Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У ПАЦИЕНТОВ ГОСПИТАЛЯ ВОВ ПОСРЕДСВАМ ТРЕНИНГА'

ФОРМИРОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У ПАЦИЕНТОВ ГОСПИТАЛЯ ВОВ ПОСРЕДСВАМ ТРЕНИНГА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PSYCHOLOGICAL WELL-BEING / FORMATION / U-TEST / TRAINING / WWII HOSPITAL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тихоненко А.В., Живаева Ю.В.

The article investigates the formation of psychological well-being indicators in WWII hospital patients. The indexes obtained in the course of the study before and after the training conducted by means of techniques aimed at the study of psychological well-being. And to draw conclusions about the research and the effectiveness of the implemented training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У ПАЦИЕНТОВ ГОСПИТАЛЯ ВОВ ПОСРЕДСВАМ ТРЕНИНГА»

Использованные источники:

1. Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики. 2014. С.194-198

2. Ахметжанова Г.В., Чугунова Р.Р. Образование и общество. 2015. Т. 3.

№92. С. 46-48.

3. Кустов Ю.А., Щербакова О. Ю.

Тихоненко А.В.

Живаева Ю.В.

кафедра клинической психологии и психотерапии с курсом ПО Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого» Министерство здравоохранения Российской Федерации

Россия, г. Красноярск

ФОРМИРОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У ПАЦИЕНТОВ ГОСПИТАЛЯ ВОВ ПОСРЕДСВАМ ТРЕНИНГА

Ключевые слова: psychological well-being, the formation, U-test, training, WWII hospital.

Аннотация: The article investigates the formation of psychological well-being indicators in WWII hospital patients. The indexes obtained in the course of the study before and after the training conducted by means of techniques aimed at the study of psychological well-being. And to draw conclusions about the research and the effectiveness of the implemented training.

Проблема психологического благополучия личности является одной из фундаментальных в психологии, поэтому интерес к ней сохраняется на протяжении всей истории психологической науки. Традиционно психологическое благополучие рассматривалось через противопоставление психологическому нездоровью и неблагополучию. В настоящее время активно изучается связь психологического благополучия с различными особенностями личности (смысложизненными ориентациями, суверенностью психологического пространства, стратегиями жизни и т.д.). Важность проблемы психологического благополучия личности определяется ее высокой значимостью для решения важнейших вопросов конструктивного развития и функционирования личности, а также недостаточностью теоретических и эмпирических исследований в данной научной области[4].

С целью исследования возможности формирования компонентов психологического благополучия у пациентов госпиталя ВОВ посредством тренинга был реализован формирующий эксперимент. Тренинг был организован и проведен с пациентами госпиталя ВОВ. Количество выборки-20 человек (7-мужчин, 13-женщин).

В целях исследования и дальнейшего сравнения первичных и повторных показателей психологического благополучия была использована

методика К.Рифф «Шкалы психологического благополучия». В дальнейшем была описана используемая методика и на основе первичных результатов исследования, была выделена контрольная и экспериментальная группа для дальнейшего исследования. Экспериментальную группу составили исследуемые, с показателями ниже, чем у контрольной.

В ходе анализа результатов первичной диагностики было выявлено следующее: по шкале «Позитивное отношение с окружающими» 35% низких показателей, по шкале «Автономия» 55% низких показателей, по шкале «Управление окружающей средой» 40% низких показателей, по шкале «Личностный рост» 45% низких показателей, по шкале «Цели в жизни» 30% низких показателей, и по шкале «Самопринятие» 40% низких показателей.

Тренинга состоит из девяти занятий. Каждое занятие преследует достижение определенной цели. В ходе тренинга были реализованы следующие задачи: формирование автономии личности; определение целей в жизни; проработка тревог, страхов и внутренних конфликтов; раскрытие различных сторон личности; развитие позитивного мышления. После проведения разработанного тренинга были получены следующие результаты.

По данным шкалы «Позитивные отношения с окружающими», высокие (55%) и средние показатели (35%) свидетельствуют о наличии у испытуемых близких, приятных, доверительных отношений с окружающими; желания проявлять заботу о других людях; способности к эмпатии; наличии навыков, помогающих устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми. Кроме этого, данная характеристика включает в себя желание быть гибким во взаимодействии с окружающими, умение прийти к компромиссу. Низкие показатели по данной шкале не превышают 10%.

Из результатов, полученных по шкале «Автономия» можно сказать, что 55% высокие показатели, а 40% - средние. Исходя из этого, можно говорить о том, что испытуемые имеют такие качества, как независимость, способность противостоять социальному давлению в своих мыслях и поступках. А также способны регулировать собственное поведение и оценивать себя исходя из собственных стандартов. Низкие показатели по данной шкале - 5%.

Анализируя полученные результаты по шкале «Управление средой», можно сделать следующие выводы: чувство уверенности и компетентности в управлении повседневными делами, способность эффективно использовать различные жизненные обстоятельства, умение самому выбирать и создавать подходящий контекст для реализации личных потребностей и ценностей, а также умение осуществлять разнообразные виды деятельности присущи 95% респондентам, причем у 45% испытуемых эти качества находятся на более высоком уровне. Низкие показатели приравнялись к 5%.

По шкале «Личностный рост» у 65 % респондентов высокие и у 25 % средние значения. Из этого следует, что испытуемые обладают чувством продолжающегося развития и реализации своего потенциала, видят свой рост и экспансию, открыт новому опыту, наблюдает все большее совершенствование себя и своего поведения с течением времени. У

исследуемых этот компонент психологического благополучия находящийся на низком уровне составляет 10%.

Полученные результаты по шкале «Цели в жизни», свидетельствуют о высоком уровне психологического благополучия у 45% респондентов и среднем у 40%. Из этого следует, что наличие целей в жизни и чувства осмысленности своего прошлого и настоящего им присуще. У них сформированы убеждения, придающие жизни цель, а также есть основания и причины для того, чтобы жить. Для исследуемых нами людей данной выборки характерны низкие баллы по данной шкале в 15%.

Результаты по шкале «Самопринятие». Высокие 60% и средние 30% значения. Это означает, что они обладают позитивным отношением к себе и своему прошлому, осознают и принимают разные стороны своего Я, включая как положительные, так и отрицательные качества. Для исследуемых нами людей данной выборки низкие баллы по данной шкале стали характерны лишь для 10%.

В ходе реализации повторной диагностики были получены данные, которые мы сравнили с результатами первичной диагностики.

Таким образом, на основании полученных данных, показатели изменились по всем шкалам в сторону высоких показателей. Высокие показатели выше или равные 50% стали наблюдаться в шкалах «Позитивные отношения», «Автономия», «Личностный рост» и «Самопринятие». Средние показатели также повысились и стали в основном одинаковыми по всем шкалам, однако, показатели по шкале «Управление средой» стали равны 50%. Шкалы с низкими показателями уменьшились. Максимальный процент по этому показателю стал равный 15% «Цели в жизни». Мы считаем позитивным результатом проведения тренинговой работы, увеличение процентного соотношения средних и высоких показателей психологического благополучия у пациентов госпиталя ВОВ.

Для выявления эффективности тренинга, полученные результаты были обработаны при помощи и-критерия Вилкоксона, позволяющего выявить достоверность полученных результатов. Статистически достоверно различаются с вероятностью допустимой ошибки меньше 0,05 по всем шкалам методики Кэрол Рифф «Шкалы психологического благополучия». На основании результатов статистической обработки можно сделать вывод о том, что статистический анализ выявляет значимость различий между показателями первичной и повторной диагностик. Это свидетельствует о том, что для формирования показателей компонентов психологического благополучия пациентов госпиталя ВОВ необходимо проводить регулярную, организованную коррекционно-профилактическую работу.

Использованные источники:

1. Большаков В.Ю. Психологический тренинг. СПб., 1996

2. Брэдберн, Н. Структура психологического благополучия/ Н. Брэдберн.-Ярославль.: Инфра. 2005.- 13с.

3. Живаева, Ю.В., Тихоненко, А.В. Исследование показателей

психологического благополучия пациентов госпиталя ВОВ (статья) 2015г.

4. Шевеленкова, Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. 2005. No. 3. С. 95-129

5. Фесенко П. П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности / Москва, 2005.- 206 с.

УДК 1174

Толстова М.В. студент 4 курса, группы ЭУ-13 Мельникова Н.А. студент 4 курса, группы ЭУ-13 факультет управления и социально-технических средств Нижегородский государственный педагогический

университет им. К. Минина Россия, г. Нижний Новгород СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В наше время, в время изменений, меняются многие стороны общественного строя, в том числе меняются аспекты сферы образования. Меняются стандарты обучения, учебные планы, дисциплины. Развитие современного образования происходит в условиях информатизации общества, с использованием многообразных образовательных программ и методик, различных инновационных технологий и стандартов. В статье рассматривается роль внедрения современных образовательных технологий в учебный процесс. Приводятся примеры самых популярных и эффективных технологий в современное время, таких как проектная и личностно-ориентированная технологии. Также встает вопрос о важности использования информационно-коммуникационных технологий как в самостоятельной деятельности обучающихся, так и образовательного процесса в целом.

Ключевые слова:технология, метод, информатизация, учебный процесс, личностно-ориентированная технология, проектная технология, информационно-коммуникационные технологии, обучающийся, педагог, инновации.

Tolstova M. In, Melnikova N. A.

Students of the EU-13 group Nizhny Novgorod state pedagogical university of K. Minin

Russia, NizhnyNovgorod 4 course, faculty of management and social technical means MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES Presently, in time of changes, many parties of a social order change, including aspects of education change. Standards of training, curricula, disciplines change. Development of modern education happens in the conditions of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.