Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРИКЛАДНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КУРСА МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ С ЭКОНОМИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРИКЛАДНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КУРСА МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ С ЭКОНОМИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
финансовая / математическая грамотность / задачи с экономическим содержанием / образование / financial / mathematical literacy / tasks with economic content / education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ботвинева Наталья Юрьевна, Еамидова Сээр Ибрагымоена

Исследования подтверждают тесную связь между финансовой и математической грамотностью. Поэтому особое внимание должно быть уделено систематическому и целенаправленному формированию этих навыков у обучающихся. Начинать следует с перехода ребенка в основную школу, когда ученики уже освоили основные математические понятия, которые могут быть применены в экономических задачах. Кроме того, этот период характеризуется изменением активности учащихся и большим вниманием к общению со сверстниками, что создает благоприятные условия для формирования готовности к грамотному финансовому поведению. Современное образование активно развивает навыки решения экономических задач, учитывая расширение сферы их практического применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research confirms the close relationship between financial and mathematical literacy. Therefore, special attention should be paid to the systematic and purposeful formation of these skills in students. It should begin with the child's transition to primary school, when students have already mastered the basic mathematical concepts that can be applied in economic problems. In addition, this period is characterized by a change in student activity and great attention to communication with peers, which creates favorable conditions for the formation of readiness for competent financial behavior. Modern education actively develops skills in solving economic problems, taking into account the expansion of their practical application.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРИКЛАДНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КУРСА МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ С ЭКОНОМИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ»

УДК 378.2

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРИКЛАДНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КУРСА МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ С ЭКОНОМИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ

Ботвинева Наталья Юрьевна доцент, кандидат педагогических наук Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки (г. Ессентуки);

Гамидова Сээр Ибрагымовна студентка 5 курса

Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки (г. Ессентуки)

Постановка проблемы. Современный школьный курс математики имеет уклон на практическое применение этой науки в реальной жизни. Учеников учат решать математические задачи, связанные с экономикой, чтобы они могли использовать эти знания в будущей профессиональной деятельности. В различных исследованиях методической науки активно изучается применение математических знаний на практике.

Преподавание математики с акцентом на прикладное направление включает изучение математической теории в процессе решения реальных задач, развитие навыков самостоятельной работы с помощью справочной литературы, а также формирование интереса у учеников к этому предмету. Особое внимание уделяется развитию умения решать задачи, связанные с экономикой. Важно, чтобы школьники овладели математическими и экономическими понятиями, которые они будут встречать в своей жизни и в практической деятельности. Прикладное направление математики должно проявляться не только в изучении разделов, имеющих прикладной характер, но и в формировании конкретных представлений о значимости математики в смежных науках, хозяйстве и умении применять математические знания на практике. Таким образом проблема исследования заключается в поиске способов внедрения практической составляющей математического курса в общеобразовательных школах, путем решения задач с экономическим содержанием.

Изложение основного материала исследования. Реализация прикладной математики требует взаимодействия с другими областями обучения и является предметом исследования педагогов и методистов. Общая цель общества и школы заключается в обеспечении будущего поколения знаниями финансовой грамотности, которая будет полезна в дальнейшем научно-техническом прогрессе. Частная цель каждого человека в образовании состоит в раскрытии своего потенциала и достижении высокого уровня развития.

Гуманизация математического образования в школе предполагает, что каждому человеку должна быть предоставлена возможность получить математическую подготовку, соответствующую его интересам и способностям.

Методическая наука "финансовая грамотность" имеет значительное количество исследований, связанных с вопросами обучения учащихся применению математических знаний в финансовой сфере. Грамотное планирование финансового будущего способствует повышению уровня жизни, обеспечению уверенности в завтрашнем дне, стабильности общества и развитию экономики страны. Финансовая грамотность включает в себя знание финансовых терминов и рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных финансовых решений.

Особенно актуальное значение финансовая грамотность имеет в периоды финансовых кризисов. Одной из первых программ, направленных на развитие финансовой грамотности в России, стала концепция национальной программы повышения финансовой грамотности населения, разработанная в 2008 году, которая придавала большое значение финансовому образованию детей и молодежи. Одной из основных проблем, связанных с низким уровнем финансовых знаний граждан, была неспособность принимать обоснованные решения относительно финансовых продуктов и услуг. Эффективные финансовые решения требуют применения математических расчетов и моделей.

Исследования подтверждают тесную связь между финансовой и математической грамотностью. Поэтому важно систематически и целенаправленно формировать финансовую и математическую грамотность у обучающихся. Это следует начинать с момента перехода ребенка из начальной в основную школу (5-й класс, 10-12 лет) [2]. В этом возрасте учащиеся уже осваивают основные математические понятия, которые могут быть применены в экономических задачах. Кроме того, переход в основную школу характеризуется изменением активности учащихся и большим вниманием к общению со сверстниками, что создает условия для формирования готовности к грамотному финансовому поведению.

Современное образование стремится быть наиболее полезным и применимым в реальной жизни. Одним из способов достижения данной цели представляется введение практической составляющей в курсе математики, основанной на решении экономических задач. Экономика играет высокую роль в повседневной жизни каждого из нас [31. Мы сталкиваемся с экономическими вопросами на постоянной основе, будь то закупка товаров и услуг, управление финансами или анализ рынка. Поэтому владение навыками решения математических задач с учетом экономического содержания является неотъемлемым и практически полезным для современного человека.

Ключевая идея формирования прикладной направленности заключается в том, чтобы использовать экономические примеры и задачи как основу для изучения математических понятий и методов [4]. Например, при изучении процентов можно использовать задачи на расчет прибыли от инвестиций или на расчет кредитных процентов. При изучении функций можно рассматривать задачи на оптимизацию экономических показателей, таких как прибыль или издержки. Таким образом, обучающиеся смогут применять математические знания и навыки в реальных экономических ситуациях.

Подход к преподаванию математики с использованием задач с экономическим содержанием имеет несколько преимуществ. Во-первых, такой подход делает учебный процесс более интересным и понятным для студентов. Задачи, связанные с экономикой, ориентированы на реальные ситуации, что делает материал более доступным и применимым. Во-вторых, он помогает развить не только математические навыки, но и экономическое мышление и аналитические способности учащихся. Студенты научатся применять математические методы для решения экономических проблем, что поможет им развить навыки критического мышления и принятия решений. В-третьих, такой подход готовит студентов к будущей профессиональной деятельности, связанной с экономикой. Формирование педагогических возможностей прикладной направленности курса математики через решение математических задач с экономическим содержанием является одним из эффективных методов обучения. Математика как наука играет важную роль в практической сфере, включая экономику. Применение математических знаний в экономических областях становится все более необходимым.

Поэтому приобретение таких знаний, а также развитие навыков и умений в решении математических задач с экономическим содержанием может быть достигнуто путем прикладного подхода в обучении математике.

Основной целью формирования педагогических возможностей курса математики, ориентированного на практическое применение, является раскрытие применимости математических знаний в различных экономических ситуациях. Кроме того, этот курс направлен на развитие критического мышления и аналитических способностей у студентов, а также на формирование практических навыков использования математики в контексте экономики. Для достижения этих целей необходимо разработать учебную программу, включающую математические задачи, имеющие прямое отношение к ситуациям из экономической практики. Решая такие задачи, студенты смогут не только усвоить математические методы и концепции, но и увидеть, как они применяются в реальной жизни.

Для эффективного обучения такому курсу необходимо использовать различные педагогические методики, стимулирующие активное взаимодействие студентов с материалом и их самостоятельное практическое применение при решении задач. Применение интерактивных уроков, групповых проектов и практических занятий позволит учащимся лучше понять связь между математикой и экономикой, а также развитие навыков креативного и критического мышления. Обучение финансовой математике ориентировано на применение математической теории для решения практических задач с экономическим содержанием.

Главная цель этого направления - развитие у школьников навыков самостоятельной работы с использованием справочной литературы и формирование устойчивого интереса к предмету. Необходимо понимать, что математика и финансовая грамотность неразрывно связаны друг с другом и их взаимодействие существенно в учебном процессе. Кроме того, концепция экономической и финансовой грамотности включает в себя развитие творческого, самостоятельного и критического мышления у учащихся.

Выводы. Повышение уровня экономической и финансовой грамотности открывает двери к эффективному управлению личными финансами. Это включает в себя умение вести учет расходов и доходов домохозяйства, а также осуществлять как краткосрочное, так и долгосрочное финансовое планирование. Кроме того, грамотность в финансах помогает найти правильное соотношение между сбережениями и потреблением, разбираться в особенностях различных финансовых продуктов и услуг, а также быть в курсе последних новостей на финансовых рынках. Благодаря этому, каждое решение в отношении финансовых продуктов и услуг будет обоснованным и осознанным, а каждое принятое решение будет нести за собой ответственность. И, конечно же, надлежащая планировка и осуществление пенсионных накоплений станут компетентной и эффективной. Обучение решению экономических задач согласуется основными целями обучения математике:

• в направлении личностного развития: роль математики в развитии торговли с начальных этапов её формирования; способность к принятию решений, связных с распределением бюджета и его заблаговременным планированием в условиях кризиса;

• в метапредметном направлении: составление таблиц доходов и расходов денежных средств, построение моделей для мгновенного расчёта вырученной денежной суммы;

• в предметном направлении: определение цены некоторого количества товара, определение цены товара до и после скидки, определение суммы кредита при вложении.

Задачи с экономическим содержанием в школьном курсе математики имеют ряд основных функций:

1. Формирование базового уровня экономической грамотности у обучающихся, что позволяет им успешно адаптироваться в современной социально-экономической среде.

2. Расширение представлений об экономических отношениях, включая такие понятия, как цена, количество товара, скидка, уценка, сделка, выручка, вклад, кредит, акция и другие.

3. Мотивация обучающихся и поддержание их интереса к математике через решение экономических задач.

4. Установление метапредметной связи между математикой, экономикой и финансовой математикой.

5. Формирование практических навыков решения экономических задач в рамках школьного курса математики.

6. Развитие навыков математического моделирования для решения экономических задач реальной жизни.

В результате внедрение математических задач с экономическим содержанием в образовательный процесс позволит обогатить и педагогические возможности курса математики, и практическое применение этой науки, и развитие необходимых навыков для успешной работы в экономической сфере.

Аннотация. Исследования подтверждают тесную связь между финансовой и математической грамотностью. Поэтому особое внимание должно быть уделено систематическому и целенаправленному формированию этих навыков у обучающихся. Начинать следует с перехода ребенка в основную школу, когда ученики уже освоили основные математические понятия, которые могут быть применены в экономических задачах. Кроме того, этот период характеризуется изменением активности учащихся и большим вниманием к общению со сверстниками, что создает благоприятные условия для формирования готовности к грамотному финансовому поведению. Современное образование активно развивает навыки решения экономических задач, учитывая расширение сферы их практического применения.

Ключевые слова: финансовая, математическая грамотность, задачи с экономическим содержанием, образование.

Annotation. Research confirme the close relationship between financial and mathematical literacy. Therefore, spécial attention should be paid to the systematic and purposeful formation of these skills in students. It should begin with the child's transition to primary school, when students have already mastered the basic mathematical concepts that can be applied in economic problems. In addition, this period is characterized by a change in student activity and great attention to communication with peers, which creates favorable conditions for the formation of readiness for competent financial behavior. Modem éducation actively develops skills in solving economic problems, taking into account the expansion of their practical application.

Key words: financial, mathematical literacy, tasks with economic content, éducation.

Литература:

1. Александрова, Т.Н. Финансовая арифметика. Просто как дважды два [Текст] / Т.Н. Александрова, А.А. Минько. -М.: Эксмо, 2020. -240 с.

2. Алексенцев, В.И. Дидактические принципы методики обучения решению математических задач с экономическим содержанием / В.И. Алексенцев // Известия Самарского научного центра РАН. - 2019,- №3-2.

3. Аменд, А.Ф. Экономическое образование и воспитание учащихся IX-X (V-XI) классов [Текст]: Учебное пособие / А.Ф. Аменд. - Челябинск, 2021. - 162 с.

4. Арталь, Л. Мир математики: в 40 т. Т. 19. Ипотека и уравнения. Математика в экономике[Текст] / Л. Арталь, Ж. Салес. - Пер. с исп. -М.: Де-Агостини, 2020. - 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.