Научная статья на тему 'Формирование познавательной мотивации старших дошкольников в игровой и творческой деятельности'

Формирование познавательной мотивации старших дошкольников в игровой и творческой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3809
437
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRESCHOOL EDUCATION / ПРЕДПОСЫЛКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PREREQUISITES OF EDUCATIONAL ACTIVITY / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / COGNITIVE MOTIVATION / ИГРЫ ПО ПРАВИЛАМ / PLAYING BY THE RULES / СОВМЕСТНАЯ ИГРОВАЯ И ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / JOINT GAMES AND CREATIVE ACTIVITIES / МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ / MODELING METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вахитова Галия Хамитовна

В статье говорится о возможностях формирования познавательной мотивации старших дошкольников в игровой и творческой деятельности. Автор рекомендует на этапе предшкольного образования для развития познавательных процессов использовать игры по правилам и метод моделирования сказок с помощью заместителей, что поможет обеспечить успешность формирования учебной деятельности в дальнейшем. Сделан акцент на наиболее интересный и менее разработанный для формирования учебной мотивации метод моделирования игровых проблемно-практических ситуаций. Обращается внимание на практику использования данного метода в предшкольном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF COGNITIVE MOTIVATION OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN IN GAMES AND CREATIVE ACTIVITIES

The article draws attention to the opportunities of forming of cognitive motivation of senior preschool children in games and creative activities. The author recommends at the stage of pre-school education for the development of cognitive processes the author recommends playing by the rules and method of modeling of fairy tales with the assistance of deputies that will help to ensure the success of development of educational activity in the future. The emphasis is placed on the most interesting and least developed for the formation of learning motivation method of game problem-practical situations. Attention is drawn to the practice of using this method in preschool education.

Текст научной работы на тему «Формирование познавательной мотивации старших дошкольников в игровой и творческой деятельности»

УДК 373.2

Г. Х. Вахитова

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье говорится о возможностях формирования познавательной мотивации старших дошкольников в игровой и творческой деятельности. Автор рекомендует на этапе предшкольного образования для развития познавательных процессов использовать игры по правилам и метод моделирования сказок с помощью заместителей, что поможет обеспечить успешность формирования учебной деятельности в дальнейшем. Сделан акцент на наиболее интересный и менее разработанный для формирования учебной мотивации метод моделирования игровых проблемно-практических ситуаций. Обращается внимание на практику использования данного метода в предшкольном образовании.

Ключевые слова: предшкольное образование, предпосылки учебной деятельности, познавательная мотивация, игры по правилам, совместная игровая и творческая деятельность, метод моделирования.

Новый стандарт дошкольного образования ставит целью формирование у дошкольников мотивации к познанию и творчеству. Такую мотивацию возможно формировать в непринужденной атмосфере игровой и творческой деятельности, через искусство, сказку, исследовательское конструирование. В ФГОС ДО [1] выделено пять образовательных областей:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

В рамках данных областей должно происходить полноценное развитие детей на всех этапах дошкольного детства: предшкольное образование не является исключением. Пред-школьное образование, являясь полноценным жизненным этапом в развитии ребенка, направлено на формирование предпосылок будущей учебной деятельности. Готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов, которые обеспечат успешность формирования учебной деятельности в дальнейшем.

Педагог предшколы должен задавать такое векторное направление образовательной деятельности, чтобы дети не осознавали, что именно в данный момент происходит их прямое обучение. Такое положение обязывает педагогов к осознанию необходимости в полной мере владения знаниями в области психологии дошкольника, современных концепций образования, новых технологий организации игровой, творческой, познавательной деятельности детей, методов развития мотивационной сферы дошкольника, умения строить отношения сотрудничества с воспитанниками [2, 3]. Сегодняшние дети очень сильно отличаются от своих сверстников 10-15 лет назад. Они более информированные, раскованные, общительные, инициативные, требуют активности в динамично изменяющейся образовательной среде. Например, для них визуальное восприятие, образные представления о мире стали играть более значимую роль, а это значит, что усложнилась проблема соотношения в познавательной деятельности конкретно-наглядного и теоретического познания. В связи с

этими особенностями интеллектуальная подготовка к школе предполагает не столько накопление определенной суммы знаний, умений и навыков по отдельным предметам, сколько формирование восприимчивости детей к знаниям, развитие у них личностно значимого опыта познания, проблемно-поисковой деятельности, элементарного экспериментирования.

Дошкольный возраст - это период наиболее интенсивного формирования мотивацион-ной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольника особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста. В то же время очевидно, что познавательная активность не является прямым следствием возраста и далеко не все современные дошкольники обладают этим ценным качеством. Педагоги и родители, как правило, озабочены развитием фактических знаний и умений ребенка, а не формированием у него интереса к познанию окружающей действительности. Мы считаем развитие познавательной мотивации в старшем дошкольном возрасте залогом формирования всех групп универсальных учебных действий в начальной школе (регулятивных, познавательных, коммуникативных) и основой дальнейшего самообразования [4].

Следует отметить, что познавательная мотивация складывается и первоначально существует в интерпсихической форме, то есть во взаимодействии ребенка со взрослым и сверстниками. На следующих ступенях развития происходит переход в интрапсихиче-скую форму, и познавательная мотивация становится внутренним качеством личности ребенка.

Понятие познавательной мотивации внутренне связано с другими, смежными понятиями, среди которых можно выделить: познавательный интерес, познавательную деятельность, творческость (креативность), познавательную активность, любознательность. Именно поэтому мы рассматриваем ее как базовую предпосылку формирования учебной деятельности. Исследования показывают, что наибольшая степень эмоциональной вовлеченности, инициативности и целенаправленности наблюдается у детей в ситуациях совместного действия со сверстником и взрослым, а наименьшая - в ситуации индивидуальной деятельности. Однако сверстники и взрослые по-разному влияют на проявления познавательной мотивации старшего дошкольника. Участие взрослого отражается главным образом на целенаправленности и эмоциональной вовлеченности ребенка в деятельность. Инициативность же, напротив, в ситуации совместной работы со сверстником оказывается несколько выше. Эмоционально дети более вовлечены, когда они работают вместе (по сравнению с ситуацией индивидуальной деятельности). Наблюдается феномен «эмоционального заражения» друг от друга, хотя содержание детских эмоций не всегда направлено на познавательную задачу.

При организации совместной деятельности, направленной на формирование предпосылок учебной деятельности, важными критериями стали следующие показатели выраженности познавательной мотивации:

1. Эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность (сосредоточенность на задании, экспрессивно-мимические проявления интереса, положительный эмоциональный фон).

2. Целенаправленность деятельности, ее завершенность (способность не отвлекаться на посторонние раздражители и доводить деятельность до конца).

3. Степень инициативности ребенка (наличие вопросов, реплик относительно выполнения задания, собственных предложений, замечаний, просьб о помощи, а также диалога с партнером о содержании деятельности).

Для получения данных показателей в предшколе необходимо создавать следующие психолого-педагогические условия:

- личностно ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;

- развитие навыков игровой деятельности как важнейшего фактора формирования предпосылок учебной деятельности у дошкольников;

- сбалансированность репродуктивной, исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных форм активности;

- ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, стимулирование самооценки ребенка;

- повышение компетентности родителей в вопросах подготовки детей к школьному обучению.

Выделенные показатели выраженности познавательной мотивации и психолого-педагогические условия их успешного формирования в предшкольном образовании позволяют продумывать задания, упражнения для плодотворной совместной деятельности. При планировании совместной деятельности педагогов и дошкольников значительное место отводится играм по правилам. Здесь мы исходим из понимания, что именно в играх по правилам ребенок начинает обращать внимание на способ достижения результата, а не только на собственно результат и учится «деловому», содержательному общению со сверстниками. Достаточно напомнить, что «центральным моментом формирования учебной деятельности дошкольников является переориентировка сознания ребенка с конечного результата, который необходимо получить в ходе того или иного задания, на способы выполнения этого задания» (Н. Н. Поддьяков). Это дает основание утверждать, что предпосылки учебной деятельности невозможно сформировать без данного вида игр.

Приведем примеры организации игр по правилам, использованные на занятиях в учебно-методическом кабинете «Развивайка» при педагогическом факультете в Томском государственном педагогическом университете:

Игра «Что это такое?»

Для игры используются различные геометрические материалы (например, «Сложи квадрат» или «блоки Дьеныша»). Детям показывается одна геометрическая фигура (зеленый круг, желтый треугольник или коричневая трапеция) и предлагается ответить, на что она похожа. Дошкольники с большим интересом подбирают возможные ответы при показе определенной фигуры. Например, зеленый круг ассоциировался с зеленой полянкой, цветком, шариком, ковром. Затем показываются две фигуры, и игра продолжается. На последующих занятиях дошкольникам предлагается не только воссоздать образы отдельных предметов, но и назвать их действия, позднее - попробовать составить небольшие истории, рассказы. Дети в непринужденной ситуации охотно составляют оригинальные предложения, не боясь дать неверный ответ. В любом случае их педагог услышит, поддержит, даст указание, как действовать дальше. Варианты ответов при показе двух треугольников: «Это конура Рекса, он охраняет дом своего друга Матвея» или «Это двугорбый верблюд, он переносит тяжелые грузы. Я видел верблюдов, когда гостил у бабушки в Казахстане». При использовании данной игры у детей развивается воображение, обогащается словарный запас, развивается речь. Кроме того, дети учатся правильно структурировать предложения, составлять небольшие рассказы. Правила данной игры: ответы не должны повторяться, дети отвечают по очереди, поощряются оригинальные ответы [5].

Игра « Узнай цифру»

На занятиях детям предлагается слепить цифры, а потом с закрытыми глазами ощупывать и опознавать их. Особый интерес вызывает у детей игра, когда предлагается обменять-

ся своими изделиями и угадать цифру соседа. На следующем занятии для расширения познавательных границ предлагаем назвать соседей угаданного числа, отсчитать от него в обратном порядке, разложить вылепленные цифры по порядку, подобрать нужное количество предметов, соответствующих данному числу, и т. д. Вводятся правила: побеждает тот, кто правильно назовет цифру и подберет количество предметов, соответствующее данному числу.

Игра «Скажи наоборот»

Игру можно проводить в виде соревнования. Перед началом игры вводятся правила: не перебивать отвечающего, не подсказывать, не выкрикивать с места. Выигрывает тот, кто наберет больше очков за правильные ответы. Педагог называет слово, а ребенок должен подобрать к нему противоположное по значению. Например, верх - низ, мокрый - сухой, легкий - тяжелый, север - юг и др. Детям очень нравится, когда игра проходит в быстром темпе, на скорость, кто быстрее всех догадается и назовет нужное противоположное слово. Такие упражнения можно использовать и для развития умения объединять слова в группы по принадлежности к частям речи. Это умение является опережающим, и дети могут даже не догадываться, что тренируются в некотором навыке, который пригодится им в будущем на уроках русского языка. «Диктуя», педагог может объединять слова в группы особым образом - ориентируясь на вопросы, которые можно задать, и дети будут учиться находить в форме слов общие признаки к этим словам. По аналогии можно проводить игры: «Кто где живет», «Назови детеныша», «Угадай предмет», «Назови профессию» и др.

Все указанные методические приемы в той или иной степени направлены на развитие познавательных процессов будущих школьников. Упражнения в игровой ситуации помогают задавать направление, ориентированное на формирование предпосылок учебной деятельности без особого психологического напряжения для детей.

В сюжетно-ролевой игре развиваются качества, необходимые для последующего обучения в школе: освоение различных знаково-символических средств, развитие механизмов социального поведения, развитие самостоятельности, активности, настойчивости. Дошкольники с большим удовольствием включаются в данные игры, дающие возможности для раскрытия творческих способностей каждому из участников. Дети активно и с желанием выполняют предложенные задания в игровой деятельности, в ходе выполнения которых они являются непосредственными участниками обучающего процесса. Им легко описывать свои действия, делать простейшие выводы, обобщения.

Представляется наиболее интересным и менее разработанным для формирования учебной мотивации метод моделирования игровых проблемно-практических ситуаций. В разработке этого метода нужно выделить следующие моменты:

- специальное нарушение привычной организации учебно-познавательной деятельности;

- появление препятствий или особых условий в процессе осуществления деятельности;

- перенесение акцентов на поисковую деятельность;

- свобода детей в выборе средств и способов реализации деятельности;

- общая ответственность за результат деятельности на основе взаимопомощи и взаимоконтроля.

Отметим, что на самом деле дети 5-7-летнего возраста легко и с удовольствием включаются в процесс моделирования сказок с помощью заместителей (известная методика О. М. Дьяченко, Л. А. Венгер) [6, 7]. Обратимся к практике использования данного метода в предшкольном образовании:

Сказка о доброй волшебнице Фее

Жила-была Фея. И была у нее шкатулка, в которой она хранила зеркала. Зеркала те были непростые - волшебные. Каждый день Фея открывала шкатулку, доставала зеркала. Волшебные зеркала подсказывали ей, кому и в каком краю нужно оказать помощь, кого порадовать подарками на праздники. Прознала о волшебных зеркалах злая Гингема и очень рассердилась. Ух, как не любила она, когда кто-то радовался. Решила Гингема выкрасть шкатулку и разбить все зеркала. Пробралась она как-то ночью в спальню к Фее, выкрала шкатулку и разбила все зеркала. Проснулась утром Фея, увидела разбитые зеркала и горько заплакала: «Как же теперь я узнаю, в какие края мне лететь, каких детей порадовать подарками»?

Ребята, давайте поможем Фее и составим из осколков зеркала.

Рассказанная сказка о Фее с использованием игры «Сложи квадрат» позволила сориентировать детей на совместную поисковую деятельность в решении трудных заданий по выкладыванию квадратов, в данном случае выполняющих роль волшебных зеркал. В ходе поиска вариантов решения они оказывали помощь друг другу. Детям очень хотелось, чтобы Фея вновь обрела волшебную силу зеркал и смогла дальше делать добрые дела. Такая организация совместной деятельности педагога и детей позволила не только преодолеть препятствия в процессе нахождения верных способов, но некоторым детям познакомиться с еще неизвестными геометрическими фигурами - трапеция, ромб, а главное, нести общую ответственность за результат деятельности на основе взаимопомощи и взаимоконтроля.

Для организации совместной игровой деятельности часто интерпретируем известные народные сказки [8]. Здесь напомним, что преобразования сказок, оригинальных сюжетов были предложены в свое время великим сказочником Джанни Родари. Известный специалист в области дошкольной педагогики О. М. Дьяченко отмечает, что наглядная пространственная модель помогает ребенку понять логику текста, увидеть построение сказки, ее начало и конец [7].

В сказке «Колобок» в качестве заместителей были выбраны геометрические фигуры. (Используются «блоки Дьеныша».)

Сказка «Колобок»

Ребята, сегодня будем учиться запоминать и рассказывать. Для этого вспомним знакомую сказку.

Жил-был дед. Усы у деда были вот такие, треугольные (выставляем на наборное полотно треугольник - А). Вместе с дедом жила баба, румяная, круглолицая, вот такая - О (выставляем круг - О).

Как-то дед попросил бабу: «Испеки-ка, баба, колобок, да необычный, а как звездочка на небе ясном».

Ребята, как вы думаете, почему дед попросил испечь необычный колобок? Правильно, чтобы не укатился он с подоконника и не съела его лиса (выставляем звездочку - ^). Баба по амбару помела, по сусекам поскребла и набрала муки целую горстку (выставляем трапецию). Замесила баба тесто, сделала колобок, как дед просил, да и посадила в печь (выставляем прямоугольник). Вскоре колобок изжарился. Достала его баба да и положила на окошко (выставляем квадрат - □) остудить. Вот такая сказка вышла. Да только зашел в избу кот-шалунишка, всю историю и рассыпал. Ребята, помогите восстановить сказочную историю.

Примечание: сначала можно восстанавливать «дорожку» - АО^т ^ П □ коллективно, затем индивидуально или в паре. Дети, восстанавливая «дорожку» из геометрических фигур, рассказывают услышанную сказку.

В другой русской народной сказке «Репка» заместителями послужили цифры. Такие заместители особенно привлекательны для работы с детьми, трудно запоминающими образ числа или в случае неправильного соотношения числа и цифры.

Сказка «Репка»

(Используются цифры из игрового набора «Точечки».)

Дидактическая цель: развитие воображения, творческих способностей.

Жил-был дед, стройный, высокий. Звали его «Единица». Была у него бабка маленькая, кругленькая, бабушка «Ноль». Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая да необычная - квадратная. (Показ желтого квадрата.) Тянет дед репку, потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку. Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку «Восьмерку». Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка - за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку «Семерку». Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала Жучка кошку «Девятку». Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала кошка мышку «Шестерку». Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Потянули все, да так сильно, что репку вытянули. Вытянули репку да и сказку развалили.

Примечание: Дорожка из цифр выкладывается на наборное полотно по мере рассказывания сказки. В конце сказки все цифры перемешиваются, детям предлагается восстановить дорожку: 1; 0; 8; 7; 9; 6). После восстановления дорожки можно задать вопросы для анализа:

- сколько всего было героев? (6)

- кто стоит первым, последним, в середине, между...; за...; перед...

- кто вытянул репку?

- о чем сказка?

Заметим, организованная совместная игровая творческая деятельность на основе моделирования сказок на этапе предшкольного образования позволяет, во-первых, создать благоприятный эмоциональный фон, во-вторых, каждому ребенку проявлять инициативность, строить конструктивное взаимодействие друг с другом и, наконец, расширять кругозор, закреплять знания из области познавательно-речевого развития. Педагогу же такая деятельность позволяет сбалансировать репродуктивную, исследовательскую, творческую формы работы, направленные на проявление как совместной, так и самостоятельной активности дошкольников. Именно так, как показывает практика, формируется познавательная мотивация - как интерес к интеллектуальной деятельности.

Отметим, что для формирования познавательной мотивации важно во время непосредственно образовательной деятельности использовать предварительные задания, которые нацелены на формирование умения планировать предстоящую работу [8]. Для этого детям предлагаются различные комбинации таких вопросов: С чего стоит начать работу? Что кажется тебе важнейшим в этой работе? Как ты будешь действовать? К чему ты будешь стремиться? Что тебе пригодится для работы? Рефлексивные задания учат детей осмысливать проделанную работу, формируют у ребят навык самоконтроля, продуктивные подходы к самооценке: расскажи по порядку, как ты действовал, что делал для выполнения работы.

Так ребенку предлагается осмыслить и оценить не только результат, но и ход своей деятельности, уловить момент собственного развития в процессе деятельности. При такой организации пусковым механизмом деятельности становится сама учебная задача.

В заключение следует заметить, что развитие познавательной мотивации дошкольников как залога успешного формирования универсальных учебных действий в начальных классах обеспечивается личностно ориентированным взаимодействием взрослых и детей. Познавательный интерес может раскрыться в случае опоры на игровую и творческую деятельность, способствующую в полной мере проявлению индивидуальных способностей и инициативности детей, стимулирующую их к постоянному самовыражению, стремлению познавать окружающую действительность.

Список литературы

1. ФГОС ДО [Электронный ресурс]. URL: ИИр://минобрнауки.рф

2. Вахитова Г. Х. Особенности содержания и методика предшкольного образования в аспекте компетентностного подхода. Компетентностное обновление на разных ступенях образования / под ред. С. И. Поздеевой. Томск: Изд-во ТГПУ, 2010. С. 7-19.

3. Вахитова Г. Х. Полисубъектное взаимодействие в контексте предшкольного образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 13 (141).

4. Кузнецова Т. В. Проектно-исследовательская деятельность как один из способов формирования универсальных учебных действий младших школьников // Науч.-пед. обозр. (Pedagogical Review). 2013. Вып. 1 (1). С. 63-69.

5. Вахитова Г. Х., Поздеева С. И. Приемы активизации речетворческой деятельности старших дошкольников // Детский сад: теория и практика. 2012. № 3. С. 75-81.

6. Венгер Л. А., Дьяченко О. М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1989. 127 с.

7. Дьяченко О. М. Возможности развития умственных способностей дошкольников в процессе ознакомления со сказкой // Дошкольное воспитание. 1993. № 11. С. 43-47.

8. Вахитова Г. Х. Педагогика: подготовка ребенка к школе: метод. рекомендации. Томск: Изд-во ТГПУ, 2007. 36 с.

Вахитова Г. Х., кандидат педагогических наук, доцент. Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 24.03.2014. G. Kh. Vakhitova

THE FORMATION OF COGNITIVE MOTIVATION OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN IN GAMES

AND CREATIVE ACTIVITIES

The article draws attention to the opportunities of forming of cognitive motivation of senior preschool children in games and creative activities. The author recommends at the stage of pre-school education for the development of cognitive processes the author recommends playing by the rules and method of modeling of fairy tales with the assistance of deputies that will help to ensure the success of development of educational activity in the future. The emphasis is placed on the most interesting and least developed for the formation of learning motivation method of game problem-practical situations. Attention is drawn to the practice of using this method in preschool education.

Key words: preschool education, prerequisites of educational activity, cognitive motivation, playing by the rules, joint games and creative activities, modeling method.

References

1. The Federal State Education Standard of Preschool Education http://minobrnauki_ru (in Russian).

2. Vakhitova G. Kh. Peculiar features of the content and methods of preschool education in the aspect of competence approach. Competence update on different stages of education: collective monograph. Edited by S. I. Pozdeeva. Tomsk, TSPU Publ., 2010, pp. 7-19 (in Russian).

3. Vakhitova G. Kh. Polysubject interaction in the context of preschool education. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, vol. 13 (141), pp. 71-76 (in Russian).

4. Kuznetsova T. V. Project and research activity as one of the ways of formation of universal educational activities for younger schoolchildren. Pedagogical Review, 2013, vol. 1 (1), pp. 63-69 (in Russian).

5. Vakhitova G. Kh., Pozdeeva S.I. Methods of activation of speech-creation activity of pre-school children. Kindergarten: Theory and Practice, 2012, no. 3, pp.75-81 (in Russian).

6. Wenger L. A., Dyachenko O. M. Games and exercises for the development of mental abilities of children of preschool age. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1989. 127 p. (in Russian).

7. Dyachenko O. M. Opportunities for the development of mental abilities of preschool children in the process of acquaintance with the tale. Pre-school education, 1993, no. 11, pp. 43-47 (in Russian).

8. Vakhitova G. Kh. Pedagogy: preparing a child for school: Methodical recommendations. Tomsk, TSPU Publ., 2007. 36 p. (in Russian).

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.