятельность предпринимателей (в среднем 1 раз в квартал).

Таким образом, подводя итоги проведенного исследования, можно отметить, что предпринимательский климат в Краснодарском крае в целом положительно оценивается представителями малого и среднего бизнеса. Предприятия адаптировались к имею-

№ 10 (38) - 2014

21

Проблемы экономики и менеджмента

щимся условиям. В качестве препятствий предприниматели выделили ряд внешних факторов, наиболее значимым из которых явились административные барьеры и внутренние факторы, препятствующие росту (финансовая неграмотность представителей бизнеса). Лучшим муниципальным образованием в контексте качества взаимоотношений «власть-бизнес» является Краснодар, неблагоприятные отношения складываются у предпринимателей с администрацией города Новороссийска. Исходя из результатов проведенного исследования, можно предположить, что создание механизма взаимодействия бизнеса и власти в направлениях оказания консалтинговой помощи предпринимателям и формировании открытости административных структур повысит уровень адаптивности организаций Краснодарского края.

Список литературы:

1. Жуков Б.М. Инновационное обеспечение гибкого управления предприятием: (теория, инструментарий, реализация): монография. - Краснодар, 2010. - 394 с.

2. Жуков Б.М., Верменникова Л.В. Совершенствование системы адаптивного управления предприятиями сферы услуг как основа повышения их конкурентоспособности // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). - 2011. - № 12 (15). - С. 389-393.

3. Жуков Б.М., Маницкая Л.Н. Модернизация предприятий сферы услуг: концептуальная модель, гибкое управление, инструментарные средства: (монография). -М.: Ваш полиграфический партнер, 2014. - 208 с.

4. Жуков Б.М., Дианова В.А. Структурно-пространственный механизм формирования ресурсного потенциала региона: монография. - Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2013. - 178 с.

22

№ 10 (38) - 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.