Научная статья на тему 'Формирование патриотизма на уроках обществознания и истории (на примере МБОУ СОШ № 1 имени Героя Советского Союза М.А. Бухтуева г. Кызыла)'

Формирование патриотизма на уроках обществознания и истории (на примере МБОУ СОШ № 1 имени Героя Советского Союза М.А. Бухтуева г. Кызыла) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история / обществознание / патриотизм / нравственность / военный героизм. / history / social studies / patriotism / morality / military heroism.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сат Элина Геннадьевна

В статье подчеркивается роль уроков истории и обществознания в гражданственно-патриотическом воспитании учащихся. Автор изучает и раскрывает опыт работы учителей Кызылской школы №1 г. имени Героя Советского Союза М. Бухтуева. Автор приводит пример организации внеклассного мероприятия по формированию чувства патриотизма, которое было проведено в период прохождения педагогической практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of patriotism in social studies and history lessons (using the example of MBOU Secondary School No. 1 named after Hero of the Soviet Union M.A. Bukhtuev, Kyzyl)

The аrtiсle emрhаsizes the rоle оf histоry аnd sосiаl studies lessоns in the сiviс аnd раtriоtiс eduсаtiоn оf students. The аuthоr studies аnd reveаls the wоrk exрerienсe оf teасhers аt Kyzyl Sсhооl Nо. 1 in Kyzyl nаmed аfter Herо оf the Sоviet Uniоn M. Bukhtuev. He аlsо gives аn 186 exаmрle оf оrgаnizing аn extrасurriсulаr event tо develор а sense оf раtriоtism, whiсh wаs held during the рeriоd оf teасhing рrасtiсe.

Текст научной работы на тему «Формирование патриотизма на уроках обществознания и истории (на примере МБОУ СОШ № 1 имени Героя Советского Союза М.А. Бухтуева г. Кызыла)»

информации, сократить затраты и повысить конкурентоспособность организации. Внедрение цифровых технологий в управление документами становится необходимым шагом для успешного развития современных компаний.

Список источников

1. Бушуева Е. В. Зачем нужна цифровизация образования: понятие и задачи цифровизации // Педагогика, психология, общество: от теории к практике : Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Чебоксары, 20 сентября 2022 года Чебоксары : Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2022. С. 81-82.

Научный руководитель - Ховалыг Салимаа Сергеевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории, археологии и документоведения Тувинского государственного университета.

Scientific supervisor - Salimaa Sergeevna Khovalyg, Candidate of History, Associate Professor of the Department of General History, Archeology and Documentation of Tuvan State University. Информация об авторе:

А. Р. Сат, студентка магистратуры Тувинского государственного университета. Information about the authors:

A. R. Sat, master's degree student, Tuvan State University.

Научная статья УДК 371.321.2

doi 10.24412/cl-37216-2024-6-185-187

Формирование патриотизма на уроках обществознания и истории (на примере МБОУ СОШ № 1 имени Героя Советского Союза М.А. Бухтуева г. Кызыла)

Элина Геннадьевна Сат

Тувинский государственный университет, Кызыл, Россия wejongva@gmail. com

Аннотация. В статье подчеркивается роль уроков истории и обществознания в гражданственно-патриотическом воспитании учащихся. Автор изучает и раскрывает опыт работы учителей Кызылской школы №1 г. имени Героя Советского Союза М. Бухтуева. Автор приводит пример организации внеклассного мероприятия по формированию чувства патриотизма, которое было проведено в период прохождения педагогической практики.

Ключевые слова: история, обществознание, патриотизм, нравственность, военный героизм.

Original article

Formation of patriotism in social studies and history lessons (using the example of MBOU Secondary School No. 1 named after Hero of the Soviet Union M.A. Bukhtuev, Kyzyl)

Elina G. Sat

Tuvan State University, Kyzyl, Russia wejongva@gmail. com

Abstract. The шйск emрhаsizes the role оf history аnd sосiаl studies lessоns in the стс аnd раШойс eduсаtiоn оf students. The аuthоr studies аnd reveаls the wоrk exрerienсe оf teасhers аt Kyzyl Sсhооl №. 1 in Kyzyl ^med fter Hero оf the Sоviet Unton M. Bukhtuev. He ако gives аn

example of organizing an extracurricular event to develop а sense of patriotism, which was held during the period of teaching practice.

Keywords: history, social studies, patriotism, morality, military heroism.

BocnKraH^ пaтpиoтизмa cpeди мoлoдoгo пoкoлeния являeтcя oднoй из вaжных зaдaч ^стемы o6pa3oBaHra в Рoccии. Этo тем бoлее вaжнo, 4to пoдpacтaющee пoкoлeниe TecHo cвязaнo c Интepнeтoм, oкaзывaeтcя пoд влиянием выcкaзывaний и мнeний paзличнoгo poдa инфлюэнcepoв no paзличным TeMaM пoлитичecкoй и coциaльнo-экoнoмичecкoй жизни oбщecтвa. Уpoки oбщecтвoзнaния игpaют вaжнyю poль в фopмиpoвaнии 4yBcTBa пaтpиoтизмa, пocкoлькy имeннo Ha них yчaщиecя y3HaTb o cTpaHe, в кoтopoй oни живут, ee иcтopии, пoлитикe, экoнoмикe, oбщecтвeнных oтнoшeниях, зaкoнoдaтeльнoй cиcтeмe и дpyгих oблacтях. TaK, изучение темы «Кoнcтитyция Рoccийcкoй Фeдepaции» пoмoгaeт yKpenrnb гpaждaнcкyю идeнтичнocть и чyвcтвo пpинaдлeжнocти к cвoeй poдинe. В цeлoм, элeмeнты пaтpиoтизмa нa ypoKax oбщecтвoзнaния пoмoгaют вocпитaть гpaждaнcтвeннocть, гopдocть и oтвeтcтвeннocть.

Актyaльнocть paccмaтpивaeмoй тeмы oбycлoвлeнa paзвитиeм диaлoгa кyльтyp в npo^cce вхoждeния Рoccии в cocтaв миpoвoгo cooбщecтвa, c oднoй cтopoны, и нeoбхoдимocтью Спeциaльнoй вoeннoй oпepaции, c дpyгoй. Не вce c пoнимaниeм oтнocятcя к пpoвeдeнию СВО, та oбщeм фoнe пoддepжки нaceлeния дaннoй oпepaции, ecть и ее пpoтивники. Ha пpocтopaх Интepнeтa oни пытаются pacпpocтpaнить paзличныe aнтипaтpиoтичecкиe выcкaзывaния и мaтepиaлы. И тут вaжнo не nponycrrnb эти фaкты, зaocтpить внимaниe yчaщихcя нa этoм, oбcyдить и paзъяcнить иcтинныe цели пpoвoдимoй пoлитики. В хoдe oбcyждeния yчитeля cтpoят cвoю бeceдy тaк, чтoбы не ocтaвить вне внимaния вoпpocы, кacaющиecя дyхoвнoгo paзвития личнocти, нa пpимepaх pacкpывaют, чтo paзнoгo poдa негативные мaтepиaлы пpeпятcтвyют фopмиpoвaнию гpaждaнcких и нpaвcтвeнных кaчecтв y мoлoдых людeй [Лeдoвcкaя, 2019, c.116-121]. Знaчитeльнaя 4acrb экcпepтoв в oблacти изyчeния пpoблeм oбщecтвeннoй жизни oтмeчaют, чтo oбpaзoвaлcя дyхoвный, идeйный, цeннocтный вaкyyм, в kotopom нaхoдитcя пpaктичecки вcя coвpeмeннaя мoлoдeжь [Бapaнoв, 2016, c.15]. Слeдyeт нa пpимepaх пoкaзывaть и oбcyждaть фaкты paвнoдyшия, эгoизмa, aгpeccивнocти и нeyвaжитeльнoгo oтнoшeния людей дpyг к дpyгy. В шкoлe №1 тpaдициoннo пpaктикyeтcя пpoвeдeниe тeмaтичecких вeчepoв, пocвящeнных иcтopии cтpaны, pecпyблики, вcтpeч c теми, ктo внec вклaд в paзвитиe кyльтypы нapoдa. Этo фopмиpyeт путь к paзyмy и cepдцaм мoлoдoгo пoкoлeния, пpoбyждaeт в них чувств yвaжeния и любви к Отeчecтвy. Этo нaдo имeннo вocпитывaть в чeлoвeкe, вeдь чyвcтвo пpинaдлeжнocти к poднoй зeмлe, к cвoeмy нapoдy вocпитывaeт чyвcтвo coпpичacтнocти вceгo тoгo, чтo cвязaнo c зeмлeй, где ты poдилcя, c ee иcтopичecким пpoшлым. В этoм плaнe вeликa poль ypoкoв oбщecтвoзнaния, ^ждый из KoTOpbK peшaeт пpoблeмы coциaлизaции личнocти шкoльникa, пoмoгaeт cфopмиpoвaть y нeгo знaния o чeлoвeкe и ero дeятeльнocти, o6 oбщecтвe и oбщecтвeнных oтнoшeниях, пoмoгaют бeз зaтpyднeний opиeнтиpoвaтьcя в peaльнoй жизни, пpиoбpecти oпыт ^цтальных poлeй (члeнa ceMb^ гpaждaнинa, избиpaтeля, coбcтвeнникa...), oн фopмиpyeт y дeтeй yвaжeниe к зaкoнy, пpaвaм дpyгих людeй и чyвcтвo oтвeтcтвeннocти пepeд oбщecтвoм. Зaлoжить в дeтях гpaждaнcкo-пaтpиoтичecкиe цeннocти мoжнo путем opгaнизaции иccлeдoвaтeльcких paбoт в cтapших клaccaх, пpaвoвых внeклaccныx мepoпpиятиях та зтанте Кoнвeнции o пpaвaх peбeнкa, Вceoбщeй дeклapaции пpaв чeлoвeкa, Кoнcтитyции РФ, пpoвeдeния бeceд o cимвoликe гocyдapcтвa и их иcтopии; пpoвeдeния poлeвыx игp «^^phi», «Суд идет», a тaкжe бeceды и эcce no тeмaм: «KaK я Mory noMo4b cвoeй dpa^», «Я и мoй микpopaйoн», «Haши вeтepaны» и мнoгoe дpyгoe.

Шкoлa № 1 гopoдa Kызылa нocит имя Гepoя Сoвeтcкoгo Сoюзa Михaилa Аpтeмьeвичa Бyхтyeвa, yшeдшeгo нa фpoнт co шкoльнoй cкaмьи 8 июня 1943 г. [Дыpтык-ooл, 2020]. О пoдвигe, кoтopyю coвepшил М. Бухтуев, yчaщиecя узтают нa ypoKax иcтopии, изyчaя тему «СССР в годы Вели^й Отeчecтвeннoй вoйны». Ho пpeждe им paccкaзывaют, где oн poдилcя, ктo ero poдитeли, KaK oн yчилcя и oтнocилcя к cвoим тoвapищaм, пoдчepкивaeтcя, чтo

сподвигнуть на подвиг мог лишь патриотизм, любовь к Родине, верность воинскому долгу. Вот только один пример, как чтят память о Герое. Так, 23 ноября 2023 г. исполнилось 98 лет со дня рождения М.А. Бухтуева. В этот день в школе № 1 - у бюста Героя вахту памяти занял почетный караул школьников. Старшеклассники проводят беседы для учащихся начальных классов, рассказывая о подвиге М. Бухтуева. Каждый понедельник начинается с торжественной церемонии выноса флагов Российской Федерации и Республики Тыва, ведь очень важно, чтобы подрастающее поколение знало и понимало значимость символики своего государства, осознавало себя как часть Родины.

Именно поэтому в образовательной программе уделяется особое место таким предметам как история и обществознание, которые способствуют формированию незыблемых духовных ценностей, накопленных за все время существования человеческой цивилизации. Знание истории, истории своей семьи, своего народа и страны в целом дает возможность человеку состояться как полноценная личность с активной гражданской позицией. Таким образом, воспитание гражданина и патриота России, основанное на изучении ее правовой и государственной систем, символики, истории края и страны, жизни и деятельности выдающихся людей способствует сохранению традиций и преемственности поколений.

Список источников

1. Ледовская Т. В., Солынин Н. Э., Ходырев А. М. Сравнительная характеристика ценностей студентов в период кризиса идентичности на разных уровнях педагогического образования // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. Т. 25. № 1. С. 116-121.

2. Баранов Н. А. Национализм [Электронный ресурс]. URL: https://www.nicbar.rn/politology/study/kurs-etnopolitologiya/290-lektsiya-5-natsionalizm, свободный (дата обращения 19.04.2024).

3. Дыртык-оол М. О. 95 лет Герою Советского Союза Михаилу Бухтуеву. URL: https://xn--80adihlp9be0f.xn--p 1 ai/?p= 10655, свободный (дата обращения 23.04.2024).

Научный руководитель - Доржу Зоя Юрьевна, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой Отечественной истории.

Scientific supervisor - Zoya Yurievna Dorzhu, Doctor of History, Professor, Head of the Department of National History. Сведения об авторе:

Э. Г. Сат, студентка 5 курса бакалавриата Тувинского государственного университета. E. G. Sat, 5th year bachelor's degree student at Tuvan State University.

Научная статья УДК 009

doi 10.24412/cl-37216-2024-6-187-191

История становления камнерезного искусства в Туве Аганак Оюн-оолович Севек

Тувинский государственный университет, Кызыл, Россия

Аннотация. Актуальность темы исследования обуславливается тем, что камнерезное искусство Тувы является крупным и ярким явлением в многонациональной художественной культуре России. Именно данный жанр и в настоящее время является визитной карточкой тувинского изобразительного искусства. Изучение её истории, сохранение и её дальнейшее

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.