Научная статья на тему 'Формирование потенциала регионального рынка и Арктическая система транспортировки природного газа'

Формирование потенциала регионального рынка и Арктическая система транспортировки природного газа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
145
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ РЫНКИ / ПРИРОДНЫЙ ГАЗ / ТРАНСПОРТИРОВКА ПРИРОДНОГО ГАЗА / АРКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / АГЛОМЕРАЦИИ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ АГЛОМЕРАЦИИ / ГАЗОПРОВОДЫ / ГАЗОВЫЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ / ГАЗОТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ЕДИНАЯ СИСТЕМА ГАЗОСНАБЖЕНИЯ / ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гайнутдинова Лилия Ирековна

Рассмотрены вопросы формирования потенциала регионального рынка природного газа и создание арктической системы его транспортировки.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article questions of formation of potential of the regional market of natural gas and creation of the Arctic system of its transportation are considered.

Текст научной работы на тему «Формирование потенциала регионального рынка и Арктическая система транспортировки природного газа»

^ШауЧН0»ТеХНИЧе£КИе«ВеД0М2£ТИ«СПбГПУ.1.2212.ЭК0Н0МИЧе£КИе.НаУ^

УДК 332.1

Л.И. Гайнутдинова

ФОРМИРОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА И АРКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ТРАНСПОРТИРОВКИ ПРИРОДНОГО ГАЗА

Основной фактор успешного территориального развития - доступность к региональному (локальному) рынку сбыта. Степень такой доступности, причем, не только транспортной (наиболее значимой при добыче и транспортировке углеводородов), определяется развитостью региональной системы коммуникаций -наличием средств связи, мобильностью производственных (материальных, трудовых и финансовых) ресурсов, гибкостью институционального (правового) обеспечения инвестиционных проектов и реализации инноваций.

Этот и другие названные факторы объединяются понятием «потенциал рынка» как составляющей категории «экономическое присутствие в регионе», базовым в теории новой экономической географии.

Понятие «потенциал рынка», определяющее степень доступности рынка, введено в научный оборот Дж. Харрисом [7, с. 1269-1289; 10], который утверждал, что, с одной стороны, производство концентрируется на доступных к рынку территориях, с другой - рыночная инфраструктура и доступ к рынку существенно улучшаются в регионах концентрации производства. Научные положения Дж. Харрисона, а также А. Преда [13] - «базовый мультипликатор» регионального дохода (экономическое развитие территории по А. Преду достигается за счет экспорта, импорта и в целом от дохода, приносимого внешнеэкономической деятельностью, на основе которого формируется мультипликатор) - были известны и ранее; значительный научный интерес представляет объединенная теория Дж. Харрисо-на - А. Преда, воплощенная в работах Нобелевского лауреата 2008 г. по экономике П. Кругма-на, в частности в теории региональных агломераций, которая как раз и является базой теории новой экономической географии, сформиро-

вавшейся в последнее десятилетие XX - первое десятилетие XXI в.

Основным положительным утверждением теории новой экономической географии в наиболее известных в России работах П. Кругмана [2, 9, 11, 12] является выявленная закономерность возникновения региональной агломерации. Экономическое содержание этой закономерности состоит в том, что при образовании агломерации большее значение имеет доступ к рынку (развитость коммуникаций), чем эффект от масштаба производства, транспортных издержек или мобильности факторов производства.

Понятие агломерации следует понимать не только как компактное расположение, группировку поселений, объединенных как в территориальном смысле, так и обладающих развитыми производственными, культурными, рекреационными связями (это относится преимущественно к поселениям городского типа - городская агломерация [5]), но и как единую целевую систему поселений, созданную для экономического освоения регионального пространства и обеспечения качества жизни населения. Такой подход использован при применении новых теорий регионального роста в освоении северных [4], северо-западных [1, с. 5-10] и арктических территорий.

Следует подчеркнуть, что понятие «потенциал рынка» включает в себя доступность ко всем стадиям движения товара - производству, распределению, обмену и потреблению, т. е. локальный рынок газа - это не только добыча и хранение, но и транспортировка (доставка) до потребителя (собственно сбыт); при этом владение (экономическое обладание) средствами доставки, главным образом, сетями магистральных трубопроводов на территории третьих

стран является важнейшим геополитическим фактором развития современной России. Следовательно, теория П. Кругмана учитывает также геополитические условия регионального развития, т. е. в понятие «доступность» включаются также составляющие понятия «обеспечение национальной безопасности в регионе» (политические, военные и т. д.).

Принципы теории новой экономической географии активно используются Евросоюзом при создании системы транспортировки газа: усилия отдельных стран Евросоюза и ЕС в целом направлены на диверсификацию маршрутов поставки природного газа. Развитие газотранспортной инфраструктуры ЕС осуществляется в соответствии с долгосрочной Европейской программой создания трансевропейских сетей транспортной, телекоммуникационной и энергетической инфраструктуры (Trans-European networks of transport, telecommunications and energy infrastructures - TENs - [15]). Этой программе придается особое значение, так как она рассматривается ЕС в качестве важнейшего инструмента стратегического развития, укрепления европейской безопасности и интеграции регионов Союза в единое экономическое и политическое пространство.

Идея создания сетей в ЕС впервые появилась в начале 1990-х гг. в рамках Маастрихтского договора, который в 1993 г. сформулировал цель и задачи создания и развития TENs. В 1996 г. Совет и Европейский парламент одобрили руководящие принципы TENs. Окончательно Трансевропейские сети были институированы как одно из направлений (программ) Европейского союза в контексте политики «Европейской перспективы пространственного развития» (European Spatial Development Perspective), окончательный вариант которой принят членами ЕС в Потсдаме 10-11 мая 1999 г. Общая потребность в инвестициях для реализации TENs оценивалась вначале в 400 млрд евро [14, с. 706-713]. Впоследствии (к 2009 г.) оценки требуемого объема инвестиций возросли до 900 млрд евро [8, с. 8].

Сетевая организация Единой системы газоснабжения (ЕСГ) России включает 161 700 км магистральных газопроводов и отводов,

215 компрессорных станций мощностью 41,2 млн кВт и 25 объектов хранения.

Сегодня ЕСГ России загружена практически полностью: в 2010 г. добыча газа в России составила 650,11 млрд м3, в том числе ОАО «Газпром» - 508,6 млрд м3; в ЕСГ России с учетом газа независимых производителей (64,5 млрд м3) и государств Средней Азии поступило 661,2 млрд м3 при пропускной способности порядка 730 млрд м3, в том числе экспортных газопроводов через западную границу 203 млрд м3 (см. таблицу).

Всего экспорт России в 2010 г. составил 184,94 млрд м3, в том числе 107,4 млрд м3 (на 10,8 % ниже уровня 2009 г.) - в страны дальнего зарубежья на сумму 30,62 млрд долл.; 45,3 млрд м3 (на 49,8 % выше уровня 2009 г.) - в страны СНГ на сумму 12,86 млрд долл. по средней цене 285 долл. за 1000 м3. Кроме того, экспортировано 32,24 млрд м3 природного газа в страны Таможенного союза и 24 млн т сжиженного природного газа по цене 124,5 долл. за 1 т на сумму 2,988 млрд долл.

Пропускную способность ЕСГ России планируется наращивать, поскольку введение в экономический оборот новых месторождений Ямала и морских месторождений Арктического континентального шельфа позволит увеличить добычу газа до 803-837 млрд м3 к 2020 г. и до 885-940 млрд м3 к 2030 г. [6].

Также наращивается в России суммарная мощность подземных хранилищ газа (ПХГ) с 57,8 млрд м3 в 2000 г. до 65,4 млрд м3 в 2010 г. Эти хранилища являются неотъемлемой частью ЕСГ России и расположены в основных районах потребления газа. Их использование позволяет регулировать сезонную неравномерность потребления, снижать пиковые нагрузки в ЕСГ, обеспечивать гибкость и надежность поставок газа. Сеть таких хранилищ обеспечивает в отопительный период до 20 % поставок газа российским потребителям, а в дни резких похолоданий эта величина достигает 30 %. На территории Российской Федерации расположены 25 подземных хранилищ с суммарной активной емкостью 65,4 млрд м3. Расширение мощностей ПХГ - одна из стратегических задач отрасли. Затраты на создание мощностей подземного

Таблица 1

Пропускная способность экспортных газопроводов в пунктах пересечения западной границы стран СНГ

Газопровод Мощность, млрд м3 в год Направление экспорта

Оренбург - Ужгород 26 Словакия, Чехия, Австрия, Германия, Франция, Швейцария, Словения, Хорватия, Италия

Уренгой - Ужгород 28

Ямбург - Ужгород 28

Долина - Ужгород (две нитки) 20

Ужгород - Берегово (две нитки) 11 Венгрия, Сербия, Босния

Долина - Дроздовичи (две нитки) 5 Польша

Долина - Хуст 2 Румыния

Ананьев - Тирасполь - Измаил, Шебелинка - Измаил (три нитки) 24 Румыния, Болгария, Греция, Турция, Македония

Всего через Украину 144

Ямал - Европа (участок Торжок - Кондратки) 31 Польша, Германия, Нидерланды, Бельгия, Великобритания

Кобрин - Брест 5 Польша

Всего через Белоруссию 36

Санкт-Петебург - Выборг (две нитки) 7 Финляндия

Голубой поток (Береговое) 16 Турция

Итого 203

хранения газа для регулирования сезонной неравномерности в 5-7 раз ниже затрат на создание соответствующих резервных мощностей по добыче и транспортировке. В настоящее время в России реализуются проекты создания ПХГ в соляных отложениях: Волгоградское с объемом активного газа 830 млн м3 и Калининградское - 261 млн м3. Планируется начать работы по созданию Беднодемьяновского, Новомосковского и Шатровского ПХГ в Республике Татарстан. Предполагается провести реконструкцию и расширение ряда действующих ПХГ, в частности Касимовского, Кущевского, Пунгинского, Совхозного и Степновского.

Россия (ОАО «Газпром») использует также мощности ПХГ, расположенные на территории европейских государств: Австрии (Хайдах), Великобритании (Хамбли Гроув), Германии (Ре-

ден), Латвии (Инчукалнское). С 2006 по 2010 г. мощности ОАО «Газпром» по хранению газа в Европе возросли с 1,4 до 2,5 млрд м3, а суточная производительность - с 18,2 до 30 млн м3. В апреле 2011 г. запущена вторая очередь ПХГ Хайдах (Австрия), в результате объем природного газа, хранимого в этом ПХГ, достиг 1,9 млрд м3 (экспорт природного газа Австрии составляет в среднем в 2009-2011 гг. порядка 8,1 млрд м3, в том числе около 70 % - из России, 18 % - из Германии и 12 % - из Норвегии), а в Европе - 3,4 млрд м3.

ОАО «Газпром» также подписано соглашение о хранении газа в Нидерландах (1,9 млрд м3 активной мощности ПХГ) и планируется реализация совместного проекта по строительству и эксплуатации ПХГ «Катарина» в Германии (активная мощность 629 млн м3), а в Сербии (ок-

тябрь 2009 г.) создано совместное предприятие ПХГ «Банатский Двор» (активная мощность 450 млн м3). Это уже перспектива 2012-2015 гг. В эти же сроки планируется создание ПХГ на территории Румынии, Италии, Чехии, Словакии, Турции, Великобритании.

Основной и наиболее мощной в ЕСГ России является многониточная газотранспортная система «Уренгой - Надым - Перегребное - Ухта -Торжок - Смоленск» и «Уренгой (Ямбург) -Кунгур - Починки - Курск» с дальнейшим экспортным транзитом соответственно через Белоруссию и Украину.

Освоение перспективных месторождений планируется с учетом комплексного синхронного развития мощностей по добыче, транспортировке, переработке и хранению газа. В частности, для вывода дополнительных объемов газа месторождений Надым - Пур - Тазовского района, диверсификации маршрутов экспортных поставок (в обход Украины), обеспечения экспортных поставок по газопроводам «Ямал -Европа» и «Северный поток» построен газопровод «Северные районы Тюменской области (СРТО) - Торжок» (Новый Уренгой - Надым -Перегребное - Ухта - Торжок) производительностью порядка 20,5-28,5 млрд м3 газа в год на различных участках. Строительство газопровода началось в 1995 г. Ввод в эксплуатацию линейной части газопровода завершен в 2006 г., протяженность газопровода - 2200 км, количество КС (компрессорных станций) - 13 (общей мощностью 968 МВт). В настоящее время (2011 г.) функционирует 10 КС (общей мощностью 743 МВт), пуск остальных синхронизируется с вводом в эксплуатацию (2012 г.) планируемых трех ниток газопровода «Бованенково -Ухта - Торжок», который является основной частью газопровода «Ямал - Европа». Проектный объем добычи газа на Бованенковском месторождении определен в 115 млрд м3 с последующим увеличением в долгосрочной перспективе до 140 млрд м3. Протяженность трассы составит свыше 2400 км, включая новый газотранспортный коридор «Бованенково - Ухта» протяженностью около 1100 км (проектная производительность - 140 млрд м3 газа в год) и газопровод «Ухта - Торжок» протяженностью

1300 км (проектная производительность -81,5 млрд м3)

Реализация проекта «Ямал - Европа» началась в 1994 г. К 1999 г. был введен в эксплуатацию участок Франкфурт-на-Одере - Торжок (с временным заполнением газа с действующих месторождений Западной Сибири), а с введением в строй последней КС в 2006 г. участок вышел на проектную мощность в 33 млрд м3. ЕС относит проект «Ямал - Европа» к приоритетным инвестиционным проектам, реализуемым в рамках Трансевропейских сетей (TEN, Trans-European Network). По этому газопроводу (и газопроводу «СРТО - Торжок») направляется газ, который ранее поступал в Германию через Украину. Протяженность российского участка составляет 402 км с 3 КС, белорусского - 575 км с 5 КС, польского - 683 км с 5 КС. Крайней западной точкой газопровода является КС «Мальнов» в районе Франкфурта-на-Одере вблизи (20 км) германо-польской границы, где газопровод соединяется с газотранспортной системой «ЯГАЛ-Норд». До подключения месторождений Ямала в 2012 г. этот участок снабжается через торжковский газотранспортный узел из магистрального газопровода «СРТО - Торжок».

Отсюда следует вывод о том, что развитость системы коммуникаций определяет степень доступности и потенциал локального газового рынка, а также уровень вовлеченности последнего в социально-экономическую деятельность территорий, которая является основой регионального присутствия России в Арктике.

Дальнейшее развитие региональной системы коммуникаций для повышения степени доступности локального газового рынка предполагает как строительство подводных газопроводов, так и создание в Арктике систем транспортировки сжиженного и сжатого (компримированного) природного газа.

Показателен опыт разработки подводного Северо-Каменномысского газового месторождения. Это довольно среднее по общепринятым меркам месторождение с расчетной годовой добычей не более 15 млрд м3 газа. Например, на Бованенковском или Заполярном добывают более 100 млрд м3 в год. Но Северо-

^шаучно»техниче£кие«ведом2£Ти«СПбГП|У.1'.2212;.Экономиче£кие.науки

Каменномысское - это морское месторождение, что существенно. Оператором по Северо-Каменномысскому месторождению назначено ООО «Газпром добыча Ямбург». Это предприятие уже эксплуатирует Ямбургское и Заполярное месторождения, ведет подготовку к разработке группы Парусовых месторождений, расположенных на Тазовском полуострове. Последнее, очевидно, и определило выбор: подводный газопровод планируют протянуть к мысу Парусный. Предполагается, что разработка месторождения начнется в 2015 г., а первый газ будет получен в 2018-м. Это будет первый опыт разработки морского месторождения в России.

Создание единой Арктической системы транспортировки углеводородов является сложной технической и технологической задачей, предполагающей разработку нестандартного инновационного подхода и требующей значительных долгосрочных инвестиций, прежде всего в региональную систему коммуникаций. Основной проблемой арктической транспортировки углеводородов является строительство и обслуживание трубопроводов, в том числе подводных, в сложных климатических условиях, строительство глубоководных портов или выносных причалов (типа СМЛОП «Варандей» - стационарный морской ледо-стойкий отгрузочный причал с пропускной способностью 12 млн т нефти в год), а также танкеров и газовозов усиленного ледового класса.

Основной задачей организации рациональной системы транспортировки в Арктике является вынесение пунктов перевалки нефти и газа из районов с тяжелой ледовой обстановкой в глубоководные порты - терминалы, расположенные в акваториях с относительно легкой ледовой обстановкой, где возможно обеспечить максимально продолжительную навигацию. Именно такая принципиальная схема используется в России при практической реализации проектов «Сахалин-1 и 2» для транспортировки нефти и газа с месторождений континентального шельфа Охотского моря.

Аналогичная схема применяется на Аляске с середины 70-х гг. XX в. Месторождения, рас-

положенные в районе Прадхо моря Бофорта, эксплуатируются с 1977 г. Для транспортировки нефти с этих месторождений построен 1300 километровый нефтепровод диаметром 1220 мм с морским отгрузочным нефтяным портом Вал-диз в заливе Аляска (с комплексом причалов, акваторий, морским каналом и т. д.), т. е. перевалка нефти переведена в более благоприятные условия минимум на 1000 км южнее. Также по магистральному газопроводу из Арктики транспортируется природный газ до завода по сжижению природного газа, расположенного неподалеку от г. Кенау на Аляске. Это единственный терминал по экспорту сжиженного природного газа в США. Он был построен на побережье залива Аляска и функционирует с 1969 г. Производительность завода - 1,4 млн т, в 2010 г. - 0,7 млн т (0,86 млрд м3 сжиженного газа было доставлено в Японию).

Для завершения создания региональной системы коммуникаций как основы формирования потенциала рынка планируется окончание строительства газопровода «Северный поток» с обеспечением наполнения (55 млрд м3 в год) из построенного газопровода «Грязовец - Волхов -Выборг» (порядка 33 млрд м3 в год) и нового газопровода «Мурманск - Волхов - Выборг» (более 28 млрд м3). Первая из двух ниток смонтирована в августе 2011 г.

Важнейшим вопросом формирования потенциала регионального рынка, в том числе модернизации локального рынка природного газа Западной Арктики, является создание системы коммуникаций для реализации проекта «Ямал -СПГ» и обеспечения деятельности газопровода «Ямал - Европа», в том числе строительство порта-терминала Сабетта (с использованием опыта создания портовых особых экономических зон в г. Мурманске [3, с. 48-54] с обеспечивающими терминалами, газовозами и ледоколами, а также системы железных дорог «Северный широтный ход» (с веткой «Новый Уренгой -Ямбург») и «Обская - Паюта - Бованенково -Карская - Харасавей» (с ветками «Бованенково -Сабетта» и «Паюта - Новый Порт») на полуострове Ямал. Значительную роль в этом должна сыграть формируемая арктическая система транспортировки природного газа.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гранберг, А.Г. О программе фундаментальных исследований пространственного развития России и роль в ней Северо-Западного региона [Текст] / А.Г. Гранберг // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. - 2009. - № 1.

2. Кругман, П. Пространство: последний рубеж [Текст] / П. Кругман // Пространственная экономика. -2005. - № 3.

3. Леус, С.М. Опыт создания свободных морских портов [Текст] / С.М. Леус, А.Б. Николаева // Морской сборник. - 2009. - № 5.

4. Макроэкономическая динамика регионов России [Текст] / под ред. В.В. Фаузера. - Сыктывкар: Изд-во Коми науч. центра УрО РАН, 2009.

5. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь [Текст] / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. - 5-е изд. - М.: Инфра-М, 2007. -

C. 495.

6. Энергетическая стратегия России на период до 2030 г. [Текст] : Распоряж. Правительства РФ № 1715-р от 13.11.2009 г. // Российская газета. - 2009. - 18 нояб.

7. Davis, D.R. Bones, Bombs and Break Points: The Geography of Economic Activity [Text] / D.R. Davis,

D.E. Weinstein // American Economic Review. - 2002. -No. 92.

8. EIB financing of the Trans-European Networks

[Text]. - EIB. - 2009. - March, 10.

9. Fujita, M. The Spatial Economy: Cities, Regions, and International Trade [Text] / M. Fujita, P. Krugman, A-J. Venables. - Cambridge, Massachusetts: The MIT Press, 2001. - P. 384.

10. Harris, G.D. The market as a factor in the localization of production // Annals of the Association of American Geographers [Text] / G.D. Harris. - 1954. -Vol. 44.

11. Krugman, P. Economics [Text] / P. Krugman, R. Wells. - Worth Publishers, 2005. - P. 1200.

12. Krugman P. The Return of Depression [Text] / P. Krugman // Economics and the Crisis of 2008 / W.W. Norton. - S. l., 2008. - P. 224. = Кругман, П. Возвращение Великой депрессии? [Текст] / П. Кругман. -М.: Эксмо, 2009. - С. 336.

13. Pred, A.R. The Spatial Dynamics of U.S. Urban-Industrial Growth. 1800-1914 [Text] / A.R. Pred. - Cambridge: MIT Press, 1966. - P. 188.

14. Roll, M. Financing of the trans-European highspeed rail networks: new forms of public-private partnerships [Text] / M. Roll, A. Verbeke // European management journal. - 1998. - Vol. 16, 6.

15. Trans-European Transport Network [Text]: Report on the Implementation of the Guidelines and Priorities for the Future. - Brussels: European Commission, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.