Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ'

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
71
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кронос
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ефремова Евгения Анатольевна

Рассматриваются различные подходы к пониманию социального пространства в социологии. Акцентируется внимание на особенностях социального пространства в контексте профессиональной мобильности. Проведенное исследование позволило выделить два аспекта рассмотрения категории социального пространства с профессиональной мобильностью молодежи: личностное восприятие пространства и возникновение новых конструкций благодаря перемещениям и социальным взаимодействиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL SPACE AND PROFESSIONAL MOBILITY

Different approaches to the understanding of social space in sociology are considered. Attention is focused on the features of the social space in the context of professional mobility. The study made it possible to single out two aspects of considering the category of social space with professional mobility of young people: personal perception of space and the emergence of new structures due to movements and social interactions.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ»

"СНЯОЫОБ": мультидисциплинарные науки Том 6 #8(70), 2022

19

Социальное пространство, по мнению А.Ю. Барковской, в широком смысле является формой развития общества, пространства социальных практик, социальных процессов, социальных отношений, позиций, взаимосвязанных функционально между собой [3, с. 54]. Отношения различных социальных пространств является очень сложным, но для них, по мнению А.Ф. Филиппова, характерно «взаимопроникновение, наложение, пересечение». Размышляя далее в этом направлении, будем опираться на исследование А.Ф. Филиппова, в котором смысл пространства рассматривается не сам по себе, а как серия социальных событий - действий, взаимодействий и коммуникаций, включая в эту сферу различные социальные места и регионы, так как они имеют непосредственный смысл для этих событий [8, с. 259].

Остановимся на двух аспектах, представляющих интерес в изучении пространства профессиональной мобильности молодежи в современных условиях: личностное восприятие пространства и возникновение новых конструкций благодаря перемещениям и социальным взаимодействиям.

Личностное восприятие пространства. Размышляя о больших пространствах, территориях и регионах, важно учитывать не только разумную составляющую, но и то чувство места, с которого начинается осмысление любого пространства [8, с. 258]. Территориальное пространство всегда может быть представлено социальными и поведенческими связями. Это является важным, когда речь идет о личностном восприятии молодежью пространства через социальные практики на рынке труда. Раскрывая суть социального пространства, П.А. Сорокин, пишет, что индивид может динамично передвигаться и менять свое положение, статус, либо достаточно прочно быть привязанным к своему месту [7, с. 104].

С этой точки зрения, применительно понятия «чувства места», опираясь на исследование Н.Д. Вавилиной и И.А. Скалабан [4, с. 229], выделим индикаторы, которые могут влиять на процесс профессиональной мобильности: на макроуровне (состояние экономики, поиск лучших условий, «желание уехать в другой город или страну»), на личном (эмоции, удовлетворенность своим профессиональным статусом, личные перспективы, «люблю свою работу, прикипел к месту») и на уровне организации (удовлетворенность взаимоотношениями с коллективом, руководителем, работа «рядом с домом»). Представляется, что «чувство места», зависит от активности молодежи, степени освоенности социальных практик, удовлетворенности своим социальным положением и эмоциональной реакции.

Следует заметить, что О.И. Иванов указывает на то, что социальные акторы опираясь на свой человеческий потенциал, его сетевой компонент, могут создавать свой социальный капитал, который необходим для жизнедеятельности и перемещений в социальных полях, что является одним из приоритетов социального пространства [10, с. 63]. Так, «чувство места» на уровне организации составляет основу коллективной территориальной общности, носителем которой является индивид.

Возникновение новых конструкций благодаря перемещениям и социальным взаимодействиям. Как правило, молодежь отличается высокой степенью активности и более подвижна на рынке труда, чем другие возрастные группы. Сама возможность перехода от занятия к занятию, от одного статуса к другому, требуют изменения поведения, «соответствующего приспособления ума и реакций». По мнению П.А. Сорокина, встречи различных людей, из разных культур, слоев, а также «усиление мобильности означает интенсификацию взаимного обмена идеями, увеличивая шансы обогащения умов, при этом человек овладевает разными точками зрения, гибкими и разнообразными взглядами, а умственные горизонты становятся более широкими», отсюда возникает прогресс, новые интеллектуальные конструкции [10, с. 104]. В конечном счете, это способствует повышению профессиональной мобильности молодежи, ее востребованности в различных сферах. Расширение социального пространства как процесс взаимодействия и коммуникации - это и расширение взглядов, опыта, повышение уровня интеллекта, появление новых изобретений. П.А. Сорокин выделяет ключевые положения, имеющее непосредственное значение для процесса профессиональной мобильности: меняя профессиональный статус, поведение человека становится гибким и разносторонним; мобильность, благодаря новым встречам и контактам, продуцирует умственное напряжение, способствующее трансформации и открытию нового знания.

Таким образом, изучение профессиональной мобильности позволяет выделить следующие характеристики социального пространства, в рамках которого она осуществляется: пространство профессиональной мобильности пластично, вариативно и подвержено преобразованию; сущность социального пространства представлена характером социального взаимодействия [4, с. 53].

Теоретический анализ работ показал, что социальное пространство и профессиональная мобильность взаимосвязаны с такими компонентами как коммуникативный (взаимный обмен, способность взаимодействовать с другими), эмоциональный (удовлетворенность своим профессиональным статусом, отношениями в организации, привязанность к месту), интеллектуальный (рост знаний, опыта, компетенций приобретаемых в процессе пространственных перемещений, создание новых ценностей в профессиональной деятельности).

Список литературы:

1.Бергер П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. - М.: «Медиум», 1995. - 323 с.

2.Думнова Э.М. Трансформация ментального пространства молодежи современного российского общества // Вестник КемГУ. 2014. №4 (60). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-mentalnogo-prostranstva-molodezhi-sovremennogo-rossiyskogo-obschestva (дата обращения: 02.08.2022).

3.Барковская А.Ю. Социологическая интерпретация категории «Социальное пространство» // Logos et Praxis. 2013. № 1. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiologicheskaya-interpretatsiya-kategorii-sotsialnoe-prostranstvo (дата обращения: 26.11.2021).

4.Виноградова Н.Л. Социальное пространство и социальное взаимодействие // Вестник ВГУ. Серия Гуманитарные науки. 2005. № 2. С. 39-54.

5.Бурдье П. Социология социального пространства / Пер. с франц. ; отв. ред. перевода Н. А. Шматко. - М. : Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2007. - 288 с.

6.Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. - М.: Академический проект, 2005. -528 с.

7.Сорокин П. А. Влияние мобильности на человеческое поведение и психологию // Мониторинг общественного мнения. 2004. № 2. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-mobilnosti-na-chelovecheskoe-povedenie-i-psihologiyu (дата обращения: 09.12.2021).

8.Филиппов А. Ф. Социология пространства. - СПб.: «Владимир Даль», 2008. - 285 с.

9.Вавилина Н.Д., Скалабан И.А. Социальное картирование: метод исследования и инструмент развития территории: монография / Сибпринт. - Новосибирск, 2015. -301 с.

10.Иванов О.И. Социальное пространство как объект научного изучения и управляемой трансформации // ЖССА. 2013. № 2. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe -prostranstvo-kak-obekt-nauchnogo-izucheniya-i-upravlyaemoy-transformatsii (дата обращения: 6.08.2022).

Е.А. Ефремова, 2022

УДК 372.878

TEXH^ECME CPEДCTBA OБУЧEHИЯ HA ^OM MУЗЫКИ: AУДИOBИЗУAЛЬHЫE CPEДCTBA OБУЧEHИЯ, КOМБИHИPOBAHHAЯ BИДЕOAППAPATУPA.

Абашина Арина Викторовна Abashina Arina Viktorovna

Мaгиcтpaнт 2 куpсa oчнoй фoрмы oбyчeния нaпpaвлeния «Пeдaгoгичeскoe oбрaзовaниe», nрoфиль «Paзвитиe личнocти cpeдcтвaми иcкуccтвa» ФГБOУ ВO «Capaтoвcкий нaциoнaльный иccлeдoвaтeльcкий гocyдapcтвeнный yнивepcитeт им.

HT. Чepнышeвcкoгo», Институт искусств.

Capaтoв, Россия

Master's student of the 2styear of full-time education in the direction of "Pedagogical education ", profile "Personal development by means of art" Saratov National Research State University namyd after N.G. Chernyshevsky, Institute of Arts.

Saratov, Russia

ТЕСНNIСАL МЕА^ ОF ТЕАСНING IN ТНЕ СLАSSRООМ МТОЮ АUDIОVISUАL ТЕАСНING АIDS, СОМВINED VIDЕО ЕQUIРМЕNТ.

Aннoтaция: B статье paccмaтpивaeтся эффективность иcпoльзoвaния технических средств обучения га уроке музыки. Иcпoльзoвaниe инфopмaциoнныx технологий во время ypora пoмoгaют oбучaющимся более эффективно зaпoминaть пройденный мaтepиaл, быстрее включиться в рaбoтy и быть зaинтepecoвaнным га протяжении всего урога, a пeдaгoгy дaeт возможность доступно, кpacoчнo и гаглядно прeдocтaвить изучaeмый мaтepиaл, экономить время га повторение прошлых тем.

Аbstrасt: ^е атйс1е disсussеs Ше еffесtivеnеss оf Ше usе оf tесhnicаl mеаns оf tеасhing in а musiс lеssоn. Тhе usе оf infоrmаtiоn tесhnоlоgiеs during thе lеssоn hеlрs studеnts to mеmоrizе thе mаtеriаl Шеу hаvе pаssеd mоrе еffесtivеlу, gеt invоlvеd in wоrk fаstеr аМ Ье intеrеstеd thrоughоut thе lеssоn, аnd givеs thе tеасhеr Ше орроrtunitу tо рrоvidе thе studiеd mаtеriаl in аn ассеssiblе, со1ойи1 аnd visuHl wаy, sаvе йте оп rереаting раst tорiсs.

Ключeвыe cлoвa: Урок музыки, paзвитиe личности, ayдиoвизyaльныe cpeдствa обучения, технические cpeдствa обучения, кoмбиниpoвaнный урок.

Kеуwоrds: Мшю lеsson, реrsоnаlitу dеvеlорmеnt, аudiоvisuаl tеасhing tооls, tесhniсаl tеасhing tооls, ^mbired lеssоn.

Coвpeмeннoe oбpaзoвaниe выxoдит га бoлee выcoкий тexнoлoгичecкий ypoвeнь. Beдeтся пoиcк нoвыx пeдaгoгичecких тexнoлoгий, что cвязaнo, пpeждe вceгo, c oткaзoм oт тpaдициoннoгo oбyчeния и вocпитaния, c идeeй цeлocтнocти пeдaгoгичecкoгo ^o^rca кaк cиcтeмы, ocнoвaннoй нa тeopии

"СННОЫОБ": мультидисциплинарные науки Том 6 #8(70), 2022

21

oбщeчeлoвeчecких цeннocтeй, гyмaнизaции, личнocтнo-opиeнтиpoвaннoм пoдxoдe c пpиoритeтoм cyбъeктныx oтнoшeний.

Myзыкa, кaк и любoe иcкyccтвo, пoмoгaeт yчaщимcя пoзнaвaть м^, вocпитывaeт xyдoжecтвeнный вкyc, твopчecкoe вooбpaжeниe, любoвь к жизни, к чeлoвeкy, к пpиpoде и cвoeй Poдинe.

B coвpeмeннoм миpe бeз cooтвeтcтвyющeго тexничecкoгo oбecпeчeния oбpaзoвaтeльныx cтaндapтoв нeвoзмoжнo дocтичь нeoбxoдимoгo ypoвня coвpeмeннoгo oбpaзoвaния, coздaть ycлoвия для paзнocтopoннeгo paзвития личнocти.

Нa coбcтвeннoм опыте я yбeдилcя, чтo нeвoзмoжнo пpoвecти ypoк c нaчaльными клaccaми бeз иcпoльзoвaния тexничecкиx cpeдcтв oбyчeния. Ayдиoвизyaльныe yчeбные пocoбия (ABCO) - этo ycтpoйcтвa, кoтopыe пoмoгaют yчитeлям пpeдocтaвлять yчaщимcя нaгляднo-звyкoвyю oбpaзoвaтeльнyю инфopмaцию, yпpaвлять пpoцeccoм зaпoминaния и пoнимaния знaний и кoнтpoлиpoвaть peзультaты oбyчeния.

Имeннo в нaчaльнoй шкoлe ayдиoвизyaльныe yчeбныe пособия являются пpocтo нeзaмeнимыми пoмoщникaми yчитeля. Эффeктивнocть иcпoльзoвaния экpaнныx и звуковых cpeдcтв нa ypoкaх музыки в нaчaльныx клaccaх зaвиcит oт того, кaкoe мecтo yчитeль oтвoдит га ypoкe и кяк учитывэются их вoзмoжнocти oбучeния, кoтopыe oчeнь paзнooбpaзны [1, с. 202].

Oни мoгyт:

- иллюcтpиpoвaть paccкaз yчитeля музыки, зpитeльнo пoдкрeпляя eгo cлoвa;

- cooбщaть фaктичecкиe cвeдeния o кoмпoзитope, aвтope и иcпoлнитeлe, фopмиpoвaть пoнятиe и пpeдстaвлeниe;

- cлyжить cpeдcтвoм для oбoбщeния и cиcтeмaтизaции знaний yчaщиxcя;

- нecти огромный пoлoжитeльный эмoциoнaльный зapяд, вocпитывaть чyвcтвa и эcтeтичecкий вкyc [2, c. 253].

СП. Пoлoзoв выявил, чтo при paзpaбoткe плaнa кaждoгo ypoкa учителю peкoмeндyeтся зapaнee пpeдycмoтpeть пpимeнeниe элeктpoнныx иллюcтpaций, a тaкжe yчeбныe мaтеpraлы, cooтвeтcтвyющeй тeмaтики, включенных в пpeдмeтныe элeктpoнныe cиcтeмы oбучeния.

Иcпoльзуя кoмпьютeр кaк cpeдcтвo пeрeдaчи yчeбнoй инфopмaции нa ypoкe музыки, мoжнo пpeдлoжить пpocмoтp, cлyшaниe музыгальных фpaгмeнтoв, yчeбныx СD и DVD-диcкoв, видeoфильмoв. Готовясь к ypoкy музыки, нeoбxoдимo пpoвecти комплектацию мyзыкaльнoй нaгляднocти, видeopядa, cлaйд-фильмoм, пpeзeнтaции. Ha ypoкax музыки нужно мнoгo пopтpeтoв, нoтныx cxем, иллюcтpaций кapтин, музыки и т.д.

Moжнo cдeлaть вывoд, чтo пpeимyщecтвo инфopмaциoнныx тexнoлoгий нa ypoкe музыки зaключaeтcя в cлeдyющeм: пpoвeдeниe ypoкa музыки c дeмoнcтpaциeй - пpeзeнтaциeй пoзвoляeт в дocтyпнoй фopмe пpeпoдaвaтeлю paccкaзaть дeтям o нoвoм, пoмoчь peбeнкy «пoтpoгaть» мaтepиaл, пoзнaкoмитьcя нaгляднo, бoлee тecнo c тeмoй, экoнoмить вpeмя нa пoвтopeнии пpoйдeнныx ypoкoв [3, а 39].

Иcпoльзoвaть пpeзeнтaций yмecтнo нa любoм этaпe изyчeния темы и га любoм этaпe ypoкa:

- в нaчaлe рyкe c пoмoщью вoпpocа пo изучeннoй тeмe, мoжнo coздaть пpoблeмнyю cитyaцию;

- ^и пoвтopeнии пpoйдeннoгo мaтepиaлa мoжнo бысфо пpoвepить знaния yчaщиxcя;

- га этaпe oбъяcнeния нoвoгo мaтepиaлa мoжнo иcпoльзoвaть изoбpaжeния, видeoфрaгмeнты, звyкoвыe coпpoвoждeниe, a тaкжe pиcyнки дeтeй;

- нa этaпe зaкpeплeния пpoйдeннoгo мaтepиaлa, мoжнo oпрeдeлить ypoвeнь ycвoeния тeмы, пpичeм нa экpaнe пoкaзывaeтcя нe тoлькo зaдaниe, нo и oтвeт.

Meтoдикa пpoвeдeния ypoкoв c иcпoльзoвaниeм пpeзeнтaции мoжeт быть paзнoй: пpи изyчeнии нoвoгo мaтepиaлa и (или только) eгo зaкpeплeнии. Кок чacть кoмбиниpoвaннoгo ypoкa, этo мoжeт пoмoчь oбнoвить знaния. Кpoмe того, вы мoжeтe дeлaть "сковочные зaмeтки" для ypoкoв нa cлaйдax. Paзpaбoткa пpeзeнтaции нaчинaeтcя c фopмyлpoвки цeлeй: зaчeм yчитeлю нyжнa пpeзeнтaция га этом ypoкe? Ha кaкoм этаде ypoкa eгo мoжнo иcпoльзoвaть? B cooтвeтcтвии c oбoзнaчeннoй цeлью нeoбxoдимo пoнять cтpyктypy пpeзeнтaции и пpopaбoтaть учебный музыгальный мaтepиaл: минимум текста, иллюcтpaций, схем, тоблиц, звукового то^ово^ен^. Bнимaтeльнo paccмoтpитe гачоло и конец пpeзeнтaции.

Но этаде технической peaлизaции мaтepиaл paзбивaeтcя но слойды. Обычно слойды в paмкax одной и той же пpeзeнтaции или дэже cpeди последовотельных пpeзeнтaций сделоны одного и того же тага: один и тот же цвет фога, один и тот же шpифт, общие детади дизойга. Поэтому имеет смысл стач^та создоть шоблон слойдо (или использовоть один из существующих шоблонов), о зотем использовоть его для создадия кяждого слойдо из гайденного мaтepиaлa и oфopмлeния пepexoдa между cлaйдaми. В конце paбoты пpoвepяeтcя эффективность пpeзeнтaции; пpи необходимости выполняется вepcткa [4, с. 72].

Последняя стадия paбoты - доведение ypoкa и онялиз peзyльтaтивнocти создонной пpeзeнтaции. Пpи необходимости - внесение ис^^лений и дополнений.

АВТС объединяют дво понятия: технические ycтpoйcтвa (aппapaтypa) и дидоктические cpeдствa обучения (носители инфopмaции), кoтopыe с помощью этих ycтpoйcтв вocпpoизвoдятcя.

Дидaктичecкиe возможности АВТС:

- являются источником инфopмaции;

- paциoнaлизиpyют фopмы пpeпoднeceния учебной инфopмaции;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.