Научная статья на тему 'Формирование познавательного интереса учащихся к музыкальной культуре англоязычных стран в процессе билингвального образования'

Формирование познавательного интереса учащихся к музыкальной культуре англоязычных стран в процессе билингвального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / LIBERAL EDUCATION / БИЛИНГВАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / BILINGUAL EDUCATION / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / INFORMATIVE INTEREST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кунгурцева И.Н.

В статье рассмотрено понятие «познавательный интерес» учащихся к музыкальной культуре англоязычных стран в процессе билингвального образования. Выявлены общие механизмы музыкальной и языковой системы обучения в условиях билингвизма. Показаны основные черты проявления билингвального музыкального образования в его целостной реализации в школе с углубленным изучением английского языка. Сделаны выводы по апробации авторской программы обучения музыке в школе на билингвальной основе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article the concept of informative interest of pupils to musical culture of the English-speaking countries in process of bilingual education is considered. The general mechanisms of musical and language system in the conditions of bilingualism are revealed. The main features of the manifestation of bilingual music education are shown in its complete realization at school with profound studying of English language. Conclusions on approbation of the author's program of training to music at school on the bilingual basis are drawn

Текст научной работы на тему «Формирование познавательного интереса учащихся к музыкальной культуре англоязычных стран в процессе билингвального образования»

И. Н. Кунгурцева

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СТРАН В ПРОЦЕССЕ БИЛИНГВАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассмотрено понятие «познавательный интерес» учащихся к музыкальной культуре англоязычных стран в процессе билингвального образования. Выявлены общие механизмы музыкальной и языковой системы обучения в условиях билингвизма. Показаны основные черты проявления билингвального музыкального образования в его целостной реализации в школе с углубленным изучением английского языка. Сделаны выводы по апробации авторской программы обучения музыке в школе на билингвальной основе. Ключевые слова: образование в сфере культуры, билингвальное образование, познавательный интерес.

In the article the concept of informative interest of pupils to musical culture of the English-speaking countries in process of bilingual education is considered. The general mechanisms of musical and language system in the conditions of bilingualism are revealed. The main features of the manifestation of bilingual music education are shown in its complete realization at school with profound studying of English language. Conclusions on approbation of the author's program of training to music at school on the bilingual basis are drawn. Keywords: liberal education, bilingual education, informative interest.

Глобализация мира, происходящая в XXI веке, качественно влияет на развитие современного общества. Межкультурное взаимодействие народов, взаимовлияние политики и экономики в мире дают резкий толчок к укреплению многонациональных связей, стремлению к этнокультурной толерантности по отношению к другим странам и народам.

Вовлечение России в мировое пространство, интеграция в мировое сообщество и попытка построения открытого демократического общества - все это сказывается на системе образования, основной целью которого является воспитание личности гражданина, воспринимающего себя не только как представителя одной культуры, а как субъекта, испытывающего взаимовлияние культур, осознающего свою роль, значимость, ответственность в глобальных общечеловеческих процессах, проходящих в России и в мире в целом.

Эти положения отражены в «Законе об образовании» (1), «Концепции государственной образовательной политики до 2010 года».

На волне социального обновления общества, интеграции в европейское и мировое пространство в российской педагогике появился опыт билингвального образования. Под билингвальным образованием ученые понимают «освоение учащимися образцов и ценностей мировой культуры средствами родного и иностранных языков, где иностранный язык выступает в качестве способа постижения мира специальных знаний, усвоения культурно-исторического и социального опыта различных стран и народов» (5, с. 24).

В основе билингвального образования лежат две концепции: первая предполагает приблизительно такую же степень владения иностранным языком, как и родным, вторая допускает различия в знании двух языков. При этом билингв является не просто человеком, владеющим двумя языками, а носителем двух языковых систем, каждую из которых он может использовать в зависимости от требований обстановки.

Многие авторы в своих исследованиях придают большое значение культуро-

логическому аспекту билингвального образования, и в частности диалогу культур как его концептуальной основе (В. В. Сафонова, И. И. Дмитриева, О. А. Колы-халова, Н. Мэш, И. Крист и др.). По мнению ученых (М. Н. Певзнер, А. Г. Ширин), билингвальное образование включает в себя билингвальное обучение и поликультурное воспитание и предполагает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся в процессе изучения отдельных предметов или предметных областей средствами родного и иностранных языков. В результате достигается синтез определённых компетенций, обеспечивающих высокий уровень владения иностранным языком и глубокое освоение предметного содержания. При этом билинг-вальное обучение связано, в первую очередь, с изучением специальных предметов и формированием предметных знаний, а поликультурное воспитание — с формированием социально установочных и ценностно-ориентационных предрасполо-женностей учащихся к межкультурной компетенции и обмену, а также с развитием толерантности по отношению к другим странам и народам (4, с. 12).

На сегодняшний день проблема воспитания молодежи в духе уважения народов является наиболее острой и важной. Формирование умения у подрастающего поколения общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, социальных групп, вероисповеданий, понимание ценности своеобразия культур других этносов — все это влияет на дальнейшую реализацию личности в мировом пространстве. Освоение школьниками национальных традиций иноязычных стран способствует формированию целостности представления о национальной культуре других народов. Проявление пытливости, любознательности школьников по отношению к иноязычной культуре свидетельствует о сформированности интереса к ней. С одной стороны, интерес является источником обеспечения воспитательных задач, который обогащает и направляет поступки ученика на толерантное отношение к этносам других традиций, с другой — служит средством воздействия на процесс освоения и добывания знаний в предметной области. Повышение уровня интереса к культуре других народов наиболее полно, на наш взгляд, достигается благодаря связи языка и дисциплин эстетического цикла и больше всего с предметом «Музыка», так как именно «музыкальное искусство обладает не столько различиями своего языка, сколько его общностью (образной, интонационной жанровой, стилистической), в силу чего восприятие, познание и приятие иной музыкальной культуры и, как следствие, - формирование положительного, толерантного отношения к данному народу - осуществляется гораздо эффективнее, чем во многих иных (прежде всего вербальных) сферах» (2, с. 10).

Направленность музыкальной и языковой систем на освоение иноязычной культуры в условиях билингвизма формирует общие механизмы ее эмоционально-психологического восприятия. По мнению Е. И. Пассова, «активизация эмоционально-психологического восприятия на уровне дидактического синтеза расширяет информативно-художественное и лингво-коммуникативное поле обоих предметов, формирует у учащегося позитивную эмоциональную доминанту восприятия культуры другого народа» (3, с. 27). При этом, полагает исследователь, активизируются сходные психические процессы - такие, как слух, внимание, память, воображение, находящиеся в основе самостоятельной творческой деятельности детей.

Формирование познавательного интереса учащихся к изучению музыкальной культуры англоязычных стран на билингвальной основе реализуется в качественном освоении содержания учебных предметов (в первую очередь предмета «Му-

зыка») и в системе разнообразных внеклассных форм образования. Как показывает наш собственный опыт, преподавание музыки на иностранном языке значительно повышает интерес учащихся к ее изучению.

Полноценное формирование интереса к музыкальной культуре англоязычных стран возможно через включение в учебный план спецкурсов, предлагаемых учащимся на выбор. Примером такого спецкурса является курс «Музыкальная культура Великобритании и США», разработанный нами для школ с углублённым изучением английского языка. Освоение музыкального искусства Великобритании и США в общекультурном и общехудожественном контексте призвано формировать у учащихся разносторонние представления о культуре и традициях этих стран. Данные занятия имеют общеобразовательную и специальную дидактическую направленность и преследуют следующие задачи:

1. Формирование мотивационно-ценностного отношения к познанию музыкальной культуры Англии и США и потребности в ее изучении.

2. Формирование знаний и представлений об основных жанрах, стилях, направлениях музыкальной культуры данных стран.

3. Формирование умений и навыков исполнять вокальные произведения на английском языке, осуществлять их анализ, давать образные характеристики прослушанной музыке, участвовать в диалогах и дискуссиях, концертах и постановках мюзиклов, музыкальных спектаклей и пр. на английском языке.

В результате проведения занятий школьники приобретают следующие теоретические знания и умения. Знания:

1. Основные эпохи и направления развития музыкальной культуры Англии и США от древних времён до наших дней.

2. Специфика развития английской и американской музыкальной культуры в контексте диалога культур.

3. Основные термины и понятия, стили, направления, жанры.

4. Ведущие представители определенной эпохи (например, эпохи барокко), а также наиболее популярные в настоящее время среди молодёжи.

5. Общие представления о шедеврах искусства, рождённых великими мастерами Англии и США.

Умения:

1. Рассказать о музыкальной культуре Англии и США того или иного исторического этапа.

2. Исполнить вокальные произведения на английском языке.

3. Сравнить развитие музыкальной культуры стран изучаемого языка с развитием собственной музыкальной культуры. Найти черты сходства и различия.

4. Сопоставить музыкальные произведения, созданные в Англии и США в определённую историческую эпоху и принадлежащие одному или разным стилям.

5. Назвать наиболее выдающихся композиторов музыкального искусства Англии и США, их основные произведения. Уметь выделить среди многообразия имён и фактов музыкальной культуры Англии и США свои любимые сочинения и любимых композиторов — носителей музыкальной культуры этой страны.

6. Рассказать о стиле эпохи и стиле композитора.

7. Подготовить и провести мероприятие по одной из тематик курса «Музыкальная культура Англии и США», в том числе выступить с докладом на конференции.

Для повышения мотивации к изучению иноязычной музыкальной культуры

необходимо использовать на занятиях различные игровые приёмы, которые способствуют развитию эмоциональных реакций детей. Такой подход в обучении помогает им взглянуть на себя как бы со стороны, отнестись к себе как к другому человеку, приспособить обстоятельства к своим эмоциям и состоянию, что способствует адаптации к современным условиям жизни. При этом реализуется один из принципов образования, который заключается в создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, богатства фантазии, воображения. Можно с уверенностью сказать, что использование музыкальной игры на уроке создает атмосферу непринужденности, творческой активности, позволяющей повысить продуктивность учебного процесса, а также практически апробировать нестандартные с точки традиционной педагогики методы и приемы работы со школьниками подросткового возраста.

В процессе внеклассной работы большое значение имеет организация творческих вечеров и концертов, посвящённых календарным праздникам Великобритании и США, а также постановка мюзиклов, проведение конференций. Такая работа значительно активизирует познавательный интерес учащихся к иноязычной музыкальной культуре, который благодаря активной музыкально-творческой деятельности «вырастает» от ситуативно-эпизодического до устойчиво-личностного.

Важно также отметить, что необходимым звеном в системе билингвального музыкального образования должно стать систематическое «живое» общение с носителями иностранного языка и культуры. Опыт такого общения плодотворно сказывается на формировании познавательного интереса учащихся к музыке данных народов, развитии их мотивационной сферы, повышении уровня коммуникативной компетенции.

Примечания

1. Об образовании: Закон Российской Федерации // Учительская газета. - 2009г. -№5. - 30 янв.

2. Майковская Л. С. Феномен этнокультурной толерантности в музыкальном образовании: автореф. дис. ... докт. пед. наук / Л.С. Майковская. - М., 2009.

3. Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е.И. Пассов. - М.: Высш. шк., 1989.

4. Певзнер М. Н. Билингвальное обучение: цели, проблемы, перспективы / М.Н. Пев-знер, А.Г. Ширин, Л.И. Плиева // Мир образования . - 1997. - № 2 - С. 12-13.

5. Худобина О. Ф. Педагогические условия преодоления психологических барьеров у студентов в процессе билингвального обучения в вузе: дис. ... канд. пед. наук / О.Ф. Худобина. - Волгоград, 1989.

6. Чернова М. Н. Государственная образовательная политика Российской Федерации / М.Н. Чернова // Справочник учителя. 5-11классы. - М.: Экзамен, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.