Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
288
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF THE MAIN GENERAL EDUCATION / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ И КОМПЕТЕНТНОСНЫЙ ПОДХОДЫ / SYSTEM AND ACTIVITY AND COMPETENCE-BASED APPROACHES / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / INFORMATIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS / МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ / TECHNIQUE OF FORMING OF UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Микишева Наталья Борисовна, Шаймарданов Р.Х.

В статье рассматриваются вопросы введения федерального государственного образовательного стандарта второго поколения на примере предмета «География». Тема посвящена актуальной теме - формированию познавательных универсальных учебных действий. Цель работы - теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности предложенных условий и методики формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 5-7-х классов средствами учебного предмета. Приводятся модель, методика, примеры заданий, контрольно-измерительные материалы, а также выполненный анализ полученных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Микишева Наталья Борисовна, Шаймарданов Р.Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF COGNITIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIVITIES IN GEOGRAPHY LESSONS

In article questions of entering of the Federal state educational standard of the second generation on the example of a subject of "Geography" are considered. The subject is devoted to topical issue to "Forming of informative universal educational actions". The purpose of work consists in theoretical reasons and experimental check of efficiency of the chosen conditions and a developed method of forming of informative universal educational actions at students of 5-7 classes means of a subject of Geography. Authors give model, a technique, examples of tasks, control and measuring materials, and also the analysis of the received results.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ»

ДЕБЮТ В HAVKE

Н.Б. Микишева, Р.Х. Шаймарданов ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, системно-деятельностный и компетентносный подходы, познавательные универсальные учебные действия, методика формирования универсальных учебных действий.

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы введения федерального государственного образовательного стандарта второго поколения на примере предмета «География». Тема посвящена актуальной теме - формированию познавательных универсальных учебных действий. Цель работы - теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности предложенных условий и методики формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 5-7-х классов средствами учебного предмета. Приводятся модель, методика, примеры заданий, контрольно-измерительные материалы, а также выполненный анализ полученных результатов.

doi: 10.21510/1817-3292-2017-1-125-133

Изменение целей образования предопределило разработку новых подходов к образовательным результатам учащихся. Новые стандарты переносят акцент с предметных результатов на метапредметные и личностные, которые определяют мотивацию и направленность деятельности. Фундаментальным ядром выступают универсальные учебные действия, представляющие собой обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях.

Необходимость формировать универсальные учебные действия подтверждают результаты TIMSS и PISA, а также результаты ЕГЭ в области практических умений. Анализ данных исследований показал высокие результаты в предметных умениях, но низкие в общеучебных. Исследователи отмечают, что в ходе изучения школьных предметов они в принципе должны формироваться, так как в процессе обучения каждая предметная область предусматривает работу с текстами, графиками, картами, схемами, чертежами и т. п., но формирование их в полной мере не происходит. Причину этой проблемы мы усматриваем в отсутствии опыта деятельности ученика по применению различных способов работы с информацией.

Другая особенность - стандартом дается определение понятию «метапредмет-ность», но проблема в том, что средства и способы, с помощью которых учитель и школа должны это делать, стандарт не раскрывает. Это же отмечает и В.В. Гузеев в своей статье [2, 62].

Таким образом, можно указать следующие противоречия:

- недостаточное внимание к определению круга познавательных универсальных учебных действий в методических исследованиях;

- отсутствие отработанных методик, позволяющих формировать познавательные универсальные учебные действия в процессе обучения;

- несоответствие между требованиями ФГОС, которые направлены на формирование познавательных универсальных учебных действий, и системой отслеживания их уровня сформированности.

Приведенные противоречия определили проблему исследования, ее актуальность и тему: «Формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся основной общеобразовательной школы (на примере предметной области "География")».

Для достижения поставленной цели были сформулированы задачи исследования:

1. На основе изучения научно-педагогической литературы выявить состояние изученности проблемы формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся основной общеобразовательной школы на уроках географии в условиях введения ФГОС второго поколения.

2. Сформулировать принципы и разработать методику формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 5-7-х классов на уроках географии.

3. Разработать комплекс контрольно-измерительных материалов, позволяющих отслеживать формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 5-7-х классов на уроках географии.

4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность применения разработанной методики и контрольно-измерительных материалов по отслеживанию формирования познавательных универсальных учебных действий.

В качестве инструмента решения задач предложена структурно-функциональная модель формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 5-7-х классов на уроках географии. Особенностью разработанной модели являются систематическое применение комплекса заданий на уроках географии и проверка сформирован-ности познавательных универсальных учебных действий с использованием разработанных контрольно-измерительных материалов предметного содержания.

Теоретико-методологической базой исследования определены системно-деятельностный и компетентностный подходы, разрабатываемые в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.Я. Гальперина, А.Г. Асмолова, А.В. Хуторского и др. Важным отличием подходов является то, что обучение должно проходить в деятельностной форме. Формирование у человека необходимых жизненных качеств невозможно осуществить в пассивной форме, и деятельность - это всегда целеустремленная система, направленная на результат.

А.Г. Асмолов приводит формулу: компетенция - деятельность - компетентность, которая определяет «компетентность» как «знание в действии». Формирование любой компетенции возможно только в результате выполнения определенного вида деятельности, в ходе которого учащийся приобретает определенный опыт и затем может применить его в реальной жизненной ситуации. Таким образом, можно сделать вывод, что компетентностный подход не противостоит деятельностному, а напротив, снимается им. Стандарт дает возможность достичь ученику главного результата - «умения учиться» через овладение универсальными учебными действиями, которые являются фундаментальным ядром образования [1].

Формирование и дальнейшее развитие универсальных учебных действий предполагает организацию на уроках особых форм учебной деятельности, которая основана на совместной деятельности обучающихся. Способность субъекта к установлению взаимоотношений рассматривается как особая форма активности. В ходе этой активности происходит развитие личности. Исследуемый возраст благоприятен для перехода учебной деятельности на более высокий уровень, когда учение для ребенка может стать деятельностью по самообразованию и саморазвитию. В этом возрасте начинает раскрываться смысл учения. По мнению Д.Б. Эльконина, на первый план в этот период начинает выдвигаться стремление приобрести новые глубокие знания [6].

Поиск средств и способов организации деятельности учащихся, направленной на формирование познавательных универсальных учебных действий и оценку их сформиро-ванности и есть тема нашего исследования. География как предмет в первую очередь охватывает познавательную сферу и включает знания как общественно-научного, так и естественнонаучного цикла. В содержании географического образования происходят изменения, которые связаны с реализацией новой концепции - перехода от раздельного изучения

физической и социально-экономической географии к интегрированному курсу. Это позволит научить школьников видеть в разнообразии природы, населения и хозяйственной деятельности единство, взаимосвязь явлений, а также готовит учащихся к осознанному применению географических знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни [4, 3; 3, 38-41]. В соответствии с этим при изучении географии важная роль отводится формированию познавательных универсальных учебных действий.

В логике построения модели формирования познавательных универсальных учебных действий мы опирались на общепедагогические принципы, методологическую базу, которая способствует достижению поставленной цели исследования, на критерии отбора и конструирования заданий для формирования познавательных УУД у учащихся, а также на принципы разработки диагностических материалов для отслеживания и контроля сформи-рованности исследуемых УУД. На данной основе выстраивался весь учебный процесс, который включал планирование уроков с учетом содержания учебного материала и возможности формирования на его основе определенных познавательных УУД, выбора форм деятельности и взаимодействия всех участников учебного процесса.

В качестве основных принципов определены следующие: принципы системности, деятельности, открытости и непрерывности образования, ситуативности обучения, наглядности, обратной связи. Выбранные принципы обеспечивали единство учебного процесса и выступали в качестве системообразующего элемента разработанной модели.

Общую модель формирования познавательных УУД можно представить в виде схемы 1. Она наглядно отражает процесс формирования познавательных универсальных учебных действий, где своего рода началом в обучении для ученика являются познавательные мотивы, которые дают толчок для дальнейшего развития познавательных интересов. Конечным результатом в нашем случае является сформированная система познавательных универсальных учебных действий. Для их формирования, наполнения и расширения познавательной сферы школьника, служат:

- система разработанных заданий, выступающих средством усвоения содержания образования;

- организованная деятельность, которая позволяет в активной форме постигать учебный материал;

- спланированный ход урока, включающий применяемые учителем технологии, приемы и методы;

- деятельность учителя, где его роль скорее стороннего наблюдателя, наставника.

Системообразующим фактором являются общепедагогические принципы, которые

объединяют все элементы учения в единое целое и являются основой для его организации и функционирования.

Экспериментальное исследование проводилось в три этапа: поисково-констатирующий (2013-2014 гг.), формирующий (2014-2016 гг.), контрольный (2016 г).

В нашем эксперименте приняли участие двенадцать классов с 5-го по 7-й класс (в количестве 250 человек) из образовательного учреждения МБОУ лицея №3 г. Сургута и 26 учителей географии из других образовательных учреждений города.

Выбор экспериментальной площадки определялся тем, что с 2011 года МБОУ «Лицей №3» являлся пилотной площадкой по опережающему внедрению ФГОС ООО (Приказ «О присвоении статуса пилотных площадок опережающего введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования образовательным учреждениям, расположенным на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в 2011-2012 годах» от 19.09.2011, №744).

В качестве экспериментальных групп участвовали все параллели с 5-го по 7-й классов МБОУ «Лицея №3». Деление на контрольные и экспериментальные группы мы со-

чли нецелесообразным, так как в учреждении после 6-го класса происходит комплектование классов по уровням - углубленный (изучение отдельных предметов - математика) и базовый. Это делает невозможным отслеживание динамики сформированности познавательных универсальных учебных действий по классам в 7-й параллели.

Цель: формирование познавательных универсальных учебных действий

Познавательные УУД для 5-6-х классов на основе ФГОС второго поколения:

- Давать определение понятиям.

- Владеть основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения.

- Структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

- Обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.

- Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

- Владеть основами рефлексивного чтения.

- Делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации Познавательные УУД для 7-го класса на основе ФГОС второго поколения:

- Работать с метафорами - понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

- Устанавливать причинно-следственные связи.

- Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

- Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.

- Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

- Строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

_- Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач._

Принципы: системности, деятельности, открытости и непрерывности образования, ситуативности обучения, наглядности, обратной связи_

Содержание обучения: критерии подбора содержания учебного материала исходя из метапредметных компетенций (привлекательность, трудоемкость и трудность, валидность, доступность, эвристичность)_

Методы обучения: проблемный, проектный, решения практических задач, исследовательский, коллективна_

Формы организации обучения и деятельности: урок (проблемный, эвристический); групповая, парная, индивидуальная_

Средства обучения: разработка контрольно-измерительных материалов как для учителя (методические рекомендации по отслеживанию сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся по предмету «Физическая география», так и для учащихся 5-7-х классов_

Диагностика:

1. Диагностические материалы для отслеживания сформированности познавательных универсальных учебных действий: Предметная область «Физическая география» (экспериментальный материал для 5-го класса). -Сургут : Дефис, 2015. - 20 с.

2. Диагностические материалы для отслеживания сформированности познавательных универсальных учебных действий : Предметная область «Физическая география» (экспериментальный материал для 6-го класса). -Сургут : Дефис, 2015. - 20 с.

3. Диагностические материалы для отслеживания сформированности познавательных универсальных учебных действий : Предметная область «Физическая география» (экспериментальный материал для 7-го класса). -Сургут : Дефис, 2016. - 20 с._'_

Результат: сформированные познавательные универсальные учебные действия Схема 1. Модель формирования познавательных УУД

Для выявления уровня сформированности познавательных УУД у обучающихся 5-х и 6-х классов на начало исследования была проведена стартовая диагностическая работа. Основу работы составляли тексты (статьи, карта, рисунки), к которым предлагалось 9-10 заданий. Учащиеся выполняли работу в течение урока. Фрагмент «несплошного текста»

Фрагмент сплошного текста

Что такое Антарктида?

Антарктида - это континент, который находится на самом юге планеты. Если ты попытаешься найти Антарктиду на глобусе, то увидишь, что Антарктида занимает одну десятую часть поверхности Земли. Исследование качества чтения и понимания текста" PIRLS-2006

Чтобы понять Сицилию, надо взглянуть на нее с высоты Этны. В сицилийской сказке «Cola Pesce» - то есть «Кола-рыба», или, лучше сказать, «Николка-пескарь», - полурыба-получеловек долго отказывался исполнить приказ короля: опуститься на дно Мессинского пролива и выяснить, что за страшная сила таится в глубине.

http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/8134/

Анализ результатов проводился по следующим критериям, которые представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Критерии оценивания сформированности познавательных УУД в 5-м классе

№ задания Оцениваемые познавательные УУД Процент выполнения заданий

1 Выделять главную идею текста 83 %

2 Анализировать, интерпретировать информацию 22 %

3 Интерпретировать и обобщать информацию 81 %

4 Нахождение информации заданной в явном виде 61 %

5 Формулировать выводы 91 %

6 Поиск и выявление информации 76 %

7 Анализировать информацию, формулировать выводы 50 %

8 Выявлять причинно-следственные связи на основе явной информации в тексте 53 %

9 Приводить пояснение к ответу, обобщать информацию 77 %

ПСППГОГИЧССКИЙ ЖУРНПЛ еПШНОРТОСТПНП H 1(68). 2017

Критерии оценивания сформированности познавательных УУД в 6-м классе

Таблица 2

№ задания Оцениваемые познавательные УУД Процент выполнения заданий

1 Общее понимание текста, выделение главной идеи текста 63 %

2 Ориентирование в тексте, поиск и выявление информации 98 %

3 Ориентирование в картографическом тексте, умение переводить текстовую информацию в графическую 44 %

4 Глубокое и детальное понимание текста, умение сопоставлять верную и неверную информацию в соответствии с текстом 38 %

5 Умение понимать текст 87 %

6 Умение связывать информацию, представленную в тексте со сведениями, полученными из других источников, для обоснования представленной точки зрения 62 %

7 Анализировать информацию, связывать информацию, представленную в тексте со сведениями, полученными из других источников 67 %

8 Создание собственного «продукта» 52 %

9 Умение ориентироваться в тексте и находить в явном виде информацию 61 %

10 Ориентироваться по схеме, умение понимать условные схематические обозначения 18 %

По результатам выполнения работы средний показатель в 5-м классе составил 6,7 балла; по итогам стартовой работы сформированность познавательных УУД у обучающихся - 52 %, что соответствует достижению базового уровня.

По результатам стартовой диагностической работы в 6-м классе обучающиеся показали уровень ниже базового; средний показатель по параллели составил 6 баллов (43 %).

Анализируя результаты констатирующего этапа эксперимента, можно сделать следующие выводы:

1. Отмеченная проблема по формированию познавательных УУД на уроках Географии у обучающихся является актуальной.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. С переходом в основную школу сформированные в начальной школе познавательные УУД у учащихся могут оказаться непрочными, неустойчивыми, и в 5-м классе мы продолжаем их развивать, но уже в условиях новых требований.

3. Выявлено противоречие в организации учебного процесса, связанное с тем, что новые стандарты требуют от учителя формирование универсальных учебных действий, но на деле педагоги сталкиваются со слабо разработанной методической основой в реализации ФГОС (отсутствие достаточного содержания, контрольно-измерительных материалов, слабая оснащенность ТСО и др.).

Перечисленные затруднения позволили на формирующем этапе спланировать и апробировать методику по формированию познавательных УУД на уроках географии. Формирующий этап включал в себя проведение уроков географии с применением заданий и текстов, направленных на формирование познавательных УУД. Используемая методика соответствовала требованиям реализации системно-деятельностного подхода. Используемые задания были ориентированы на «знание» (ученик может воспроизводить и запомнить термины, факты, правила и т. п.), «понимание» (способен преобразовывать материал, интерпретировать сведения, строить различные предположения), «применение» (использовать материал в определенных условиях). Эту категорию заданий можно объединить с заданиями ситуативного типа, которые направлены на формирование умения разрешения проблем и проблемных ситуаций [5].

Пример задания на разрешение проблем и применение:

Ваши знакомые недавно побывали на Сахалине, во время их пребывания на острове произошло землетрясение в 4 балла. Из их рассказа выяснилось, что они не знали, как действовать при землетрясении. Вам поступило предложение разработать памятку, как вести себя во время землетрясений, если вы оказались дома на 4-м этаже. Действуя в соответствии с маршрутным листом:

1. Просмотрите внимательно видеофрагмент «Опасность землетрясений».

2. Выделите в фильме три момента, которые связаны с опасностью для жизни человека.

3. Предложите не менее четырех правил поведения человека, оказавшегося в зоне землетрясений.

4. Ответ оформите в виде памятки на листе формата А-4.

Примеры заданий на «знание»:

1. Прочитайте внимательно текст «Работа с учебником». Найдите ответ на вопрос, как география помогала людям отвечать на вопросы «Что это?» и «Где это?».

2. Просмотрите внимательно видеофрагмент «Помпеи». Назовите событие, которое привело к гибели города. Используя текст учебника, приведите примеры географических явлений, которые могут оказывать влияние на географические объекты (не менее 3-х примеров).

Примеры заданий на «понимание»:

1. Сравните физическую карту полушарий в атласе и карту мира 1755 года (§1, стр. 8 по учебнику А.А. Лобжанидзе). Установите сходства и различия в изложенной информации. Подумайте, почему выявляются не соответствия в картах?

2. Используя карту атласа «Великие географические открытия», заполните таблицу___

Путешественник Годы Географическое открытие

Христофор Колумб

Открытие морского пути в Индию

Фернан Магеллан

1577-1580

Для сравнения результатов достижения определенного уровня развития познавательных УУД обучающимися проводились диагностические работы после каждой изученной темы раздела. При формировании контрольно-измерительных материалов использовались различные информационные тексты географического содержания. Задания подбирались с учетом формируемых блоков познавательных УУД в зависимости от тем раздела. Так, например, при изучении темы «Ветер» в разделе «Атмосфера» в 6-м классе, одним из формируемых действий является умение преобразовывать один вид информации в другой. Это важное умение, которое направлено на понимание текста учащимся. В качестве источника преобразования можно использовать текст, график, таблицу, рисунок, чертеж и т. д. Это умение применяется не только в географии, но и в других предметных областях (физика, информатика и т. д.).

Динамика результатов представляет собой циклическую форму, с выраженными точками роста и падения.

пеппгогичесний ЖНРНПЛ СПШНОРТОСТПНП М 1(68). Я017 ав

Таблица 3

Результаты диагностических работ за 5-6-й класс_

№ Класс Познавательные УУД

Mах. количество баллов 14

13 14 15 14 15 15 л X е

1 2 3 4 5 6 Итого О о >

1 5-6 «А» 6,8 10 7,7 9 8,3 9,2 8,5 60% Базовый

2 5-6 «Б» 6,5 8,4 7 8,3 8,6 7,7 7,8 56% Базовый

3 5-6 «В» 6,4 6,4 6,7 6,8 6,8 7,7 6,8 49% Ниже баз.

4 5-6 «Г» 6,2 6,1 8,4 5,8 5,7 6,6 6,5 45% Ниже баз.

Итого балл средний 6,7 8,2 7,8 7,2 6,9 7,1 7,4 53% Базовый

Из таблицы 3 видно, что обучающиеся 5-6-х классов, принимавшие участие в эксперименте, достигли базового уровня (53 %). Средний балл выполнения работ составил 7,3 балла при максимально возможном среднем в 14 баллов, иначе говоря, обучающиеся выполнили в среднем больше половины заданий. Динамика результатов представляет собой циклическую форму, с выраженными точками роста и падения.

По результатам из четырех классов исследуемой параллели два класса (с литерой «А» и «Б») показали положительную динамику (в классе «А» средний балл выполнения работы вырос на 2 балла, в классе «Б» - на 1 балл), классы с литерой «В» и «Г» продемонстрировали снижение (в классе «В» - на 1 балл, в классе «Г» - на 3 балла).

Нами сделан вывод, что у обучающихся классов с литерами «А» и «Б» лучше сформированы познавательные уУд и обладают большей устойчивостью, нежели у двух других классов той же параллели. По итогам всех выполненных работ в обоих классах средний показатель превышал 7 баллов, что свидетельствует о достижении базового высокого уровня. В классах с литерами «В» и «Г» неоднозначная ситуация. Так, обучающиеся литеры «В» в 5-м классе показывали результаты достижения базового высокого уровня, хотя и наблюдалась тенденция к снижению, но в 6-м классе эти результаты снизились до базового среднего. В «Г» классе изначально учащиеся демонстрировали базовый средний уровень с тенденцией к повышению, к концу 5-го класса достигли базового высокого уровня (8,4 баллов), но результат оказался неустойчивым и в 6-м классе учащиеся вновь продемонстрировали базовый средний уровень (не превышавший 6,6 балла). Но нужно отметить, что «В» и «Г» классы на протяжении исследования показывали положительную динамику в формировании познавательных УУД.

Таблица 4

Результаты диагностических работ за 6-7-й класс_

№ Класс Познавательные

МАХ 14,8 итого, % л X е щ о

15 14 15 15 15 15

1 2 3 4 5 6 итог

1 6-7 6 6,3 6,6 6,8 6,3 6,8 6,5 45 % Ниже баз.

В исследуемых 6-7-х классах на протяжении всего исследования обучающиеся показывали низкие средние баллы. Динамика носила цикличный характер: в 6-м классе характеризовалась повышением, в 7-м классе - вначале спадом результатов и лишь к концу 7-го класса наметилось изменение в сторону базового высокого уровня (табл. 4).

В ходе исследования 31 учащийся достиг уровня «базовый высокий» (37 %), 20 учащихся (15 %) на протяжении эксперимента демонстрировали результаты «базовый высокий» и «повышенный». Также нужно отметить, что у большинства обучающихся наблюдалась цикличная динамика с вектором в сторону повышения. Это говорит о том, что у обучающихся некоторые формируемые познавательные универсальные учебные действия носят неустойчивый характер и учителям в последующие годы работы требуется обратить внимание на эту особенность, проводя коррекционную работу по устранению выявленной проблемы.

Исходя из полученных результатов, мы считаем, что на уроках требуется систематическое использование заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий, как при изучении географии, так и на других предметах. При составлении заданий, учитель должен исходить из темы, ее познавательной и творческой составляющих, с возможностью обращения к собственному опыту. Несмотря на несущественную динамику в развитии сформированности познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 5-7-х классов при изучении предмета «Физическая география», предложенная в исследовании методика при систематическом ее применении обеспечивает положительные результаты, и, соответственно, подтверждает выдвинутую гипотезу.

1. Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения / А.Г. Ас-молов // Педагогика. - 2009. - №4. - С. 18-22.

2. Гузеев, В.В. Образовательный стандарт основной школы: можно ли получить метапредметные результаты без метапредметного содержания? /В.В. Гузеев / /Педагогический журнал Башкортостана. - 2015.- №2 - С. 6269.

3. Дронов, В.П. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-9 класс / В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. - Москва : Просвещение, 2011. - С. 3.

4. Душина, И.В. Школьная география в период модернизации образования: успехи и просчеты / И.В. Ду-шина // География в школе. - 2009. - №5 - С. 38-41.

5. Матвеева, Т.Е. Принципы конструирования урока в формате ФГОС общего образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - Т. 3. - С. 1231-1235. - ЦЖ!. : ИИр://е-koncept.ru/2013/53249.htm.

6. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. - Москва : Педагогика, 1989. - С. 265.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.