6. Корнилов С.Н., Рахмангулов А.Н., Трофимов С.В. Управление транспортными системами. Теоретические основы: учеб. пособие. - Магнитогорск: МГТУ, 2001. - 191 с.
7. Изыскание эффективных вариантов отработки железорудных месторождений Бакальского рудного поля / С.Е. Гавришев, В.Н. Калмыков, С.Н. Корнилов [и др.] // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. - 2012. - № 1 (37). - С. 5-10.
8. Оценка эффективности работы автосамосвалов ОАО «АТУ» при рекультивации карьера «Западный» / С.Е. Гавришев, С.Н. Корнилов, А.М. Крупнов [и др.] // Горный журнал. Черные металлы. Специальный выпуск. - 2012.
9. Гавришев С.Е., Рахмангулов А.Н., Управление развитием горнодобывающего предприятия. Информационные модели и методы. -Магнитогорск: МГТУ им. Г.И. Носова, 2002. - 245 с.
УДК 656. 073
ФОРМИРОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ В ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ДОСТАВКИ ПОЛЕЗНОГО ИСКОПАЕМОГО ПОТРЕБИТЕЛЯМ Макуха П.А., Корнилов С.Н.
ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова» (МГТУ), 455000, г. Магнитогорск, пр-т Ленина, 38,
кафедра «Промышленный транспорт», [email protected] Аннотация
В статье рассматривается систематизация показателей работы логистической системы доставки полезного ископаемого потребителям. Ключевые слова: доставка полезного ископаемого, виды деятельности при доставке, логистические элементы, абсолютные и относительные показатели работы, исходные, промежуточные и результирующие показатели работы.
FORMATION OF INDICATORS OF LOGISTICS SUPPLY SYSTEM
OF ELEMENTS IN DELIVERY OF MINERAL RESOURCES CUSTOMERS Makuha P., Kornilov S.
Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov Abstract
This article presents the performance indicator systematization of logistical system of mineral products delivery to consumers.
Key words: mineral products delivery, activities in delivery, logistical elements, absolute and relative performance indicators, initial, intermediate and resultant performance indicators.
Деятельность любых предприятий, в том числе горнодобывающих
К вопросу о структуре логистической системы снабжения потребителей ископаемым сырьём
и транспортных, оценивается определёнными показателями работы. По ним устанавливают цели существования предприятий, определяют количество ресурсов, необходимое для достижения этих целей, рассчитывают себестоимость выпускаемой продукции или услуг и выясняют рентабельность или эффективность его функционирования [1,7]. Использование системы показателей работы становится более актуальной, когда добывающую, транспортную, складскую и производственную деятельности организуют с использованием идеи логистики для согласования различных работ. В этом случае необходимо знать, чем занимается каждый участник процесса и какими показателями это оценивается. В данной работе представлена система показателей работы элементов логистической системы доставки полезного ископаемого потребителям.
Для оценки тех или иных видов деятельности применяют различные показатели. Современная статистика все показатели работы делит на абсолютные и относительные [3,4].
Абсолютные показатели дают представление об объеме проделанной работы. Так, при работе экскаваторов абсолютными показателями являются объёмы экскавируемой породы в м3 и время экскавации этой породы в часах. При работе автомобилей такими показателями будут объём перевезённой породы в тоннах и время перевозки этой породы в часах. Для характеристики работы складов абсолютными показателями будут приход и расход на складе в тоннах, изменение остатков породы в тоннах, время работы склада в часах [6].
Абсолютные показатели не дают полного представления об изучаемом явлении, не показывают его структуру, соотношения между отдельными частями. Эти функции выполняют определяемые на их основе относительные показатели.
Относительный показатель даёт числовую меру соотношения двух абсолютных величин. Чаще всего он выражается в процентах и коэффициентах. Однако может выглядеть и в форме соотношения двух различных величин. Так соотношение объёма экскавируемой породы и времени её экскавации даёт часовую производительность экскаватора в м /ч. Соотношение объёма перевезённой породы автомобилем и времени перевозки этой породы даст часовую производительность автомобиля в т/ч.
Статистика сегодня оперирует конечными показателями работы предприятий, такими, как выработка продукции предприятием за определённый период, время работы оборудования, количество проведённых ремонтов и время их проведения [4]. Все остальные параметры проводимых работ остаются не рассматриваемыми.
Деление показателей на абсолютные и относительные созданы для статичных условий ведения хозяйства. В таком делении невозможно увидеть, каким образом показатели зависят друг от друга. В условиях динамичного ведения хозяйства это является неприемлемым. Проблема будет усугубляться при введении в хозяйственную деятельность элементов логистики, когда различные виды деятельности измеряются разными показателями и выражаются разными единицами измерения. Так, объём по-
роды в м переводится в массу породы в тоннах через плотность, измеряемую в т/м . Однако сама плотность породы может быть в естественном и разрыхлённом состоянии. Более того, плотность зависит от многих факторов, например таких, как влажность, зольность, гранулометрический состав и так далее.
В связи с приведёнными суждениями деление показателей на абсолютные и относительные является недостаточным. Такое деление не может удовлетворить предприятия, работающие в динамически изменяющихся условиях, и использующие при организации работ принципы логистики [5,7,8].
Показатели работы, характеризующие деятельность какого-либо объекта, имеют достаточно сложные взаимосвязи. Совокупность показателей включает в себя как показатели, которые берутся из сводок и из справочного материала, так и те, которые получаются расчётным путём. В совокупность показателей также входят такие, которые показывают потенциальную возможность использования оборудования организации, и такие, которые показывают итоговые результаты их работы. Поэтому с точки зрения логистического подхода к рассматриваемым видам деятельности все показатели работы предлагается делить на три группы: исходные, промежуточные и результирующие.
К исходным показателям отнесены показатели, которые рассчитываются на основании отчетных данных и технических характеристик работающего оборудования. Эти показатели используются при расчете других показателей.
К промежуточным показателям отнесены показатели, которые могут быть получены расчётным путем из исходных показателей, однако они не характеризуют работу организации в целом. Они предназначаются для последующего расчёта других промежуточных показателей, а также результирующих показателей организации.
Результирующие показатели характеризуют работу организации в целом. Они рассчитываются на основании исходных и промежуточных показателей, и могут быть использованы при расчётах других результирующих показателей.
Исходные, промежуточные и результирующие показатели могут быть как абсолютными, так и относительными. Более того, описываемое разделение показателей наполняют абсолютные и относительные показатели новым содержанием. Так, при описании экскавации и погрузки породы экскаватором, ёмкость ковша и коэффициент его наполнения являются не просто абсолютным и относительным показателями, а используются для расчёта массы помещаемого в ковш груза. Масса груза в ковше экскаватора, в свою очередь, является не просто абсолютным показателем, характеризующим наполняемость ковша, а необходима для расчёта объёма работы экскаватора в течение часа и смены.
На рис. 1 представлена предлагаемая совокупность показателей работы горнодобывающего предприятия, сгруппированных по элементам
Формирование показателей работы логистических элементов в логистической системе доставки полезного ископаемого потребителям
логистической системы: входного, выходного, перерабатывающего, накопительного и транспортного [1, 9].
Предлагаемая систематизация показателей позволяет на основе понимания их взаимосвязей оперативно реагировать на изменение ситуации. Кроме того, система показателей характеризует связи между логистическими элементами и позволяет оценить эффективность логистического управления потоками. Разработанную систему показателей предполагается использовать при построении математической модели оптимизации затрат логистической схемы продвижения материальных потоков на горнодобывающем предприятии.
Библиографический список
1. Транспортная логистика: учебное пособие / С.Е Гавришев, Е.П. Дудкин, С.Н. Корнилов [и др.] - С-Пб.: ПГУПС, 2003. - 279 с.
2. Гоманков В.С. Технология и организация перевозок на железнодорожном транспорте. - М.: Транспорт, 1994.
3. Квагинидзе В.С., Петров В.Ф., Коротецкий В.Б. Эксплуатация карьерного оборудования. - М.: Мир горной книги, 2009.
4. Статистика: курс лекций / под ред. В. Г. Ионина - Москва: Ин-фра-М, 1998.
5. Тариков Д.Ш., Корнилов С.Н. Моделирование работы транс-портно-грузовых комплексов горно-обогатительных предприятий // Сборник научных трудов SWorld. Материалы международной научно-практической конференции «Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2012». - Одесса: КУ-ПРИЕНКО, 2012 - Т. 2. № 4. - С.20-24.
6. Корнилов С.Н., Рахмангулов А.Н., Трофимов С.В. Управление транспортными системами. Теоретические основы: учеб. пособие. - Магнитогорск: МГТУ, 2001. - 191 с.
7. Изыскание эффективных вариантов отработки железорудных месторождений Бакальского рудного поля / С.Е Гавришев, В.Н. Калмыков, С.Н. Корнилов [и др.] // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. - 2012. - № 1(37). - С.5-10.
8. Оценка эффективности работы автосамосвалов ОАО «АТУ» при рекультивации карьера «Западный» / С.Е. Гавришев, С.Н. Корнилов, А.М. Крупнов [и др.] // Горный журнал. Черные металлы. Специальный выпуск. - 2012.
9. Транспортная логистика: учебное пособие / А.Н. Рахмангулов, С.В. Трофимов, С.Е. Гавришев [и др.] - Магнитогорск:МГТУ,2000.-372с.
логистического вида деятельности приеняемого
наименование
наименование
Формула
наименование
Формула
расчета
расчета
бурение скважин буровые машины
Текнич. производ. Уст буровой машины
вместимость скважины
Коэффиц. и с польз. Кист
Линия сопротивл.
киркв {е / др)
_Производительн. буровой машины
Уст * ем
Обьём р
Обч * Тем * Кист
га ? 2» Й
.......станка.......
Высота уступа р|уст Угол наклона Ьскв
Растоян. между
необходимое
скважины Коэффициент
с ближе н и я скваж. Количество
скваж. в ряду Растоян. между
рядами [лу_6и на перебург Глубин;
количество
бур. I
округл вверх (ОнзчШбч^)
:ины
Выход гор
¡¡г Ьскв + 1п 1уТ));Ьус?а""
Диамет скважины
Гравиметрич. пл.
Удельный расход
взрывчат, вещ. Время работы Тем в смену__
Экскавация и
плотность породы
_Производительн.
ковш а экс ка в атор а..............
_Время цикла_ _1ц _
Е * ке * гор
_Производительн.
__Г£Т1_.........
* ГГ1Э * ПК
в автомобили
экскватора плотность породы
в ковше экскавтора
экскаватора Обьём работы
.............¡Н1.............
С3эч1 * Тем* Киз
в естеств. со стоя н. козфициент
за смену Обьём работе
0зч1 *Тсм *Киэ
наголнения ковша козфициент раз р. кр
необходимое
округлвверх (пан1/па1;0)
породы в ковше
_ _)емя работы Тем
в смену Коэффиц. использ. Киз
количество экскават. _Производительн.
Озч 'Тем * Киз * пэн1
экскватора
всех экскаваторов
транспортный Перевозка автомобили __элемент породы
грузоподъёмность £
ёмкость кузова V
время разгрузки 1р время манёвров
:олич. погр ужа ем ых
часов, произв.
1мп
при погрузке время манёвров 1мр
время погрузки нее а гр уз а в кузов ( коэфиц. исп. груз о п время движения
1 автомобиля Обьём работы а СМенУ....
........Ъоб.........
Оач1 *Тсм
необходимое
<оличество автомоб.
округлвверх(Орсч/Оач1 ¡0)
расстояние
время о
1п + 1мп + ^
перевозки скорость движения удвг с грузом
интервал движения
+ 1р +1мр 1п +1мп
_ вс _ з_в х_о б й ^бъём работы всех
гоб
Оасм1 * нан1
автомоб. за смену
скорость движения
количество автомоб.
округлвниз(1об / ¡р1 ; 0 [
_ без груза _ !ремя работы__Тем
интервал движения