Научная статья на тему 'Формирование правового сознания у будущих специалистов социальной сферы'

Формирование правового сознания у будущих специалистов социальной сферы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
406
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСОЗНАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ / LEGAL CONSCIOUSNESS / SOCIAL AFFAIRS / METHODS OF FORMING THE LEGAL CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серых А. Б., Зайцев В. С.

Показан положительный опыт БФУ им. И. Канта в аспекте формирования правосознания у будущих специалистов социальной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming of legal consciousness among future professionals of the social sphere

The article describes methods of forming positive legal consciousness among future professionals of the social sphere.

Текст научной работы на тему «Формирование правового сознания у будущих специалистов социальной сферы»

104

Высшее образование в России • № 5, 2011

подхода к организации образования в сфере туризма включает следующие составляющие:

■ согласование критериев качества подготовки специалистов с требованиями современного рынка труда;

■ модернизация существующих курсов и программ;

■ разработка и введение новых бакалаврских и магистерских образовательных программ;

■ поиск «особого пути » во внедрении положений Болонской декларации;

■ мониторинг качества подготовки выпускников;

■ грамотная переподготовка специалистов туризма и сервиса.

Реализация предлагаемых меропри-

ятий направлена на совершенствование подготовки высокопрофессиональных специалистов в сфере туризма и сервиса, востребованных отечественным и зарубежным рынками труда.

Литература

1. Концепция ФЦП «Развитие внутреннего и

въездного туризма в РФ (2011-2016 гг.) // Консультант Плюс. URL: http://

www.consultant.ru / online/base/ ?req=doc;base=LAW;n=60107

2. Корнеевец В.С., Кропинова Е.Г., Илюхина

Г.И. Тенденции подготовки кадров для индустрии туризма и сервиса как основа развития регионов // Образование в области сервиса и туризма: Сборник статей / Под общ. ред. А.А. Федулина, Т.Н. Ананьевой. М.: ИЦ «Маска», 2008.

KROPINOVA E. HIGH-QUALITY EDUCATION FOR TOURISM AND SERVICES INDUSTRY

The article touches upon the problem of training highly skilled personnel for tourism and services industry in the Baltic region. The innovation approaches which are applied at Immanuel Kant Baltic Federal University in this sphere are described.

Keywords: education for tourism and services, education for sustainable development, master programme, competence forming, international cooperation in the sphere of education.

A.Б. СЕРЫХ, профессор

B.С. ЗАЙЦЕВ, аспирант

Формирование правового сознания у будущих специалистов социальной сферы

Показан положительный опыт БФУ им. И. Канта в аспекте формирования правосознания у будущих специалистов социальной сферы.

Ключевые слова: правосознание, социальная сфера, методы формирования правового сознания.

Профессиональное поле специалистов социальной сферы на сегодняшний день вбирает в себя все многообразие жизненных ситуаций и коллизий людей разных возрастов и социального положения. Ситуация такова, что большая часть населения уязвима, не защищена, а потому деятельность специалистов в социальной сфе-

ре приобретает все большую правовую направленность (социально-правовая защита, правовое просвещение, социально-правовое консультирование и т.д.).

Под индивидуальным правосознанием будущих специалистов социальной сферы нами понимается динамическое личностное образование, обеспечивающее способность

Из жизни вуза

105

будущего профессионала к ориентации и самоопределению в правовом пространстве на основе правовых знаний, умений и навыков, оценочных отношений к праву, правовых установок и ценностных ориентаций. Структура правосознания будущих специалистов социальной сферы - это целостный комплекс взаимосвязанных компонентов, включающий:

■ когнитивный компонент (комплекс правовых знаний, которыми обладает будущий специалист социальной сферы, знание основных нормативно-правовых документов, регламентирующих его профессиональную деятельность);

■ аффективный компонент (эмоциональные состояния будущего специалиста социальной сферы, которыми выражается его отношение к праву, ценностный показатель осознанности будущим специалистом социальной сферы необходимости социально-правовой деятельности);

■ аксиологический компонент (приоритет права как общечеловеческой ценности в структуре ценностно-смысловой сферы будущего специалиста социальной сферы, правоуважение как социально-правовая ценность, уважение к действующему закону, ценностное отношение клюдям, нетерпимость к разного рода нарушениям законодательства, правовая ответственность);

■ поведенческий компонент (социально-правовое поведение будущего специалиста социальной сферы, навыки принятия решений в правовых профессиональных и личностных ситуациях, защита прав, свобод и интересов людей).

В процессе своей профессиональной деятельности специалист социальной сферы выполняет различные социально-правовые функции: защищает права и достоинство людей, нуждающихся в помощи; использует законы и правовые акты, направленные на оказание помощи и поддержки населению, его защиту; содействует применению государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отно-

шении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на человека; предупреждает социальные проблемы в соответствии с правовыми нормами и правилами поведения; оказывает содействие различным категориям населения в реализации правовых гарантий; осуществляет правовое просвещение населения; оказывает посреднические услуги людям в социально-правовых вопросах.

Реализация правового направления в профессиональной деятельности специалиста социальной сферы предполагает высокий уровень развития его правосознания, что, на наш взгляд, означает наличие у него

а) ценностно-осознанного отношения к социально-правовой культуре, к выполнению своих социальных ролей в обществе;

б) умений выявлять социально-правовую составляющую проблемы людей в процессе профессиональной деятельности; в) самостоятельно разрешать социально-правовые проблемы в соответствии со своими личностными и профессиональными ценностями.

АнализФГОС специалитетаи бакалавриата направлений подготовки специалистов социальной сферы (специальности «Социальная работа»), учебных планов, содержа-

106

Высшее образование в России • № 5, 2011

ния учебных дисциплин с точки зрения правовой подготовки, правового воспитания и обучения показал, что процесс формирования правосознания будущих специалистов социальной сферы идет фрагментарно, с акцентом на его когнитивном компоненте, при этом часто игнорируются аксиологический, аффективный и поведенческий компоненты.

Результаты проведенных нами пилотажных исследований говорят о том, что у студентов - будущих специалистов социальной сферы - отмечается отсутствие социально-правовых знаний (или их поверхностность), несформированность правовых установок и правовых убеждений, неосознанное игнорирование социально-правовых норм, равнодушное отношение к праву как общечеловеческой ценности, неумение ориентироваться в российском законодательстве, принимать решения и использовать социально-правовые знания в правовых профессиональных и личностных ситуациях.

Для формирования правосознания будущих специалистов социальной сферы нами разработана структурно-функциональная модель. Ее теоретико-методологическую основу составили аксиологический, личностно-ориентированный, деятельностный, системный подходы и принципы правового воспитания и обучения.

Основными составляющими модели формирования правосознания являются следующие блоки: целевой, содержательный, организационно-деятельностный и оценочно-результативный. Целевой блок отражает планируемый результат обучения, представления об уровнях сформированное™ правового сознания у будущих специалистов социальной сферы, который должен быть достигнут студентами в процессе реализации модели (формирование позитивного правосознания у будущих специалистов социальной сферы). Содержательный блок, наряду с общепрофессиональными, специальными дисциплинами, включает учебный курс

«Правовые основы деятельности специалиста социальной сферы», деятельностную игру «Тренинг формирования правового сознания» и производственную практику будущих специалистов социальной сферы. Организационно-деятельностный блок описывает применяемый дидактический инструментарий. Оценочно-результативный блок содержит методику оценки сформированности у студентов правового сознания в целом и его компонентов по трем уровням (пассивный, продуктивно-исполнительский и позитивный).

Педагогическими условиями реализации модели формирования правосознания у будущих специалистов социальной сферы являются: оптимизация содержания социально-правовых курсов; активная реализация межпредметных связей; объединение теоретических социально-правовых знаний и будущей профессиональной деятельности специалистов социальной сферы; использование активных средств и методов обучения.

Для углубления и закрепления социально-правовых знаний мы разработали специальный курс - «Правовые основы деятельности специалиста социальной сферы», который читается студентам на 4-м курсе. Его основными задачами явились следующие:

• ознакомление студентов с основны-

Из жизни вуза

107

ми нормативными актами, которыми регулируются отношения в сфере социальной защиты граждан;

• формирование чётких научных представлений о правовых основах социальной защиты;

• приобретение знаний об источниках и механизмах социально-правовой защиты населения;

• формирование позитивного правосознания студентов и его компонентов;

• формирование нормативно-правового мышления и активной гражданской позиции;

• формирование у студентов понятийно-категориального аппарата для анализа существующего законодательства;

• развитие и совершенствование способности и готовности применять полученные знания в практике оказания социальной помощи населению;

• формирование у студентов навыка применения социально-правовых знаний при решении профессиональных задач.

Для формирования аксиологического и аффективного компонентов правосознания студентов мы разработали двухдневный тренинг, в котором приняли участие более 100 студентов - будущих специалистов социальной сферы. В числе основныхзадач социально-психологического тренинга - развитие способностей студентов оценивать правовой аспект ситуации, в которой приходится действовать, прогнозировать возможные последствия того или иного варианта поведения, воспитание личной ответственности за свои действия; формирование у студентов мотивов добропорядочного поведения, моделирование законопослушно-

го образа жизни; формирование и развитие у студентов соответствующих ценностных ориентаций; формирование позитивного эмоционального отношения кправовым проблемам и к праву в целом; формирование правовых установок и правовых убеждений и т.д.

Изучение специального курса и участие в социально-психологическом тренинге позволило обучающимся значительно расширить, углубить и обогатить свои социальноправовые знания. Гораздо реже в ответах студентов стало встречаться негативное отношение к праву, законодательству, собственным правовым убеждениям и установкам. В отношении к праву, правовым ситуациям преобладающими эмоциональными состояниями студентов стали спокойствие, уверенность. К сожалению, радикальных изменений в уровне сформированности аксиологического компонента правового сознания у студентов экспериментальной группы не произошло: аксиосфера личности вообще с трудом поддается каким-либо изменениям и требует целенаправленного воздействия в течение более длительного времени. Наиболее позитивные изменения наблюдались нами в уровне сформирован-ности поведенческого компонента правосознания студентов экспериментальной группы. На наш взгляд, положительная динамика связана здесь в первую очередь с использованием в процессе обучения таких активных методов обучения, как метод кейсов, деловые игры и «мозговой штурм». Имитационная профессиональная деятельность позволила студентам научиться применять социально-правовые знания в процессе решения правовых задач.

SERYCH A, ZAITSEV V. FORMING OF LEGAL CONSCIOUSNESS AMONG FUTURE PROFESSIONALS OF THE SOCIAL SPHERE

The article describes methods of forming positive legal consciousness among future professionals of the social sphere.

Keywords: legal consciousness, social affairs, methods of forming the legal consciousness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.