Научная статья на тему 'Формирование поведения российских граждан в совершении наличных и безналичных платежей'

Формирование поведения российских граждан в совершении наличных и безналичных платежей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / FINANCIAL BEHAVIOR / БЕЗНАЛИЧНЫЕ РОЗНИЧНЫЕ ПЛАТЕЖИ / NON-CASH RETAIL PAYMENTS / НАЛИЧНЫЕ ДЕНЬГИ / CASH / ФОРМАЛЬНЫЕ И НЕФОРМАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА / FORMAL AND INFORMAL REGULATIONS / ДОВЕРИЕ К ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ / CONFIDENCE IN THE FINANCIAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Поляков Владимир Владимирович

Расширение использования безналичных платежей ограничивается традиционным для российских граждан использованием в качестве платежного средства наличных денежных средств. В статье выделяются преимущества, которыми обладают наличные деньги как средство платежа, противопоставляемые безналичным платежам. Обосновывается бесперспективность предлагаемых Минфином РФ принудительных мер, направленных на увеличение количества трансакций с использованием безналичных платежей. В условиях существующих платежных практик населения обязательное перечисление заработной платы на банковские счета едва ли позволит расширить применение безналичных платежей. Запрет на использование наличных платежей свыше определенного размера приведет к снижению уровня доверия населения к финансовой системе и развитию неформальных платежных практик. Обязательная установка оборудования для приема безналичных платежей на торгово-сервисных предприятиях должна сопровождаться стимулами для населения к расширению безналичных платежей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian Monetary Transactions: Reliance on Cash over Non-Cash Forms of Payment

The article covers Russian Federation (RF) monetary transactions, claiming the citizenry generally pursues cash instead of non-cash (NC) forms of payment. The critique adds that at present most RF citizens opt for cash instead of NC payments for goods acquired in retail and service outlets. To explain this phenomenon, the review highlights the advantages that cash offers over NC disbursements. It says that mandatory installation of equipment for receiving cash payments in retail and service outlets without proper incentives would not increase the number of NC disbursements. Furthermore, the document suggests that a ban on use of cash payments over a certain size would reduce confidence in the RF financial sector and the development of informal popular payment practices. Currently, even the Russian Ministry of Finance appears to support this trend; it has proposed to increase the number of transactions based upon cash payments. In a similar fashion, the paper notes that the use of NC transactions under existing billing practices would be unlikely to grow despite the compulsory transfer of wages a NC approach to bank accounts. The blueprint, in conclusion, has discussed the tendency of RF citizens to select cash over NC forms of payment, and has explained the causes behind this choice.

Текст научной работы на тему «Формирование поведения российских граждан в совершении наличных и безналичных платежей»

Формирование поведения российских граждан в совершении наличных и безналичных платежей

Russian Monetary Transactions: Reliance on Cash over Non-Cash Forms of Payment

УДК 336.7

Поляков Владимир Владимирович

доцент Байкальского государственного университета экономики и права (Иркутск), кандидат экономических наук, доцент 664003, г Иркутск, ул. Ленина, д. 11

Polyakov Vladimir Vladimirovich

Baikal State University of Economics and Law Lenina Str. 11, Irkutsk, Russian Federation, 664003

Расширение использования безналичных платежей ограничивается традиционным для российских граждан использованием в качестве платежного средства наличных денежных средств. В статье выделяются преимущества, которыми обладают наличные деньги как средство платежа, противопоставляемые безналичным платежам. Обосновывается бесперспективность предлагаемых Минфином РФ принудительных мер, направленных на увеличение количества трансакций с использованием безналичных платежей. В условиях существующих платежных практик населения обязательное перечисление заработной платы на банковские счета едва ли позволит расширить применение безналичных платежей. Запрет на использование наличных платежей свыше определенного размера приведет к снижению уровня доверия населения к финансовой системе и развитию неформальных платежных практик. Обязательная установка оборудования для приема безналичных платежей на торгово-сервисных предприятиях должна сопровождаться стимулами для населения к расширению безналичных платежей.

Ключевые слова: финансовое поведение, безналичные розничные платежи, наличные деньги, формальные и неформальные правила, доверие к финансовой системе

The article covers Russian Federation (RF) monetary transactions, claiming the citizenry generally pursues cash instead of non-cash (NC) forms of payment. The critique adds that at present most RF citizens opt for cash instead of NC payments for goods acquired in retail and service outlets. To explain this phenomenon, the review highlights the advantages that cash offers over NC disbursements. It says that mandatory installation of equipment for receiving cash payments in retail and service outlets — without proper incentives — would not increase the number of NC disbursements. Furthermore, the document suggests that a ban on use of cash payments over a certain size would reduce confidence in the RF financial sector and the development of informal popular payment practices. Currently, even the Russian Ministry of Finance appears to support this trend; it has proposed to increase the number of transactions based upon cash payments. In a similar fashion, the paper notes that the use of NC transactions under existing billing practices would be unlikely to grow despite the compulsory transfer of wages — a NC approach — to bank accounts. The blueprint, in conclusion, has discussed the tendency of RF citizens to select cash over

©

о

к <

О о

NC forms of payment, and has explained the causes behind this choice.

Keywords: financial behavior, non-cash retail payments, cash, formal and informal regulations, confidence in the financial system

Основными задачами развития системы безналичных расчетов, в том числе системы розничных платежей, является увеличение скорости оборота денег в экономике при одновременном снижении издержек их обращения. Их решение позволяет государству получить ряд макроэкономических преимуществ. Развитие системы безналичных расчетов способствует увеличению соответствующих платежей и снижению доли наличных денег, используемых в качестве платежного средства. Большое значение имеет организация процесса замены одного платежного инструмента на другой. В силу длительности использования российскими гражданами наличных денег как платежного средства возникают сложности перехода на новую форму платежей, а также целый ряд проблем, связанных с ее применением отдельными социальными группами и населением страны в целом.

Данная статья посвящена рассмотрению основных факторов, затрудняющих повсеместное применение безналичных платежей.

Проблема высокой доли наличных денег в обращении

Если в начале 2008 г. в России доля наличных денег в обращении (денежный агрегат М0) в общей денежной массе (денежный агрегат М2) составляла 35,2%, то к первому декабря 2012 г. она уменьшилась до 23,8% [1] и продолжает снижаться. Тем не менее объем наличных денег составляет слишком большую долю. По данным Министерства экономического развития РФ, в развитых странах доля наличных денег в обращении составляет около 7-10% (например, в ЕС — 9%, в США — 7%) [2], а в странах с развивающейся экономикой этот показатель не превышает 15% [3]. Кроме того, значительная часть наличных денег находится в распоряжении российских граждан. Так, по данным ЦБ РФ, на начало 2013 г. объем наличных денег в обращении достиг 7,7 трлн руб. [4], из них «на руках» у граждан России находилось примерно 6 трлн руб. (по данным Министерства экономического развития РФ) [3].

Такие объемы наличных денег и их соотношение с объемом безналичных в экономике страны не устраивают правительство РФ. Эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, ссылаясь на международный опыт, полагают, что замещение наличных расчетов на безналичные, в том числе по платежам физических лиц, несет с

< собой ряд макроэкономических эффектов. Основной ^ из них заключается в снижении издержек обращения о денежных средств и совершения платежей [5]. В ка-5 честве аргументации приводится совокупность видов н банковских издержек, которые в случае увеличения

объемов безналичных платежей должны уменьшаться. £ Однако в настоящее время уровень совокупных опе-^ рационных издержек в российских кредитных органи-со зациях существенно выше, чем в развитых странах, о что является сдерживающим фактором расширения

< безналичных платежей [Там же]. И если финансовые х эксперты изучают структуру и размер затрат, кото-е рые несут банки, то издержки российских граждан и

причины их возникновения практически остаются вне сферы внимания специалистов.

Представляется, что при переходе на безналичные платежи для успешного функционирования системы платежей организаторы и регуляторы должны снижать издержки не только для банков, но и для других участников системы, в частности, для граждан. В противном случае гражданам будет невыгодно применение безналичных платежей, что приведет к изменению их поведения.

Для совершенствования функционирования системы безналичных розничных платежей со стороны Минфина РФ и ЦБ РФ предлагаются законодательные инициативы с целью изменения существующих формальных правил осуществления розничных платежей, в том числе с применением банковских карт. Насколько такие инициативы могут изменить поведение основных участников системы? Изменение в поведении зависит от степени осознания участниками размера издержек при совершении безналичных платежей. В случае если увеличение издержек достигнет некого критического размера, участники попытаются изменить свое поведение таким образом, чтобы уменьшить свои издержки или вообще выйти из системы.

Минфин РФ предлагает развивать систему безналичных розничных платежей с помощью различных ограничений принудительного характера в использовании наличных денег как платежного средства. По-видимому, министерство придерживается следующей точки зрения: если объем наличных платежей принудительно уменьшить, то автоматически увеличится объем безналичных платежей.

Эксперты Минфина РФ совершенно справедливо полагают, что увеличение доли безналичных платежей будет способствовать улучшению некоторых макроэкономических показателей и решению следующих экономических задач государственного масштаба.

• Во-первых, увеличится собираемость налогов. Безналичные платежи позволят повысить степень прозрачности расходов граждан, добиться большего эффекта в борьбе с уклонением от уплаты налогов и легализацией доходов, полученных преступным путем [6].

• Во-вторых, активизируется процесс сокращения доли теневой экономики. Большой объем наличных денег, по мнению Минфина, является одним из источников подпитки теневого сектора экономики. По оценке Росстата, объемы этого сектора достигают 30% ВВП [7]. Первый заместитель председателя ЦБ РФ Г. Лунтовский также считает, что «при увеличении безналичного денежного оборота существенно вырастет прозрачность финансовых потоков <...> благоприятно скажется на сокращении доли теневой экономики, повысит собираемость налогов» [8].

Как отмечают эксперты, увеличение объема и доли безналичных платежей позволило бы решить и ряд других проблем, таких как увеличение объемов фондирования банков (другими словами, увеличение остатков денежных средств на счетах клиентов в кредитных организациях) и повышение уровня проникновения банковских услуг.

При этом никто из экспертов, представляющих Минфин РФ и ЦБ РФ, а также коммерческие банки, даже не упоминает о проблеме издержек, которые понесут остальные участники системы при снижении объема наличных платежей.

Преимущества наличных денег с позиций населения

Чтобы оценить издержки и источники их образования, необходимо исследовать практику применения наличных платежей. В чем состоят преимущества платежей, совершаемых наличными деньгами по сравнению с безналичными платежами с точки зрения затрачиваемых плательщиком усилий? Анализ этих издержек поможет понять поведение индивидов и выявить сопутствующие ему проблемы.

Как известно, средством осуществления розничного наличного платежа являются наличные деньги. Каковы преимущества наличных денег как инструмента платежа? Почему они так популярны у российских граждан?

По оценке Г. Лунтовского, в России с помощью наличных денег осуществляется около 90% трансакций

[9], что значительно выше, чем в развитых странах. Однако, несмотря на низкую долю наличных денег в денежном обороте развитых стран, наличные платежи остаются достаточно распространенными. Например, доля безналичных платежей в США составляет 30%, в Великобритании — 56%, в Германии — 86% [10], и только в скандинавских странах она достигает 90% [11]. В Японии тоже велик объем наличных денег

[10]. По мнению Г. Лунтовского, «в мире доля безналичных платежей в общей сумме больше за счет крупных операций» [10]. В развитых странах почти все крупные покупки осуществляются с применением безналичного расчета.

Директор департамента наличного денежного обращения ЦБ РФ А. Юров считает, что «наличные деньги доказали свою состоятельность на протяжении продолжительного исторического периода времени: наличные деньги обеспечивают мгновенный расчет за товары и услуги повсеместно, практически в любой точке земли при любых катаклизмах — это их самая сильная сторона, с которой приходится считаться в эпоху развития безналичных технологий» [4].

Г. Лунтовский подчеркивает такие преимущества наличных денег, как удобство, скорость и анонимность [9]. Научный сотрудник института «Центр развития» НИУ ВШЭ Д. Мирошниченко упоминает об еще одном достоинстве наличных платежей — дешевизне для пользователя [12].

Эксперт Центрального банка Нидерландов Г. Дик подтверждает указанные преимущества и поясняет: «Во-первых, оплата наличностью требует на 20% меньше времени, чем оплата электронными средствами платежа; во-вторых, наличные являются универсальным средством, которое принимается везде и всегда; в том случае, когда оплата картой невозможна по причине технических сбоев, наличные будут приняты легко любым кассиром, в любой точке мира; в-третьих, нужно помнить, что общая стоимость платежной си-

стемы для общества существенна. В-четвертых, наличность позволяет людям сохранять неприкосновенность личной жизни» [13].

К тому же в периоды нестабильного состояния экономики население больше доверяет наличным деньгам. Например, во время текущего финансового кризиса люди стали больше пользоваться наличными [14].

Руководитель лаборатории проблем денежно-кредитной политики и банковской системы Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования О. Солнцев пишет, что доля наличных в национальной экономике зависит от трех факторов: доверия к финансовой системе, стабильности курса валюты и уровня инфляции. В настоящее время люди не доверяют системе и предпочитают держать деньги на руках [15]. С ним согласен Д. Мирошниченко, который также считает, что российская банковская система «пока лишена высокого уровня доверия» [12].

Данные исследования «Евробарометр в России», проведенного Центром социологических исследований РАНХиГС в 2012 г., подтверждают мнения О. Солнцева и Д. Мирошниченко: 57% российских граждан, вне зависимости от того, имеют они сбережения или нет, уверены, что деньги лучше всего хранить наличными, а более 60% жителей России полагают, что с банками лучше не иметь контактов ни при каких обстоятельствах [16].

А. Юров в выступлении на VI международной конференции «Наличное денежное обращение: Модели. Стандарты. Тенденции», организованной Ассоциацией региональных банков России, заявил, что потребитель должен иметь «возможность выбора способа платежа, исходя из экономической выгоды и целесообразности на каждый конкретный момент» [9].

Глава представительства MasterCard Europe sprl в России И. Рябый сообщает, что результаты исследования его компании показывают: современный потребитель хочет, чтобы у него было одновременно много возможностей для выбора товара и выбора способа оплаты. Он подчеркивает, что уже в настоящее время «в бумажниках россиян конкурируют два средства платежей: карточки и наличные средства» [17].

Финансовый эксперт М. Лэмберт также настаивает, что «должно быть право выбора инструментов для осуществления платежей» [14].

Г. Лунтовский подчеркивает важность стимулирующих мероприятий и считает, что «введение ограничений наличного оборота... целесообразно начинать не с запретов, а с создания благоприятных условий; участники рынка должны понимать, что, выбирая безналичные средства платежа, они получают конкурентные преимущества» [10].

С ним согласен вице-президент НП «Национальный платежный совет» Т. Аитов: «Надо начинать не с ограничительных, а со стимулирующих мер <...> потребители должны быть заинтересованы в безналичных расчетах» [7]. По мнению председателя правления банка «Авангард» В. Торхова, в качестве способов стимулирования можно использовать налоговые льготы [18].

А. Юров считает, что решение проблемы ухода от наличных платежей не должно быть самоцелью. Он предлагает сделать платежный ландшафт наиболее удобным и эффективным для всех участников системы, «а какая будет пропорция между наличными и безналичными платежами, покажет время» [4]. В качестве аргумента против административных ограничений можно привести статистические данные о соотношении долей наличных и безналичных денег.

За последние 5 лет доля наличных денег не только не < увеличилась, но и несколько сократилась [1]. ^

Председатель комитета Госдумы по финансовому о рынку Н. Бурыкина считает, что «всякого рода адми- 5 нистративные ограничения в нашей стране, где кар- ^ точная инфраструктура развита неоднородно, могут Е^ быть губительны». По ее мнению, вместо запретов £ нужно сначала заняться развитием инфраструктуры ^ безналичных платежей, снизить стоимость обслужи- ш вания и повысить безопасность средств безналичных 8 платежей для граждан [19; 20]. <

Президент Ассоциации региональных банков Рос- ^ сии А. Аксаков также не поддерживает применение е административных мер для снижения наличного оборота, ссылаясь на результаты опросов населения, которые говорят, что «82% граждан против любых административных ограничений в сфере денежного обращения». Он подчеркивает, что резкие официальные заявления на тему использования денег гражданами рождают недоверие к любым решениям государства в финансовой области [9].

Факторы поведения населения при совершении наличных и безналичных платежей

Обобщая мнения экспертов, можно сделать вывод, что сдерживающими причинами расширения безналичных платежей являются слабая развитость инфраструктуры для их проведения, высокая стоимость, низкий уровень безопасности и доверия. Некоторые эксперты указывают также на низкий уровень финансовой грамотности населения вообще и в использовании безналичных платежных инструментов в частности.

По данным генерального директора Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) Г. Имае-вой, 47,2% граждан используют в расчетах только наличные средства, а остальные 52,8% — как наличные, так и безналичные расчеты [21]. По ее утверждению, пользователи, использующие наличные и безналичные расчеты, как правило, технически и финансово грамотны, «находятся на пике своих трудовых сил и способностей, активно используют Интернет». Возрастной диапазон этой группы — 25-44 года [13]. В какой степени недостаток финансовой грамотности действительно сдерживает распространение безналичных розничных платежей?

По нашему мнению, распространенное в среде многих экспертов утверждение о недостатке финансовой грамотности российских граждан при проведении безналичных платежей не имеет достаточных подтверждений. Приведенные выше данные НАФИ как раз подтверждают обратное: более половины граждан имеют необходимые и знания, и навыки для осуществления расчетов, в том числе с помощью банковской карты. Недостаток финансовой грамотности действительно существует, но масштаб его влияния незначителен в сравнении с другими факторами. Поскольку фактические данные об этом отсутствуют, можно предположить, что проблема недостаточной финансовой грамотности характерна для небольших социальных групп. Скорее всего, к ним относятся жители небольших населенных пунктов, в которых не развита платежная инфраструктура. Возможно, что в данную группу входят и граждане старших возрастных групп, проживающие в крупных и средних городах и имеющие невысокий уровень доходов (например, пенсионеры, единственным источником которых является пенсионное пособие). Представляется маловероятным, что жители крупных и средних городов

< трудоспособного возраста имеют значимый недо-^ статок знаний и навыков для проведения безналичных о платежей.

5 Г. Имаева утверждает, что «из трех опрошенных н людей, которые имеют у себя в кошельке и наличные, и зарплатную карточку, и кредитную, двое предпочи-

ш >-,

^ тают расплачиваться в магазине наличными». По ее

^ мнению, причина такого отношения к безналичным

т платежам кроется в неразвитости сети по приему

о безналичных средств оплаты [21].

< В настоящее время основным инструментом осу-х ществления безналичных розничных платежей являв ется банковская карта, как правило, зарплатная. Но

используется такая банковская карта большинством держателей не для проведения безналичных платежей, а для получения наличных денег. По оценкам Г. Лун-товского, снятие наличных денег составляет более 80% от всех операций, осуществляемых банкоматом при использовании банковской карты [10]. По данным РБК.research, 85% операций с банковскими картами занимает снятие наличных денежных средств; 15% от всех операций приходится на долю покупок товаров и услуг [22].

H. Бурыкина утверждает, что «граждане сразу после получения зарплаты переводят деньги из безналичных в наличную форму, считая последнюю более надежной» [20]. Это подтверждается данными ЦБ РФ: держатели банковских карт в первом полугодии 2013 г. сняли наличных денег на 9,8 трлн руб., а оплатили товаров и услуг с помощью карт на 2 трлн руб. [23].

Получение наличных денег посредством банковской карты происходит через банкомат. Как правило, держатель карты обналичивает свою заработную плату, которую ранее на его карточный счет зачислил работодатель. При этом Россия является одним из лидеров среди европейских стран по числу банкоматов, приходящихся на одного жителя, — 1,29 банкомата на тысячу жителей. Во Франции этот показатель достигает 0,87 банкомата, в Италии — 0,76, в Германии — 0,71 [10].

Таким образом, снятие наличных денег стало своеобразной устойчивой привычкой получения заработной платы и последующей оплаты покупок наличными деньгами. Как правило, получение заработной платы через банкомат не вызывает каких-либо затруднений, так как изначально предполагалось, что держатель может обналичивать свой карточный счет в любое время, снимая при этом любые суммы.

Предлагаемые меры по ограничению наличных платежей

В России не первый год обсуждается целесообразность введения мер по ограничению наличных платежей, а также комплекс требований к созданию условий для совершения безналичных платежей, принимаемых в оплату за приобретаемые товары и услуги, в том числе с применением банковской карты.

Все рассматриваемые мероприятия носят принудительный характер и разделяются на четыре группы: получение заработной платы только через использование банковской карты; ограничение суммы платежа, совершаемого наличными деньгами; ограничение суммы получения наличных денег через банкомат; обязательная установка оборудования для приема безналичных платежей на торгово-сервисных предприятиях.

I. Обязательное перечисление заработной платы на карточный счет держателя банковской карты.

Предлагается, в первую очередь, как мера борьбы с так называемыми серыми зарплатами, с которых не уплачивается подоходный налог и отчисления в социальные фонды. Поэтому одним из первых вариантов было предложение по введению запрета на выдачу заработной платы в наличной форме. Для введения такого запрета Минфин разработал поправки в Трудовой кодекс РФ [3]. Однако они противоречат духу ст. 421 Гражданского кодекса РФ, провозглашающей свободу лиц в заключении договора, в том числе трудового [24]. Поэтому работодатель не вправе настаивать на получении зарплаты в безналичной форме.

По нашему мнению, выплата заработной платы путем зачисления на карточный счет держателя не решит основную задачу, предусмотренную данной мерой. Проблема состоит не в форме выплаты заработной платы, а в том, что нередко работодатель не заинтересован в документальном оформлении трудовых отношений с работником и официальном полном или частичном начислении зарплаты. Причины незаинтересованности находятся в сфере, совсем далекой от систем безналичных платежей.

По оценке аналитика банка «Хоум Кредит энд Фи-нанс» С. Дужинского, доля серых зарплат в российской экономике составляет около 40% [25]. Их получатели лишены возможность приобретения различных видов банковских услуг, в том числе предоставляемых с помощью зарплатных банковских карт.

Выплата серой зарплаты, как правило, практикуется на предприятиях теневого сектора. Однако до сих пор нет достоверных сведений о количестве так называемых неформально занятых, а также о характеристиках этой группы. Эксперты фонда поддержки социальных исследований «Хамовники», изучая занятость жителей российских регионов, дают свое заключение об этих людях. По их оценкам, до 80% трудоспособного населения российских регионов, жителей небольших населенных пунктов, покидают место постоянного проживания в поисках заработка и приезжают в столицу или в крупные города на сезонной или на временной основе. Причем эта категория граждан находит работу самостоятельно и, как правило, в теневом секторе. Размер данной социальной группы оценивается в 15-20 млн семей, но соответствующие данные не находят отражения в официальная статистике [26].

По оценке советника Института современного развития Н. Масленникова, количество неформально занятых в России составляет примерно 22 млн человек [27]. Вице-премьер Правительства РФ О. Голодец на XIV апрельской Международной конференции по экономическому и социальному развитию заявила, что около 38 млн человек трудоспособного возраста работают в непрозрачных условиях, т. е. о деятельности примерно 45% трудоспособных граждан России нет никакой информации [28].

В любом случае Минфин РФ может без применения запретительных мер обеспечить зачисление заработной платы на карточные счета работникам государственных предприятий и учреждений, издав соответствующее постановление. По некоторым данным, в настоящее время более половины всех госучреждений выдает зарплату по ведомости через кассу. А оборот наличности в этой сфере достигает 1 трлн руб. [3].

2. Ограничение максимальной суммы платежа наличными деньгами для физических лиц.

Предполагается, что данная мера способна повысить собираемость налогов по крупным покупкам, а также вывести из теневого оборота часть торгового капитала.

Максимальная сумма платежа наличными деньгами (в рамках одной сделки) будет ограничиваться поэтапно: на первом этапе она составит 600 000 руб., на втором — 300 000 руб. Член комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам О. Казаковцев оценивает количество покупок на сумму свыше 600 000 руб. на уровне 10-15% от всего рынка [11].

Минфин РФ объясняет, что такого рода ограничения существуют во многих странах: лимит колеблется от 1000 до 20 000 долл. США [23]. В частности, в Италии наличные расчеты ограничены 990 евро [18], в Греции запрещена оплата наличными покупок на сумму свыше 1500 евро [29]. Законодательные лимиты для наличного оборота существуют и в Мексике [2].

В Минфине РФ уверены, что предлагаемые меры будут безболезненны для граждан в повседневной жизни. Заместитель министра финансов РФ А. Моисеев утверждает, что количество таких крупных покупок у среднестатистического человека за всю жизнь наберется не больше десятка [23], не аргументируя при этом свое утверждение ни статистическими, ни социологическими данными.

А. Моисеев уверен, что предлагаемые ограничения будут удобны для потребителя с точки зрения безопасности: «Если у человека свободный миллион рублей, ему безопаснее доехать до райцентра и пойти в банк для оплаты дорогостоящей покупки» [30]. Но это мнение не подтверждается какими-либо фактическими данными. Интересно, насколько велико количество граждан, относящихся к категории, имеющей «свободный миллион рублей» и проживающей в тех местах, из которых нужно «ехать до райцентра» в банк? Кроме того, цена безналичных платежей по крупным покупкам для граждан, живущих далеко от центра, слишком высока. За перевод 1 млн руб. гражданину придется заплатить несколько тысяч рублей. Научный сотрудник института «Центр развития» НИУ ВШЭ Д. Мирошниченко считает, что «банковская комиссия в 1-3%, с точки зрения простого человека, нонсенс» [12].

За нарушение ограничений оплаты наличными деньгами Минфин РФ предлагает штрафовать получателей денег, т. е. торгово-сервисные предприятия. Размер штрафа будет равен сумме платежа, превышающего установленный лимит [23]. При этом Минфин не предполагает контролировать соблюдение предлагаемых ограничений. Минфин, ЦБ РФ и Минэкономики РФ считают, что контроль за исполнением необходимо возложить на ФНС РФ [31].

Представители ФНС сомневаются в возможности контроля за совершением крупных покупок. Эксперты этого ведомства полагают, что при расчетах между юридическим лицом и физическим лицом можно собрать какую-либо информацию о платежах, например, потребовав от торгово-сервисных предприятий предоставлять данные о продажах. Но при совершении сделок между физическими лицами, например, при купле-продаже квартир и машин, контроль фактически невозможен. Ведущий экономист Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования И. Поляков оценивает объем проверок на уровне 1 млн сделок в год [32].

По оценке директора по продажам дилерского центра Jaguar Land Rover компании «Авилон автомобильная группа» А. Горшкова, не более 10% от общего количества проданных автомобилей оплачиваются посредством безналичных розничных платежей. В случае покупки автомобиля за счет средств, получен-

ных в кредит, доля оплат безналичными платежами < превышает 60% от продаж автомашин [31]. ^

По оценкам компании Knight Frank, 50% сделок о по покупке элитного жилья оплачивается наличными < деньгами через использование банковской сейфовой i ячейки. По оценке генерального директора «МИЭЛЬ- Е^ Новостройки» С. Лебедевой, в настоящее время около £ 90% от общего количества сделок с новостройками ^ проводится по договору долевого участия, который со предполагает только безналичный расчет. По ее сло- 8 вам, наличный расчет, как правило, используется при < сделках на вторичном рынке жилья, так как «продавец ^ по разным причинам не может или не хочет показы- е вать полную стоимость объекта» [Там же]. По оценке генерального директора агентства недвижимости «Домус финанс» П. Лепиша, около 75% всех сделок с недвижимостью на вторичном рынке недвижимости города Москвы проводятся с использованием наличных расчетов [Там же].

Эксперты рынка недвижимости сомневаются, что при введении ограничений наличных платежей покупатели жилья будут пользоваться безналичными расчетами. Скорее, наоборот, они постараются преодолеть ограничения, например, путем разделения оплаты на несколько траншей, размеры которых не подпадают под запрет. Другие контрагенты могут пойти по пути искажения суммы сделки, например, занижая цену объекта в договоре. П. Лепиш предполагает, что «часть суммы по сделке будет перечисляться на счет продавца, а часть — передаваться, как сегодня, через банковскую ячейку. Арендатор сейфовой ячейки не обязан раскрывать банку, что именно в ней хранится» [Там же].

3. Ограничение получения суммы наличных денег через банкомат.

Сравнительно недавно некоторыми банками стали применяться ежедневные ограничения на получение наличных денег в банкоматах. В среднем максимальная сумма получения наличных денег составляет 50 000 руб. в сутки. Данные ограничения распространяются только на держателей массовых банковских карт, а для владельцев премиальных карт все остается без изменений. Суточные ограничения касаются исключительно снятия наличных денег в банкоматах, а на офисы банков они не распространяются. Однако в офисе нужно предъявлять документ, удостоверяющий личность. Часть банков стала взимать комиссию с той части суммы получения наличных денег в банкомате, которая превышает установленный лимит. Размер комиссии на такие суммы может достигать 10% [33].

П. Медведев считает, что такой мерой банки де-стимулируют использование безналичных платежей держателями карт, так как им выгоднее обналичивать остатки за один раз в кассе. Впоследствии держатель будет хранить всю сумму наличных деньг у себя и рассчитываться только наличными деньгами в удобное для себя время в удобном месте [Там же]. Кроме того, приходить каждый раз в офис банка за суммой, не укладывающейся в установленные лимиты, слишком накладно по времени. В то же время у кредитных организаций имеются вполне обоснованные причины для установки такого рода ограничений. Основной причиной являются высокие издержки на обслуживание банкоматов. Большое значение имеют и затраты на инкассирование банкомата. При выдаче крупных сумм наличных денег инкассирование банкомата увеличивается, а значит, повышаются расходы. Если оставить инкассирование банкомата на прежнем уровне, то будут возникать периоды его неполного функционирования. Банкомат будет отказывать в ис-

< полнении операции «снятие наличных денег» по при-^ чине отсутствия в ячейках аппарата наличных купюр. о Данные перебои вызовут недовольство держателей 5 карт, возрастет количество жалоб и т. д. Поэтому н для банков введение лимитов является своего рода

вынужденной мерой. £ Министр финансов РФ А. Силуанов не видит особых ^ проблем при применении ограничений выдачи налич-со ных денег в банкоматах. По его мнению, ограничения о являются обычной банковской практикой в мире. На-

< пример, в европейских странах единовременно можно х снять не более 200-300 евро [Там же]. Пока данные е ограничения являются частью условий обслуживания

нескольких коммерческих банков, но в дальнейшем для целей сокращения наличного оборота, не исключено, могут использоваться повсеместно.

4. Обязательная установка оборудования для приема безналичных платежей на торгово-сервисных предприятиях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оснастить аппаратами для приема безналичных платежей при использовании банковской карты предлагают все точки продаж российских торгово-сервисных предприятий, годовой оборот которых превышает 60 млн руб. Под указанный размер годового оборота подпадает около 20% всех магазинов и супермаркетов [34].

Минфин РФ считает, что с помощью этой меры ему удастся вывести часть средств теневого оборота крупных российских ритейлеров в легальную сферу. Называется и другая причина применения данной меры — расширение сферы применения безналичных розничных платежей.

Крупные торговые компании выступают против обязательных условий установки аппаратов по приему средств безналичных розничных платежей, считая, что таким способом заявленные Минфином проблемы невозможно решить. Заместитель министра финансов РФ А. Моисеев заподозрил иные мотивы нежелания торговых компаний оснащать магазины оборудованием для приема безналичных платежей. Он считает, что компании пытаются сохранить теневой оборот, так как «на черном рынке наличные деньги стоят дороже безналичных» [30]. По нашему мнению, А. Моисеев называет истинную причину установки оборудования в торговых точках — это борьба с теневым оборотом. В таком случае нужно применять стимулы для легализации оборота, которые способны сократить неформальный рынок наличных денег. Но эти меры регулируют совсем другую сферу деятельности торговых компаний, не связанную с организацией приема платежей от покупателей.

А. Моисеев также уверен, что у граждан не возникнет проблем при проведении безналичных платежей в магазинах. Он считает, что возможность рассчитаться существует у всех категорий покупателей, так как «почти все россияне имеют зарплатные карты» [30]. Однако данные других ведомств и социологических центров не подтверждают это мнение. Например, по данным ЦБ РФ, порядка 37% российских граждан не имеют банковских карт вовсе, в том числе зарплатных [3]. По данным НАФИ, только каждый второй российский гражданин является держателем зарплатных карт [21].

Несмотря на то что в настоящее время в России количество находящихся в обороте пластиковых карт превысило 240 млн штук [19], примерно третья часть всех граждан нашей страны не имеют ни одной карты. По результатам опроса аналитического центра Юрия Левады (ноябрь 2013 г.), доля жителей России,

имеющих расчетную карту, составляла 59% [35]. По оценкам Института социологии РАН и Ассоциации российских банков, банковские карты уже используют 66,1% россиян [36].

Проблема усугубляется тем, что далеко не все держатели банковских карт используют их для проведения безналичных платежей. Как было сказано выше, большинство держателей карт обналичивают денежные остатки по своим карточным счетам, а только после этого совершают покупки в магазинах, где рассчитываются наличными деньгами. Многие предпочитают использовать наличные платежи не только в торговой сети и сервисных компаниях, но и в Интернете. По данным председателя правления Национального платежного совета Андрея Емелина, 69% интернет-покупок оплачивается наличными деньгами во время визита представителя фирмы к покупателю [37]. Он отмечает, что часто «сами компании не заинтересованы в безналичности этих расчетов» [Там же]. По оценкам экспертов, на долю безналичных платежей с использованием банковских карт в Интернете приходится 14-17% всех платежей [38].

У российских граждан наблюдается низкий интерес к совершению безналичных платежей при помощи не только зарплатных банковских карт, но кредитных. По данным НАФИ, каждый четвертый россиянин является владельцем кредитной банковской карты, но только треть держателей пользуются ею [13]. Генеральный директор НАФИ Г. Имаева считает, что главной причиной незначительного применения безналичных платежей в торгово-сервисных предприятиях является низкий уровень развитости инфраструктуры по обслуживанию банковских карт. Например, в Москве всего 16% торгово-сервисных предприятий принимают банковские карты (лидером здесь является Сургут — 20%) [21].

По данным ЦБ РФ, на начало 2013 г. на одну тысячу жителей России приходилось 4,9 установленного терминала в торгово-сервисных предприятиях для приема платежей посредством обслуживания банковских карт [4]. Первый заместитель председателя ЦБ РФ Г. Лунтовский считает, что «по оснащению РОЭ-терминалами мы отстаем от европейских стран очень сильно» [10]. Например, во Франции на 1000 жителей приходится 22 терминала [Там же].

Однако установка терминала не гарантирует, что данный аппарат будет функционировать в удобное для покупателя время. Большое значение имеют режим и качество эксплуатирования данных устройств. В этой части Минфин РФ ничего не предлагает регулировать. Предполагается, что устройства будут работать одновременно с кассовым аппаратом. Нигде не упоминается об ответственности торгово-сервисных предприятий или банков, установивших и обслуживающих данные устройства, за отказ в приеме безналичных платежей по причине технического сбоя.

Обосновывая необходимость всеобщего распространения безналичных розничных платежей, Минфин РФ часто ссылается на достижения Швеции, у которой их доля достигает 90% от общего количества платежей. Но Минфин РФ не объясняет, как были достигнуты такие результаты. В Швеции не использовали никаких принудительных мер и запретов для распространения безналичных розничных платежей. Напротив, в стране применялся комплекс стимулирующих мероприятий, чтобы «процесс шел снизу» [39]. Результативность мероприятий в Швеции оценивается через качественные, а не количественные показатели (например, измеряется уровень проникновения безна-

личных платежей) [Там же]. Таким образом, Швеции удалось не только расширить применение безналичных платежей в торговле, но и внедрить их в таких сферах, где раньше они не применялись, например, в общественном транспорте [10].

Популярность применения безналичных расчетов зависит от качества работы всей карточной инфраструктуры. Советник Ассоциации шведских банков Л. Рутберг уверен в том, что «финансовая инфраструктура должна работать без перебоев», и в случае «если она остановится даже на пару дней, то общество ждет крах» [39]. Минфин РФ не столь щепетилен в вопросах качества функционирования российской системы безналичных платежей; его интересует только количество. Поэтому представители ЦБ РФ и Минфина избегают комментировать даже крупные случаи несоблюдения режима обслуживания банковских карт. Например, в период отзыва лицензии Мастер-банка проблемы с обслуживанием карт возникли у 3 млн его клиентов [40].

Модератор форумов портала Bankir.Ru В. Сафронов рассказал о реакции держателей банковских карт, эмитентом которых является крупный федеральный банк. Во время посещения магазина (после наполнения корзины товарами и ожидания в очереди) покупатели видят объявление у кассы следующего содержания: «Карты такого-то банка не обслуживаются» [41]. В этом случае ответственности перед держателями карт не несет ни магазин, ни банк. В договорах банка с держателем карты или с магазином об этом не сказано ни слова. В пресс-службах банков подобные случаи стараются не комментировать, не считая их проблемными. В результате держатели банковских карт, имеющие негативный опыт, со временем меняют свои привычки: сначала обналичивают денежные средства в банкомате, а затем приобретают товары в магазине. Используя такую тактику, потребитель защищает себя от такого рода «инфраструктурных рисков».

Бесперспективность применения принудительных мер

Если наличные деньги как средство платежа несут гражданам такие преимущества, как скорость, минимальное время, прием независимо от места и времени, анонимность и минимальные издержки при совершении сделок, то принудительное применение безналичных платежей означает, что пользователи карт лишатся целого ряда удобств, что может подорвать доверие к системе безналичных платежей.

В связи с этим вызывает удивление позиция Минфина РФ, настаивающего на необходимости применения принудительных мер, направленных на ограничение использования наличных денег. В условиях высокого доверия к наличным деньгам и низкого доверия к финансовой системе у российских граждан едва ли можно изменить платежные привычки россиян только административными методами. Большинство экспертов подчеркивают важность применения стимулирующих мер в сочетании с правом выбора платежного инструмента самим гражданином.

Преимущества наличных платежей для граждан возникли в результате длительного использования наличных денег, в том числе в качестве платежного инструмента. Привычки граждан, связанные с оплатой товаров и услуг наличными деньгами, сформировались в результате повседневных практик и являются частью традиций. Последние, по сути, являются набором не-

формальных правил, которым следует большинство < людей. Принудительное навязывание новых формаль- ^ ных правил, перечеркивающих преимущества старых о неформальных, может привести к снижению доверия. 5 М. Одинцова подчеркивает, что результаты эконо- ^ мических решений зависят не столько от введения Е^ формальных правил, сколько от следования и непро- £ тивления правилам неформальным. Неформальные ^ правила в большей степени независимы от формальных ш правил, чем наоборот. Поэтому при принятии новых 8 законов или формальных правил необходимо учиты- < вать «взаимодействие между новыми формальными ^ правилами и существующими неформальными прави- е лами» [42, с. 44-45]. В противном случае формальные правила не «впишутся» в действующую систему неформальных, что приведет к их несоблюдению.

Если же формальные правила находятся в конфликте с неформальными правилами, то инициаторы новых правил будут вынуждены увеличивать издержки принуждения и контроля за их исполнением [Там же, с. 48]. По мнению Ф. Михельмана, в случае если принуждение людей выполнять формальные правила будет связано с потерей их собственности или дохода, это приведет к разрушению доверия к новым правилам [Там же, с. 54].

Примером применения принудительных мер с целью увеличения безналичных платежей является Украина. По словам Г. Лунтовского, согласно постановлению правительства Украины магазины должны были в обязательном порядке установить не менее 50% терминалов по обслуживанию карт от числа кассовых аппаратов. Однако данные меры не смогли существенно изменить соотношение между наличными и безналичными платежами, так как украинцы больше доверяют наличным деньгам [10].

Опыт Украины доказывает бесперспективность применения принудительных мер перехода на безналичные платежи. Тем более что объем безналичных платежей с применением банковских карт как основного инструмента безналичных розничных расчетов увеличивается без всякого давления на покупателя. В 2012 г. объем безналичных платежей с использованием банковских карт превысил 3,2 трлн руб. (в 2008 г. — всего 649 млрд руб.) [22].

Применение принудительных мер в сфере денежного обращения может привести с снижению и без того невысоких уровней доверия граждан к банковской системе в целом и к системе безналичных платежей в частности. В сочетании со многими преимуществами наличных платежей принуждение к безналичным платежам, увеличивающим издержки граждан, может привести к их массовому уходу из формально организованной системы безналичных платежей. Значительная часть россиян может посчитать новую систему невыгодной. В этом случае следует ожидать развития неформальных платежных практик населения.

Граждане должны иметь право выбора платежного средства, но предлагаемые Минфином меры ограничивают его. По нашему мнению, Министерству финансов РФ следует отказаться от применения принудительных мер, направленных на увеличение объема безналичных платежей, сделав основную ставку на использование различных стимулов для граждан.

Литература

1. Лунтовский Г. И. Наличное денежное обращение: современный этап и перспективы развития // Деньги и кредит.

2013. № 2. С. 3-8.

< 2. Коган И. Ограничение на наличные расчеты переведет ш деньги из кубышек на банковские счета // Ведомости: о [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. к vedomosti.ru/finance/news/17614391/ogranichenie-na-is-^ polzovanie-nalichnosti-pri-raschetah. (Дата обращения: ^ 17.10.2013).

^ 3. Гладунов О. Матрасные закрома Родины // Свободная cl пресса: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// svpressa.ru/economy/article/70867/. (Дата обращения: 2 13.07.2013).

о 4 ЦБ РФ считает некорректным противопоставлять налич-□с ные и безналичные деньги // ИА «Банкир.Ру»: [Элек-^ тронный ресурс]. Режим доступа: http://bankir.ru/novosti/s/ tsb-rf-schitaet-nekorrektnym-protivopostavlyat-nalichnye-i-beznalichnye-dengi-10058531/#ixzz2jBhW96gw. (Дата обращения: 29.10.2013).

5. Мамонов М., Пестова А., Солнцев О. Культ наличности в России: как его развенчать и к чему это приведет? // Вопросы экономики. 2011. № 7. С. 79-101.

6. Бадмаева И. Станут ли кошельки россиян виртуальными? // Московский Комсомолец: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mk.ru/economics/ article/2013/09/29/922651-stanut-li-koshelki-rossiyan-vir-tualnyimi.html. (Дата обращения: 30.09.2013).

7. Кривошапко Ю. «Живыми» не брать // Российская газета: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. rg.ru/2013/05/24/beznal-site.html. (Дата обращения: 27.05.2013).

8. Каледина А. Необходимость ограничений на расчеты наличными не вызывает сомнений // Известия: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://izvestia.ru/news/560671. (Дата обращения: 15.11.2013).

9. Гостева Е. Наличные — зло // ИА «Банкир.Ру»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bankir.ru/novosti/s/ nalichnye-zlo-10060943/#ixzz2lpBiT7J9. (Дата обращения: 26.11.2013).

10. Требуется разумный подход, в том числе и при принятии административных мер // Национальный банковский журнал: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.nbj.ru/publs/aktual-naja-tema/2012/12/11/trebuetsja-razumnyi-podxod-v-tom-chisle-i-pri-prinjatii-administrativnyx-mer/index.html. (Дата обращения: 11.12.2012).

11. Носкова Е. Сенаторы положительно относятся к ограничению наличных платежей // Российская газета: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/26/ plateji-site-anons.html. (Дата обращения: 26.11.2013).

12. Зыкова Т. Переход наличности // Российская газета: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. rg.ru/2013/10/09/rascheti-site.html. (Дата обращения: 10.10.2013).

13. Трушина Н. Наша прелесть. ИА «Банкир.Ру»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bankir.ru/novosti/s/nasha-prelest-10058285/#ixzz2j5na2izG. (Дата обращения: 28.10.2013).

14. В кризис люди хотят платить наличными, а не карточкой // Ведомости: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/finance/video/1_3201/v-krizis-lyudi-chasche-platyat-nalichnymi-a-ne-kartochkoj. (Дата обращения: 24.11.2013).

15. Титов С. Минфин не может примириться с наличными // Ведомости: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/finance/news/19076071/minfin-neprimiritsya-snalichnymi. (Дата обращения: 22.11.2013).

16. Вахштайн В., Степанцов П. Финансовое поведение россиян: неучастие и недоверие // Ведомости: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/opinion/ news/12937341/neuchastie_i_nedoverie. (Дата обращения: 10.06.2013).

17. Аккерман К. «Мы боремся за модель поведения потребителей» // ИА «Банкир.Ру»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bankir.ru/publikacii/s/ilya-ryabyi-my-borem-sya-za-model-povedeniya-potrebitelei-10003491/#ixzz2Vu6 NvkPV. (Дата обращения: 03.06.2013).

18. Власова Н. Наличность не пустят на порог // Коммерсант: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.kommersant.ru/doc/2213862. (Дата обращения: 18.06.2013).

19. Кривошапко Ю. Живыми не брать // Российская газета: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://

www.rg.ru/2013/1 1/07/nalichka.html. (Дата обращения: 07.11.2013).

20. Госдума намерена сделать безналичные платежи дешевле и безопаснее // ИА «Банкир.Ру»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bankir.ru/novosti/s/ gosduma-namerena-sdelat-beznalichnye-platezhi-deshevle-i-bezopasnee-10059173/#ixzz2jweMgADa. (Дата обращения: 06.11.2013).

21. Гостева Е. Банки должны понять, что карта — это риск // ИА «Банкир.Ру»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bankir.ru/novosti/sZbanki-dolzhny-ponyat-chto-karta-eto-risk-10060942/#ixzz2lpCGB3nG. (Дата обращения: 26.11.2013).

22. Большинство покупок товаров или услуг в России оплачиваются наличными // ИА «Банкир.Ру»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bankir.ru/novosti/s/bolshinstvo-pokupok-tovarov-ili-uslug-v-rossii-oplachivayutsya-nalichnymi-10048924/#ixzz2aUc16Vv4. (Дата обращения: 02.07.2013).

23. Товкайло М., Папченкова М. Минфин решил ограничить расчеты наличными // Ведомости: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/finance/ news/17428791/minfin-protiv-deneg. (Дата обращения: 14.10.2013).

24. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/ gkrf1/.

25. Аликина Е., Глушенкова М. Банкиры в поисках идеала // Коммерсант: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2376027. (Дата обращения: 13.01.2014).

26. Наумов И. Российская глубинка отделилась от государства. Жители малых городов и деревень вернулись в XVIII век // Независимая газета: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ng.ru/economics/2013-10-30/1_russia. html. (Дата обращения: 30.10.2013).

27. КуколЕ. Сбежали в тень // Российская газета: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rg.ru/2013/04/24/nsektor. html. (Дата обращения: 24.04.2013).

28. Зубченко Е. Трудовая миграция в тень // Новые Известия: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.newizv. ru/economics/2013-04-04/180510-trudovaja-migracija-v-ten. html. (Дата обращения: 04.04.2013).

29. Ширманова Т. Население не готово к введению ограничения наличных расчетов // Известия: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://izvestia.ru/news/560345. (Дата обращения: 08.11.2013).

30. АлексеевскихА. «Если продавец примет наличными 1 млн, он заплатит штраф в 1 млн» // Известия: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://izvestia.ru/news/555121. (Дата обращения: 09.08.2013).

31. Алешкина Т., Синяков А. Заплати по безналу и спи спокойно // РБК daily: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rbcdaily.ru/finance/562949990388273. (Дата обращения: 29.01.2014).

32. Папченкова М. Ввод ограничений на расчеты наличными откладывается // Ведомости: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/finance/ news/18013231/nalichnye-ne-otsledit. (Дата обращения: 28.10.2013).

33. Грицюк М. Как стать лимитчиком // Российская газета: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.rg.ru/2013/11/16/banki-site.html. (Дата обращения: 18.11.2013).

34. Минфин планирует «заставить» оффлайн-ритейлеров принимать к оплате банковские карты // ИА «Банкир.Ру»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bankir.ru/ novosti/s/minfin-planiruet-zastavit-offlain-riteilerov-prinimat-k-oplate-bankovskie-karty-10042865/#ixzz2RowYz22v. (Дата обращения: 25.04.2013).

35. Больше половины россиян пользуются расчетными картами // ИА «Банкир.Ру»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// bankir.ru/novosti/s/bolshe-poloviny-rossiyan-polzuyutsya-raschetnymi-kartami-opros-10062183/#ixzz2mmjDq194. (Дата обращения: 06.12.2013).

36. Мошенникам полюбились банковские карты // ИА «Банкир. Ру»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bankir. ru/novosti/s/moshennikam-polyubilis-bankovskie-karty-10042575/#ixzz2Rot3jTwu. (Дата обращения: 23.04.2013).

37. Ручко С. Деньги из будущего. Платежи должны доставлять удовольствие // ИА «Банкир.Ру»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bankir.ru/novosti/s/dengi-iz-budushchego-10053153/#ixzz2i Fwoa 1yv. (Дата обращения: 26.08.2013).

38. Как россияне делают покупки в Интернете. Рунет в картинках. Часть 2 // ИА «Банкир.Ру»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bankir.ru/novosti/s/runet-v-kartinkakh-chast-2-kak-rossiyane-delayut-pokupki-v-in-ternete-10043269/#ixzz2S7Uq9ywk. (Дата обращения: 30.04.2013).

39. Будущее принадлежит безналичным формам оплаты // Лента.ру: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// lenta.ru/articles/2013/11/19/swedepayments. (Дата обращения: 19.11.2013).

40. Гостева Е. Мастер-банк: многословное послесловие // ИА «Банкир.Ру»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bankir.ru/novosti/s/master-bank-mnogoslovnoe-posleslovie-10060689/#ixzz2lk9UKZus. (Дата обращения: 21.11.2013).

41. Сафронов В. Как из «бага» сделать «фичу» // ИА «Банкир.Ру»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bankir.ru/publikacii/s/kak-iz-baga-sdelat-fichu-10002867/#ixzz2RqGZ881m. (Дата обращения: 18.01.2013).

42. Одинцова М. И. Институциональная экономика: Учебник. М.: Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2009. 397 с.

References

1. Luntovskiy G. I. Nalichnoe denezhnoe obrashchenie: sovre-mennyy etap i perspektivy razvitiya [Currency circulation: Current trends and prospects for development]. Den'gi i kredit, 2013, no. 2, pp. 3-8.

2. Kogan I. Restriction on cash payments will transfer the money from the moneyboxes to the bank accounts. Vedomosti, October 17, 2013. Available at: http://www.vedomosti.ru/ finance/news/17614391/ogranichenie-na-ispolzovanie-nalichnosti-pri-raschetah. Accessed October 17, 2013. (in Russ.).

3. Gladunov O. Mattress bins of the Motherland. Svobodnaya pressa, July 13, 2013. Available at: http://svpressa.ru/econ-omy/article/70867/. Accessed July 13, 2013. (in Russ.).

4. CBR considers it incorrect to oppose cash and non-cash money. Bankir.ru, October 29, 2013. Available at: http://bankir. ru/novosti/s/tsb-rf-schitaet-nekorrektnym-protivopostavlyat-nalichnye-i-beznalichnye-dengi-10058531/#ixzz2jBhW96gw. Accessed October 29, 2013. (in Russ.).

5. Mamonov M., Pestova A., Solntsev O. Kul't nalichnosti v Rossii: kak ego razvenchat' i k chemu eto privedet? [Cult of cash in Russia: How to debunk it and where will this lead to?]. Voprosy ekonomiki, 2011, no. 7, pp. 79-101.

6. Badmaeva I. Will the Russians' wallets become virtual? Moskovskiy Komsomolets, September 29, 2013. Available at: http://www.mk.ru/economics/article/2013/09/29/922651-stanut-li-koshelki-rossiyan-virtualnyimi.html. Accessed September 30, 2013. (in Russ.).

7. Krivoshapko Yu. Cold cash will not be accepted. Ros-siyskaya gazeta, May 27, 2013. Available at: http://www. rg.ru/2013/05/24/beznal-site.html. Accessed May 27, 2013. (in Russ.).

8. Kaledina A. The need for restrictions on cash payments is not in doubt. Izvestiya, November 15, 2013. Available at: http://izvestia.ru/news/560671. Accessed November 15, 2013. (in Russ.).

9. Gosteva E. Cash is the evil. Bankir.ru, November 26, 2013. Available at: http://bankir.ru/novosti/sZnalichnye-zlo-10060943/#ixzz2lpBiT7J9. Accessed November 26, 2013. (in Russ.).

10. A reasonable approach is required, and specifically when taking administrative measures. Natsional'nyy bankovskiy zhurnal, December 11, 2012. Available at: http://www.nbj. ru/publs/aktual-naja-tema/2012/12/11/trebuetsja-razumnyi-podxod-v-tom-chisle-i-pri-prinjatii-administrativnyx-mer/in-dex.html. Accessed_December 11, 2012. (in Russ.).

11. Noskova E. Senators have a positive attitude to the restriction of cash payments. Rossiyskaya gazeta, November 26, 2013.

Available at: http://www.rg.ru/2013/11/26/plateji-site-anons. < html. Accessed November 26, 2013. (in Russ.). lu

12. Zykova T. The transition of cash. Rossiyskaya gazeta, October § 10, 2013. Available at: http://www.rg.ru/2013/10/09/rascheti- k site.html. Accessed October 10, 2013. (in Russ.). ^

13. Trushina N. Our charm. Bankir.ru, October 28, 2013. ^ Available at: http://bankir.ru/novosti/sZnasha-prelest- ^ 10058285/#ixzz2j5na2izG. Accessed October 28, 2013. £ (in Russ.).

o

14. In a crisis, people want to pay in cash rather than by card. m Vedomosti, November 24, 2013. Available at: http://www. o vedomosti.ru/finance/video/1_3201/v-krizis-lyudi-chasche- m platyat-nalichnymi-a-ne-kartochkoj. Accessed November 24, ^ 2013. (in Russ.). ^

15. Titov S. The Ministry of Finance cannot reconcile with the cash. Vedomosti, November 22, 2013. Available at: http:// www.vedomosti.ru/finance/news/19076071/minfin-nepri-miritsya-snalichnymi. Accessed November 22, 2013. (in Russ.).

16. Vakhshtayn V., Stepantsov P. Financial behavior of Russians: Nonparticipation and distrust. Vedomosti, June 10, 2013. Available at: http://www.vedomosti.ru/opinion/ news/12937341/neuchastie_i_nedoverie. Accessed June 10, 2013. (in Russ.).

17. Akkerman K. "We are fighting for the model of consumer behavior". Bankir.ru, June 03, 2013. Available at: http:// bankir.ru/publikacii/s/ilya-ryabyi-my-boremsya-za-model-povedeniya-potrebitelei-10003491/#ixzz2Vu6NvkPV. Accessed June 03, 2013. (in Russ.).

18. Vlasova N. Cash will not be allowed on the threshold. Kommersant", June 06, 2013. Available at: http://www. kommersant.ru/doc/2213862. Accessed June 06, 2013. (in Russ.).

19. Krivoshapko Yu. Cold cash will not be accepted. Rossiyskaya gazeta, November 07, 2013. Available at: http://www. rg.ru/2013/11/07/nalichka.html. Accessed November 07, 2013. (in Russ.).

20. State Duma intends to make non-cash payments cheaper and safer. Bankir.ru, November 06, 2013. Available at: http:// bankir.ru/novosti/s/gosduma-namerena-sdelat-beznalichnye-platezhi-deshevle-i-bezopasnee-10059173/#ixzz2jweMgADa. Accessed November 06, 2013. (in Russ.).

21. Gosteva E. Banks need to understand that the card equals risk. Bankir.ru, November 26, 2013. Available at: http:// bankir.ru/novosti/s/banki-dolzhny-ponyat-chto-karta-eto-risk-10060942/#ixzz2lpCGB3nG. Accessed November 26, 2013. (in Russ.).

22. Most purchases of goods or services in Russia are paid in cash. Bankir.ru, July 02, 2013. Available at: http://bankir. ru/novosti/s/bolshinstvo-pokupok-tovarov-ili-uslug-v-rossii-oplachivayutsya-nalichnymi-10048924/#ixzz2aUc16Vv4. Accessed July 02, 2013. (in Russ.).

23. Tovkaylo M., Papchenkova M. The Ministry of Finance has decided to limit cash payments. Vedomosti, October 14, 2013. Available at: http://www.vedomosti.ru/finance/ news/17428791/minfin-protiv-deneg. Accessed October 14, 2013. (in Russ.).

24. The Civil Code of the Russian Federation (Part One) of November 30, 1994 № 51-FZ. Available at: http://www. consultant.ru/popular/gkrf1/. (in Russ.).

25. Alikina E., Glushenkova M. Bankers in search of the ideal. Kommersant", January 13, 2014. Available at: http://www. kommersant.ru/doc/2376027. Accessed January 13, 2014. (in Russ.).

26. Naumov I. Russian province has separated from the state. Residents of small towns and villages have returned back into the 18th century. Nezavisimaya gazeta, October 30, 2013. Available at: http://www.ng.ru/economics/2013-10-30/1_ russia.html. Accessed October 30, 2013. (in Russ.).

27. Kukol E. Fled into the shade: Nearly 22 million people in our country are working in the informal sector. Rossiyskaya gazeta, April 24, 2013. Available at: http://rg.ru/2013/04/24/ nsektor.html. Accessed April 24, 2013. (in Russ.).

28. Zubchenko E. Labour migration into the shade. Novye Izvestiya, April 04, 2013. Available at: http://www.newizv. ru/economics/2013-04-04/180510-trudovaja-migracija-v-ten.html. Accessed April 04, 2013. (in Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. Shirmanova T. People are not ready for the introduction of restrictions on cash payments. Izvestiya, November 08,

2013. Available at: http://izvestia.ru/news/560345. Accessed November 08, 2013. (in Russ.).

30. Alekseevskikh A. If the seller accepts 1 million in cash, he will be fined one million. Izvestiya, August 09, 2013. Available at: http://izvestia.ru/news/555121. Accessed August 09, 2013. (in Russ.).

31. Aleshkina T., Sinyakov A. Pay by bank transfer and sleep well. RBK daily, January 29, 2014. Available at: http:// rbcdaily.ru/finance/562949990388273. Accessed January 29, 2014. (in Russ.).

32. Papchenkova M. Putting restrictions on cash payments has been delayed. Vedomosti, October 28, 2013. Available at: http://www.vedomosti.ru/finance/news/18013231/nalichnye-ne-otsledit. Accessed October 28, 2013. (in Russ.).

33. Gritsyuk M. How to become a temporary resident worker. Rossiyskaya gazeta, November 18, 2013. Available at: http:// www.rg.ru/2013/11/16/banki-site.html. Accessed November 18, 2013. (in Russ.).

34. The Ministry of Finance plans to "make" offline retailers accept bank cards. Bankir.ru, April 25, 2013. Available at: http://bankir.ru/novosti/s/minfin-planiruet-zastavit-offlain-riteilerov-prinimat-k-oplate-bankovskie-karty-10042865/ #ixzz2RowYz22v. Accessed April 25, 2013.

35. More than half of Russians use payment cards. Bankir.ru, December 06, 2013. Available at: http://bankir.ru/novosti/s/ bolshe-poloviny-rossiyan-polzuyutsya-raschetnymi-kartami-opros-10062183/#ixzz2mmjDq194. Accessed December 06, 2013. (in Russ.).

36. Fraudsters caught the fancy of bank cards. Bankir.ru, April 23, 2013. Available at: http://bankir.ru/novosti/s/moshen-nikam-polyubilis-bankovskie-karty-10042575/#ixzz2Rot3jTwu. Accessed April 23, 2013. (in Russ.).

37. Ruchko S. Money from the future. Payments should be fun. Bankir.ru, August 26, 2013. Available at: http://bankir.ru/ novosti/s/dengi-iz-budushchego-10053153/#ixzz2iFwoa1yv. Accessed August 26, 2013. (in Russ.).

38. The way Russians make purchases online. RUnet in pictures. Part 2. Bankir.ru, April 30, 2013. Available at: http://bankir. ru/novosti/s/runet-v-kartinkakh-chast-2-kak-rossiyane-de-layut-pokupki-v-internete-10043269/#ixzz2S7Uq9ywk. Accessed April 30, 2013. (in Russ.).

39. Future belongs to a non-cash forms of payment. Lenta. ru, November 19, 2013. Available at: http://lenta.ru/artic-les/2013/11/19/swedepayments. Accessed November 19, 2013. (in Russ.).

40. Gosteva E. Master-Bank: A verbose afterword. Bankir. ru, November 21, 2013. Available at: http://bankir.ru/ novosti/s/master-bank-mnogoslovnoe-posleslovie-10060689/ #ixzz2lk9UKZus. Accessed November 21, 2013. (in Russ.).

41. Safronov V. How to turn a "bug" into a "feature". Bankir. ru, January 18, 2013. Available at: http://bankir.ru/publika-cii/s/kak-iz-baga-sdelat-fichu-10002867/#ixzz2RqGZ881m. Accessed January 18, 2013. (in Russ.).

42. Odintsova M. I. Institutsional'naya ekonomika [Institutional economics]. Moscow, NRU Higher School of Economics Publ., 2009. 397 p.

Партнеры СПбУУиЭ

#

TURKU UNIVERSITY OF APPLIED SCIENCES УНИВЕРСИТЕТ ПРИКЛАДНЫХ НАУК ТУРКУ

TURUN AMMATTIKORKEAKOULU

TURKU UNIVERSITY OF APPLIED SCIENCES

Университет Турку — второй по величине вуз Финляндии, который входит в сотню лучших высших учебных заведений Европы по версии Times. Университет Турку имеет шесть факультетов: гуманитарный, математический, педагогический, естественных наук, медицины и права. Дополнительно в университете действуют 10 институтов. Университет Турку является одним из самых престижных высших учебных заведений Финляндии и имеет отличную материально-техническую базу, благодаря которой сотрудниками и студентами вуза проводится большое количество научных исследований. В университете обучаются студенты более чем 25 национальностей. Так же в университете интернациональный коллектив преподавателей — более шести национальностей.

В 2014 г. в Санкт-Петербургском университете управления и экономики совместно с Университетом прикладных наук Турку стартует программа двойных дипломов. Набирается группа на бакалавриат по профилю «Международный финансовый менеджмент».

Информация по программам двойного диплома БАКАЛАВРИАТ

Возможности обучения по профилю «Международный финансовый менеджмент»:

1. Изучить два иностранных языка.

2. На 1-м и 2-м курсах часть дисциплин освоить на английском языке, в том числе с привлечением зарубежных преподавателей.

3. На 3-м курсе обучаться в Turku University of Applied Sciences (г. Турку, Финляндия).

4. На 4-м курсе обучаться в Санкт-Петербургском университете управления и экономики и пройти практику (стажировку) в зарубежных компаниях Европы.

Подробности программы

Преподавание ведется на английском языке.

На 2-м курсе студенты в Санкт-Петербурге слушают следующие курсы (на английском языке):

Winter semester Spring semester

Finance (5 ECTS) Money, credit, banking (5 ECTS) Corporate Finance (5 ECTS) Managerial and Financial Accounting (5 ECTS) 2 elective course (5 ECTS each) Financial Management (5 ECTS) Taxation (5 ECTS) Financial markets and Institutes (5 ECTS) 2 elective course (5 ECTS each)

На 3-м курсе в университете Турку студенты слушают следующие курсы:

Winter semester (30 ECTS) Spring semester (30 ECTS)

Business Creativity and Innovativeness (5 ECTS) International Marketing (5 ECTS) Logistics and Supply Chain Management (5 ECTS) Project Management (5 ECTS) Finnish (5 ECTS) 1 elective course (5 ECTS) Research methods (5 ECTS) Business IT System Skills (5 ECTS) Emerging Economies (5 ECTS) Finnish (5 ECTS) 2 elective courses (5 ECTS each)

На 4-м курсе диплом защищается на русском языке в Санкт-Петербурге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.