Научная статья на тему 'Формирование политической идентичности молодежи посредством направленной политической социализации'

Формирование политической идентичности молодежи посредством направленной политической социализации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
140
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАПРАВЛЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / АГЕНТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ / МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Руткаускайте Марите Викторасовна

В статье рассматривается вариант формирования политической идентичности российской молодежи посредством процесса направленной политической социализации. Не последнюю роль в этом играет Интернет, предлагающий молодежи новую виртуальную реальностью. Новые импульсы для агентов формирования политической идентичности российской молодежи придает государственная информационная политика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование политической идентичности молодежи посредством направленной политической социализации»

УДК-32:316.346.32-053.6

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ ПОСРЕДСТВОМ НАПРАВЛЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ

СОЦИАЛИЗАЦИИ*

М. В. Руткаускайте

В статье рассматривается вариант формирования политической идентичности российской молодежи посредством процесса направленной политической социализации. Не последнюю роль в этом играет Интернет, предлагающий молодежи новую виртуальную реальностью. Новые импульсы для агентов формирования политической идентичности российской молодежи придает государственная информационная политика.

Ключевые слова: направленная политическая социализация, политическая идентичность, агенты политической социализации, молодежь

Исследования политической идентичности берут свое начало с середины ХХ века, но вопрос о механизмах формирования политической идентичности вызывает и сегодня немало споров и является темой многих научных дискуссий1. Вопросы вызывают как категории - политическая, макрополитическая, национальная, гражданская идентичности, так и механизмы их формирования, целевые группы и направления конструирования идентичности. В данной статье ставится задача рассмотреть вариант формирования политической идентичности молодежи посредством процесса направленной политической социализации. Связь этих двух категорий политической науки очевидна и значима.

В рамках статьи молодежь рассматривается как статистикосоциологическая категория2, в настоящее время это граждане, в период с 1981 по 1997 год. Учитывая радикальные трансформацию политической

* Статья подготовлена при финансовой поддержке Фонда Д. и К. Макартуров в рамках проекта «Борьба за идентичность и новые институты коммуникации» (грант № 09-95275-000-088).

1 См. например: Попова О.В. Политическая идентификация в условиях стабильности и трансформации общества. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора политических наук. СПб., 2002; Попова О.В. Особенности политической идентичности в России и странах Европы // Полис. - 2009. - № 1. -С. 143-157.; Семенов В. Сумма идентичностей // Независимая газета. 30.03.2010 ИКЬ: http://www.ng.rU/scenario/2010-03-30/9 summa.html (дата обращения: 19.01.2011); Малахов В. Неудобства с идентичностью иКЬ: http://www.archipelag.ru/geoculture/new ident/interpretatio/discomfort/ (дата обращения:

22.07.2011); Тимофеев И. Российская политическая идентичность сквозь призму интерпретации истории // Вестник МГИМО. - 2010. - № 3 ИКЬ: http://www.perspektiw.info/print.php?ID=64421 (дата обращения:

22.07.2011); Лапкин В.В., Семененко И.С. Нет развития без самопознания // Независимая газета. 30.03.2010 http://www.ng.ru/scenario/2010-03-30/9 developement.html (дата обращения: 19.01.2011); Дробижева Л.М. Российская и этническая идентичность: противостояние или совместимость / Россия реформирующаяся. М., 2002. и другие.

2 К категории молодежи в Российской федерации относятся граждане от 14 до 30 лет в соответствии с утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года № 1760-р Стратегией государственной молодежной политики.

системы в 1990-е годы и характер ее влияния, представляется возможным условно разделить молодежь на старшую (1981-1988 год рождения) и младшую (1988 - 1997 год рождения) категории.

Для решения поставленных автором задач важно учитывать два подхода в теории политической социализации: идеологизированная

/ \ / ~ \ политическая социализацияЗ

(целенаправленная) и деидеологизированная (стихийная) .

В рамках идеологизированного подхода выделяются два направления: марксистская теория и теория «политической поддержки». Они построены на разных ценностных основаниях, но в то же время имеют некоторые общие черты.

Как известно, теория «политической поддержки» разработана американскими учеными Д. Истоном и Дж. Деннисом, которые под политической социализацией понимают «те процессы развития, посредством которых люди приобретают политические ориентации и образцы поведения»4. Социализация в их понимании - это процесс развития, который всегда связан с категорией времени. Такой процесс, по их мнению, проходит через четыре этапа: политизация, персонализация, идеализация и

институционализация. Переход от одной стадии к другой ученые связывают с процессом получения индивидом политической информации, в частности, с характером получения этой информации: от стадии к стадии она

усложняется, к тому же увеличивается количество каналов, по которым реципиент эту информацию получает.

Человек с самого детства, по мнению Истона и Денниса, должен получать максимум позитивной информации о стране, тем самым страна обеспечивает со стороны будущих граждан «поддержку» политической системы. Помимо этого, конечно же, существуют и элементы стихийной социализации (через общение с родителями, сверстниками, ближайшим окружением), но стихийность этого компонента условна, т.к. родители, сверстники и др. ближайшее окружение также подвергается положительным волнам, исходящим от государства.

В марксистской теории в центре процесса политической социализации также находится идеология. В такой трактовке политическая социализация -это целенаправленный процесс, посредством которого господствующий класс навязывает обществу свои ценности и политический стереотипы с

3 См. например: Шестопал Е.Б. Политическая социализация и ресоциализация в современной России // Полития. - 2005. - № 4; Шестопал Е.Б. Политическая психология. URL: http://www.shulenina.narod.ru/ucheb/ (дата обращения: 31.05.2008); Екадумова И.И. Политическая социализация личности как категория политической науки URL: http://credo-new.narod.ru (дата обращения: 24.04.2007); Меграбян А.А. Межпредметный характер теоретико-методологического базиса исследования политической социализации личности и его значение. - Южно-Российский научно-образовательный Центр ИСПИ РАН URL: http://www.koobpolit.ru/megrabian a a/index23 (дата обращения: 23.05.2008); Самаркина И.В. Политическая социализация: технологии включения личности в систему политических отношений // Политические технологии. - Ростов-на-Дону, 1998; Торни-Пурта Дж. Политическая социализация подростков в изменяющемся контексте: Международное исследование в духе Невитта Сэнфорда / Политическая психология. Хрестоматия. - М., 2007; Категории политической науки. Учебник. - М., 2002. и другие.

4 Истон Д., Деннис Дж. «Дети в политической системе: основа политической законности» // Вестн. Моск. ун-та. Сер.18, Социология и политология. - 2001. - № 3. - С. 77.

помощью государственных институтов и средств массовой информации5. По мнению М. Догана и Д. Пеласси6, такая модель политической социализации существовала в Советском Союзе и в гитлеровской Германии. Авторы анализировали процесс политической социализации в тоталитарных странах и выявили три его особенности: первая - признание властью «решающего значения политической социализации», вторая - «абсолютный приоритет некоторым институтам, школам, партиям в ущерб всем остальным возможным соперникам, против которых ведется ожесточенная борьба», и третья - «упрощенность политических дискуссий», которую они

приравнивают к «интеллектуальному регрессу».

Таким образом, оба типа идеологизированной политической социализации имеют в своем основании «стабилизационную» цель, заключающуюся в приведении и поддержании определенных функций политической системы и политической системы в целом в ее «идеальном» (или близком к идеальному) состоянии.

Деидеологизированный подход сформировался в рамках бихевиорализма, который акцентирует внимание на зависимости поведения индивида или группы от социального окружения. Здесь политическая социализация предстает как непланируемый и неформальный процесс, в котором определяющую роль играет семья, ровесники и т.д. Сравнивая марксистский и бихевиоралистский подходы, О.И. Орачева и О.Б. Подвинцев отмечают: «в первом случае процесс передачи политических ценностей и убеждений обеспечивает формирование и закрепление отношений экономической субординации, во втором - политической стабильности и прочности общественных связей» .

В России после радикальных изменений политической системы в 1990-е годы система направленной политической социализации была полностью разрушена. Ситуация резко меняется в 2000-е годы, когда у власти появляется понимание необходимости проведения направленной социализации и принимаются приоритетные программы на долгую перспективу. Огни призваны разъяснить цели сложившейся политической системы, дать новому поколению понять, что они могут участвовать в их реализации. Как отмечают В.В. Лапкин и И.С. Семененко, «насколько эффективными в тех или иных случаях оказываются институциональные формы и практические механизмы вовлечения человека в процессы, определяющие возможности динамичного развития сообщества в стремительно меняющихся условиях современного мира <...> напрямую зависит от того, насколько притягательными для человека оказываются образ данного сообщества, его нормы и ценности»8.

5 Орачева О.И., Подвинцев О.Б. Политическая мысль в терминах и лицах. - Пермь, 1998. - С. 228.

6 Доган М., Пеласси Д. Сравнительная политическая социология. - М., 1994. - С. 119-125.

7 Орачева О.И., Подвинцев О.Б. Политическая мысль в терминах и лицах. - Пермь, 1998 - С. 228-229.

8 Лапкин В.В., Семененко И.С. Нет развития без самопознания. Независимая газета. 30.03.2010 ИКЬ: http://www.ng.ru/scenario/2010-03-30/9 developement.html (дата обращения: 19.01.2011).

Агенты политической социализации - это те, посредством которых индивид получает политические знания, установки, приобретает политические ценности и навыки, в том числе навык политической идентификации. Традиционно, на молодежь влияют такие агенты как семья, друзья, система образования (школа, ВУЗ или другое образовательное учреждение), СМИ. Регулируя потоки политической информации через агентов политической социализации, можно повлиять на политическую идентичность молодежи. Как отмечает О.В. Попова, «на уровне массового сознания (в отличие от индивидуального - М.Р.) при формировании политической идентичности, определение «Нас», «Другого» возможности приоритетного влияния сохраняются за государством, политическими

9

институтами»

Трансформация политической системы означает качественное содержательное изменение агентов политической социализации. В связи с тем, что государство выпустило из виду процесс политической социализации в 1990-е годы, агенты политической социализации стали хаотично наполняться стихийными компонентами. В результате такого рода политической социализации поколение молодежи не приобрело необходимых навыков политической идентификации, и, соответственно, имеет «нулевую» политическую идентичность. В течение 2000-х годов агенты политической социализации наполняются новым, более систематизированным содержанием.

При анализе политической социализации молодежи следует учитывать, что любому периоду жизни соответствует свой набор агентов политической социализации10. Исследователи отмечают, например, что семья как агент политической социализации дает представление человеку о том, что такое иерархия и власть в бытовом понимании. В зависимости от уровня подчинения в семье у индивида складываются определенные модели поведения, в том числе и политического: «полное подчинение, диалог, активное участие, сопротивление»11. В стабильных обществах, к примеру, в США, семья играет большую роль и в передаче человеку политических ценностей и навыков, характерных для политической культуры страны. Чаще всего американских исследователей интересует вопросы о том, какую из двух политических партий США будет поддерживать ребенок, если родители поддерживают одну из основных политических партий - республиканцев или же демократов; или о том, обеспечивает ли семья качественную «поддержку» политической системы. Проблема семьи как агента политической

9 Попова О.В. Особенности политической идентичности в России и странах Европы // Полис. - 2009. - № 1. - С.154.

10 Категории политической науки: Учебник для студентов вузов / Под ред. А. Ю. Мельвиля. - М., 2002. С. 511.

11 Конода И. Политическая социализация в современном российском обществе // Власть. - 2007. - № 4. - С. 32.

социализации в западных политологических исследованиях12 поднимается гораздо чаще, чем в российских.

Стремясь выяснить значимость влияния семьи на политическую социализацию, автор провела анкетирование 187 старшеклассников города Перми в мае 2010 и в мае 2011 годов. Оно показало, что в случае ярко выраженного интереса к политике у родителей подросток, во-первых, оперирует политическими фактами лучше, чем его сверстники, во-вторых, обладает простыми навыками аргументированного политического анализа, в-третьих, имеет четкую позицию по отношению к политической системе и возможности ее поддержки (такая позиция может быть позитивная, но чаще негативная). Стоит отметить, что количество подобных семей крайне не многочисленно. В большинстве случаев респонденты отмечали аполитичность свои родителей (подчеркнем, что родители современных старшеклассников - молодежь 1980-90-х).

По мнению многих политологов и социологов, наиболее ответственная роль в осуществлении политической социализации принадлежит системе

13

образования . По мнению М. Догана и Д. Пеласси, учебные заведения во многом определяют политические, экономические и нравственные возможности государства14. В 2006 г. ученые Самарского государственного университета О.А. Малаканова и Ю.Н. Акифьева по результатам социологического исследования сделали вывод о том, что в современной российской школе «ученикам прививают чувство патриотизма к своей стране как к некой абстракции, проявляющейся в уважении к своей школе и учителям, тогда как в стабильных политических системах детей учат любить свою страну через уважение к ее истории, ее государственной символике»15.

В последние годы можно заметить повышенное внимание российской власти к вопросам пересмотра образовательных программ по гуманитарным предметам в школах, в большей степени, преподавания истории, обществознания и литературы. Высказывание Президента РФ о необходимости «изучать русскую культуру» после нескольких этнических конфликтов в Москве и регионах России поставило в январе 2011 года актуальные задачи в плане разработки стратегии Федерального собрания РФ. А в августе 2011 Президент РФ на совещании по проекту закона об образовании сказал о том, что России «нужна современная, адаптированная

12 Щеглов И. А. Проблемы западных разработок политической социализации // Теория и практика общественного развития. - 2010. - №4. - С. 159. ИКЬ: http://teoria-practica.ru/ru/-4-2010 (дата обращения:

17.07.2011).

13 См. например: Колобова С. А. Политическая социализация граждан в условиях модернизации Российской Федерации // Власть. - 2009. - № 9. - С. 37.; Малаканова О. А., Акифьева Ю.Н. Агенты политической социализации: теоретико-методологические и исследовательские аспекты изучения // Вестник СамГУ. -2006. - № 10/1 (50). - С.51.; Конода И. Политическая социализация в современном российском обществе // Власть. - 2007. - № 4. - С. 33.; Степанова Е.Н. Политическая социализация в информационном обществе // Известия алтайского государственного университета. - 2007. - №4-1. - С. 157.

14 Доган М., Пеласси Д. Сравнительная политическая социология. - М., 1994. - С. 119-125.

15 Малаканова О.А., Акифьева Ю.Н. Агенты политической социализации: теоретико-методологические и исследовательские аспекты изучения // Вестник СамГУ. - 2006. - № 10/1 (50). - С.51.

для наших школьников разного возраста пропаганда исторических знаний»16. Кроме того, глава государства подчеркивает: «важно, чтобы мы могли учить нашу молодёжь уважать не только свою собственную культуру, что, безусловно, необходимо, но и культуру своих соседей», так как «умение жить во взаимном согласии воспитывается исключительно с детства»17.

Немало политических и педагогических дискуссий вызвал проект нового закона об образовании. По мнению Президента РФ, данный «закон по сути направлен на то, чтобы определить наше будущее, состояние нашей экономики, социальной сферы, культуры, развития науки, технологий»18. Первая редакция проекта была опубликована в мае 2010 года на официальном сайте Министерства образования и науки РФ, а после значительных обсуждений вторая редакция проекта в декабре 2010 года помещена в дискуссионное интернет-пространство на сайте http://zakonoproekt2011.ru/, доступное для каждого пользователя. Летом 2011 общественность увидела третью редакцию законопроекта. В настоящее время обсуждение данного закона входит в финальную стадию, официальную процедуру согласования закона планируют начать с октября 2011 года19. Принятый Закон об образовании, по мнению его идеологов, должен «стать основой развития человеческого потенциала нашей страны»20.

Внимание главных лиц государства к проблемам и роли системы образования всех уровней говорит о попытках регулировать направление политической социализации и вернуть ее в русло планируемого процесса формирования поддержки политической системы.

Важным фактором взросления становится влияние друзей,

неформальных групп, которые «нередко противоречат ценностям «взрослой» политики»21. При анализе данного агента политической социализации следует также учитывать влияние школы и семьи на сформированный круг друзей. Образовательное учреждение и родители изначально задают матрицу ближайшего окружения современного школьника: такая матрица может быть преднамеренно задана родителями при выборе того или иного уровня школы.

Как отмечает И.А. Щеглов, одним из источников девиантного

политического поведения являются «пролетарские районы» крупных

22

городов . Действительно, дружба ребят «с района» становится неким

культом части молодежи в России. Чаще всего такая молодежь посещает

16 Совещание по вопросу законодательного обеспечения системы образования

gosbook.rU/node/31526 (дата обращения: 20.08.2011).

17 Совещание по вопросу законодательного обеспечения системы образования ИЦрУ/^^^gosbook.rU/node/31526 (дата обращения: 20.08.2011).

18 Совещание по вопросу законодательного обеспечения системы образования ИЦрУ/^^^gosbook.rU/node/31526 (дата обращения: 20.08.2011).

19 Общественные консультации по Закону об образовании в РФ: подготовка к обсуждению на августовских педсоветах http://edu.crowdexpert.ru/node/293 (дата обращения: 20.08.2011).

20 Общественные консультации по Закону об образовании в РФ: подготовка к обсуждению на августовских педсоветах http://edu.crowdexpert.ru/node/293 (дата обращения: 20.08.2011).

21 Шестопал Е.Б. Политическая психология ЦКЬ: www.shulenina.narod.ш/Ц^єЬ/ (дата обращения: 24.05.2007).

22 Щеглов И.А. Политическая социализация личности и современный исторический процесс // Социальногуманитарные знания. - 2000. - №4.

массовые школы по месту жительства. Противоположным крайним вариантом становится так называемая «золотая молодежь», которая презрительно дистанцируется от указанной выше группы. Главными интересами последних выступают дорогие машины, раскрученные мировые бренды одежды, перманентные «тусовки» в ночных клубах и другие атрибуты «богатой» жизни. Среднее и высшее образование молодые люди получают в элитных государственных или частных образовательных учреждениях в России и за границей.

В последние годы в телевизионном эфире и в Интернете особенно ярко раскрываются данные атрибуты молодежной жизни и расколы молодежной среды. Например, в телевизионном сериале «Реальные пацаны», в телевизионных программах «Даешь молодежь!», «Наша Раша» и подобных. Ни одна игра КВН не проходит без высмеивания гламурной молодежи. Юмористические видео и фото материалы по этому поводу все чаще

23

выкладываются в Интернете, как на специализированных сайтах , так и в социальных сетях. Такие ресурсы и программы становятся невероятно популярными в среде молодежи в первую очередь вследствие их максимальной приближенности к реальной жизни.

Стоит отметить, что политика не становится предметом для дискуссии ни в первом, ни во втором случае; исключения составляют лишь катастрофы, кризисы или иные яркие информационные поводы. Многие исследователи, а также журналисты и писатели отмечают аполитичность современной молодежи. Для политической системы критическим становится именно то, что, по сути, выросло уже второе поколение аполитичных граждан (сегодняшняя молодежь и родители младшей молодежи), которое оказывает огромное влияние на подрастающее поколение.

За создание ярких информационных поводов для политической социализации молодежи отвечают СМИ. Информационные потоки в современной России имеют либо массовый характер, либо «не для всех», то есть для их качественного восприятия необходим высокий уровень навыков политического анализа. СМИ первого уровня в той или иной степени контролируются государством и являются решающими в формировании общественного мнения по наиболее значимым вопросам.

Традиционные СМИ, однако, становятся все менее актуальны для современной молодежи. Радио, телевидение и газеты как способ получения политической информации уступают место Интернету. Интернет играет существенную роль в трансляции политическими игроками своих позиций, в формировании политической повестки дня, в политической коммуникации и во многом другом. Сам по себе Интернет не является агентом политической социализации, но с помощью виртуального пространства в нем тем или иным образом объединены все агенты политической социализации. В сети

23 Например, http://100500.tv/ (дата обращения: 17.08.2011) - один из самых популярных сайтов юмористического видео-контента;

действие традиционных агентов существенно преломляется в сравнении с реальной жизнью:

Разноплановые СМИ в Интернете становятся доступнее и часто имеют обратную связь с читателями. С помощью Интернета пользователь получает возможность сравнивать точки зрения различных СМИ, а с помощью гиперссылок прикладывать к поиску информации минимум усилий. Для молодежи важны в большей степени не традиционные СМИ, представленные в Интернете, и не аналитические СМИ, а так называемые сетевые СМИ. Они предоставляют молодому человеку быструю информацию о произошедшем событии, что является достаточным для продолжения коммуникации по данной теме в реальном мире со сверстниками и коллегами.

Функционирование электронного правительства упрощает

взаимодействие с органами власти: ответы на обращения граждан,

библиотеки законодательных актов, бланков для заявлений и других. С помощью электронного правительства власть становится «ближе», так как делает открытыми и доступными цели и задачи, отчитывается за результат политики. Как показывают результаты выше обозначенного анкетирования, в политической социализации молодежи такие сервисы играют большую роль, в частности, облегчает вхождение в процесс взаимодействий с органами власти: подросток с 14-ти лет сталкивается с бюрократическими

процедурами при получении гражданского паспорта, далее при окончании школы и поступлении в ВУЗ и так далее. В интернете гораздо проще узнать необходимую информацию, нежели стоять в очередях в коридорах власти.

В перерывах между предвыборными кампаниями политические партии и общественно-политические организации используют Интернет как основное средство массовой пропаганды своих взглядов. Политические лидеры показывают отношение к той или иной проблеме посредством личных блогов или твиттера. Как показывает анкетирование старшеклассников, такие ресурсы не представляют для них особенного интереса, хотя они знают об их существовании.

Помимо этого, стоит отметить, что Интернет обладает своими уникальными политическими зонами. К примеру, в современном мире через социальные сети идет активное распространение политических анекдотов, карикатур и любительских видео-шаржей. Существуют и

специализированные ресурсы24, на которых публикуют «свежие» политические анекдоты, фото- и видео-казусы, но сами по себе данные ресурсы не популярны среди молодежи. Материалы с подобных сайтов становятся интересными для них, когда попадают в социальные сети, так как имеют развлекательный потенциал и часто пользуются популярностью, создавая «карикатурный» образ власти, как на российском, так и на мировом уровне.

24 Например, http://politanekdot.com/, http://politik-an.narod.ru/, http://anekdoti-

iz.narod.ru/anekdoti politicheskie/, http://politfun.net/, http://kremlingremlin.ru/, http://politanekdot.ru/ и прочие. (дата обращения: 17.08.2011).

С другой стороны, создаются специализированные политические форумы, а также профильные группы в социальных сетях. Группы в социальных сетях также очень интересный ресурс для анализа, так как молодежь активно вступает в ряды членов таких групп (анализ 10 популярных политических групп в социальной сети «Вконтакте» показал, что молодежи в составе таких групп, в среднем, 67%). Но скорее всего, такое членство «для галочки», ведь количество групп, в которые вступил пользователь социальной сети - показатель его активности для других пользователей.

Агенты направленной политической социализации в 2000-е годы приобретают новые импульсы для формирования политической идентичности российской молодежи. Значительный потенциал в привлечении внимания к политическим проблемам, получению разноплановой политической информации молодежью имеет Интернет. Традиционным агентам политической социализации, таким как семья, школа, ВУЗ, остается «только научить» молодежь анализировать потоки политической информации, а не отстраняться от них, оставляя в необъятном виртуальном пространстве и захватывающем живом общении со сверстниками.

Список литературы

1. Доган М., Пеласси Д. Сравнительная политическая социология. - М., 1994

2. Дробижева Л.М. Российская и этническая идентичность: противостояние или совместимость / Россия реформирующаяся. М., 2002. и другие.

3. Екадумова И.И. Политическая социализация личности как категория политической науки иКЬ: http://credo-new.narod.ru (дата обращения: 24.04.2007);

4. Истон Д., Деннис Дж. «Дети в политической системе: основа

политической законности» // Вестн. Моск. ун-та. Сер.18, Социология и политология. - 2001. - № 3.

5. Колобова С.А. Политическая социализация граждан в условиях модернизации Российской Федерации // Власть. - 2009. - № 9.

6. Конода И. Политическая социализация в современном российском обществе // Власть. - 2007. - № 4.

7. Лапкин В.В., Семененко И.С. Нет развития без самопознания. Независимая газета. 30.03.2010 иКЬ: http://www.ng.ru/scenario/2010-03-30/9 developement.html (дата обращения: 19.01.2011).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Малаканова О.А., Акифьева Ю.Н. Агенты политической социализации: теоретико-методологические и исследовательские аспекты изучения. Вестник СамГУ. - 2006. - № 10/1 (50).

9. Малахов В. Неудобства с идентичностью иКЬ: http://www.archipelag.ru/geoculture/new ident/interpretatio/discomfort/ (дата обращения: 22.07.2011)

10. Меграбян А.А. Межпредметный характер теоретико-методологического

базиса исследования политической социализации личности и его значение. - Южно-Российский научно-образовательный Центр ИСПИ РАН иКЬ: http://www.koobpolit.ru/megrabian a a/index23 (дата

обращения: 23.05.2008)

11. Орачева О.И., Подвинцев О.Б. Политическая мысль в терминах и лицах. -Пермь, 1998

12. Попова О.В. Особенности политической идентичности в России и странах Европы // Полис. - 2009. - № 1.

13. Попова О.В. Политическая идентификация в условиях стабильности и трансформации общества. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора политических наук. СПб., 2002;

14. Самаркина И.В. Политическая социализация: технологии включения личности в систему политических отношений // Политические технологии. - Ростов-на-Дону, 1998.

15. Степанова Е. Н. Политическая социализация в информационном обществе // Известия Алтайского государственного университета. - 2007. - №4-1.

16. Тимофеев И. Российская политическая идентичность сквозь призму интерпретации истории // Вестник МГИМО. - 2010. - № 3 иКЬ: http://www.perspektivy.info/print.php?ID=64421 (дата обращения: 22.07.2011).

17. Торни-Пурта Дж. Политическая социализация подростков в изменяющемся контексте: Международное исследование в духе Невитта Сэнфорда / Политическая психология. Хрестоматия. - М., 2007.

18. Шестопал Е.Б. Политическая социализация и ресоциализация в современной России // Полития. - 2005. - № 4;

19. Щеглов И.А. Политическая социализация личности и современный исторический процесс // Социально-гуманитарные знания. - 2000. - №4.

20. Щеглов И.А. Проблемы западных разработок политической социализации

// Теория и практика общественного развития. - 2010. - №4. иКЬ:

http://teoria-practica.ru/ru/-4-2010 (дата обращения: 17.07.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.