Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПОТОКОВ ИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ О СОСТОЯНИИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ В СИСТЕМЕ МОНИТОРИНГА УЗЛА СВЯЗИ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПОТОКОВ ИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ О СОСТОЯНИИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ В СИСТЕМЕ МОНИТОРИНГА УЗЛА СВЯЗИ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
46
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ОБЪЕКТ МОНИТОРИНГА / ПАРАМЕТРЫ / ДАТЧИКИ / СИСТЕМА МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ / АВАРИЙНЫЕ СИГНАЛЫ

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Губская Оксана Александровна, Свидло Александр Владимирович, Фатьянова Елена Валентиновна, Микина Надежда Сергеевна, Тютерев Владимир Иванович

Рассмотрена система мониторинга, реализующая обработку аварийных сигналов, позволяющая представить моменты появления входных сигналов в виде потока случайных событий, исследовать и оптимизировать ее структуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Губская Оксана Александровна, Свидло Александр Владимирович, Фатьянова Елена Валентиновна, Микина Надежда Сергеевна, Тютерев Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF FLOWS OF MEASUREMENT INFORMATION ABOUT THE STATE OF TELECOMMUNICATIONS EQUIPMENT IN THE MONITORING SYSTEM OF A COMMUNICATIONS NODE FOR A SPECIAL PURPOSE

A monitoring system that implements alarm signal processing is considered, which makes it possible to represent the moments when input signals appear as a stream of random events, and to study and optimize its structure.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПОТОКОВ ИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ О СОСТОЯНИИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ В СИСТЕМЕ МОНИТОРИНГА УЗЛА СВЯЗИ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ»

УДК 621.398

ФОРМИРОВАНИЕ ПОТОКОВ ИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ О СОСТОЯНИИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ В СИСТЕМЕ МОНИТОРИНГА УЗЛА СВЯЗИ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

О.А. Губская, А.В. Свидло, Е.В. Фатьянова, Н.С. Микина, В.И. Тютерев

Рассмотрена система мониторинга, реализующая обработку аварийных сигналов, позволяющая представить моменты появления входных сигналов в виде потока случайных событий, исследовать и оптимизировать ее структуру.

Ключевые слова: техническое состояние, объект мониторинга, параметры, датчики, система массового обслуживания, аварийные сигналы.

При функционировании различных видов телекоммуникационного оборудования (ТКО) узла связи специального назначения и систем важное место отводится вопросам мониторинга их технического состояния (ТС). Особую роль приобретают системы оперативного мониторинга, используемые для предупреждения о возможных аварийных ситуациях на территориально-распределенном ТКО, оснащенные большим числом датчиков, удаленных на значительные расстояния от центров обработки данных (ЦОД)[1]. При этом предъявляются жесткие требования к оперативности и достоверности доставки измерительной информации по каналам сетей передачи данных для своевременного предотвращения угрозы аварий.

Анализ существующих систем мониторинга (СМ), используемых в различных отраслях промышленности и в военных целях для проведения измерений технических параметров, обработки и обмена измерительной информацией (ИИ) с ЦОД, показал отсутствие учета предаварийных состояний, а также низкую оперативность тестирования.

Для своевременного определения (выявления) и передачи с ТКО аварийного сигнала необходимы системы опроса датчиков о наличии актуальной для передачи ИИ, роль которых выполняют подсистемы получения данных и формирования сигналов о предаварийном состоянии контролируемых объектов.

В случае выхода контролируемых параметров ТКО за допустимые пределы, в датчике, расположенном непосредственно на самих элементах объектов, формируется сигнал об их аварийном состоянии. В существующих СМ каждый параметр объекта контролируется с периодом 70, независимо от его скорости изменения. Однако при возрастании скорости изменения отдельных параметров они могут достичь допустимых значений за время меньшее фиксированного периода 70. В этом случае система мониторинга не сможет своевременно отреагировать на недопустимые изменения параметра, что приведет к отказу контролируемого объекта. Для оперативности мониторинга состояния ТКО измерение и последующая оценка параметра осуществляется с частотой пропорциональной скорости изменения параметра.

В зависимости от скорости выхода контролируемого параметра U за допустимые пределы определяется частота f опроса датчиков.

В настоящее время для согласования информативности СМ, то есть совокупности всего ТКО и информативности канала связи используется ограниченное число программ опроса, которые для каждого датчика определяют положение и частоту его повторения в пакете. В случае нештатного функционирования (аварийной ситуации) ТКО может потребоваться более высокая частота опроса датчика, не предусмотренная программой, с одновременным выделением из массива датчиков одного или нескольких с отклоняющимися от допусков (пороговых значений) параметров.

Таким образом, для уменьшения избыточности ИИ при сохранении полноты мониторинга ТКО по сенсорным (датчиковым) каналам передаются не все результаты измерения параметров, а только сообщения о выходе параметров ТКО за пределы установленных допусков, то есть аварийные сигналы.

Специфика построения и функционирования СМ позволяет рассматривать ее как многоканальную систему массового обслуживания (СМО), где роль обслуживающих элементов играют каналы, обеспечивающие обслуживание заявки в течение некоторого времени !обс , пропорционально длительности передачи пакета ИИ по тем же

каналам. Обслуживающими элементами в рассматриваемой СМО являются каналы с параллельным обслуживанием информации, поступающей от датчиковых выходов.

Поток заявок (аварийных сигналов), поступающих в СМО, имеет интенсивность А, а поток обслуживаний - интенсивность ц. Тогда ц = 1/ tобс, где tобс - время обслуживания одной заявки. Среднее время обслуживания заявки соответствует длительности передачи пакета с измерительной информацией: = N • Тс, где N - количество информационных символов в заявке; Тс - длительность информационного символа.

Вероятность нахождения СМ в состоянии, когда на выходе датчиков отсутствуют аварийные сигналы:

р (пт) р0

п Ак Ё — к=0 ц кк!

пк пт + ^ Ё

А

к Л

-1

п| , " к,„к п! к =п+1 Ц п )

(1)

В случае, если все п X т каналы заняты, информация о превышении результатом измерения / -го параметра и^ установленного порогового уровня ит- будет утеряна, что в терминологии означает отказ в обслуживании заявки. Вероятность отказа заявки в обслуживании определяется выражением

(пт) 1 пт / т I пт

Ротк = Рпт = РоА / п п!р . (2)

Оценим пропускную способность (через вероятность отказа ротк ) СМ при различных соотношениях количества каналов и их датчиковых входах. При численном равенстве каналов и их датчиковых входов (на один канал - один датчик) СМ представляет собой п -канальную СМО с отказами. В этом случае вероятности состояний системы:

р0п)

А

к Л

-1

к=о ц кк!

(п) = = А ротк = рп =

п Ё

Цп«|/ к=0 Цкк!

(3)

(4)

При использовании т дополнительных датчиковых входов, выполняющих роль мест ожидания в очереди в случае занятости всех каналов, вероятность отказов в обслуживании заявок уменьшится в 2 раз:

2 = = птЦт

р(п+т) отк

А

т

1 +

]_

п!п

т

Г А Л

ц)

1 -

Г а Лт

пц )

1-

А

п

А

к

Ё к1х

)к=о цкк!

(5)

Как следует из выражений (5) и (6), а также данных таблицы, с увеличением числа т входов каналов уменьшается вероятность отказа в обслуживании заявки, следовательно возрастает пропускная способность системы вследствие роста числа мест ожидания в очереди. Однако при фиксированном числе п ЛКА увеличение числа т мест в очереди приводит к росту среднего времени 7ож ожидания заявки.

Среднее число заявок Nоч, находящихся в очереди со средним временем пребывания заявки в очереди !оч = !ож, связаны соотношением Литтла:

Nоч = А • о . (6)

209

п

Аналитически, усредненное время пребывания заявки в и-канальной СМО рас считывается по следующему выражению:

7nm М0ч pn 1 -(р/п)т [т +1 - т{р/n)][ nm (7)

— п ■ п! (1 - р/п )2

где р = — - приведенная интенсивность потока заявок (среднее число заявок, поступа-

Ц

ющее в СМО за время обслуживания одной заявки).

Зная время пребывания заявки в СМО, легко рассчитать частоту опроса, зная число заявок на обслуживание, находящихся в очереди и, тем самым обеспечив адаптацию СМ к динамике изменений контролируемых параметров ТКО.

Таким образом, рассмотрение СМ, реализующей обработку аварийных сигналов, позволяет представить моменты появления входных сигналов в виде потока случайных событий, исследовать и оптимизировать структуру системы мониторинга, обеспечивающей максимальную пропускную способность при заданном числе каналов передачи ИИ. входов.

Список литературы

1. Боговик А.В., Нестеренко А.Г., Одоевский С.М. Новые информационные и сетевые технологии в системах управления военного назначения: учебник. Ч. 1. Новые сетевые технологии в системах управления военного назначения / под ред. С.М. Одоевского. СПб.: ВАС, 2010. 432 с.

2. Буренин А.Н., Курносов В.И. Теоретические основы управления современными телекоммуникационными сетями. М.: Наука. 2011. 464 с.

3. Боговик А.В., Игнатов В.В. Теория управления в системах военного назначения. учебник. СПб.: ВАС, 2008. 460 с.

Губская Оксана Александровна, преподаватель, oksanochka23932393@mail.ru, Россия, Санкт-Петербург, Военная академия связи им. Маршала Советского Союза С.М. Буденного,

Свидло Александр Владимирович, преподаватель, svidlo_av@yandex.ru, Россия, Санкт-Петербург, Военная академия связи им. Маршала Советского Союза С.М. Буденного,

Фатьянова Елена Валентиновна, преподаватель, fatlen77@mail.ru, Россия, Санкт-Петербург, Военная академия связи им. Маршала Советского Союза С.М. Буденного,

Микина Надежда Сергеевна, начальник станции спутниковой связи, mikinaN95@yandex.ru, Россия, Москва, 1 бригады управления,

Тютерев Владимир Иванович, курсант, Vladimir. tyuterev@mail. ru, Россия, Санкт-Петербург, Военная академия связи им. Маршала Советского Союза С.М. Буденного

FORMATION OFFLOWS OFMEASUREMENTINFORMATIONABOUT THE STATE

OF TELECOMMUNICA TIONS EQUIPMENTIN THE MONITORING SYSTEM OF A COMMUNICATIONSNODEFOR A SPECIAL PURPOSE

O.A. Gubskaya, A.V. Svidlo, E.V. Fatyanova, N.S. Mikina, V.I. Tyuterev

210

A monitoring system that implements alarm signal processing is considered, which makes it possible to represent the moments when input signals appear as a stream of random events, and to study and optimize its structure.

Key words: technical condition, monitoring object, parameters, sensors, Queuing system, alarms.

Gubskaya Oksana Alexandrovna, teacher, oksanochka23932393@mail.ru, Russia, Saint Petersburg, Military Academy of communications. Marshal Of The Soviet Union S.M. Budyonny,

Svidlo Alexander Vladimirovich, teacher, svidlo_av@yandex.ru, Russia, Saint Petersburg, Military Academy of communications. Marshal Of The Soviet Union S.M. Budyonny,

Fatyanova Elena Valentinovna, teacher, _fatlen77@mail.ru, Russia, Saint Petersburg, Military Academy of communications. Marshal Of The Soviet Union S. M. Budyonny,

Mikina Nadezhda Sergeevna, head of the satellite communications station, mik-inaN95@yandex. ru, Russia, Moscow, 1st control brigade,

Tyuterev Vladimir Ivanovich, cadet, vladimir. tyuterev@mail. ru, Russia, Saint Petersburg, Military Academy of communications. Marshal Of The Soviet Union S.M. Budyonny

УДК 623.437; 622

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТРАНСПОРТНЫХ МАШИН ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЕРЕВОЗКИ ГОРНЫХ ПОРОД

С. С. Тутов

В работе проводится сравнительный анализ самосвалов, предназначенных для осуществления перевозки горных пород, DAF - CF 85, DAF LF7, DAFXF105, DAF LF45, DAFFAT CF85, их технических характеристик и достоинств каждой модели.

Ключевые слова: сравнение, самосвалы, транспортные машины, карьер, транспортировка, автомобиль, горные работы, руда.

В большинстве случаев самосвалы применяются для транспортировки горных пород и руд на рудниках и на карьерах, что обусловлено особенностями конструкции (рис. 1) данного типа транспортных машин [1-6] и легкости выгрузки и погрузки транспортируемого вещества. Существует большое разнообразие таких видов техники, поэтому в данной работе проводится описание и дальнейший сравнительный анализ самосвалов, выпускаемых фирмой DAF.

Самосвал DAF - CF 85. Грузовик-самосвал DAF - CF 85 находит широкое применение в самых различных отраслях экономики. Его с успехом можно применять и на стройке, для работы в карьере, и для перевозки товаров различных габаритов. Машина оснащается дизельным двигателем мощностью 411 л.с. и способна развивать скорость по шоссе до 100 км в час. Коробка передач рассчитана на 16 режимов переключения, что делает управление самосвалом очень простым и легким. Сконструирован самосвал по колесной формуле 8х4 при четырех осях. Кузов самосвала DAF - CF 85 вмещает до 19 м3 полезного груза. В нагруженном состоянии общий вес машины не превышает 44 тонн.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.