Научная статья на тему 'Формирование полиязычной личности на уроках русского языка и литературы'

Формирование полиязычной личности на уроках русского языка и литературы Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
18
1
Поделиться
Ключевые слова
ПОЛИЯЗЫЧНАЯ ЛИЧНОСТЬ / ВЗАИМОПОНИМАНИЕ ЭТНОСОВ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Тухтарова Алмагуль Сахташевна

В статье рассматриваются методы и приёмы привития учащимся в казахстанской школе навыка полиязычия на уроках русского языка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Формирование полиязычной личности на уроках русского языка и литературы»

3. Гвоздева Е. В. Этнокультурное образование в поликультурной среде высшей школы // European research, 2016. № 3 (14). С. 59-61.

4. Гвоздева Е. В. Об опыте организации проектной деятельности при обучении русскому языку как иностранному // International scientific review, 2016. № 2 (12). С. 184-187.

5. Гвоздева Е. В. Гнездовой принцип изучения лексики при обучении русскому языку как иностранному // Вестник МГОУ. Серия: Русская филология, 2015. № 3. С. 14-19.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИЯЗЫЧНОЙ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Тухтарова А. С.

Тухтарова Алмагуль Сахташевна - учитель, средняя общеобразовательная школа им. М. Ауэзова,

село Ганюшкино, Атырауская область, Курмангазинский район, Республика Казахстан

Аннотация: в статье рассматриваются методы и приёмы привития учащимся в казахстанской школе навыка полиязычия на уроках русского языка. Ключевые слова: полиязычная личность, взаимопонимание этносов, межнациональное общение, перспективность.

Образование - один из ключевых аспектов качественной оценки и жизнеспособности общества. Будущее того или иного государства зависит от того, как и на сколько разумно решены в нём проблемы образования Мировое сообщество пришло к пониманию, что от качества и уровня образования зависят перспективы развития любого государства. «Качественное образование должно стать основой индустриализации и инновационного развития Казахстана» - подчеркивает Президент нашей страны Н. А. Назарбаев в своих выступлениях.

Основной задачей политики нашего государства в сфере образования является повышение уровня интеллектуальных способностей нации. Как считают учёные, залогом устойчивости, взаимопонимания этносов, рационального развития языков, политической стабильности для современного казахстанского общества является формирование полиязычных личностей. Полиязычие в Казахстане на сегодня является необходимым навыком, характеризующим образованную и преуспевающую личность.

Здесь хочется обратиться к высказываниям Главы нашего государства Н. А. Назарбаева: «Мир и согласие в многоязычном и многоконфессиональном обществе - это наша с вами заслуга, уважаемые казахстанцы. Отрадно отметить, что казахстанцы с уважением и достоинством стали изучать государственный казахский язык, давший название родной земле, на которой мы живём и ведём к благополучию нашу страну. Мы также будем развивать русский язык и языки других казахстанских этносов.

Я всегда говорил, что для современного казахстанца владение тремя языками - это обязательное условие собственного благополучия».

Думаю, что эти слова Президента особенно близко воспринимаются учителями -языковедами. Ведь именно нам доверяется внедрение обучения на трёх языках. И мы можем сказать, что, несмотря на ряд трудностей, с которыми приходится сталкиваться, мы уверенно идём по пути становления новой школы.

Язык по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью культуры народа.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом

определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Главная задача русского языка - способствовать межнациональному общению, взаимопониманию, расширению возможностей ученика в плане его перспективности. Отсюда видится основное направление деятельности учителя-русоведа - работа по развитию коммуникативной компетенции каждого учащегося.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если мы хотим и ставим цель сформировать и воспитать в школе идеальную полиязычную личность, которая будет владеть тремя языками в равной степени свободно, нам следует внести инновации в систему школьного языкового образования. Но родной язык должен быть опорным, основным при обучении и формировании полиязычной личности.

Своеобразной спецификой языкового пространства Казахстана начала нового столетия явилось активное вторжение английского языка. Благодаря этому наблюдается процесс формирования полиязычных личностей.

Коммуникативная компетенция - способность к реальному общению адекватно целям, ситуациям общения, готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию.

На каждом уроке педагоги нашей школы реализуют задачи, направленные не только на усвоение учебного материала и развитие интеллекта, но и на формирование мировоззренческих идей, воспитание полиязычной и поликультурной личности, казахстанца 21 века.

Деятельность учителя характеризуется постоянным совершенствованием учебного процесса, поиском новых приёмов обучения языку и использованием их в сочетании с традиционными методами [1, с. 41].

Достижение результата на уроке возможно только при условии развития творческой активности учащихся, самостоятельности в решении поставленных перед ними задач. О прочности знаний можно судить после того, как учитель видит заинтересованность детей в процессе урока и поддерживает творческую активность учащихся, как во время урока, так и в процессе подготовки к нему.

Одним из важнейших принципов обучения является воспитывающее обучение. Преподавание русского языка, так же как и других учебных предметов, строится на основе этого принципа. Изучение русского языка само по себе воспитывает, поскольку даёт учащимся в руки незаменимое ничем средство познания мира, формирования мысли, общения с людьми и на этой основе формирования мировоззрения [2, с. 17].

На уроках русского языка и литературы особое внимание уделяется формированию лучших человеческих чувств: патриотизма, целеустремлённости в достижении поставленных целей. Эту работу можно проиллюстрировать фрагментом урока по русскому языку в 7 классе. Лексическая тема данного урока: «Звёзды Казахстана». В начале урока на этапе «Ассоциация» задаю вопрос:

- Что вы себе представляете, когда слышите это слово? /звезда - ж^лдыз - star.

Ответы учеников: 1) геометрическая фигура; 2) небесное тело; 3) популярный человек; 4) герой, совершивший подвиг во имя Родины.

«Круг друзей» Пожелания друзьям «Ты будешь звездой....».

Учитель: - Говорят, что когда учитель приходит в этот мир, то на небе зажигается звезда, когда у человека всё хорошо складывается, то говорят: «Родился под счастливою звездою..». А я, ребята, желаю, чтобы ваша звезда горела ярко, указывала путь к мечте, к достижению цели. И мы сегодня на уроке узнаем о жизни и становлении «звезды» нашей космонавтики - Тохтара Аубакирова.

Особенно удачно было проведено внеклассное мероприятие в 7 классе на тему «Поэзия в единстве трёх языков». Цели проведения данного мероприятия были такие:

1) Совершенствование речевых умений и навыков в письме, чтении, слушании, говорении; установление взаимосвязи трёх языков: казахского, русского, английского;

2) Развитие навыков связной речи, памяти;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) Воспитание чувства уважения и любви к языкам, чувства ответственности и патриотизма у молодого поколения.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

- Добрый день, уважаемые гости и учащиеся! Добро пожаловать на наш праздник!

Наш Президент Н. А. Назарбаев уделяет большое внимание образованию и науке. В его проекте «Триединство языков» сказано: «Казахстан должен восприниматься во всём мире как высокообразованная страна, население которой пользуется и должно пользоваться тремя языками. Это казахский язык - государственный язык нашего народа, русский язык как язык межнационального общения, английский язык - язык успешной интеграции в глобальную экономику нашей страны.

Великие деятели своего народа, такие как Пушкин, Абай, Байрон воспевали могучую роль родного языка в образовании и воспитании человека. Слова выявляют воспитание говорящего. Язык - оружие сердца, он охраняет человека.

3. Сообщения учащихся.

1-й ученик «Пушкин - зеркало русской поэзии»

2-й ученик «Абай Кунанбаев - великий казахский поэт, переводчик, композитор».

Великий казахский поэт Абай Кунанбаев, обращаясь к грядущему поколению,

говорил:

Пойми меня сердцем своим -

Для тебя загадкой предстану.

С бесправьем боролся, в бездорожье путь искал,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С тысячью один бился - не осуждай

Абай рано проникся чувством глубокого уважения к великому наследию русской культуры, жил сознанием общности идеалов и раскрепощения народов России от многовекового гнёта и темноты. Позже в своих «Гаклиях» («Словах назидания») он писал: «Изучай культуру и искусство русских. Это ключ к жизни. Если ты получил его, жизнь твоя станет легче......

4. Инсценирование

Абай и своих детей, а их было трое, отдал учиться в русскую школу.

Учитель: - Абай высоко поднял светильник разума в темноте степи.

В юрте сидят Абай, Улжан. Айгерим, дети Абая - Абиш, Магаш, Гульбадан.

Абиш: Я теперь и по-русски учусь. Как только с зимовки уехали, начал учиться.

Абай: Ого! У кого же ты учишься? Кто здесь учит по-русски? (притягивает к себе мальчика).

Улжан: Весной, как ты уехал в город, к нам в Жидебай приехал молодой русский жигит, Он год служил в городе толмачом, его так и зовут бала-толмач. Пришёл ко мне, говорит, что болен, приехал в аул кумысом лечиться, попросился жить у нас и учить детей по-русски. Я вспомнила, что ты этого хотел. Не только Абиш - и Магаш, и Гульбадан учатся у этого бала-толмача.

5. Выразительное чтение.

Стремясь познакомить свой народ с образами романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Абай в 1887-1889 г.г. переводит несколько отрывков: «Портрет Онегина», «Письмо Татьяны» и др.

Чтение отрывков из романа «Евгений Онегин» на русском и казахском языка

6. Сообщение учащегося.

Одним из первых среди европейских поэтов к восточной теме обратился Дж. Байрон. Он призывал народ к борьбе за свободу, ему была не безразлична судьба русского народа. С болью в сердце он рассказывает о событиях войны в России с Наполеоном.

Москва, Москва! Был грозен и жесток

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Врагу тобой преподанный урок!

Крылом пурги смела ты вражий строй,

44

И падал в снег развенчанный герой.

Ученик читает отрывок из поэмы «Бронзовый век».

7. Слово учителя

- В наш век, век технологии, современный человек должен владеть тремя языками обязательно. Это жизненная необходимость. Как сказал Гете: «Кто не знает иностранного языка, тот ничего не знает о своём языке».

- К какому мы пришли выводу, ребята? Да, в мире литературы ни один поэт не может быть оторванным от других, в этом вы убедились на уроке.

8. Подведение итогов урока.

- В завершение урока хочется сказать: «Дружба и братство дороже всякого богатства».

Главная цель таких уроков - подвести учащихся к выводу, что «личным кредо каждого казахстанца должно стать «образование в течение жизни». В перспективе мы должны достигнуть поставленной цели обучения языкам: наши выпускники школ должны стать коммуникативно компетентными полиязычными личностями, а это на сегодняшний день является государственной задачей системы образования Республики Казахстан.

Список литературы

1. Сигуан М., Макки У. Образование и двуязычие. М. Педагогика, 1990.

2. Мурзалинова А. Ж. Методические основы формирования функциональной грамотности учащихся казахов при обучении русскому языку в 10-11 классах. Алматы, 2002.

ПРЕДМЕТНАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Полякова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Полякова Екатерина Александровна - воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида № 6 города Ейска муниципального образования,

Ейский район, г. Ейск

Аннотация: в статье анализируются основные особенности детей раннего возраста. Отдельное внимание автор уделяет предметно-развивающей среде с учетом того, на каких основных функциях построена предметная среда и на какие принципы ориентировались при её проектировании. Обратила внимание, что жизненное пространство в группе должно давать детям возможность одновременно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу. Ключевые слова: предметно-развивающая среда, принцип разумности и целесообразности, принцип индивидуального подхода, принцип эмоциогенности.

«В пустых стенах ребенок не заговорит » - заметила в свое время Е.И. Тихеева. В раннем возрасте характерен быстрый темп развития организма, в это время активно развивается сенсорика, движения, малыш овладевает речью. В основу обучения детей раннего возраста должно быть положено, в первую очередь, развитие таких способностей, как умение слушать, смотреть, сравнивать, различать, обобщать которые будут необходимы в дальнейшем для приобретения определенных умений, знаний, жизненного опыта [Тихеева Е.И. Развитие речи детей, стр. 6]. Насыщая групповое пространство, мы позаботились в первую очередь о том, чтобы дети в