ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА
УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Л.Г. Зверева, канд. экон. наук, доцент Р.А. Бельченко, студент
Ставропольский государственный педагогический институт (Россия, г. Ставрополь)
DOI:10.24412/2500-1000-2022-1-1-136-139
Аннотация. В статье рассматривается вопрос формирования финансовой грамотности населения, в частности, учащихся общеобразовательных школ. Рассмотрена необходимость и способы повышения финансовой грамотности. Особую роль в решении этой задачи должна сыграть учебная дисциплина «математика». Кроме того, в данной статье отмечено и значение нового введенного в системе образования предмета «Финансовая грамотность» в качестве самостоятельного.
Ключевые слова: финансовая грамотность, математическая составляющая, роль математики в повышении финансовой грамотности, экономика, экономические отношения.
Со всевозможными финансовыми операциями каждый из нас сталкивается ежедневно. Экономика в нашей стране крайне нестабильна, кризисы и дефолты часто сотрясают нашу жизнь. Многие взрослые люди столкнулись с проблемой - они не знают и не умеют управлять своими финансовыми потоками, следовательно, их не обучали этому целенаправленно, и они не могут сформировать правильное отношение к деньгам у своих детей. Для того чтобы иметь всегда сбережения и приумножать их, необходимо разбираться в банковских услугах и уметь рационально вкладывать свои деньги так, чтобы не потерять их.
Актуальность формирования финансовой грамотности у современных школьников обусловлена тем, что уже с раннего возраста они оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-экономических отношений: самостоятельно покупают товары, используют пластиковые карты и мобильные приложения. Все это требует определенных компетенций, а значит, внедрения в программы школьных предметов задачи формирования основ финансовой грамотности как значимого компонента воспитания подрастающего поколения.
Финансовая грамотность - сложная сфера, предполагающая понимание клю-
чевых финансовых понятий и применение-этих знаний для принятия разумных решений, способствующих экономической безопасности и благосостояния людей. Фи-нансово-грамотноеобщество в большей степени защищено от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций.
Программы обучения современной системы российского образования охватывают все сферы жизнедеятельности современного человека, что обеспечивает необходимую подготовку школьников к взрослой жизни. Исключением до недавнего времени считалась только практическая подготовка детей к нынешним экономическим обстоятельствам.
Финансовая грамотность - это комплекс базовых знаний в области финансов, банковского дела, страхования, бюджетирования личных финансов, которые дают человеку возможность умело подбирать необходимый финансовый продукт или услугу, рационально оценивать, брать на себя риски, грамотно накапливать сбережения. То есть в основе финансовой грамотности лежит умелое управление денежными ресурсами. Поэтому важной задачей общего образования является обучение азам финансовой грамотности. Особую роль в решении этой задачи призвана решать математика, в курсе которой целе-
сообразно поэтапно формировать умение рационально распоряжаться финансами.
Математические навыки необходимы для решения ключевых финансовых задач: решение практико-ориентированных задач позволяет сопоставить теорию школьного курса математики и разнообразные задачи с жизненными ситуациями, с которыми приходится действительно сталкиваться школьникам, коммерческие вычисления помогают ученику видеть практическую направленность математики.Знания математических формул и законов нередко не подкрепляются основами применения их при решении практических задач, и математические знания зачастую оказываются формальными и невостребованными в жизни. Возникаетпотребность формирования экономических знаний на уроках математики.
На уроках математики учащиеся решают задачи, имеющие экономическое содержание, учатся строить и исследовать графики, вычислять процент. Данные познания, безусловнопригодятся, когда человек будет брать кредит, осуществлять вклад и другое.
В учебниках школьной программы 5-9-х классов обычно не включены задания для формирования финансовой грамотности и не содержатся задания, которые «связаны» с современной жизнью общества, такими как: как взять кредит, чтобы сохранить способность вернуть его в срок? Выгодно ли приобретать товары и автомобили в кредит? Как безошибочно распланировать свой бюджет? Возможно ли сохранить накопления в условиях инфляции? - данные вопросы сама жизнь ставит перед гражданами России. Задача педагога - дать знания, сформировать стереотипы поведения и посодействовать в подготовке учащихся к самостоятельной взрослой жизни, в какой-то мере застраховать их от финансовых ошибок. Первичные представления о финансах формируются у детей уже в дошкольном возрасте, а в возрасте 10-12 лет у детей начинают формироваться осмысленные экономические представления. Именно поэтому начинать формировать финансовыекомпетентности учащихся нужно, начиная с 5-го класса.
К методологическим подходам формирования финансовой грамотности относятся компетентностный, который выступает в качестве основы для определения сути финансовой грамотности, ее структуры и содержания, а также места в системе компетенций выпускника общеобразовательной школы; личностно-деятельностный, который подразумевает, что в центре обучения находится непосредственно обучающийся - его мотивы, цели и уникальный психологический склад;контекстный, обеспечивающий сближение учебного процесса с реальной жизнью;практико-ориентированный, который заключается в построении учебного процесса на основе единства и целостности эмоционально-образного и логического компонентов содержания, получения новых финансовых знаний и формирования практического опыта их применения при решении жизненных значимых задач и проблем, эмоционального и познавательного насыщения творческого поиска учащих-
ся;интегративный, который подразумевает взаимодействие образовательных учреждений, представителей предпринимательского сообщества, профессиональных участников финансового рынка, общественных и некоммерческих организаций, родительского сообщества, средств массовой информацииисубъектный, который предполагает, что в процессе формирования финансовой грамотности учащихся будут созданы условия для их личностного развития, выражающегося в способности успешно адаптироваться в постоянно изменяющихся образовательных, социокультурных ситуациях, их потребности в проявлении активности и самостоятельности, в осознании ими ответственности за свое развитие.
Знания ключевых математических приемов расчетов экономических показателей ученикам необходимо получать уже в средней школе. Например, тема «Проценты» может быть применена при изучении планирования личных сбережений и инвестиций. Также учащихся можно познакомить с формулами простого и сложного процентов, с процентной ставкой банка,
научить рассчитывать временную стоимость денег с учетом инфляции и т.д.
Эффективным способом формирования финансовой грамотности школьников в процессе изучения математики является применение контекстных задач. В качестве примера можно привести сюжет такой задачи: «Три подружки Света, Оля и Таня решили купить в школьной столовой пирожные. Стоимость одного пирожного 24 рубля. Как им поступить, если у Светы оказалось при себе 20 рублей, у Оли - 16 рублей, а у Тани оказалось лишь 12 рублей?».
В процессе формирования финансовой грамотности при обучении математике необходимопринимать во внимание уровень подготовки по дисциплине и интересы учащихся, в равной степени реализовы-ваться как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности, иметь возможность представления полученной учащимися информации в форме публичного выступления, заканчивать совместным обсуждением и принятием общих рекомендаций.
Как обстоит вопрос с обучением финансовой грамотности в образовательных учреждениях? Во многих мировых государствах предпринимаются попытки введения предмета «Финансовая грамотность» в качестве самостоятельного предмета или в рамках существующих предметов, изучаемых в школах. Начиная с 1 сентября 2016 года в некоторых регионах России реализуется пилотный проект по обучению финансовой грамотности школьников 2-11 классов. Как отмечается в методических рекомендациях данной учебной дисциплины, материалы и задания включают задачи, практические задания, тесты, игры, эссе, построение диаграмм, исследования и проекты. В ходеоб-учения формируются умения работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
К результатам освоения курса финансовой грамотности в школах относятся:
- применение различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации
- овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- понимание роли денег в семье и обществе;
- способность рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
- определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их разрешения.
При изучении основ финансовой грамотности предполагается преобладание активных и интерактивных методов обучения. К ним относятся: «Мозаика», «Один - два - вместе, «Дерево решений», «Мозговой штурм», «Мини-
исследование», «Кейсы», «Аукцион» и «Диаграмма связей».
Таким образом, одним из наиболее важных вопросов в жизни современного человекаявляется вопрос грамотного распоряжения финансами. Однако не каждый выпускник общеобразовательной школы способен рассчитывать, прогнозировать, оценивать риски. Именно математике при-надлежитособая роль в экономическом образовании школьника. В ее курсе есть множество методов для успешного повышения финансовой грамотности обучающихся. Подготовка с детских или юношеских лет позволит молодым людям в дальнейшем проще приспосабливаться к постоянно меняющейся финансовой сфере. В заключение еще раз необходимо отметить, что знание основных финансовых понятий и умение их применять на практике предоставляет человеку возможность грамотно управлять своими денежными средствами.
Библиографический список
1. Аменд А.Ф. Состояние и развитие теории и практики экономического воспитания школьников. - Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 2004.
2. Вендина А.А. Применение кейс-метода при обучении финансовой грамотности в начальной школе // Практические аспекты дошкольной и школьной педагогики: сборник статей по материалам II международной заочной научно-практической конференции. -2016.
3. Гид по финансовой грамотности. - М.: КНОРУС, 2010.
4. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации.
5. Формирование финансовой грамотности в курсе математики для 5-11 классов.
6. Власов Д.А. Типовые задачи образовательной области «финансовая математика» для учащихся школ // Школьная педагогика. - 2016. - №4. - С. 23-26.
FORMATION OF FINANCIAL LITERACY OF SCHOOLCHILDREN
IN MATH LESSONS
L.G. Zvereva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor
R.A. Belchenko, Student
Stavropol State Pedagogical Institute
(Russia, Stavropol)
Abstract. The article deals with the issue of the formation of financial literacy of the population, in particular, students of secondary schools. The necessity and ways of improving financial literacy are considered. The academic discipline "mathematics" should play a special role in solving this problem. In addition, this article also notes the importance of the new subject "Financial Literacy" introduced in the education system as an independent one.
Keywords: financial literacy, mathematical component, the role of mathematics in improving financial literacy, economics, economic relations.