Е.А. Березовская С.В.Крюков
ФОРМИРОВАНИЕ ПОРТФЕЛЯ ПРОЕКТОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РОСТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА ОРГАНИЗАЦИИ Аннотация
Эффективное управление интеллектуальным капиталом является непременным условием успеха любой организации в условиях современного постиндустриального общества. Рассмотрены модели измерения интеллектуального капитала организации. Предложена модель формирования оптимального портфеля проектов, направленных на рост интеллектуального капитала организации.
Annotation.
Efficient management intellectual capital is an essential condition of success of any organization in modern postindustrial society. Models of measurement of intellectual capital of organization are considered. It is offered model of optimal portfolio selection for growth of intellectual capital of organization.
Ключевые слова
Интеллектуальный капитал, человеческий капитал, структурный капитал, инновационный капитал, потребительский капитал, оптимальны портфель.
2009 № 2
Вестник Ростовского государственного экономического университета «РИНХ»
Keywords
Intellectual capital, human capital, structural capital, innovation capital, consumer capital, optimal portfolio/
Интеллектуальный капитал (ИК) становится основным ресурсом при создании экономического благосостояния. Материальные активы, такие как земля, фабрики и оборудование продолжают оставаться важными факторами производства товаров и услуг. Однако их относительная важность уменьшается, в то время как важность нематериальных, основанных на знаниях активов увеличивается. Все это определяет необходимость эффективного управления интеллектуальным капиталом.
Концепция интеллектуального капитала до сих пор не приобрела должной популярности среди практиков, хотя довольно широко обсуждается в специальной литературе. С точки зрения стратегической перспективы ИК может быть использован для создания и приумножения стоимости компании. В свою очередь, для того чтобы успешно наращивать и управлять ИК, нужно уметь его измерять.
Традиционный бухгалтерский учет имеет дело в основном с материальными активами и не подходит для оценки ИК. По оценкам специалистов, в конце 1970-х годов рыночная стоимость компании превышала ее бухгалтерскую стоимость в среднем в два раза, в середине 1990-х - в три раза, в конце 1990-х годов - почти в шесть раз [1]. В настоящее время этот разрыв продолжает увеличиваться. Все это говорит о том, что необходимы новые методы оценки стоимости компании с учетом ее ИК.
Наиболее известны следующие модели измерения интеллектуального капитала: бухгалтерский учет человеческих ресурсов (БУЧР), модель добавленной экономической стоимости (EVA), монитор нематериальных акти-
вов К.Свиби и модель измерения интеллектуального капитала.
Бухгалтерский учет человеческих ресурсов (БУЧР). Цель БУЧР - оценить экономическую стоимость людей в организации. Исследователи в этой области предложили использовать для этой цели три типа моделей: модели затрат, модели стоимости человеческих ресурсов и монетарные модели [2].
УЧР получил серьезное развитие еще в 1970-е годы и поэтому является одним из важнейших направлений в измерении ИК. Модели УЧР оценивают человеческий капитал в денежной форме и чаще всего их используют в организациях сферы обслуживания, где человеческий капитал составляет большую часть стоимости организации. Однако подобные модели являются довольно субъективными и неопределенными. Кроме того, модели УЧР имеют дело только со стоимостью человеческого капитала, не учитывая другие важные составляющие интеллектуального капитала, такие как внутренняя структура, корпоративная культура, потребители, инновации.
Модель добавленной экономической стоимости (EVA). Модель EVA была предложена С.Стюартом в конце 1980-х годов в качестве комплексной меры, отражающей вклад капитального бюджетирования, финансового планирования, установки целей, измерения производительности, коммуникаций и компенсаций в создание корпоративной стоимости. EVA отражает чистый результат всех управленческих действий
[3].
Хотя EVA явно не относится к инструментам управления нематериальными активами, с его помощью можно оценить эффективность управления ин-
теллектуальным капиталом (через увеличение EVA). Однако EVA не структурирует ИК на систематической основе, и руководству организации не всегда понятно, как его применять.
Монитор нематериальных активов. К. Свиби предложил концептуальную модель, основанную на выделении трех групп нематериальных активов: внешней структуры (бренды, отношения с поставщиками и потребителями); внутренней структуры (менеджмент, организационная структура, установки, исследования, программное обеспечение); индивидуальной компетенции (образование, опыт) [4].
Автор рекомендует использовать нефинансовые показатели для оценки нематериальных активов и финансовые показатели для оценки материальных активов, что позволит всесторонне оценить финансовый успех и богатство акционеров. В рамках своей модели К.Свиби предлагает использовать три индикатора: рост и обновление, эффективность и стабильность для каждого из трех нематериальных активов.
Модель измерения интеллектуального капитала. Данная модель фокусируется не на экономической оценке ИК, а на оценке индексов и трендов изменения ИК. ИК включает человеческий капитал, структурный капитал, инновационный капитал и потребительский капитал.
Человеческий капитал включает такие составляющие, как знания, навыки, способности и установки работников.
Структурный капитал включает механизмы и структуру предприятия, которые могут помочь работнику в достижении высокой интеллектуальной результативности и, следовательно, способствовать повышению общей результативности компании. Структурный капитал существует объективно независимо от человеческого капитала. Структурный и человеческий капитал позволяют предприятию формировать, развивать и использовать инновационный и потребительский капитал должным образом.
Инновационный капитал. С наступлением новой экономической эры инновации становятся ключевым фактором сохранения долгосрочных конкурентных преимуществ компании. Экономический рост в развитых странах в большей мере определяется инновациями, чем инвестициями. Поэтому инновации - это существенная часть интеллектуального капитала любой организации.
Потребительский (рыночный) капитал. Потребительский капитал необходим, чтобы конвертировать ИК организации в рыночную стоимость. Без адекватного потребительского капитала рыночная стоимость компании не может быть высокой. Рост потребительского капитала зависит, в свою очередь, от человеческого, структурного и инновационного капитала организации.
Измерение составляющих ИК
Человеческий капитал (ЧК). ЧК может быть определен как комбинация компетенций, установок и креативности работников (табл.1).
Компетенции работников • Стратегическое видение руководства • Способность работников к обучению • Эффективность обучения работников • Способность работников участвовать в процессе принятия решений • Уровень обучения ключевых технических и управленческих работников
Установки работников • Идентификация с корпоративными ценностями • Уровень удовлетворенности • Уровень текучести • Средний срок работы в организации
Креативность работников • Креативные способности работников • Доходы от оригинальных идей работников
Структурный капитал. Компания с развитым структурным капиталом создает выгодные условия для эффективного использования человеческого капитала, а затем инновационного и потребительского. Структурный капитал
включает в себя организационную культуру, организа-ционную структуру, организационное обучение, процесс производства и информационную систему (табл.2).
Таблица 2. Составляющие структурного капитала
Организационная культура • Социально-психологический климат • Идентификация работников с перспективами компании • Взаимная поддержка и сотрудничество между работниками
Организационная структура • Распределение власти, ответственности и выгод • Валидность системы контроллинга предприятия
Организационное обучение • Создание и использование внутренней информационной сети • Участие работников во внешних и внутренних обучающих программах
Процесс производства • Эффективность бизнес-процессов • Уровень качества продукции • Производительность труда
Информационная система • Доступность информации • Распространение знаний
Инновационный капитал. Инновацией может быть новый продукт, новая технология, выход на новый рынок, новые материалы. Инновационный капитал отражает способность организации разработать и внедрить инновации. С ростом важности знаний инновацион-
ный капитал становится основой ИК, обеспечивая непрерывное развитие организации. Инновационный капитал включает инновационные достижения, инновационный механизм и инновационную культуру (табл.3).
Инновационные достижения • Среднее количество патентов на работника • Доля продаж новых разработанных продуктов в общей сумме продаж • Количество новых разработанных технологий
Инновационный механизм • Доля вложений в исследования и разработки • Количество и качество работников, занятых исследованиями и разработками • Сотрудничество с внешними инновационными структурами • Способность управлять инновационными проектами • Стимулирование работников за инновации
Инновационная культура • Поддержка корпоративной культурой инноваций • Поддержка инноваций руководством компании
Потребительский капитал. Потребительский капитал увеличивает рыночную стоимость компании посредством использования маркетин-говых каналов и других отношений с внешним
миром. Потребительский капитал включает основные рыночные способности, интенсивность рыночных усилий и лояльность потребителя (табл.4).
Таблица 4. Составляющие потребительского капитала
Основные рыночные способности • Создание и использование базы данных клиентов • Сервис для клиентов • Выявление потребностей клиентов
Интенсивность рыночных усилий • Доля рынка • Рыночный потенциал • Репутация бренда и торговой марки • Создание каналов продаж
Лояльность потребителя • Уровень удовлетворения клиентов • Потоки клиентов • Инвестиции в отношения с клиентами
Каждый показатель, характеризующий те или иные составляющие интеллектуального капитала, можно измерить непосредственно либо на основе экспертных оценок, кроме того, для разных показателей можно ввести весовые коэффициенты, отражающие их относительную важность.
Формирование портфеля проектов, направленных на рост ИК
Покажем на примере, как можно сформировать оптимальный портфель проектов, направленных на рост ИК компании.
1. Выберем из системы показателей (табл.1-4) только те, которые существенны для отбора проектов (табл.5).
Компетенции работников • Стратегическое видение руководства • Способность работников к обучению • Эффективность обучения работников • Способность работников участвовать в процессе принятия решений • Уровень обучения ключевых технических и управленческих работников
Установки работников • Уровень текучести • Средний срок работы в организации
Креативность работников • Доходы от оригинальных идей работников
Организационная культу -ра • Идентификация работников с перспективами компании
Организационная структура • Валидность системы контроллинга предприятия
Процесс производства • Уровень качества продукции • Производительность труда
Инновационные достижения • Среднее количество патентов на работника • Доля продаж новых разработанных продуктов в общей сумме продаж
Инновационный механизм • Доля вложений в исследования и разработки • Стимулирование работников за инновации
Основные рыночные способности • Сервис для клиентов
Интенсивность рынка • Доля рынка • Репутация бренда и торговой марки
Лояльность потребителя • Уровень удовлетворения клиентов
2. Переведем все значения показателей в шкалу от 1 до 5 и определим вес каждого показателя. При этом учитываем два фактора: (1) чем более важен тот факт, что показатель должен достигнуть целевого значения в данный временной
промежуток, тем больше его вес; (2) чем больше разница между нынешним значением показателя и его целевым значением, тем больше вес показателя (табл.6).
Таблица 6. Оценки и вес показателей ИК компании
Показатели (И) баллы Wi
1. Стратегическое видение руководства 4 0,07
2. Способность работников к обучению 5 0,04
3. Эффективность обучения работников 4 0,06
4. Способность работников участвовать в процессе принятия решений З 0,07
5. Уровень обучения ключевых технических и управленческих работников З 0,05
6. Уровень текучести З 0,04
7. Средний срок работы в организации 4 0,0З
8. Доходы от оригинальных идей работников З 0,07
9. Идентификация работников с перспективами компании 4 0,04
10. Валидность системы контроллинга предприятия 4 0,04
11. Уровень качества продукции 4 0,05
12. Производительность труда 4 0,04
13. Среднее количество патентов на работника З 0,06
Продолжение таблицы 6
14. Доля продаж новых разработанных продуктов в общей сумме продаж 3 0,06
15. Доля вложений в исследования и разработки 3 0,07
16. Стимулирование работников за инновации 3 0,04
17. Сервис для клиентов 4 0,03
18. Доля рынка 3 0,05
19. Репутация бренда и торговой марки 4 0,04
20. Уровень удовлетворения клиентов 4 0,05
3. Оценим возможность всех проектов достигнуть целевого значения каждого показателя по шкале от 1 до 5. Например, если проект р1 полностью соответствует целевому значению показателя 15, то 15 (р1) = 5.
4. Определяем «стоимость» проектов Р1, Р2 и Р3.
Таблица 7. Оценка стоимости проектов
5. Зададим целевую функцию.
РУ = Ь1 У(Р0 + ... + Ьп У(Рп). РУ - стоимость портфеля, п - количество проектов,
У (Р]) = 2 Wi II (рД i
Чем больше «стоимость» проекта, тем больше он будет способствовать достижению поставленных целей в конце заданного промежутка времени (табл.7).
Ь; - переменные решения в модели линейного программирования, которые могут принимать значения только 0 и 1.
Наша задача сформировать такой портфель проектов, который максимизирует общую стоимость:
ПРОЕКТЫ ПОКАЗАТЕЛИ Р1 Р2 Рэ Wi Р1 Wi* I; (Д) Р2 Wi *1; (Д) Р3 Wi *1і (Д)
І1 4 3 5 0,07 0,28 0,21 0,35
І2 3 3 4 0,04 0,12 0,12 0,16
І3 2 4 3 0,06 0,12 0,24 0,18
І4 4 2 3 0,07 0,28 0,14 0,21
І5 5 4 4 0,05 0,25 0,2 0,2
І6 3 3 4 0,04 0,12 0,12 0,16
І7 4 5 4 0,03 0,12 0,15 0,12
І8 2 3 4 0,07 0,14 0,21 0,21
І9 4 3 3 0,04 0,16 0,12 0,12
І10 4 3 4 0,04 0,16 0,12 0,16
І11 4 5 2 0,05 0,2 0,25 0,1
І12 3 4 3 0,04 0,12 0,16 0,12
І13 3 3 2 0,06 0,18 0,18 0,12
І14 4 4 3 0,06 0,24 0,24 0,18
І15 2 5 4 0,07 0,14 0,35 0,21
І16 3 3 2 0,04 0,12 0,12 0,08
І17 3 4 3 0,03 0,09 0,12 0,09
І18 4 3 4 0,05 0,2 0,15 0,2
І19 3 4 3 0,04 0,12 0,12 0,12
І20 4 4 3 0,05 0,2 0,2 0,15
Стоимость проектов 12,07 12,35 12,56
PV =12,07* bi + 12,35* b2+ 12,56*b3 ^ max
6. Зададим общие трудозатраты (ТЗ). Допустим общие трудозатраты делятся на два вида А и Б. Определяем
Таблица 8. Трудозатраты на проекты
bi Са(Рі) + b2 Са(Р2) + Ьз Са(Рз) < 20000
bi Сб(рі) + b2 Сб(Р2) + Ьз Сб(рз) < 20000
b1, b2, b3 принимают значение 0 или 1.
Таким образом, чтобы сформировать оптимальный портфель проектов, надо решить задачу линейного программирования :
PV =12,07* bi + 12,35* b2+
12,56*b3 ^ max
7000*bi + 8000*b2 + 5000*Ьз < 20000
6000*bi + 6000*b2 +10000*Ьз < 20000
После решения задачи линейного программирования мы получаем набор значений 0 или 1 для всех bj. Если bj = 1, то j-й проект входит в состав оптимального портфеля.
Решив задачу оптимизации при заданных ограничениях, получаем оптимальный портфель проектов, направленных на повышение эффективности ИК организации. В оптимальный портфель должны войти проекты Р2 и Р3.
Библиографический список
І.Бендиков М. А., Джамай Е.В. Интеллектуальный капитал развивающейся фирмы: проблемы идентификации и измерения // Менеджмент в России и за рубежом. - №4. - 2001.
необходимые трудозатраты на каждый проект (табл.8).
Формируем ограничения модели линейного программирования. Количество ограничений соответствует количеству видов трудозатрат.
2.Козырев А.Н. Оценка интеллек-
туальной собственности и нематериальных активов //
www.cfin.ru/finanalysis/value/ intangibles_and_intel.shtml
3.EVAлюция сбалансированной системы показателей //
www.cfin.ru/management/controlling/eval ution.shtml
4.Sveiby K.E. The New Organizational Wealth: Managing and Measuring Knowledge Based Assets, Berrett Koehler, San Francisco, CA, 1997 //
http://www.sveiby.com/articles/ Measure-IntangibleAssets.html
Bibliographic list
1.Bendikov M.A., Gamay E.V. Intellectual capital of developing firm: problems of identification and evaluating // Management in Russia and abroad, №4, 2001.
2.Cozyrev A.N. Evaluating of intellectual ownership and intangible assets // www.cfin.ru/finanalysis/value/ intangi-bles_and_intel.shtml
3.EVAlution of Balanced Scored Card // www.cfin.ru/management/controlling/eval ution.shtml
4.Sveiby K.E. The New Organizational Wealth: Managing and Measuring Knowledge Based Assets, Berrett Koehler, San Francisco, CA, 1997 //
http://www.sveiby.com/articles/ Measure-IntangibleAssets.html
СА (трудозатраты вида А), чел. - час СБ (трудозатраты вида Б), чел. - час ТЗ (общие трудозатраты), чел.- час
Pi 7000 6000 13000
P2 8000 6000 14000
Рз 5000 10000 15000