ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЭТНИЧЕСКИХ МЕНЬШИНСТВ В БЕЛОРУССКИХ ГУБЕРНИЯХ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XVIII - НАЧАЛЕ XIX ВВ.
© Юрочкин М.А.*
Филиал Российского государственного социального университета, Республика Беларусь, г. Минск
Статья посвящена изучению формированию правового положения в белорусских губерниях этнических меньшинств в дореволюционной юридической литературе и законодательстве Российской империи ХУП-начале XIX вв.
В настоящее время в историографии внимание исследователей все больше привлекает такая тема, как национальная политика Российской империи в XIX - начале XX вв. В процессе унификации законодательства на окраинах империи правительство стремилось ликвидировать особенности в управлении нерусским населением. В статье, на примере белорусских губерний рассматривается процесс формирования и реализации правового положение этнических меньшинств.
Ключевые слова: Российская империи, законодательство, политика, этнические меньшинства, инородцы, правовое положение, национальная политика, белорусские губернии.
Тема ограничения прав этнических меньшинств в Российской империи вызывает постоянный интерес. Конституцией Российской Федерации провозглашен принцип равноправия народов, проживающих на территории России, сущность которого выражается в недискриминации какого-либо народа по этническому признаку и предоставлении различных прав в равной мере всем народам, населяющим Россию. Конституционные основы правового статуса этнических меньшинств являются правовой базой для развития законодательства Российской Федерации о малочисленных коренных народах России.
На международном уровне данная проблематика нашла свое отражение начиная с международных актов «версальской системы», которая оперировали термином «меньшинства», нашедшего дальнейшее оформление и признание правового статуса этнических меньшинств на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.), на котором объявлено, что поддержка национальных меньшинств является частью уважения прав человека и основных свобод, являющиеся важными для межгосударственных отношений. Следующим шагом стало принятие в 1992 году Генеральной
* Заведующий кафедрой Гражданского права и процесса, кандидат юридических наук, доцент.
Ассамблеей Декларации Организации Объединенных Наций о правах меньшинств (резолюция 47/135), которая является основным справочным документом о правах меньшинств. Она предоставляет лицам, принадлежащих меньшинствам следующие права: право на защиту государством существования меньшинств и их национальной или этнической, культурной, религиозной и языковой самобытности (статья 1); право пользоваться достоянием своей культуры, исповедовать свою религию и использовать свой язык в частной жизни и публично (пункт 1 статьи 2); право активно участвовать в культурной, религиозной, общественной, экономической и государственной жизни (пункт 2 статьи 2); право активно участвовать в принятии касающихся их решений на национальном и региональном уровнях (пункт 3 статьи 2); право создавать свои собственные ассоциации и обеспечивать их функционирование (пункт 4 статьи 2); право устанавливать и поддерживать мирные контакты с другими членами своей группы и с лицами, принадлежащими к другим меньшинствам, как в пределах своей страны, так и через границы государства (пункт 5 статьи 2); свободу осуществления своих прав как индивидуально, так и совместно с другими членами своей группы без какой бы то ни было дискриминации (статья 3) [18, с. 108-110].
Таким образом на международном уровне говорится о меньшинствах как о самобытных национальных или этнических, культурных, религиозных и языковых группах, и предусмотрена обязанность государств охранять их существование. Согласованного на международном уровне определения того, какие группы являются меньшинствами, не существует [17, с. 28-30, 21, с. 12].
Исходя из наличия норм международного права и положений теории права, следует дать определение правового статуса национальных меньшинств - это нахождение субъекта правоотношений в конкретном времени и территории, обусловленное наличием действующих нормативных правовых актов, политики, идеологии, судебной практики и иных аспектов. Как показывает историческое развитие формирования государственности в России, они могут различны.
Рассматривая данный аспект в ракурсе истории государства и права России следует отметить, что формирование правового статуса этнических меньшинств и реализация их прав имеет неоднозначную оценку. Существенным недостатком в осуществлении в Российской империи прав этнических меньшинств является то обстоятельство, что малочисленные народы, проживавши в Российской империи, юридически подпадают под разные режимы правовой защиты, а сами эти режимы четко не определены и различных губерниях империи имели свои особенности, в частности в белорусских губерниях. В ХУШ-Х1Х вв. на территории белорусских губерний проживали евреи, татары, цыгане. Особым статусом обладало еврейское население белорусских губерний в составе империи. Следует отметить, что все некоренные народы получили статус «инородцев» [25]. Оформление
правового статуса евреев в белорусских землях следует разделить на три периода:
1. Период нахождения в составе ВКЛ.
2. Период нахождения в составе Речи Посполитой.
3. Период нахождения в составе Российской империи.
Каждый из этих периодов имеет свои особенности в правовом статусе и его реализации.
До присоединения белорусских земель к Российской империи /по трем разделам Речи Посполитой/ история евреев и их правовое положение являлась составной частью истории Великого княжества Литовского и Речи Посполитой.
Вопрос о времени проникновения евреев в Восточную Европу и на белорусские земли неоднозначно рассматривался и рассматривается в науке, длительный период времени, начиная с раннего средневековья, евреи жили в Западной Европе. Как отмечается в издании «Живописный альбом. Народы России», «в восточной Европе евреи появились во время крестовых походов и преимущественно в Литве и Польше» [10, с. 194]. Основной причиной еврейской миграции в Восточную Европу было религиозное преследование их в странах западной Европы. Можно выделить несколько волн миграции.
Первая - с 1096 г. Побудительный мотив - преследование евреев крестоносцами.
Вторая - XIII в. Причина: беспорядки в германских городах в связи с походами крестоносцев. Внутренние же причины гонений заключались в зависти христианских торговцев и ремесленников к своим еврейским конкурентам, «в желании ... занять их место» [9, с. 63-65].
Третья - самая крупная волна миграции - 1343-1319 гг. В это время в Европе свирепствовала страшная чума, известная под названием «Черная Смерть». Сразу же возникли слухи о том, что это евреи распространяют чуму, отравляя колодцы, чтобы истребить всех христиан Европы. Евреев убивали тысячами. Поэтому западноевропейские евреи, в основном, из Германии переселялись на восток. Необходимо отметить, что в Польше были еврейские погромы в это время в некоторых городах, но, преимущественно в пограничных с Германией областях. Однако, в целом преобладала веротерпимая политика по отношению к евреям /король Казимир Великий благосклонно относился к евреям/ [14, с. 47-51].
Четвертая волна миграции /конец XV в./ была связана с деятельностью инквизиции в Западной Европе.
Данное выделение этапов еврейской миграции из Западной Европы в Восточную основывается на периодизации А. Дикого [8, с. 34]. При этом основное территорией «исхода» евреев была Германия.
Спасение от религиозных преследований было также сопряжено с тором поиска новых территорий с возможными более благоприятными условиями для социально-экономического существования.
Польские князья, а позднее и короли, пооощряли еврейскую колонизацию в интересах страны и в собственных интересах. Ведь почти до середины XVI в. евреи были только лишь королевскими подданными, «слугами королевского казначейства», которые были обязаны постоянно «своими деньгами удовлетворять нужды короля». Польская аристократия была заинтересована в активизации экономической деятельности своих разраставшихся хозяйств [14, с. 47; 24, с. 17]. К тому же нужно добавить надежды на еврейские капиталы, их предприимчивость - что должно было служить положительным фактором для развития экономики.
Существуют различные точки зрения насчет времени поселения евреев на белорусских землях, в частности, начиная с XII в. Первый письменный источник на сей счет - грамота великого князя Витовта брестским евреям /представление равенства прав евреям и шляхте, порядок рассмотрения судебных дел между христианами и евреями/ - датируется 1388 г. До конца XV в., большинство еврейских общин Беларуси пользовались этим приви-леем [11, с. 45-46]. Что касается массового заселения евреями белорусских земель, то это, очевидно, произошло, начиная с XIV в. Как отмечал, И. Со-сис, «только в XIV и XV вв., особенно в конце XV и начале XVI вв., ... в Польшу, Литву и Беларусь происходит массовая эмиграция евреев.» [26, с. 14]. При Витовте евреи в Беларуси были свободами кителями, находившимися под покровительством великого князя и местных высшее властей. Жили они самостоятельными общинами, пользуясь самоуправлением в своих бытовых вопросах. Белорусские евреи, «в отличие от своих западных братьев, занимались не только торговлею и ремеслами, но и земледелием. Зажиточные люда брали у великого князя на откуп таможенные и питейные пошлины и владели поместьями на правах собственности или аренды» [9, с. 84]. По мнению Н.Д. Градовского, «до начала XV в. евреи пользовались в Польше и ее провинциях совершенным спокойствием и полным благосостоянием под покровительством династии Пястов. Но по прекращению этой династии, евреи подвергались сильным гонениям... При Ягеллонах их права стали подвергаться разного рода стеснениям и ограничениям, продолжавшимся до последнего времени политического существования Польши» [6, с. 2].
В 1495 г. великий князь Литовский Александр издал указ об изгнании всех евреев из Княжества К этому времени в белорусской части ВКЛ было всего 2 города с оседлым еврейским населением - Брест и Гродно /еврейские общины также были во Владимире-Волынском, Луцке и Троках/. Среда мотивов этого указа отмечается влияние духовенства /аналог а изгнанием евреев из Испании/ и финансовое соображение.
XVI в. считается «золотым веком» или «временем процветания» евреев в Королевстве Польском и Княжестве. В то время на территории ВКЛ существовала относительная веротерпимость, Евреи связывали свое благополучие с политикой великого князя и короля, т.е. - государства. Последнее, в
свою очередь, поддерживало евреев, так как они были выгодны государству: давали кредиты, арендовали королевские и великокняжеские имения, собирали казенные налоги, пошлины [9, с. 116].
В этой связи существует термин «рабы казны», обозначающий правовой статус евреев применительно к рассматриваемому времени. Не все исследователи этой проблемы согласны с полным переносом данного термина на правовое состояние евреев Короны и Княжества, отмечая, что такие моменты как изгнание, изъятие еврейской собственности в Восточной Европе /в отличие от Западной/ встречались редко.
К тому же евреям позволялось носить оружие /иногда даже вменялось в обязанность/ для защиты города. Грамоты о правах XVI в. приравнивают евреев к дворянам в отношении штрафов и денежных сумм, которые обязан был уплатить нанесший им физическое увечье. Во многих указах польских королей ХУ-ХУП вв. подчеркивалось, что евреи, уплатившие налоги, приравниваются к налогоплателыцикам-горожанам /неевреям/ и обладают теми же правами в отношении жилищных условий, занятий и торговли [24, с. 47-50].
Весьма показательны для доказательства отличия правового статуса евреев ВКЛ от бесправного положения их западноевропейских братьев /«рабы казны»/ статьи Статутов ВКЛ. В них зафиксированы некоторые ограничения для евреев /в основном, с религиозной точки зрения/. Так, Статут 1529 г. /разд. II, ст. 5/ запрещал евреям иметь закупов и невольников. Статут 1566 г. /разд. 12, ст. 4/ определял, какую одежду должны были носить евреи; запрещал евреям /разд. 1:2, ст. 5/ иметь христиан в неволе. Статут 1598 г. /разд. 12, ст. 8, 9/ повторяли положения Статута 1566 г., запрещали евреям занимать какие-нибудь государственные должности /разд. 12, ст. 9/. Под угрозой наказания смертью евреям запрещалось переводить в иудейскую религию закупов, пленных и их детей. Вместе с тем убийство еврея каралось смертью, штрафы /навязка/ за раны и побои платились евреям, как и шляхте /разд. 12 ст. 7/ [27-29].
Таким образом, термин «рабы казны» применительно к белорусским евреям периода ВКЛ, на наш взгляд, больше ассоциируется с тем вниманием, которое казна уделяла евреям как населению, приносившему значительный доход государству. В целом евреи несли повинности государственные, в пользу частных владельцев, в пользу городов, в пользу церкви и христианских школ [4, с. 633].
К началу XVI в. еврейство в Польше и ВКЛ стало крупной экономической и общественной силой. Власти этих стран убеждались, «что насколько государство приносит пользу евреям, настолько же евреи полезны и необходимы государству, где они занимали, как торговое городское сословие, среднее место между крестьянами-земледельцами и шляхтичем-помещиком» [9, с. 86]. В 1507 г. вышел указ Сигизмунда I, подтверждавший все свобода и привилегии евреев. При Сигизмунде II Августе расширились
права еврейского самоуправления - раввинам и старостам было предоставлено право суда над членами общины. На этой основе позже сложилась катальная организация на территории Беларуси [9, с. 116-117].
Это произошло в эпоху Речи Посполитой. С приходом на королевский трон Стефана Батория /1576 г./ положение евреев упрочилось, они получили больше свободы в ремесле и торговле, мещанские права; вводились штрафы и наказания вплоть до смерти за притеснение, погромы и убийство евреев [12, с. 30].
«Кагал» в переводе с еврейского языка означает «собрание», «сход», данным термином в эпоху Речи Посполитой обозначались самоуправление еврейской общины и сама община [16, с. 63]. Катальная организация общины возникла прежде всего в городах, имевших магдебургское право, где кагал мог вести активную борьбу за укрепление права на свое самоуправление. Постепенно в ведении кагала оказались практически все сферы жизни еврейского населения: регламентация внутренней жизни общины, религиозные, судебно-административнне вопросы. Руководили кагалом избираемые старосты, но духовным вождем кагала был местный раввин, который подписывал все решения кагала, руководил выборами старшин, занимался школьными вопросами. Высшим еврейским административным органом /органом самоуправления/ в ВКЛ был Ваад, просуществовавший с 1623 по 1764 гг. Всего состоялось 37 сессий Ваада в 37 городах Беларуси и Литвы. Главными центрами, где существовали саше мощные еврейские общины, были Брест, Пинск, Гродно, Слуцк. Правительство Речи Посполитой назначало ежегодно сумму налогов /фиксированную/, Ваад отвечал за ее выплату [12, с. 30-32].
Еврейское население Речи Посполитой делилось на три категории. Одни занимались торговлей и ремеслами. Для других профессией служили религиозные занятия /раввины, канторы, проповедники/. Третьи «занимались учением ради самого учения» [11, с. 56].
Право на занятия ремеслами оговаривалось в большинстве привилеев, данных евреям королями, воеводами и частными владельцами в X VII-XVIII вв. [11, с. 60].
По законодательству евреи были лишены основных прав шляхты - владения крепостными крестьянами, что неоднократно подчеркиваюсь в различных актах. Фактически же еврей-арендатор или собственник имения, перешедшего к нему от должника, становились и законными собственниками крестьян [26, с. 17]. Землевладельцы-евреи били преимущественно в тресте, Гродно, Пинске. В городах ВКЛ евреи нередко владели землями в границах самого города или в ближайших его околицах [11, с. 58].
С конца XVI в. по мере роста и усиления местного нееврейского торгового и промышленного населения возникает и растет конкуренция, особенно усилившаяся в XVII в. в связи с экономическим кризисом в городах и разрушительными последствиями казацких набегов на Беларусь.
Вследствие тяжелых войн второй половины XVII в. приходят в упадок города и основная масса еврейского населения переселяется в сельскую местность. С этого времени растет категория евреев-мелких арендаторов, корчмарей, шинкарей и т.д. Лишенная капитала эта масса евреев полностью попадает под власть помещика-землевладельца, который всеми способами эксплуатирует торговые и предпринимательские способности евреев в целях своего обогащения.
В этой связи особенно распространенным было такое явление как передача евреям помещиками в аренду права продажи спиртных напитков /помещики по так называемому праву «пропинацци» пользовались наследственной, монополией на производство и продажу водки/. Увеличивая арендную плату, что вело к повышению цены на водку, помещик делал еврея орудием в своих руках для выкачки денег от крестьян. С этого момента евреи начинают ассоциироваться со «спаивателями народа» [26, с. 18].
Конец XVI - начало XVII вв. стали тяжелым временем для евреев Беларуси, в связи с ослаблением власти короля и усилением роли шляхты в государстве /ВКЛ/. Евреи все чаще становятся объектом вымогательств, растет религиозно-национальная нетерпимость к ним со стороны различных слоев нееврейского населения - шляхты, мещан, крестьян, духовенства /евреи устраивали свои кирмаши в воскресенье и праздничные дни, что отвлекало крестьян от церкви. К тому же, безусловно, сказывалась религиозная нетерпимость к иудеям/ [26, с. 18].
В период первой половины XVIII в. - шляхетской вольницы и слаюой королевской власти - евреи вновь оказались между двух огней: шляхетой и магнатством и православными и крестьянами [9, с. 138].
Давая общую характеристику положения еврейского населения в Речи Посполитой в конце XVIII в. представители различных историографических направлений и политических взглядов довольно единодушны в своих оценках. Так Ю. Гессен и С. Лозинский, что евреи в государстве представляли корпорацию, обладавшую особыми правами и обязанностями [5, с. 730].
В конце 80-х годов XVIII в. в Речи Посполитой, охваченной политической анархией и военными столкновениями и ослабленной экономически и потерявшей значительную территорию в результате первого раздела в 1772 г., возникает движение за реформы. Своего апогея движение достигло в период так называемого «Четырехлетнего сойма» /1788-1792 гг./. На сейме, стремившемся провести коренные реформы в структуре государства и общества, был также поставлен вопрос о статусе евреев. Выдвигались разные проекты еврейской реформы - и консервативные, и прогрессивные. В новой конституции принятой 3 мая 1791 г., не было никаких новых законов, касающихся евреев. Она вообще обошла молчанием еврейский вопрос [24, с. 68-71].
Таким образом, в дороссийский период своей истории белорусские евреи постепенно оформились в своеобразную касту, замкнутое сословие. Сто
было результатом политики великих князей Литовских и королей Речи Посполитой, законодательно проводивших политику в интересах государства. Уровень правовой свободы еврейского населения варьировался в зависимости от экономической и политической конъюнктуры. К концу ХУВ в. евреи шли довольно замкнутой жизнью, имея свое автономное самоуправление в виде катальной организации. При всей экономической мощи еврейской финансовой аристократии, она не могла играть сколь-нибудь значимой роли в общественно-политической жизни /евреи не имели доступа ни в городской магистрат, ни в соймики, ни в сойм /сейм/ [26, с. 17].
Как же обстоял вопрос с отношением русского самодержавия к евреям?
Российская территория была практически закрыта для евреев до эпохи Петра I.
Вообще отношение к евреям как властей, так и простого народа было как к «христопродавцам», «басурманам». Их ненавидели и боялись. Проникновение еврейских купцов из ВКЛ и Польши носило кратковременный характер, к ним относились очень настороженно [9, с. 140]. Не случайно, когда Сигизмунд Август просил у Ивана IV в 1549 г. о дозволении евреям из ВКЛ свободно торговать в России, царь ответил, «что он и слышать не хочет о народе, который привозил в Россию отраву для души к тела, злословил против христиан» [10, с. 194]. Очевидно, такое отношение приводило и к его характерной реализации на практике при возможности «контакта» с еврейскими населением.
До XVII в. включительно российские правители неохотно впускали в страну иноземцев. Их боялись, как возможных шпионов и как проповедников «безбожных» обычаев [14, с. 174-175].
Царь Алексей Михайлович изгонял евреев даже из временно занятых русскими войсками белорусских и литовских городов во время войны 1654167 гг. [9, с. 140]. Применительно к периоду правления Петра I в историографии нет единой точки зрения насчет допуска евреев в Россию.
Дубнов С.П. считал, что «только при Петре Великом ... евреи начали массами проникать в пограничные с Польшей русские владения, особенно в Малороссию» [9, с. 23]. По мнению Н.Д. Градовского, после смерти Алексея Михайловича и до смерти Петра I не было запретительного подхода на поселение евреев в русских землях [6, с. 23].
Начало XVIII в. открывает новую страницу в истории евреев в России. Петровская Русь посещается ими в гораздо большей степени, чем Русь Московская. Решающую роль в этом процессе сыграло присоединение малороссийских, смоленских, прибалтийских земель, именно на этих территориях евреи получают более-менее устойчивую возможность проживания [30, с. 180-196].
При Екатерине I в 1727 г., был издан указ о полном изгнании евреев из России /особенно это касалось украинских земель, где их было наибольшее
количество/ и недопущении их впредь ни под каким видом: «жидов, как му-жеска, так и женска пола, которые обретаются на Украине и в других российских городах, тех всех выслать вон из России за рубеж немедленно и впредь их ни под какими образы ... не впускать; а при отпуске их смотреть накрепко ж, чтобы они из России червонных золотых и ... серебряных монет ... отнюдь не вывезли; а буде у них какая российская монета явится, и за оные дать им медными деньгами» [22, с. 41].
В роли карательницы «иудейского племени» выступила царица Елизавета Петровна. 2 декабря 1742 г. появился знаменитый указ об изгнании евреев. По своему содержанию он примыкает к аналогичным указам прошлого, но в данном случае уже имеется мотивировка запретительства [16, с. 6-7].
Таким образом, евреи объявлялись «вредным» элементом, «ненавистниками» Христа. Отношение к ним как к «христопродавцам» приобретает законодательное обоснование и основу.
Как отмечал А.П.Пятковский, Елизавета Петровна издала только 3 правительственных акта по еврейскому вопросу и все они касались удаления евреев из пределов империи [22, с. 47-48].
В целом, в отношении русского и российского самодержавия к евреям прослеживается устойчивая линия непринятия. Периодические разрешения евреям проживать на российской территории носили эпизодический характер. Ко времени Екатерины II формируется религиозная мотивировка запрета еврейского проживания в Российской империи.
После I раздела Речи Посполитой российские власти были поставлены перед проблемой поиска места для значительного контингента еврейского населения в политической, социально-экономической, культурно-религиозной структуре российского общества. Игнорировать это население или попросту не иметь с ним никаких проблем было уже невозможно. Па повестку дня встал так называемый «еврейский вопрос» - вопрос о месте евреев в Российском государстве. Российское самодержавие не имело конструктивной традиции политического курса в отношении к еврейскому населению, если не считать практики запрета их нахождения в империи. Основы этого курса начали складываться с самого начала перехода белорусских евреев «под скипетр русских царей».
Американский исследователь еврейской проблематики Дж. Клиер выделяет несколько «традиций» /факторов/, сложившихся к XVIII в. и определявших отношение к евреям в России - религиозный, прагматический, реформистский /под последним подразумевается поиск реформ применительно к еврейскому населению во Франции, Австрии, Пруссии и Польше/. По мнению Клиера «все эти традиции прошлого» оказали известное воздействие на выработку российского законодательства по «еврейскому вопросу» в конце XVIII - начале XIX вв [23, с. 238-239].
Весьма противоречив в данном случае подход А.П. Пятковского. С одной стороны, он дает достаточно продуманную схему «самых разнообраз-
ных, часто противопрложных и взаимно отрицающих себя мотивов»: веро-исповедально-национальные /различия закона /религии - народа/, монопольно-экономические /отрицание экономической свободы/, утилитарно-покровительственные /извлечение из еврейсксго племени пользы для государства/, нравственно-воспитательные /перевоспитание и улучшение евреев/, охранительно-общественные /оберегание народа от вредных экономических и общественных влияний [22, с. 13].
Довольно развернутый, анализ мотивов формирования правительственного курса по отношению к евреям представлен у М.И. Мыша, который выделяет следующие мотивы: вероисповедальный. экономический, фискальный, политический. Основным, по мнению этого исследователя, являлся мотив вероисповедный. Традиция - «еврев не пускались в Россию, потому что они евреи отразилась и на формировании законодательства в ограничительном смысле в российский период истории еврейства в белорусских губерниях». В этой связи характерен указ 11 октября 1764 г. о возможности переселяться крещенным евреям из Ветки в Россию: «... Их, яко вольных людей и воспринявших крещение, хоть и по раскольническому заблуждению, принять можно, и никакого сумнительства в том не предусматривается». Экономический мотив сводился к обвинению евреев в эксплуатации сельского населения /крестьян/ - спаивание крестьян в еврейских шинках, что ослабляло их хозяйства. Политический мотив - по Мышу - появляется лишь в 60-х годах XIX в., «вслед за польским мятежом, когда правительство приняло целый ряде мер к обрусению западного края». Фискальный мотив Мыш лишь очерчивает в общем виде [16, с. 6-8].
Значительные дополнения теоретического характера при типологизации мотивов складывания еврейского вопроса находим у Н.Д. Градовского. Весьма рельефно он анализирует религиозный мотив.
В первую очередь, выделяется защитная функция - «ограждение народа от соблазнов совращения в чужие веры». «Из всех «бусурман» евреи /олицетворение тех, кто распял Христа/ вызывали в ревнителях православия чувство особой религиозной неприязни». К тому же «религиозная преданность евреев к обрядам их веры наводила на мысль, что причины отчуждения евреев скрываются в их вероучении, которое должно быть непременно враждебным христианству». Выделяет Градовский и мотив традиции - «перешедшие из Западной Европы, преимущественно из католических стран, созерцательные воззрения на евреев, как на племя, подлежащее различию в правах с прочими гражданами, укоренились и в нашей правительственной сфере» [6, с. 8-11, 65].
Безусловно, в ходе выработки правительственного курса по еврейскому вопросу у высшей администрации имелись определенные расхождения во взглядах. Однако, в целом это не меняло общей картины формирования убежденности в необходимости особого курса. Так, по замечанию А.П. Пятковско-
го, «начав с объявления покровительства своим новым подданным, Екатерина II постепенно прониклась предубеждением против них.» [22, с. 19].
Общая правительственная атмосфера в отношении к евреем была такова, что насущно был необходим «интегратор» и официальны - «обоснова-тель» ограничительного правительственного курса по еврейскому вопросу.
Таким человеком явился поэт и сенатор Г. Державин. Командированный в Беларусь для оказания помощи крестьянам, он, как считается, по собственной инициативе выдвинул еврейский вопрос [5, ст. 733].
Как отмечает С.В. Дубнов, «скудное по части законодательного творчества, царствование Павла I оказалось богатым в подготовительной к нему стадии: это время изобилует проектами регламентации еврейского быта на основании официальных «исследований»» [9, с. 248].
Державин выработал в 1800 г., законопроект, который должен был лишить евреев их некоторых прав и подвергнуть их религиозную жизнь строгому надзору со стороны правительства [9, с. 253]. Державин участвовал в работе созданного в ноябре 1802 г. « Комитета по благоустройству евреев», однако, в 1803 г. был выведен из состава Комитета. Его консерватизм оказался неуместным в либеральном правительстве первых лет царствования Александра I.
В конечном итоге в правительственных кругах возобладала ориентация на ограничительную политику по еврейскому вопросу Здесь будет уместным привести довольно пространную цитату из статьи Ю. Гессена и С. Лозинского: «Хотя при Екатерине II были изданы отдельные ограничительные законы о евреях, все же неприязнь к евреям не имела в ее царствование сколько-нибудь доминирующего значения; еще менее антисемитизм был присущ времени Павла I...; отсутствует вражда к евреям к в первую половину царствования Александра I, но во вторую половину в отношениях правительства к евреям уже несколько сказывается та неприязнь к ним, которая побуждала правительство прибегать к стеснительным мерам не потому, что они вызывались ... реальными причинами, а потому, что общее настроение -если и не всецело враждебное, то во всяком случае презрительное - было таково, что подобные меры принимались без особых размышлений» [5, с. 733]. Такая де тенденция была заложена в Положении 9 декабря 1804 г. «О устройстве евреев» [20].
Таким образом, правительственный, курс по еврейскому вопросу в значительной степени был предопределен задолго до вхождения значительных масс еврейского населения в состав Российской империи. Основным мотивом складывания предвзятого отношения к евреям была религиозная неприязнь. Он получил возможность практического воплощения в российском законодательстве в виде ограничения прав и возможностей еврейского населения.
После первого раздела Речи Посполитой в 1772 г, к Российской империи отошла восточная часть Беларуси и значительное количество еврейско-
го населения неожиданно стало российскими подданными. «Вся Белоруссия кишит ими» - отмечала Екатерина П в частном письме [13, с. 3].
Общее количество евреев в восточнобелорусских землях составляло около 50 тыс. человек. Ревизия Полоцкой и Могилевской губерний 17721774 гг. дает следующие статистические данные: 15 тыс. евреев обоего пола в Полоцкой губернии и около 40 тыс. - в Могилевской [2, с. 63]. Основная масса еврейского населения 89,9 % проживала в сельской местности [3, с. 62]. В Полоцкой губернии проживало в городах всего лишь 2,7 % еврейского населения.
К именному указу императрицы /11 августа 1772 г./ «О принятии под Российскую Державу уступленных от Польши провинций» был приложен Плакат, в котором приводились «начала и основания», которых намерена была придерживаться государыня в отношениях к новым подданным. Применительно к евреям указывалось: «Еврейские общества, жительствующие в присоединенных к империи ... городах и землях будут оставлены и сохранены при всех тех свободах, коими они ныне ... пользуются...» [6, с. 45-46].
13 сентября 1772 г. генерал-губернатор Белорусского края, граф Чернышев представил Екатерине II доклад, в котором, по свежим следам присоединения белорусской территории к империи, были обозначены принципы руководства «Белорусским краем». Относительно еврейского населения в докладе отмечалось: «С жидов положить поголовной по одному рублю с каждой и приписать их к кагалам, которые и учредить по рассмотрению губернаторов и по надобности» [7, с. 10-11]. В данном случае власти распространяли на еврейское население податную повинность и связывали выполнение этой функции с кагалами.
В пункте 7 доклада Чернышев предлагал установить 5-ти летний срок аренды имений с необходимостью после истечения срока аренды каждый раз просить на нее разрешение у высших властей. Данной мерой предполагалось установить контроль за арендаторами-евреями, но императрица отклонила данное предложение [6, с. 48].
Подобный подход с позиций правового равенства евреев в их статусе с другим населением края наблюдается в ряде других законодательных мероприятий высшей администрации в 70-е - начале 80-х годов ХУП в.
Так, в 1772-1774 гг. по предложению Чернышева населению белорусских губерний были предоставлены временные льготы по податям, в том числе, и евреям.
В 1775 г. в Российской империи были утверждены «Учреждения для управления губерний»; которые наряду с упорядочением административной структуры и чиновничьего аппарата предусматривали деление торгово-промышленного населения по имущественному цензу на мещан и купцов. По докладу Чернышева о возможности для евреев записываться в купечество в губерниях Могилевской и Полоцкой Екатерина издала указ, в котором говорилось: «... В том им препятствовать не следует» [31].
Указом 3 мая 1783 г. подтверждалась возможность записи евреев в купеческое и мещанское сословия [15, с. 191].
В рамках отмеченного отношения законодателя к евреям как к полноправному населению начинает нормироваться исключительный курс по еврейскому вопросу Так, уже в 1776 г. был издан сенатский указ по инициированному Чернышевым проекту правил и постановлений относительно евреев, принявших христианство [6, с. 74].
Т.е., начинала складываться законодательная ситуация, когда определенные права, представлявшиеся обычными для всех категорий населения, давались евреям в виде льготы за какую-то уступку. Как отмечал Н.Д. Градов-ский, «для местной администрации право торговли и записки евреев в купечество с того времени стало как бы законодательным вопросом» [6, с. 75].
Вместе с тем уже нормой становилось проведение в законодательстве особой линии правового положения евреев, В этой связи весьма характерно и симптоматично название сенатского указа от 7 мая 1786 года - «Об ограждении прав евреев в России, касательно их подсудности, торговли и промышленности» [6, с. 52]. С одной стороны, указ действительно защищал определенные права евреев - в винной торговле, участии в местном самоуправлении и т.д. Однако, с другой стороны, формулировка и весь дух указа свидетельствуют о складывании традиции особого правового статуса еврейского населения.
Придание еврейскому населению в законодательстве особого статуса отчетливо прослеживается в податной политике.
Некоторое время после первого раздела Речи Посполитой евреи составляли группу российских подданных, не входивших в состав других сословий.
Однако, эта универсальная /одинаковая/ сословно-податная политика в отношении еврейского населения была прервана указом 23 июня 1794 г., в котором повелевалось собирать с евреев «установленные подати вдвое про-тиву положенных с мещан и купцов Христианского закона... [19].
Оценивая в целом характер законодательного оформления политического курса по еврейскому вопросу нужно признать, что уже в период правления Екатерины II он приобрел исключительное содержание. В конечном итоге, еврейское население видится законодателем обособленной социальной группой. При этом признается необходимость для нее особого правового статуса.
Одним из самых значительных мероприятий правительства в сфере законодательного закрепления особого статуса еврейского населения в белорусских губерниях, было введение так называемой «черты оседлости» - запрещение свободного перемещения евреев по территории Российское империи.
Зарождение идеи «черты оседлости» относится ко времени раздела Речи Посполитой. В дальнейшем она получает практическое воплощение, трансформируется, но в сущности сохраняется на протяжении всего XIX столе-
тия будучи отмененной законом Временного правительства «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений» [1, с. 3].
Законодательное закрепление евреев в «черте оседлости» установлено «Положением о евреях», в ст. 28 установлено, что фабрикантам, ремесленникам, художникам и купцам, дозволяемо приежать по делам их коммерческим ... во внутренние губернии и даже в столицы, но не иначе, как по паспортам губернаторов [20]. Т.е., без особого разрешения губернатора и паспорта еврей не мог выехать за пределы «черты оседлости».
Законодательные ограничения российского самодержавия в конце XVIII -начале XIX вв. по отношению к еврейскому населению белорусских губерний свидетельствует об оформлении специфического, исключительного правового статуса для еврейского населения. В решении еврейского вопроса власти придерживались ограничительной, дискриминационной направленности.
Список литературы:
1. Ашшчанка Я. !нкарпарацыя Беларуа Беларуа у Рааю за Кацяры-най II // Спадчына. - 1993. - № 2. - С. 3-10.
2. Ашшчанка Я.К. Мяжа яурэйскай аседласщ // Чырвоная змена. - 1996. -№ 74.
3. Гессен Ю. История еврейского народа в России / Ю. Гессен. Т. 1. -СПб., 1925. - 236 с.
4. Гессен Ю. Податное обложение / Ю. Гессен // ЕЭ. - Т. IX. - Б.М., б.г.
5. Гессен Ю., Лозинский С. Антисемитизм в России // ЕЭ. Т. II. - Б.м., б.г.
6. Градовский, Н.Д. Торговые и другие права евреев в России, в историческом ходе законодательных мер, предшествовавших ныне действующему законодательству о евреях / Н.Д. Градовский. - СПб.: Типография И.С. Леви и К. - 359 с.
7. Дакументы i матэрыялы па псторьп Беларуа (1772-1903 гг.). Т. 2. -Мн., 1940.
8. Дикий А. Евреи в России и СССР. Исторический очерк / А. Дикий. -2-е изд. - Новосибирск, 1994. - 104 с.
9. Дубнов С.М. Краткая история Евреев. В. 3-х частях. Ч. 1 и 3. -13-е изд. - СПб., 1911-1912.
10. Народы России. Живописный альбом. Вторая половина XIX века. -СПб., 1877. - 629 с.
11. Ьфэ Э. Яурэ1 на Беларуа // Беларуси пстарычны часотс. - 1996. -№ 1, 3.
12. Ьфэ Э. Пра кагал, Ваад i Караля Шауля Валя // Беларуская мшууш-чына. - 1994. - № 3.
13. Иоффе Э. Черта оседлости: 201 год назад // Народная газета. -27 чэрвеня 1995.
14. Кандель Ф. Очерки времн и событий. Из истории российских еврее-ев. - Иерусалим, 1988.
15. Кеппен П.И. Xронологический указатель материалов для истории инородцев Европейской России / П.И. Кеппен. - СПб., 1861. - 368 с.
16. Мыш М.И. Руководство к русскому законодательству о евреях / М.И. Мыш. - СПб., 1890. - 652 с.
17. Пунжин С.М. Проблемы международно-правовой защиты прав меньшинств // Государство и право. - 1992. - № 8. - С. 125-129.
18. Права человека и межнациональные отношения. - М.: РАН ИГП, 1994. - 150 с.
19. Полное собрание законов Российской империи. Т. XXIII. - СПб., 1830. - № 17224.
20. Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. Т. 10. Отд. 1-е. 1835. - СПб., 1836. - 538 с.
21. Права меньшинств: международные стандарты и руководство по их соблюдению. - Нью-Йорк; Женева: б.и., 2010. - 60 с.
22. Пятковский А.П. Государство в государстве. К истории еврейского вопроса в России и Западной Европе / А.П. Пятковский. - СПб.: Типография Главного Управления Уделов, 1901. - 318 с.
23. Розенберг Л. Реферат на книгу: Клир Дж. Россия собирает евреев. Происхождение еврейского вопроса в России, 1772-1825 // Москва. - 1994. -№ 1-5.
24. Россман М. Еврейская община Польши: геогерафические и демографические факторы, правовой статус // Главы из истории и культуры евреев Восточной Европы. - Тель-Авив, 1995.
25. Свод законов Российской империи. Т. IX // Законы о состояниях. -СПб.: Типография II Отделения Собственной его императорского величества канцелярии, 1892. - 436 с.
26. Сосю I. Сацыяльны 1 культурны стан яурэяу у Ливе 1 Беларуа перад эпохай падзелау Польшчы // Наш край. - 1926. - № 4-5.
27. Статут Великого княжества Литовского 1529 года. - Минск, 1960. -238 с.
28. Статут Великого княжества Литовского 1566 года. и поправки стату-товые 1578 года // Временник Московского общества истории и древностей российских. - 1855. - Кн. 25. - С. 1-242.
29. Статут Великого княжества Литовского 1588 года. - Минск: БелСЭ, 1989. - 328 с.
30. Стоклицкая-Терешкевич В. Евреи в России пр1 Петре Вел1ком 1 его бл1жайш1х преемншах // ВЕУ в Москве. - 1994. - № 1-5.
31. Учреждения для управления губерний // Российское законодательство X-XX веков. Т. 5. - М., 1987.