Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ МОДЕЛИ ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ В 1990-1991 ГГ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ МОДЕЛИ ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ В 1990-1991 ГГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
156
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРИВАТИЗАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ / АРЕНДА / ПРИВАТИЗАЦИЯ / ЛИЧНЫЙ ЛИЦЕВОЙ СЧЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ягнешко Михаил Владимирович

Переход от командно-административной к рыночной системе хозяйствования в России в конце 80-х начале 90-х годов осуществлялся на основе модели «шоковой терапии», центральным звеном которой являлась приватизация. Специфика данного процесса в нашей стране определялась беспрецедентными масштабами реализации государственного имущества, отсутствием организационного и управленческого опыта проведения подобного рода реформ.В статье анализируется динамика формирования приватизационного законодательства от первых попыток предпринятых еще в период нахождения России в составе СССР, до создания систематизированного правового обеспечения данного процесса к середине 1992 года. Как отмечает автор, нормативно-правовые акты, регулирующие изменение отношений собственности отражали все противоречия того времени - во взглядах на концепцию проведения реформ со стороны союзных и республиканских органов власти, различия в подходах к приватизации между законодательными и исполнительными органами власти внутри самой Российской Федерации, стремление различных ветвей власти поставить приватизацию под контроль и получить доступ к распределению государственного имущества, столкновение интересов различных социальных групп, непонимание населением сути приватизации,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE LEGAL MODEL OF PRIVATIZATION IN RUSSIA IN 1990-1991

The transition from the command-administrative to the market system of management in Russia in the late 80s and early 90s was carried out on the basis of the “shock therapy” model, the central link of which was privatization. The specificity of this process in our country was determined by the unprecedented scale of the sale of state property, the lack of organizational and managerial experience in carrying out such reforms. The article analyzes the dynamics of the formation of privatization legislation from the first attempts made back in the period when Russia was part of the USSR, to the creation of a systematic legal support for this process by mid-1992. As the author notes, the legal acts regulating the change in property relations reflected all the contradictions of that time - in the views on the concept of reforms by the federal and republican authorities, differences in approaches to privatization between the legislative and executive authorities within the Russian Federation itself, the desire various branches of power to put privatization under control and gain access to the distribution of state property, clash of interests of various social groups, misunderstanding by the population of the essence of privatization.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ МОДЕЛИ ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ В 1990-1991 ГГ»

Формирование правовой модели приватизации в России в 1990-1991 гг.

Ягнешко Михаил Владимирович,

кандидат экономических наук, доцент кафедры юриспруденции Смоленского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации E-mail: yagneshkom@gmail.com

Переход от командно-административной к рыночной системе хозяйствования в России в конце 80-х начале 90-х годов осуществлялся на основе модели «шоковой терапии», центральным звеном которой являлась приватизация. Специфика данного процесса в нашей стране определялась беспрецедентными масштабами реализации государственного имущества, отсутствием организационного и управленческого опыта проведения подобного рода реформ.

В статье анализируется динамика формирования приватизационного законодательства от первых попыток предпринятых еще в период нахождения России в составе СССР, до создания систематизированного правового обеспечения данного процесса к середине 1992 года. Как отмечает автор, нормативно-правовые акты, регулирующие изменение отношений собственности отражали все противоречия того времени - во взглядах на концепцию проведения реформ со стороны союзных и республиканских органов власти, различия в подходах к приватизации между законодательными и исполнительными органами власти внутри самой Российской Федерации, стремление различных ветвей власти поставить приватизацию под контроль и получить доступ к распределению государственного имущества, столкновение интересов различных социальных групп, непонимание населением сути приватизации,

Ключевые слова: приватизационное законодательство, разгосударствление, аренда, приватизация, личный лицевой счет.

В 1991 г. Российская Федерация становится самостоятельным государством с демократическим правительством во главе. Необходимостью на тот момент стало незамедлительное принятие принципиальных направлений экономических реформ. Существовало несколько возможных вариантов:

- возврат к жесткой командно-административной системе образца 30-х - 50-х годов, с директивным планированием производства, государственным распределением материальных ресурсов, жестким распределением доходов. Восстановление экономики централизованного типа неизбежно сопровождалось бы ликвидацией всех новых форм организации хозяйственной деятельности, политическим репрессиями;

- постепенные преобразования, проводимые в течение длительного периода времени. Возможный сценарий развития событий в данном случае предусматривал на первоначальном этапе снижение уровня жизни, гиперинфляцию, спад промышленного производства, деградацию отдельных регионов. Успешное осуществление указанного варианта реформ предусматривало существование политического режима, способного подавить недовольства различных слоев общества, ограничить политические свободы и тем самым обеспечить стабильность социально-экономических отношений;

- радикальная экономическая реформа, предполагающая создание в течение 1,5-2 лет основ рыночной экономики способной к саморазвитию и ориентированной на удовлетворение потребностей людей.

Российское правительство выбрало третий вариант. Избранная модель реформ предусматривала либерализацию цен, обеспечение открытости национальной экономики и конвертируемости денежной единицы, проведение ограничительной кредитно-денежной политики, включающей установление твердых лимитов на денежную эмиссию и государственные займы в центральном банке, ужесточение условий предоставления кредитов, ограничение роста заработной платы.

Но центральным звеном реформ стала приватизация, под которой понимают передачу права собственности на какое-либо имущество от государства в частные руки. Нужно отметить, что идея приватизации сформировалась еще в конце 80-начале 90 годов. В стране зрело понимание того, что переход к экономике постиндустриального типа основанной на внедрении достижений научно-технической революции, повышение уровня жизни граждан, без изменения отношений собственности невозможен.

5 -о

сз ж

■с

В СССР принимались определенные попытки совершенствования хозяйственного механизма предполагавшие либерализацию хозяйственных отношений, от хозяйственного расчета до коллективного и арендного подряда, но видимых изменений они не приносили. Необходимость радикальных изменений привела к принятию закона «О собственности в РСФСР» в котором впервые появилось понятие «приватизация». Согласно статьи 25 закона, предприятия, имущественные комплексы, здания, сооружения и иное имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности может быть отчуждено в частную собственность граждан и юридических лиц.

Стремление поставить под контроль процесс реализации огромного объема государственного имущества обусловило принятие Верховным Советом РСФСР 21.11.1990 г. Закона РСФСР «О дополнительных полномочиях Местных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям» N343-1, которым предусматривалось активное участие местных Советов народных депутатов РСФСР в предстоящем разгосударствлении и приватизации. На основании данного закона местные Советы народных депутатов получали право определять, какая собственность будет находиться в их ведении, образовывать при исполнительных органах власти органы по управлению муниципальной собственностью, разгосударствлению, приватизации, и другим вопросам перехода к рынку и наделять их в пределах своей компетенции необходимыми полномочиями, определять их структуру и штаты.

Представители законодательных органов власти хорошо осознавали, что многообразие социальных и экономических условий на территории страны должно обязательно учитываться при реализации государственной собственности, что нашло отражение в пункте 3.1, согласно которого Советы народных депутатов всех уровней имеют право устанавливать исходя их местных условий порядок разгосударствления и приватизации принадлежащего им имущества. Предполагалось активное участие в реформах Советов народных депутатов, трудовых коллективов предприятий и организаций, а также граждан через рассмотрение и реализацию их предложений об условиях, формах и методах разгосударствления и приватизации.

Чтобы не допустить бесконтрольности процесса изменения отношений собственности и его превращения в легальную кормушку для недобросовестных граждан, приватизация должна была начинаться с составления перечня предприятий, организаций, их оценки и инвентаризации. Стремление сохранить систему социального обслуживания населения привело к внесению в закон положения, согласно которого, Советы народных депутатов — на местах могут вносить предложения в вышесто-2 ящие Советы, органы государственного управле-Я ния, предприятия, учреждения и иные организации ° о передаче в муниципальную собственность объ-ав ектов, относящихся к государственной собствен-

ности и имеющих особо важное значение для обеспечения коммунально-бытовых и социально-культурных нужд населения.

Принятие нормативных документов легализующих частную собственность и приватизацию, по сути, носивших концептуальный характер, а также бесконтрольность в условиях дестабилизации социально-экономических отношений в совокупности с отсутствием какого-либо опыта приватизации в РФ, привели к нерегулируемому переходу государственной собственности в частные руки в отдельных регионах страны. Поэтому следующим шагом на пути и изменения отношений собственности и придания данному процессу упорядоченного, социально и экономически обоснованного характера стал выход постановления ВС РСФСР от 25.04.91 N1104-1 «О мерах по подготовке процессов приватизации государственного и муниципального имущества на территории РСФСР». В преамбуле постановления отмечалось, что отсутствие законодательства регулирующего приватизацию придает ей неконтролируемый характер, дискредитирующий саму идею рыночной экономики. Кроме того, со стороны законодателей выражалась озабоченность нарушением принципов социальной справедливости, поскольку из процесса распределения государственной собственности фактически исключались работники непроизводственной сферы, правоохранительных органов, военнослужащие, учащаяся молодежь, пенсионеры, инвалиды.

Законодатели в рассматриваемый период времени имели довольно смутное представление о том, как должна происходить приватизация. Так, Верховный Совет РСФСР стремясь ускорить процесс разработки программы приватизации обязал правительство, исполнительные и законодательные органы на местах представить предложения по формированию Государственной программы приватизации на 1991 г. до 1 июня, выбрать объекты государственной собственности для передачи в частную собственность в первоочередном порядке. Однако совершенно непонятными оставались критерии которыми следовало руководствоваться при включении объектов государственной собственности в Государственную программу приватизации и программы приватизации на местах. Указывалось на необходимость адаптировать под приватизацию бухгалтерский учет, «с целью приведения его в соответствие с мировой практикой». Но на тот момент времени российский бухгалтерский учет был совершенно несопоставим с зарубежным. Приватизацию до принятия соответствующей нормативной базы следовало проводить исключительно посредством продажи государственного имущества на аукционах, что также было невыполнимо, поскольку отсутствовали даже основы нормативно-правового регулирования проведения аукционов, не говоря уже о практических навыках их проведения. Стремясь обеспечить права трудящихся законодатели закрепили приоритетное право трудовых коллективов привати-

зируемых предприятий на участие в проводимых аукционах.

Продолжение работы над формированием нормативно-правовой базы и созданием организационных предпосылок приватизации привело к принятию закона о приватизации. При этом, практически одновременно вступили в действие Закон СССР от 01.07.1991 N2278-1 «Об основных началах разгосударствления и приватизации предприятий» и Закон РСФСР от 03.07.1991 N1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации». Данные документы выражали два принципиально различных подхода к приватизации.

Анализируя закон СССР следует отметить, что разгосударствление имеет принципиальное отличие от приватизации, поскольку предполагает не приобретение юридическими и физическими лицами объектов государственной собственности, а преобразование государственных предприятий, посредством выведения их из под государственного контроля и постепенную передачу прав собственности через аренду, выкуп пользователями арендуемого имущества, передачу собственности трудовым коллективам, кооперативным объединениям. В экономическом смысле это означает формирование многоукладной экономики, не обязательно основанной на приоритете частной собственности. Ожидалось, что основной организационной формой предприятий в измененной экономике станут коллективные предприятия, собственниками средств производства на которых будут члены трудового коллектива.

Как полагали в то время, трудовые коллективы будут лучшими собственниками, так как они непосредственно заинтересованы в сохранении и преумножении созданной ими и принадлежащей им после приватизации собственности, повышении конкурентоспособности предприятия, что соответственно приведет к формированию, современной экономики основанной на сочетании принципов социальной справедливости и экономической эффективности.

Закон СССР предполагал преимущественное право на участие в приватизации трудовых коллективов, те. реализовывался принцип народной приватизации в соответствии с лозунгом «заводы рабочим, землю крестьянам». Эта идея проходит красной нитью через весь нормативный акт. Определяя ключевые принципы изменения отношений собственности законодатели выделили преимущественное право трудового коллектива предприятия на выбор формы и определение порядка разгосударствления и приватизации. Среди возможных субъектов данного процесса первыми опять же оказались члены трудовых коллективов. При этом собственность предлагалось распределять не по формальному признаку принадлежности граждан к тому или иному коллективу, а исходя из вклада работников в результаты деятельности предприятия. Преимущественное право приобретения акций и паев получали работники и пенси-

онеры проработавшие на предприятии не менее 7 лет. Трудовые коллективы наделялись правом первоочередной инициативы в проведении разгосударствления или приватизации государственных предприятий, посредством проведения тайного голосования на общем собрании. Нарушение преимущественного права трудового коллектива на присвоение государственного предприятия могло стать причиной в отказе в разгосударствления и приватизации (п. 3, ст. 4). Работники предприятий получали право на приобретение различных активов предприятий в рассрочку, по льготным ценам, безвозмездно, если степень износа имущества превышает 70 процентов.

Российский закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», принятый 3 июля 1991 года № 1531-1, введенный в действие Постановлением ВС РСФСР от 03.07.1991 «О порядке введения в действие Закона РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», имел прикладной характер и был непосредственно нацелен на регулирование приватизации. Законом устанавливались функции органов государственной власти, наделенных правом осуществлять приватизацию, регламентировался порядок и способы проведения приватизации государственных и муниципальных предприятий.

Стремление соблюсти принцип социальной справедливости при распределении государственной собственности созданной трудом нескольких поколений советских граждан, обеспечить их права на участие в приватизации и снизить количество возможных злоупотреблений, привело к появлению в законе положения о создании именных приватизационных счетов, на которые государством должны были перечисляться денежные средства (приватизационные вклады) для участия граждан в приобретении государственной собственности. Порядок формирования и использования именных приватизационных счетов закреплялся в Законе РСФСР от 03.07.91 N1529-1 «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР». На всех граждан страны независимо от их национальности, пола, вероисповедания, трудового стажа, размера доходов и времени проживания в РСФСР, согласно упомянутого закона, предполагалось открыть именные приватизационные счета (книжки). Государство, зачисляя деньги на именной приватизационный счет, выступало бы гарантом права приобретения для владельцев приватизационных вкладов доли государственных и муниципальных предприятий.

Согласно ст. 6 государство гарантировало владельцу приватизационного вклада его право приобретения на этот вклад государственных и муниципальных предприятий, а также принадлежащих государству или местным Советам народных депутатов долей (паев, акций) в капитале акционерных обществ и товариществ, иных объектов государственной и муниципальной собственности в соответствии с законодательством РСФСР о привати-

5 -о

сз ж

■с

зации. С началом приватизации данный закон был «благополучно» забыт, а согласно Указа Президента РФ от 24.12.1993 N2288, отменен.

Помимо средств, предоставленных государством, граждане РСФСР могли использовать при приватизации личные сбережения и заемные средства. Чтобы избежать легализации незаконно полученных средств, согласно п. 3 ст. 11 Закона «О приватизации», покупатели государственной собственности в форме приватизируемых предприятий или долей (паев, акций) в капитале акционерного общества (товарищества) обязаны предъявить справку налоговой инспекции, если их вклад рублями превышает 10 тысяч рублей.

Законом закреплялись льготы работникам предприятий, получившим право приобретения акций своего предприятия на льготных условиях.

В зависимости от отрасли к которой относилось приватизируемое предприятие, стоимости основных фондов и численности работающих, органы приватизации могли использовать пять способов приватизации государственной собственности: продажа предприятия по конкурсу, на аукционе, продажа долей (акций) в капитале предприятия, выкуп арендованного имущества, преобразование предприятия в акционерное общество. В соответствии со статьей 3 Закона, цели, приоритеты и ограничения при проведении приватизации устанавливались Государственной программой приватизации.

Выход в свет указанных нормативных документов не сопровождался реальным началом приватизации в нашей стране. Поэтому, в конце 1991 года после распада Советского Союза, принимается ряд нормативных актов позволяющих как считали авторы реформ на деле «запустить» процесс изменения отношений собственности. Президент Российской Федерации Б. Ельцин 29 декабря 1991 года подписал Указ № 341 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» которым утвердил Основные положения государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992 год и обязал органы государственного управления и местной администрации разработать программы приватизации.

Основные положения программы приватизации стали первым нормативным документом в котором конкретизировались положения Закона о приватизации. Данный нормативный акт был далек от совершенства, поскольку представлял собой первую попытку создания механизма приватизации в России.

Цели приватизации были определены достаточно осторожно, ей предписывался характер вспомогательного экономического инструмента содействия общему ходу радикальных экономических — преобразований. Приватизация в 1992 году рас-2 сматривалась, наряду с другими мероприятиями Я в рамках принятой модели реформ, как средство ° экономической стабилизации (способствующее ав облегчению перехода к свободным ценам путем

ускоренной приватизации предприятий сферы торговли и сферы услуг, снижению нагрузки на расходную часть государственного бюджета за счет продажи нерентабельных предприятий и объектов). По замыслу разработчиков программы приватизации в 1992 г. предложенная методика приватизации должна была пройти апробацию, в ходе которой приватизационные органы могли приобрести необходимые навыки для запуска масштабного процесса в 1993-1994 гг. Обоснованно в числе целей фигурировало повышение экономической эффективности деятельности предприятий.

Все объекты государственной и муниципальной собственности разделялись на четыре группы. Первую группу составляли объекты, подлежащие обязательной приватизации. На первом этапе в 1-3 кварталах 1992 приватизации подлежали:

- предприятия оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;

- государственные сельскохозяйственные предприятия, осуществляющие первичную переработку сельскохозяйственной продукции, обслуживающих сельскохозяйственное производство (молоко-, масло-, сырзаводы, сельхозтехника, сельхозхимия и др.)

- законсервированные объекты и объекты незавершенного строительства.

Во-второй половине 1992 г. обязательной приватизации подлежали автотранспортные и авторемонтные, строительные предприятия, небольшие предприятия пищевой и легкой промышленности.

Быстрая приватизация целых отраслей обусловливалась следующими обстоятельствами:

- переход в частные руки торговли, общественного питания, производственной инфраструктуры способствуют созданию "рыночной среды", своеобразной "культуры рынка";

- медленная приватизация неизбежно сопровождается обострением социальных противоречий, как например в Великобритании, где в годовая забастовка шахтеров в 1984 г. «стоила стране столько крови и сокращения ВНП на 3,5%»; [3, с. 158]

- медленная приватизация вызывает длительное сосуществование двух секторов - государственного и частного. Как показал опыт СССР периода перестройки, подобный симбиоз создает условия для "перекачки" ресурсов из государственного сектора в частный, и связанных с этим злоупотреблений администрацией государственных предприятий [4, с. 181];

- государственные предприятия имеют дотации, налоговые льготы, что облегчает противостояние с негосударственными организациями;

- помимо экономических причин быстрое проведение приватизации позволит противостоять приватизации в пользу старых кадров. [3, с. 151]

Основные положения содержали прогноз получения средств, сумма которых должна была постепенно возрастать по мере увеличения числа прива-

тизируемых предприятий с 92 млрд руб. в 1992 г. до 350 млрд руб. в 1993 и 500 млрд руб. в 1994 г.

Создание широкого слоя собственников, придание приватизации "народного характера" сопровождалось закреплением за трудовыми коллективами целого ряда льгот. Работникам предприятий, преобразуемых в акционерные общества, предусматривалась безвозмездная передача именных привилегированных акций, составляющих до 25% величины уставного капитала и еще 10% со скидкой могли приобрести бывшие работники данного предприятия. При продаже государственных предприятий по конкурсу, трудовой коллектив, участвующий в торгах получал скидку с цены продажи в размере 30%.

Низкий уровень доходов населения, обесценивание средств накопленных в дореформенный период обусловили поиск механизма, позволяющего вовлечь в процесс приватизации широкие массы населения. Активизировать участие работников в приватизации предусматривалось посредством создания личных лицевых счетов. Предприятия получили право зачислять часть чистой прибыли (до 10%, но не более 10 минимальных оплат труда в расчете на одного работника), до 50% остатков фондов материального стимулирования, амортизационные отчисления, внереализационные доходы на персональные счета членов трудового коллектива с их последующим использованием на приобретение акций, долей, других объектов (ст. 6).

Согласно Основным положениям членам трудовых коллективов предоставлялся ряд льгот в виде единовременной безвоздмездной передачи именных привилегированных акций в размере 25% уставного капитала, продажа работникам акций со скидкой, перечисление работникам не принимавшим участия в покупке предприятия части цены реализации и пр.

Были сформулированы требования к местным программам приватизации. Разработка программ в регионах РФ вменялась в обязанность комитетов по управлению имуществом на местах, программы вступали в действие после одобрения Советов народных депутатов. Региональные и муниципальные программы должны были формироваться на основании основных положений программы приватизации.

Для реализация принятых нормативных документов потребовалось разграничение собственности. Постановлением Верховного совета РФ от 27.12.1991 N3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», вся государственная собственность была разделена на несколько групп объектов, в частности относящихся исключительно к федеральной собственности, объекты федеральной собственности которые могут передаваться в собственность субъектов

Российской Федерации и объекты муниципальной собственности.

Указ президента РФ Бориса Ельцина «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 29 января 1992 года № 66, ввел в действие ряд нормативных актов, способствующих созданию конкретного механизма изменения отношений собственности. Так, указом устанавливался порядок выдачи, оформления и принятия к рассмотрению заявки на приватизацию трудовым коллективом, временные методические указания по оценке стоимости объектов приватизации, временное положение о преобразовании государственных и муниципальных предприятий в акционерные общества и ряд других.

Одновременно с формированием правового обеспечения приватизации, в ряде отраслей таких как бытовое обслуживание, розничная торговля, общественное питание, началась коммерциализация, предполагавшая адаптацию государственных предприятий к требованиям рыночной экономики. Сущность данного процесса состоит в том, предприятия, прошедшие коммерциализацию, оставаясь в государственной собственности функционируют в рыночной среде в условиях конкуренции с частными организациями - тем самым повышается степень их самостоятельности в принятии решений, государственные предприятия несут ответственность по результатам своей деятельности вплоть до банкротства, сокращается число занятых и объем дотаций.

Коммерциализация осуществлялась согласно Указа Президента РСФСР от 25 ноября 1991 г. N232 «О коммерциализации деятельности предприятий торговли в РСФСР», Указа Президента РСФСР от 28 ноября 1991 г. N240 «О коммерциализации деятельности предприятий бытового обслуживания населения в РСФСР».

Основной задачей коммерциализации, как следовало из Указов президента было создания условий для развития конкуренции в сфере торговли, общественного питания и улучшения обеспечения населения товарами народного потребления и услугами. Фактически коммерциализация помогала подготовить и ускорить последующую передачу предприятий сферы услуг в частные руки [2, с.9].

Коммерциализация, в частности предполагала разрушение существовавшей системы управления. Магазины, столовые, кафе, рестораны и другие структурные составляющие выделялись из состава государственных управлений торговли и общественного питания.

Прошедшие коммерциализацию предприятия, оставались в государственной собственности, сохраняли сложившуюся специализацию и обеспе- р чивали выполнение всех ранее заключенных хо- Д зяйственных договоров, однако, они уже функци- Ч

т

онировали как самостоятельные хозяйственные К единицы. Существовавшие ранее государствен- ё ные ведомства по управлению торговлей и обще- у ственным питанием упразднялись. А

Таким образом в концу 1991 - началу 1992 года была сформирована нормативная база и организационные предпосылки позволявшие приступить к приватизации. Нормативно-правовое регулирование отражало противоречия того времени - от социализма еще не ушли, а капитализм еще не наступил. В советский период нашей истории главной действующей фигурой являлся человек труда. Вся собственность подлежащая приватизации была создана людьми трудившимися на заводах фабриках, стройках, колхозах. Соответственно, часть законодателей, чиновников, специалистов, при принятии решений о изменении отношений собственности пытались реализовать принципы социальной справедливости. Поэтому в определенных нормативных актах регулирующих приватизацию законодатели пытались закрепить первоочередное право людей труда на участие в распределении государственной собственности. Многие напротив, полагали, что распределение собственности между всеми членами общества бесперспективно, поскольку рядовые граждане в своем большинстве не имеют навыков предпринимательской деятельности поэтому не смогут быстро организовать производство и обеспечить высокую эффективность использования содственности, вызывала сомнение и возможность обеспечить социальную справедливость в процессе раздела морально и физически устаревшего имущественного комплекса. [1, с. 12].

Приватизация как новый для нашей страны процесс была еще непонятна не только простым гражданам, но и людям вырабатывающим экономическую политику и формирующими нормативную базу. Это нашло свое выражение в принятии «сырых» нормативных документов содержащих положения которые невозможно было реализовать на практике, не соответствующие экономическим и социально-политическим реалиям. Выработка действенных правовых инструментов осуществлялась методом проб и ошибок.

Уже на стадии подготовки к приватизации возник целый ряд противоречий между законодательной и исполнительной властью, связанный с выбором принципиальных подходов к изменению отношений собственности, методов, целей, что отражало все противоречия переходного периода 90-х годов.

Литература

1. Высоков В.В. Приватизация в России - путь: к богатству?... к банкротству?... // Ростов-на-Дону 1994. - 60с.

2. Иванов А.М. и др. Организационный этап приватизации в Смоленской области (конец 1991 - начало 1992 года) // Юридическая наука. - 2022. - № 11. - С. 9-16.

3. Пинскер Б. Приватизация и политика. В кн. От плана к рынку: Будущее постком. республик: [Материалы конф., 10-14 сент. 1990 г.] / Под ред. Л.И. Пияшевой, Дж.А. Дорна; [Преди-сл. Э. Крейна]. - М.: Catallaxy: Гнозис, 1993. -336 с.

4. Тимофеева И.Ю. и др. Коррупция как следствие приватизации государственной власти // Социология. - 2021. -№ 1. - С. 181-190.

FORMATION OF THE LEGAL MODEL OF PRIVATIZATION IN RUSSIA IN 1990-1991

Yagneshko M.V.

Smolensk Branch Russian Academy of National Economy and State service under the President of the Russian Federation

The transition from the command-administrative to the market system of management in Russia in the late 80s and early 90s was carried out on the basis of the "shock therapy" model, the central link of which was privatization. The specificity of this process in our country was determined by the unprecedented scale of the sale of state property, the lack of organizational and managerial experience in carrying out such reforms. The article analyzes the dynamics of the formation of privatization legislation from the first attempts made back in the period when Russia was part of the USSR, to the creation of a systematic legal support for this process by mid-1992. As the author notes, the legal acts regulating the change in property relations reflected all the contradictions of that time - i n the views on the concept of reforms by the federal and republican authorities, differences in approaches to privatization between the legislative and executive authorities within the Russian Federation itself, the desire various branches of power to put privatization under control and gain access to the distribution of state property, clash of interests of various social groups, misunderstanding by the population of the essence of privatization.

Keywords: privatization legislation, denationalization, rent, authorities, labor collective, personal account.

References

1. Vysokov V.V. Privatization in Russia - the way: to wealth?. to bankruptcy?. // Rostov-on-Don 1994. - 60p.

2. Ivanov A.M., etc. The organizational stage of privatization in the Smolensk region (late 1991 - early 1992) // Legal Science. -2022. - No. 11. - P. 9-16.

3. Pinsker B. Privatization and politics. In book. From Plan to Market: The Future of Postcom. Republics: [Proceedings of the Conf., 10-14 Sept. 1990] / Ed. L.I. Piyasheva, J.A. Dorn; [Foreword. E. Crane]. - M.: Catallaxy: Gnosis, 1993. - 336 p.

4. Timofeeva I. Yu. and others. Corruption as a consequence of the privatization of state power // Sociology. - 2021. - No. 1. -P. 181-190.

СЧ CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.