Научная статья на тему 'Формирование познавательной компетентности студентов при обучении математике'

Формирование познавательной компетентности студентов при обучении математике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COGNITIVE COMPETENCE / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / RESEARCH ACTIVITY / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / МАТЕМАТИКА / MATHEMATICS / ПРИЕМЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / METHODS OF COGNITIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шармин Дмитрий Валентинович, Бердюгина Оксана Николаевна

Рассматривается определение понятия «познавательная компетентность». Показаны основные компоненты познавательной компетентности. Приводятся условия и особенности формирования этой компетентности в вузе. Большое внимание уделено возможностям формирования общих и специфических приемов познавательной деятельности студентов при обучении математическим дисциплинам.The article the definition of «cognitive competence» discusses. Shows the major components of cognitive competence. Given the conditions and peculiarities of formation of this competence at the University. Great attention is paid to the opportunities of forming of general and specific techniques of cognitive activity of students in teaching mathematical disciplines.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шармин Дмитрий Валентинович, Бердюгина Оксана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование познавательной компетентности студентов при обучении математике»

УДК 378.149

Д.В. Шармин, О.Н. Бердюгина,

Тюменский государственный университет

Формирование познавательной компетентности студентов при обучении математике

В педагогике рассматриваются различные виды компетент-ностей. Компетентности «высшего уровня», которые носят надпредметный и междисциплинарный характер, часто называют ключевыми. Одной из них является познавательная компетентность.

На наш взгляд, познавательная компетентность - это владение человеком совокупностью компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающее личностное отношение к содержанию этих компетенций, а также готовность и умение их применять. А каждая познавательная компетенция - это есть набор знаний, умений, навыков и способов деятельности. Все эти компетенции вместе представляют собой совокупность взаимосвязанных знаний, умений, навыков и способов дея-

© Шармин Д.В., Бердюгина О.Н., 2017

Тюменский государственный университет

тельности, необходимыхдля успешного (качественного и продуктивного) осуществления самостоятельной познавательной деятельности [5, с. 180].

Основными компонентами познавательной компетентности являются:

- знания, умения, навыки и способы деятельности, необходимые для качественной и продуктивной самостоятельной познавательной деятельности студентов;

- готовность (положительная мотивация) к самостоятельной познавательной деятельности и ценностно-смысловое отношение к содержанию и результатам этой деятельности;

- опыт самостоятельной познавательной деятельности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях [5, с. 180].

Познавательная и учебная деятельности тесно связаны между собой, хотя и не тождественны друг другу. Учебная деятельность студентов вуза, как и учебная деятельность школьников, является в основе своей деятельностью познавательной (поэтому часто говорят об учебно-познавательной деятельности). Однако познавательная деятельность студента должна приобретать новые качества, в частности иметь большую степень самостоятельности, чем познавательная деятельность школьника. Это обусловлено следующими причинами.

1. В процессе обучения студент должен освоить большой объем знаний, овладеть значительным числом умений и навыков. Так, объем знаний, который должен освоить студент в течение одного семестра, значительно превосходит тот объем, который подлежит усвоению в течение полугодия в старших классах школы. Успешно справиться с такой задачей можно только при условии активной самостоятельной работы студента.

2. Выпускник вуза в будущей профессиональной деятельности должен самостоятельно осваивать субъективно новые знания и способы деятельности, а во многих случаях самостоятельно открывать объективно новые знания и способы деятельности. Поэтому еще в процессе обучения студент, насколько это возможно, должен учиться этому и приобретать положительный опыт в этой области.

ДМИТРИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ ШАРМИН

доцент кафедры математики и информатики Тюменского государственного университета. Сфера научных интересов: методика обучения математике в вузе и старших классах школы. Автор 47 публикаций

ОКСАНА

НИКОЛАЕВНА

БЕРДЮГИНА

доцент кафедры алгебры и математической логики Тюменского государственного университета. Сфера научных интересов: методика обучения математике в вузе и общеобразовательных учреждениях. Автор 63 публикаций

Рассматривается определение понятия «познавательная компетентность». Показаны основные компоненты познавательной компетентности. Приводятся условия и особенности формирования этой компетентности в вузе. Большое внимание уделено возможностям формирования общих и специфических приемов познавательной деятельности студентов при обучении математическим дисциплинам.

Ключевые слова: познавательная компетентность, исследовательская деятельность, интеграция, математика, приемы познавательной деятельности.

The article the definition of «cognitive competence» discusses. Shows the major components of cognitive competence. Given the conditions and peculiarities of formation of this competence at the University. Great attention is paid to the opportunities of forming of general and specific techniques of cognitive activity of students in teaching mathematical disciplines. Key words: cognitive competence, research activity, integration, mathematics, methods of cognitive activity.

Из сказанного вытекает, что для успешной учебной, а в будущем и профессиональной деятельности студент должен обладать высоким уровнем развития познавательной компетентности.

Одним из компонентов познавательной компетентности является положительная мотивация к самостоятельной познавательной деятельности. Нами было проведено исследование мотивации учебной деятельности студентов вуза. В результате было установлено, что ведущими осознаваемыми мотивами этой деятельности являются познавательные мотивы, которые можно разделить на профессионально-познавательные (осознание необходимости получаемых знаний для будущей профессиональной деятельности) и широкие познавательные (стремление повысить уровень своего развития, расширить свой кругозор, к получению новых знаний). Иными словами, у студентов имеется положительная мотивация к познавательной деятельности [6].

Однако другие исследования показывают, что студенты не от-

носят владение приемами и навыками самостоятельной работы к наиболее важным условиям, необходимым для успешной учебной деятельности, а также достаточно низко оценивают уровень сформированности этих приемов и навыков у себя [5].

Таким образом, задача формирования познавательной компетентности у студентов вуза является важной и актуальной. При поиске путей решения этой задачи нужно учитывать следующее.

1. Обучению в вузе предшествует одиннадцатилетний период школьного обучения. Поэтому формирование познавательной компетентности начинается не с «чистого листа». Поступившие на первый курс студенты в разной степени владеют различными компетенциями в сфере самостоятельной познавательной деятельности, обладают достаточно устойчивой системой мотивов, имеют уже сложившееся отношение к учебно-познавательной деятельности. В некоторых случаях это облегчает процесс дальнейшего формирования по-

знавательной компетентности, но во многих случаях, наоборот, осложняет.

2. Особую роль в формировании познавательной компетентности студентов играет исследовательская деятельность, т.е. деятельность, результатом которой является получение объективно нового знания, которого раньше не было в социальном опыте (своеобразие же деятельности учения в чистом виде состоит в том, что полученное знание является лишь субъективно новым для учащегося). Разумеется, элементы исследования включаются в учебную деятельность уже в школе. Однако в школе, как правило, идет речь об «имитации» исследовательской деятельности, о самостоятельном «открытии» учеником некоторых известных фактов. Исследовательская деятельность студентов также может носить характер учебного исследования (в этом случае ее называют учебно-исследовательской), а может представлять собой вид профессиональной (в том числе научной) деятельности. При этом важна правильная организация как учебно-исследовательской, так и научной деятельности студентов.

3. Формирование ключевых компетентностей, в частности познавательной компетентности, невозможно в рамках обучения отдельным дисциплинам, так как оно предполагает интеграцию дисциплин. Поясним это на примере. Знание основ математической статистики и умение выполнять математико-ста-тистическую обработку данных «вручную» - это предметная математическая компетенция. Умение использовать различные программные средства для обработки статистических данных - это предметная компетенция, которая формируется при обучении информатике. Умение грамотно поставить цели статисти-

ческого исследования в определенной сфере, организовать сбор данных, знание некоторых фактов «специальной» статистики (экономической, психолого-педагогической и др.) относится к компетенциям, формируемым в рамках обучения одной из специальных дисциплин, например, «Экономической статистике», «Статистическим методам в педагогике и психологии» и др.). На основе этих трех предметных компетенций формируется общепредметная компетенция - способность использовать статистические методы исследования в профессиональной деятельности. Она является одной из компетенций, совокупность которых составляет профессиональную компетентность специалиста. Однако перечисленные предметные компетенции служат также основой для формирования более универсальной общепредметной компетенции - способности использовать статистические методы познания, которая относится уже к познавательной компетентности выпускника вуза. Необходимым условием овладения студентами этими общепредметными компетенциями является интеграция математики, информатики и специальных дисциплин [7].

Теперь выясним, какие приемы (способы) входят в состав познавательной деятельности и каковы возможности их формирования при обучении математике. Критерием того, что студент владеет приемами познавательной деятельности является его способность и готовность к самостоятельному применению того или иного приема деятельности и, что еще более важно, к самостоятельному выбору приема в зависимости от цели, предмета и условий деятельности.

В психологии под приемами деятельности понимаются спо-

собы исполнения, контроля и регулирования действий, которыми пользуется человек в ходе деятельности. Действие - это относительно законченный элемент деятельности, направленный на выполнение одной простой текущей задачи. Действия могут выполняться на разном уровне сознания, в связи с чем различают навыки и умения. Навык функционирует как автоматизированный прием выполнения действия, он характеризуется отсутствием поэлементного сознательного регулирования и контроля. Умение отличается от навыка тем, что осуществление действия сопровождается его сознательным контролем и регулированием. Умения и навыки всегда опираются на знания [3].

Н.Ф. Талызина, О.Б. Епишева выделяют общие и специфические приемы познавательной деятельности. Общие приемы используются в различных областях при работе с разными знаниями, тогда как специфические приемы характерны только для той или иной области знаний [2; 4]. К общим приемам относятся: приемы логического мышления, психологические умения (умение запоминать, быть внимательным и др.), регулятивные умения, умение получать знания из различных источников информации и др.

Важнейшая особенность обучения в вузе заключается в том, что оно, в отличие от обучения в школе, не может быть специально направлено на формирование у студентов большинства общих приемов познавательной деятельности. Так, обучение в вузе не может быть нацелено на формирование приемов запоминания, поддержания внимания, за исключением случаев, когда владение ими является важной частью профессиональной компетентности выпускников (например, будущих авиадиспетчеров, летчиков

и др.). Внимание и память развиваются у детей с самого раннего возраста, и если человек к 1718 годам не имеет необходимого уровня развития этих процессов, то поправить положение можно только путем длительных занятий с использованием специальных психологических методик. То же самое можно сказать и о приемах логического мышления: хотя исследования и практика обучения показывают, что многие абитуриенты плохо владеют этими приемами, так как образовательные программы высшего образования не позволяют делать их предметом специального усвоения. Однако в процессе обучения в вузе можно опосредованно влиять на формирование общих приемов познавательной деятельности. Например, совершенствование у студентов навыков самоконтроля (внутреннего контроля) способствует формированию внимания. Кроме того, предметом специального усвоения в вузе могут и должны быть некоторые особые приемы познавательной деятельности: приемы работы с научной литературой, исследовательской деятельности и др.

Формирование специфических приемов познавательной деятельности возможно только на определенном предметном материале. Нельзя, например, сформировать приемы доказательства математических утверждений, минуя математический материал и ограничившись только изучением приемов логического мышления в «чистом виде». Между специфическими и общими приемами имеется взаимозависимость. Например, хотя приемы логического мышления и формируются на каком-то конкретном предметном материале, но они не зависят от этого материала и носят универсальный характер. Поэтому приемы логического мышления, усвоенные при изучении одной дисциплины, мо-

гут в дальнейшем широко применяться при усвоении других дисциплин и вообще в различных сферах деятельности человека как готовые познавательные средства [4].

Это позволяет преподавателю математики использовать эффективные современные образовательные технологии в процессе обучения студентов. Одним из вариантов является включение в этот процессучебных деловых игр. При подготовке и проведении такой игры у студента формируются общие и специфические приемы познавательной деятельности [1].

Следует также отметить, что специфические приемы познавательной деятельности, характерные для определенной области знаний, не могут быть автоматически перенесены в другую область. Однако существуют специфические приемы, которые мо-

гут быть использованы в других предметных областях при осуществлении познавательной деятельности [4]. Большой арсенал таких приемов дает математика, которая сама по себе является мощным инструментом познания. Речь идет здесь о вероятностных, статистических, алгебраических и других методах, которые в настоящее время широко применяются в различных областях знаний. Так, умение использовать методы корреляционно-регрессионного анализа, сформированное при изучении математической статистики, можно использовать в экономике, социологии, педагогике и других областях. Для успешного применения этого специфического математического приема, например, в экономике, необходимо, чтобы студент владел другим специфическим приемом - умением перевести

экономическую задачу на математический язык, т.е. построить простейшую математическую модель. Заметим, что формирование языковой математической культуры обучающегося представляет собой отдельную значимую проблему, решение которой предполагает создание и реализацию соответствующей методики [8].

Таким образом, высокий уровень сформированности познавательной компетентности студентов является важным условием успешности их будущей профессиональной деятельности. Формирование такой компетентности у студентов вуза - задача непростая. Тем не менее, эта задача может достаточно успешно решаться, причем значительные возможности для ее решения предоставляет процесс обучения математическим дисциплинам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гусева В.Е., Бердюгина О.Н. Учебная деловая игра как инструмент реализации профессиональной направленности обучения математике // Высшее образование сегодня. 2016. №5. С. 28-31.

2. Епишева О.Б., Крупич В.И. Учить школьников учиться математике: формирование приемов учебной деятельности. М., 1990.

3. Петровский А.В, Брушлинский А.В., Зинченко В.П. и др. Общая психология. М., 1986.

4. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М., 2009.

5. Шармин Д.В., Шармина Т.Н. Возможности формирования познавательной компетентности студентов при обучении математике // Альманах современной науки и об-

разования. 2013. №10 (77). С. 180-183.

6. Шармин Д.В., Шармин В.Г. Самостоятельная оценка студентами мотивов своей учебной деятельности // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. №9. С. 47-49.

7. ШарминД.В., Шармина Т.Н. Теоретические основы интеграции математики и специальных дисциплин в вузе // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. №2. С. 154-156.

8. Шармин Д. В. Формирование культуры математической речи учащихся в процессе обучения алгебре и началам анализа. Омск, 2004.

LITERATURA_

1. Guseva V.E., Berdyugina O.N. Uchebnaja delovaja igra kak instrument realizacii professional'noi napravlennosti obuchenija matematike // Vysshee obrazovanie segodnja. 2016. №5. S. 28-31.

2. Episheva O.B., Krupich V.I. Uchit' shkol'nikov uchit'sja matematike: formirovanie priemov uchebnoi dejatel'nosti. M., 1990.

3. PetrovskiiA.V, BrushlinskiiA.V., Zinchenko V.P. i dr. Obshaja psihologija. M., 1986.

4. Talyzina N.F. Pedagogicheskaja psihologija. M., 2009.

5. Sharmin D.V., Sharmina T.N. Vozmozhnosti formirovanija poznavatel'noi kompetentnosti studentov pri obuchenii matematike // Al'manah sovremennoi nauki i obrazovanija.

2013. №10 (77). S. 180-183.

6. Sharmin D.V., Sharmin V.G. Samostojatel'naja ocenka studentami motivov svoei uchebnoi dejatel'nosti // Obshestvo: sociologija, psihologija, pedagogika. 2016. №9. S. 47-49.

7. Sharmin D.V., Sharmina T.N. Teoreticheskie osnovy integracii matematiki i special'nyh disciplin v vuze // Obshestvo: sociologija, psihologija, pedagogika. 2016. №2. S. 154-156.

8. Sharmin D. V. Formirovanie kul'tury matematicheskoi rechi uchashihsja v processe obuchenija algebre i nachalam analiza. Omsk, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.